Принципы построения классификации мифозоев 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы построения классификации мифозоев



 

Итак, в некоем идеальном мире присутствует целая фауна фантастических существ, объединенных под названием Mythozoa. Ми‑ фозои множеством признаков связаны с реально существующими животными, но живут по своим, гораздо менее жестким законам. Они настолько разнообразны, что возникает необходимость как‑ то упорядочить наши представления о них и разработать их классификацию.

Систему мифозоев можно было бы построить на идейной, смысловой основе, выделить группы, связанные с какими‑то стихиями, явлениями природы или человеческими страстями, например обитателей водной стихии или загробного мира, составляющих свиту богов любви, плодородия, войны и т. д. Систематизация мифозоев в таком плане – дело гуманитариев. А при зоологическом подходе на первое место должны быть поставлены морфологические признаки.

Исторически классификация обыкновенных животных строилась сначала на наиболее бросающихся в глаза признаках и имела чисто формальный характер. При таком подходе животные, далекие друг от друга по своему происхождению, но имеющие случайное или конвергентное сходство (например, виноградная улитка и рак‑отшельник, которые, как отметил еще Сваммердам, прячут в раковине мягкое спирально изогнутое брюшко), попадали в одну группу. Затем в результате накопления знаний о строении и эмбриологии животных и развития эволюционной идеи возникла естественная система, отражающая родственные отношения между животными. Поэтому каждому таксону соответствует строго определенная ветвь филогенетического древа. Но химеры – поли‑ филетическая группа, представители которой, следуя такому принципу, должны быть разбросаны по разным ветвям этого древа. Но как найти место каждой химеры? Далеко не всегда можно определить, какая ее часть является основной, а какая – вторично приобретенной или измененной. Пегаса, пожалуй, можно было бы считать лошадью, но куда отнести кентавров – к приматам или к копытным? Еще труднее решить этот вопрос в отношении ихтио‑ кентавров и других более сложных химер. Очевидно, единственным критерием родства у химер может быть только присутствие у них частей тела, «заимствованных» у одинаковых животных. Так, например, лошадиное тело роднит Пегаса с кентавром и гиппокампом, а птичьи крылья – с сиренами, Сфинксом, грифоном и Медузой. Отношения между животными‑донорами и химерами напоминают, в сущности, отношения между прокариотами и эукариотными клетками различных типов (см. с. 23). Если попытаться соединить различных химер «линиями родства», то на нашей схеме получится не разветвленное древо, а похожая на войлок трехмерная сеть, в узловых точках которой располагаются разные виды химер. На схематическом рис. 92 показаны «линии родства» между некоторыми греческими химерами, которых для наглядности пришлось расположить в одной плоскости. Как можно видеть, все химеры прямо или косвенно связаны друг с другом, а связующие их линии многократно пересекаются. Само собой разумеется, что тройные химеры имеют больше родственных связей, чем двойные, но особенно много таких связей у миксантропных химер, которые являются самой многочисленной разновидностью химер вообще. Из всего сказанного следует, что систематизировать химер можно только по формальным признакам сходства и различия.

Классификация любых явлений в большой степени зависит от того, каким признакам придается приоритетное значение. А. П. Римский‑Корсаков (1997), впервые поставивший вопрос о классификации химер, разделил их прежде всего на двойные и тройные и т. д. по числу разнородных компонентов, входящих в состав их тела (продолжив эту мысль, можно добавить четверных, пятерных и т. д. химер), а дальше предложил учитывать, от каких именно животных взяты эти компоненты.

Если не считать этих крайне лаконичных замечаний А. П. Римского‑Корсакова, классификацией мифозоев никто специально не занимался. Однако составители «Мифологического бестиария» (1999) не расположили своих бестий в алфавитном порядке, как это обычно делается, а сгруппировали их, руководствуясь какими‑то соображениями, и дали этим группам наукообразные названия. Таким образом, оглавление этой книги уже можно рассматривать как классификацию. Три части, на которые разделен материал этой книги, можно условно считать классами, главы внутри них – отрядами и т. д. Поэтому целесообразно привести это оглавление полностью, выделив курсивом условный таксономический ранг различных групп.

 

Рис. 92. Родственные связи между 12 греческими химерами: а – Сфинкс (человек + лев + птица); б – сатир (человек + козел); в – Ехидна (человек + змея); г – Пегас (лошадь + птица); д – грифон (лев + птица); е – тритон (человек + дельфин + рыба); ж – Медуза (человек + птица + змеи); з – Сцилла (человек + собаки + змея); и – Химера (лев + коза + змея); к –гиппокамп (лошадь + дельфин); л – кентавр (человек + лошадь); м – сирена (человек + птица)

Часть (класс)1. Зооморфные

Главы (отряды)

Мономорфные (семейства):

Гигантские

Многоголовые

Однорогие

Диморфные

Триморфные

Полиморфные

Драконы

Китайские

Другие

Часть (класс)2. Антропозооморфные

Главы (отряды):

I. Диморфные

Человеко‑птицы

Человеко‑змеи

Человеко‑рыбы

Человеко‑кошки

Человеко‑псы

Человеко‑быки

Человеко‑кони

Копытоногие

Другие диморфные

Триморфные

Полиморфные

Часть (класс) 3. Парадоксоморфные

Бесспорно удачным в этой классификации можно признать введение терминов «мономорфные», «диморфные» и т. д., что соответствует принципу, предложенному Римским‑Корсаковым. Однако, само собой разумеется, что первая попытка классификации фантастических существ, получившаяся, так сказать, непреднамеренно, дает много поводов для критики, но я ограничусь лишь немногими замечаниями.

Подразделение мифологических существ на Зооморфных и Антропозооморфных (миксантропных) не вызывает значительных возражений, но создание специальной категории Парадоксоморф‑ ных слишком искусственно и совершенно излишне, так как большинство включенных в этот раздел животных (например, Ба‑чжа) ничуть не более парадоксальны, чем отнесенные к другим разделам (та же Сцилла и пресловутая Химера). Стимфалийские птицы, замечательные тем, что используют свои металлические перья как стрелы, вполне могли бы быть отнесены к Мономорфным. Половинчатую утку Бииняо и одноногого быка Куя скорее можно назвать уродливыми, чем парадоксальными. На мой взгляд, самыми парадоксальными существами являются Амфисбена и Эктозавр. Но некоторые формы, включенные в эту категорию, все же заслуживают специального рассмотрения.

В монгольской мифологии имеется рыба Даджин, у которой голова состоит из огня, тело – из ветра, а хвост – из воды, а обитает она между Землей и Солнцем. Конечно, это существо удивительное, но оно имеет отношение к стихийным силам, а зоологического в ней нет ничего, кроме названия.

У папуасов Новой Гвинеи был демон Кедма – наполовину человек, а наполовину лук, с помощью которого он охотился и истребил почти всех кенгуру. Рассерженные папуасы долго преследовали его, наконец им удалось его захватить и разорвать пополам. Из передней половины Кедмы получились луки, концы которых похожи на человеческие руки, а из нижней половины – луки, похожие на ноги. Но это предание не объясняет, каким образом человеческое тело соединено с луком. По всей вероятности, Кедма был человеком, впервые использовавшим лук, а все остальное – просто легенда.

Если допустить возможность соединения частей тела животного с неодушевленными предметами, то пришлось бы причислить к химерам и Избушку‑на‑курьих‑ножках, которая по просьбе путников поворачивалась к ним передом, а к лесу задом, и даже людей с протезами конечностей.

У дальневосточного народа орочей существует мифическая птица Кори, у которой вместо носа имеется пешня, служащая для прорубания прорубей во льду, вместо крыльев – сабли, а вместо хвоста – копье. Но следует ли понимать это описание буквально? Возможно, это просто образные сравнения.

Гораздо более удивителен Силавун – персонаж из фольклора эвенков. У него место головы занимает молоток, на месте груди находятся кузнечные меха, вместо рук – клещи, а единственная нога представлена вертелом, Силавун питается только женскими языками – он пристает к женщинам, хитростью заставляет их высунуть язык, а потом откусывает его, а его жертва обычно погибает. Откуда взялся этот злобный робот (должно быть он образовался путем самосборки из металлолома) и как такое техногенное чудовище могло возникнуть в воображении оленеводов – народа, до сих пор не утратившего непосредственной связи с природой? Силавун скорее мог бы зародиться в бреду какого‑нибудь мастерового из слесарной мастерской. По‑видимому, этот монстр олицетворяет страх и антипатию эвенков по отношению к технике, которая вторгается в их быт и нарушает привычный уклад жизни. Однако Силавун не является биологическим объектом, и я не нашла нужным включать его в Словарь.

В то же время в системе «Мифологического бестиария» не нашлось места для мономорфных монстров, имеющих чисто человеческую природу, – для циклопов, гекатонхейров и др.

В разделении Мономорфных на Гигантских, Многоголовых и Однорогих не прослежиается никакой логики.

В разделах Зоо‑ и Антропозооморфных оказались группы с одинаковыми названиями: Ди‑, Три‑ и Полиморфные. Подобные омонимы вполне допустимы в оглавлении, но нежелательны в систематике.

От замечаний более частного характера я воздержусь.

В основу предлагаемой классификации я сочла более рациональным положить принципы, намеченные Римским‑Корсаковым.

Mythozoa – обширная группа и по своему рангу может быть приравнена к типу. Так как все известные ее представители содержат части тела позвоночных животных, она близка к типу Chordata.

Тип Mythozoa можно разделить на два подтипа: Teratozoa (уродливые представители одного какого‑то вида) и Chimaerozoa (химеры). Так как в основе организации каждого вида тератозоев лежит человек или какое‑то позвоночное животное, их можно разделить на классы: Anthropomorpha (человекообразные – циклопы, гека‑ тонхейры, Герион и др.), Theromorpha (зверообразные – Куй, Бин‑ фэн), Ornithomorpha (птицеобразные – Бииняо) и Sauromorpha (ящерообразные – Лернейская гидра, некоторые драконы).

Подтип Chimaerozoa, следуя указаниям Римского‑Корсакова, можно разделить на классы двойных, тройных, четверных, пятерных и множественных химер – Dichimaera, Trichimaera, Tetrachimaera, Pentachimaera и Polychimaera. Наиболее обширным из них является класс Dichimaera, и потому его классификация оказывается самой сложной. Исходя из представления, что самой важной частью тела животных является голова, определяющая уровень их интеллекта и психический склад, этот признак может быть положен в основу более дробной классификации. Если химера имеет две или больше голов, относящихся к разным видам, надо ориентироваться на ту голову, которая у данной химеры играет главенствующую роль.

Таким образом, класс Dichimaera следует разделить на отряды: 1. Anthropocephala (человекоголовые); 2. Therocephala (звероголо‑ вые); 3. Ornithocephala (птицеголовые); 4. Saurocephala (ящероголовые); 5. Amphibiocephala (амфибиеголовые); Ichthyocephala (рыбоголовые) и 6. Entomocephala (насекомоголовые).

Разделение отряда человекоголовых на семейства должно быть основано на том, с телом какого животного соединена человеческая голова. Соответственно получаются семейства: Anthropotheriidae (человеко‑звери – тритоны, кентавры и др.); Anthropoornitidae (человеко‑птицы – сирены, гарпии, гандхарвы); Anthroposauridae (человеко‑змеи – Ехидна, гиганты, наги); Anthropoichthyidae (человеко‑рыбы – русалки и морские люди в старом понимании); Anthropoinsectidae (человеко‑насекомые – эльфы, сильфы, ванессы) и Anthropophytidae (человеко‑растения – мандрагоры).

Поскольку к млекопитающим относится много разных видов животных, отряд Therocephala придется подразделить на подотряды быкоголовых (включив в него всех двурогих), львиноголовых (со всеми кошачьими), собакоголовых, слоноголовых и т. д., а установление семейств должно происходить так же, как у человекоголовых.

По тому же принципу должна строится система в других отрядах двойных химер. При этом необходимо избежать создания в разных отрядах семейств с одинаковыми названиями. Так, например, следует различать птиц с человеческой головой и людей с головой птицы. Может быть, в составных словах, используемых для обозначения семейств, на первое место ставить название того животного, от которого «взята» голова. Соответственно сирена – это человеко‑птица, а Осирис – птице‑человек, но этот вопрос пока остается открытым.

У большинства тройных химер (Trichimaera) имеется человеческая голова, и лишь у немногих из них представлена голова какого‑ нибудь другого животного. Поэтому более информативным будет разделение класса Trichimaera на отряды по тому же принципу, по которому они перечислены на с. 205, хотя при этом получаются отряды с громоздкими тройными названиями: 1. Anthropodiplotheria; 2. Anthropotherioornithes; 3. Anthropotheriosauria; 4. Anthropoorni‑ thosauria; 5. Anthropotherioichthyes; 6. Diplotheriosauria и 7. Ornitho‑ sauroamphibia.

Классы Tetrachimaera, Pentachimaera и т. д. включают в себя очень мало представителей, и среди них нет форм, сходных по составу; поэтому их приходится считать самостоятельными родами, которые не могут быть объединены в семейства и отряды.

Как можно видеть, работа над систематикой мифозоев еще не завершена (многие таксоны еще не имеют латинских названий); это всего лишь набросок, намечающий некоторые принципы классификации, но уже и теперь видно, что она далека от совершенства. Особенно большой ее недостаток состоит в том, что бесспорно родственные химеры (например, кентавры и птерокентавры) оказались в разных классах. Быть может, понятия двойные, тройные и т. д. химеры следует считать не таксономическими, а чисто описательными? Если отказаться от такого деления, человекоголовые, зверо‑ головые и т. д. химеры станут классами, а двойные, тройные и т. д. химеры – семействами с соответствующими названиями. Так, например, возникнет семейство кентавров – Centauridae, к которому будут относится роды: Centaurus, Pterocentaurus, Ichthyocentaurus и Centaurotriton, но деление мифозоев на Teratozoa и Chimerozoa все‑таки стоит сохранить. Такая классификация мифозоев представляется более естественной. Окончательное решение этой проблемы предоставим следующим поколениям мифозоологов (если таковые найдутся).

 

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

 

А

Аждак 89

Аккрува 29

Амамат 205

Аммо 139

Амфиптер 84

Алад 29, 190, 201, 205

Алид 30,120,121,186,209

Алконост 30, 164

Альрауны 30

Амфисбена 30, 198, 201, 211, 214‑216, 248

Ангелы 13, 28, 32‑34, 37, 42, 43, 45, 77, 115,147,196,209,210,212,216,217,

236.241

Андрогины 34‑39,66,215,224 Анзериканис 32, 38, 196, 214, 215 Анзуд 39, 204 Аподемак 39 Апон 90

Аргус 39, 40, 105, 198, 199, 209, 228, 232 Аримаспы 186 Аспид 39, 40, 105

Б

Ба‑чжа 42,204,248

Баал 40,41,43,205,212,214,215

Баку 41, 42, 205

Баранец 41

Белороньи 42

Берегини 42, 148, 149

Бесы 22, 42, 43, 77, 78, 90, 140, 166, 196,

Беюй 173

Бииняо 46, 198, 201, 210, 228, 248, 250 Бинфэн 30,32,46,106,198,200,211,250

Блор Могучая Рука 186 Брахма 47,77,125,177,199,211,216,220, 224

Бригита 47 Бурак 48, 147, 197, 205 Бян Цяо 48, 202, 204

В

Ванессы 48, 204, 250

Василиск 48, 49, 66, 202, 205, 223, 226

Велиал 44

Вельзевул 40, 43

Белее 20,50,140,144,153,164,183,204,221 Виверн 84 Вий 45

Вилы 28,51, 148,205 Вишва рулу 90 Водяной 51,52,53,149,155 Водяница Вритра 90 Водяные копи 83 Воуви 54, 198

Г

Гамаюн 15, 16, 54, 77, 87, 106, 144, 158, 164,165

Гандхарвы 47, 54, 114, 204, 250 Ганеша 47, 54, 125, 154, 209, 228 Гарпии 14,49,54‑56,59,60, 72,166,204, 206, 250

Гаруда 47, 56, 60

Гекатонхейры 56, 57, 66, 183, 198, 199,

Геральдический бестиарий 57 Герион 20,21,66,172,198,199,211,228, 250

Гермафродит 34, 38, 66, 199, 219, 223, 224

Гиганты 19, 66‑68, 204, 212, 214‑216, 232, 250 Гиппогриф 68

Гиппокамп 67,68,97, 131, 177, 204,222, 246, 247

Гиртаблулу 68,205,234 Главк 69, 155, 171,227 Гномы 151, 191,221 Горгония 70, 71, 76, 113, 128, 205, 212 Горгоны 71, 73, 74, 242 Грифоны 58,64,68,77,159,160,173,197, 204, 213, 242, 246, 247 Гуйму 77,205

Д

Дагон 69,77 Даджин 248 Дакша 77,220,228 Демоны 77

Дендрофиоцефал 75, 77, 196 Джинны 78 Джуклануши 78 Ди‑цзюнь 79,205 Дивьи люди 78, 196 Драконы 25, 33, 36, 39,45, 49, 50, 58,60, 63, 68, 77, 79‑84, 87, 89, 91‑95, 103, 119,127,173,174,181‑183,194,199, 205,222,226,231,233,237,241,248, 250

Дриады 78

Древнегреческий пантеон 95 Дэвы 97

Е

Египетские боги 14, 97, 99 Единорог 58, 59, 61, 100‑106, 137, 190, 204,223

Емонкор102

Ехидна 19, 20, 21, 76, 105, 106, 118, 128, 168, 174, 181, 183, 229, 247, 250

Ж

Жиг‑гуаша (Чыгы‑гуаша) 106, 204 житель Страны трехтелых 106, 205 житель страны Чоуань‑Тоу 205

3

Змей Горыныч 73, 85, 88, 94, 237 Зилант 86, 206

И

Иары 151 Ибис 44 Иггдрасиль 82 Индрик‑зверь 102, 105, 106 Инлун 90

Ино 107‑109, 151,205 Инокентавр 140 Инрог 102 Иподесы 114

Ихтиокентавр 109,110,205,246

К

Каппа 109,205 Капрас 94

Караконджалы 110,147,205 Каркаданн 103, 110 Кекропс 40,97, 110,210 Кентавр‑лев 61, ПО, 147 Кентавротритон 110,113,177,178 Кентавры 13, 14, 27, 54, 59, 60, 70, 97, 108‑113,141‑144,146,147,152,153, 197,210,213,216,222,223,225,227, 231‑233,236,243,246, 247,250, 251 Киакерно 83 Кимпуруши 114 Киннары 114

Кинокефалы (Песьеглавцы) 78,114,115 Китоврас 22, 43, 144‑146,

Козерог 116,131, 132, 143 Койминшоу 46, 116,210 Куй 92, 116, 198, 200, 210, 228, 231, 248, 250

Курша 116,226 Л

Ламассу и Шеду 117, 205 Ламашту 117

Ламия 117,118, 121,205,210,223,227 Левиафан 89

Лернейская гидра 20,21,60,81,82,118120, 198, 201, 210, 214‑216, 250 Лешие 25, 30, 120, 121, 190, 209 Лилит 121, 122,205 Линдворм 84 Линь 122,205 Лламхигин‑и‑дур 122 Лобаст 149

Лун 91, 98, 106 Лунъюй 93, 123 Луу 116

Лэй‑гун 123,205 Люцифер 43

М

Магура 123 Макара 123

Мандрагора 30, 123, 124, 204, 225, 250 Мантикора 49, 124, 206, 234 Марокэ 31

Махапейнне 54, 125, 228 Медуза Горгона 20,21,25,71,72‑74,205, 212,214,215,224,227,233,237,240, 246, 247

Медузоидная русалка (Сцифохимера) 125, 126

Мексиканские боги 126, 237 Мелюзина (Мелузина) 59, 60, 76, 127, 205

Мерроу 134

Минотавр 50, 128, 129, 228, 233 Мирмиколеон (Мираволев) 129, 205 Мировое древо 7, 22, 82, 130, 190, 238, 239

Митра 131,205

Многоножица 41, 131, 199, 205 Молох 131

Морские звери 61, 131, 132 Морские люди 132, 133, 149, 153, 154,

Мурианы 137, 204

Мушхуш (Сиррух) 137, 174, 205, 242 Мяндаш 138,205

Н

Наги 138,250 Накки 138 Нанг‑Лха 155 Нарисимха 138 Наяды 78, 97

Немейский лев 20, 21, 228 Нереиды 67, 236 Нерей 40, 97, 138 Ниваши 138 Нидхегг 82 Нимфы 97 Нингё 138, 139, 151

Номмо 139, 223 Нуэ 139,205 Нюйва 139, 179, 180

О

Огняник 88 Онокентавр 111, 140 Ороборо 238 Орфр 20, 21, 168, 183,225

П

Пазузу 140

Пан 14, 45, 97, 116, 140, 158, 175, 235 «Пала‑осел» 167, 205 Парвати 54

Пегас 14,20, 21,48, 72, 76, 113, 140, 141, 147, 181,210,227, 231,232,246,247 Переплут 159 Перитии 142

Пермские химеры 65, 142, 176 Полифем 184, 185 Полканы 88, 113, 114, 142, 147, 197 Порескоро 143,206,211 Птерокентавры ПО, 113, 143, 146, 156, 205,210,213,232,251

Р

Рарог 158 Реконх 147 Рудра 77,147

Русалки 16, 25, 27, 28, 29, 42, 51, 52, 53, 78, 93, 107, 108, 128, 133, 134, 137, 138,139,147,149,150,152,161,162, 164,179,187,196,205,216,221,222,

227,229,231,232,241,250

С

Сабдаги 155 Саг 155,201,206 Саламандра 151,155,205 Саранча 42, 156‑158, 192, 206, 234‑236,

240,241

Сатиры 14,43,77,97,140,154,158,159,169, 197,222,223,232,235,236,243,247 Сатана 43, 45

Серафимы 32, 33, 94, 196, 210 Силены 140, 158, 169 Сильфы 151, 158,204,250 Симаргл (Семаргл) 158, 160, 164

Симург 160 Синсины160

Сирены 28,59,60,134,148,149,155,160, 161‑164,167, 197,204,224,227,232, 233,246,247,250,251 Сирин 51, 148, 163, 164, 197 Сирины 30,51,54,148,163,164,197,221 Сисиютль 30, 31, 198, 201 Скиф 20, 21

Слепнир 107, 165, 166, 201, 209 Средневековые бестии 166 Стоглав 168, 198, 199, 206, 212,227 Суккубе 87 Су‑кызлар 151

Сфинкс (Сфинга) 14,20,21,94,114,168, 169,170, 182,183,197,205,210,213, 236, 237, 241, 242, 246, 247 Сцилла (Скилла) 14,27,40,169‑171,197, 205,212,214,216,224,227,237,241, 242, 247, 248 Сэнмур 172,205 Сюаньгуй 172,205 Сянь‑лю 181,210

Т

Тараска 172, 197, 206

Таурт 205

Телорог 172, 173, 206, 210

Тиамат 90, 94, 137, 172, 174, 219 Тифон 19, 20, 21, 27, 37, 105, 118, 168, 174, 175, 181, 183,197,204,205,212, 214,215,229

Тлалок 205

Тотем дакотов 176, 195

Триглав 50, 177

Тритоны 25, 67, 68, 78, 109, ПО, 133, 137,

Ту‑Бо 178,205

Тугарин Змеевич 85

Тэнгу 178

Тяньу 179

У

Ундины 151, 179

УукПух 179

Ф

Фарас 179,205

Фафнир 82, 84, 237

Феникс 179

Фуси и Нюйва 139, 179, 180

Фэнхуан 179, 196, 206, 212

X

Хала 87

Харибда 170, 172

Хедамму 89

Херувимы 32, 34, 94

Химера 3, 4, 10, 12, 14, 18, 20, 21, 23, 26, 27, 28, 32, 34, 38, 41, 43, 48, 50, 51, 56, 67, 68, 70, 73, 76, 78, 91, 92, 93, 94, 95, 97, 102, 103, ПО, 113, 114, 116, 123, 124, 125, 126, 128, 130, 131, 137, 139, 140, 141, 142, 143, 154, 156, 158, 159, 161, 166, 167, 168, 172, 175, 176, 178, 181, 182, 187, 188, 190‑192, 197‑199, 201, 202‑206, 209‑212, 214‑216, 224, 225, 227‑237, 242, 243, 245251

Хирон 110,112,144,225

Хореи 182,205

Хрисаоф20,21,225

Хумбаба 182, 198, 199, 209

Хы‑гуаше 151

Хэ‑Бо 182,227,234

ц

Цербер (Кербер) 20, 21, 183, 197, 225

Цернунн 183

Цзюфэн 183

Циклопы (Киклопы) 19, 25, 78, 102, 121,183‑186,198,199,209,222,231, 249, 250

Циминь 105, 206

Циномаилы 115

Цуаньчжуны 115

Цюнци 186

Цяньлян 187, 204

Ч

Человеко‑моллюски 187

Черти 197

Чжу‑лун 91

Чончоны 189, 197, 198, 199

Чудо‑Юдо Рыба Кит 131, 145, 189

ш

Шеду 190

Шеша 190,198,201,211

Шива 54

Шулмы 190,206

Шурале 121, 190

Ы

Ыхкилики 115

Э

Эа (Энки) 69, 172, 190

Эктозавр 22, 190, 196, 206, 214, 216, 248

Эльфы 15, 191, 192, 204, 221, 250

Энтомокентавры 192, 193, 196

Эринии 97, 193

Эрлик‑хан 193,228

Эроты 96, 224

Ю

Юй 90

Юйфу 193,227

Юйцян 34, 194

Я

Ямато‑но‑ороти 194,201,210,215 Ямантака 209 Янус 22,194,197‑199,211 Ящер 84

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИИ

 

ВЖ – «Волшебные животные» (1996)

ЗПГ – «Заветные песни птицы Гамаюн» (2001)

ИМС – «Иллюстрированный мифологический словарь» (2001) МБ – «Мифологический бестиарий» (1999)

МНМ – «Мифы народов мира» (1987, 1988)

МС‑1 – «Мифологический словарь» (Лосев и др., 2000)

МС‑2 – «Мифологический словарь» (2000, без автора)

СБ – «Славянский бестиарий» (Белова, 2001)

СкС – «Скандинавские сказания» (1988)

СМ – «Словарь мифов» (1999)

ЭМС – «Энциклопедия мифических существ и духов» (1997) ЭСС – «Энциклопедия сверхъестественных существ» (1997)

будд. – буддийская мифология герм. – германская мифология греч. – греческая мифология егип. – египетская мифология инд. – индийская мифология кельт. – кельтская мифология кит. – китайская мифология сканд. – скандинавская мифология слав. – славянская мифология тибет. – тибетская мифология фин. – финская мифология христ. – христианская мифология шумер. – шумерская мифология япон. – японская мифология

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Абашев В. Бронзовая летопись древней Перми // Пермь на ладони: путеводитель. Пермь: Звезда, 2000. С. 2‑3.

Аврорип В. А., Козьминский И. И. Представления орочей о Вселенной, о переселении душ и путешествиях шаманов // Диксон О. Шаманские учения клана Ворона. М.: Рефлл‑бук, 2000. С. 280‑293.

Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л.: Наука, 1972. 215 с.

Аппензеллер Т. Зачарованный мир. Драконы. М.: Терра, 1996. 142 с.

Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды. М.: Изд‑во АН СССР, 1950. 435 с.

Арсеньев Ю. В. Геральдика. Ковров: БЭСТ‑В, 1997. 368 с.

Асов А. 1992 – см. Бус Кресень.

Асов А. Мифы и легенды древних славян. М.: Наука и религия, 1998. 320 с.

Асов. А. Славянские боги и рождение Руси. М.: Вече, 1999. 544 с.

Асов А. Славянская астрология. М.: Фаир‑пресс, 2001. 542 с.

Банзе К. Основы биологии русалок // Наука и жизнь. 1991. № 4. С. 136‑137.

Бараш Ю. С. Кто мы, крымские караимы, и почему у нас такая религия? // Караимские вести. 2000. Приложение № 6.

Барт Д. Химера. СПб.: Азбука, 1999. 395 с.

Беклемишев В. Н. Сравнительная анатомия беспозвоночных. М.: Наука, 1964. Т. 1.452 с.

Белова О. В. Славянский бестиарий. М.: Индрик, 2001. 319 с.

Белова О. В. Сексуальные мотивы в древнерусских сказаниях о животных, http: // express, irk. ru / bell / s / sex / histori.

Беляев Ю. A. 100 чудовищ древнего мира. М.: Раритет; Центркнига, 1997. 140 с.

Белякова Г. С. Славянская мифология. М.: Просвещение, 1995. 240 с.

Бердяев Н. А. Смысл творчества. Глава VIII. Творчество и пол. http: // home, с 99. ru / vehi / berdyfev / index.

Библия. М., 1991. 925 с.

Блок А. Поли. собр. соч.: В 2‑х т. Л.: Советский писатель, 1946. Т. 1. 682 с.

Борхес X. Л. Из «Книги о вымышленных существах»), http: // www. komi. com / gowor / swod / slovar / vault / borche ooo / index/ htm.

Борхес X. Л. Энциклопедия вымышленных существ. Минск: Старый свет. Принт, 1994. С. 79‑204.

Булычев Кир. Фантастический бестиарий. СПб.: KN, 1995. 259 с.

Буров В. Г. Государственные эмблемы и символы стран Содружества Независимых Государств и Балтии. СПб.: ВИРД, 95 с.

Бус Кресень (Асов А. И.). Русские Веды. М., 1992. 368 с.

Былины. М.: Художественная литература, 1986. 300 с.

Ветемаа Э. Вся правда о русалках. Таллин, 1990. 187 с.

Ветры перемен. Флаги и гербы республик России. Чебоксары, 1996.192 с.

Волшебные животные. Серия «Зачарованный мир». М.: Терра, 1996. 144 с.

Гесиод. Теогония // Древняя Греция. СПб.: Саба Александр Принт, 1995.

Гейне Г. Духи стихий. Собр. соч. М.: Гос. изд‑во художественной литературы, 1958. Т. 6. С. 281‑333.

Гейне Г. Боги в изгнании. Собр. соч.: В 10‑ти т. М.: Гос. изд‑во художественной литературы, 1959. Т. 9. С. 49‑72.

Гигин. Мифы. Серия «Античная библиотека». СПб.: Алтейя, 2000. 360 с.

Гомер. Илиада / Пер. Н. И. Гнедича. СПб., 1884. 195 с.

Гомер. Одиссея. М.‑Л.: Academia.1935. 324 с.

ГорбовскийА. «Русалка плавала в реке...» // Калейдоскоп НЛО. 2001. № 48.

Городничев В. С. Арктида – страна медведей // Природа и человек. № 3. С. 74‑76.

ГрепвсР. Мифы Древней Греции. М.: Прогресс, 1992. 624 с.

Грузенберг С. Графика. М.: Наука, 1922. 38 с.

Грушко А., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Ниж. Новгород: Русский купец и Братья славяне, 1996. 476 с.

Губарев В. От звезд до русалок. М.: МАИК «Наука интерпериодика», 2001. 111с.

ГумилевН. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1988. 632 с.

ГусеваН. Р. Славяне и арьи. М.: Гранд, 2002. 329 с.

Даль В. И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб.: Литера, 1996. 126 с.

Данин Д. Старт кентавристики. http: //sience. rsuh. га /danin‑art. htm.

Демин В. Н. Тайны русского народа. М.: Вече, 2000. 560 с.

Демин В. Н. Русь летописная. М.: Вече, 2002. 448 с.

Диксон О. Шаманские учения клана Ворона. М.: Рефл‑бук, 2000. 296 с.

Догель В. А. Олигомеризация гомологичных органов как один из главных путей эволюции животных. Л.: Изд‑во ЛГУ, 1954. 368 с.

Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы. СПб.: ЧеРо‑на‑Неве, 2003. 418 с.

Дорожкин Н. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. Новосибирск: Наука, 1987. 400 с.

Жизнь животных М.: Просвещение, 1985. Т. 5. 399 с.

Заварзин Г. А. Роль комбинаторных событий в развитии биоразнообразия // Природа. 2002. № 1.С. 12‑19.

Заветные песни птицы Гамаюн / Подг. к печати С. А. Матвеевой. СПб.; Евпатория, 2001. 200 с.

Иванова О. М. Круглый стол по проблеме происхождения русалок // Биология моря. 1999. Т. 25, № 3. С. 253‑259.

Иванова О. М. Почти все о русалках. СПб.: Лисе, 2001. 157 с.

Иванова О. М. Еще раз о русалках // Биология моря. 2003. Т. 29, № 2.

Иванова‑Казас О. М. Страна Мифляндия, или типы симметрии у Mythozoa // Природа. 2002. № 4. С. 17‑24.

Иллюстрированный мифологический словарь / Сост.: М. А. Коган, М. Б. Рабинович, Б. П. Слецкий. Калининград: Янтарный сказ, 2001. 384 с.

Кайсаров А. С, Глинка Г. А., Рыбаков Б. А. Мифы древних славян. Саратов: Надежда, 1993. 319 с.

КарамзинН. М. История государства Российского: В 2‑х т. М.: Наука, 1989. Т. 2. 638 с.

Каримуллин А. Прототюрки и индейцы. М.: Инсан, 1995. 77 с.

Кашкина М. Н„ Викторчук И. В. Новая аберрантная медуза из Черного моря // Биология моря. Т. 28, № 2. С. 156‑157.

Кодзики. Записки о деяниях древности. Свиток 1. СПб.: Кристалл, 2000. 608 с.

Кондаков Н. Н. Реликтовый эндемик // Наука и жизнь. 1982. № 4.

КостомаровН. И. Славянская мифология. М.: Чарли, 1995. 688 с.

Костюхин Е. А. Древняя Русь в рыцарском ореоле // Приключения славянских витязей. М.: Современник, 1988. С. 5‑20.

Кравчук А. Троянская война. М.: Наука, 1991.218 с.

Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. М.: Учпедгиз, 1955. 451 с.

Левшин В. А. Русские сказки, содержащие древнейшие представления о славных богатырях // Приключения славянских витязей. М.: Современник, 1988. С. 272‑484.

Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Сост. А. А. Нейхардт. М.: Правда, 1990. 576 с.

Липин Л., Белов А. Глиняные книги. Л.: Изд‑во детской лит‑ры, 1956. 350 с.

Луна в тумане (японская классическая проза). М.: Правда, 1988. 378 с.

Мифологический бестиарий / Сост.: И. М. Голь, Ф. А. Елоева, Д. Н. Норин, Е. М. Стрельцова. Калининград: Янтарный сказ, 1999. 240 с.

Мифологический словарь / Сост.: И. Н. Лосева, Н. С. Капустин, О. Т. Кирсанова, В. Г. Тахтомышев. Ростов‑на Дону: Феникс, 2000. 576 с.

Мифологический словарь. Смоленск: Русич, 2000. 462 с

Мифы народов мира. М.: Сов. энциклопедия, 1987. Т. 1. 671 с; 1988. Т. 2. 719 с.

Мустафин Р. IIВечерняя Казань. 1983. 1 января. С. 3.

Мясников В. Бульварный эпос // Новый мир. 2001. № 1. С. 150‑158.

Немировский А. И. Мифы древности. Ближний Восток. М.: Лабиринт, 2001а. 351 с.

Немировский А. И. Мифы древности. Индия. М.: Лабиринт, 20016. 300 с.

Немировский А. И. Мифы древней Италии. М.: Лабиринт, 2001в. 352 с.

Нечаев А. Н. Русские сказки. М.: Советская Россия, 1982. 239 с.

Оборин В. А., Чагин Г. Н. Чудские древности Рифея. Пермский звериный стиль. Пермь, 1988. 153 с.

Овидий Публий Назон. Метаморфозы / Пер. С. Шервинского. М.: Художественная литература, 1977. 431 с.

ПавичМ. Хазарский словарь. СПб.: Азбука, 1999. 334 с.

ПетискусА. Г. Олимп. Мифология греков и римлян. СПб.; М.: Изд‑во М. О. Вольфа, 1913. 432 с.

ПетуховЮ. Д. Тайны древних русов. М.: Вече, 2000. 432 с.

ПлавильщиковН. Н. Гомункулюс. М.: Детгиз, 1958. 432 с.

Платов А. Драконы и змеи Британии // Мифы и магия индоевропейцев. 2000. № 9. С. 124‑136.

Платон. Пир. СПб., 1992 (Библиотека «Звезда»). 64 с.

Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996. 365 с.

Ражнев Г. Загадка птицы Гамаюн // Наука и жизнь. 1994. № 1. С. 25‑27.

Римский‑Корсаков А. П. Химеры //Андрей Петрович Римский‑Корсаков. СПб.: Изд‑ во СПбГУ, 1997. С. 52‑60.

Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987. 753 с.

Сапрыков В. «Тризуб» – герб Украины // Наука и жизнь. 1994. № 5. С. 32‑36.

Северцов А. Н. Морфологические закономерности эволюции. М.; Л., 1939. 609 с. Семенов О. Иван Билибин. М.: Детская литература, 1988. 87 с.

Скандинавские сказания / Пересказ Ю. Г. Светланова. М.: Детская литература, 1988. 208 с.

Словарь мифов / Под ред. П. Бентли. М: Гранд, 1999. 428 с.

Соколова 3. П. Культ животных в религиях. М.: Наука, 1972. 215 с.

Сыны Дехевая. Предания о демонах и рассказы охотников за черепами. М.: Изд‑ во восточной литературы, 1960. 336 с.

Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. 573 с.

Тайлор Э. Б. Мир и обряд в первобытной культуре. Смоленск: Русич, 2000. 624 с. Тахо‑Годи А. А. Греческая мифология. М.: Искусство, 1989. 302 с.

Теляшов Р. От индейцев и гуннов до Золотой Орды // Санкт‑Петербургская панорама. 2001. 231 с.

Темкин Э. Я., Эрман В. Г. Мифы Древней Индии. М.: Наука, 1982. 270 с.

Токин Б. П. Регенерация и соматический эмбриогенез. Л., 1959. 268 с.

Толстой А. К. Собрание сочинений: В 4‑х т. М.: Художественная литература, 1963. Т. 1. С. 256‑262.

ТоршиловД. О. Комментарии к «Мифам» Гигина. СПб.: Алтейя, 2000.

ТресиддерД. Словарь символов. М.: Торговый дом Гранд, 1999. 444 с.

Украинская Т. Волшебные существа. М.: Терра, 2001. 360 с.

Успенский Л. Б. Мистико‑магический словарь. Тверь, 2000. 17 с.

ФасмерМ. Этимологический словарь русского языка. М.: Прогресс, 1971. Т. 3. Ферстер В. Исследование Вселенной // Вселенная и человечество. СПб.: Просвещение, Т. III. С. 1‑284.

Хафизов Д. Крылья Зиланта. Прошлое и будущее казанского герба // Казань. 1999. № 5‑6. С. 130‑135.

Черепанова О. А. Мифологические рассказы и легенды русского Севера. СПб.: Изд‑ воСПбГУ, 1996.211 с.

Чернецов А. В. Древнерусские изображения кентавров // Сов. археология. 1975. №2. С. 100‑119.

Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л.: Изд‑во Института народов Севера, 1936. 572 с.

Элиаде М. Мефистофель и андрогин, или мистерия целостности, http:// www. screen.ru/vadvad/L itoboz/eliade. him.

Энциклопедия мифических существ и духов / Сост. А. С. Александрова, http:// mytholo gy.boom.ru

Энциклопедия сверхъестественных существ / Сост. К. Королев. М.: ЛОКИД‑МИФ, 1997. 538 с.

Эффель Ж. На темы дня. Таллин: Кунст, 1967.

ЭффельЖ. Избранное. М.: Искусство, 1983. 607 с.

ЮаньКэ. Мифы Древнего Китая. М.: Наука, 1987. 527 с.

Юнг К. Г., Франц М. Л., Хендерсон Д. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. М., 1977.

Юрченко А. Г. Александрийский Физиолог. СПб.: Евразия, 2001. 448 с.

Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии. М.: Высшая школа, 1977. 224 с. BaltzerF. Echiurida // Kukenthal – Krumbach's Handbuch der Zoologie. 1931. Bd. 2, Lif. 14‑18, S. 62‑168.

Banze K. Mermaids – their biology, culture, and demise // Limnol. a. Oceanogr. 1990. Vol. 35. P. 148‑153.

BerrillN. J. The origin of Vertebrates. Oxsford, 1955. 257 p.

Briggs К. М. A sampler of British folk‑tales. London and Henley, 1977. 315 p.

Dragon's Nest / Сост. Т. Колычева, Ю. Кончуков. http: // belrag. virtualave net /glossary/ chimera/ html.

Mermaid anatomy 101. http: // members, nbei. com. / – XMCM / philmers / anatomy. Htm.

Moore J. A. Understanding Nature – Form and Function // Science as a way of knowing Orlean. 1988. H. 449‑584. wing.

Pickett T. Q., and a Dolfin. Mermaid articles. On the taxonomy and characteristics of Sea‑Folk. http: // www. mermaid net / taxonomy, htm 1996, 1997, 1998.

The Menagerie, http://swamp.merriweb.com.au/picatrix/menagerie/index.html

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие 3

Введение 6

СЛОВАРЬ 29

ОБСУЖДЕНИЕ 195

Статистический анализ 195

A Географическое распространение мифозоев 196

Б. Распределение мифозоев по сложности 198

B. Видовой состав мифозоев 199

Г. Комбинаторика 203

Особенности плана строения мифозоев 207

А. Явления полимеризации и олигомеризации органов

у мифозоев 207

Б. Типы симметрии у мифозоев 213

Биология размножения мифозоев 217

Происхождение мифозоев 226

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Принципы построения классификации

мифозоев 245

Алфавитный указатель 252

Список сокращений 256

Литература 258

 

 

Ольга Михайловна Иванова‑Казас МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ЗООЛОГИЯ

Ответственный за выпуск О. С. Капполь Редактор М. К. Одинокова

Корректоры Н. В. Голбан, Е. А. Одинокова, Н. И. Васильева Технический редактор О. В. Колесниченко Компьютерная верстка Л. В. Васильева Набор А. Р. Сумбатова Художник С. В. Лебединский

Лицензия ЛП № 000156 от 27.04.99. Подписано в печать 10.12.2003.

Формат 60x901/16. Бумага офсетная. Гарнитура Minion. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 16,5. Тираж 1000 экз. Заказ №

Филологический факультет Санкт‑Петербургского государственного университета. 199034, Санкт‑Петербург, Университетская наб., д. 11.

 

 

 


[1] По‑видимому, Диксон, сам посвященный в шаманы, исповедует не простодушный первобытный шаманизм, а шаманизм, подкрепленный наукой, которому знакомы современные представления об антропогенезе, неандертальцы, кроманьонцы и т. д. Впрочем, все религии, дожившие до нашего времени, стараются согласовать свои догмы с наукой. Диксон ведет свой рассказ в эзотерическом плане, так что понять его непосвященному читателю не всегда легко.

 

[2] 2 Асов под псевдонимом Буса Кресеня издал книгу «Русские Веды» (1992), ядро которой составляют «Песни птицы Гамаюн» – краткое изложение почти всей славянской мифологии, а в 1998 г. им была опубликована более подробная монография, в которой появилось много новых персонажей и имен с довольно сложной синонимикой. При этом Асов использовал памятники древней славянской письменности (например, «Голубиную книгу» и «Книгу Белеса», написанные рунами на деревянных дощечках. Предполагается, что эта последняя составлена новгородскими волхвами в VI‑IX вв., потом она была вывезена княжной Анной Ярославной во Францию и вернулась в Россию только в XIX в.). Он использовал также былины, легенды, сказки, заговоры, обрядовые песни и т. д. Но, чтобы избежать слишком явных противоречий и получить целостный связный рассказ из таких пестрых элементов, необходимо что‑то опустить, а кое‑что и домыслить. Поэтому возможно, что при отборе материалов Асов не всегда был беспристрастным, тем более, что он одержим двумя идеями: 1) славянская мифология древнее всех индоевропейских мифологий и как бы является их первоисточником, 2) несмотря на наличие многих богов, она монотеистична, так как эти боги являются ипостасями Единого Бога. Судить о том, насколько это обосновано, я не берусь.

Вообще реставрированная Асовым славянская мифология пока не получила признания специалистами в этой области. Не имея других, более достоверных источников информации, я все же использую содержащиеся в ней сведения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.283 с.)