Италийские и провинциальные дамы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Италийские и провинциальные дамы



 

В Италии и в Африке женщины из высших слоев общества могли участвовать в политической и общественной жизни родного города (или города, где у них были собственность и интересы), будучи его покровительницами (patronae civitatis). Здесь перед нами вновь специфика клиентских отношений, и выбор женщины в качестве покровительницы городского общества представляется достаточно формальной данью уважения к ее семейству. Тем не менее нам стоит немного задержаться на нем, поскольку от покровителя (или покровительницы){628} города ожидают актов благотворительности, а также влияния в Риме, чтобы он оказывал своей общине конкретные услуги, давал поддержку и защиту при различных обстоятельствах (ссоры с соседними городами, налоги, недоразумения с палатинскими канцеляриями). Кроме того, покровители города могли заседать в городском совете (ordo decurionum). Хотя женщины не имели права занимать мужские должности, покровительницы городов фигурируют и в списках декурионов: это, конечно, была не действительная магистратура{629}, и само присутствие могло быть исключительно почетным. Дело не в том: в обзоре политических ролей женщин нельзя забыть и об этой.

В Италии и в провинциях участие женщин в общественной жизни вообще проявлялось отчетливее, чем в самом Риме. Прежде всего они были жрицами – в основном, но не исключительно императорского культа. Ведь если даже в Риме весталки и фламиника Юпитера занимали видное место, участвовали в публичных церемониях, то и вне Рима у женщин были случаи занимать жреческие должности, в споре за которые они раздавали обещания благотворительной деятельности, за которые получали почести и статуи, так что эти провинциалки из местной элиты становились почти на равную ногу с женами наместников. Они бывали жрицами общественного культа (sacerdos publica) и фламиниками такого‑то города или такой‑то провинции. Так, мы встречаем Модию Квинтию – непременную фламинику из Бизики в проконсульской Африке{630}; матрону, имя которой утрачено – жрицу общественного культа Венеры в Сорренто, удостоенную статуи{631}; Антонию Цецилию – великую жрицу в Малой Азии с мужем, великим жрецом Тиберием Клавдием Сократом{632}; чету фламинов из провинции Ближняя Испания – Порцию Матерну и Луция Нумизия Монтана{633}. Жреческую должность такого рода могла получить даже вольноотпущенница, как Лициния Приска, фламиника в Дугге (Северная Африка){634}.

В греческом мире и Малой Азии местные аристократки были еще более на виду. Публичных функций, которые там исполняли женщины, одни или вместе с мужьями, было много: гимнасиархия (обучение атлетов и устройство гимнасиев), агонофесия (устройство игр), демиургия и стефанофория (раздача наград и венков), притания (общественные расходы). Отметим, что здесь действовали местные законы, а не римское право. На Хиосе{635} Клавдия Метродора была дважды стефанофором, четырежды гимнасиархом, агонофетом и «басилеей» (царицей) Ионической лиги. В Эфесе{636} Элия Севера Басса была пританом и гимнасиархом всех гимнасиев. В Пергаме{637} Аврелия Клавдия Аполлония была жрицей Афины и агонотетом Никифорий (Победных игр), а Юлия Тиха – пританом и жрицей Деметры и Коры. В Перге Планция Магна{638} была демиургом, гимнасиархом, жрицей Артемиды, жрицей Матери Богов, великой жрицей императорского культа, носила титул «Дочери города». Вступали они на это поприще сами, действуя властью, полученной благодаря деньгам, или под давлением мужчин, ради престижа семьи, морального обязательства, из подчинения господствующей идеологии, требовавшей преуспеть в исполнении гражданского долга? Предлагались и то и другое объяснение. Во всяком случае, эти посты (дорого стоившие) делали их необычайно заметными среди женщин фигурами. При всем том и тут, по крайней мере в греческом мире, все совсем не однозначно: если мы обратимся к частной сфере и даже публичным почетным надписям, то и здесь похвальными для женщин качествами остаются стыдливость, скромность и преданность домашнему очагу. Детали обязанностей на упомянутых должностях часто не слишком ясны, и во всяком случае мы можем задаваться вопросом, исполнялись ли эти обязанности действительно женщинами или через посредников: ведь если бы женщины в самом деле устраивали игры и состязания или руководили гимнасиями, мужчины в результате им подчинялись бы.

Осталось упомянуть еще одну видную общественную функцию: патронат женщин над профессиональными коллегиями{639}, иногда прямо связанный с «делами» их самих или их мужей. Иногда же он предоставлялся этими обществами просто ради поддержки богатого семейства в рамках сложного взаимообмена услуг, характерного для античного мира.

В любом случае все эти различные публичные функции женщин естественно подводили к роду деятельности, лишний раз возносившей аристократию над гущей народа – к благотворительности.

 

Женская благотворительность

 

Одно из проявлений участия римской женщины в общественной жизни встречается с эпохи Августа, поскольку связано с Италией и провинциями: в Риме местная благотворительность была главным образом императорской. В других же городах ею занимались представители местной элиты – сенаторы и всадники, – желавшие выказать богатство, щедрость и внимательность к родному городу, то есть связь положения и состояния, которые всех их объединяли между собой, но пропастью отделяли от других сограждан. Так, в частности, кандидаты в магистраты и жрецы добавляли к финансовому взносу, по закону полагавшемуся для избрания (summa honoraria), еще кучу обещаний (в случае выборов обязательных) и различных дополнительных обязательств. Они соперничали в щедрости (небескорыстной), возводя на свой счет храмы, театры, термы, акведуки, а также раздавая деньги на питание, устраивая игры и гладиаторские бои, учреждая фонды для празднования своих дней рождения, возмещая даже стоимость статуи, возведенной в их честь благодарными горожанами.

Все эти дары, расходы на обслуживание которых, впрочем, превышали для города выгоды от них, могли делаться и женщинами. Выгоды же эти не следует считать необходимыми для благоустройства и финансового равновесия города или же формой перераспределения богатств (потому что на пирах и угощениях богатые получали больше бедных). Так, Плиний Младший не без иронии сообщает нам, что Уммидия Квадратилла – дама из сенаторского сословия – в первые годы II в. н. э. содержала труппу пантомимов: «У нее были пантомимы, и она увлекалась ими больше, чем это прилично знатной женщине. Квадрат (ее внук. – Авт.) не смотрел на них ни в театре, ни дома; она этого и не требовала. Я слышал от нее самой, когда она поручала мне руководить занятиями своего внука, что она, как женщина старая, уже на покое, отдыхает обычно душой, играя в камешки и глядя на своих пантомимов, но, принимаясь за эти занятия, всегда приказывает своему внуку уйти и взяться за учение»{640}. Мало того, из надписей в Казине (Кассино){641} видно, что она устраивала их представления с грандиозным размахом, ибо за свой кошт (pecunia sua) построила для сограждан амфитеатр, храм и «сцену» – очевидно, фактически перестроила театр. Здесь перед нами благотворительная деятельность, которую можно назвать и культурной. Анния Элия Реститута, непременная фламиника в Каламе (Африка), прибавила к плате жреческую должность (summa honoraria), 400 тысяч сестерциев (ценз для доступа к всадничеству!) и построила театр; местный совет при всем народе постановил воздвигнуть ей пять статуй{642}. Иногда женщина действовала вместе с супругом: в Эфесе в правление Антонина Пия богач Публий Ведий Антонин построил вместе с супругой Флавией Папианой гимнасий «со всем убранством»{643}.

Откуда все эти щедроты? Некоторые поступки должны быть связаны с заботой о престиже фамилии: Армения Ауга, мать некоего всадника из Сересс (Африка), и его сестра Бебения Паулина дали членам совета 25 тысяч сестерциев и угощение, а всем гражданам города устроили пир вдобавок к украшению и посвящению арки, поставленной в его честь{644}. Аналогично Клодия Макрина{645} построила в Музуке (также в Африке) храм Аполлона, обещанный ее отцом и братом, когда они были декурионами, а от собственных щедрот (liberalitate sua) удвоила отпущенную сумму. В Вейях близ Рима Цезия Сабина пригласила женщин города на пир{646}, очевидно, по случаю центумвирата, которого был удостоен ее муж. Но чаще всего женщина действовала сама по себе – в связи со жреческими обязанностями{647}, патронатом над городом{648}, общественной должностью на греческом Востоке{649} или профессиональной деятельностью{650}, причем особо заботилась о своих сестрах по полу: часто женщинам раздавались деньги или пища. И когда мы видим, что в Перге (Памфилия) Планция Магна берется за обновление главных городских ворот, украшая их императорскими статуями, среди которых женских фигур не меньше, чем мужских{651}; когда женщины города Требула Мутуска в сабинской области благодарят Лаберию Гостилию Криспину особой надписью{652}, причем ее имя встречается и на водопроводных трубах грандиозных городских терм, – встает вопрос: что двигало этими женщинами – личное честолюбие или обязательства, связанные с патронатом? Примеры можно умножить, взяв их из большей части областей Империи, причем нередко их финансовый размах неоспорим. Причины следует искать, пожалуй, прежде всего в стремлении утвердить себя в публичной жизни и в местном обществе: чего не позволяет или почти не позволяет пол, того добиваются с помощью богатства. Надписи (в частности, в Италии), публично поставленные от имени городской общины, «дабы прославить сияние их щедрости»{653}, выводят их за рамки предустановленных и привычных женских добродетелей, дают им признанное индивидуальное существование. Кроме того, быть может, они хотели соперничать с женами наместников, которые, как мы видели, давали дары провинциям{654} и появлялись на публике. Во всяком случае, увековечение их дел было обеспечено. Иногда свидетельства о них несколько озадачивают историка – таков случай женщины‑врача из Лиона Метилии Донаты: простой камень, использованный затем в кладке церкви{655}, уведомляет нас, что она de sua pecunia (на свои деньги) в специально для того предназначенном общественном месте воздвигла некий неизвестный нам памятник.

Остается упомянуть примеры настоящей социальной благотворительности: частные или императорские воспитательные заведения (alimenta), имевшие целью содержание и воспитание бедных детей. Они интересуют нас в двух отношениях. Во‑первых, там воспитывались и девочки; во‑вторых, они иногда учреждались либо в память женщин, как заведение Puellae alimentariae Faustinae, основанное Антонином Пием в честь покойной супруги{656}, либо самими женщинами. Назовем здесь Матидию Младшую, свояченицу Адриана, выделившую для этой цели весьма значительную сумму денег{657}, Целию Макрину из Террацина{658} и Фабию Адрианиллу (?), завещавшую учредить такой фонд в Севилье{659}, причем на девочек предусматривалось больше расходов, чем на мальчиков.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Неточность: Дидона не уступала страсти Энея, а влюбилась в него под воздействием чар его матери, Венеры. – Прим. ред.

 

2 Gera D. The warrior women. The anonymous tractatus De mulieribus. Leiden, 1997. P. 7–8 (комментарий там же, с. 122–140).

 

3 Саллюстий. Заговор Катилины, 24–25.

 

4 Венеры. – Прим. пер.

 

5 Вергилий. Буколики, X, 48–49.

 

6 Тацит. Анналы, XI, 26–38; Светоний. Клавдий, 26–27, 29, 36.

 

7 Речь шла об «отыквлении» императора Клавдия, посмертно обожествленного, что и послужило предметом пародии – тыква являла собой символ глупости, которой, по мнению современников, отличался этот правитель. – Прим. ред.

 

8 Ювенал. Сатиры, VI, 114–132. См. также: X, 330–345 о ее браке с Силием.

 

9 Сенека. Утешение к Гельвии, 16–17: feminas quas conspecta virtus inter magnos viros posuit.

 

10 Дословно – «мужества».

 

11 Там же, 11, 2–5.

 

12 Овидий. Наука любви, II, 641–662.

 

13 Musonii Rufi Reliquiae / О. Hense ed. Leipzig: Teubner, 1905. Fr. 4, 13a.

 

14 Ювенал. Сатиры, VI, 268–279, 284–285.

 

15 Трактат о женских болезнях, или Гинекология, I, 4.

 

16 Corpus inscriptions latinarum (CIL), VI, 15346.

 

17 Недавно Маурицио Беттини и Джанни Гвастала в статье «Personata vox» (в сборнике Vicende е figure femminili in Grecia e a Roma. Ancona, 1995 под редакцией Ренато Рафаэлли) прекрасно описали эти трудности.

 

18 Голос из‑под маски, чужая речь (лат.). – Прим. пер.

 

19 Овидий. Фасты, II, 428: socer optati nomen habebit avi.

 

20 Основное собрание латинских надписей, на которое мы будем ссылаться, – Corpus inscriptionum latinarum (CIL), выходившее в Берлине с 1863 г. Оно организовано по хронологическому и преимущественно географическому принципу. Первый том содержит все надписи республиканской эпохи, последующие включают надписи Италии и разных провинций (например, т. 6 и 15 посвящены Риму, т. 8 – Африке, т. 13 – Галлии и Германии). Последние два тома организованы тематически: т. 16 – воинские дипломы, т. 17 – военные пограничные камни. Материалы этого во многом уже устаревшего собрания дополняются ежегодными сводами «Эпиграфического ежегодника» (L'année epigraphique, АЕ).

 

21 Если быть точнее, завоевание Римом Италии завершилось в 265 г. до н. э., когда римляне захватили Вольсинии. – Прим. ред.

 

22 Цизальпинская Галлия была покорена не во II, а в III в. до н. э., между Первой и Второй Пуническими войнами. – Прим. ред.

 

23 Царство Аттала III охватывало не всю Малую Азию, а лишь ряд ее западных районов, которые образовали римскую провинцию Азия. – Прим. ред.

 

24 Arjava A. Women and law in Late Antiquity. Oxford, 1996; Nathan G. The family in Late Antiquity. The rise of Christianity and the endurance of tradition. London; New York, 2000.

 

25 Обычаев предков. – Прим. пер.

 

26 Город (лат.). – Прим. ред.

 

27 На полу этой базилики выбиты изображения игроков в кости и в шашки.

 

28 Овидий. Фасты, V, 555.

 

29 Гален. Комментарий на книгу Гиппократа «О природе человека», I, 1 (в изд. Кюна – XV, 21–26).

 

30 Гета был убит своим братом Каракаллой вскоре после смерти Севера. – Прим. ред.

 

31 Гален. Комментарий…, I, 1.

 

32 Светоний. Нерон, 26.

 

33 Тацит. Анналы, XIII, 25.

 

34 Гален. О свойствах пищи, III, 30 (в изд. Кюна – VI, 721–722). О кефали – там же, III, 25 (в изд. Кюна – VI, 710).

 

35 Соран Эфесский. Гинекология, II, 16.

 

36 Гален. Комментарий на Гиппократов трактат «О суставах», 1 (в изд. Кюна – XVIIIA, 348).

 

37 Геркуланум залила лава, о чем авторы сами упоминают ниже, а Стабии – селевой поток. – Прим. ред.

 

38 Имеются в виду решения трибутных комиций – наиболее демократического вида народных собраний. – Прим. ред.

 

39 Optimus – превосходная степень от bonus (добрый). – Прим. пер.

 

40 Дигесты, I, 17, 32; см. также I, 1, I, 3–4; 1, I, 4; I, 5.

 

41 Катон. О земледелии, V, 143.

 

42 Варрон. О сельском хозяйстве, II, 10.

 

43 Цицерон. Об ораторе, II, 11, 44. Сообщения о почестях такого рода уже в 390 г., вероятно, легендарны.

 

44 Валерий Максим, VI, 9, 9; Веллей Патеркул, II, 65, 2–3; Дион Кассий, XLIII, 51, 4–5. – Необходимо добавить сюда также красочный рассказ Авла Геллия (XV, 4). – Прим. ред.

 

45 Eloge funebre d'une matrone romaine. Paris: CUF, 1950, II, 4–10; 19 (изд. M. Дюрри).

 

46 В защиту Росция, 27, 147.

 

47 Цицерон. Письма к Бруту, I, 18, 1 (особо заметим выражение prudentissima et diligentissima femina). См. также: Цицерон. Письма к Аттику, XV, 11.

 

48 Плутарх. Цицерон, 20, 3; 29, 4; см. также ниже о ее роли в 63 г.

 

49 Так наз. auxilia. Они не входили в состав легионов. – Прим. ред.

 

50 Римское гражданство (лат.). – Прим. ред.

 

51 Саллюстий. Заговор Катилины, 31, 7.

 

52 Дигесты, XXIII, 2, 44.

 

53 Позднее даже супругу консула стали называть consularis femina («консулярша»).

 

54 Raepset‑Charlier M. Th. Prosopographie des femmes de l'ordre senatorial. Louvain, 1987 (далее – FOS), 454.

 

55 FOS, табл. LXV; 454; 208; см. также Дигесты, 1, 9, 8.

 

56 FOS, 632; AE, 1935, 26.

 

57 Рамки всаднического достоинства можно ясно установить на основании сенатусконсульта 19 г., обнаруженного в Латрино в виде надписи (АЕ, 1978, 145).

 

58 См. пример Аннии Веттии Сильваны, жены прокуратора Авла Туллия из Сполетия.

 

59 Дигесты, XXIII, 2, 38, 63, 65; XXXIV 9, 2, 1; это правило распространялось на других чиновников и на почтовых служащих.

 

60 ILS, 8862; CIL, X, 3888; XII, 4357. См. также: Дион Кассий, LIV, 16, 2.

 

61 Саллюстий. История, III, 96.

 

62 Плутарх. Красс, 8, 4; 11, 5.

 

63 Гай. Институции, I, 17–21. Другие основные ограничения для хозяев см. там же, 36–41.

 

64 Там же, 1, 82.

 

65 Дигесты, XXIII, 2, 14, 3.

 

66 Возьмем для примера, среди многих других памятников, CIL, VI, 12412, 14452 (дети рабов поступают на службу во дворец). Можно возразить, что, с одной стороны, иногда семьи явно не разлучались, поскольку новой семьей становилась семья жены хозяина, а с другой стороны, сами супруги подчас (CIL, VI, 13172, 17652, 18886, 23151, 26755, 36011) имели разных хозяев, а это, несомненно, значило, что хозяева – муж и жена, дядя и племянник, два свойственника и т. д. – точнее установить, что их связывало, мы не можем.

 

67 См., например, АЕ, 1982, 681 (надпись из Нима).

 

68 Жрец императорского культа в колониях. – Прим. пер.

 

69 CIL, XII, 3221 (также из Нима) (декурион – член городского совета. – Прим. ред.).

 

70 CIL, X, 4760 (надпись из Суессы): сын получил декурионское достоинство за заслуги отца, который оказывал городу такие благодеяния, как если бы сам был декурионом.

 

71 Это было одно из легитимных оснований для освобождения рабов моложе тридцати лет, как исключение из закона Элия Сентия.

 

72 «Если они не были прежде отпущены на волю с этой целью» (Дигесты, XXXIII, 2, 28).

 

73 Дигесты, XXIII, 1, 45; XXIV, 2, 11.

 

74 Дигесты, XIV, 3, 7, 1. Ниже мы увидим, что бывали и женщины‑мастеровые.

 

75 CIL, XIII, 7113: Rosa simul floruit, et statim periit.

 

76 Дигесты, I, 5, 9.

 

77 Авл Геллий, I, 12, 9: «Как только весталка избрана (capta), отведена в атрий Весты и доверена понтификам, с того самого мига без всякой эмансипации и перемены статуса она выходит из‑под отеческой власти и получает право составлять завещание».

 

78 Современному праву известно только кровное родство (cognatio).

 

79 Ульпиан. Фрагменты, 11, 1.

 

80 Там же, 11, 27.

 

81 Гай. Институции, I, 190.

 

82 Там же, I, 157, 171.

 

83 А также мужчинам, которым закон сокращал сроки выслуги лет при прохождении cursus honorum и другие карьерные преимущества, в том числе на муниципальном уровне. См., например: Дион Кассий, LV, 2, 5–6; Плиний Младший. Письма, X, 2; X, 94–95; Марциал. Эпиграммы, II, 91, 5; III, 95. Ср. также привилегии, дарованные императором местным властям Писавра (Пезаро на адриатическом побережье): CIL, XI, 6354.

 

84 Гай. Институции, I, 190.

 

85 Заочное бракосочетание допускалось только для мужчин (Павел. Сентенции, V, 19, 8).

 

86 Дигесты, XXXV, 1, 15: nuptias enim non concubitus sed consensus fuit («брак же был не по сожительству, а по согласию»).

 

87 Дигесты, XXIII, 1–2.

 

88 Павел. Сентенции, V, 6, 15.

 

89 Для обручения требовалось достижение невестой полных десяти лет (Дион Кассий, LIV, 16, 7).

 

90 Дигесты, XXIII, 2, 4.

 

91 См. например, CIL, VI, 12776, где сын Аттии Секунды и императорского вольноотпущенника Тита Клавдия Леандра зовется Марк Аттий Леандр: он, очевидно, родился, когда его отец еще был рабом.

 

92 Гай. Институции, 1, 111–113, 119.

 

93 Дионисий Галикарнасский. Римские древности, II, 25.

 

94 Кодекс Юстиниана, 8, 38 со ссылкой на конституцию Александра Севера от 223 г.

 

95 Дигесты, XXIV, 1, 32.

 

96 Гай. Институции, 1, 136; Тацит. Анналы, IV, 16, 4: «Сенат… издал закон (при Тиберии. – Прим. пер.), согласно которому супруга фламина Юпитера (который непременно должен был сочетаться браком по обряду конфарреации. – Авт.) подвластна мужу лишь в том, что имеет касательство к священнодействиям, а в остальном пользуется одинаковыми с прочими женщинами правами». Последняя формулировка говорит о том, какое положение женщины считалось «нормальным», и сама по себе указывает на исчезновение из обихода брака под мужней властью, что подтверждается и многими другими историческими, литературными и юридическими свидетельствами.

 

97 Дигесты, XVI, 1, 2, [2].

 

98 Институции, II, 8, введение.

 

99 Дигесты, XXIV, 3, 66.

 

100 Саллюстий. Заговор Катилины, 35.

 

101 Плиний Младший. Письма, VI, 32.

 

102 Ульпиан. Фрагменты, 6, 10, 12.

 

103 Например, Цицерон. Письма к Аттику, XII, 32; XV, 20.

 

104 Дигесты, XVII, 2, 81.

 

105 Дигесты, XXXIV, 1, 16.

 

106 Луцию Антистию Рустику, консулу 90 года, и его супруге Муммии Нигрине (Марциал, IV, 75, эпиграмма 88 г.). См. также CIL, VI, 27881а – надпись, сохранившая память о чете рабов Тихии и Кельтибере, в которой оба сожителя также владели имуществом совместно (87 г. н. э.).

 

107 Павел. Сентенции, IV, 8, 20.

 

108 Гай. Институции, II, 161: «Так, дети, которых мать делает наследниками, принадлежат к разряду внешних, ибо женщины не имеют детей под своей властью».

 

109 Дигесты, L, 16, 195, 4: Mulier autem familiae suae et caput et finis est.

 

110 О государстве, III, 17: даже такой консерватор, как Цицерон, возмущается нелепыми следствиями закона: «Почему <…> дочь Публия Красса, если она единственная у отца, могла бы, без нарушения закона, иметь сто миллионов сестерциев, а моя дочь не могла бы обладать и тремя миллионами?»

 

111 Завещание с обязательством передать наследство лицу, которое не может быть назначено наследником непосредственно. – Прим. пер.

 

112 Римский гражданин (лат.), в данном случае, естественно, женского рода. – Прим. ред.

 

113 Дигесты, L, 17, прим. 2 (см. также III, 3, 54): Feminae ab omnibus officiis civilibus vel publicis remotae sunt.

 

114 Дигесты, V, 1, 12, 2: «Не потому, что не имеет способности суждения (iudicio), а потому, что обычаем велено, чтобы они не занимали гражданских должностей (civilibus officiis)». Юриста Павла, видимо, здесь надо понимать так, что речь идет об условности, требующей, чтобы власть любого рода сосредоточивалась в руках определенной категории населения, а не о последствиях физической или умственной неспособности.

 

115 Дигесты, XLVIII, 2, 8.

 

116 Тацит. Анналы, III, 49.

 

117 Валерий Максим, VIII, 3, praef.; здесь verecundia stolae – (женская скромность. Стола – одежда замужней римлянки. – Пер.) – и conditio naturae (естественное состояние) противопоставляются impudicitia (бесстыдство). См. также: Дигесты, III, 1, 1.

 

118 Валерий Максим, VIII, 3, 2.

 

119 Цицерон считал ее истинной обвинительницей в процессе Целия, которого он защищал (В защиту Целия, 30–35); в той же речи о ней: «бесстыдство» (impudentia, 49–50), «безрассудная, наглая, злая женщина» (temeraria, procax, irata femina, 55–58).

 

120 Валерий Максим, VIII, 3, 1. Он считает Мезию «женщиной с мужской душой» (sub speciae feminae virilem animum gerebat).

 

121 Плутарх. Нума, 25, 10.

 

122 См., например, в Кодексе Юстиниана, 12, 1, 1 рескрипт Александра Севера Севериане о равном и неравном браке для матроны в сенаторском звании (claritas generis).

 

123 Гай. Институции, 1, 195.

 

124 Цитируется Авлом Геллием (X, 23, 5).

 

125 Ульпиан. Фрагменты, 14.

 

126 Дигесты, II, 13, 12.

 

127 Тит Ливий. Эпитомы, 48.

 

128 Тацит. Анналы, II, 50, 3.

 

129 XLII, 34. Качества супруги характеризуются словами libertas, pudicitia, fecunditas.

 

130 Дион Кассий, LX, 24, 3.

 

131 Геродиан. История, III, 8, 5.

 

132 Ср.: Проперций. Элегии, IV, 3, 45: Romanis utinam patuissent castra puellis! («О, когда б лагеря были девам доступны у римлян!»)

 

133 Дигесты, XXIV, 1, 61.

 

134 Аттические ночи, 1, 6 (с ошибочной датировкой речи).

 

135 Светоний. Август, 89, 5. См. также: Тит Ливий. Эпитомы, 59; Валерий Максим, VII, 7, 4.

 

136 В частности, Ульпиан (Дигесты, XXI, 1, 14, 1).

 

137 Авл Геллий, IV, 3, 2; XVII, 21, 44.

 

138 Валерий Максим, II, 1, 4.

 

139 Надгробная речь…, II, 31–41.

 

140 В защиту Марцелла, 23.

 

141 Ювенал. Сатиры, VI, 595–601; Тацит. Анналы, III, 25.

 

142 Фронтон. Письмо на смерть внука, 2, 1.

 

143 FOS, 63.

 

144 Плиний Старший. Естественная история, VII, 60.

 

145 Плиний Младший. Письма, 1, 14.

 

146 FOS, 322.

 

147 Тацит. Жизнеописание Юлия Агриколы, 6, 1.

 

148 Ювенал. Сатиры, III, 160–161.

 

149 Светоний. Цезарь, 1, 1.

 

150 Плиний хвалил также Гнея Педания Фуска Салинатора (впоследствии консула 118 г.), обрученного с Юнией Паулиной: «Знатная семья; почтеннейший отец; мать, о которой скажешь то же; сам Фуск, преданный занятиям, образованный, даже красноречивый, мальчик по сердечной простоте, юноша по воспитанности, старик по серьезности» (Плиний Младший. Письма, VI, 26, 1).

 

151 Гораций. Сатиры, 1, 6.

 

152 Например, жители Атины официально (publice) почтили Юлию Гратиллу статуей ob puducitiam.

 

153 Стаций. Леса, II, 7, 81–88.

 

154 Надгробная речь., I, 30–34.

 

155 Из всего, что составляло жизнь замужней женщины, всегда особенно восхвалялось усердное lanificium. Между тем занятия прядением и ткачеством всегда имели сексуальный метафорический смысл. Такая коннотация прекрасно видна в бытовых предметах, открытых в Галлии: футлярах для веретен с надписями (иногда именными) примерно такого содержания: «засунь и ворочай» (impie me sic versa me). Здесь оба значения – техническое и эротическое – очевидны.

 

156 CIL, XIII, 7004. Еще раньше они имели горе потерять двенадцатилетнюю дочку Паулину (CIL, XIII, 7003).

 

157 Так в тексте. – Прим. пер.

 

158 Тацит. Анналы, XIV, 64, 1 – ср. XII, 8. См. также Светоний. Клавдий, 27, 2, Дион Кассий, LX, 5, 7. С другой стороны, можно усомниться, что помолвка Октавии с юным Силаном, состоявшаяся между 41 и 48 гг., имела «реальный», а не чисто политический характер.

 

159 CIL, XI, 832.

 

160 CIL, VI, 16631.

 

161 Так в латинском тексте. – Прим. ред.

 

162 Плиний Младший. Письма, V, 16, 2–9.

 

163 См, например: Сенека. Диалоги, VI, 1, 1.

 

164 CIL, XIII, 1583.

 

165 Сервий в комментарии к «Энеиде» (X, 722) подробно перечисляет фазы переговоров и соглашений между сторонами: hic ordo est, conciliata primo, dein conventa, dein pacta, dein sponsa («порядок таков: сперва сватовство, затем согласие, затем обещание, затем помолвка»).

 

166 Цицерон. Письма к брату Квинту, II, 6 [5], 2.

 

167 Плиний Старший. Естественная история, XXXIII, 12.

 

168 Тертуллиан. Апология, 6, 4.

 

169 Авл Геллий, Х, 10.

 

170 Фест, с. 348L; Авл Геллий, IV, 9, 5.

 

171 Макробий. Сатурналии, 1, 15, 21.

 

172 Овидий. Фасты, III, 393–396.

 

173 Там же, V, 487–490; VI, 219–234; Плутарх. Римские вопросы, 86.

 

174 Овидий. Фасты, VI, 224.

 

175 Обряды инициации римских девушек нам почти неизвестны: из кое‑каких намеков вроде упоминания про «счастливою девичьею кровью Анны рощицу щедрую Перенны» (Марциал. Эпиграммы, IV, 64, 16–17; см. также Овидий. Фасты. III, 524–696) не удается составить ничего связного.

 

176 Катулл, 61.

 

177 Свадьба по обряду конфарреации справлялась гораздо торжественнее и сложнее, в присутствии великого понтифика, фламина Юпитера и десяти свидетелей, причем исполнялись специальные обряды, произносились особые слова (cum certis et solemnibus verbis), приносились многочисленные жертвы, в том числе полбяный хлеб, давший название этому виду брака (Гай. Институции, 1, 112).

 

178 Дигесты, XXIII, 2, 5; Овидий. Героиды, 14, 10.

 

179 Плутарх. Римские вопросы, 31.

 

180 Иными словами: «Где ты будешь господином и хозяином, там я буду госпожой и хозяйкой», что любопытным образом уравнивает супругов. Ср.: Плутарх. Римские вопросы, 30.

 

181 Ноний, с. 852L.

 

182 Варрон. О латинском языке, 5, 61; Плутарх. Римские вопросы, 1.

 

183 Овидий. Фасты, IV, 787–792.

 

184 Впрочем, общность семейного культа (культа предков) существует только во «врученном» браке.

 

185 Катулл, 61, 181–235.

 

186 Варрон. О латинском языке, VI, 84; Гораций. Сатиры, II, 2, 60; Авл Геллий, II, 24, 14; Макробий. Сатурналии, 1, 15, 22.

 

187 Плиний Младший. Письма, III, 3.

 

188 Светоний. Тиберий, 50.

 

189 Ас mihi videtur valde matrem, ut debet amare (Цицерон. Письма к Аттику, VI, 2, 2).

 

190 Письма к Аттику, 1, 18: cum filiola et mellito Cicerone.

 

191 Там же, XII, 36, 1; 37, 2.

 

192 Там же, XIII, 28, 4: non esse probatum mulieribus.

 

193 Овидий. Фасты, VI, 637–638.

 

194 В надписях встречаются выражения: «sine querela», «sine ulla querela», «sine infamia», «sine iurgo sine offensa», «sine ulla offensa», «sine ulla animi laesione».

 

195 CIL, XIV, 1364: Feci [mecum an]nis XV unanimis.

 

196 CIL, VI, 9810: Sine ullo dolore nisi diem mortis eius.

 

197 Тацит. Агрикола, 6, 1: vixerunt mira concordia per mutuam caritatem et in vicem se antponendo.

 

198 Стаций. Леса, III, 5.

 

199 Марциал. Эпиграммы, VI, 21; Стаций. Леса, I, 2.

 

200 Говорили, впрочем, что у нее была связь со своим учителем грамматики Квинтом Цецилием Эпиротом (Светоний. О грамматиках, 16).

 

201 Светоний. Тиберий, 7, 2–3.

 

202 Утешение к Ливии, 299–342.

 

203 CIL, VI, 20307.

 

204 CIL, VI, 9141: de qua doluit nihil nisi mors eius.

 

205 CIL, VI, 9792: sine te vitam sordidam exigo.

 

206 CIL, XIII, 2244.

 

207 CIL, VI, 7579: ne tarn scelestum discidium experiscar divitus.

 

208 CIL, VI, 26392.

 

209 AE, 1987, 179: nunquam sine me in publicum aut in balineum aut ubicumque ire voluit.

 

210 Плиний Младший. Письма, VII, 5.

 

211 Тацит. Анналы, XV, 10.

 

212 Например, в гл. 5 мы встретимся с женой всадника – почтового чиновника в Британии.

 

213 Тацит. Анналы, III, 34.

 

214 Т. Andersson (Journal of paleopathology, 9, 1997, p. 55–58).

 

215 Audollent A. Tabulettae defixionum. Paris, 1904.

 

216 Дигесты, XXIX, 5, 3, 2: Si maritus uxorem noctu intra cubiculum secum cubantem necaverit vel uxor maritum…

 

217 Тацит. Анналы, IV, 22. На этом сюжете основан роман Ж. П. Неродо «Тайна римского сада» (Париж, 1992).

 

218 Thylander H. Inscriptions du port d'Ostie. Lund, 1952, A 210.

 

219 CIL, XIII, 2182.

 

220 CIL, III, 2399.

 

221 Тацит. Анналы, XIII, 44.

 

222 Апулей. Апология, 85.

 

223 Ювенал. Сатиры, VI, 224; см. также IX, 74–76.

 

224 Марциал. Эпиграммы, VI, 7.

 

225 При Домициане. – Авт.

 

226 Валерий Максим, VI, 3, 10–12.

 

227 Эпиграммы, X, 41.

 

228 Светоний. Август, 34; Ульпиан (Дигесты, XXXVIII, 11, 1).

 

229 Дигесты, XXIV, 2, 9; XXIV, 1, 35; XLVIII, 5, 44. Впрочем, может быть, свидетелей призывали только в тех случаях, когда применялся закон о прелюбодействе, когда развод должен был получить огласку, и в некоторых других особых случаях.

 

230 Exeunt matrimonii causa, nubunt repudii (Сенека. О благодеяниях, III, 2–4). Он писал также, что женщины ведут счет годов не по консулам, а по мужьям.

 

231 Ювенал. Сатиры, VI, 229–230: sic fiunt octo mariti Quinque per autumnos, titulo res digna sepulcri.

 

232 Надгробная речь…, I, 27.

 

233 Тацит. Анналы, II, 86: nam Agrippa discidio domum immunerat.

 

234 Carcopino J. La vie quotidienne à Rome à l'apogée de l'Empire. Paris, 1939. P. 123–124. – Любопытно, что Ж Каркопино, автор цитированных строк, был сторонником нацистов и занимал министерский пост при вишистском правительстве. – Прим. ред.

 

235 Плиний Младший. Письма, VIII, 23, 8.

 

236 Тацит. Агрикола, 4.

 

237 Плиний Младший. Письма, VIII, 18. Речь идет о безымянной вдове, которую осуждали за новый брак, однако второе вдовство дало ей «прелестные виллы и большие деньги».

 

238 Апулей. Апология, 86, см. там же, 70.

 

239 Тацит. Анналы, XII, 2 (по поводу второй женитьбы Клавдия).

 

240 Римский суд по гражданским делам состоял из четырех комиссий, которые в исключительных случаях заседали вместе, но решение каждая комиссия выносила отдельно. – Прим. пер.

 

241 Плиний Младший. Письма, VI, 33.

 

242 Светоний. Веспасиан, 3. Этот случай показывает, что дворцовые рабы и вольноотпущенники оставались как бы государственной собственностью, находясь в распоряжении императоров и императриц и при смене династии.

 

243 История Августов. Марк Аврелий, 29: ne tot liberis superduceret novercam.

 

244 Плиний Старший. Естественная история, VII, 5.

 

245 Дигесты, XXV, 4.

 

246 Каирский музей, инв. № 29807 = Corpus papyrium latinum (CPL), 156.

 

247 Мичиганский музей, инв. № 4529 = Papyri Michiganici, III, 169 = CPL, 162: quia lex Aelia Sentia et Papia Poppaea spurios spuriasue in albo profiteri vetat.

 

248 Дигесты, XXII, 3, 29, 1.

 

249 Papyri Oxyrinchi, 744.

 

250 Светоний. Август, 65.

 

251 Тацит. Анналы, III, 24.

 

252 Светоний. Клавдий, 27, 1 (FOS, 210; 619).

 

253 Овидий, описывая, как волчица‑кормилица вылизывала Ромула и Рема (Фасты, II, 418), употребляет глагол fingere (лепить).

 

254 Поэтому ее иногда называли «колыбельницей» (cunaria от cuna – колыбель).

 

255 О гигиене, 1, 8 (изд. Кюна – VI, 44–45).

 

256 Так иногда назывались также мать или бабка.

 

257 Papyri Londinenses, III, 951 (III в. н. э.).

 

258 Авл Геллий, XII, 1.

 

259 CIL, X, 6006.

 

260 CIL, VI, 25301.

 

261 Дигесты, XXXII, 99, 3 (Павел): eum qui natus est ex ancilla urbana et missus in villam nutriendus («рожденного от служанки в городе и посланного для воскормления на виллу»); L, 16, 210 (Марциан): is, qui natus est ex manicipiis urbanis et missus est in villam nutriendus…).

 

262 Дигесты, L, 13, 1, 14.

 

263 Например, CIL, VI, 1424.

 

264 CIL, VI, 10554.

 

265 CIL, VI, 36353.

 

266 Плиний Младший. Письма, VI, 3.

 

267 CIL, VI, 16450.

 

268 CIL, VI, 29497. Кормилица здесь прямо названа «сухой кормилицей» (assa).

 

269 CIL, VI, 26704.

 

270 CIL, VI, 19159. Ср. также надгробие девочки Розы из Телесфориды.

 

271 CIL, VI, 34421.

 

272 CIL, VI, 30110.

 

273 По‑латыни обычно назывались просто «кровью» (sanguis), течкой (fluor, fluctio, profluvium), очищением (purgatio), менструацией (menstrua).

 

274 О лекарствах, XXI, 1, 15.

 

275 Дигесты, XXI, 1, 15.

 

276 CIL, VI, 20370.

 

277 CIL, VI, 10867.

 

278 CIL, VI, 3604.

 

279 Светоний. Август, 34 (immaturitate sponsarum).

 

280 Гинекология, I, 11.

 

281 CIL, VI, 9810.

 

282 Лукан. Фарсалия, II, 331–333.

 

283 Сенека. О благодеяниях, 1, 9, 3.

 

284 Плутарх. Нума, 25, 2.

 

285 Дигесты, XVIII, 1, II, 1; XIX, 1, 11, 5.

 

286 Овидий. Метаморфозы, III, 316–339.

 

287 Руф. Фрагменты, 44, 25.

 

288 Орибаз. Собрание медицинских трудов. Приписываемые книги, 7, 3.

 

289 Апулей. Апология, 69.

 

290 Соран. Гинекология, I, 17.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.103.209 (0.536 с.)