Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 6. Западная философия XIX - XX вв.

Поиск

Философия марксизма. Отношение к философским идеям Г.Гегеля и Л.Фейербаха. Материализм и диалектика. Основной вопрос философии. Диалектическое понимание материи. Проблемы теории познания. Учение об истине. Основные положения марксистского понимания истории. Отношение общественного сознания к общественному бытию. Определяющая роль способа материального производства в жизни общества. Диалектика производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Общественный прогресс и его критерии. К.Маркс о классах и классовой борьбе, социалистической революции, диктатуре пролетариата, основных чертах коммунистической формации.

Позитивизм в XIX веке. Программа "позитивной философии" О. Конта. Философия и наука, предмет философии. Классификация наук. "Закон трех стадий развития человеческого духа" Конта. Социология в системе наук. Дж. Милль: утилитаризм, индуктивизм, феноменология. Эволюционизм и органическая теория общества Г. Спенсера.

Эмпириокритицизм. Гносеология Э. Маха: элементы опыта, экономия мышления, описательность. Теория принципиальной координации Р. Авенариуса. Теория иероглифов /Г.Гельмгольц/. Конвенционализм /А.Пуанкаре/. Эмпириокритицизм в России /А. Богданов, П. Юшкевич/, его критика В.И. Лениным.

Неокантианство. Марбургская школа. Критика кантовской "вещи в себе" и логика науки (Г.Коген, П.Наторп). Баденская школа неокантианства. Противопоставление социологии естествознанию, аксиологическая трактовка социального (В.Виндельбанд, Г.Риккерт).

Иррационализм. Волюнтаризм А. Шопенгауэра. Мир как воля и как представление. Метафизика морали. Пессимизм и аскетизм.

Философия Ф.Ницше. Мир как «пунктуация воли». Аполлоническое и дионисийское начала в человеке. Критика коллективистской морали. Нигилизм. Воля к власти и идеал сверхчеловека. Идея вечного возвращения. Творчество и самоутверждение человека.

Интуитивизм А. Бергсона. Жизнь как поток переживаний субъекта. Жизненный порыв. Интеллект и интуиция в творческой эволюции человека. Социальный элитаризм.

Сложность и противоречивость социального развития в XX в. Их отражение в многообразии и взаимообусловленности философских направлений и школ. Мистицизм и реализм. Рационализм и иррационализм. Сциентизм и антисциентизм. Индивидуализм, антропологизм, социологизм, глобализм.

Проблема взаимоотношения науки и веры. Основные тенденции западной религиозно-философской мысли в XX в.: католическая (неотомизм, неоавгустинианизм) и протестантская ("диалектическая теология") философия. "Интеграционный гуманизм" Ж. Маритена. Религиозно-философская система П.Тейяра де Шардена.

Сближение теоретической и практической функций познания. Прагматизм. Переоценка классического подхода к пониманию истины. Истина как целесообразность, практическая обоснованность. Прагматизм в контексте американской духовной традиции: Ч.Пирс, У.Джеймс, Д.Дьюи.

Проблема психологического в жизни человека и общества. Фрейдизм как философское мировоззрение. Психоанализ и философия неофрейдизма. Аналитическая психология К.Юнга и коллективное бессознательное. Архетип и символ. Гуманистический психоанализ Э.Фромма.

Сознание и реальность. Понятие феномена – натуралистического коррелята сознания. Феноменология как учение об предметно ориентированных и субъективно синтезированных продуктах деятельности сознания. Метод феноменологической редукции. Сведение «объективного» к психическому представлению о нем.

Уникальность человеческого бытия. Понятие экзистенции. Проблема подлинности и неподлинности человеческого существования. Экзистенциальная философия. Социально-исторические и духовные истоки экзистенциализма. Свобода и экзистенция. Светский (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю) и религиозный (К.Ясперс) экзистенциализм.

Проблемы понимания, объяснения, толкования в культуре ХХ в. М.Хайдеггер: герменевтика как феноменология человеческого бытия. Философская герменевтика Г.Гадамера.

Философия науки. Эволюция позитивизма. Аналитическая философия. Становление и источники: Дж. Мур, Б.Рассел, Л.Витгенштейн. Основные темы аналитической философии. Р.Карнап. Неореализм. Критический рационализм. К.Поппер. Постпозитивизм и философия науки. Г.Башляр, Т.Кун, И.Лакатос, С.Тулмин, П.Фейерабенд.

Эволюция философской антропологии. Идеи философской антропологии М. Шелера. Структурализм в гуманитарных науках и философский структурализм. Структурная антропология К. Леви-Строса.

 

Тема 2.7. Русская философия

Основные черты русского типа философствования. Влияние западноевропейской культуры, религии, философии.

Зарождение философии на Руси в XI - XVII вв. Развитие внутри христианско-религиозного мировоззрения. Слитность с общественной психологией и культурой. Церковно-властная ориентация. Учение Илариона о законе и благодати, осмысление идеи богочеловечества. Филофей: «Москва – третий Рим». Максим Грек о «нестяжательстве».

Русская философская мысль XVIII в. Развитие в условиях укрепления абсолютной монархии. Европеизация. Секуляризация. Призыв к социальному действию. Превращение в самостоятельную ветвь русской культуры. М.В.Ломоносов: философия и естествознание, механицизм, атомизм. А.Н. Радищев как просветитель, гуманист, критик российской политической системы. Трактовка естественного права и общественного договора.

Русская философия XIX в. Становление русского национального самосознания. П.Я. Чаадаев. Оценка исторического прошлого России и размышления о ее настоящем и будущем. Западничество и славянофильство 30-50-х гг. Религиознаяисториософия. Полемика о своеобразии исторических судеб России.

Философия русской радикальной демократии 50-60-х гг. А.И.Герцен. Разработка диалектического метода. Преодоление объективного идеализма на почве реализма. Критика идеи разумности истории. "Русский социализм". Н.Г.Чернышевский. Материалистическая трактовка антропологического принципа в философии. Социалистическая теория и пути развития России. Д.И.Писарев: материализм и наука.

Философская мысль народников. Социально-философские позиции и концепция анархизма М.А.Бакунина. П.Л.Лавров: субъективная социология, роль личности в истории. Н.К.Михайловский: субъективный метод в социологии и проблема личности. "Герой" и "толпа".

Русская философия конца ХIХ в. Формирование самобытных национально окрашенных философских систем. В.С. Соловьев. Критика философии "отвлеченных начал". Программа "цельного знания". Философия всеединства. Философия истории и моральная философия. Н.Ф.Федоров. "Философия общего дела". Проблема смерти и победы над ней.

Русская религиозная философия начала XX в. Основные идеи философии С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, С.Н.Трубецкого, Е.Н.Трубецкого, С.Л.Франка. Религия как предпосылка объективного и субъективного мира. Софиология. Тождество знания и веры. "Всеединство" и "соборность". Экзистенциально-религиозная философия. Н.А.Бердяев. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Идея свободы и персонализм. "Русская идея". Русский космизм. К.Э. Циолковский. В.И. Вернадский: учение о ноосфере.

Марксистская философия в России. Г.В. Плеханов. В.И. Ленин. Интерпретация теории общественно-экономических формаций, общественного бытия, классов, государства и революций.

Советская философия середины – второй половины ХХ в. "Диалектический и исторический материализм" в систематической форме. Основные проблемы и дискуссии в российской философии конца ХХ - начала XXI вв.

Раздел 3. Онтология



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.244 (0.009 с.)