Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рыночное равновесие . Модели и виды раночного равновесия . Равновесная рыночная цена .
Рыночное равновесие — состояние, при котором ни у кого, из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению. Применительно к спросу и предложению точка равновесия будет находится в точке пересечения кривых спроса и предложения Для статических моделей равновесия характерны следующие моменты: · представление и сопоставление различных равновесных состояний рынка · механизм перехода от одного состояния к другому не исследуется · время учитывается лишь косвенным образом. Равнове́сная цена или сбалансированная цена — это цена, при которой объём спроса равен объёму предложения, и этот объём, соответственно, является равновесным. Равновесная цена, это: · цена, при которой спрос и предложение равны; · цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг; · цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению. В экономической теории существуют два подхода к рассмотрению рыночного равновесия. Подход. По Вальрасу. Швейцарский экономист Леон Вальрас рассматривал рыночное равновесие исходя из их количественной оценки. Условие установления рыночного равновесия по Вальрасу можно представить в виде равенства: QD(P) = QS(P) Данное равенство показывает, что по Вальрасу величины спроса и предложения являются функцией цены. Подход. По Маршаллу. Английский экономист и один главных представителей неоклассической школы Альфред Маршалл считал, что цена является единственным фактором, устанавливающим рыночное равновесие. Условие установления рыночного равновесия по Маршаллу можно представить в виде равенства: PD(Q) = PS(Q) Таким образом, данное равенство показывает, что по Маршаллу цена является функцией объемов спроса и предложения. Дефицит и избыток образуются в случае нарушения рыночного равновесия, при отклонении рыночной цены от равновесной. Избыток – это ситуация на рынке, когда при цене выше равновесной величина предложения превышает величину спроса. Дефицит – это ситуация на рынке, когда при цене ниже равновесной величина спроса больше величины предложения.
21) Теория потребительского поведения и ее принципы. Потребительский выбор и его особенности. Потребительского поведения теория - теория, рассматривающая поведение потребителей на рынке, раскрывающая механизм взаимодействия потребностей и спроса.
Важнейшим принципом потребительского поведения и спроса индивидуума является учет его личных вкусов и предпочтений, что предполагает построение и использование шкал полезности различных благ, потребляемых индивидуумом. Свой план потребления индивидуум формирует, ориентируясь также на свою покупательную способность, а, следовательно, на свой доход и уровни рыночных цен. Здесь важно подчеркнуть, что теория потребительского поведения и спроса исходит из принципа заданности этих параметров. Потребительский выбор представляет собой такой набор благ, который приносит потребителю максимум совокупной полезности в условиях бюджетного ограничения. Теория потребительского выбора основана на некоторых допущениях: множественность видов потребления, ненасыщенность, транзитивность, субституция, убывающая предельная полезность. Правило потребительского поведения заключается в том, чтобы каждая последовательная единица денежных затрат на приобретение товаров приносила одинаковую полезность. MU1/P1=MU2/P2=MUn/Pn=λ. Р- цены товаров, MU- предельная полезность.
22) Количественная (кардиналисткая) и порядковая (ординалисткая) полезность. Условия равновесия порребителя. Кардиналистская (количественная) теория полезности (Cardinal utility theory) рассматривает полезность с субъективной точки зрения и оперирует при определении количества полезности абсолютными величинами. Предпочитая тот или иной товар, потребитель через механизм цен (цена является мерой) заставляет производителя выпускать товар, пользующийся спросом.
Предполагается, что потребитель не только в состоянии определить свои предпочтения, но и их интенсивность. Количественную функцию полезности можно выразить в виде: U = f(x), где U - полезность; Используя эту функцию, можно определить не только общую полезность, но и предельную полезность, то есть удовлетворение, получаемое от потребления дополнительной единицы блага. Ординалистская (порядковая) полезность — субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале. Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. · Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений потребителя. Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двух наборов благ лучше другого, или признать их равноценными. · Аксиома транзитивности предпочтений потребителя означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. · Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку понижают уровень благосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха, шум снижают уровень полезности потребителей. В ординалистской теории полезности используются кривые и карта безразличия. Графически система предпочтений потребителя иллюстрируется посредством кривых безразличия, впервые использованных Ф. Эджуортом в 1881 г. Равновесие потребителя (consumer equilibrium) — точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность или удовлетворение от расходования фиксированного дохода. Равновесие потребителя может быть выражено следующим образом: где MU — предельная полезность отдельных товаров; Если кривая безразличия показывает, что потребитель хотел бы купить, а бюджетная линия — что потребитель может купить, то в своем единстве они могут ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете. Оптимальный набор потребительских благ должен отвечать двум требованиям: · находиться на бюджетной линии; · предоставить потребителю наиболее предпочтительное сочетание.
23) Конкуренция в рыночной системе: функции, виды, критерии. Понятие конкурентоспособности. Важнейшим признаком рынка является его конкурентный характер. Это означает, что в рыночной системе каждый субъект выступает как конкурирующая сторона по отношению ко всем остальным субъектам. Конкуренция в широком смысле означает возможность выигрыша в соревновании, в узком – обладание свойствами, создающими преимущества для участника экономического соревнования. Конкуренция обусловлена, во - первых, безграничными потребностями людей и ограниченными ресурсами, которыми располагает общество; во - вторых, суверенным правом каждого субъекта рыночных отношений на реализацию своего экономического потенциала, что неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных целей за счет ущемления интересов других.
Конкуренция в рыночной экономике выполняет следующие функции: · Нацеливает на создание каких-либо новых компонентов рыночных отношений, которые обеспечивали бы превосходство над соперниками (новая продукция, включая субституты, новые формы технологии и организации производства, новые методы распределения и сбыта и т.д.); · способствует модернизации производства; · Стимулирует повышение качества продукции, видоизменение ассортиментного набора товаров и услуг, оказание дополнительных услуг, связанных с гарантийным обслуживанием. На предметном (товарном) рынке между предприятиями, которые производят одинаковые товары или оказывают одинаковые услуги, существует два основных метода конкурентной борьбы: Ценовая конкуренция – это соперничество предпринимателей за извлечение дополнительной прибыли на основе уменьшения издержек производства и реализации определенной продукции, снижение цен на эту продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Неценовая конкуренция – предполагает создание различий в качестве товаров и услуг. Она включает: изменение свойств продукции; придание продукции качественно новых свойств; создание новой продукции для удовлетворения тех же потребностей; создание новой продукции для удовлетворения потребностей, не существовавших ранее; обновление свойств товара С позиций маркетинга различают три основных вида конкуренции: 1. Функциональная (межотраслевая) конкуренция. Она возникает из-за того, что товары, имеющие одинаковое функциональное назначение, могут удовлетворить различными способами любую потребность покупателей. Например, для туризма – это лодки, велосипеды, рюкзаки, лыжи, байдарки и т. п. Поэтому спортивные товары в одном магазине могут конкурировать друг с другом. 2. Видовая конкуренция. Она основана на удовлетворении потребителя товарами, предназначенными для одной и той же цели, но отличающимися друг от друга какими-то существенными параметрами. 3. Предметная (товарная) конкуренция. Такая конкуренция возникает между предприятиями, которые выпускают одинаковые товары, но отличающиеся друг от друга качеством изготовления, упаковкой или другими параметрами. Это самый распространенный вид конкуренции между товарами одного вида, т. е. между товарами, выполняющими одинаковые функции. Товарная конкуренция может быть совершенной и несовершенной.
Совершенная конкуренция – это организационная структура рынков, характеризующихся большим количеством покупателей и продавцов, свободным вступлением и выходом, равным доступом к информации и однородным продуктом, в связи с чем отдельный предприниматель не может влиять на цену. В современной экономике практически невозможно найти свободный, или совершенно конкурентный, рынок. Рынки, не соответствующие условиям совершенной конкуренции, получили название рынков несовершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция – форма организации тех рынков, где производители могут влиять на рыночную цену, повышая или понижая ее. Несовершенная конкуренция является более распространенной и имеет свои особенности, которые характеризуются монополизацией рынка и требуют государственного вмешательства и регулирования. Основными методами несовершенной конкуренции являются: монополия, олигополия и монополистическая конкуренция: а) монополия – характеризуется наличием единственного участника (монополиста) на рынке, который имеет возможность диктовать цены и условия поставки товаров потребителям; б) олигополия – характеризуется наличием ограниченного количества участников на рынке и возможностью сговора между ними в формировании ценовой политики и условий поставки товаров; в) монополистическая конкуренция – характеризуется наличием достаточного количества участников рынка, свободным входом на рынок и свободным выходом из него. Функции конкуренции: 1)стимулирующая-Стимул в лучшем продукте. 2)Распределительная-перелив капитала из общества в общество. 3)Стимулирующая-оздоравление рынка. Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях [1]. Объекты, обладающие конкурентоспособностью, можно разбить на четыре группы [2]: · товары, · предприятия (как производители товаров), · отрасли (как совокупности предприятий, предлагающий товары или услуги), · регионы (районы, области, страны или их группы). В связи с этим принято говорить о таких её видах как: · Национальная конкурентоспособность · Конкурентоспособность товара · Конкурентоспособность предприятия Кроме того, принципиально можно выделить четыре типа субъектов, оценивающих конкурентоспособность тех или иных объектов: · потребители, · производители, · инвесторы, · государство. 24) модель совершенной конкуренции и условия ее реализации. Свободная конкуренция (совершенная) основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляется только через рынок. Обычно совершенно конкурентный рынок предполагает выполнение следующих условий: а) объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;
25) Модели несовершенной конкуренции и их характеристика. Правила поведения. Методы конкурентной борьбы. Несовершенная конкуренция – форма организации тех рынков, где производители могут влиять на рыночную цену, повышая или понижая ее. Несовершенная конкуренция является более распространенной и имеет свои особенности, которые характеризуются монополизацией рынка и требуют государственного вмешательства и регулирования. Основными методами несовершенной конкуренции являются: монополия, олигополия и монополистическая конкуренция: а) монополия – характеризуется наличием единственного участника (монополиста) на рынке, который имеет возможность диктовать цены и условия поставки товаров потребителям; б) олигополия – характеризуется наличием ограниченного количества участников на рынке и возможностью сговора между ними в формировании ценовой политики и условий поставки товаров; в) монополистическая конкуренция – характеризуется наличием достаточного количества участников рынка, свободным входом на рынок и свободным выходом из него. Помимо этих трех основных типов (моделей) существуют и другие модели рынка несовершенной конкуренции. Дуополия - рыночная ситуация, при которой на рынке функционирует лишь два производителя; Монопсония - рынок, на котором множеству продавцов противостоит один покупатель; Дуопсония - рыночная структура, при которой на рынке имеется лишь два покупателя, но много продавцов; Олигопсония - рынок, на котором имеется несколько покупателей, которым противостоит множество продавцов. Методы конкурентной борьбы - это прежде улучшение качества товаров и услуг, быстрое обновление ассортимента продукции, дизайн, предоставление гарантий и после продажных услуг, временное снижение цен, условий оплаты и т.п. Вместе используются и такие "мирные" методы ограничения конкуренции, как заключение концернами тайных соглашений о единой политике. Методы ценовой конкуренции. Ценовая конкуренция означает, что главными методами борьбы конкурентов является цена. Ее использование основывается на различных методах и способах. В такой борьбе побеждает тот, кто добивается ниже, чем рыночная цена стоимости своей продукции.
26) Монополия как экономическая категория. Виды монополий. Монопольная цена и монопольная прибыль. Монопольная цена - качественно новая форма цены, которую устанавливают монополии (олигополии) в процессе купли-продажи товаров и услуг и которая обеспечивает им монопольные прибыли. Монопольно низкую цену устанавливают малые и средние фирмы, мелкие фермеры, государственные предприятия и другие хозяйствующие субъекты под давлением гигантских монополий Цены на товары и услуги, которые производят государственные предприятия, одновременно регулирует государство (электроэнергия, услуги связи и почты и). Монопольно высокие цены приводят к уменьшению платежеспособного спроса населения, конкурентов, поэтому монополии должны постоянно искать оптимальное соотношение между количеством реализованной пр родукции и ценой, которая позволяет присвоить максимальную прибыть. Монопольная прибыль - присвоение владельцами монополистического капитала результатов монополизации самых производительных сил во всех сферах общественного воспроизводства, а также экономического подчинения других типов и форм собственности. Особый вклад в осмысление монополии внёс А. Маршалл. Им впервые была подвергнута критике модель чистой конкуренции, и, как следствие -создание основы теории новой модели конкуренции - монополистической. Он считал монополию полной противоположностью конкуренции. Либо одно существует на рынке, либо другое. В экономической теории к пониманию монополии выработаны те же самые подходы, что и к конкуренции. Структурный подход подчёркивает исключительность положения хозяйствующего субъекта. Поведенческий подход акцентирует внимание на господствующем поведении субъекта. Функциональный (ролевой) подход подчёркивает последствия монополизации. Общего понятия монополии в действующем законодательстве нету.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.164 (0.036 с.) |