Проявление кризиса человечества как биологического вида 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проявление кризиса человечества как биологического вида



 

В результате эволюционного развития Человечество как биологический вид подошло к четвертому, завершающему этапу своего существования. На это указывают многие объективные показатели. Техногенная деятельность человека приводит к активизации мутагенов, изменяет условиях среды обитания, воздействует на самого человека как на биологический вид и способствует его гибели. Но человечество уже не может отказаться от автомобилей, электростанций, железных дорог, теплоходов, самолетов, фабрик, заводов и других технических средств, без которых современная жизнь просто немыслима.

Создав техносферу для обеспечения условий жизни, – мы стали ее рабами и хотя понимаем, в какое безвыгодное положение попали, ничего радикального предпринять не можем. Строго говоря, созданные нами технические средства призваны устранить противоречия, которые возникают по мере развития общества, и особенно обостряются при численном увеличении Человечества. Между уровнем технического прогресса и численностью населения земного шара существует прямая зависимость. С одной стороны, чем совершеннее технические средства, которыми пользуется общество, тем больше должна быть его численность, а с другой – чем больше людей обитает на Земле, тем необходимее становится применение технических средств для обеспечения их потребностей.

Техносфера, с одной стороны, смягчает противоречия между потребностями и возможностями человека, а с другой – создает новые противоречия, часто более глубокие, чем существовали раньше. Поэтому развитие техносферы не может рассматриваться как альтернатива эволюции, это, скорее, временная компенсация недостаточно быстрого темпа эволюционного процесса, характерная только для определенного ее этапа, средство ускорения этого процесса.

Таким образом, влияние технического прогресса на человека двояко. С одной стороны, техносфера порождает предпосылки для уничтожения человека как биологического вида, а с другой – создает средства для выживания и преодоления негативных последствий результатов его хозяйственной деятельности. В этой непрерывной борьбе противоположностей пока преимущество на стороне факторов, способствующих выживанию Человечества – мы пока преодолеваем критические ситуации и неуклонно повышаем комфортные условия обитания.

Но улучшение комфортных условий имеет и свои отрицательные стороны, поскольку они часто противоречат биологической сущности человека, требующей постоянных физических нагрузок, тренировки органов чувств и т. п. В результате происходит очень однобокое, ненормальное развитие организма, некоторые способности человека вообще атрофируются, а другие приходится искусственно поддерживать за счет физических упражнений, закаливания и т. п.

Человек приспосабливается жить в искусственно созданной техногенной среде, без существования и функционирования которой он уже не может обходиться. Это делает его всецело зависимым от этой среды и трансформирует самого человека.

В результате возникают новые противоречия, которые часто приводят к стрессовым состояниям, являющимися эффективным мутагеном. Следствием действия этого мутагена, в частности, пишется ишемическая болезнь сердца. Эта болезнь получает широкое распространение. Так, с 1960 по 1980 год смертность по ному поводу возросла в четыре раза.

Действие этого мутагена находит и другие проявления: так, в Швеции, в сравнительно благополучной стране, каждый третий взрослый страдает от недомогания, усталости, нарушения сна, отверженности, тревожности и т. п., т. е. переживает стрессовые состояния. Недуги передаются потомству. Так, в той же Швеции каждый третий ребенок в возрасте 4 лет имеет симптомы неблагополучия, (чрезмерную агрессивность, ночные кошмары, недержание мочи и т. п.).

По данным президентской комиссии США по душевному здоровью, у 15 % населения страны наблюдается нарушение психологического здоровья. 15 % детей в возрасте от 5 до 15 лет страдают различными стрессовыми нарушениями или замедленным психическим развитием, 25 % населения страдают от депрессии, тревожности, эмоционального дискомфорта. Подобная статистика характерна практически для большинства стран мира и может рассматриваться как определенный симптом, характерный для состояния Человечества в наше время на всей планете.

Быстрое развитие интеллекта современного человека, с одной стороны, и отсутствие естественного отбора – с другой способствуют все возрастающей дифференциации человечества, расслоению его на группы, значительно отличающиеся друг от друга по уровню интеллектуального развития. Для объективной оценки этого процесса американские специалисты ввели показатель IQ‑индекс, который в условных цифровых единицах отражает способность детей к школьному обучению с учетом их возраста и системы образования.

Интеллектуальный уровень школьников во многом отражает этот показатель и для взрослых, так как основные свойства и качества особи формируются именно в школьном возрасте. Поэтому сопоставление результатов тестирования по IQ‑индексу можно отнести ко всей группе населения, которую представляют исследуемые. IQ‑индекс отражает характер мышления человека, его возможности и способности.

Лица с низким значением этого показателя обладают конкретной формой мышления, они не способны к абстрактным обобщениям, их интересы ограничиваются сферой материальных и сексуальных взаимоотношений. Эти качества проявляются в характере человека, в его поступках, запросах, в отношении к жизненным проблемам. Они обычно легко поддаются эмоциям и воздействиям посторонних лиц, особенно когда такие действия связаны с материальной заинтересованностью.

По мере повышения IQ‑индекса расширяются способности и возможности человека, проявляются способности к абстрактному логическому мышлению, значительно расширяется круг интересов, происходит некоторое смещение приоритетов. Причем, чем выше IQ‑индекс, тем рельефнее выступают эти изменения и отличия.

На низких ступенях развития популяции (общества), безусловно, имеют место некоторые различия между интеллектуальным уровнями отдельных особей, однако эти различия относительно невелики, а вся популяция сравнительно однородна по уровню интеллекта. Все члены одного рода, племени, национальной или религиозной общности живут общими интересами и стремлениями. Такая форма общественного сознания наиболее способствует выживанию популяции, объединяет и сплачивает ее.

Даже когда группы лиц этого интеллектуального уровня попадают в несвойственные им условия существования, они сохраняют определенную интеллектуальную, а подчас и бытовую автономию на протяжении жизни нескольких поколений, как это, например, имеет место с неграми в Америке.

Изменение интеллектуального спектра популяции происходит, в основном, за счет воздействия окружающей среды и прежде всего из‑за воздействия мутагенов, однако этот процесс очень неравномерен по своему характеру, зависит от множества обстоятельств, в результате чего постепенно происходят дифференциация общества, разделение его по интеллектуальному уровню. Результаты американских исследований в этой области приведены на рис. 26 (графики 1 и 2).

График 1 показывает спектр распределения интеллекта по негритянской группе американцев, а график 2 – по англосаксонской. Сопоставление графиков позволяет заметить: несмотря на то что негритянское население в основном уже несколько поколений проживает в Соединенных Штатах, оно сохранило еще свою относительную однородность по интеллекту, {мучительная его часть характеризуется IQ‑индексом в узком диапазоне – от 70 до 85 единиц – при среднем его значении около 80 единиц.

Для англосаксонской группы среднее значение этого показателя составляет 100 единиц, т. е. на 25 % выше, чем у негритянской группы. При этом наблюдается значительная дифференциация общества, разброс по интеллекту на 36 % больше, чем у негров (у негров 50‑105, у англосаксов 60‑135). Из этого следует, что англосаксы менее однородны по своему интеллекту, чем негры.

Однако из этого вовсе не следует утверждение, что существует расовое превосходство белых над неграми. Просто последние значительно позже попали в сферу зоны интенсивного техногенного развития. Напротив, можно предположить (к сожалению, мы не располагаем соответствующими данными), что эволюция черного населения Америки происходит значительно быстрее, чем это имеет место у белых.

Ведь интеллектуальный уровень предков современных американских негров, вывезенных из Африки 200–250 лет назад, был, несомненно, много ниже современного. Таким образом, происходит одновременно два процесса: интеграция черного и белого населения Америки и одновременная его дифференциация по интеллектуальному уровню.

Постараемся представить себе, как будут развиваться события дальше. Проведенный анализ позволяет утверждать, что процесс дифференциации населения будет неуклонно и дальше, причем с постоянным ускорением во времени, так как на него будут влиять быстроизменяющиеся условия среды обитания и развивающейся техносферы. Ожидаемые изменения в этой области представлены графиками 3 и 4 на рис. 26. Правда, указать точно сроки их реализации мы не можем, вероятнее всего, что дальней перспективы это несколько десятков лет.

Рис. 26. Дифференциация общества по IQ‑индексу

 

Продолжающаяся дифференциация может значительно ускорится за счет проявления уже действующих и некоторых новых пока не известных нам – мутагенов. А это неминуемо приведет к расслоению общества на группы населения, резко отличных по своему интеллектуальному уровню. Начало этого процесса можно наблюдать уже в современном обществе как в зарубежных странах, так и у нас, в России. Он находит отражение и процветании интеллектуальной ограниченности части общества., которая противостоит передовой, прогрессивной.

Этот процесс, безусловно, будет иметь очень серьезные последствия, так как структура общества, не однородная по интеллектуальному уровню, приведет – да и уже приводит к серьезным осложнениям и политическим катаклизмам. Расширяющаяся дифференциация общества свидетельствует, о кризисных явлениях в существовании Человечества и может рассматриваться как один из предвестников его гибели.

Но не только этот фактор определяет разразившийся кризис. По мере развития технологического прогресса происходит постоянное и неуклонное увеличение зависимости отдельного человека от общества. Если 200–300 лет назад люди существовали сравнительно автономно и отдельный член общества мог сохранять некую экономическую и физическую независимость, то в наше время благодаря развитию технического прогресса и разделению труда эта зависимость становится решающим фактором, обеспечивающим выживание особи. Мы сейчас живем исключительно за счет использования труда очень многих людей. Нас одевают, кормят, учат, лечат, развлекают, обеспечивают жильем, светом, теплом и т. д. множества людей в обмен на наш труд, который тоже необходим другим людям. Особенно это остро чувствуется в крупных городах, но и современная деревня тоже зависима от города.

Представьте себе, что произойдет, если, например, Москву или Санкт‑Петербург хотя бы на сутки оставить без электрической энергии. Это настоящая катастрофа, которая отразится на жизни миллионов людей. В городе не будет света, тепла, прекратится подвоз продуктов, остановится транспорт, перестанут работать фабрики и заводы и т. п. Еще 100 лет назад подобное было бы невозможно.

Таким образом, технический прогресс объединяет людей, увеличивает их зависимость друг от друга, причем чем выше уровень технического прогресса, тем больше эта зависимость, тем уязвимее становится как все общество в целом, так и отдельные его члены. По мере развития технического прогресса эта зависимость расширяет свою сферу влияния, и сейчас она уже охватила практически весь земной шар. Вспомним хотя бы такие события, как Чернобыльская катастрофа, а может случиться и нечто более страшное. Ведь то, что произошло, это только начало.

Итак, зависимость человека от общества непрерывно возрастает, а с другой стороны, общество как единый глобальный комплекс становится все более и более уязвимым от необдуманных или ошибочных действий групп людей и даже отдельных личностей. Эта зависимость очень четко проявилась в Чернобыльской катастрофе. Ведь она случилась по вине небольшой группы людей, осуществляющих проектирование, строительство и эксплуатацию реактора.

В настоящее время разрабатывается и реализуется множество проектов и программ, которые, в конце концов, по той или иной причине могут оказаться роковым не только для отдельных регионов, но и для всей планеты. Следовательно, будущее Человечества вообще и каждой отдельной личности в частности зависит от подготовки, компетенции, профессионализма, и иногда просто от человеческой порядочности отдельных лиц.

В современном обществе процесс накопления информации происходит особенно быстро. Продуманная система образования, обилие технических средств информации, возможность быстро перемещаться на большие расстояния и т. п. способствует современному человеку в восприятии этой информации, но при этом проявляется и постоянно углубляется существенное противоречие. Сущность его заключается в начале информационного кризиса.

Способность человека воспринимать и перерабатывать информацию не соответствует всевозрастающему ее потоку, а профессиональная подготовка требует все большего и большего объема знаний. В результате постоянно возрастают сроки обучения – они уже сейчас достигают 15–20 лет, – а в дальнейшем и этого, видимо, будет мало. Кроме того, человек многое забывает, а потому не все познанное в процессе обучения используется в жизни.

Увеличение сроков обучения приводит к сокращению сроков продуктивной деятельности членов общества, оказывается недостаточным уровень подготовки специалиста. Для того чтобы как‑то избежать этого недостатка, в последние десятилетия широкое распространение получила узкая специализация. Каждая отрасль знаний разбивается на множество разделов и каждый обучающийся знакомится подробно только с определенным разделом, но не обладает достаточными знаниями для решения комплексных проблем. В результате этого все чаще и чаще приходится сталкиваться с дилетантизмом, а это приводит к возможности принятия ошибочных решений.

Таким образом, сочетание повышенной ответственности за s принимаемые решения, с одной стороны, и рост дилетантизма – с другой, увеличивают вероятность ошибок и их трагических последствий. В результате создается кризисная ситуация, которая будет непрерывно углубляться. Конечно, Человечество найдет выход из создавшегося положения. Можно ожидать, что для этой цели будут использоваться компьютерные системы, которыми; постараются заменить человека, то это может только отдалить катастрофу, но не избежать ее. Если базироваться на том, что компьютерные программы будут создаваться человеком, то проблема дилетантизма сохраняется, но только переносится на другой уровень. Последствия в этом случае будут еще более тяжелыми и непредсказуемыми. Вспомним истории с компьютерными вирусами и с выходом из строя целых систем, а если к этому добавить еще возможные ошибки при составлении программ?

Если же предположить, что в результате дальнейших исследований создастся возможность передавать разработку программ самим компьютерам, в конечном счете это неминуемо приведет к утере человеком возможности контроля над техническими устройствами и к последствиям, которые невозможно предвидеть. Не исключено, что в этом случае могут сбыться сюжеты из некоторых фантастических романов о взбунтовавшихся роботах.

Уже сейчас Человечество достигло такого уровня развития, что его техногенная деятельность приводит к последствиям, которые соизмеримы с глобальными катастрофами, влекущими за собой коренное нарушение экологического равновесия на планете. К этому приводят массовые вырубки лесов и уничтожение их химическими отходами промышленности, изменение рельефа местности и создание подземных полостей, образующихся в результате добычи угля, нефти и других полезных ископаемых, сокращение испарения воды с поверхности океана за счет утечек нефти, проявление парникового эффекта и многое другое.

Следствием всего этого является нарушение атмосферно‑климатического режима, приводящее к ураганам, бурям, наводнениям в одних регионах и засухам в других и иным стихийным бедствиям. Не исключено, что в некоторых случаях действие этих факторов нарушает тектоническое равновесие в земной коре, следствием чего являются землетрясения и извержения вулканов. Все это не может не отразиться на животном и растительном мире планеты, в том числе и на самом человеке.

 

СУПЕРЧЕЛОВЕК

 

Мы уже отмечали, что человек не является завершающим звеном в эволюционной цепочке на Земле. Все усиливающиеся кризисные явления в развитии этого вида со временем неминуемо приведут к его гибели. Однако, по всей вероятности, в его недрах в результате продолжающегося эволюционного процесса начинает формироваться новый вид, который придет ему на смену. Назовем его условно "суперчеловеком", т. е. существом, более совершенным, чем человек, но вместе с тем унаследовавшим от него некоторые свойства и качества.

Естественно, возникает множество вопросов: что же это будет за существо, какими качествами и свойствами оно будет обладать, как будет внешне выглядеть и, наконец, когда появится и как долго просуществует?

Такой прогноз можно сделать исходя из предпосылки, что новый биологический вид зарождается в рамках старого, однако его представители приобретают новые качества и свойства, которые позволяют им успешно существовать и развиваться в условиях, гибельных для современного человека.

Для того чтобы выявить эти качества и свойства, нужно прежде всего определить, какие противоречия с условиями среды обитания проявляются у существующего вида, которые должны быть устранены в процессе дальнейшей эволюции. Поскольку противоречия проявляются раньше, чем устраняются, они могут быть выявлены при анализе повседневной деятельности представителей существующего вида.

Приспособленность к новым условиям выражается сначала в очень слабой, почти скрытой, форме у единичных особей, поэтому некоторое так называемые "аномальные способности", наблюдаемые у некоторых людей (экстрасенсов, телепатов, ясновидцев, колдунов и т. д.), возможно являются зародышами новых качеств и свойств формирующего вида. Передаваясь от поколения к поколению, совершенствуясь и углубляясь, они постепенно способствуют выделению из популяции немногочисленной группы личностей, существенно отличающихся от всех остальных, т. е. начинается резкая дифференциация общества, расширяется спектр его составляющих, косвенно находящее отражение в изменении IQ‑индекса.

В дальнейшем этот процесс приведет к делению общества на две неравноценные части, одна из которых будет состоять из немногочисленных представителей зарождающегося вида, а другая – из остального общества, постепенно деградирующего и вымирающего. Не исключено, что такое разделение будет сопровождаться бурными социальными катаклизмами, поскольку не может существовать устойчивое равновесие в обществе, столь неоднородном по своему составу.

Рассмотрим некоторые элементы, которые проявятся и будут необходимыми при формировании нового вида. Прежде всего о последствиях информационного кризиса и путях его преодоления. Мы уже отмечали, что потребности человека в получении и использовании информации и его возможности приводят к проявлению и углублению противоречий. Основными формами и средствами получения необходимой информации для современного человека является речевой контакт либо непосредственный, либо через написанные тексты. Однако этот способ обладает рядом существенных недостатков.

Прежде всего его информационная емкость очень невелика, она колеблется в пределах 200–600 бит в секунду, поэтому процесс получения и осознания информации происходит очень медленно. Вторым недостатком является использование для этих целей некоторого кода – языка. Незнание этого кода делает невозможным восприятие информации. Вспомним случаи, когда нам приходится присутствовать при разговоре на неизвестном нам языке. Мы слышим слова, но не понимаем их содержания. В результате этого появляется такое понятие, как "языковый барьер", разделяющий людей, разговаривающих на разных языках.

Полученная таким путем информация постепенно забывается и не может быть использована. Вместе с тем уже упомянутые опыты Пенфилда убеждают нас в том, что в действительности эта информация сохраняется и при определенных обстоятельствах может воспроизводиться. Таким образом, наша забывчивость отражает только границу наших возможностей использования механизма реализации памяти, которые при определенных условиях могут быть расширены.

Из нашего повседневного опыта мы знаем, что значительно лучше воспринимается и сохраняется информация, получаемая не в виде текста, воспринимаемого кодовым методом (разговор, письмо и т. д.), а в виде зрительных восприятий или видеообразов. Поэтому в процессе обучения широко используются рисунки, схемы, плакаты, диаграммы, фотографии и киносюжеты. Не случайно существует поговорка: "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".

Но и при использовании кодового (языкового) способа общения, мы часто подсознательно прибегаем к формированию мыслеобразов, превращая услышанное или прочитанное в некий набор зрительных картин, которые на много порядков по своей информационной емкости превышают скудное кодовое словосочетание. Изобразительность языка, которую мы ценим у некоторых писателей, заключается именно в том, что она способствует формированию видеообразов, поэтому обеспечивается формирование ярких, хорошо запоминающихся сюжетов.

Этим приемом мы пользуемся часто для практических целей. Приведем такой пример. Некто объясняет нам, как пройти к какому‑либо интересующему нас месту, где нам никогда не приходилось бывать. Для того, чтобы не забыть рассказанное, мы мысленно представляем себе путь, который нам предстоит пройти, преобразуем кодовое изложение в условную картину, которая легко запомнится.

То же самое происходит и при чтении книг. Мы уже упоминали, что чтение связано с созданием воспроизведенной информации, которая создается нами на основании прочитанного текста, причем эта информация представляется нам в виде картин или даже, если можно так выразиться, в виде целого "мыслефильма".

Речевой контакт между людьми существует только потому, что мы не умеем обмениваться видеообразами, ограничиваясь только такими простейшими средствами, как мимика и жесты. Однако зачатки способности такого обмена проявляются у некоторых личностей с развитыми экстрасенсорными способностями. Накоплен определенный опыт обмена информацией в помощью карт Зенера, когда индуктор на расстоянии внушает перципиенту видимое им изображение, а тот воспринимает и воспроизводит переданное. У некоторых пар такие контакты оказываются очень результативными.

В октябре 1937 года на поиски пропавшего летчика Леваневского, пытавшегося перелететь через Северный полюс в Америку, отправился полярный исследователь Губерт Уилкинс. Он договорился, что во время экспедиции будет осуществлять постоянный телепатический контакт со своим другом Гарольдом Шерманом, обладающим экстрасенсорными способностями. Для объективности эксперимента все свои записи, сделанные в присутствии свидетелей, Шерман должен был немедленно отсылать в Колумбийский университет, где они потом сопоставлялись с показаниями исследователя и его дневниками. Совпадение текстов были поразительными.

Так, например, 11 ноября 1937 года Шерман записал: "Вы находитесь в компании военных, присутствуют женщины в вечерних платьях. Какой‑то официальный прием, важные лица, много разговоров. И вы тоже в вечернем костюме". Оказалось, что в этот день Уилкинс совершил вынужденную посадку в Регоне, где властями по этому случаю был спонтанно устроен прием, подробности которого и описал Шерман; подтвердилось и описание костюмов присутствующих.

7 декабря Шерман сообщил, что Уилкинс присутствует на пожаре. Этот факт действительно имел место, так как там, где находился Уилкинс, загорелась яранга в местном поселке. Подтвердились и многие другие сообщения с высокой степенью точности, которые были приняты телепатическим путем. Таким образом, Шерман постоянно считывал видеообразы, передаваемые Уилкинсом даже тогда, когда тот не подозревал об этом и занимался своими делами. Подобных случаев можно привести очень много. Проводились подобные опыты и у нас и также весьма успешно. На основании результатов многочисленных экспериментов есть все основания утверждать, что в принципе возможно как бы "видеть чужими глазами".

Физическая природа этого явления легко объяснима, если вспомнить построение информационно‑распорядительных структур и их способность взаимного контакта в высших измерениях. Поэтому возможность обмена непосредственно видеообразами вполне реальна, и она позволяет избавиться от основных недостатков речевого контакта: малой информационной емкости и ограниченности дальности передачи.

Широкое распространение экстрасенсорных способностей у все расширяющегося круга современных людей свидетельствует о том, что явление постепенно становится все более распространенным и если этот процесс будет прогрессировать, его можно рассматривать как зарождение и развитие одного из важнейших качеств нового биологического вида, который коренным образом будет отличаться от человека.

Возможность широкого обмена видеообразами – вне зависимости от расстояния – обеспечит суперчеловеку возможность получения информации от всех живущих или живших особей. Он обретает способность использования информационного комплекса любой информационно‑распорядительной структуры, а это должно изменить весь образ его жизни и социальные структуры общества. В отличие от человека суперчеловек осознает себя частицей единого всеобщего целого, объединяющего все живое и жившее когда‑либо на нашей планете, а возможно, – в нашем понимании – далеко и за ее пределами.

Современное общество строится на представлении, что знания и мысли человека являются его неотъемлемой собственностью, не доступной никому постороннему. Ее нельзя никому ни отдать, ни подарить, ее нельзя ни украсть, ни отнять. Поэтому человек может говорить не то, что думает, лгать и обманывать. С учетом этих реальностей строятся все социальные структуры и взаимоотношения между людьми.

Человек обладает определенной интеллектуальной автономией, но вместе с тем жестко связан все возрастающей материальной и физической зависимостью от всего общества, вне которого он существовать не может. В последнее время эта зависимость буквально поработила человека, целиком подчинила его себе.

Появление суперчеловека приведет к качественному изменению существующего положения. Приобретая осознанность своей причастности к всеобщему целому, он теряет кажущуюся интеллектуальную независимость, способность скрывать правду, лгать и обманывать, так как его мозг становится как бы частицей единого всеобщего мозга, принадлежащего всему сообществу. Но, с другой стороны, он сможет пользоваться всем арсеналом накопленных знаний и почти полностью избавиться от материальной и физической зависимости, от других людей, т. е. перейдет в новое качественное состояние.

Оно будет определяться и другими факторами, к числу которых прежде всего следует отнести способность активного воздействий через четвертый информационный канал на свой собственный организм, которое найдет отражение в способности эффективного самолечения путем выполнения волевого воздействия на механизм реализации программ. Зародыш этого явления можно найти и в наши дни. Для этого достаточно вспомнить возможности йогов или использование различных методик так называемого "самовнушения", о которых мы уже упоминали.

Следствием всего этого явится не только возможность эффективного самолечения, но и способность суперчеловека в значительной степени формировать свой собственный организм, придавая ему наиболее рациональные формы и свойства. А это, в свою очередь, значительно ускорит эволюцию и совершенствование биологического вида, которые будут происходить со всевозрастающим ускорением.

Приобретение суперчеловеком новых качеств и свойств приведет к неминуемому изменению его образа жизни и к формированию общественных структур. Рассмотрим, к каким последствиям приведут описанные изменения, каким будет предполагаемый нами суперчеловек.

Итак, суперчеловек откажется постепенно частично (или полностью) от языка как средства общения и заменит его обменом видеообразами. Это приведет к отмиранию национальных и этнических различий, а также позволит отказаться от использования многих технических средств, так необходимых нам сейчас. Не нужны будут телефон, радио, телевидение и другие средства связи. Отпадет необходимость во всех видах печатной продукции – газетах, журналах, книгах. С момента рождения суперчеловек будет обладать способностью без помощи учителей и учебников получать необходимую информацию, а медицинское обслуживание заменит эффективное самолечение.

Естественно, при таких условиях станут другими и социальные структуры общества. Исчезнут государства, изменятся взаимоотношения между людьми, трансформируются такие понятия, как брак и семья. Все это неизбежно отразится на психологии, морали суперчеловека, оценке им жизненных ситуаций и т. п. Сейчас очень трудно предвидеть все изменения, которые произойдут при формировании нового вида. Практически на нашей планете зарождается новая цивилизация, существенно отличающаяся от нашей.

Что же касается внешнего облика суперчеловека, то он останется человекоподобным и мало чем будет отличаться от современного человека. Возможны только некоторые несущественные изменения. Это связано с тем, что процессы цефализации, т. е. трансформации уровня интеллекта, связанного с совершенствованием возможностей высшей нервной деятельности. Формирование нового вида будет происходить постепенно и может быть разделено на определенные периоды. Первый из них, протекающий в настоящее время, характеризуется резким и быстрым нарушением экологического равновесия, вследствие чего наблюдается небывалая активность мутагенов. Это приводит к обострению противоречий, между возможностями человека и условиями среды обитания и вместе с тем создаются благоприятные условия для появления отдельных феноменов – носителей проявляющихся новых свойств.

В качестве элементов такого процесса можно считать появление (относительно большого числа) лиц, у которых проявляются экстрасенсорные способности. Это приводит к постепенному расширению возможностей некоторых людей, способных в той или иной степени воспринимать многомерную структуру информационно‑распорядительных комплексов. Таких людей становится все больше, и возможности их постепенно расширяются.

Одновременно с этим интенсивно протекает процесс дифференциации общества, который создает предпосылки для выделения из общей массы отдельных личностей, обладающих такими способностями. Параллельно с этим происходят и другие процессы, ускоряющие дифференциацию. К их числу можно отнести "сексуальную революцию", которая протекает сравнительно интенсивно и отношение к которой весьма неоднозначно, хотя для большинства людей ее сущность непонятна.

На первом периоде формировании суперчеловека проявления экстрасенсорных способностей у отдельных личностей носит спонтанный, беспорядочный характер. Отсутствует достаточно обоснованное объяснение наблюдаемых явлений, а те, что высказываются, очень не убедительны, весьма противоречивы и часто имеют мистическо‑религиозную окраску. Так например, один экстрасенс‑целитель заявил автору: "Никакие научные исследования проводить не нужно. Мне эти способности даны Богом, а я только выполняю его волю".

Что же касается форм проявления подобных эффектов, они, скорее, носят эстрадно‑развлекательный характер и не играют важной роли в жизни общества. Пожалуй, самым существенным элементом в этот период является то, что большинство людей убеждаются в бесспорности существования подобных феноменов и необходимости серьезных научных исследований в этих направлениях. Кроме того, у ученых появляются веские основания к пересмотру многих мировоззренческих концепций, которые долгое время считались незыблемыми.

Вместе с тем период характеризуется резким обострением экологической обстановки, все острее проявляются разного рода противоречия, свирепствует разгул мутагенов. Это приводит к деградации части общества, увеличивается численность его неполноценных членов. Все рельефнее наблюдается дифференциация общества и его социальная неуравновешенность. Продолжительность этого периода невелика, он может продолжаться, в общей сложности, несколько десятков лет.

За это время в результате эволюции у отдельных личностей могут произойти изменения, связанные с повышением предела осознаваемой мерности, и они приобретут свойства и качества, значительно расширяющие их возможности. Мы уже. отмечали, что нечто подобное наблюдается при тяжелых мозговых травмах, клинической смерти и других потрясениях. Не исключено, что то же самое может быть достигнуто и другим путем, без каких‑либо трагических случайностей. В какой‑то степени это может быть достигнуто путем соответствующего обучения и тренировок. И Человечество постепенно осваивает этот путь к совершенству и к своей гибели. Но далеко не каждому дано его пройти.

Увеличение количества лиц, у которых значительно сильнее проявляются экстрасенсорные способности, делают более вероятными случаи повышения предела осознаваемой мерности. В результате этого во втором периоде формирования суперчеловека можно ожидать начала селекции таких лиц и выделение их в отдельную группу, поскольку они будут существенно отличаться от остальных людей.

Более вероятным станет и проявление эффекта "открытой личности", о возможных последствиях чего мы уже упоминали. Таким образом, эта выделившаяся группа будет обладать возможностью влиять на остальных членов общества. Если к этому добавить, что все описанное будет происходить на фоне обостряющихся противоречий, расширяющегося экологического кризиса и бурного развития мутагенов, то нетрудно предположить, что это неминуемо приведет к тяжелым социальным катаклизмам.

Как в этом случае будут развиваться события, можно только предполагать, но к началу третьего периода этого процесса суперчеловек, по всей вероятности, придет как уже окончательно сформировавшийся биологический вид, выделившийся из породившего его Человечества, участь которого уже предрешена.

Положение суперчеловека в этот период можно сравнить с положением молодого и здорового человека, вынужденного сожительствовать со своими старыми родителями – алкоголиками и пьяницами, не способными к никакому продуктивному труду и ради удовлетворения своих сиюминутных потребностей разрушающих дом, в котором они совместно проживают.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.049 с.)