Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность методов воспитания и их классификация.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Классификация Сластенина: -Методы формирования сознания личности -Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения -Группа методов: методы стимулирования и мотивация деятельности в поведении личности -Методы контроля, самоконтроля и самооценки воспитания Существует несколько определений методов воспитания. Методы воспитания – это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. Методы воспитания – конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач совместной деятельности учителя/воспитателя и воспитанника. Метод – способ педагогического управления деятельностью (познавательной/трудовой/спортивной/игровой), процесс которой осуществляется самореализацией личности, ее социальное и физическое развитие. Метод воспитания распадается на составляющие его элементы, которые называются методическими приемами. Носят частный подчиненный характер. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах и наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы. Тесно связаны между собой, могут заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Метод нельзя рассматривать вне содержания воспитания, вне педагогической системы, вне особенностей отношения педагога с конкретной личностью. Метод воспитателя реализуется через деятельность учителя/воспитателя. В настоящее время существует большое количество методов. Одни авторы выделяют группу методов, которую принято считать самой востребованной в работе воспитателя. *Метод убеждения – путь воздействия на знания школьника для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формирования взглядов. Этот метод является ведущим, умело пользоваться словом обязан каждый учитель. Слово может быть величайшей воспитательной силой. Диалог – основной путь обмена мыслями, именно через диалог реализуется общение. Пример – метод воздействия на созерцания, чувства, поведения школьников. Используются разнообразные средства: Упражнение – это метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенное поручение/задание. Метод упражнения называют приучением. Это многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения.
Поощрение – это положительная оценка тех лучших качеств, которые проявились в учебе и поступках школьника. Стимулирует правильную линию поведения. Форма поощрения – просто сказать молодец, благодарность учителя, награждение, Наказание – выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. Методы наказания тормозят проявление недисциплинированности. Было признано наказание правомерным, если оно педагогически грамотное в своем применении. Оно вызывает чувство стыда, неудовлетворения, дает возможность ему исправить свою ошибку. *Методы поощрения и наказания помогают осознать школьникам осознать свои достоинства и недостатки, стимулируют и тормозят определенное поведение. *Методы формирования сознания. Основана на принципе единства сознания и поведения. Сознание как совокупность представлений о мире определяет поведение и одновременно формируется в нем. Входят: беседа, рассказ, лекция, объяснение, диспут, метод примера. Синонимичное название – методы убеждения. *Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Эта группа выделена на основе тезисов о формировании личности в деятельности. В эту группу входят: приучение (упражнение), метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование (общественное мнение), инструктаж, иллюстрации, демонстрации. *Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения – отражает потребностно-мотивационный компонент деятельности: одобрение или порицание поступка, поощрения, наказания, дискуссия, соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие. *Методы контроля, самоконтроля и самооценки, самооценки воспитания – *Прием воздействия – одна из форм метода, соответствующая конкретной ситуации. *Ложные методы: -Морализирование -Ворчание -Уговаривание -Упрашивание -Разнос -Мелочная придирка -Упреки -Запугивание -Муштра Бесконечные проработки ученика Захваливание
Задабривание -Задаривание -Физическое наказание -Стравливание детей Вопрос номер 12. Методы формирования сознания в воспитательном процессе. Методы формирования сознания. Основана на принципе единства сознания и поведения. Сознание как совокупность представлений о мире определяет поведение и одновременно формируется в нем. Входят: беседа, рассказ, лекция, объяснение, диспут, метод примера. Синонимичное название – методы убеждения. Рассказ - это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Он широко применяется в преподавании гуманитарных предметов, а также при изложении биографического материала, характеристике образов, описании предметов, природных явлений, событий общественной жизни. К рассказу как методу педагогической деятельности предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей, в том числе в отношении продолжительности (10 минут в начальных классах и 30 минут в старших). Беседа -Это вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся. Основное в беседе - это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний. Готовясь к беседе, учитель, как правило, должен намечать основные, дополнительные, наводящие, уточняющие вопросы. Индуктивная беседа обычно перерастает в так называемую эвристическую, поскольку учащиеся от частных наблюдений приходят под руководством учителя к общим выводам. При дедуктивном построении беседы дается сначала правило, общий вывод, а затем организуется его подкрепление, аргументирование. Самое большое распространение беседы получили в воспитательной практике. При всем богатстве и разнообразии содержания беседы имеют своим основным назначением привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если они находят опору в личном опыте ребенка, в его делах, поступках, действиях. Рассказ и беседа подготавливают переход к более сложному методу организации познавательной деятельности - к лекции. Лекцию как метод надо отличать от лекции как организационного оформления взаимодействия педагога и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Лекция в школе во многом приближается к рассказу, вместе с тем она отличается большей информативно-познавательной емкостью, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений, большей продолжительностью. Именно поэтому лекции применяются в основном в старших классах средней школы, в вечерних (сменных) школах, в техникумах и вузах. Аккумулируя в себе возможность развернутого и организованного в доступную форму систематического изложения сущности той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического и другого содержания, метод лекции широко используется во внеурочной воспитательной работе. Логическим центром лекции является какое-либо теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного познания.
К методам воспитания относятся также д искуссии и диспуты, хотя с не меньшим основанием их можно рассматривать и как методы стимулирования познавательной и в целом социальной активности воспитанников. Ситуации познавательного спора, дискуссии, при их умелой организации, привлекают внимание школьников к разным научным точкам зрения по той или иной проблеме, побуждают к осмыслению различных подходов к аргументации. В то же время они могут быть созданы и при изучении обычных недискуссионных на первый взгляд вопросов, если учащимся предлагается высказать свои суждения о причинах того или иного явления, обосновать свою точку зрения на устоявшиеся представления. Обязательное условие дискуссии - наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Естественно, что в учебной дискуссии последнее слово должно быть за учителем, хотя это и не означает, что его выводы - истина в последней инстанции. В отличие от дискуссии, где все-таки должно быть принято устоявшееся и принимаемое научными авторитетами решение, диспут как метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности не требует определенных и окончательных решений. Диспут, как и дискуссия, основан на давно открытой закономерности, состоящей в том, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут как нельзя лучше соответствует возрастным особенностям старшеклассника, формирующаяся личность которого характеризуется страстным поиском смысла жизни, стремлением не принимать ничего на веру, желанием сравнивать факты, чтобы уяснить истину. В структуре целостного педагогического процесса используется метод примера. Формирующееся сознание школьника постоянно ищет опору в реально действующих, живых, конкретных образцах, которые олицетворяют усваиваемые ими идеи и идеалы. Этому поиску активно содействует явление подражательности, которая служит психологической основой примера как метода педагогического влияния. Подражание не есть слепое копирование: оно формирует у детей действия нового типа, как совпадающие в общих чертах с идеалом, так и оригинальные, сходные по ведущей идее примера. Путем подражания у молодого человека формируются социально-нравственные цели личностного поведения, общественно сложившиеся способы деятельности.
Вопрос номер 13. Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Эта группа выделена на основе тезисов о формировании личности в деятельности. В эту группу входят: приучение (упражнение), метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование (общественное мнение), инструктаж, иллюстрации, демонстрации. 1) Приучение обнаруживает наибольшую эффективность на ранних ступенях воспитания и развития детей. Применение этого метода требует соблюдения некоторых педагогических условий. Приучение невозможно без ясного представления о том, что должно быть усвоено. Предписывая учащимся тот или иной образ действий, необходимо выразить его в возможно более коротком и ясном правиле. Опытные педагоги большое значение придают показу образца воспитываемой формы поведения, созданию положительного отношения к ней. Для выработки привычки требуется время, торопливость здесь не приводит к поставленной цели. Вначале следует добиться точности производимого действия и лишь затем - быстроты. Метод приучения предполагает контроль за выполнением действия. Контроль требует благожелательного, заинтересованного отношения учителя к воспитанникам, выявления и анализа возникающих трудностей, обсуждения способов дальнейшей работы. Метод приучения варьирует в зависимости от возраста, условий жизни и воспитания. Не всегда целесообразно, например, открыто ставить перед детьми задачу овладения тем или иным способом поведения. Учитель в этом случае так организует деятельность детей, чтобы, с удовольствием повторяя ее, они незаметно для себя свободно и непринужденно привыкали к нужной форме поведения. Иногда возникает необходимость открыто поставить перед школьниками задачу научиться вести себя определенным образом, например: быть вежливым, предупредительным, дисциплинированным. Возможен и третий путь, когда удается вызвать у учащихся стремление воспитать в себе то или иное качество личности (скромность, выдержку, самообладание и т.п.). 2) Педагогическое требование. В требовании как исходном методе организации деятельности наиболее отчетливо обнаруживается действие такой закономерности педагогического процесса, как диалектика внешнего и внутреннего. Педагогическое требование должно не только опережать развитие личности, но и переходить в требования воспитанника к самому себе. Оно может выступать перед учеником как конкретная реальная задача, которую ему надлежит выполнить в процессе той или иной деятельности. Требование может вскрывать внутренние противоречия педагогического процесса, фиксировать недостатки в поведении, деятельности и общении учащихся и тем самым побуждать их к дальнейшему росту и развитию. Требования помогают наводить порядок и дисциплину в школе, вносят дух организованности в деятельность и поведение учащихся. По форме предъявления различают требования прямые и косвенные. Вопрос номер 14.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.236 (0.009 с.) |