Тема 5.5. Проблемы современной цивилизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5.5. Проблемы современной цивилизации



Идея общественного прогресса в истории философской мысли. Идеи нисходящего движения человечества от золотого века к железному. Античные надежды на благотворную роль государства. Религиозный фатализм, провиденциализм средневековья. Мысли Д.Вико об историческом круговороте: божественной, героической, человеческой эпохах в жизни каждого народа. Просвещение: акцент на разум, нравственность, гуманизм сообщества свободных и равных людей. О. Конт о теологической, философской, позитивной стадиях развития общества.

Марксистская теория общественно-экономических формаций и социального прогресса на основе развития способа производства. Первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое общества. Предположения о коммунистическом обществе. Попытки реализации марксистских идей. 

О. Шпенглер об историческом процессе как последовательности самостоятельных культур (египетской, индийской, вавилонской, китайской, греко-римской, западноевропейской, майи, русской). Идеи А.Тойнби об истории как последовательности цивилизаций, проходящих фазы рождения, роста, крушения, разложения и гибели. Движущая сила цивилизаций – творческое меньшинство.

Концепции единства и преемственности общественного развития. Стадии экономического роста по У.Ростоу: традиционное общество, переходное общество, сдвиг, зрелость, массовое потребление. Теории технологического детерминизма и технократизма. Д.Белл, Р.Арон, Д.Гелбрейт и др. о доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществах. Развитие концепции информационного общества в трудах Э.Тоффлера, И.Масуды и др.

    Проблема воздействия личности на ход исторического процесса. Выдающиеся личности, их черты, проявления, роль в обществе. Объективная и субъективная обусловленность появления и действий выдающихся личностей. Недопустимость фатализма и волюнтаризма, навязывания обществу форм развития, не соответствующих традициям и социально-экономическим реалиям.

 Сущность и критерии глобальных проблем. Типология глобальных проблем современности. Интерсоциальные проблемы. Проблемы систем «Человек – общество» и «Природа – общество». Специфика социально-философского осмысления глобальных проблем. Различные подходы к глобальным проблемам. Теории  "пределов роста", "органического роста", устойчивого развития на основе коэволюции. Критика ограниченности технократического мышления. Реализация гуманистического потенциала научно-технического прогресса. Показ порочности войны как средства политики, инструмента решения общественных проблем. Необходимость поиска решения глобальных проблем, сплочения всех мировых прогрессивных сил на основе защиты жизни на Земле.

 

Вопросы для экзамена

по дисциплине «Философия»

1. Мировоззрение: сущность, структура, социальная роль.

2. Исторические типы мировоззрения.

3. Сущность и структура философского знания.

4. Генезис и основные функции философии.

5. Роль философии в культуре. Функции философии.

6. Основные направления философии.

7. Философская мысль в Древней Индии.

8. Философские учения Древнего Китая.

9. Античная философия, ее особенности и этапы развития.

10. Сократ и его вклад в философию.

11. Философия Платона.

12. Философская система Аристотеля.

13. Особенности философии Средневековья.

14. Патристика. Августин Блаженный.

15. Схоластика. Номинализм и реализм в философии Средневековья. Фома Аквинский и его учение.

16. Основные черты и представители философии эпохи Возрождения.

17. Пантеизм как философское мировоззрение. Философские взгляды Н. Кузанского.

18. Характерные черты и представители философии Нового времени.

19. Философское учение Ф. Бэкона.

20. Философия Р. Декарта.

21. Философия эпохи Просвещения. Французский материализм XVIII века.

22. Источники и особенности немецкой классической философии.

23. Философское учение И. Канта.

24. Философская система Г. Гегеля.

25. Иррационализм философии А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона.

26. Основные идеи философии марксизма.

27. Основные этапы и характерные черты развития русской философии.

28. Русская философия XVIII в. М.В. Ломоносов. А.Н. Радищев.

29. Славянофилы и западники в русской философской мысли.

30. Русская религиозная философия конца XIX – начала XX вв.

31. Феноменология как течение философии.

32. Философские идеи фрейдизма.

33. Экзистенциалистский тип философствования.

34. Философская герменевтика.

35. Философский смысл проблемы бытия.

36. Философское учение о материи.

37. Формы бытия материи.

38. Диалектика: сущность, принципы, законы и категории.

39. Сущность и генезис человека: основные подходы.

40. Личность как субъект и объект общественной жизни.

41. Проблема смысла жизни человека.

42. Сознание: его происхождение и сущность.

43. Структура сознания.

44. Сознание и язык. Проблема бессознательного.

45. Проблема познаваемости мира, ее решение в истории философии.

46. Чувственное познание и его формы.

47. Логическое познание и его формы.

48. Истина и ее критерии.

49. Наука: сущность, особенности и функции.

50. Система методов научного познания.

51. Понятие общества и его типология.

52. Структура общества.

53. Свобода и ответственность личности.

54. Природа и общество. Проблема экологии.

55. Понятие культуры, ее структура и функции.

56. Основные сферы общественной жизни.

57. Духовная жизнь общества. Структура общественного сознания.

58. Понятие цивилизации, развитие идеи цивилизации.

59. Ценности в жизни человека и общества.

60. Философское осмысление глобальных проблем современности.

 

                              

 

 

Оценивание экзамена

Критерии Баллы
Твёрдое знание программного материала, грамотный и правильный ответ студента на вопросы билета, умение свободно, логически чётко и ясно излагать ответы на дополнительные вопросы, демонстрация навыков и умений актуализировать теоретические знания. 80-100
Полное знание программного материала студентом, успешно, без существенных недочётов, ответившего на вопросы экзаменационного билета. Студент при ответах на дополнительные вопросы обнаруживает знания логических связей вопросов с другими разделами курса, предоставляя, однако недостаточно чёткие ответы. 59-79
Студент обнаружил знания только основного материала, но не усвоил детали и допускает ошибки принципиального характера по основным и дополнительным вопросам, не справляется с вопросами, предусмотренными программой, допускает погрешности в ответе; для устранения допущенных ошибок необходимо руководство преподавателя; при ответах на дополнительные вопросы не может увязать материал со смежными разделами курса. 37-58
Студент допускает пробелы в знаниях основного программного материала, принципиальные ошибки в основных и дополнительных экзаменационных вопросах, не способен к их исправлению без дополнительных занятий по дисциплине. 36 и менее

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.01 с.)