Методические указания для преподавателя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания для преподавателя



по дисциплине        ГЕОПОЛИТИКА

по специальности 080504.65 – Государственное и муниципальное                                      управление

 

Геополитика является интегративной дисциплиной, аккумулирующей результаты и достижения современного социального и гуманитарного знания. Она вносит существенный вклад в гуманистическое и интеллектуальное развитие студентов, социально-гуманитарную образованность, в формирование у учащихся развитой политической культуры.

Преподавание геополитики основывается на теоретическом и научном потенциале мировой и отечественной геополитической, политологической и социальной мысли, достижениях других наук, анализе общественно-политической обстановки в мире и России.

Преподавание геополитики осуществляется на междисциплинарном уровне и в тесной связи с задачами будущей профессиональной деятельности, оно должно опираться на требования, предъявляемые к выпускнику ЧИ УрАГС.

Цели курса геополитики – познакомить студентов с сущностью геополитических отношений, со спецификой геополитических институтов, с различными типами геополитических стратегий государства, с существом важнейших проблем современной геополитической жизни.

Структура изучения учебной дисциплины «Геополитика» на очном отделении предусматривает проведение занятий в течение одного семестра и включает последовательное рассмотрение восьми разделов:

Раздел I. Геополитика: истоки, сущность, функции.

Раздел II. Классическая геополитика.

Раздел III. Эволюция геополитики после II мировой войны.

Раздел IV. Российская геополитика.

Раздел V. Субъекты геополитических отношений.

Раздел VI. Динамика геополитической структуры мира.

Раздел VII. Россия в современном геополитическом пространстве.

Раздел VIII. Геополитика ведущих «центров силы» и стран мира. Геополитические перспективы на XXI век.

Основными видами учебных занятий являются: лекции, семинары, самостоятельная работа.

В процессе чтения лекций в систематизированном виде излагается основное содержание тем. Целью семинаров является закрепление, углубление и расширение знаний по рассматриваемым проблемам. На семинарские занятия выносятся наиболее важные проблемы, от глубокого усвоения которых в значительной степени зависит овладение всей проблематикой курса в объеме учебной программы. В ходе семинарских занятий формируются умения студентов строгого логического изложения своих мыслей и ведения дискуссий. В ходе самостоятельной работы у студентов формируются навыки работы с литературой по геополитике, а также навыки самостоятельного научного поиска и исследовательской работы. Такие навыки помогают при подготовке к семинарским занятиям, написании рефератов. Заключительный этап изучения курса – зачет, который проводится по билетам, в устной форме, либо в форме тестирования с целью проверки степени усвоения обучаемыми программы курса «Геополитика».

При рассмотрении преподавателем истории геополитических теорий и идей рекомендуется выделять три этапа их развития:

1. Предыстория геополитики.

2. Классическая геополитика: конец XIX – начало XX вв., когда из отдельных идей и концепций сформировались основные геополитические теории и национальные школы геополитики.

3. Современная геополитика, сформировавшаяся после II мировой войны.

Существенные отличия классической и современной геополитики диктуются технико-технологическим прогрессом и вызванными им изменениями в экономической и военной мощи государств – основных «центров силы» в XXI в., изменением государственных, этнических, конфессиональных и цивилизационных границ. Классическую парадигму противостояния Моря и Суши заменила парадигма освоения новых пространств – физических (воздушное, околоземное космическое) и культурно-информационного (радио- и телеэфир, Интернет, киноиндустрия, контроль над общественным мнением).

При рассмотрении новейших геополитических концепций («схватки цивилизаций» С. Хантингтона, «конца истории» Ф. Фукуямы и др.) следует учитывать эволюцию взглядов их авторов, в частности критический персмотр Ф. Фукуямой ряда исходных позиций его теории и критику им геополитического курса републиканцев-неоконсерваторов («Америка на распутье». М., 2008 и др.).

 

 

Редактор А. С. Агалаков

 

Компьютерная верстка Г. Ю. Чернова

 

 


[1] См. Сирота Н.М. Основы геополитики. – СПб, 2001. – С.8.

[2] Дугин А.Г. Основы геополитики. – М., 1997.

* Вопросы данной темы, обозначенные «звездочкой», рассматриваются на практических занятиях и студентами дневного, и заочного отделений вуза, остальные – только студентами дневного отделения.

[3] Рекомендованы для самостоятельной работы студентов – самопроверки знаний перед семинарскими занятиями и зачетом по геополитике.

[4] Рекомендован для самостоятельной работы студента с целью освоения понятийного каркаса геополитики. См.: Дугин А. Г. Основы геополитики. – М., 1997; Сирота Н. М. Основы геополитики. – СПб, 2006.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.008 с.)