Материал прошлых документов для госов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материал прошлых документов для госов



2) В. Согрин. Перестройка: итоги и уроки (1992)

 

ИСТОРИОГРАФИЯ: М.Я. Геллер, В.М. Корельский, В. Согрин

 

Международное положение и внешняя политика СССР в середине 1960-1980-х гг.

На фоне замедления темпов развития экономики страны и стагнации в социально-политической сфере внешнеполитический курс СССР в 1964-1985 гг. становится более стабильным, чем в предшествующий период. Консерватизм внешней политики определялся тремя факторами. Во-первых, отношения с Западом балансировали на гране разрыва: от "разрядки" к новому витку "холодной войны". Во-вторых, в странах социализма зрели серьезные внутренние противоречия, связанные в том числе с начавшимся после XX съезда партии кризисом мирового коммунистического движения. Важным фактором являлось нестабильное положение СССР в "третьем мире".

СССР И СТРАНЫ ЗАПАДА

В 1964-1985 гг. провозглашенный XXII съездом КПСС (1961) принцип мирного сосуществования был положен в основу внешней политики. Он получил дальнейшее развитие в виде Программы мира, выдвинутой XXIV съездом КПСС (1971 г.) и дополненной XXV (1976 г.) и XXVI (1981 г.) съездами партии. В основу Программы легли следующие положения: запрещение оружия массового поражения и сокращение его запасов; прекращение гонки вооружений; ликвидация военных очагов и конфликтов; обеспечение коллективной безопасности; углубление и укрепление сотрудничества с государствами с различными общественно-политическими системами.

Гонка вооружений являлась тяжелым бременем для советской экономики, требовала от руководства страны поиска компромисса с лидерами западных государств. В конце 1960-х - начале 1970-х гг. был достигнут военно-стратегический паритет между США и СССР. Дальнейшее накопление ядерного оружия представляло угрозу для судьбы человечества. Руководители стран восточного блока и Запада встали на путь "разрядки международной напряженности" для предотвращения угрозы мировой термоядерной войны.

"Разрядка" как новый этап развития международных отношений характеризовалась переходом от конфронтации к укреплению взаимного доверия, разрешению конфликтов и споров мирным путем, отказом от применения силы и угрозы, невмешательством во внутренние дела других государств, более тесным сотрудничеством в различных областях.

Первым шагом на пути к "разрядке" стало улучшение отношений СССР с Францией. Президент Франции генерал Ш. де Голль в 1966 г. заявил о выходе страны из военной организации НАТО. Он стремился к проведению независимой от Америки внешней политики. В 1966 г. де Голль посетил СССР. В ходе визита была принята декларация, провозгласившая стремление СССР и Франции крепить "атмосферу разрядки". Стороны договорились о проведении регулярных консультаций с целью развития франко-советских отношений.

Разрядке международной напряженности способствовало мирное урегулирование территориальных вопросов в Европе. В сентябре 1969 г. на выборах в ФРГ победили социал-демократы. Канцлер В. Брандт заявил, что воссоздание единой Германии не будет камнем преткновения на пути сближения позиций государств с различным общественным строем. В начале 1970-х гг. ФРГ заключила договоры с СССР, Польшей, ГДР, Чехословакией, признав нерушимость послевоенных границ в Европе. В сентябре 1971 г. на основе четырехстороннего соглашения СССР, США, Великобритании и Франции был урегулирован статус Западного Берлина.

Важнейшими звеньями процесса разрядки стали договоры, ограничивающие распространение ядерного орудия. В 1967 г. СССР, США, Великобритания подписали соглашение о мирном использовании космоса. В июне того же года с визитом в Америке побывал Председатель Совета Министров А. Косыгин; в декабре в Академии наук был создан Институт США и Канады. В 1968 г. был принят важнейший документ, который лег в основу международной безопасности - Договор о нераспространении ядерного оружия. Согласно Договору 1968 г., ядерное оружие или его компоненты не должны были выходить за пределы США, СССР, Великобритании, Франции, Китая, т.е. государств, имевших его. К договору присоединилась ФРГ, что сняло озабоченность СССР по поводу возможности появления ядерного оружия у Западной Германии. В 1971 г. был заключен Договор о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей, океанов и в недрах.

В США возобладала группировка политиков во главе с президентом Р. Никсоном, выступавших за конструктивные взаимоотношения с Советским Союзом на основе переговорного процесса. В 1970-е гг. были возобновлены советско-американские встречи на высшем уровне (1972,1974 гг. - визиты Никсона в Москву; 1973 г. - визит Брежнева в США). В ходе визита Никсона в СССР в 1972 г. были заключены соглашение "Основы взаимоотношений между СССР и США", Договор по ограничению стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), Договор по ограничению систем противоракетной обороны (ПРО). Во время второго визита Никсона в Москву в 1974 г. стороны подписали Договор об ограничении подземных ядерных взрывов.

Новым этапом разрядки напряженности стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) в Хельсинки. Главы 35 государств подписали Заключительный акт, основу которого составила Декларация, признающая равенство стран-участниц, нерушимость послевоенных границ, невмешательство во внутренние дела, мирное сотрудничество в Европе и во всем мире, уважение прав человека. Последующие встречи участников СБСЕ стали называть Хельсинским процессом, или движением СБСЕ.

В 1965 г. новый очаг международной напряженности сформировался в Юго-Восточной Азии. Вооруженное столкновение на полуострове Индокитай, начавшееся в конце 1950-х гг. как партизанская гражданская война в Южном Вьетнаме, переросло в международный конфликт с участием США и Северного Вьетнама. Американцы опасались создания единого вьетнамского государства и распространения в регионе советского влияния. В начале 1965 г. Советское руководство приняло решение предоставить Демократической Республике Вьетнам военно-техническую помощь, которая в разгар войны достигала 2 млн долларов. Участие в боевых действиях со стороны СССР принимали расчёты зенитно-ракетных комплексов. Американская агрессия во Вьетнаме завершилась провалом. В 1973 г. были подписаны Парижские соглашения о прекращении огня. В марте того же года США окончательно вывели свои войска из Южного Вьетнама. В 1978 г. Социалистическая Республика Вьетнам стала членом СЭВ.

В 1977-1978 гг. переговорный процесс затормозился, т.к. администрация нового президента США Д. Картера критиковала нарушения прав человека в СССР. Согласовать новый договор ОСВ-2 удалось лишь в завершение правления Картера. Он был подписан во время встречи советского и американского лидеров в Вене 18 июня 1979 г. Этот договор стал последним крупным внешнеполитическим успехом администраций Картера и Брежнева. Договор ОСВ-2 не был ратифицирован американским Конгрессом, и администрация США до 1986 г. выполняла его условия “добровольно”.

Политика "разрядки" подверглась ревизии в США. В середине 1970-х гг. в Америке начинается создание новых видов оружия: межконтинентальных баллистических ракет "МХ", подводных ракетно-ядерных систем "Трайдент", бомбардировщиков по технологии "Стелс". В 1979 г. Совет НАТО одобрил решение разместить в странах Западной Европы новейшие американские крылатые ракеты и ракеты класса "Першинг-2".

В 1983 г. бундестаг Западной Германии голосует за размещение в стране ракет «Першинг-2».

С приходом к власти президента Р. Рейгана противостояние с СССР усилилось. В США началась работа над созданием космического оружия. Стратегическая оборонная инициатива (СОИ) нарушала достигнутый паритет сил. В 1979-1980 гг. американцы предприняли попытки развернуть в Западной Европе нейтронное оружие. В 1983-1984 гг. на территории ФРГ, Англии, Италии были размещены американские крылатые ракеты среднего радиуса действия. В середине 1980-х гг. 94 дивизиям НАТО в Европе противостояло всего 78 дивизий стран-участниц ОВД. Правительство Рейгана отказалось от ратификации уже достигнутых договоров, переговорный процесс затормозился. Усилилось идеологическое противостояние: Рейган провозгласил СССР "империей зла" и начал крестовый поход против него.

В ответ СССР с 1977 г. начал развертывание новых советских ракет средней дальности РСД-10 на европейской части страны, а с 1983 г. - на территории ГДР и ЧССР. Началось наращивание советских танковых частей в Европе, развернулось строительство авианосцев.

На смену разрядке пришла гонка вооружений. Идеологические стереотипы и догматизм мышления политиков двух держав привели к приоритету стратегической концепции "ядерного сдерживания" во внешней политике стран Запада и утверждению советского руководства о том, что мирное сосуществование является "специфической формой классовой борьбы".

СССР И СТРАНЫ СОЦИАЛИЗМА

Взаимоотношения СССР с социалистическими странами в 1964-1985 гг. имели как успехи, так и недостатки. Развивалось экономическое сотрудничество в рамках СЭВ, особенно в топливно-сырьевой и энергетической сфере (газопроводы "Союз", "Ямбург"). В 1971 г. была принята комплексная программа углубления сотрудничества, рассчитанная на 15-20 лет. В 1970-е гг. при содействии СССР в странах СЭВ было построено более 1600 промышленных объектов. Одним из ключевых направлений сотрудничества стран социалистического лагеря стала программа совместного освоения космоса в рамках проекта "Интеркосмос".

В 1985 г. была принята новая Комплексная программа научного прогресса стран – членов СЭВ до 2000 г., предусматривавшая сотрудничество в области электроники, ядерной энергетики, автоматизации, новых материалов, биотехнологий.

СССР оказал помощь ДРВ, содействовал прорыву экономической и дипломатической изоляции Кубы, всеобщему признанию суверенитета ГДР и приему ее в члены ООН.

Развивалось сотрудничество социалистических стран в рамках ОВД. В 1970 - 80- е гг. проводились общие военные маневры на территории ряда стран, в основном СССР, Польши и ГДР. С 1969 г. в рамках ОВД существовал Политический консультативный Комитет министров обороны.

Вместе с тем, в государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от опеки со стороны СССР. В 1968 г. руководство Чехословакии при относительной демократизации режима существенно расширило связи с Западом при одновременном ограничении сотрудничества с СССР. Проводимая в ЧССР политика "пражской весны" привела к росту общественной нестабильности, усилению социальных конфликтов и ухудшению межнациональных отношений, вызвала конфронтацию между сторонниками и противниками СССР.

Бездействие Советского Союза могло привести к выходу Чехословакии из социалистического содружества. Вмешательство же во внутренние дела ЧССР означало нарушение провозглашенного ранее принципа суверенитета стран Восточной Европы. После долгих колебаний 21 августа 1968 г. в Чехословакию были введены войска пяти государств: СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши.

Ответом на попытки социалистических стран выйти из опеки "старшего брата" стало усиление охранительных тенденций. В 1968 г. Л. И. Брежнев на V съезде Польской объединенной рабочей партии провозгласил, что СССР имеет полное право защищать завоевания социализма во всех союзных ему государствах, в том числе вооруженным путем, поскольку все попытки реформ в них провоцировались западными спецслужбами и внутренней контрреволюцией. Он предупреждал, что при возникновении "угрозы делу социализма" в той или иной стране, "это уже становится не только проблемой народа данной страны, но и общей проблемой, заботой всех социалистических стран".

Новая концепция взаимоотношений СССР с союзниками на Западе получила название "доктрина Брежнева" ("доктриной ограниченного суверенитета социалистических стран"). Позже советское руководство заявило о своем праве защищать завоевания социализма также и в тех странах, которые только становились на путь социализма.

Сохранялись трения в 1964-1985 гг. в отношения СССР с Албанией, КНДР, Румынией, Югославией, претендующих на сохранение своей самостоятельности и независимости от Советского Союза.

Сложными были взаимоотношения с Китаем, где с середины 1960-х гг. началось осуществление "культурной революции". Руководство КНР сворачивало культурные, гуманитарные, экономические и политические контакты с СССР. Имели место мелкие приграничные стычки между советскими пограничниками и китайскими военнослужащими. В 1967–1968 гг. было зафиксировано около 6 тыс. случаев прямых провокаций с китайской стороны.

В 1969 г. КНР совершила крупномасштабные вооруженные нападения на СССР в районе острова Даманский на Дальнем Востоке и в районе Семипалатинска в Средней Азии. 2 марта 1969 г. на острове Даманский развернулись бои с применением артиллерии. Остановить агрессию удалось только после применения советской стороной систем залпового огня "Град".

В 1980-1981 гг. СССР оказал экономическую, политическую и военную помощь польскому руководству с целью подавления антиправительственных выступлений. В начале 1980-х гг. страны социалистического лагеря под влиянием переживаемых Советским Союзом трудностей в экономическом развитии высказывали желание переориентироваться на Запад.

СССР И РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ

Совпадение целей в противостоянии неоколониалистской экспансии стран Запада способствовало укреплению позиций СССР в развивающихся странах. В годы "застоя" Советский Союз оказал всестороннюю помощь 45 бывшим зависимым странам в основном на безвозмездной основе. Поддержка режимов, заявляющих о социалистической ориентации, сопровождалась недооценкой уровня развития этих стран; использованием военной силы в стремлении удержать страны " третьего мира" в сфере социалистического лагеря.

Важным внешнеполитическим партнером СССР стала Индия, вторая по численности населения страна мира, обладающая богатыми природными ресурсами. В 1971 г. был заключен Договор о дружбе, обеспечивший прочную базу дальнейшего сближения советского и индийского народов. В ноябре 1982 г. СССР посетила с официальным визитом руководитель Индии И. Ганди.

В 1971 г. договор о дружбе был подписан с Египтом, в 1972 г. – Ираком. К середине 1980-х гг. СССР имел договоры о сотрудничестве с 70 государствами Азии, Африки и Латинской Америки.

Успешно сотрудничал Советский Союз с Кубой. В 1979 г. между СССР и Никарагуа были установлены дипломатические отношения. Развивалось экономическое сотрудничество с Сомали, Эфиопией, Анголой и Мозамбик, заявивших о своем социалистическом выборе.

В арабо-израильском конфликте СССР принял сторону арабских государств. В 1967 г. Израиль нанес удар по Иордании, Сирии и Египту. В ответ на оккупацию Западного берега р. Иордан, Синайского полуострова вплоть до Суэцкого канала СССР в "знак протеста против агрессии Израиля" в июне 1967 г. СССР разорвал с ним дипломатические отношения. В Сирию и Египет были направлены советские военные специалисты. В ходе арабо-израильской войны египетская армия, используя советское вооружение и технику, освободила восточный берег Суэцкого канала. Поддержка СССР арабского народа Палестины способствовала росту его авторитета и влияния в арабском мире. В октябре 1980 г. был заключен Договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и Сирией, призванный служить укреплению их сотрудничества.

В Азии успешно развивались взаимоотношения СССР с Вьетнамом, Народно-Демократической Республикой Лаос. В феврале 1980 г. состоялся визит в Москву делегации Народной Республики Кампучия, в ходе которого было подписано советско-кампучийское соглашение об экономическом, техническом, культурном и научном сотрудничестве.

Самым крупным просчетом советского руководства стал ввод войск в Афганистан в 1979 г., последствием которого являлась мировая изоляция СССР. 25 декабря в Афганистан вошел 50-тысячный "ограниченный контингент" советских войск. Вечером 27 декабря советский десант начал взятие государственных учреждений под контроль. Во время штурма президентского дворца Тадж-Бек премьер-министр Х. Амин был убит. Уничтожение главы иностранного государства было воспринято в мире как акт агрессии СССР.

В стране развернулось массовое вооруженное движение "моджахедов" против Советского Союза и режима Народно-демократической партии Афганистана. США оказывали повстанцам помощь оружием и снаряжением. Афганская война, начавшаяся как гражданская, усугубилась советской интервенцией, продолжавшейся до 1989 г. После вывода советских войск она шла еще более десяти лет.

В необъявленной Афганской войне за 9 лет погибло 15 тыс. советских солдат, 35 тыс. человек было ранено. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН почти в полном составе осудила действия СССР. Авторитет Советского государства упал, резко сократилась его внешнеполитическая деятельность.

Международное положение СССР в первой половине 1980-х гг. по сравнению с предыдущим десятилетием резко ухудшилось. Активные попытки его преодоления были предприняты во второй половине 1980-х гг. с приходом к власти М. С. Горбачева и началом "политики нового мышления".

Годы перестройки стали временем позитивных перемен во внешней политике СССР. Если в 1985-1986 гг. она основывалась на традиционных идеологических приоритетах, то уже в 1987-1988 гг. М. С. Горбачев предложил миру "новое политическое мышление". Оно в корне изменило международные отношения, снизило напряженность в мире. Однако экономический кризис в стране и уступки руководства Западу привели к тому, что авторитет Советского Союза в мире заметно упал. Это ускорило процесс крушения СССР.

Стремление Горбачева снизить военные расходы (25 % госбюджета СССР) привело к введению летом 1985 г. одностороннего моратория на ядерные испытания. Осенью того же года состоялась первая встреча Горбачёва с Президентом США Р. Рейганом в Женеве, где стороны приняли Декларацию о недопустимости ядерной войны. В документе констатировалось, что в ядерной войне "не может быть победителей". Стороны заявили о своем отказе добиваться военного превосходства друг над другом и достигли договоренности о расширении отношений двух стран.

15 января 1986 г. было опубликовано "Заявление Советского правительства", содержавшее программу ядерного разоружения к 2000 г. СССР призвал поэтапно сократить различные виды ядерного оружия и присоединиться к мораторию на ядерные испытания. В октябре того же года состоялась вторая встреча советского и американского лидеров в Рейкьявике. В ходе переговоров были выдвинуты предложения о ликвидации ракет средней дальности. Однако Рейган не поддержал инициативу Горбачева. С 1987 г. страны Варшавского договора стали придерживаться оборонительной военной доктрины, предусматривающей сокращение в одностороннем порядке вооружений до пределов "разумной достаточности".

В рамках кадровой революции новым министром иностранных дел был назначен Э. А. Шеварднадзе, министром обороны - Д. Т. Язов (после беспрепятственного приземления 28 мая 1987 г. на Красной площади самолёта гражданина ФРГ М. Руста).

Причинами изменения внешнеполитического курса СССР стали: 1) опасность нового витка "холодной войны"; 2) кризис советской экономики, для которой военные расходы стали непомерной ношей; 3) невозможность оказывать безвозмездную "интернациональную помощь" различным "дружественным" странам.

НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

В 1987 г. основные идеи нового внешнеполитического курса были сформулированы Горбачевым в его книге "Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира". Он заявил, что все идеологические и экономические разногласия между мировыми системами социализма и капитализма должны отступить перед необходимостью защиты общечеловеческих ценностей.

Новая внешнеполитическая доктрина включала: 1) отказ от идеологического противостояния, от деления мира на две враждующие политические системы и признание мира единым, неделимым и взаимозависимым; 2) стремление решать международные проблемы не с позиции силы, а на основе баланса интересов сторон; 3) признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др.

Согласно новому мышлению, были определены три основных направления внешней политики СССР: 1) нормализация отношений с Западом и разоружение; 2) разрешение международных конфликтов; 3) широкое экономическое и политическое сотрудничество с различными странами без идеологических ограничений, не выделяя особо соцстраны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.023 с.)