Этапы развития экономической теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы развития экономической теории



Этапы развития экономической теории

Выделяются несколько этапов экономической теории:

На первом этапе решалась проблема формирования экономики как науки. К нему относятся учения Древнего мира и Средневековья вплоть до возникновения в экономической мысли классической школы (середина 16 века). В этот период ученые пытались систематизировать экономические взгляды и воззрения, определить границы экономической науки.

На втором этапе ученые занимались разработкой проблем терминологии и формирования системы экономических категорий (16 - середина 19 века). Сюда относятся разработки меркантилистов, физиократов, представителей классической школы, марксистов. На третьем этапе начинаются исследования проблем развития и функционирования всей экономической системы, механизма ее регулирования. К этому периоду (середина 19 - начало 20 века) относятся разработки неоклассического направления (австрийская, кембриджская, математическая школы), американской, социальной, социально-исторической правовой школ, институционализма.

 

Предмет. Метод экономической теории. Микро - и макроанализ. Позитивная и нормативная экономика.

Предметом экономической теории являеться исследование категорий и законов выражающих отношения между людьми в процессе производства,расспределения и потребление материальных благ.

Метод(от греческого-путь,познание)- это способ теоретического исследования или практического осуществления чего- нибудь.                                                                                  Метод познания осуществляеться 2 стадиями.

1.Состоит в сборе факторов и вырабатывается чувство восприятия эконом. процессов и явлений.

2.С помощью этого метода формируються научные категории..Эк.категории-это логические понятия, отражающие в обобщенном виде наиболее существенные стороны (условия) экономической жизни общества. Категории выражают отдельные формы бытия, условия существования, характеризуют отдельные стороны развития системы экономических отношений.

Основными элементами экономической системы являются:

•Социально-экономические отношения (между всеми лицами, участвующими в хозяйственной деятельности).

•Организационные формы хозяйственной деятельности.

•Хозяйственный механизм как способ регулирования экономической деятельности на макроуровне, т.е. на уровне государства, зависящий от многочисленных факторов, определяемых экономическими, национальными, климатическими, географическими особенностями.

•Конкретные экономические связи между предприятиями и организациями.

Непрерывно повторяющийся процесс производства называется воспроизводством.

Оно имеет 4 стадии

1) Производство

2)Распределение

3) Обмен

4) потребление

Виды воспроизводства.

Воспроизводство бывает простым и расширенным. Простое воспроизводство представляет собой такое непрерывное повторение созидательной деятельности людей, при которой масштабы производства, величина (или количество) создаваемых продуктов и размер действующего капитала остаются неизменными. Расширенное воспроизводство означает такое увеличение размеров капитала, которое ведет к росту масштабов производства и к увеличению количества создаваемых жизненных благ.

Типы воспроизводства.

Экстенсивное воспроизводство - это процесс расширения масштабов производства за счет привлечения дополнительных ресурсов на прежней технологической основе.

Интенсивное воспроизводство - это процесс увеличения объема производства за счет качественного улучшения технологий и техники.

Смешанное воспроизводство - это процесс увеличения масштабов производства за счет одновременного повышения количества экономических ресурсов и совершенствования техники и технологии.

Существует 4 основные показателя воспроизводства:

1. Норма расширенного воспроизводства – характеризует возможность приобретения основных и оборотных фондов.

Н р.в.=(Фнакоп/ОФ+ОБФ)·100%

2. Норма накопления – показывает, какая часть чистого дохода идет на накопление.

Н нак.=(Фнак/ЧД)·100%

3. Норма пропорциональности – показывает удельный вес фонда накопления в прибавочном продукте (валовом доходе).

Н пр.=(Фнак/ВД)·100%

4. Прирост валовой продукции:

∆ВП=((ВПк-ВПн)/ВПн)·100%

 

 

9) Собственность как экономическая категория. Основные элементы собственности: Субьект, обьект, присвоение, отчуждение.

Собственность - это экономические отношения между людьми по поводу присвоения(отчуждения) благ,факторов производства и доходов.Особое место в этих отношениях занимает отношение к присвоению мредств производства,т.е. они определяют отношения между людьми в процесе производства,распределения,обмена и потребления.

Объектами собственности являются продукты труда, ценные бумаги, валютные ценности, деньги, иное движимое и недвижимое имущество материальные;

неживые; вещи;, земля, недра;

живые: животные, люди: рабы (в современном мире рабство не признаётся)

нематериальные; интеллектуальная собственность. воздушное, водное и космическое пространство

Физические лица как субъекты прав собственности                                                                          Право собственности физлица может быть ограничено по закону (оборот наркотических средств, оружие и т. д.). Объём прав собственности также зависит от правоспособности (возрастной ценз, психические заболевания) и правосубъектности лица (является лицо гражданином, иностранным гражданином или же лицом без гражданства). Только физические лица могут передавать имущество по завещанию.

Содержание трудовой теории стоимости можно кратко изложить в следующих основных положениях.

1. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание — стоимость. Поэтому на рынке они приравниваются друг к другу в определенной меновой пропорции.

2. Стоимость товаров создается общественным трудом производителей. Этот труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта создает его для других. Стало быть, стоимость — воплощенный в товаре общественный труд. А равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда.

3. Труд, образующий стоимость, различается по его сложности или качеству Можно выделить простой (не требующий какой-либо подготовки) и сложный (квалифицированный) труд. На последний предварительно затрачиваются время, усилия человека, чтобы приобрести нужные знания и трудовые навыки. Потому в рыночном обмене товаров один час сложного труда может быть приравнен к нескольким часам простого труда.

4. Сам труд измеряется с помощью рабочего времени. Если труд является одинаковым по качеству (допустим, простой труд), то он количественно измеряется в часах работы.

5. На изготовление одного и того же вида продукта работники обычно затрачивают неодинаковое по величине индивидуальное рабочее время. Ибо они имеют различные условия производства (средства и предметы труда), отличаются по уровню квалификации, по степени интенсивности (напряженности) трудовых усилий.                                                  Закон стоимости — особенный экономический закон, выражающий внутренне необходимые, существенные и устойчивые связи между общественно необходимым трудом, затраченным на производство товара (с учетом условий его воспроизводства), и ценами товаров в условиях относительного соответствия спроса и предложения.

Первым свойством закона стоимости является отражение внутренне необходимых,

существенных и устойчивых связей между индивидуальным и общественно необходимым

рабочим временем

Второе свойство закона стоимости— обмен эквивалентов, то есть обмен товаров в

соответствии с количеством и качеством затраченного на них общественно

необходимого труда.

Третье свойство закона стоимости— наличие устойчивых связей между

производителями одного вида товаров через конкуренцию, когда осуществляется

взаимное давление одного предпринимателя на другого.

Четвертым свойством этого закона является устойчивая связь между спросом и

предложением.

Является:

1) регулятором товарного производства.

2) движущей силой развития производительных сил.

 3) основой дифференциации производителей

На величину стоимости товара в обратной пропорции влияет производительность труда, определяющая степень эффективности конкретного труда. Так, если производительность труда повысилась в 3 раза, то за одно и то же рабочее время, например за 12 часов, изготовляется в 3 раза больше потребительных стоимостей — скажем, не одна, а 3 пары обуви. Стоимость каждой пары обуви снизилась с 12 До 4 часов труда. При этом повышение производительности труда не изменяет общей стоимости возросшей в 3 раза товарной массы, которая остается равной 12 часам. Однако теперь она воплощена не в одной, а в трех парах обуви.

По - другому влияет на стоимость товара интенсивность j труда, характеризующая степень его напряженности. При росте интенсивности труда производитель затрачивает в одно и то же время большую массу труда. Например, если интенсивность труда выросла в 3 раза, то затраты абстрактного труда за данное время увеличились втрое. Соответственно в 3 раза выросла и созданная стоимость. Однако при этом в 3 раза увеличилось количество произведенных продуктов. Поэтому величина стоимости единицы товара осталась неизменной.

 

 

14) Теория предельной полезности. Полезность как основа обмена. Измерение полезности. Закон убывающей предельной полезности.

При анализе потребительского поведения используется два подхода:

- кардиналистский (количественный)

- ординалистский (порядковый)

Кординалистский основывается на основе теории предельной полезности (А.Маршалл). Ординалисткий (В.Паретто и И.Фиглер) используют теорию кривых безразличия и бюджетную линию.

Полезность (Ютиль) – это субъективное удовлетворения, получаемое потребителем от потребления набора товаров или услуг.

Общая полезность (TV) – это совокупная полезность от потребления всех наличных единиц блага, она увеличивается с увеличением единиц потребления блага.

Предельная полезность (MV) – это дополнительная полезность, которую извлекает потребитель из каждой дополнительной единицы блага. Она выступает как прирост общей полезности блага на одну единицу.

Теория предельной полезности опирается на следующие основные положения:

1. Полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара, меньше полезности предыдущей единицы товара.

2. Потребитель стремится получить максимальное удовлетворение, или полезность, используя свой ограниченный доход.

Правило потребительского поведения состоит в том, что предельная полезность, получаемая в расчете на рубль, была бы равной полезности, получаемой на рубль, потраченный на другой товар.

 

Падение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного товара как известно как название закона убывающей предельной полезности. Чем больше потребление блага, тем меньше прирост полезности, получаемый от единичного приращения потребления этого блага (Если последовательное потребление какого-либо блага постепенно приводит человека к состоянию насыщения, то дополнительная полезность от использования одной дополнительной единицы данного блага начинает сокращаться). Это первый закон Госсена.

Функция полезности – обратно пропорциональность между полезностью и количеством потребляемого блага.

 

 

15) Возникновение, сущность, функции денег. Основные направления в теории денег. Законы денежного обращения.

Деньги возникли стихийно в процессе развития товарного обращения, когда возникли излишки товаров. Вначале объем произведенных товаров был сравнительно мал и обмен товарами между племенами носил случайный характер (все произведенные товары уходили на потребление) и осуществлялся в натуральной форме. Постепенно объем производства возрастал и начали появляться излишки товаров. Обмен стал носить постоянный, массовый характер. Возникла необходимость в специальном средстве обращения, с помощью которого можно было быстро и с минимальными издержками обменять один товар на другой. Таких средством обращения стали деньги (Первая функция денег — деньги как средство обращения).

Главное свойство денег — абсолютная ликвидность.

Ликвидность — это мера того, насколько быстро можно обменять какой-либо актив на наличные деньги.

Сущность денег раскрывается в пяти функциях:

· Меры стоимости

· Средства обращения

· Средства платежа

· Средства сбережения и накопления

· Мировые деньги

«Основные напавления теории денег»

· Металлическая теория денег.

Возникновение металлической теории связано с появлением меркантилизма. Меркантилизм – течение экономической мысли, которое главным источником богатства общества считало накопление денег и Металлисты смешивали простой обмен товаров с товарным обращением. Вот почему они не выделяли такие функции денег: средство платежа и средство обращения. Они же полагали, что деньги выполняют только лишь две функции: мера стоимости и средство накопления. настаивало на развитии торговли.

· Номиналистическая теория денег.

Сущность номиналистической теории состоит в утверждении, что деньги своей собственной стоимости не имеют и являются чисто условной абстрактной единицей, простым ярлыком и счетным знаком, устанавливаемый государством. Сторонники этой теории считали, что деньги не имеют никакой внутренней связи с товарами и получают свою силу от государства. Взгляды, близкие к номиналистам высказывали еще древние философы: - Платон и Аристотель.

· Количественная теория денег.
На сегодняшней день является самой распространенной в плане применения ее на практике.

Количественная теория денег сводит сущность денег к одной единственной функции – функции средства обращения. Будучи средством обращения, деньги, по мнению сторонников количественной теории, не могут иметь внутренней стоимости. Их стоимость определяется их количеством.

Законы денежного обращения                                                                                                                                          Для нормального функционирования товарно-денежных отношений в каждой стране требуется определенное количество денег. Необходимое количество денег для обращения определяется законом денежного обращения. Этот закон был открыт К. Марксом, установившем то самое необходимое количество денег, требующееся стране для нормального функционирования рыночных отношений. Его можно описать формулой:   Д = (Ц - В + П - ВП) / С.о.,                                                                                                                                где Д -- кол-во денежных единиц, необходимый в данный период для обращения;                   Ц -- сумма цен товаров, подлежащих реализации;                                                                              В -- сумма цен товаров, платежи по которым выходят за рамки данного периода;                                         П -- сумма цен товаров, проданных в прошлые годы, платежи по которым поступили;                 ВП -- сумма взаимопогашенных платежей;                                                                                       С.о. - скорость оборота денежной единицы.

 

 

16) Теория ценообразования. Виды цен и механизмы ценообразования. Ценообразование является процессом установления, регулирования цен (тарифов) и контроля за применением установленного законодательством порядка формирования цены юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, и другими субъектами ценообразования.

Основными понятиями процесса ценообразования являются:

· цена как денежная оценка стоимости единицы товара

· тариф как денежная оценка стоимости единицы работы, услуги

При рассмотрении теоретических подходов к ценообразованию можно выделить два направления:

· отечественный или марксистский, основанный на теории трудовой стоимости

· западный, состоящий из:

В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы.

1. По характеру обслуживаемого оборота различают оптовые и розничные цены.

Оптовой считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом).

К числу оптовых относятся закупочные цены, по которым производители реализуют свою продукцию организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки.

Розничные цены – цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению.

Особой формой розничной торговли является отпускная цена – цена, по которой предприниматель-изготовитель или его сбытовая организация реализует продукцию потребителям.

2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен: свободные (рыночные) и регулируемые.

Свободные (рыночные) цены устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.

К свободным ценам относятся: Цена спроса – та, которая складывается на рынке покупателя. Цена предложения – рыночная цена, указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок. Цена производства – цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.

Регулируемые цены – цены, устанавливаемые соответствующими органами управления, или цены, в отношении которых органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их условия.

В числе регулируемых цен выделяют:

Предельные цены – такие, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг.

Фиксированные цены – цены, устанавливаемые на определенном уровне.

 

 

17) Рынок как экономическая категория. Сущность и функции рынка. Понятие структуры и инфраструктуры рыночного хозяйства.

Рынок – это сфера экономических отношений между людьми по поводу купли - продажи товаров и услуг, основанная на принципах добровольности и равенства в обмене.

Рынок выполняет важные функции:

· функцию саморегулирования экономики, основанную на взаимодействии спроса и предложения, с помощью которой даются ответы на вопросы: что, как и для кого производить?

· стимулирующую функцию, позволяющую победить в конкурентной борьбе сильнейшим;

· учетную функцию, посредством которой устанавливаются пропорции в обмене товаров, определяются цены и подаются информационные сигналы продавцам и покупателям;

· посредническую функцию, позволяющую сводить агентов рынка.

Рыночной экономике необходима инфраструктура – система взаимосвязанных

специализированных организаций, тема взаимосвязнных потоков товаров, услуг,денег, ценных бумаг и рабочей силы. Например, на товарном рынке действуюттоварные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, фирмы,занимающиеся посреднической деятельности, и т.п.

Для рассмотрения понятия «инфраструктуры», прежде всего, необходимо

определить, что же представляет термин «инфраструктура» сам по себе.

Инфраструктура (от лат. infra – ниже, под и structura–строение,

расположение) - в теории рынка: комплекс рыночных институтов,обеспечивающих взаимосвязь основных макроэкономических потоков.

· Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

· Признаками любой структуры являются:

· 1. тесная связь между ее элементами;

· 2. определенная устойчивость этих связей;

· 3. целостность, совокупность данных элементов.

· Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

 

 

18) Рыночный механизм: спрос и предложение. Закон спроса и предложения. Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения.

Спрос - это желание и возможность потребителя,приобрести определенное кол-во,товара или услуги,ха определенную цену.

Закон спроса -между ценой товаром существует обратно пропорциональная ависимость.Чем выше цена,тем ниже спрос,чем ниже цены,тем выше спрос.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

· Уровень доходов в обществе;

· Размеры рынка;

· Мода, сезонность;

· Наличие товаров-субститутов (заменителей);

· Инфляционные ожидания.

Взамодополняемые товары - это товары которые,дополняют друг друга по потребительскому спросу.

Ценовые факторы:

Эффект дохода -его суть заключается в том,что при снижении цены на какое-либо благо человек,может купить этого блага больше,не отказывая себе в приоретении других благ.

Эффект размещения -его суть заключаеться в том,что потребитель при росте цен одногь блага переориентируеться на другое благо с похожими потребительскими свойствами,но с неизменненой ценой.

Предложение - это кол-во товара,которое хотят и могут предложить на рынок прадовцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар.

Закон предложения: при прочих равных условиях кол-во предлогаемого продовцами товара тем меньше,чем выше цена этого товара,и наоборот,чем ниже цена,тем ниже величина его предложения.

Неценовые факторы предложения:

1) Число продавцов.

2)Цены на ресурсы

3)налоги и дотации-это бюджетные стредства,предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Рф на безвозратной основе,что бы покрыть текущие расходы.

4)Технология производства.

5)Ожидание производства и продавцов.

6)Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

7)Наличие товаров заменителей.

Коэффициент эластичности

Коэффициент эластичности показывает степень количественного изменения одного фактора (например, объема спроса или предложения) при изменении другого (цены, доходов или издержек) на1%.

Эластичность спроса - изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса

Эластичность по дуге (дуговая эластичность) — применяется при измерении эластичности между двумя точками на кривой спроса или предложения и предполагает знание первоначальных и последующих уровней цен и объемов.

 Р1— начальная цена

 Р2— новая цена

 Q1— первоначальный объем

 Q2— новый объем

Эластичность в точке (точечная эластичность) — используется в том случае, когда задана функция спроса (предложения) и исходный уровень цены и величины спроса (или предложения). Данная формула характеризует относительное изменение объема спроса (или предложения) при бесконечно малом изменении цены (или какого-либо другого параметра).

 Q'(Р)- производная функции спроса (или предложения) по цене;

 Р— рыночная цена;

 Q(Р)— величина спроса (или предложения) при данной цене

Виды эластичности спроса:

Эластичность спроса по цене (коэффициент ценовой эластичности) определяется как частное от деления процентного изменения величины спроса на процентное изменение цены. Поскольку зависимость величины спроса от цены является обратной, то коэффициент ценовой эластичности будет отрицательной величиной.

Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает степень реакции объема (величины) спроса на товар при изменении величины дохода потребителя. При расчете этого коэффициента принимается во внимание знак (плюс или минус). Если коэффициент эластичности спроса по доходу оказался отрицательной величиной, то такие товары являются низкокачественными.

Коэффициент перекрестной эластичности – характеризует степень реакции величины (объема) спроса на один товар при изменении цены другого товара. Если коэффициент перекрестной эластичности больше нуля, то товары взаимозаменяемые; если меньше нуля – то товары взаимодополняемые; если равен нулю – то товары независимые, несвязанные.

Выделяют 2 крайних состояния спроса:

Совершенно эластичный – самое малое изменение цены приведет к изменению покупок в неограниченных масштабах.

Абсолютно неэластичный – никакое изменение цены продукта или услуги не приведет к изменению объема покупок.

Факторы эластичности спроса:

1)Наличие товаров – заменителей

2)Фактор времени: чем меньше времени, тем неэластичнее спрос.

3)Значимость товаров: спрос на, так называемые, товары первой необходимости неэластичны

4)Удельный вес расходов потребителя на данный продукт или услугу в общем бюджете потребителя

5)Размер дохода: чем меньше доход, тем эластичнее спрос

6)Размер запаса: чем меньше запасы, тем неэластичнее спрос.

Эластичность предложения измеряет степень изменения величины (объема) предложения в зависимости от увеличения цены. Коэффициент эластичности предложения рассчитывается как отношение изменения величины (объема) предложения товара к изменению цены этого товара.

Эластичность предложения зависит от ряда факторов. Это резервы производственных мощностей; уровень товарных запасов; количество времени у производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цен (чем больше свободных мощностей, запасов и времени, тем больше и возможность увеличить предложение).

Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются следующие временные периоды: мгновенный, краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

Мгновенный период характерен тем, что реализации подлежит уже произведенный товар. Товар поступает в продажу по установившейся рыночной цене, т.е. предложение здесь должно подстраиваться под спрос.

Под краткосрочным понимается период, недостаточный для осуществления производителем каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. Предложение в этом случае является неэластичным.

Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.

Долгосрочный период характерен тем, что производитель в состоянии изменить свои производственные мощности, осуществить структурную перестройку производства, обновить оборудование. Эластичность предложения в этом случае достигает max величины.

Когда уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а небольшое увеличение цены влечет рост предложения, это означает абсолютно эластичное предложение. Если же предлагаемое количество товаров остается неизменным, несмотря на изменение цены, - предложение неэластично.

Эластичность предложения по цене (price elasticity of supply) показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент.

Подход. По Вальрасу.

Швейцарский экономист Леон Вальрас рассматривал рыночное равновесие исходя из их количественной оценки.

Условие установления рыночного равновесия по Вальрасу можно представить в виде равенства:

QD(P) = QS(P)

Данное равенство показывает, что по Вальрасу величины спроса и предложения являются функцией цены.

Подход. По Маршаллу.

Английский экономист и один главных представителей неоклассической школы Альфред Маршалл считал, что цена является единственным фактором, устанавливающим рыночное равновесие.

Условие установления рыночного равновесия по Маршаллу можно представить в виде равенства:

PD(Q) = PS(Q)

Таким образом, данное равенство показывает, что по Маршаллу цена является функцией объемов спроса и предложения.

Дефицит и избыток образуются в случае нарушения рыночного равновесия, при отклонении рыночной цены от равновесной. Избыток – это ситуация на рынке, когда при цене выше равновесной величина предложения превышает величину спроса. Дефицит – это ситуация на рынке, когда при цене ниже равновесной величина спроса больше величины предложения.

 

21) Теория потребительского поведения и ее принципы. Потребительский выбор и его особенности.

Потребительского поведения теория - теория, рассматривающая поведение потребителей на рынке, раскрывающая механизм взаимодействия потребностей и спроса.

Важнейшим принципом потребительского поведения и спроса индивидуума является учет его личных вкусов и предпочтений, что предполагает построение и использование шкал полезности различных благ, потребляемых индивидуумом. Свой план потребления индивидуум формирует, ориентируясь также на свою покупательную способность, а, следовательно, на свой доход и уровни рыночных цен. Здесь важно подчеркнуть, что теория потребительского поведения и спроса исходит из принципа заданности этих параметров.

Потребительский выбор представляет собой такой набор благ, который приносит потребителю максимум совокупной полезности в условиях бюджетного ограничения.
Простейшее правило максимизации полезности - это правило здравого смысла: если вы не можете увеличить полезность, меняя комбинации благ (потребительские наборы), значит, вы достигли максимума полезности, и данный потребительский набор является наилучшим.

Теория потребительского выбора основана на некоторых допущениях: множественность видов потребления, ненасыщенность, транзитивность, субституция, убывающая предельная полезность.
Направления маржиналисткой теории: кардиналисты – количественный подход; ординалисты – порядковый подход. Для кардиналистов характерно использование денежной оценки полезности

Правило потребительского поведения заключается в том, чтобы каждая последовательная единица денежных затрат на приобретение товаров приносила одинаковую полезность. MU1/P1=MU2/P2=MUn/Pn=λ. Р- цены товаров, MU- предельная полезность.

 

 

22) Количественная (кардиналисткая) и порядковая (ординалисткая) полезность. Условия равновесия порребителя.

Кардиналистская (количественная) теория полезности (Cardinal utility theory) рассматривает полезность с субъективной точки зрения и оперирует при определении количества полезности абсолютными величинами. Предпочитая тот или иной товар, потребитель через механизм цен (цена является мерой) заставляет производителя выпускать товар, пользующийся спросом.

Предполагается, что потребитель не только в состоянии определить свои предпочтения, но и их интенсивность. Количественную функцию полезности можно выразить в виде:

U = f(x),

где U - полезность;
х - количество благ.

Используя эту функцию, можно определить не только общую полезность, но и предельную полезность, то есть удовлетворение, получаемое от потребления дополнительной единицы блага.

Ординалистская (порядковая) полезность — субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.

Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ.

· Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений потребителя. Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двух наборов благ лучше другого, или признать их равноценными.

· Аксиома транзитивности предпочтений потребителя означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие.

· Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку понижают уровень благосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха, шум снижают уровень полезности потребителей. В ординалистской теории полезности используются кривые и карта безразличия. Графически система предпочтений потребителя иллюстрируется посредством кривых безразличия, впервые использованных Ф. Эджуортом в 1881 г.

Равновесие потребителя (consumer equilibrium) — точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность или удовлетворение от расходования фиксированного дохода.

Равновесие потребителя может быть выражено следующим образом:

где MU — предельная полезность отдельных товаров;
P — их цена.

Если кривая безразличия показывает, что потребитель хотел бы купить, а бюджетная линия — что потребитель может купить, то в своем единстве они могут ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете.

Оптимальный набор потребительских благ должен отвечать двум требованиям:

· находиться на бюджетной линии;

· предоставить потребителю наиболее предпочтительное сочетание.

 

 

23) Конкуренция в рыночной системе: функции, виды, критерии. Понятие конкурентоспособности.

Важнейшим признаком рынка является его конкурентный характер. Это означает, что в рыночной системе каждый субъект выступает как конкурирующая сторона по отношению ко всем остальным субъектам. Конкуренция в широком смысле означает возможность выигрыша в соревновании, в узком – обладание свойствами, создающими преимущества для участника экономического соревнования.

Конкуренция обусловлена, во - первых, безграничными потребностями людей и ограниченными ресурсами, которыми располагает общество; во - вторых, суверенным правом каждого субъекта рыночных отношений на реализацию своего экономического



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 647; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.155 с.)