Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационные системы управления предприятием (ИСУП)

Поиск

     Начнем с определений, необходимых для понимания дальнейших рассуждений. Последовательное рассмотрение этих определений дает возможность войти в необходимую современному менеджеру область информационных систем управления предприятием (ИСУП).

     Информация – сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах и т.п.), которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями (выраженными на определенном языке в виде знаков, в том числе и записанными на материальном носителе), которые можно воспроизводить путем передачи людьми устным, письменным или другим способом.

     Данные – информация, низведенная до уровня объекта тех или иных преобразований, в том числе с помощью компьютерных средств.

     Документ – информационное сообщение в бумажной, звуковой, электронной или иной форме, оформленное по определенным правилам, заверенное в установленном порядке.

     Документооборот – система создания, интерпретации, передачи, приема, архивирования документов, а также контроля за их исполнением и защиты от несанкционированного доступа.

     Информационная технология – система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации.

     Информационная система (ИС) – информационный контур (объединяющий пути движения информации в организации) вместе со средствами сбора, передачи, обработки и хранения информации, а также персоналом, осуществляющим эти действия с информацией.

     Миссия информационных систем – производство нужной для организации информации для обеспечения эффективного управления всеми ее ресурсами, создание информационной и технологической среды для принятия решений и осуществления управления организацией.

     Обычно в системах управления выделяют три уровня: стратегический, тактический и оперативный. На каждом из этих уровней управления имеются свои задачи, при решении которых возникает потребность в соответствующих данных, получить эти данные можно путем запросов в информационную систему. Эти запросы обращены к соответствующей информации в информационной системе. Информационные технологии позволяют обработать запросы и, используя имеющуюся информацию, сформировать ответ на эти запросы. Таким образом, на каждом уровне управления появляется информация, служащая основой для принятия соответствующих решений.

     В результате применения информационных технологий к информационным ресурсам создается некая новая информация или информация в новой форме. Эта продукция информационной системы называется информационными продуктами и услугами.

     В настоящее время бытует мнение об информационной системе как о системе, в обязательном порядке реализованной с помощью компьютерной техники. Это не так. Как и информационные технологии, информационные системы могут функционировать и с применением технических средств, и без такого применения. Это вопрос экономической целесообразности.

     Преимущества неавтоматизированных (бумажных) систем:

     простота внедрения уже существующих решений;

     они просты для понимания и для их освоения требуется минимум тренировки;

     не требуются технические навыки;

     они, обычно, гибкие и способны к адаптации для соответствия деловым процессам.

     Преимущества автоматизированных систем:

     облегчается и кардинально убыстряется поиск, распространение и дублирование информации;

     увеличивается объем информации в ИС;

     в автоматизированной ИС появляется возможность целостно и комплексно представить все, что происходит с организацией, поскольку все экономические факторы и ресурсы отображаются в единой информационной форме в виде данных.

     Информационную систему организации (предприятия, фирмы, корпорации) обычно рассматривают как некоторую совокупность частных решений и компонентов их реализации, в числе которых:

     единая база хранения информации;

     совокупность прикладных систем, созданных разными фирмами и по разным технологиям.

     Создание информационной системы управления предприятием – довольно длительный по времени и ресурсоемкий процесс, в котором можно выделить четыре основные стадии.

     1. Эскиз проекта. Подробное описание целей и задач проекта, доступных ресурсов, ограничений и т.п.

     2. Оценка проекта. Определяется, что будет делать система, как будет работать, какие аппаратные и программные средства будут использоваться, как они будут обслуживаться. Готовится список требований к системе, изучаются потребности постоянных пользователей.

     3. Построение и тестирование. Персонал должен убедиться, что с ИС удобно работать, до того, как она станет основой деятельности.

     4. Отладка и внедрение. Проект не завершен до тех пор, пока менеджер проекта не сможет продемонстрировать, что ИС работает надежно.

     Жизненный цикл ИС – период создания и использования ИС, охватывающий ее различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в данной ИС и заканчивая моментом ее полного вывода из эксплуатации.

     Жизненный цикл ИС разделяется на следующие стадии:

     предпроектное обследование;

     проектирование;

     разработка ИС;

     ввод ИС в эксплуатацию;

     эксплуатация ИС;

     завершение эксплуатации ИС.

     Итак, информационная система управления предприятием (ИСУП) – это операционная среда, которая способна предоставить менеджерам и специалистам актуальную и достоверную информацию обо всех бизнес-процессах предприятия, необходимую для планирования операций, их выполнения, регистрации и анализа. Другими словами, современная ИСУП - это система, несущая в себе описание полного рыночного цикла – от планирования бизнеса до анализа результатов деятельности предприятия. Реально разработку ИСУП часто начинают с частичной компьютеризации информационных процессов, например, в рамках бухгалтерии или складского хозяйства.

Задачи ИСУП

     Управление предприятиями в современных условиях требует все большей оперативности. Поэтому использование информационных систем управления предприятием (ИСУП) является одним из важнейших рычагов развития бизнеса.

     Частные задачи, решаемые ИСУП, во многом определяются областью деятельности, структурой и другими особенностями конкретных предприятий. В качестве примеров можно сослаться на опыт создания ИСУП для предприятия – оператора связи [1, с.19-21] и опыт внедрения партнерами фирмы SAP системы R/3 на ряде предприятий СНГ и дальнего зарубежья [2, с.2-6]. При этом примерный перечень задач менеджмента, которые должна решать ИСУП на различных уровнях управления предприятием и для различных его служб, к настоящему времени можно считать общепризнанным среди специалистов. Он приведен в табл.1.8. При решении этих задач широко используются различные методы теории принятия решений, в том числе эконометрические и оптимизационные.

 

Таблица 1.8

Основные задачи ИСУП

Уровни и службы управления Решаемые задачи
1 Руководство предприятия - обеспечение достоверной информацией о финансовом состоянии компании на текущий момент и подготовка прогноза на будущее; - обеспечение контроля за работой служб предприятия; - обеспечение четкой координации работ и ресурсов; - предоставление оперативной информации о негативных тенденциях, их причинах и возможных мерах по исправлению ситуации; - формирование полного представления о себестоимости конечного продукта (услуги) по компонентам затрат - информационно-аналитическая поддержка процесса принятия управленческих решений
2 Финансово-бухгалтер-ские службы   - полный контроль за движением средств; - реализация необходимой менеджменту учетной политики; - оперативное определение дебиторской и кредиторской задолженностей; - контроль за выполнением договоров, смет и планов; - контроль за финансовой дисциплиной; - отслеживание движения товарно-материальных потоков; - оперативное получение полного набора документов финансовой отчетности
3 Управление производством   - контроль выполнения производственных заказов; - контроль состояния производственных мощностей; - контроль технологической дисциплины; - ведение документов для сопровождения производственных заказов (заборные карты, маршрутные карты); - оперативное определение фактической себестоимости производственных заказов
4 Службы маркетинга     - контроль за продвижением новых товаров на рынок; - анализ рынка сбыта с целью его расширения; - ведение статистики продаж; - информационная поддержка политики цен и скидок; - использование базы стандартных писем для рассылки; - контроль за выполнением поставок заказчику в нужные сроки при оптимизации затрат на транспортировку
5 Службы сбыта и снабжения   - ведение баз данных товаров, продукции, услуг; - планирование сроков поставки и затрат на транспортировку; - оптимизация транспортных маршрутов и способов транспортировки; - компьютерное ведение контрактов
6 Службы складского учета   - управление многозвенной структурой складов; - оперативный поиск товара (продукции) по складам; - оптимальное размещение на складах с учетом условий хранения; - управление поступлениями с учетом контроля качества; - инвентаризация


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.239.25 (0.012 с.)