P / S Материалы сборника собраны с помощью интервью и беседы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

P / S Материалы сборника собраны с помощью интервью и беседы.



Т.В. Кулуева, Д. Рысбаев

Самоцветы Тюльганской земли

история в лицах…

Часть 1

П. Тюльган, 2020 г.

Ресурсы:

1. http://tulgan-bibl.ru/page-101.html

2. http://tulgan-bibl.ru/index.html

3. https://vk.com/id519008252?z=albums519008252

4. Интервью с героями сборника

Авторы сборника


Кулуева Татьяна Владимировна, педагог дополнительного образованияМБУДО «Центр дополнительного образования»,высшей квалификационной категории, педагог-психолог МБУДО «ЦДО» высшей квалификационной категории, аспирант 4 курса Оренбургского государственного педагогического университета.

В 2010 г. окончила Оренбургский государственный педагогический университет, получила высшее образование по двум специальностям «Педагог-психолог» и «Социальный педагог».

Победитель областных, всероссийских и международных конкурсов, в том числе областного и всероссийского конкурса дополнительных общеобразовательных программ для одаренных детей и талантливой молодежи с программой туристско-краеведческой направленности «Лесные тропки» (г. Москва, 2017 г.), конкурса научно-практических работ участников международного взаимодействия евразийского пространства «Образование и социум» (г. Оренбург, 2017 г.); областного конкурса молодежных авторских проектов «Моя страна – моя Россия» (г. Оренбург, 2018 г.); конкурса профессионального мастерства в сфере дополнительного образования, воспитания и детского движения в Оренбургской области (г. Оренбург, 2018 г.); всероссийского педагогического конкурса «Педагогика 21 века: опыт, достижения, методика» (г. Москва, 2019 г.); призер областного конкурса «Мой лучший урок» (г. Оренбург, 2018 г.);  всероссийского конкурса талантов, в номинации «Методология общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с ФГОС» (г. Москва, 2019 г.) и т.д.

Обладатель гранта на областном образовательном молодежном форуме «Рифей» с проектом «Организация досуговой площадки «ТриНадо»».

Автор научных статей в рецензируемых научных изданиях. Также пишет прозу, с которой выступает на конкурсах профессионального мастерства.

Учащиеся Кулуевой Т.В. являются также победителями и призерами районных, областных и всероссийских конкурсов, в том числе Барсукова Юлия (4 класс) победитель областного конкурса исследовательских работ «Моя малая Родина: природа, культура, этнос», областного конкурса исследовательских и творческих работ «История казачества – история моего Оренбуржья» (2016 г.); Передреев Евгений, Газин Арслан, Филиппов Константин, Садуллоев Никола, Ойфман Ева призеры (2 место) областного конкурса социальных проектов «Я – гражданин России» (2017 г.); Зяблов Матвей победитель во всероссийском конкурсе талантов с исследовательской работой «Спортивный туризм для подростков» (2018 г.); Рысбаев Данис (9 класс) победитель областного конкурса исследовательских работ «Отечество. Растим патриотов» (2019 г.); Толстова Софья (2 класс) победитель районного конкурса исследовательских работ «Отечество. Растим патриотов» (2019 г.).

 

                                                         Софья Толстова,                              

                                                              обучающаяся  2 А класса

                                                                МБОУ «Тюльганская СОШ№1»,  

                                                     «Моя малая родина – Тюльган»

«Моя малая родина – Тюльган»

Моя малая родина – Оренбургская Швейцария,

Моя родная сторона – жемчужина полей,

Тюльган мой славен пышными лугами,

Роскошными, глубокими лесами!

И будучи еще ребенком, я все же понимаю –

Как здорово, что здесь я родилась и проживаю!


Содержание

Предисловие……………………………………………………………………….6

Глава 1. Писатели и поэты………………………………………………………9

1. А.В. Клименко ………………………………………………………………9

2. К.Г. Многина (Бабнищева)………………………………………………...10

3. Н.И. Шевченко……………………………………………………………...14

4. В.П. Степанюк……………………………………………………………...22

5. А.С. Минаев………………………………………………………………...24

6. Л.А. Петрова………………………………………………………………..27

Глава 2. Театралы и прикладники…………………………………………...34

1. Л.В. Чекиндина……………………………………………………………..34

2. В.В. Жигулина……………………………………………………………...39

3. И.П. Барсукова……………………………………………………………...42

Глава 3. Художники и фотохудожники…………………………………..….44

1. А.А. Барсуков……………………………………………………………….45

2. Р.Н. Кулуев…………………………………………………….……………46

3. В.Н. Новоженин…………………………………………………………….52

Глава 4. Музыканты…………………………………………………………….56

1. А.С. Матюшкин…………………………………………………………….57

Глава 5. Заслуженный учитель России……………………………………….60

  1.  Н.И. Даньшов………………………………………………………..…….60

 

 

Предисловие

В первой части сборника собраны материалы о 14 творческих, активных, душой болеющих за правое дело людях. Педагоги, художники, музыканты, которые не раз становились во главе творческого начала и прокладывали путь через множество терний своим воспитанникам, ребятам с творческим началом. Они доставляли и до сих пор доставляют радость людям, которые приходят на творческие вечера, школьные и массовые мероприятия, создают и украшают праздники, прививают интерес к культуре.

Главным мотивом выбора героев сборника стали отзывы односельчан, администрации района, родителей учащихся, победы в конкурсах и выставках разного уровня: районном, областном, всероссийском, международном.

В сборнике представлены 4 раздела: 1. Писатели и поэты; 2. Театралы и прикладники; 3. Художники и фотохудожники; 4. Музыканты; 5. Заслуженные педагоги России, в которых описана биография и творческие успехи каждого героя, представлена часть творческих работ в виде фото и очерков. С каждым днем появляются новые удивительные творения этих замечательных людей, с которыми можно будет познакомиться очно на ближайших выставках и мероприятиях.  

Этими людьми славится не только наш Тюльганский район, но и вся Россия. Наши самородки известны за рубежом. Мы гордимся ими, и ряды героев будем пополнять в следующих частях нашего сборника!!!

 Данный сборник будет интересен на уроках общения и классных часах, краеведения и литературы. Он является частью истории Тюльганского района и тем самым достоин находиться в стенах школьного музея и музея Центра дополнительного образования. 

 

Глава 1. Писатели и поэты

Ташлинский край.

Ташлинский край с веселым пеньем пташек,

С чуть затаенным шелестом берез!..

Ташлинский край лугов, лесов и пашен,

Мой край мечтаний и счастливых грез.

 

Несется в утро бабья перебранка,

В полях работа скорая пошла.

Мальчишки в лес собрались спозаранку,

А это значит, что живет Ташла!

 

Наступит вечер – все вокруг стихает.

На посиделки собирается народ.

Там, за рекой, гармонь где-то играет,

Сердцам девчат покоя не дает.

 

На зорьке в печи круглый хлеб поставив.

Бегут с бельем хозяюшки к реке.

Водой холодной руки вмиг ошпарив,

Заводят песнь на русском языке

 

О том, как колосится рожь, пшеница,

Как в осень наливаются сады,

Как в родниках чиста, свежа водица,

Как молоком идут стада, полны.

 

О том, как в старину здесь люди жили:

Трудились на земле, чтоб было счастье впрок,

Растили хлеб и Родине служили…

Живущим нынче то большой урок…

 

Ташлинский край с веселым пеньем пташек,

С чуть затаенным шелестом берез…

Ташлинский край! Нет в мире места краше!

Люблю тебя, мой отчий край до слез.

 

В 2013 году в газете были напечатаны две статьи Александра Сергеевича «Ташлинский Мичурин» - о своем деде, фронтовике Ефиме Романовиче Минаеве и «Праздник со слезами на глазах» - о прошедшем митинге в селе Ташла, посвященному Дню Победы и здесь же напечатано его стихотворение.

 

Война - страшнее нету слова,

Ужасней нету в памяти людской,

Своей бесчеловечностью, своим позором

Нарушила страны моей покой.

 

Горели самолеты и орудия,

Пылали рощи, хлебные поля.

Рыдали, плакали, кричали люди,

Стонала в горе матушка - земля.

 

С одной винтовкой на троих солдаты

Стояли насмерть на передовой,

Зажав в руках последние гранаты,

За Родину пошли в последний бой.

 

В тылу подростки, старики и бабы

Снаряды делали, растили хлеб.

Голодные глаза с горящим взглядом

Объединили тысячи судеб.

 

Мы миллионы жизней потеряли,

Но получил от нас фашизм сполна.

Отечество свое мы отстояли-

Отечественной стала та война!

 

Стихов у Александра Сергеевича много, несколько общих тетрадей, куда он записывает их. Тематика стихов разнообразна, но все-таки большая часть из них посвящена своему краю, своему любимому старинному селу Ташла, красивой живописной природе, которая окружает село и восхищает своей красотой не только местных жителей, но и всех приезжих гостей.  

Александр Сергеевич ведет активный образ жизни. Принимает участие в спортивной жизни села и района, является солистом казачьего ансамбля «Вольница». Есть у него и казачий чин «сотник». Также продолжает писать стихи.

Сказка для Мирославы

Осенний бал

День не задался с самого утра. На дворе середина осени, холодно и сыро, и поэтому вылезать из тёплой и мягкой постельки не хотелось. Но…

-Мира! Котёнок, просыпайся… - даже ласковый мамин голос не поднимал грустного осеннего настроения – Мирочка, зайчонок… Ну вставай давай, а то опоздаешь в детский сад…

-Мамочка, а я котёнок или зайчонок? Ведь не может же человек быть и тем и другим? – проворчала Мирослава, и совсем спряталась под одеялко, такое пушистое, как летнее облачко.

-А ты для меня и котёнок, и зайчонок, и лисёнок, и даже бельчонок… и все милые зверюшки на свете! – мама откинула одеялко и поцеловала свою любимую дочку в румяную со сна щёчку – Ну давай, вставай моё лохматое солнышко! Пойду собираться на работу, а ты давай – зубки почисти, умойся…

Мама ушла, а Мирослава села на кровати и сердито посмотрела в окно. По небу гуляли огромные серые неповоротливые тучи, закрывая собой красивое голубое небо… Она перевела взгляд на сидящие в ряд куклы. Мира очень любила свои игрушки и всегда разговаривала с ними. Вот и сейчас она присела рядом, пожелать им доброго утра:

-Доброе утро Ариэль, доброе утро Золушка и Белль… и тебе, Рапунцель, самое доброе утро! – прижала она к груди самую любимую куклу, гладя ее длинную золотую косу. – Вот зачем мне идти в детский сад?! Мне с вами так хорошо! Эх-х, была бы я тоже принцессой, хотя бы на часок… или два…

Казалось, что куклы её слышат и понимают, и даже кивают головой в знак согласия.

Хмурилась Мирослава и в детском саду, отказалась от утренней зарядки, сидела надувшись на лавке, глядя, как другие дети делают наклоны. К ней подсела воспитатель:

-Ну что за настроение, Мира?! Надулась, как мышь на крупу…

-Мне грустно… Холодно и грязно… и некрасиво…

-Некрасиво?! Да ты посмотри, какие деревья стоят за окном – одни будто золотом обсыпанные, другие красными фонариками… и даже еще зеленые есть. А рябинка, глянь, даже бусы рубиновые повесила на себя, будто на бал собралась! – засмеялась воспитатель – А знаешь, что?! Мы устроим Осенний бал! Да! Прямо после выходных! Приготовим костюмы и позовём гостей. И конкурс устроим на самый красивый костюм!

Поднялось настроение у Мирославы, она весь день придумывала себе костюм для бала, думала, кого позовёт на свой праздник… Она бы позвала своих любимых принцесс – Ариэль и Золушку, Белль с Белоснежкой, а самое главное Рапунцель, с длинной золотой косой. Но увы, это невозможно…

 Со всеми этими мыслями легла Мира в кроватку, мама поцеловала ее в лобик и ушла, пожелав сладких снов ей. Девочка умиротворённо вздохнула и закрыла глаза. И вдруг услышала:

-Э-эй! – позвал её кто-то тихонько. Мирослава удивлённо распахнула глаза и села в кровати. Рядом на стуле кто-то сидел, Мира включила ночник и увидела девочку в красивом длинном пышном лиловом платье. Девочка была одних с Мирославой лет и была смутно знакома.

 – А я за тобой… Собирайся скорей, карета долго ждать не будет!

Мирослава разглядывала гостью, и вдруг вспомнила её:

-Ты принцесса София! Я тебя в мультиках видела… откуда ты взялась?!

-Тс-сс…тише! Меня Рапунцель за тобой послала. В нашем волшебном королевстве сегодня грандиозный Осенний бал, тебя приглашают… вот! – принцесса протянула Мирославе открытку, которая красиво переливалась в свете ночника. – Некогда… побежали!

Взявшись за руки девочки бросились к балкону, где их ждала роскошная летучая карета, и четвёрка белых лошадей, нетерпеливо взмахивающая огромными крыльями. И ни полетели над ночным городом, над домами и фонарями, над детским садом, куда ходила Мирослава.

-Ой! – вдруг всполошилась Мира – Я же совсем не одета для бала, не идти же мне на праздник в пижаме с мишками и бантиками…

-Не волнуйся, дорогая! Золушка уже сшила тебе наряд, а Рапунцель нашла в кладовой самые красивые туфельки! – глаза новой подружки сияли от счастья, и Мира успокоилась. Она представляла себе сказочный бал и просто ликовала, едва не плача от радости.

Кони взмыли вверх, в самые облака, а через несколько минут стали плавно снижаться. Вдалеке показался огромный замок, который сиял тысячами огней.

Вскоре их карета опустилась во дворе замка, Мирославу встречали все персонажи из её любимых сказок, каждый хотел с ней познакомиться и пожать её маленькую ручку. Потом её проводили в красивую розовую комнату, отделанную атласом и украшенную бабочками и цветами. Вдруг открылась позолоченная дверь и вошла… принцесса Рапунцель! Мирослава сразу её узнала. Следом за принцессой шли лакеи и служанки, которые несли наряд для Мирославы.

-Здравствуй Мирочка! – голос Рапунцель был звонкий и весёлый – Рада приветствовать тебя на нашем волшебном празднике!

Мирославу переодели в красивое воздушное золотистое платье, на котором были пришиты золотые и рубиновые тонкие листочки, которые тихонько звенели при малейшем движении, на ножки надели серебряные туфельки и сделали ей необычную причёску. Потом Рапунцель взяла Мирославу за руку и повела в нарядный праздничный зал. Вдруг со всех сторон загремела громкая музыка и начался бал! Мира никогда еще столько не танцевала, не смеялась и никогда не видела столько сказочных героев, так любимых ею! Она была очень счастлива!

-А сейчас мы хотим короновать нашу любимую Мирочку! – вдруг произнесла Рапунцель, когда стихла музыка. – Ты теперь тоже принцесса! Принцесса Мирослава! Виват вашему высочеству!

Маленькие лесные феи принесли небольшую сверкающую корону, они едва могли держать её, их маленькие крылышки порхали из последних сил. Корону водрузили на голову девочке, которая так и лучилась от счастья. Ей захотелось тоже подарить что-нибудь любимым подружкам. И вдруг она вспомнила, что ходит в танцевальную школу. Она подарит им свой танец!

Принцесса Мирослава танцевала, кружилась как воздушный мотылёк, смеясь от радости, все её друзья аплодировали ей, кричали «браво!» а потом был салют… Мира смотрела на взрывающиеся огни и думала, что жаль никто кроме нее этого не видит. Она так устала сегодня, присела на лавочку…

-Мира, принцесса моя! Вставай детка! Вставай, а то в садик опоздаем… - откуда-то послышался ласковый мамин голос.

-Мамочка! – радостно закричала Мира и открыла глаза. И удивлённо увидела, что она в своей комнате, в своей пижаме с мишками и бантиками… - Мама, а я была на сказочном осеннем балу!

-Я думаю, что тебе просто сон приснился сказочный! – засмеялась мама и вышла из комнаты.

 Мирослава слезла с кровати… и вдруг увидела маленький золотой листочек на полу, который видимо оторвался от ее роскошного платья. А под подушкой она нашла блестящую открытку-приглашение. Она прижала ее к груди и широко улыбнулась. Это был вовсе не сон!

А вечером, когда принцесса Мирослава вернулась из детского сада, её ждала большая посылка – сказочное платье в котором она была на осеннем балу в волшебном замке, серебряные туфельки и её корона. Еще в посылке нашлась игрушечная принцесса София с крылатыми белыми конями и роскошной каретой!

СТРЕКОЗА


"Спасибо деду за Победу!" -

Я часто слышу в стороне,

Но разве только наши деды

За мир дрались на той войне?

 

Росла девчонка во дворе,

В усы дед фыркал - "Егоза!"

За непоседливость её

Соседи звали "Стрекоза".

 

Любила петь и танцевать,

Всем помогать она любила...

Наутро, после выпускного

Про песни напрочь позабыла...

 

Пришла война, взорвав весь мир,

Стенали люди, выл народ -

Пришлось надеть ему мундир,

И флаг поднять, которым горд!

 

Вот так, со всеми наравне

И "стрекоза" на фронт ушла,

Не лишни руки на войне,

Она себя и там нашла.

 

Окончив курсы медсестёр

В тылу работать не осталась,

Скорее прыгнув в эшелон,

С родными "стрекоза" рассталась...

 

Проходит год, за ним другой,

Войне конца и не видать...

Крича в отчаяньи порой,

Не собиралась отступать.

 

Кровь, раны, смерти чередой,

Казалось жизни нет иной...

Но, небо все же голубеет,

И ветерок всё также веет...

 

И повзрослела "стрекоза",

Но всё такая ж егоза!

Когда спала - никто не видел,

Когда стирала или ела,

Энергией Бог не обидел,

Всегда опрятна, всегда пела!

 

То тут, то там мелькали косы

Пшеничной спелости, с "бантами",

Без лент волосья заплетала,

Украсив косы лишь бинтами.

 

Четвертый год уж воевали,

И слухи шли - войне конец!

Фашистов бить уже устали,

Хотелось драме уж венец.

 

Последний бой, вдали рейхстаг,

И рдеет алый цвет над ним,

Солдаты водрузили флаг -

Народ наш был непобедим!

 

Развилка между двух дорог

Её отвоевать лишь нужно,

И будет тут войне порог,

И все поднялись очень дружно!

 

И стрекоза на поле боя,

От ужаса почти что воя,

Ползёт за раненым вперёд,

Туда, где смерчем землю рвёт.

 

И снова взрыв, в дыму воронка,

Она в неё вползла тихонько,

"Катюша" охнула в сторонке,

Что воздух застонал так тонко...

 

Передохнула и вперёд

Сестричка наша вдаль ползёт,

Шепча молитвы и прошенья,

Прося у всех своих прощенья,

Ведь вдруг накроет с головой -

Лишь миг и в жизни ты иной...

 

Нашла бойца, перевязала,

Шепнула пару добрых слов.

Взвалив на плечи потащила,

Туда, где был уютный кров.

 

И вновь в воронке перекур,

Устала, сил уж больше нет...

Но встретив ласковый прищур,

Вдруг улыбнулася в ответ.

 

-"Как звать? Как имечко твоё?"

-"Да стрекозой" меня все кличут"...

-"Ну-у, это имя, как ничьё..."

"Зови Татьяной, не захнычу!"

 

Со всех сторон вдруг закричали,

На крик "Ура-а!" душа рванулась,

Бойцы друг друга вверх бросали,

Слеза вдруг сразу навернулась...

 

-"Танюшка слышишь?! Мы смогли!

Войну мы эту пережили!

Танюшка слышишь?! Посмотри -

Бойцы последних окружили!"

 

Не слышала его Танюшка,

Не слышала, как ухнув пушка

В последний раз пустив снаряд,

Навеки смолкла, остывая...

 

А истина тому простая -

Душа была уж далеко,

Последней пулей прямо в сердце

Прервалась молодая жизнь...

 

Обмякло тело "стрекозы",

Не стало нашей егозы,

Лишь васильковые глаза

Смотрели в небо голубое,

Ушла навеки "стрекоза",

Всю радость унесла с собою...

 

Похоронили на пригорке,

Мужчины не скрывали слёз,

По рюмке пригубили "горькой",

Желая ей страну из грёз...

 

Прошли года, но к той могилке

Несут венки, несут цветы...

Последний бой у той развилки

Все помнят, не забудь и ты.

 

Там памятник стоит весь в розах,

И надпись чуть заметна есть -

"Не забывайте о "стрекозах",

И проходя - отдайте честь!"

 

Давно уж дни минули эти,

Не пахнет гарью от войны,

Под мирным небом растут дети,

Вкушая радость тишины.

 

Но в наше время плохо помнят,

Кто в руки наши мир отдал,

Пусть строчки эти всем напомнят,

Кто за Победу воевал!

 

Таких "стрекоз" найдется много,

На пальцах их не перечесть -

Радистки, снайперши, минёры

Нам отстояли мир и честь!

 

Разведчицы и медсестрички

С бойцами рядом шли на бой,

Бинтами заплетя косички...

Чтоб мирно жили мы с тобой!


 

Фотовыставка


      

    


 

 Глава 4. Музыканты

Николай Иванович Даньшов

(12.11.1951 г.)

Даньшов Николай Иванович родился и вырос в селе Ташла. В 1969 году, закончив Ташлинскую среднюю школу, отправился в далёкий солнечный город Баку, чтобы осуществить свою давнюю мечту – стать офицером. Успешно сдав экзамены в Каспийское высшее военно-морское училище, уже принимал поздравления тамошних курсантов, но… судьба распорядилась по-своему. Быть на море и не искупаться?! И вот результат: последняя медицинская комиссия, к огромному разочарованию Даньшова, предложила приехать на следующий год.

Вернувшись в родное село, пошёл туда, где нужны были рабочие руки – грузчиком в сельхозтехнику. Уже тогда молодой Даньшов Н.И. считал, что любая работа незазорна. Затем – курсы шофёров, служба в рядах Советской Армии. Вспоминая то время, Николай Иванович с благодарностью и уважением говорит о тех, кто помогал в его становлении как человека, учил житейской мудрости.

В 1973 году тропинка судьбы привела Даньшова Н.И. в Ташлинский детский дом, где и началась его педагогическая деятельность. Ни разу не пожалел Николай Иванович о том, как сложилась жизнь, о крутом повороте в судьбе. В 1978 году окончил географический факультет Оренбургского педагогического института. В 1979 году поступил в Ленинградский педагогический институт им. Герцена на дефектологический факультет. Всегда Николая Ивановича отличала серьёзность, добросовестное отношение к делу, инициатива, творческий подход, неравнодушие, но особенное качество – обострённое чувство справедливости – замечали все, в армии сослуживцы так и называли его - «Справедливый».

Наступил 1981 год, знаменательный год в жизни Николая Ивановича Даньшова. Николай Иванович назначается директором той самой школы-интерната, детского дома, как привыкли говорить в Ташле, где когда-то начинал воспитателем.

«За восемь лет до меня, - вспоминает Николай Иванович,- здесь сменилось три директора: Стовбыра из Городков, Косенков из - Тюльгана, Жерентаев – из Оренбурга. Никто не прижился. Мне школьный друг, работавший в то время в интернате, сходу делает заявление: «И ты больше двух лет не проработаешь!» И это резкое заявление моего одноклассника предопределило всю дальнейшую мою судьбу, мою деятельность и поступки. «Поживём – увидим», - только и сказал я ему. А для себя поставил ясную цель: работать так, чтобы школа стала лучшей не только в районе, но и в области, а за два года этого не сделать, так что трудиться придётся долго, не считаясь со временем. Главное, что нужно было сделать в начале, – это создать коллектив единомышленников и, как говорят, не мешать ему работать».

В 1982 году школа переименовывается в Ташлинскую школу-интернат для детей-сирот и заменяется контингент учащихся. Состав воспитанников был подобран из разных школ области. Прошедшие огонь, воду и медные трубы дети были такими, что у педагогов просто не было времени думать о чём-то другом, кроме работы. «Моё согласие на замену учащихся (домашних - на детей-сирот) до сих пор, хотя прошло уже более двадцати лет, имеет свои негативные последствия лично для меня. Что такое не подчиниться районному руководству и не поддержать его мнение, знают и испытали на себе многие руководители», - делится своими мыслями Николай Иванович.

И продолжает: «И только по прошествии многих лет, когда перестал существовать Советский Союз, когда сменился общественно-политический строй, когда на первое место вышли деньги и стали закрываться вспомогательные школы, а детей с отклонениями в развитии, по новому закону, разрешили обучать в средних общеобразовательных школах, только тогда все вдруг поняли: не будь перепрофилирована в своё время школа, сегодня она была бы закрыта, а Ташла потеряла бы 160 рабочих мест».

Вторым основополагающим делом, объединившим коллектив, было создание при школе хорошего подсобного хозяйства. «Когда руки заняты полезным делом, - считает Даньшов Н.И., - в голове не остаётся места на дурные мысли. Многие наши беды от лени и безделья».

Кроме того, школа взяла на себя деревенские заботы о сотрудниках школы: вспашка огородов, обеспечение сеном, дровами. Совместные вылазки на природу, спортивные соревнования, художественная самодеятельность, экскурсии в театр, система мер морального и материального поощрения – всё это сплачивало коллектив, создавало здоровый микроклимат.

И когда всё это состоялось, пришли первые успехи и достижения, о которых впоследствии не раз писалось в средствах массовой информации и передавалось по телевидению.

У Николая Ивановича свой взгляд на воспитание: чтобы оно было полноценным, в школе должно быть равное количество педагогов-женщин и педагогов-мужчин. Поэтому ещё в 80-ых годах он осуществил свой замысел: в школу пришли инициативные, энергичные молодые мужчины. Пусть не у всех было сначала педагогическое образование, но зато как потянулись к ним мальчишки! Хоккей, футбол, походы – всё вместе! И к образованию, к кадровой политике у Николая Ивановича свой подход. Он считает, что, особенно в наше время, образование необходимо, как никогда. Даньшов Николай Иванович сам освоил профессию дефектолога и других учителей и воспитателей направлял постоянно учиться. Чтобы быть конкурентоспособным, нужно учиться. И коллеги понимали это. Только в 2009 году 22 педагога получили высшее дефектологическое образование, причём обучение проходило в стенах детского дома – сюда приезжали преподаватели Оренбургского педагогического университета. Это была ещё одна инициатива Даньшова Н.И.

В феврале 1992 по инициативе Даньшова Н.И. в селе было создано Ташлинское казачье общество. А в феврале 1998 года из мальчишек и девчонок детского дома и средней школы – «Атаманская сотня». В это же время в Ташлинской средней школе были организованы два кадетских казачьих класса. В обращении к этому роду деятельности в воспитании подрастающего поколения, возможно, в некотором смысле осуществилась юношеская мечта Даньшова о военной службе. С присущей ему энергией и энтузиазмом Николай Иванович всё своё время посвящал новому делу, вовсе не связанному с его должностными обязанностями. «Мы хотим возродить традиции казачества, которые основаны на патриотизме, гражданстве, - рассказывает он, - Мы создали лагерь «Атаманская сотня» для того, чтобы наши дети были здоровы и духовно, и физически, чтобы они были закалены и подготовлены к жизни. Парень должен уметь и обувь себе починить, и зашить что-то, ну, а уж на коне проскакать, - считает Николай Иванович, - это должен уметь каждый». По словам Николая Ивановича, «идея лагеря состояла в том, чтобы противостоять современной расхлябанности в среде подростков. Им нужно учиться дисциплине. Многие ребята в будущем настроены продолжить военную карьеру. Когда в армию попадают наши срочники, они практически сразу становятся командирами, их всегда отмечает начальство. Были даже курьезы. Например, родители приводили детей в военный лагерь, чтобы отбить охоту к военной службе, а в результате получалось наоборот: ребенок только укреплялся в своем решении. Думаю, здесь они получали то, чего долго были лишены - возможности общаться».

 «Главный путь к сердцам детей, - считает Николай Иванович, - это совместный труд. Чем больше дети заняты полезным делом, тем легче с ними работать». Поэтому в интернате было свое мини-сельскохозяйственное производство. Педагоги приучали ребят к самостоятельности, к совместному труду, чтобы по выходе из детского дома они что-то умели, были приучены к взрослой жизни. Поэтому ребята постоянно были чем-то заняты, а заниматься было чем. Детский дом имел 700 га земли, которую ребята вместе с педагогами и другими работниками детского дома сами обрабатывали. По весне в сельхозклассах выращивали рассаду, которую потом высаживали в свой огород, ухаживали за садом, где и сейчас растут яблони, груши, вишня. Так что сами обеспечивали себя овощами, фруктами, делали заготовки на зиму. Была в детском доме и своя животноводческая ферма, где держали коров, лошадей, свиней - поэтому не приходилось покупать мясо и молоко. Ребята здесь учились и огород сажать, и коров доить, и за телятами ухаживать.

Умели ребята и педагоги детского дома устраивать и праздники. Два самых главных для них праздника в году - это были День детства и День рождения школы. В эти праздники всегда приглашали много гостей; сельскую администрацию, спонсоров, ветеранов, всех, кто как-то связан с жизнью детского дома. И тогда устраивался большой праздник, который проходил на стадионе, где была сцена, спортивная площадка. Ребята готовили концерты, театральные представления, соревнования, на которых разыгрывался кубок Детства, игры, конкурсы. А вечером на поляне разводили костер, пели песни, играли и танцевали. День рождения школы (3 октября) совпадает еще с несколькими праздниками (День пожилого человека, День урожая). И этот праздник начинался с большого застолья, куда каждый класс приносил овощи, выращенные своими руками. За этот стол садилась вся школа вместе с приглашенными гостями - одной дружной семьей (этот праздник считался в детском доме семейным).

Гордостью детского дома являлся да и сейчас является музей, очень красиво оформленный и дающий представление о многих талантах ребят. Здесь различные поделки, выполненные руками детей: В музее также представлены подлинные работы многих оренбургских художников, подаренные детскому дому. Здесь хранятся все грамоты и дипломы, заслуженные ребятами на конкурсах, соревнованиях и фестивалях, а также альбом с фотографиями и памятные книги. А каждый посетитель музея оставляет на память свою запись в специальном альбоме.

Надо сказать, что директор и педагоги детского дома заботились не только о воспитании и жизни ребят в период их проживания в детском доме, но и об их будущем. Каждому ребенку за то, что он трудится в подсобном хозяйстве, начислялась зарплата, которая откладывалась на сберкнижку, заведенную здесь на каждого ребенка. Туда же откладываются и пособия, начисленные на ребенка. Таким образом, по выходе из школы, когда подросток остается со взрослой жизнью один на один, у него есть какие-то сбережения. Выпускники приезжали в гости в родной дом, бывало, что уже со своими семьями и детьми, приезжают и к педагогам, которые каждое лето привечали их в своей семье и которые стали для них самыми родными людьми на этом свете.

Ташлинский детский дом в 2002 году был назван в числе лучших в России.

Вообще, за 30 лет директорства Николай Иванович Даньшов превратил довольно убогий сиротский дом, где каждые два года менялось руководство, в крепкое хозяйство: с садом, огородами, пашней, многочисленными постройками... с большим стадионом и хоккейным кортом, построенным на энтузиазме без единой копейки. С новым медпунктом, оснащенным современным оборудованием... С коллективом сотрудников, в котором каждый человек на вес золота: учит, воспитывает, кормит, обстирывает, слезы вытирает, проблемы решает (ведь никто же не поверит, что с такими сложными ребятишками их нет), а еще и обладает массой талантов. Но самый главный талант – это любовь к детям, таким, какие они есть...

Николай Иванович считает, что иначе просто не могло быть. Это была даже не работа. Это служение. Это жизнь. И никто из детей, ни родных (а у Николая Ивановича два сына и оба педагоги), ни воспитанников, ни разу от него не слышал жалоб по поводу тех трудностей, которые свалились на его голову. Ему много раз предлагали более высокие посты, но он всякий раз отказывался. Как уйдешь из семьи?!

Хочу друзья мои признаться,

Что я люблю на склоне дня

Своим трудом полюбоваться,

Когда он радует меня.

Любуюсь, скинув с плеч рубаху.

Чуть охладив рабочий пыл.

Простым гвоздем, который с маху

Одним ударом вколотил.

Я говорю себе при этом,

Я говорю другим всегда:

В любой работе будь поэтом

Во славу общего труда.

Но чтоб собой не упиваться,

Умей, признанья не тая,

Чужой работой любоваться,

Как будто бы она - твоя.

Эти строки поэта Лисянского, однажды прочитанные Николаем Ивановичем запали ему в душу и наиболее ярко, образно раскрывают смысл труда человека, прежде всего, труда как категории нравственной, духовной.

Пушкин, Лермонтов, Есенин - три наиболее значимые для него имени в поэзии, а три наиболее значимые имени в педагогике — это Макаренко, Католиков и Калугин. Именно их педагогическое наследие, их идеи, основанные на трудовом воспитании, использовал Николай Иванович в работе, в подготовке детей-сирот к  жизни.

За огромный вклад в дело воспитания и обучения подрастающего поколения, в развитие села, сохранение и возрождение добрых традиций, много добрых и хороших дел, за свою бескорыстную деятельность Николай Иванович отмечен множеством различных наград.

За строительство памятного знака по проекту и по инициативе атамана Даньшова Н.И.на месте разрушенной Покровской церкви и активное участие в строительстве новой церкви в Ташле Даньшов Н.И. награждён Русской Православной церковью медалью «За жертвенное служение».

За организацию военно-спортивного лагеря «Атаманская сотня» в Ташле, качественную подготовку ребят к службе в Вооружённых силах России, за организацию в Ташлинской средней школе казачьих классов одним из первых в Оренбургской области награждён медалью «Патриот России»

«За большой личный вклад в решение вопросов возрождения и государственного становления Российского казачества и проявленную при этом решительность, твёрдость и инициативу» Даньшов Н.И. трижды награждался наградным крестом «За заслуги перед казачеством России» 2,3,4 степени. Награждён серебряным крестом «За возрождени



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.284 с.)