Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 4. Заслуженный учитель России↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Николай Иванович Даньшов (12.11.1951 г.) Даньшов Николай Иванович родился и вырос в селе Ташла. В 1969 году, закончив Ташлинскую среднюю школу, отправился в далёкий солнечный город Баку, чтобы осуществить свою давнюю мечту – стать офицером. Успешно сдав экзамены в Каспийское высшее военно-морское училище, уже принимал поздравления тамошних курсантов, но… судьба распорядилась по-своему. Быть на море и не искупаться?! И вот результат: последняя медицинская комиссия, к огромному разочарованию Даньшова, предложила приехать на следующий год. Вернувшись в родное село, пошёл туда, где нужны были рабочие руки – грузчиком в сельхозтехнику. Уже тогда молодой Даньшов Н.И. считал, что любая работа незазорна. Затем – курсы шофёров, служба в рядах Советской Армии. Вспоминая то время, Николай Иванович с благодарностью и уважением говорит о тех, кто помогал в его становлении как человека, учил житейской мудрости. В 1973 году тропинка судьбы привела Даньшова Н.И. в Ташлинский детский дом, где и началась его педагогическая деятельность. Ни разу не пожалел Николай Иванович о том, как сложилась жизнь, о крутом повороте в судьбе. В 1978 году окончил географический факультет Оренбургского педагогического института. В 1979 году поступил в Ленинградский педагогический институт им. Герцена на дефектологический факультет. Всегда Николая Ивановича отличала серьёзность, добросовестное отношение к делу, инициатива, творческий подход, неравнодушие, но особенное качество – обострённое чувство справедливости – замечали все, в армии сослуживцы так и называли его - «Справедливый». Наступил 1981 год, знаменательный год в жизни Николая Ивановича Даньшова. Николай Иванович назначается директором той самой школы-интерната, детского дома, как привыкли говорить в Ташле, где когда-то начинал воспитателем. «За восемь лет до меня, - вспоминает Николай Иванович,- здесь сменилось три директора: Стовбыра из Городков, Косенков из - Тюльгана, Жерентаев – из Оренбурга. Никто не прижился. Мне школьный друг, работавший в то время в интернате, сходу делает заявление: «И ты больше двух лет не проработаешь!» И это резкое заявление моего одноклассника предопределило всю дальнейшую мою судьбу, мою деятельность и поступки. «Поживём – увидим», - только и сказал я ему. А для себя поставил ясную цель: работать так, чтобы школа стала лучшей не только в районе, но и в области, а за два года этого не сделать, так что трудиться придётся долго, не считаясь со временем. Главное, что нужно было сделать в начале, – это создать коллектив единомышленников и, как говорят, не мешать ему работать». В 1982 году школа переименовывается в Ташлинскую школу-интернат для детей-сирот и заменяется контингент учащихся. Состав воспитанников был подобран из разных школ области. Прошедшие огонь, воду и медные трубы дети были такими, что у педагогов просто не было времени думать о чём-то другом, кроме работы. «Моё согласие на замену учащихся (домашних - на детей-сирот) до сих пор, хотя прошло уже более двадцати лет, имеет свои негативные последствия лично для меня. Что такое не подчиниться районному руководству и не поддержать его мнение, знают и испытали на себе многие руководители», - делится своими мыслями Николай Иванович. И продолжает: «И только по прошествии многих лет, когда перестал существовать Советский Союз, когда сменился общественно-политический строй, когда на первое место вышли деньги и стали закрываться вспомогательные школы, а детей с отклонениями в развитии, по новому закону, разрешили обучать в средних общеобразовательных школах, только тогда все вдруг поняли: не будь перепрофилирована в своё время школа, сегодня она была бы закрыта, а Ташла потеряла бы 160 рабочих мест». Вторым основополагающим делом, объединившим коллектив, было создание при школе хорошего подсобного хозяйства. «Когда руки заняты полезным делом, - считает Даньшов Н.И., - в голове не остаётся места на дурные мысли. Многие наши беды от лени и безделья». Кроме того, школа взяла на себя деревенские заботы о сотрудниках школы: вспашка огородов, обеспечение сеном, дровами. Совместные вылазки на природу, спортивные соревнования, художественная самодеятельность, экскурсии в театр, система мер морального и материального поощрения – всё это сплачивало коллектив, создавало здоровый микроклимат. И когда всё это состоялось, пришли первые успехи и достижения, о которых впоследствии не раз писалось в средствах массовой информации и передавалось по телевидению. У Николая Ивановича свой взгляд на воспитание: чтобы оно было полноценным, в школе должно быть равное количество педагогов-женщин и педагогов-мужчин. Поэтому ещё в 80-ых годах он осуществил свой замысел: в школу пришли инициативные, энергичные молодые мужчины. Пусть не у всех было сначала педагогическое образование, но зато как потянулись к ним мальчишки! Хоккей, футбол, походы – всё вместе! И к образованию, к кадровой политике у Николая Ивановича свой подход. Он считает, что, особенно в наше время, образование необходимо, как никогда. Даньшов Николай Иванович сам освоил профессию дефектолога и других учителей и воспитателей направлял постоянно учиться. Чтобы быть конкурентоспособным, нужно учиться. И коллеги понимали это. Только в 2009 году 22 педагога получили высшее дефектологическое образование, причём обучение проходило в стенах детского дома – сюда приезжали преподаватели Оренбургского педагогического университета. Это была ещё одна инициатива Даньшова Н.И. В феврале 1992 по инициативе Даньшова Н.И. в селе было создано Ташлинское казачье общество. А в феврале 1998 года из мальчишек и девчонок детского дома и средней школы – «Атаманская сотня». В это же время в Ташлинской средней школе были организованы два кадетских казачьих класса. В обращении к этому роду деятельности в воспитании подрастающего поколения, возможно, в некотором смысле осуществилась юношеская мечта Даньшова о военной службе. С присущей ему энергией и энтузиазмом Николай Иванович всё своё время посвящал новому делу, вовсе не связанному с его должностными обязанностями. «Мы хотим возродить традиции казачества, которые основаны на патриотизме, гражданстве, - рассказывает он, - Мы создали лагерь «Атаманская сотня» для того, чтобы наши дети были здоровы и духовно, и физически, чтобы они были закалены и подготовлены к жизни. Парень должен уметь и обувь себе починить, и зашить что-то, ну, а уж на коне проскакать, - считает Николай Иванович, - это должен уметь каждый». По словам Николая Ивановича, «идея лагеря состояла в том, чтобы противостоять современной расхлябанности в среде подростков. Им нужно учиться дисциплине. Многие ребята в будущем настроены продолжить военную карьеру. Когда в армию попадают наши срочники, они практически сразу становятся командирами, их всегда отмечает начальство. Были даже курьезы. Например, родители приводили детей в военный лагерь, чтобы отбить охоту к военной службе, а в результате получалось наоборот: ребенок только укреплялся в своем решении. Думаю, здесь они получали то, чего долго были лишены - возможности общаться». «Главный путь к сердцам детей, - считает Николай Иванович, - это совместный труд. Чем больше дети заняты полезным делом, тем легче с ними работать». Поэтому в интернате было свое мини-сельскохозяйственное производство. Педагоги приучали ребят к самостоятельности, к совместному труду, чтобы по выходе из детского дома они что-то умели, были приучены к взрослой жизни. Поэтому ребята постоянно были чем-то заняты, а заниматься было чем. Детский дом имел 700 га земли, которую ребята вместе с педагогами и другими работниками детского дома сами обрабатывали. По весне в сельхозклассах выращивали рассаду, которую потом высаживали в свой огород, ухаживали за садом, где и сейчас растут яблони, груши, вишня. Так что сами обеспечивали себя овощами, фруктами, делали заготовки на зиму. Была в детском доме и своя животноводческая ферма, где держали коров, лошадей, свиней - поэтому не приходилось покупать мясо и молоко. Ребята здесь учились и огород сажать, и коров доить, и за телятами ухаживать. Умели ребята и педагоги детского дома устраивать и праздники. Два самых главных для них праздника в году - это были День детства и День рождения школы. В эти праздники всегда приглашали много гостей; сельскую администрацию, спонсоров, ветеранов, всех, кто как-то связан с жизнью детского дома. И тогда устраивался большой праздник, который проходил на стадионе, где была сцена, спортивная площадка. Ребята готовили концерты, театральные представления, соревнования, на которых разыгрывался кубок Детства, игры, конкурсы. А вечером на поляне разводили костер, пели песни, играли и танцевали. День рождения школы (3 октября) совпадает еще с несколькими праздниками (День пожилого человека, День урожая). И этот праздник начинался с большого застолья, куда каждый класс приносил овощи, выращенные своими руками. За этот стол садилась вся школа вместе с приглашенными гостями - одной дружной семьей (этот праздник считался в детском доме семейным). Гордостью детского дома являлся да и сейчас является музей, очень красиво оформленный и дающий представление о многих талантах ребят. Здесь различные поделки, выполненные руками детей: В музее также представлены подлинные работы многих оренбургских художников, подаренные детскому дому. Здесь хранятся все грамоты и дипломы, заслуженные ребятами на конкурсах, соревнованиях и фестивалях, а также альбом с фотографиями и памятные книги. А каждый посетитель музея оставляет на память свою запись в специальном альбоме. Надо сказать, что директор и педагоги детского дома заботились не только о воспитании и жизни ребят в период их проживания в детском доме, но и об их будущем. Каждому ребенку за то, что он трудится в подсобном хозяйстве, начислялась зарплата, которая откладывалась на сберкнижку, заведенную здесь на каждого ребенка. Туда же откладываются и пособия, начисленные на ребенка. Таким образом, по выходе из школы, когда подросток остается со взрослой жизнью один на один, у него есть какие-то сбережения. Выпускники приезжали в гости в родной дом, бывало, что уже со своими семьями и детьми, приезжают и к педагогам, которые каждое лето привечали их в своей семье и которые стали для них самыми родными людьми на этом свете. Ташлинский детский дом в 2002 году был назван в числе лучших в России. Вообще, за 30 лет директорства Николай Иванович Даньшов превратил довольно убогий сиротский дом, где каждые два года менялось руководство, в крепкое хозяйство: с садом, огородами, пашней, многочисленными постройками... с большим стадионом и хоккейным кортом, построенным на энтузиазме без единой копейки. С новым медпунктом, оснащенным современным оборудованием... С коллективом сотрудников, в котором каждый человек на вес золота: учит, воспитывает, кормит, обстирывает, слезы вытирает, проблемы решает (ведь никто же не поверит, что с такими сложными ребятишками их нет), а еще и обладает массой талантов. Но самый главный талант – это любовь к детям, таким, какие они есть... Николай Иванович считает, что иначе просто не могло быть. Это была даже не работа. Это служение. Это жизнь. И никто из детей, ни родных (а у Николая Ивановича два сына и оба педагоги), ни воспитанников, ни разу от него не слышал жалоб по поводу тех трудностей, которые свалились на его голову. Ему много раз предлагали более высокие посты, но он всякий раз отказывался. Как уйдешь из семьи?! Хочу друзья мои признаться, Что я люблю на склоне дня Своим трудом полюбоваться, Когда он радует меня. Любуюсь, скинув с плеч рубаху. Чуть охладив рабочий пыл. Простым гвоздем, который с маху Одним ударом вколотил. Я говорю себе при этом, Я говорю другим всегда: В любой работе будь поэтом Во славу общего труда. Но чтоб собой не упиваться, Умей, признанья не тая, Чужой работой любоваться, Как будто бы она - твоя. Эти строки поэта Лисянского, однажды прочитанные Николаем Ивановичем запали ему в душу и наиболее ярко, образно раскрывают смысл труда человека, прежде всего, труда как категории нравственной, духовной. Пушкин, Лермонтов, Есенин - три наиболее значимые для него имени в поэзии, а три наиболее значимые имени в педагогике — это Макаренко, Католиков и Калугин. Именно их педагогическое наследие, их идеи, основанные на трудовом воспитании, использовал Николай Иванович в работе, в подготовке детей-сирот к жизни. За огромный вклад в дело воспитания и обучения подрастающего поколения, в развитие села, сохранение и возрождение добрых традиций, много добрых и хороших дел, за свою бескорыстную деятельность Николай Иванович отмечен множеством различных наград. За строительство памятного знака по проекту и по инициативе атамана Даньшова Н.И.на месте разрушенной Покровской церкви и активное участие в строительстве новой церкви в Ташле Даньшов Н.И. награждён Русской Православной церковью медалью «За жертвенное служение». За организацию военно-спортивного лагеря «Атаманская сотня» в Ташле, качественную подготовку ребят к службе в Вооружённых силах России, за организацию в Ташлинской средней школе казачьих классов одним из первых в Оренбургской области награждён медалью «Патриот России» «За большой личный вклад в решение вопросов возрождения и государственного становления Российского казачества и проявленную при этом решительность, твёрдость и инициативу» Даньшов Н.И. трижды награждался наградным крестом «За заслуги перед казачеством России» 2,3,4 степени. Награждён серебряным крестом «За возрождение Оренбургского казачества». За свою педагогическую деятельность как директор и учитель Даньшов Н.И.отмечен государственной наградой: ему присвоено звание «Заслуженный учитель России». Награждён значком «Отличник просвещения РФ». За безупречную общественную и трудовую деятельность награждён более чем 50 грамотами различных министерств и ведомств, органов исполнительной и законодательной власти различных уровней, общественными организациями. В настоящее время, будучи на заслуженном отдыхе, Николай Иванович продолжает активно заниматься общественной работой. Он атаман Ташлинского станичного казачьего общества, председатель общества «Возрождение Ташлы», депутат сельского совета. Николай Иванович Даньшов - достойный образец для подражания. Это выдающийся подвижник родного края, человек неукротимой энергии и высокой чести. Поэтому ему так много удавалось. Николай Иванович говорит, что он счастливый человек и в том, что по жизни вот уже 45 лет рядом с ним рука об руку идет надёжный друг, единомышленник, любимая жена - Тамара Ивановна. Главным делом Тамары Ивановны, конечно тоже была школа. 42 года педагогической деятельности на её счету. За годы плодотворной педагогической деятельности, за достойный вклад в воспитание подрастающего поколения, за активное участие в жизни села, района, за большой личный вклад в воспитание молодёжи ветеран труда Даньшова Тамара Ивановна награждена различными грамотами. Жизненной позицией, самоутверждением радуют дети, Сергей и Павел, которые пошли по стопам Даньшовых-старших - стали педагогами. Родители по праву гордятся своими детьми: они оправдали их надежды, стали достойными продолжателями семейных традиций, неравнодушными людьми. Подрастают у Даньшовых внуки, новое поколение, и хочется верить, что не оборвется нить, не прервется семейная педагогическая династия. Атаманская сотня
Н.И. Даньшов с поэтом-земляком Г.Ф. Коняхиным
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.109.60 (0.009 с.) |