Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Материал прошлых документов для госов
2) В. Согрин. Перестройка: итоги и уроки (1992)
ИСТОРИОГРАФИЯ: М.Я. Геллер, В.М. Корельский, В. Согрин
Международное положение и внешняя политика СССР в середине 1960-1980-х гг. На фоне замедления темпов развития экономики страны и стагнации в социально-политической сфере внешнеполитический курс СССР в 1964-1985 гг. становится более стабильным, чем в предшествующий период. Консерватизм внешней политики определялся тремя факторами. Во-первых, отношения с Западом балансировали на гране разрыва: от "разрядки" к новому витку "холодной войны". Во-вторых, в странах социализма зрели серьезные внутренние противоречия, связанные в том числе с начавшимся после XX съезда партии кризисом мирового коммунистического движения. Важным фактором являлось нестабильное положение СССР в "третьем мире". СССР И СТРАНЫ ЗАПАДА В 1964-1985 гг. провозглашенный XXII съездом КПСС (1961) принцип мирного сосуществования был положен в основу внешней политики. Он получил дальнейшее развитие в виде Программы мира, выдвинутой XXIV съездом КПСС (1971 г.) и дополненной XXV (1976 г.) и XXVI (1981 г.) съездами партии. В основу Программы легли следующие положения: запрещение оружия массового поражения и сокращение его запасов; прекращение гонки вооружений; ликвидация военных очагов и конфликтов; обеспечение коллективной безопасности; углубление и укрепление сотрудничества с государствами с различными общественно-политическими системами. Гонка вооружений являлась тяжелым бременем для советской экономики, требовала от руководства страны поиска компромисса с лидерами западных государств. В конце 1960-х - начале 1970-х гг. был достигнут военно-стратегический паритет между США и СССР. Дальнейшее накопление ядерного оружия представляло угрозу для судьбы человечества. Руководители стран восточного блока и Запада встали на путь "разрядки международной напряженности" для предотвращения угрозы мировой термоядерной войны. "Разрядка" как новый этап развития международных отношений характеризовалась переходом от конфронтации к укреплению взаимного доверия, разрешению конфликтов и споров мирным путем, отказом от применения силы и угрозы, невмешательством во внутренние дела других государств, более тесным сотрудничеством в различных областях.
Первым шагом на пути к "разрядке" стало улучшение отношений СССР с Францией. Президент Франции генерал Ш. де Голль в 1966 г. заявил о выходе страны из военной организации НАТО. Он стремился к проведению независимой от Америки внешней политики. В 1966 г. де Голль посетил СССР. В ходе визита была принята декларация, провозгласившая стремление СССР и Франции крепить "атмосферу разрядки". Стороны договорились о проведении регулярных консультаций с целью развития франко-советских отношений. Разрядке международной напряженности способствовало мирное урегулирование территориальных вопросов в Европе. В сентябре 1969 г. на выборах в ФРГ победили социал-демократы. Канцлер В. Брандт заявил, что воссоздание единой Германии не будет камнем преткновения на пути сближения позиций государств с различным общественным строем. В начале 1970-х гг. ФРГ заключила договоры с СССР, Польшей, ГДР, Чехословакией, признав нерушимость послевоенных границ в Европе. В сентябре 1971 г. на основе четырехстороннего соглашения СССР, США, Великобритании и Франции был урегулирован статус Западного Берлина. Важнейшими звеньями процесса разрядки стали договоры, ограничивающие распространение ядерного орудия. В 1967 г. СССР, США, Великобритания подписали соглашение о мирном использовании космоса. В июне того же года с визитом в Америке побывал Председатель Совета Министров А. Косыгин; в декабре в Академии наук был создан Институт США и Канады. В 1968 г. был принят важнейший документ, который лег в основу международной безопасности - Договор о нераспространении ядерного оружия. Согласно Договору 1968 г., ядерное оружие или его компоненты не должны были выходить за пределы США, СССР, Великобритании, Франции, Китая, т.е. государств, имевших его. К договору присоединилась ФРГ, что сняло озабоченность СССР по поводу возможности появления ядерного оружия у Западной Германии. В 1971 г. был заключен Договор о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей, океанов и в недрах. В США возобладала группировка политиков во главе с президентом Р. Никсоном, выступавших за конструктивные взаимоотношения с Советским Союзом на основе переговорного процесса. В 1970-е гг. были возобновлены советско-американские встречи на высшем уровне (1972,1974 гг. - визиты Никсона в Москву; 1973 г. - визит Брежнева в США). В ходе визита Никсона в СССР в 1972 г. были заключены соглашение "Основы взаимоотношений между СССР и США", Договор по ограничению стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), Договор по ограничению систем противоракетной обороны (ПРО). Во время второго визита Никсона в Москву в 1974 г. стороны подписали Договор об ограничении подземных ядерных взрывов.
Новым этапом разрядки напряженности стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) в Хельсинки. Главы 35 государств подписали Заключительный акт, основу которого составила Декларация, признающая равенство стран-участниц, нерушимость послевоенных границ, невмешательство во внутренние дела, мирное сотрудничество в Европе и во всем мире, уважение прав человека. Последующие встречи участников СБСЕ стали называть Хельсинским процессом, или движением СБСЕ. В 1965 г. новый очаг международной напряженности сформировался в Юго-Восточной Азии. Вооруженное столкновение на полуострове Индокитай, начавшееся в конце 1950-х гг. как партизанская гражданская война в Южном Вьетнаме, переросло в международный конфликт с участием США и Северного Вьетнама. Американцы опасались создания единого вьетнамского государства и распространения в регионе советского влияния. В начале 1965 г. Советское руководство приняло решение предоставить Демократической Республике Вьетнам военно-техническую помощь, которая в разгар войны достигала 2 млн долларов. Участие в боевых действиях со стороны СССР принимали расчёты зенитно-ракетных комплексов. Американская агрессия во Вьетнаме завершилась провалом. В 1973 г. были подписаны Парижские соглашения о прекращении огня. В марте того же года США окончательно вывели свои войска из Южного Вьетнама. В 1978 г. Социалистическая Республика Вьетнам стала членом СЭВ. В 1977-1978 гг. переговорный процесс затормозился, т.к. администрация нового президента США Д. Картера критиковала нарушения прав человека в СССР. Согласовать новый договор ОСВ-2 удалось лишь в завершение правления Картера. Он был подписан во время встречи советского и американского лидеров в Вене 18 июня 1979 г. Этот договор стал последним крупным внешнеполитическим успехом администраций Картера и Брежнева. Договор ОСВ-2 не был ратифицирован американским Конгрессом, и администрация США до 1986 г. выполняла его условия “добровольно”. Политика "разрядки" подверглась ревизии в США. В середине 1970-х гг. в Америке начинается создание новых видов оружия: межконтинентальных баллистических ракет "МХ", подводных ракетно-ядерных систем "Трайдент", бомбардировщиков по технологии "Стелс". В 1979 г. Совет НАТО одобрил решение разместить в странах Западной Европы новейшие американские крылатые ракеты и ракеты класса "Першинг-2". В 1983 г. бундестаг Западной Германии голосует за размещение в стране ракет «Першинг-2». С приходом к власти президента Р. Рейгана противостояние с СССР усилилось. В США началась работа над созданием космического оружия. Стратегическая оборонная инициатива (СОИ) нарушала достигнутый паритет сил. В 1979-1980 гг. американцы предприняли попытки развернуть в Западной Европе нейтронное оружие. В 1983-1984 гг. на территории ФРГ, Англии, Италии были размещены американские крылатые ракеты среднего радиуса действия. В середине 1980-х гг. 94 дивизиям НАТО в Европе противостояло всего 78 дивизий стран-участниц ОВД. Правительство Рейгана отказалось от ратификации уже достигнутых договоров, переговорный процесс затормозился. Усилилось идеологическое противостояние: Рейган провозгласил СССР "империей зла" и начал крестовый поход против него.
В ответ СССР с 1977 г. начал развертывание новых советских ракет средней дальности РСД-10 на европейской части страны, а с 1983 г. - на территории ГДР и ЧССР. Началось наращивание советских танковых частей в Европе, развернулось строительство авианосцев. На смену разрядке пришла гонка вооружений. Идеологические стереотипы и догматизм мышления политиков двух держав привели к приоритету стратегической концепции "ядерного сдерживания" во внешней политике стран Запада и утверждению советского руководства о том, что мирное сосуществование является "специфической формой классовой борьбы". СССР И СТРАНЫ СОЦИАЛИЗМА Взаимоотношения СССР с социалистическими странами в 1964-1985 гг. имели как успехи, так и недостатки. Развивалось экономическое сотрудничество в рамках СЭВ, особенно в топливно-сырьевой и энергетической сфере (газопроводы "Союз", "Ямбург"). В 1971 г. была принята комплексная программа углубления сотрудничества, рассчитанная на 15-20 лет. В 1970-е гг. при содействии СССР в странах СЭВ было построено более 1600 промышленных объектов. Одним из ключевых направлений сотрудничества стран социалистического лагеря стала программа совместного освоения космоса в рамках проекта "Интеркосмос". В 1985 г. была принята новая Комплексная программа научного прогресса стран – членов СЭВ до 2000 г., предусматривавшая сотрудничество в области электроники, ядерной энергетики, автоматизации, новых материалов, биотехнологий. СССР оказал помощь ДРВ, содействовал прорыву экономической и дипломатической изоляции Кубы, всеобщему признанию суверенитета ГДР и приему ее в члены ООН. Развивалось сотрудничество социалистических стран в рамках ОВД. В 1970 - 80- е гг. проводились общие военные маневры на территории ряда стран, в основном СССР, Польши и ГДР. С 1969 г. в рамках ОВД существовал Политический консультативный Комитет министров обороны.
Вместе с тем, в государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от опеки со стороны СССР. В 1968 г. руководство Чехословакии при относительной демократизации режима существенно расширило связи с Западом при одновременном ограничении сотрудничества с СССР. Проводимая в ЧССР политика "пражской весны" привела к росту общественной нестабильности, усилению социальных конфликтов и ухудшению межнациональных отношений, вызвала конфронтацию между сторонниками и противниками СССР. Бездействие Советского Союза могло привести к выходу Чехословакии из социалистического содружества. Вмешательство же во внутренние дела ЧССР означало нарушение провозглашенного ранее принципа суверенитета стран Восточной Европы. После долгих колебаний 21 августа 1968 г. в Чехословакию были введены войска пяти государств: СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши. Ответом на попытки социалистических стран выйти из опеки "старшего брата" стало усиление охранительных тенденций. В 1968 г. Л. И. Брежнев на V съезде Польской объединенной рабочей партии провозгласил, что СССР имеет полное право защищать завоевания социализма во всех союзных ему государствах, в том числе вооруженным путем, поскольку все попытки реформ в них провоцировались западными спецслужбами и внутренней контрреволюцией. Он предупреждал, что при возникновении "угрозы делу социализма" в той или иной стране, "это уже становится не только проблемой народа данной страны, но и общей проблемой, заботой всех социалистических стран". Новая концепция взаимоотношений СССР с союзниками на Западе получила название "доктрина Брежнева" ("доктриной ограниченного суверенитета социалистических стран"). Позже советское руководство заявило о своем праве защищать завоевания социализма также и в тех странах, которые только становились на путь социализма. Сохранялись трения в 1964-1985 гг. в отношения СССР с Албанией, КНДР, Румынией, Югославией, претендующих на сохранение своей самостоятельности и независимости от Советского Союза. Сложными были взаимоотношения с Китаем, где с середины 1960-х гг. началось осуществление "культурной революции". Руководство КНР сворачивало культурные, гуманитарные, экономические и политические контакты с СССР. Имели место мелкие приграничные стычки между советскими пограничниками и китайскими военнослужащими. В 1967–1968 гг. было зафиксировано около 6 тыс. случаев прямых провокаций с китайской стороны. В 1969 г. КНР совершила крупномасштабные вооруженные нападения на СССР в районе острова Даманский на Дальнем Востоке и в районе Семипалатинска в Средней Азии. 2 марта 1969 г. на острове Даманский развернулись бои с применением артиллерии. Остановить агрессию удалось только после применения советской стороной систем залпового огня "Град". В 1980-1981 гг. СССР оказал экономическую, политическую и военную помощь польскому руководству с целью подавления антиправительственных выступлений. В начале 1980-х гг. страны социалистического лагеря под влиянием переживаемых Советским Союзом трудностей в экономическом развитии высказывали желание переориентироваться на Запад.
СССР И РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ Совпадение целей в противостоянии неоколониалистской экспансии стран Запада способствовало укреплению позиций СССР в развивающихся странах. В годы "застоя" Советский Союз оказал всестороннюю помощь 45 бывшим зависимым странам в основном на безвозмездной основе. Поддержка режимов, заявляющих о социалистической ориентации, сопровождалась недооценкой уровня развития этих стран; использованием военной силы в стремлении удержать страны " третьего мира" в сфере социалистического лагеря. Важным внешнеполитическим партнером СССР стала Индия, вторая по численности населения страна мира, обладающая богатыми природными ресурсами. В 1971 г. был заключен Договор о дружбе, обеспечивший прочную базу дальнейшего сближения советского и индийского народов. В ноябре 1982 г. СССР посетила с официальным визитом руководитель Индии И. Ганди. В 1971 г. договор о дружбе был подписан с Египтом, в 1972 г. – Ираком. К середине 1980-х гг. СССР имел договоры о сотрудничестве с 70 государствами Азии, Африки и Латинской Америки. Успешно сотрудничал Советский Союз с Кубой. В 1979 г. между СССР и Никарагуа были установлены дипломатические отношения. Развивалось экономическое сотрудничество с Сомали, Эфиопией, Анголой и Мозамбик, заявивших о своем социалистическом выборе. В арабо-израильском конфликте СССР принял сторону арабских государств. В 1967 г. Израиль нанес удар по Иордании, Сирии и Египту. В ответ на оккупацию Западного берега р. Иордан, Синайского полуострова вплоть до Суэцкого канала СССР в "знак протеста против агрессии Израиля" в июне 1967 г. СССР разорвал с ним дипломатические отношения. В Сирию и Египет были направлены советские военные специалисты. В ходе арабо-израильской войны египетская армия, используя советское вооружение и технику, освободила восточный берег Суэцкого канала. Поддержка СССР арабского народа Палестины способствовала росту его авторитета и влияния в арабском мире. В октябре 1980 г. был заключен Договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и Сирией, призванный служить укреплению их сотрудничества. В Азии успешно развивались взаимоотношения СССР с Вьетнамом, Народно-Демократической Республикой Лаос. В феврале 1980 г. состоялся визит в Москву делегации Народной Республики Кампучия, в ходе которого было подписано советско-кампучийское соглашение об экономическом, техническом, культурном и научном сотрудничестве. Самым крупным просчетом советского руководства стал ввод войск в Афганистан в 1979 г., последствием которого являлась мировая изоляция СССР. 25 декабря в Афганистан вошел 50-тысячный "ограниченный контингент" советских войск. Вечером 27 декабря советский десант начал взятие государственных учреждений под контроль. Во время штурма президентского дворца Тадж-Бек премьер-министр Х. Амин был убит. Уничтожение главы иностранного государства было воспринято в мире как акт агрессии СССР. В стране развернулось массовое вооруженное движение "моджахедов" против Советского Союза и режима Народно-демократической партии Афганистана. США оказывали повстанцам помощь оружием и снаряжением. Афганская война, начавшаяся как гражданская, усугубилась советской интервенцией, продолжавшейся до 1989 г. После вывода советских войск она шла еще более десяти лет. В необъявленной Афганской войне за 9 лет погибло 15 тыс. советских солдат, 35 тыс. человек было ранено. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН почти в полном составе осудила действия СССР. Авторитет Советского государства упал, резко сократилась его внешнеполитическая деятельность. Международное положение СССР в первой половине 1980-х гг. по сравнению с предыдущим десятилетием резко ухудшилось. Активные попытки его преодоления были предприняты во второй половине 1980-х гг. с приходом к власти М. С. Горбачева и началом "политики нового мышления". Годы перестройки стали временем позитивных перемен во внешней политике СССР. Если в 1985-1986 гг. она основывалась на традиционных идеологических приоритетах, то уже в 1987-1988 гг. М. С. Горбачев предложил миру "новое политическое мышление". Оно в корне изменило международные отношения, снизило напряженность в мире. Однако экономический кризис в стране и уступки руководства Западу привели к тому, что авторитет Советского Союза в мире заметно упал. Это ускорило процесс крушения СССР. Стремление Горбачева снизить военные расходы (25 % госбюджета СССР) привело к введению летом 1985 г. одностороннего моратория на ядерные испытания. Осенью того же года состоялась первая встреча Горбачёва с Президентом США Р. Рейганом в Женеве, где стороны приняли Декларацию о недопустимости ядерной войны. В документе констатировалось, что в ядерной войне "не может быть победителей". Стороны заявили о своем отказе добиваться военного превосходства друг над другом и достигли договоренности о расширении отношений двух стран. 15 января 1986 г. было опубликовано "Заявление Советского правительства", содержавшее программу ядерного разоружения к 2000 г. СССР призвал поэтапно сократить различные виды ядерного оружия и присоединиться к мораторию на ядерные испытания. В октябре того же года состоялась вторая встреча советского и американского лидеров в Рейкьявике. В ходе переговоров были выдвинуты предложения о ликвидации ракет средней дальности. Однако Рейган не поддержал инициативу Горбачева. С 1987 г. страны Варшавского договора стали придерживаться оборонительной военной доктрины, предусматривающей сокращение в одностороннем порядке вооружений до пределов "разумной достаточности". В рамках кадровой революции новым министром иностранных дел был назначен Э. А. Шеварднадзе, министром обороны - Д. Т. Язов (после беспрепятственного приземления 28 мая 1987 г. на Красной площади самолёта гражданина ФРГ М. Руста). Причинами изменения внешнеполитического курса СССР стали: 1) опасность нового витка "холодной войны"; 2) кризис советской экономики, для которой военные расходы стали непомерной ношей; 3) невозможность оказывать безвозмездную "интернациональную помощь" различным "дружественным" странам. НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В 1987 г. основные идеи нового внешнеполитического курса были сформулированы Горбачевым в его книге "Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира". Он заявил, что все идеологические и экономические разногласия между мировыми системами социализма и капитализма должны отступить перед необходимостью защиты общечеловеческих ценностей. Новая внешнеполитическая доктрина включала: 1) отказ от идеологического противостояния, от деления мира на две враждующие политические системы и признание мира единым, неделимым и взаимозависимым; 2) стремление решать международные проблемы не с позиции силы, а на основе баланса интересов сторон; 3) признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др. Согласно новому мышлению, были определены три основных направления внешней политики СССР: 1) нормализация отношений с Западом и разоружение; 2) разрешение международных конфликтов; 3) широкое экономическое и политическое сотрудничество с различными странами без идеологических ограничений, не выделяя особо соцстраны.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.023 с.) |