Антропологическое изучение евреев 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антропологическое изучение евреев



А. Д. Элькинд

 

Оттиск из «Русского Антропологического Журнала» 1912 года, №№ 2 и 3.

МОСКВА

Типография П. П. Рябушинского, Страстной бульвар, соб. дом

1912 г.

 

 

В своем исследовании «Евреи», появившемся в 1903 г. и суммирующем накопившийся к тому времени антропологический материал об евреях, я пришел к выводу, что, во-первых, «евреи, разбросанные по разным странам, сохраняют тем не менее довольно сходную физическую организацию, отличающуюся тем же ритмом развития, которому следуют остальные культурные народы», и, во-вторых, что «евреи, независимо от их географического распространения, более или менее отличаются известным однообразием, в особенности своих главных антропометрических и физиономических признаков, благодаря чему является возможным говорить о существовании обще-еврейской физиономии, объединяющей рассеянных представителей этой народности в одну этическую группу».

Последнее заключение нашло свое подтверждение в вышедшем в следующем 1904 г. капитальном труде А. А. Ивановского: «Об антропологическом составе населения России», труде, обнимающем все наличные данные по антропологии многообразного населения России. Систематизируя весь этот громадный материал по новому, им самим разработанному методу, А. А. Ивановский дает классификацию, опирающуюся исключительно на антропологических признаках и позволяющую разделить всё население России на целый ряд антропологических групп. В то время, как во многих случаях та или другая группа объединяла несколько народностей, евреи, над которыми автором собраны еще и собственные наблюдения в количестве 50-ти человек, образовали самостоятельную антропологическую группу, совершенно обособившуюся, по словам А. А. Ивановского, от всех народностей и охарактеризованную им следующим образом. «По цвету волос и глаз большинство представителей этой группы принадлежит к темному типу; значительно число особей и смешанного типа; светлый тип выражен сравнительно мало. Рост — преимущественно низкий, в особенности у варшавских, литовских, ковенских, могилевских, курляндских и одесских евреев, у которых число низкорослых особей превышает 70 %. По форме головы евреи — брахицефалы (среди ковенских, курляндских, южно-русских и одесских евреев таковых более 80 %); число долихоцефалов ни в одной из губерний не достигает 10 %. Малый размер продольного диаметра головы является характерным признаком этой группы; особенно он мал у варшавских, одесских и южно-русских евреев. При небольшой длине голова евреев низка, и по высотно-продольному указателю 90 % их относится к хамэцефалам. По форме лица евреи — мезопрозопы; число лепто- и хамэпрозопов почти одинаково (13 % первых, 14 % вторых). По носовому указателю 83 % лепторинов; платиринов только 1 %. Длина туловища у большинства (45 %) средних размеров; особей с длинным туловищем немного меньше (26 %), нежели с коротким (29 %). Грудь развита сравнительно слабо, и хотя число особей со средней окружностью ее достигает 61 %, но малая окружность груди встречается вдвое чаще (26 %), нежели большая (13 %). Руки и ноги у большинства — длинные».

Работы следующих лет хотя в основе и не поколебали изложенного взгляда на антропологический тип евреев, далеко, однако, расширили и углубили познание последнего. Это объясняется тем, что в течение указанного периода времени были произведены новые антропологические наблюдения не только над европейскими евреями, но и над евреями внеевропейских стран, а именно в Сев. Африке — Фишбергом, в Палестине и Египте — Вайсенбергом и на Кавказе, среди горских евреев, — К. М. Курдовым. В порядке хронологического изложения я начну с работ Фишберга.

Фишберг собирал свои наблюдения в течение нескольких лет в Нью-Йорке среди еврейских эмигрантов, стекающихся в Америку ежегодно в очень значительном количестве из разных мест Старого Света. Наибольшее число этих переселенцев-евреев происходило из разных стран Восточной и отчасти Западной Европы — России, Польши, Австрии, Венгрии, Румынии и других, и только меньшинство — из Сирии, Палестины, Алжира, Туниса и Марокко Всего им исследовано более 2000 суб. обоего пола в возрасте старше 20 лет. Наблюдения собирались по краткой схеме: сначала отмечались пол, возраст, происхождение, занятие и продолжительность пребывания в Соединенных Штатах, затем определялся цвет глаз, цвет волос на голове и бороде, форма волос и, наконец, производились измерения роста, окружности груди, наибольших продольного и поперечного диаметров головы, окружности головы, высоты (длины) и ширины носа и высоты (длины) и ширины лица; отсюда вычислялись указатели головной, лицевой и носовой.

Описание некоторой части этого материала первоначально было помещено Фишбергом в журнале «American Anthropologist»; подробная же обработка появилась позднее в Анналах Нью-Йоркской Академии Наук. Ею мы и пользуемся для настоящей статьи. Так как число африканских евреев, измеренных в Нью-Йорке, составляло всего 31 чел., то Фишберг исключил их при обработке всего материала. Впоследствии он совершил поездку в Сев. Африку, где ему удалось измерить еще 46 взрослых евреев, уроженцев Марокко, Алжира и Туниса, и 606 мальчиков в возрасте от 5 до 16 лет из тех же мест. Обработке этого материала Фишберг посвятил особую статью. Не ограничиваясь одними эмигрантами, Фишберг для сравнения измерил еще 124 еврея, уроженцев Соедин. Штатов. Таким образом у него составилось крупное число в 1528 евреев, средний рост которых оказался равным 1645 мм при максимуме в 1875 и минимуме в 1350 мм. Разность между этими двумя крайними величинами роста, равная 525 мм, или 31 % среднего роста, отличается той особенностью, что она, с одной стороны, не велика сравнительно с другими европейскими народностями, а, с другой стороны, она значительно больше, нежели у евреев в различных европейских странах: так, для рижских (Блехман) эта величина равна только 17 %, для белорусских (Яковенко) и польских (Элькинд) — 19 %, для южно-русских (Вайсенберг) — 22 % и для малорусских (Тал. — Гринцевич) — 23 %. Для сравнения с аналогичными данными среди неевреев укажем на обширный статистический материал Гульда, который нашел разницу между наибольшим и наименьшим ростом в 1080 мм.; Пальяни в Италии получил соответственную величину в 740 мм. и таковую же абсолютную или относительную в 45 % среднего роста констатировал Аммон среди баденских призывных, в то время, как баденские евреи дали разницу, равную всего 300 мм или 18 % среднего роста, т. е. величину слишком в два раза меньшую. И полученная Фишбергом разность между наибольшим и наименьшим ростом измеренных им евреев оказалась бы, вероятно, не столь значительной, если исключить крайние величины роста, как встречающиеся лишь в единичных случаях; подсчитать это, однако, не представляется возможным в виду отсутствия в его работе индивидуальных данных. Что такое предположение не лишено основания, можно видеть на примере упомянутых баденских призывных: если в этом случае исключить крайние величины роста, то разность между наибольшим и наименьшим ростом с 740 мм и 45 % падает до 520 мм и 31 % среднего роста. При подобном же условии для роста поляков, измеренных мной, получается 20 % вместо 24.

При обработке своего материала Фишберг преследует двоякую цель. Прежде всего он имеет в виду выяснить разницу в росте между евреями-эмигрантами и их сородичами, оставшимися в Европе; вслед за тем, разбив измеренных им евреев на группы по их происхождению и комбинируя с данными своих предшественников, он сопоставляет рост евреев из разных стран Европы с ростом туземного христианского населения.

В первом направлении оказалось, что еврейские эмигранты по средней величине роста выше евреев, измеренных в Европе. Преобладание среди последних низкого роста сравнительно с первыми еще яснее выступает при группировке тех и других по рубрикам роста:

 

Как видим, субъектов высокого роста среди евреев в Нью-Йорке почти вдвое больше, нежели в Европе, Между тем, как низкого роста, наоборот, в Европе слишком в полтора раза более, чем в Нью-Йорке; точно также и рубрика выше среднего значительно больше среди эмигрантов, рубрика же ниже среднего больше в Европе.

Что касается того, каков, по данным Фишберга, рост евреев в различных странах, то соответственная группировка их дает следующий результат:

 

Отсюда можно, по-видимому, заключить, что рост евреев, будучи самым низким в Галиции, увеличивается из этого центра по направлению и к востоку, и к западу, а самыми высокорослыми евреями оказываются уроженцы Сев. — Американских Соединенных Штатов.

Для выяснения разницы между ростом евреев и неевреев Фишберг соединяет свои измерения с данными других авторов и по отношению к Польше, Галиции, Литве, Малороссии, Белоруссии и Румынии приходит к заключению, что там, где местное христианское население отличается более высоким ростом, и евреи, оставаясь повсюду ниже ростом, дают все-таки более крупную величину для среднего роста. Касаясь того же вопроса в своей работе, я указал, что этот параллелизм не везде имеет место: ему противоречат в особенности некоторые данные в иностранной статистике. Подобные противоречия можно отметить и в таблице самого же Фишберга, которая составлена им на основании своих и чужих материалов и в которой он, со своей стороны, хочет видеть лишь полное подтверждение сказанного параллелизма, в виду чего я привожу здесь эту таблицу:

 

Данные этой таблицы, противоречащие взгляду Фишберга, сводятся к следующему. Белорусские евреи имеют средний рост более высокий, чем польские и галицийские; белоруссы же, хотя также по росту выше галицийских поляков, но вместе с тем, однако, они ниже и привислянских поляков, и галицийских русинов. Малорусские евреи ниже румынских, но малороссы, напротив, выше румын. Далее, процент особей малого роста среди белорусских евреев меньше, нежели у галицийских; у белоруссов тот же процент выше, нежели у галицийских поляков. С другой стороны, процент особей с ростом выше среднего у малорусских евреев больше, чем среди румынских; среди малороссов же их меньше, чем у румын. Те же румынские евреи отличаются значительно более высоким процентом особей высокого роста сравнительно с галицийскими евреями; галицийские же русины и румыны представляют с этой стороны обратные отношения. Можно было бы привести еще несколько примеров, но и этих достаточно, чтобы видеть, что параллелизм в ритме роста между евреями и неевреями нарушается довольно часто.

Характеристику роста евреев Фишберг дополняет еще сведениями о зависимости величины роста от предмета занятий. С этой целью он выделяет две большие группы: людей, работающих в закрытых помещениях (720 чел.), — портных, сапожников и др., и людей, работающих на открытом воздухе (344 чел.), — плотников, каменщиков и др. В то время, как рост первых составляет 1620 мм, у вторых он равен 1664 мм. Подобное явление отмечено также мной среди польских евреев, именно, работавшие на табачной фабрике имели рост в 1601 мм, работавшие же на фабрике металлических изделий отличались значительно большим ростом — в 1637 мм.

Кроме мужчин, Фишберг, как сказано, измерил еще 435 женщин, средний рост которых составил 1535 мм (min. — 1334, max. — 1703), то есть на 11 сантиметров короче мужского роста. По нормам роста еврейки Фишберга группируются следующим образом: низкого роста (139 см и ниже) — 7 суб. или 1 %, ниже среднего (140–152 см) — 186 суб. или 33 %, выше среднего (158 см и выше) — 142 суб. или 33 % и высокого роста (158 см и выше) — 100 суб. или 23 %. Далее, при группировке их по происхождению обнаруживаются известные, — местами, правда, не очень значительные, — вариации среднего роста, а именно:

 

Подобно мужчинам, еврейки дали низший рост в Польше и Галиции и нарастание его к востоку и западу. В Польше (Элькинд), Белоруссии (Яковенко) и Малороссии (Т.-Гринцевич) рост евреек-эмигранток оказывается выше роста местных евреек; сравнительно же с нееврейками этих же областей и те, и другие в совокупности отличаются меньшим ростом.

Для характеристики взаимоотношений роста евреек и неевреек Фишберг составил следующую таблицу, соединив также и тут материалы свои и других авторов:

 

В этой табличке Фишберг пытается доказать присутствие среди женского населения этих районов того же параллелизма в росте, что и среди мужчин. Это, действительно, наблюдается для рубрики высокого роста (158 см и выше), в которой белоруссок больше, нежели полек, а малороссок больше, чем белоруссок; такую же градацию представляют и еврейки: наименьшее число особей этого роста дали польские еврейки. С другой стороны, однако, можно в той же таблице отметить и данные, не подтверждающие этого параллелизма. Так, например, для роста выше среднего белорусских женщин меньше, нежели полек; белорусских же евреек больше, чем польских евреек. Затем, в той же рубрике роста малороссок больше, нежели белоруссок; малорусских же евреек меньше, чем белорусских. Наконец, средний рост белорусских евреек больше среднего роста польских евреек, между тем, как средний рост белоруссок, наоборот, ниже роста полек.

Покончив с ростом, Фишберг переходит к описанию окружности груди, которую он определил на 983 особях мужского пола. В среднем она составила 859 мм или 52 % роста; пределы ее колебаний — 109 и 70 см. Польские евреи, мною измеренные, имели абсолютную окружность груди в 830 мм и относительную в 52, т. е. меньше не только, чем у всех эмигрантов, вместе взятых, но также меньше, чем у одних польских эмигрантов. Для 118 евреев, нью-йоркских уроженцев, окружность груди оказалась наибольшей: слишком на 2 см больше общей средней — 881 мм. Все прочие евреи, по измерениям Фишберга, отличаются меньшей окружностью груди, как видно из следующего:

 

В зависимости от величины роста окружность груди евреев, измеренных Фишбергом, изменяется обычным образом: абсолютные размеры ее — в прямом отношении к росту, относительные — в обратном.

Ограничиваясь сказанным о росте и окружности груди евреев-эмигрантов, исследованных Фишбергом, я перейду к изложению важнейших данных, касающихся размеров и формы их головы.

Длина головы (наиб. продольный диаметр) составляет в среднем 188 мм или 11,43 % роста, при крайних пределах в 169 и 208 мм. У польских евреев абсолютная величина этого размера (184 мм) меньше, но относительная (11,45) почти совпадает. Ширина головы эмигрантов (наиб. поперечный диаметр) равна в среднем 154 мм или 9,37 % роста, при индивидуальных колебаниях между 130 и 174 мм. Польские евреи дали также меньшую абсолютную ширину головы (151 мм) и почти одинаковую (9,38) относительную. Указанные средние обоих головных диаметров обнаруживают небольшие вариации при группировке всех измеренных Фишбергом субъектов по их происхождению:

 

Фишберг рассматривает также зависимость обоих диаметров головы от роста:

 

Тут констатируется то же явление, какое отмечено и среди польских евреев: абсолютные размеры того и другого диаметра изменяются в прямом отношении к росту, относительные же в обратном.

Те же диаметры у 435 евреек, измеренных Фишбергом, имеют следующие размеры: наибольший продольный — 179, крайние пределы — 199 и 159 мм; наибольший поперечный — 149, крайние пределы — 165 и 131 мм. Колебания этих величин в зависимости от происхождения самих евреек таковы:

 

Польские еврейки, измеренные мной, обладают, сравнительно с еврейками Фишберга, наименьшей и длиной (176 мм), и шириной (146 мм) головы. Вообще, по данным Фишберга, оба головных диаметра у евреев-эмигрантов — и мужчин, и женщин — большей частью соответственно крупнее, чем у их сородичей в Европе.

Головной указатель евреев, на основании 1528 измерений Фишберга, равен 81,91. Он почти совпадает с головным указателем (81,89) моих двухсот польских евреев. Пределы колебаний указателя среди евреев-эмигрантов заключаются между 65,66 и 94,76; впрочем, этот minimum Фишберг считает патологическим: он и встретился только в одном случае, ближайший же subminimum — уже на 4 единицы больше.

Колебания головного указателя при вычислении средних по отдельным группам особей в зависимости от их происхождения видны из следующего сопоставления:

 

Тут оказывается, что только у польских евреев и отчасти у румынских средний головной указатель совпадает с его общей средней величиной, в то время как у малорусских и венгерских он поднимается до 82,45, у галицийских — до 83,33, у литовских же и белорусских и уроженцев Соед. Штатов понижается до 81,05.

Группировка головного указателя по нормам, согласно схеме Деникера, дает следующие результаты:

 

Для сравнения Фишберг собрал 1113 наблюдений различных авторов над европейскими евреями. Из этого сопоставления видно, что евреи-эмигранты отличаются от своих европейских соплеменников значительным преобладанием долихоцефалов при меньшем числе брахицефалов всех категорий. Схема Деникера отличается от норм головного указателя по Брока, которому я следовал при обработке своего материала; в значительной степени благодаря этому, у Фишберга получились иные результаты сравнительно с моими, что особенно сказалось в неодинаковом количестве длинноголовых евреев у него и у меня. На основании доступной мне антропологической литературы я нашел среди европейских евреев 7 % долихоцефалов и 76 % брахицефалов. Фишберг же, следуя схеме Деникера, дает, как видим, для европейских евреев 19 % долихоцефалов и 58 % брахицефалов, для евреев-эмигрантов — 26 % долихоцефалов и 48 % брахицефалов и, наконец, для тех и других вместе (2641 суб.) — 23 % долихоцефалов и 53 % брахицефалов. Эти цифры сильно меняют данную мною картину распределения основных типов головного указателя среди евреев. В виду этого является затруднительной и антропологическая оценка того или другого сочетания этих признаков. К сожалению, Фишберг не приложил к своей работе индивидуальных величин своих измерений, поэтому нет возможности провести по схеме Брока анализа и сравнения его наблюдений с моими данными для польских евреев.

Фишберг располагает далее свой материал по отдельных группам особей в зависимости от их происхождения и каждую группу, в свою очередь, классифицирует по тем же нормам головного указателя; рядом с евреями он собирает и соответственные данные для неевреев.

 

На основании этой таблицы и некоторых других сопоставлений Фишберг утверждает, что и ритм головного указателя евреев соответствует также ритму указателя окружающего нееврейского населения. На существование такого параллелизма указано также и мною. Но вместе с тем необходимо повторить и сделанную мной оговорку, что, при более подробном анализе наблюдений, этот параллелизм представляет ряд исключений, да, кроме того, и там, где он даже выражен, он варьирует нередко довольно неправильно. Так, по средней величине головного указателя белорусские евреи долихоцефальнее румынских; те же белоруссы имеют одинаковый указатель с малороссами, малорусские же евреи заметно брахицефальнее белорусских. Далее, особей с указателем в 75 и менее среди польских евреев больше, чем среди румынских; среди же румын и поляков отношения обратные. То же можно сказать и относительно евреев и неевреев Белоруссии с одной стороны и Румынии — с другой. Укажем, пользуясь этой таблицей, еще на один-два примера того паралеллизма. Особей с указателем в 78 и 79 среди малорусских евреев почти вдвое меньше, нежели среди румынских, а среди румын этих особей в такой же пропорции больше, чем среди малороссов. Наконец, особей с указателем в 84 и 85 среди польских евреев слишком на 5 % больше, чем среди литовско-белорусских, но гораздо больше их, наоборот, среди литовцев и белоруссов. Подобные уклонения, равно как и совпадения в ритме головного указателя евреев и неевреев наблюдаются и в диаграммах, построенных Фишбергом на основании всего антропологического материала, собственного и чужого. Возможно, что в случае параллелизма по величине головного указателя, как и вышеупомянутого по величине роста, следует видеть не столько факты расового характера, на чем особенно настаивает Фишберг, сколько проявления конструкционного закона, присущего архитектонике человеческого тела, независимо от расовых отличий отдельных типов человека.

Головной указатель евреек (435 особей) Фишберг определил равным в среднем 83,24 или на 1,31 более, нежели у мужчин. Его крайние величины — 91,17 и 71,47, в пределах которых свыше 60 % особей падает на указатель 80–84. Сравнительно с еврейками, измеренными в Европе, еврейки-эмигрантки отличаются самым большим средним головным указателем. Впрочем, такое отношение несколько меняется в ту и другую сторону при определении его для отдельных групп евреек в зависимости от их происхождения, как видно из следующей таблички:

 

При этом оказывается, что наибольший головной указатель падает на долю галицийских евреев, польские же еврейки, по Фишбергу, имеют, наоборот, меньший указатель, нежели по моим измерениям; еврейки прочих стран заключаются между теми и другими. Таким образом, еврейки-эмигрантки, за исключением переселившихся из Польши, отличаются большим головным указателем, чем их единоплеменницы, живущие в Европе, между тем как мужчины-эмигранты с тем же исключением отличаются, напротив, меньшим указателем.

Соответственно такой средней головного указателя евреек-эмигранток, и группировка их по тем же принятым Фишбергом нормам, представленная в нижеследующей таблице (верхняя половина), обнаруживает среди них более низкий процент долихоцефальных групп и более высокий, исключая группу с указателем 84–85, брахицефальных сравнительно с еврейками в Европе. Соединяя тех и других вместе, получаем, по указанной уже причине, совершенно другие данные, характеризующие частоту основных типов головного указателя среди евреек, а именно 18 % долихоцефалов против 9 % у меня и 58 % брахицефалов против 72 % у меня:

 

В нижней половине этой же таблицы сопоставлены данные о головном указателе евреек разных местностей по совокупным данным Фишберга и других авторов и соответственные данные для неевреек. Некоторый параллелизм наблюдается кое-где и здесь, но еще в меньшей степени, чем для мужчин, что, по мнению Фишберга, следует объяснить ограниченным в отдельных случаях, числом наблюдений над женщинами.

Кроме головного указателя, Фишберг определил также и горизонтальную окружность, но только для мужчин (1528 суб.). Не вдаваясь в подробности, скажу только, что в среднем она оказалась равной 55,5 см или 33,77 в процентах роста (у польских евреев — 553 мм и 34,39). У высокорослых абсолютные размеры ее больше, чем у низкорослых; относительные же, наоборот, у последних больше, нежели у первых. Сравнение с данными других авторов показывает, что горизонтальная окружность головы евреев — и абсолютно, и относительно — варьирует в очень ограниченных пределах как в различных странах Европы, так и в Соед. Штатах Америки.

Вкратце привожу также данные о размерах лица евреев по материалам Фишберга. На лице им определялись только высота, т. е. расстояние от корня носа до подбородочной точки (или, как он выражается, до конца лежащей под серединой нижней челюсти), и ширина, за которую принято, по-видимому, расстояние между наиболее отстоящими точками скуловых дуг. Высота лица мужчин равна 119 мм при max. — 142 и min. — 98, женщин — 109 при max. — 128 и min. — 90. Ширина лица мужчин — 135 (max. — 156, min. — 114), женщин — 127 (max. — 143, min. — 107). Сравнительно с данными других авторов, оба размера не представляют значительных колебаний у евреев различного происхождения. Отношение между высотой и шириной лица выражается для мужчин величиной в 88,15, для женщин — 85,83; та и другая величина также мало уклоняется от соответственных данных прочих авторов.

Описанию размеров носа и их взаимных отношений Фишберг уделяет особую главу. Средняя длина или, как она называется, высота носа 1510 мужчин равна 52 мм, 423-х женщин — 47 мм (у польских евреев: муж. — 56, жен. — 52); средняя ширина носа первых — 36, вторых — 40 (у польских евреев: муж. — 34, жен. — 32). Средний носовой указатель — почти тождественный у обоих полов: муж. — 69,23, жен. — 69,14. По этому указателю евреи Фишберга распадаются следующим образом:

 

Другими словами, как мужчины, так и женщины, за незначительным исключением, оказываются почти в одинаковом числе случаев или лепторинами, или мезоринами. Сравнительно с измеренными мной польскими евреями (носовой указатель мужчин — 62,05, женщин — 60,71), евреи Фишберга отличаются более широким носом, что особенно видно из вышеприводимой таблички, где польские евреи обнаружили совершенное отсутствие платиринов, при подавляющем числе лепторинов.

Что касается формы носа, то Фишберг отмечает таковую для 2836 муж. и 1284 жен. Среди этого обширного материала он нашел около 60 % прямых носов у лиц обоего пола, а горбатых носов — 14 % у мужчин и 13 % у женщин; остальные проценты падают на долю плоских носов. Среди моих польских евреев горбатых носов — 10 % у мужчин и 4 % у женщин.

Закончив описание измерительных признаков, Фишберг переходит к изложению данных о цвете волос и глаз евреев-эмигрантов. С этой стороны он исследовал последних в значительно большем количестве, а именно 2716 муж. и 1519 жен. В нижеследующей таблице приводится деление всех этих субъектов как по цвету волос и глаз, так и по взаимному сочетанию того и другого:

 

Группировка цветных типов в разных областях видна из следующего:

 

Цифры обеих таблиц показывают, что наблюдения Фишберга над евреями-эмигрантами более или менее соответствуют данным всех прочих авторов и снова, таким образом, подтверждают установившийся уже взгляд на значительное преобладание среди евреев брюнетического типа независимо от места их обитания и на отсутствие в этом отношении какого-либо параллелизма, подобно отмеченному при измерительных признаках, между евреями и неевреями.

На заключительных страницах своего труда Фишберг делает ряд сопоставлений между типами цветности, роста и головного указателя, причем констатирует, что т. наз. «арийское» сочетание высокого роста со светлой пигментацией и долихоцефалией несвойственно исследованным им евреям. Среди последних, напротив, является правилом, что высокорослые субъекты отличаются более темными волосами и глазами и меньшим процентом длинноголовых, низкорослые же имеют более светлую комплексию и больший процент долихоцефалов. Подобное же явление подмечено и мною среди поляков и польских евреев. Опираясь на целый ряд авторов, исследовавших много других славянских народностей и находивших то же сочетание упомянутых признаков, Фишберг сближает современных евреев с типом славянского населения, среди которого евреи преимущественно живут уже в течение многих столетий. На этом основании он так формулирует конечный вывод своей работы: «Вост. — европейские евреи, составляющие около 80 % всего наличного еврейского населения земного шара, по своим физическим признакам более близки к тем народностям, среди которых они живут в Вост. Европе, нежели к т. наз. семитам». Что нынешние евреи, с антропологической точки зрения, весьма далеки от настоящих семитов, считается уже бесспорным. Но, с другой стороны, подлежит еще проверке вопрос о том, насколько близки они к славянскому типу; хотя Фишберг и старается обосновать его на своем столь богатом материале, однако Ауэрбах показал, что отождествлению блондинов-евреев со славянами препятствуют цифровые данные окраски волос и глаз, совершенно противоположные у тех и других.

Как ни относиться к выводам Фишберга, его труд об евреях-эмигрантах — по обилию и качеству наблюдений, по тщательности их обработки — является чрезвычайно ценным вкладом в антропологическую литературу об евреях. Его другая работа — о сев. — африканских евреях — далеко не так велика и основана на несравненно меньшем числе наблюдений; тем не менее она имеет весьма большое значение для познания антропологического типа евреев, ибо касается такой области их расселения, которая совершенно еще не затронута антропологами.

Как уже выше было сказано, для сев. — африканских евреев Фишберг располагал наблюдениями над 606 мальчиками в возрасте от 5 до 16 лет и 77 взрослыми, уроженцами Марокко, Туниса и Алжира.

Цветовой тип их виден из следующего:

 

Для сравнения приводятся в этой табличке аналогичные сведения для еврейских школьников Германии (Вирхов), Австрии (Шиммер), Венгрии (Karasi) и Болгарии (Wateff). Их этого сопоставления видим, что дети сев. — африканских евреев по количеству как темных волос, так и темных глаз значительно превосходят еврейских детей в Европе: светлых волос у первых в 4.6 раз меньше; подобная же пропорция наблюдается и в частоте голубых глаз. Точно также и взрослые сев. — африканские евреи отличаются подавляющим количеством темноволосых и темноглазых субъектов, при еще меньшем числе голубоглазых. Вообще, светлоглазых евреев, т. е. серых и голубых вместе, в Сев. Африке едва 17 %, между тем, как в Вост. Европе число их достигает 40–50 %. Аналогичны соотношения и в окраске волос. Что касается рыжеволосых субъектов, то частота их в Сев. Африке мало уклоняется от соответственных данных в Европе. В сочетаниях цвета волос и глаз северо-африканские евреи дают 76 % темного типа, 19 % — смешанного и только 5 % — светлого. Среди же их европейских соплеменников темный тип редко превышает 60 %, в то время, как светлый достигает 10–15 %, а смешанный — почти 35 %. Таким образом, темный тип среди сев. — африканских евреев выражен значительно сильнее, нежели среди европейских.

Измерительные признаки, собранные Фишбергом среди сев. — африканских евреев, ограничиваются только указателями головным, лицевым и носовым. Головной указатель детей равен в среднем 78,45, взрослых — 78,24, т. е. в том и другом случае он обнаруживает значительную наклонность к долихоцефалии, сравнительно с европейскими евреями, головной указатель которых обыкновенно не опускается ниже 80. Еще сильнее выступает преобладание долихоцефалии среди сев. — африканских евреев при группировке их по нормам головного указателя (в процентах):

 

Отсюда видно, что среди взрослых сев. — африканских евреев долихоцефалов более 50 %, среди же их европейских соплеменников таковых лишь менее 9 % (по Фишбергу). С другой стороны, брахицефалов в Европе — 28 %, в Сев. же Африке — только 8 %. Долихоцефальный тип сев. — африканских евреев выражен, следовательно, довольно сильно.

Что касается остальных двух указателей — лицевого и носового, то первый для всех сев. — африканских евреев равен в среднем 88,97, второй — 60,71. Сравнительно с европейскими евреями (по Фишбергу) сев. — африканские мало отличаются по лицевому указателю, но заметно удаляются от них по носовому, который у последних значительно меньше, чем у первых (69,23 по Фишбергу). Впрочем, измеренные мною польские евреи имеют носовой указатель (62,05), довольно близкий к сев. — африканским. Таким образом, сев. — африканские евреи обладают более узким и длинным носом. Далее, и горбатые носы среди них очень редки: так, Фишберг среди 77 взрослых встретил только у пятерых, или у 6,5 % такую форму носа.

Все эти сведения о сев. — африканских евреях, несмотря на их ограниченный характер, в известной степени все-таки заполняют пробел, существовавший до сих пор в антропологической литературе об евреях. Столь же важными и ценными являются новейшие работы Вайсенберга, касающиеся другой отрасли еврейской народности, которая до того также была почти совершенно неизвестна в антропологическом отношении, а именно современного еврейского населения Палестины и Египта.

Д-р С. А. Вайсенберг, при содействии вирховского фонда в Берлине, совершил в 1908 г. поездку в Палестину, Египет и Константинополь, где производил антропологические наблюдения среди различных групп туземного населения. Результаты этого путешествия в настоящее время уже подвергнуты автором предварительной обработке и опубликованы в различных немецких специальных изданиях. Собранный Вайсенбергом материал обнимает автохтонное население Палестины в лице местных евреев, самаритян и феллахов, затем йеменитских евреев, спаньюолов, евреев — выходцев из Сред. Азии и Кавказа (грузинских и горских), далее сирийских, персидских и месопотамских евреев, наконец, египетских и мароккских евреев и египетских караимов. Измерения производилось, как и Фишбергом, по краткой схеме. Для большинства субъектов определены рост, большой размах, горизонтальная окружность головы, важнейшие диаметры головы и лица, форма носа и окраска волос и глаз, для других же, кроме цвета волос и глаз даны еще только рост и головной указатель. В прилагаемой таблице, в которой при каждой группе указано число измеренных особей, я привожу средние величины всех измерений, произведенных Вайсенбергом на востоке; к ним я присоединил еще его же измерения небольшой группы крымских караимов и сведения о головном указателе ста немецких евреев, собранные им в недавнее время в Кельне и Франкфурте-на-Майне. Для сравнения я поместил в этой же таблице соответственные данные как об южно-русских евреях, изученных Вайсенбергом, и польских, исследованных мной, так и о самаритянах Huxley, спаньюолах Глюка и сев. — африканских евреях Фишберга.

Сравнивая при помощи этой таблицы различные группы евреев Пер. Азии и Сев. Африки, где они или очень мало, или совершенно еще не подвергались до настоящего времени антропометрическому исследованию, с названными двумя группами европейских евреев, можно указать на существование между теми и другими некоторых признаков сходства, но в немалой степени и признаков несходства.

Рост палестинских и йеменитских евреев, вообще очень малый, оказывается даже еще меньше, чем у наиболее низкорослых польских евреев, что может отчасти служить подтверждением приписываемой евреям малорослости. С другой стороны, феллахи, а в особенности самаритяне, по измерениям Вайсенберга (1742 мм) и Huxley (1730 мм), образуют собой самую высокорослую группу из всех исследованных первым. Ни одна группа евреев не может быть названа сколько-нибудь близкой по росту к самаритянам. Египетские евреи (1690 мм), наиболее высокорослые после них, отстают-таки слишком на 5 см. Между этими двумя пределами роста: палестинских евреев, с одной стороны, и египетских — с другой, всех остальных можно разделить по росту на две категории: одна — с ростом 1630–1640 мм — обнимает среднеазиатских, кавказских, персидских и мароккских евреев и спаньюолов Глюка, другая — с ростом около 1660 мм — заключает сирийских евреев и спаньюолов Вайсенберга. Вообще же вариации роста азиатских и африканских евреев, по данным Вайсенберга, заключаются между 1580–1690 мм, в то время, как рост европейских евреев, по собранным мною материалам, представляет гораздо более узкие пределы колебаний, именно 1610–1656 мм. Что касается роста караимов, то обе группы их — египетские и крымские — представляют между собой заметную разницу по величине роста: первые приближаются к наиболее высокорослым египетским же евреям, последние, будучи ниже на 3 см, соответствуют среднему росту европейских евреев.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.045 с.)