Тема 13. Научное познание. Его уровни, формы и методы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13. Научное познание. Его уровни, формы и методы



Наука. Научное и вненаучное знание. Структура научного познания, его методы и формы. Классификация наук по их пpeдмeтнoмy своеобразию и отношению к практике. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их формы, методы. "Творческое конструирование" знания на теоретическом уровне. Теоретический уровень научного познания, его формы и методы. Сущность, специфика, методология и методы научного исследования. Предвидение. Метатеоретический уровень научного познания. Понятие научной парадигмы. Смена парадигм в истории науки как научные революции и смена типов рациональности.

Тема 14. Философские учения о природе и человеке

Проблема возникновения человека в мифологических, религиозных и философских картинах мира. Основные идеи философской антропологии XX века. (М.Шелер, А. Гелен, Г.Плесснер). Феномен человека в учении Т. де Шардена.

Человек и природа. Единство духовного и телесного, биологического и социального в человеке. Многозначность человеческого бытия. Индивидуальное и социальное бытие. Духовное и телесное развитие человека в условиях современной цивилизации. Уникальность и самоценность индивидуальной человеческой жизни. Душа человека (С.Л. Франк).

Человек как предмет философского анализа. Сущность, значение и трудности саморефлексии. Взаимодополняемость естественных, гуманитарных наук, религии, искусства в формировании современного учения о человеке и его месте в мире.

Тема 15. Личность. Проблемы свободы и ответственности

Проблема личности в философии. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Основные сущностные свойства личности: человечность, социальность, духовность, деятельность, разумность, индивидуальность. Структура личности. Личность – коллектив – общество.

Гуманизм как течение общественной мысли и социальная практика. Отчуждение личности, его формы и пути преодоления.

Исторические типы личности: восхождение от личной зависимости к свободной индивидуальности. Проблема свободы и необходимости в различных философских концепциях. Формы и проявления свободы личности. Свобода, права и обязанности. Ответственность как мера свободы личности. Факторы формирования и разрушения личности.

Тема 16. Смысл жизни и деятельности человека

Проблема смысла жизни и деятельности в истории философии. Смысл жизни как стремление к разрешению противоречий индивидуального и социального бытия. Абсолютность и относительность смысла жизни. Критерии индивидуального смысла человеческой жизни и их соотношение с социальными ценностями. Основные ценности человеческой жизнедеятельности. Человек и его жизнь как высшая социальная ценность. Проблема обретения смысла жизни человеком.

Раздел 3. Социальная философия

Тема 17. Философия общества

Общество как феномен жизненного мира. Понятие общества и его основные признаки. Общество как социальный способ бытия человека,

продукт взаимодействия людей, результат творчества человека. Общество как целостная саморазвивающаяся система. Социальные системы: структурно-компонентный и функциональный анализ. Социальное бытие общества. Человек в системе социальных связей. Кон­цепции социальной структуры и социальной стратификации общества. Экономическое бытие общества. Производство и его роль в жизни человека. Политическое бытие общества. Экономика и политика. Государство и гражданское общество. Духовное бытие. Философские основания построения теоретической модели общества, современные альтернативы (позитивизм, исторический материализм, феноменология), возможности и границы концептуального взаимодействия и синтеза. Общество в историческом измерении. Аграрное и индустриальное общество. Постиндустриальное общество и его основные концепции (информационное, программируемое, коммуникативное, постэкономическое, сверхиндустриальное, технотронное и другие).

Тема 18. Философия истории

Проблема сущностного воспроизведения мирового исторического процесса. Мир как данность и мир как становление. Человек и естественно - исторический процесс. Единство и многообразие мировой истории. Проблема относительной устойчивости и конвергенции социальных состояний. История как предмет философского анализа. Типология общественной жизни.  Понятие исторической эпохи, цивилизации, общественно-экономической формации, стадий экономического роста.

Теологические, философские, натуралистические, культурологические концепции истории. Философский смысл проблемы начала и конца человеческой истории. Направленность исторического развития. Специфика эпох исторического процесса, его фигуры, субъекты, закономерности. Общественный прогресс и его критерии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.004 с.)