Сущность методов воспитания и их классификация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность методов воспитания и их классификация.



Классификация Сластенина:

-Методы формирования сознания личности

-Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения

-Группа методов: методы стимулирования и мотивация деятельности в поведении личности

-Методы контроля, самоконтроля и самооценки воспитания

Существует несколько определений методов воспитания.

Методы воспитания – это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.

Методы воспитания – конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач совместной деятельности учителя/воспитателя и воспитанника.

Метод – способ педагогического управления деятельностью (познавательной/трудовой/спортивной/игровой), процесс которой осуществляется самореализацией личности, ее социальное и физическое развитие.

Метод воспитания распадается на составляющие его элементы, которые называются методическими приемами. Носят частный подчиненный характер. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах и наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы. Тесно связаны между собой, могут заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях.

Метод нельзя рассматривать вне содержания воспитания, вне педагогической системы, вне особенностей отношения педагога с конкретной личностью. Метод воспитателя реализуется через деятельность учителя/воспитателя.

В настоящее время существует большое количество методов. Одни авторы выделяют группу методов, которую принято считать самой востребованной в работе воспитателя.

*Метод убеждения – путь воздействия на знания школьника для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формирования взглядов. Этот метод является ведущим, умело пользоваться словом обязан каждый учитель. Слово может быть величайшей воспитательной силой. Диалог – основной путь обмена мыслями, именно через диалог реализуется общение.

Пример – метод воздействия на созерцания, чувства, поведения школьников. Используются разнообразные средства:

Упражнение – это метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенное поручение/задание. Метод упражнения называют приучением. Это многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения.

Поощрение – это положительная оценка тех лучших качеств, которые проявились в учебе и поступках школьника. Стимулирует правильную линию поведения. Форма поощрения – просто сказать молодец, благодарность учителя, награждение,

Наказание – выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. Методы наказания тормозят проявление недисциплинированности. Было признано наказание правомерным, если оно педагогически грамотное в своем применении. Оно вызывает чувство стыда, неудовлетворения, дает возможность ему исправить свою ошибку. 

*Методы поощрения и наказания помогают осознать школьникам осознать свои достоинства и недостатки, стимулируют и тормозят определенное поведение.

*Методы формирования сознания. Основана на принципе единства сознания и поведения. Сознание как совокупность представлений о мире определяет поведение и одновременно формируется в нем. Входят: беседа, рассказ, лекция, объяснение, диспут, метод примера. Синонимичное название – методы убеждения.

*Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Эта группа выделена на основе тезисов о формировании личности в деятельности. В эту группу входят: приучение (упражнение), метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование (общественное мнение), инструктаж, иллюстрации, демонстрации. 

*Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения – отражает потребностно-мотивационный компонент деятельности: одобрение или порицание поступка, поощрения, наказания, дискуссия, соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие. 

*Методы контроля, самоконтроля и самооценки, самооценки воспитания –

*Прием воздействия – одна из форм метода, соответствующая конкретной ситуации.

*Ложные методы:

-Морализирование

-Ворчание

-Уговаривание

-Упрашивание

-Разнос

-Мелочная придирка

-Упреки

-Запугивание

-Муштра

Бесконечные проработки ученика

Захваливание

Задабривание

-Задаривание

-Физическое наказание

-Стравливание детей

Вопрос номер 12.

  Методы формирования сознания в воспитательном процессе.

Методы формирования сознания. Основана на принципе единства сознания и поведения. Сознание как совокупность представлений о мире определяет поведение и одновременно формируется в нем. Входят: беседа, рассказ, лекция, объяснение, диспут, метод примера. Синонимичное название – методы убеждения.

Рассказ - это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Он широко применяется в преподавании гуманитарных предметов, а также при изложении биографического материала, характеристике образов, описании предметов, природных явлений, событий общественной жизни. К рассказу как методу педагогической деятельности предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей, в том числе в отношении продолжительности (10 минут в начальных классах и 30 минут в старших).

Беседа -Это вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся.

Основное в беседе - это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний. Готовясь к беседе, учитель, как правило, должен намечать основные, дополнительные, наводящие, уточняющие вопросы. Индуктивная беседа обычно перерастает в так называемую эвристическую, поскольку учащиеся от частных наблюдений приходят под руководством учителя к общим выводам. При дедуктивном построении беседы дается сначала правило, общий вывод, а затем организуется его подкрепление, аргументирование.

Самое большое распространение беседы получили в воспитательной практике. При всем богатстве и разнообразии содержания беседы имеют своим основным назначением привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если они находят опору в личном опыте ребенка, в его делах, поступках, действиях.

Рассказ и беседа подготавливают переход к более сложному методу организации познавательной деятельности - к лекции. Лекцию как метод надо отличать от лекции как организационного оформления взаимодействия педагога и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Лекция в школе во многом приближается к рассказу, вместе с тем она отличается большей информативно-познавательной емкостью, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений, большей продолжительностью. Именно поэтому лекции применяются в основном в старших классах средней школы, в вечерних (сменных) школах, в техникумах и вузах.

Аккумулируя в себе возможность развернутого и организованного в доступную форму систематического изложения сущности той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического и другого содержания, метод лекции широко используется во внеурочной воспитательной работе. Логическим центром лекции является какое-либо теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного познания.

К методам воспитания относятся также д искуссии и диспуты, хотя с не меньшим основанием их можно рассматривать и как методы стимулирования познавательной и в целом социальной активности воспитанников.

Ситуации познавательного спора, дискуссии, при их умелой организации, привлекают внимание школьников к разным научным точкам зрения по той или иной проблеме, побуждают к осмыслению различных подходов к аргументации. В то же время они могут быть созданы и при изучении обычных недискуссионных на первый взгляд вопросов, если учащимся предлагается высказать свои суждения о причинах того или иного явления, обосновать свою точку зрения на устоявшиеся представления. Обязательное условие дискуссии - наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Естественно, что в учебной дискуссии последнее слово должно быть за учителем, хотя это и не означает, что его выводы - истина в последней инстанции.

В отличие от дискуссии, где все-таки должно быть принято устоявшееся и принимаемое научными авторитетами решение, диспут как метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности не требует определенных и окончательных решений. Диспут, как и дискуссия, основан на давно открытой закономерности, состоящей в том, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут как нельзя лучше соответствует возрастным особенностям старшеклассника, формирующаяся личность которого характеризуется страстным поиском смысла жизни, стремлением не принимать ничего на веру, желанием сравнивать факты, чтобы уяснить истину.

В структуре целостного педагогического процесса используется метод примера. Формирующееся сознание школьника постоянно ищет опору в реально действующих, живых, конкретных образцах, которые олицетворяют усваиваемые ими идеи и идеалы. Этому поиску активно содействует явление подражательности, которая служит психологической основой примера как метода педагогического влияния. Подражание не есть слепое копирование: оно формирует у детей действия нового типа, как совпадающие в общих чертах с идеалом, так и оригинальные, сходные по ведущей идее примера. Путем подражания у молодого человека формируются социально-нравственные цели личностного поведения, общественно сложившиеся способы деятельности.

Вопрос номер 13.

Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения.

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Эта группа выделена на основе тезисов о формировании личности в деятельности. В эту группу входят: приучение (упражнение), метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование (общественное мнение), инструктаж, иллюстрации, демонстрации. 

1) Приучение обнаруживает наибольшую эффективность на ранних ступенях воспитания и развития детей. Применение этого метода требует соблюдения некоторых педагогических условий. Приучение невозможно без ясного представления о том, что должно быть усвоено. Предписывая учащимся тот или иной образ действий, необходимо выразить его в возможно более коротком и ясном правиле. Опытные педагоги большое значение придают показу образца воспитываемой формы поведения, созданию положительного отношения к ней. Для выработки привычки требуется время, торопливость здесь не приводит к поставленной цели. Вначале следует добиться точности производимого действия и лишь затем - быстроты. Метод приучения предполагает контроль за выполнением действия. Контроль требует благожелательного, заинтересованного отношения учителя к воспитанникам, выявления и анализа возникающих трудностей, обсуждения способов дальнейшей работы.

 Метод приучения варьирует в зависимости от возраста, условий жизни и воспитания. Не всегда целесообразно, например, открыто ставить перед детьми задачу овладения тем или иным способом поведения. Учитель в этом случае так организует деятельность детей, чтобы, с удовольствием повторяя ее, они незаметно для себя свободно и непринужденно привыкали к нужной форме поведения. Иногда возникает необходимость открыто поставить перед школьниками задачу научиться вести себя определенным образом, например: быть вежливым, предупредительным, дисциплинированным. Возможен и третий путь, когда удается вызвать у учащихся стремление воспитать в себе то или иное качество личности (скромность, выдержку, самообладание и т.п.).

2) Педагогическое требование. В требовании как исходном методе организации деятельности наиболее отчетливо обнаруживается действие такой закономерности педагогического процесса, как диалектика внешнего и внутреннего. Педагогическое требование должно не только опережать развитие личности, но и переходить в требования воспитанника к самому себе. Оно может выступать перед учеником как конкретная реальная задача, которую ему надлежит выполнить в процессе той или иной деятельности. Требование может вскрывать внутренние противоречия педагогического процесса, фиксировать недостатки в поведении, деятельности и общении учащихся и тем самым побуждать их к дальнейшему росту и развитию. Требования помогают наводить порядок и дисциплину в школе, вносят дух организованности в деятельность и поведение учащихся. По форме предъявления различают требования прямые и косвенные.

Вопрос номер 14.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.011 с.)