Факторы, которые влияют на запоминание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, которые влияют на запоминание



  • Необычно ли это? Если это отличается от погоды в последние несколько дней, то информация с большей долей вероятности привлечет ваше внимание.

  • Важно ли это для вас? Вы запомните информацию лучше, если погода может повлиять на ваши планы в этот день.

  • Привычный ли это формат? Если вы привыкли к шкале Фаренгейта, то вряд ли запомните температуру по Цельсию, потому что не поймете, стоит ли надевать плащ при такой погоде.

  Если вы все же будете помнить эту информацию в течение дня, то в последующие дни или недели она выветрится из памяти, если это, конечно, не был какой‑нибудь знаменательный день (например, свадьба вашего брата).

 

Информация

  Индекс Dow Jones Industrial Average растет на 56 пунктов, или 0,5 %, – до 11 781 пункта.

 

Факторы, которые влияют на запоминание

  Стоит задать те же вопросы. Отличается ли это от динамики предыдущих дней или ваших ожиданий? Это важно для вас, потому что вы работаете в финансовой сфере, или же вы хотите продать акции?

 

Информация

  Команда UConn Huskies проиграла Stanford Cardinals со счетом 59:71.

 

Факторы, которые влияют на запоминание

  Скорее всего, вы запомните эту информацию, только если следите за студенческим чемпионатом по баскетболу среди женских команд или знаете, что команда UConn проиграла впервые после самой продолжительной серии побед (89 подряд). Если контекст вам неизвестен, то, вероятно, эта новость не сохранится у вас в памяти.

 

 Есть ли предел?

 

Сколько информации может вместить наша рабочая память? Существует довольно много исследований на эту тему, и, в частности, известен следующий факт: в рабочей памяти задерживается семь элементов плюс‑минус два. Но правильный ответ на этот вопрос, согласно закономерности Джорджа Миллера, звучит так: бывает по‑разному (Miller, 1956).

 Скорее всего, вы не сможете повторить всю информацию из предыдущих примеров (температура, индекс Dow Jones и счет игры), не прочитав заново текст. В первую очередь это связано с тем, что перечисленные цифры не представляют какой‑либо важности, кроме того, что служат примером в этой книге.

 Еще одна причина – количество информации. Мы привели несколько отдельных фактов (12 градусов, Цельсий, Dow Jones, 56 пунктов, 0,5 %, 11 781 пункт, UConn Huskies, Stanford Cardinal, 71, 59). Большинство людей не смогут запомнить всю эту информацию сразу без какого‑нибудь мнемонического приема или средства.

 Прочитайте эти цифры, затем закройте глаза и постарайтесь повторить их:

 

 

6 7 1 8.

 

Ну как? Скорее всего, вам удалось удержать в памяти информацию на столь короткий срок. Четыре отдельные цифры вовсе не большая нагрузка для рабочей памяти.

 А теперь попробуйте такой номер:

 

 

9 3 4 8 7 1 6 2 5.

 

С этим сложнее, правда? Может быть, вам удалось запомнить все девять цифр, но если вы все‑таки пропустили некоторые из них, то, скорее всего, те, что находились в середине последовательности. Здесь мы сталкиваемся с эффектами первичности и новизны, которые проявляются в том, что мы склонны запоминать элементы в начале последовательности или списка (первичность), а также в конце (новизна).

  

 

Ок, вот еще один номер:

 

 

100 500 800.

 

Так гораздо проще, не правда ли? Количество цифр осталось прежним, но теперь они сгруппированы. Вместо отдельных трех цифр вы запоминаете следующее:

 [первые три цифры] + [следующие три цифры] + [последние три цифры].

 Мы имеем дело с тремя блоками информации, а не с девятью отдельными символами.

 Еще проще запомнить такой пример:

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9.

 

Поскольку вы знаете, как считать до девяти, этот набор цифр воспринимается как один блок информации:

 

 

[цифры от 1 до 9 по порядку].

 

Группирование может происходить по принципу подобия, последовательности или наличия элементов в долговременной памяти.

 Еще пример:

 

 

612 651 763 952.

 

Вряд ли вы сможете удержать все цифры в рабочей памяти, если не живете в Миннеаполисе или Сент‑Поле, где так выглядят местные телефонные коды.

 

 Как эти знания могут пригодиться при создании учебного курса

 

И кто сейчас запоминает цифры? У всех же есть мобильные телефоны.

 Да, у нас есть устройства, куда мы можем скинуть всю скучную информацию, и большинству из нас уже не приходится запоминать случайные последовательности чисел (что хорошо, потому что электронные устройства справляются с этой задачей гораздо лучше, чем человек).

 Однако разделение информации на фрагменты – будь то большие объемы чисел, или текста, или даже визуальной информации – поможет слушателям эффективнее использовать свою рабочую память, а также понять, на чем следует сосредоточить ограниченные ресурсы внимания в данный момент.

 Представим, что вы объясняете, как выполнять какое‑нибудь действие – например, как печь яблочный пирог. Вот сама инструкция.

  Смешайте муку с солью.

  Охладите масло и воду.

  Добавьте в муку масло и порубите смесь в крупную крошку при помощи специального ножа.

  Добавьте воды, но проследите за тем, чтобы тесто не начало рваться.

  Разделите тесто на две половины и скатайте два шара.

  Оберните их в пленку и положите в холодильник.

  Очистите яблоки от кожуры.

  Разрежьте яблоки на четыре части и удалите сердцевину, порежьте на кусочки толщиной в ј дюйма.

  Смешайте яблоки с сахаром, лимонным соком, корицей и небольшим количеством муки.

  Раскатайте один из шаров теста в лепешку размером чуть больше, чем ваша форма для выпечки.

  Положите тесто в форму и прижмите его ко дну.

  Выложите яблочную смесь.

  Раскатайте другой шар из теста.

  Положите его на яблочную смесь и прижмите края.

  В верхнем слое теста проделайте дырочки.

  Выпекайте 45 минут при температуре 350 градусов по Фаренгейту.

 

Довольно много шагов, не так ли? Будет трудно запомнить все сразу. Человек, уже разбирающийся в тонкостях выпечки, сможет отфильтровать информацию, запомнив все необходимое, но новичок с переизбытком информации не справится.

 В этом случае сложно выбрать момент, когда следует остановиться и попытаться запомнить часть информации. Также здесь отсутствует какая‑либо организация материала – это просто длинный список шагов. Именно поэтому можно попробовать сгруппировать эту информацию.

 

Подготовка теста

  Смешайте муку с солью.

  Охладите масло и воду.

  Добавьте в муку масло и порубите смесь в крупную крошку при помощи специального ножа.

  Добавьте воды, но проследите за тем, чтобы тесто не начало рваться.

  Разделите тесто на две половины и скатайте два шара.

  Оберните их в пленку и положите в холодильник.

 

Подготовка начинки

  Очистите яблоки от кожуры.

  Разрежьте яблоки на четыре части и удалите сердцевину, порежьте на кусочки толщиной в 1/4 дюйма.

  Смешайте яблоки с сахаром, лимонным соком, корицей и небольшим количеством муки.

 

Подготовка пирога

  Раскатайте один из шаров теста в лепешку размером чуть больше, чем ваша форма для выпечки.

  Положите тесто в форму и прижмите его ко дну.

  Выложите яблочную смесь.

  Раскатайте другой шар из теста.

  Положите его на яблочную смесь и прижмите края.

 

Выпекание

  В верхнем слое теста проделайте дырочки.

  Выпекайте 45 минут при температуре 350 градусов по Фаренгейту.

 

Даже разбивка на четыре этапа делает инструкцию гораздо доступнее для запоминания. Группирование действий, конечно, не поможет слушателям сразу же выучить рецепт, но хотя бы позволит им сфокусироваться на этапах по отдельности, а количество шагов в каждом из них гораздо легче удержать в рабочей памяти.

 Рабочая память выступает в качестве фильтра на пути к долговременной памяти, поэтому, если рабочая память перегружена, вряд ли информация перейдет в долговременную.

 

 

 Долговременная память, или Что попадает в шкаф

 

По сути, целью обучения должно стать усвоение информации долговременной памятью – попадание ее в то самое хранилище, откуда ее легко можно извлечь.

 

 Куда положить?

 

Все, что мы запоминаем, не хранится в изоляции, но становится частью ассоциаций.

 Скажем, вы только что узнали, что по‑немецки слово «усы» будет Schnurrbart. Скорее всего, вам эта информация не нужна, и она тут же исчезнет из вашей кратковременной памяти.

 Но представим, что по какой‑то причине вам необходимо сохранить эту информацию (вы сдаете словарный тест, вам нравятся слова, которые звучат, как будто кто‑то чихнул, вы интересуетесь европейскими модными трендами). Как вы ее закодируете? Конечно, это будет зависеть от формы шкафа и видов полок, на которые информацию можно положить.

 Но, к счастью, нет необходимости ограничиваться лишь одной ассоциацией – слово будет храниться на нескольких полках одновременно.

 

 

Чем больше разных ассоциаций, тем легче будет извлекать эту информацию. Если у вас нет в голове удобной системы хранения для этого слова, можно прибегнуть к мнемоническому приему (например, представьте, что вы едете в Сан‑Франциско на скоростном поезде BART и напротив вас сидит немец с большими усами).

 Если вы умеете говорить по‑немецки, то мнемонический прием, вероятно, не понадобится, поскольку вы уже обладаете системой для хранения информации. В частности, вам будут известны значения корней, составляющих это слово (bart – по‑немецки «борода»), или же вы сможете построить другие ассоциации.

 

 Несколько полок

 

Чем больше способов найти ту или иную информацию, тем проще извлечь ее из памяти.

 То есть если какой‑то элемент хранится у вас только на одной или двух полках, то достать его будет сложнее, чем элемент, который находится сразу в нескольких местах.

 Возьмем, к примеру, два пятизначных числа: почтовый индекс моей мамы и зарплату, которую мне предложили на моей первой работе после университета.

 Для первой цифры полок найдется немного.

  

 

Я не часто использую этот номер, да и способов достать эту информацию немного (я либо помню ее, либо нет). На самом деле в настоящий момент я не помню его, и мне понадобится помощь внешних источников (адресная книга или файл с контактами на смартфоне). То есть, по сути, имеется только одно место, где я могу найти этот номер, и если оно недоступно, то нужной информации я не получу.

 Размер зарплаты, напротив, был числом более важным (извини, мам), и его можно было найти сразу на нескольких полках.

 

 

 

Таким образом, у меня несколько путей к этой информации. Я знаю, что цифра почти в два раза превышает размер моей зарплаты до университета, на 10 % меньше, чем было у моей подруги с таким же дипломом (она гораздо лучше вела переговоры). Кроме того, я могу сопоставить эту цифру с тем, что зарабатываю сейчас.

 Чем больше отделений, в которые можно поместить информацию, тем выше вероятность, что вы сумеете извлечь ее в нужный момент. С этим и связан недостаток учебных средств, нацеленных исключительно на запоминание информации, например карточек с текстом и картинкой: информация, заученная таким способом, остается только на одной полке («слова, которые вы запомнили»), и извлекать ее из памяти труднее.

 

 Шаткие полки

 

Некоторые мои полки не отличаются особой надежностью, и информация на них долго не задерживается. Например, несколько лет назад я пыталась перед поездкой учить японский язык. Вместо прочной деревянной полки для японского у меня была приготовлена хлипкая конструкция из проволоки: я пыталась сохранить на ней какие‑нибудь слова и выражения, но они потом куда‑то девались, и я уже не могла ничего вспомнить.

 Одна из причин, по которой полка для японского была столь ненадежной, заключалась в отсутствии контекста. Если бы я учила испанский, то результат был бы значительно лучше, хотя я также начала бы его с нуля. Полку для испанского подкрепил бы доступный мне контекст (те же латинские корни в некоторых английских словах, родство с итальянским языком, который я немного знаю, и все мультики на испанском, которые я видела в детстве в программе «Улица Сезам»).

 

 Забитые вещами полки

 

В содержимом полки, забитой вещами, так просто не разберешься. Бывает, что накапливается слишком много информации, однако организована она не самым продуманным образом. В таком случае извлекать ее из памяти становится намного труднее.

 Например, на моей полке для джаза хранится очень много всего – но не потому, что я хорошо разбираюсь в этой музыке (это не так). Что я знаю о джазе – это имена исполнителей; какая мелодия всегда поднимает настроение; период, когда появилось то или иное направление джаза. Все это скапливается на одной полке с ярлыком «Джаз». Это значит, что извлечь какую‑нибудь конкретную информацию о джазе мне будет нелегко.

 С другой стороны, информация о поп‑музыке 80‑х, к моему стыду, очень даже хорошо структурирована. У меня есть полки для различных жанров, американских групп, британских, для хеви‑метал, кантри, MTV, музыкальных клипов, музыки с моих пластинок и музыки с кассет, для групп, концерты которых я посещала, и т. д. (жалко, что усилием воли нельзя просто взять и забыть что‑нибудь из этого).

 

 Случайные полки

 

Иногда ассоциации получаются непреднамеренными. Пару лет назад я, будучи в Вашингтоне, остановилась за несколько кварталов от здания Fannie Mae, а само ипотечное агентство в тот момент не исчезало из заголовков новостей. Перед зданием располагалась большая клумба с лавандой, и каждый раз, проходя мимо, я ощущала ее аромат.

 И теперь Fannie Mae всегда будет ассоциироваться у меня с лавандой (и наоборот).

  

 

Это происходит чаще, чем мы думаем. Наш мозг, задействуя все органы чувств (зрение, слух, вкус, осязание и обоняние), создает множество ассоциаций, которые мы не всегда осознаем.

 Хотя эти ассоциации носят довольно случайный характер, мы используем их для того, чтобы запоминать информацию. Давайте посмотрим, как с такими ассоциациями можно работать.

 

 

 Обучение с учетом контекста

 

Вопрос на засыпку. Вы посещаете курс в местном университете, и на следующей неделе у вас будет контрольная. Где лучше всего к ней готовиться:

  а) в парке под деревом, наслаждаясь солнечной погодой;

  b) в унылой аудитории без окон, под шум кондиционера;

  с) в тихой, хорошо освещенной библиотеке;

  d) в шумной кофейне.

 

Правильный ответ может вас удивить – это вариант b: «унылая аудитория без окон». Да, с шумным кондиционером. Почему так? Потому что обстановка, в которой вы занимаетесь, будет ассоциироваться у вас с изучаемым материалом. По возможности информацию следует кодировать в той же среде, в которой вы потом станете извлекать ее из памяти.

 Это справедливо и для информации, которую необходимо вспомнить в определенных условиях, например на работе. Чем больше обстановка, в которой вы учитесь, не совпадает с условиями, в которых вы применяете полученные знания, тем меньше ассоциативных связей для хранения информации будет создавать мозг.

 В обстановке аудитории вам, возможно, будет проще извлечь из памяти пройденный материал. Однако в стенах учебного заведения мы получаем самые разные знания, которые потом придется применять. Любые предметы – от систем водоснабжения до журналистики, от геологии до опасных материалов – преподаются в обстановке, совершенно отличной от условий их практического применения.

 

 

У нас есть традиция проводить занятия в безликих аудиториях, слабо напоминающих обстановку, в которой слушателям придется применять знания, и это, скорее, минус для процесса обучения.

 В глубине души мы это понимаем. Если речь идет о человеческих жизнях, то обучение почти всегда проходит с учетом реальных условий работы. Даже если контекст симулируется – в целях безопасности слушателей или окружающих, – он остается правдоподобным. Примеры обучения с учетом контекста – это использование авиационных тренажеров, работа в университетских больницах или непосредственная практика на курсах вождения.

 

 

По возможности кодирование и извлечение информации из памяти стоит осуществлять в сходных условиях.

 Немыслимо представить, что будущий водитель обучается без практики на дороге.

 Мы даже побоялись бы сесть в машину к человеку, не имеющему опыта вождения.

 Автомобильные тренажеры, конечно, достаточно эффективны и предназначены для того, чтобы заменить практику, но нельзя научиться водить вне реального контекста.

 Почему же обучение в отрыве от контекста допустимо в других случаях? Зачастую это вопрос удобства, экономии или практичности. Всегда приходится иметь дело с какими‑либо ограничениями. Было бы, конечно, неплохо преподавать курс по администрированию серверов в настоящей серверной, но 30 человек никак не поместятся в комнате величиной с большой шкаф.

 Когда в силу объективных обстоятельств нет возможности проводить занятия непосредственно в рабочей обстановке, все же можно попробовать приблизить к ней условия процесса. Например, если курс посвящен установке серверов, необходимо задействовать реальное оборудование, даже если вы не находитесь в серверной комнате.

 Однако обучение нередко происходит в среде, оторванной от контекста (к примеру, в ничем не примечательной, безликой аудитории), в силу привычки, традиции или отсутствия осведомленности.

 Существует целый ряд способов приблизить процесс обучения к реальному контексту, несмотря на практические ограничения.

 Подумайте, как можно улучшить или добавить контекст в приведенных ниже примерах.

 

Сценарий 1. Необходимо рассказать потребителям о функциях нового сотового телефона.

 Как сделать этот процесс максимально приближенным к реальной практике? Подумайте, прежде чем прочитать ответ ниже.

  Возможные решения. В идеале хорошо бы предоставить аудитории возможность подержать в руках реальные телефоны и проверить их в работе. Кроме того, любые способы продемонстрировать функции на примере сценариев из реальной жизни, приспособленных к конкретной аудитории, позволят улучшить контекст, поэтому в процессе следует сосредоточиться скорее на реальных задачах (написать СМС другу, добавить контактную информацию коллеги), чем на перечислении всех ключевых характеристик.

 

Сценарий 2. Перед вами стоит задача научить студентов колледжа готовить здоровую еду. Что можно сделать для того, чтобы расширить контекст занятия?

  Возможные решения. Учебный процесс должен быть максимально приближен к реальным условиям. К примеру, можно провести занятие на видавшей виды кухне общежития, использовать дешевые приборы из местного супермаркета или же отразить реальные ситуации, связанные с питанием студентов. Другой вариант – показать настоящие фотографии студенческих холодильников и попросить аудиторию подумать, какую здоровую пищу можно приготовить из того, что там найдется.

 

Сценарий 3. Вы разрабатываете тренинг для менеджеров ресторанов быстрого питания, в ходе которого они научатся давать конструктивную критику подчиненным. Как связать учебный процесс с контекстом?

  Возможные решения. Подумайте, в какой обстановке менеджеры будут давать обратную связь, и проведите ролевой тренинг. Менеджеры могут мысленно представить себе работу различных сотрудников и действия, которые вызвали бы положительную оценку. Также им целесообразно составить для себя список критериев, мест и собственных действий.

 

 Эмоциональный контекст

 

Один из самых сложных типов контекста, который необходимо создавать в процессе обучения, – эмоциональный.

 Давайте вернемся к примеру с обратной связью. Скажем, вы находитесь в аудитории с другими слушателями и узнаёте, как давать отзывы в сложных ситуациях. Какое настроение у присутствующих? Вероятно, спокойное, никто не расстроен. Все ведут себя серьезно и вдумчиво, как и полагается на учебном занятии.

 А теперь представьте обстановку, в которой придется применять полученные знания. Скорее всего, вы будете нервничать или беспокоиться, а ваш собеседник расстроится или даже проявит агрессию.

 В этом примере эмоциональные контексты в процессе обучения и применения знаний сильно различаются. Многое кажется вполне разумным, когда мы слышим об этом на занятии: например, как вести себя с враждебно настроенным сотрудником, сохранять спокойствие, говорить от первого лица, соглашаться с точкой зрения собеседника и т. д.

 

 

 

Но когда вы оказываетесь лицом к лицу с недовольным подчиненным, все эти разумные советы вылетают из головы, возникает реакция «дерись или убегай», и вы не в силах дать конструктивную критику от первого лица, даже если от этого зависит ваша жизнь.

 Мы можем выучить всю теорию и правила на свете, но нам не удастся применить их в незнакомом эмоциональном контексте.

 

 

Думаю, именно поэтому учеба часто не приносит результатов. Вы наверняка когда‑нибудь говорили себе: «Я же знал, как правильно, но…» Разница между знанием и действием может быть огромной, если контексты кодирования информации и ее извлечения не похожи.

 Существует много сфер, где эмоциональный контекст в процессе обучения кардинально отличается от эмоционального контекста в процессе применения знаний. Нам приходится использовать полученную информацию в состоянии стресса или эмоциональной напряженности.

 

 

 

В состоянии стресса или эмоциональной напряженности мы перестаем руководствоваться разумом и попадаем под власть непроизвольных реакций. В результате применить знания, полученные в спокойной обстановке, становится еще сложнее.

 Так как же создавать правильный и эффективный эмоциональный контекст? Есть несколько способов.

  Используйте методику ролевой игры. Даже несмотря на игровой характер ситуации, у вас получится дать аудитории представление о реальном эмоциональном контексте, особенно если кто‑то сможет изобразить его достаточно правдиво. И хотя это упражнение не сравнится с реальным опытом, слушателям будет проще вспоминать полученные знания, если они попрактикуются на ролевом тренинге.

  Создавайте давление. Имитация на занятии сложных условий приблизит слушателей к реальному восприятию ситуации, даже если уровень давления будет иным. Например, жесткие временны́е рамки для ответов вызовут ощущения нехватки времени и помогут представить другие виды давления, с которыми можно столкнуться на практике.

 Не жалейте средств на качественную организацию процесса. Если учебный материал очень важен, наймите хороших актеров, чтобы дать реалистичное представление об эмоциональном контексте.

 

 Извлечение информации, или Как ее использовать

 

Необходимо учесть и такой момент: как использовать информацию, извлеченную из памяти. Достаточно ли просто «опознать» информацию, вспомнить ее полностью от начала до конца или же следует немедленно применить ее на практике?

  

 

Кодирование информации должно быть сопряжено с такими аспектами, как оценка и практическое применение.

 Если перед слушателем стоит лишь задача узнавания правильных ответов, достаточно будет потренироваться с помощью соответствующих упражнений. Если нужно научиться моментально извлекать информацию из памяти, то следует выполнять упражнения на вспоминание, а не просто на узнавание.

 На какой из вопросов проще ответить?

  Вопрос 1: «Бассейн» по‑французски _____________________ (вставьте слово)

  Вопрос 2:

 «Бассейн» по‑французски – это:

 a) roman; b) piscine; c) plage; d) plume.

 На второй, не так ли? Узнавание правильного ответа среди возможных вариантов всегда требует меньше усилий, чем вспоминание.

 В обучении активно используются методики узнавания, например вопросы с несколькими вариантами ответов. Они особенно популярны в электронных курсах, где правильность ответов оценивает компьютер. Это вызвано в первую очередь практическими соображениями. Компьютер легко справляется с оценкой заданий на узнавание, а чтобы проверить способность воспроизводить информацию, требуется участие преподавателя.

 

Пример из практики

 Взгляните на примеры оценки знаний и навыков по сердечно‑легочной реанимации на рисунке ниже. Хорошие ли это примеры? Если да, то почему? Подумайте, прежде чем продолжить чтение, какой из них лучше всего.

 Сердечно‑легочная реанимация требует вспоминания информации – о последовательности и характере нужных действий. Однако ни одно из приведенных действий не подразумевает вспоминания – в основном они представляют собой узнавание.

 Все равно можно просто догадаться по картинке. Кроме того, есть несколько вопросов к контексту: одно дело – нажать мышкой на грудную клетку виртуального пациента на экране, а другое – сделать массаж сердца реальному человеку.

 Эти упражнения могут быть частью эффективного учебного процесса, но они не позволяют слушателю на самом деле попробовать вспомнить шаги, которые необходимо будет совершить в реальной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

Как же сделать учебные задания более приспособленными к реальной жизни?

 1. Дайте слушателям упражнения на тренировку памяти и навыков.

 

 

 

2. Обеспечьте достаточный контекст для практики и оценки.

 

 

 

3. Используйте вспомогательные средства, чтобы превращать упражнения на вспоминание в задачи на узнавание. Вместо задания «вспомнить шаги» предложите слушателям «повторить шаги», прибегая к вспомогательным средствам. Дайте им возможность попрактиковаться. Подробнее об этом мы поговорим в следующих главах.

  

 

Практика на занятиях должна соответствовать требованиям реальных ситуаций. Если перед слушателем стоит лишь цель определить правильный вариант, то упражнений на узнавание будет достаточно. Если же необходимо вспоминать материал или производить более сложные действия, например интегрировать его с другой информацией, то практические задания должны отражать этот нюанс.

 

 Реальное и воображаемое знание

 

Нередко нам кажется, что мы обладает знанием, потому что можем распознать знакомую информацию – мы думаем, что знаем больше, чем это есть на самом деле.

 Что, как мне кажется, я знаю:

 

 

 

Что я знаю на самом деле:

 

 

 

То есть мое утверждение, что я знаю таблицу умножения, несколько сомнительно. Я помню определенную ее часть и знаю некоторые приемы, которые позволяют использовать это знание (что хорошо, потому что иначе, видимо, я не умела бы умножать).

 Представим, что вы готовитесь к экзамену: грызете карандаш, штудируете учебник и киваете – материал кажется вполне известным. Вы позанимались так некоторое время и в принципе уверены в своих силах.

 Потом вы приходите на экзамен и получаете это:

  

 

Знакомая информация – та, при помощи которой мы смогли решить задачку на умножение, – вдруг становится бессильной перед пустым листком бумаги.

 Как показали исследования Джеффри Карпике, проведенные в 2011 году, если вы хотите уметь извлекать информацию из памяти, нужно тренироваться еще в процессе обучения.

 В ходе преподавания обеспечьте слушателям возможность практиковаться в тех действиях, которые достигают цели обучения.

 

 

 Типы памяти

 

До сих пор мы рассуждали о том, как внешняя информация кодируется в долговременной памяти, однако не существует какой‑то одной общей памяти. На самом деле есть несколько типов, предполагающих разные способы кодирования и извлечения информации.

 И в зависимости от предмета изучения более актуальным будет какой‑то один тип.

 Об этом полезно помнить при создании учебного курса.

 В психологии есть известная история о пациентке с амнезией. Одна женщина утратила способность формировать сознательные воспоминания, и врачу приходилось при каждой встрече с ней заново представляться.

 Однажды в качестве эксперимента он спрятал в руке небольшой острый объект и пожал ей руку в знак приветствия.

 Когда врач позднее вернулся к пациентке, она совсем его не помнила, и ему вновь пришлось представиться, однако, когда он захотел пожать ей руку, она отказалась, хотя и не могла объяснить почему.

 Из этого следует, что информация кодируется в памяти разными способами и люди не осознают всех своих воспоминаний.

 

 

 

Вы в курсе, что вы знаете. Совпадающая область (выше) – это ваша сознательная память. Вы знаете что‑то, отдаете себе в этом отчет и при необходимости можете разговаривать на эту тему.

 

Вы не в курсе, что вы знаете. Остальная часть синей окружности – это бессознательная память. Вы знаете что‑то, но не можете описать подробностей или вести на эту тему осмысленную беседу. Это может быть то, что вы знали раньше, но забыли, или же то, что ваша память зафиксировала в отрыве от сознания. Бессознательная память вовсе не означает, что у вас амнезия.

 

Вы только думаете  , что вы знаете. Область красного цвета – это все, что вы думаете, что знаете, но если вы попытаетесь собрать эти знания воедино, картина получится незавершенной или искаженной. В принципе это есть у всех, такие обрывочные знания – неотъемлемая часть сложного когнитивного процесса.

 В рамках этих категорий можно выделить множество разных видов памяти. Хотя изучение памяти далеко от завершения, можно говорить о следующих ее видах.

 • Декларативная, или семантическая память. Это то, что можно обсуждать, – факты, принципы или идеи, будь то окончание Второй мировой войны в 1945 году или ваш почтовый индекс.

 • Эпизодическая память. Это тоже форма декларативной памяти, однако она относится к историям или действиям из вашего собственного опыта – например, что произошло после того, как вы окончили университет или устроились на свою первую работу.

 • Условно‑рефлекторная память. Как и у собаки Павлова, у всех нас имеются условно‑рефлекторные реакции на определенные стимулы – не важно, осознаем мы их или нет. Точно так же наши домашние животные радуются звуку открываемой банки с кормом.

 • Процедурная память. Эта память позволяет нам выполнять действия, например водить машину или играть на пианино.

 • Мнемическая фотовспышка. Это особый тип ярких воспоминаний о событиях, которые вызвали эмоциональное потрясение, например национальные катастрофы.

 

Каждый из этих видов памяти имеет свои отличительные свойства и сферу применения.

 

 Декларативная, или семантическая память

 

Декларативная память вмещает в себя все, что вы знаете и можете ясно изложить, будь то факты, принципы или идеи.

 Сюда может относиться и то, что вы выучиваете сознательно (та же таблица умножения), и то, что вы даже и не думали запоминать (например, все, что вы знаете о Бритни Спирс).

 

 Эпизодическая память

 

Эпизодическая память также относится к декларативной в том смысле, что вы можете излагать информацию, но относится она к вашему личному опыту или событиям из жизни.

 К примеру, вы можете знать много всего о собаках: это домашние животные, у них четыре лапы, есть шерсть, они едят собачий корм, Скуби‑ду – это собака и т. д.

 

 

 

Но у вас наверняка есть и эпизодическая память о конкретных собаках из вашей жизни – например, пес, который был у вас в детстве, соседская собака или страшная собака, увязавшаяся за вами, когда вы шли в школу.

 

 

 

 Рассказывание историй

 

Эпизодическая память хранит информацию обо всем, что с нами случается, но даже если какое‑либо событие к нам не относится, мы все равно обладаем уникальной способностью запоминать истории.

 В начале своей книги Made to Stick: Why Some Ideas Survive and Others Die («Сделано, чтобы прилипать: почему одни идеи выживают, а другие умирают») Чип и Дэн Хит сравнивают два текста. Первый – это городская легенда (мужчина встречает в баре женщину, знакомится, а наутро просыпается в ванне со льдом без почек), а второй – абзац, посвященный обоснованию доходности инвестиций в некоммерческих организациях (или что‑то в этом роде).

 Несколько лет спустя после прочтения книги я все еще помню некоторые яркие подробности городской легенды, но из другого текста не помню ничего. Можно найти множество объяснений, почему так случилось, но прежде всего это связано с тем, что первый текст представлял собой историю.

 Есть несколько причин, по которым истории сохраняются у нас в памяти.

  В нас уже заложено восприятие историй.  Еще с детства, когда нам читали первые сказки, мы научились воспринимать истории. Осознаем мы это или нет, но в каждой культуре имеются общие элементы для любых историй. Есть начало, середина и конец. Есть композиция, появление героев, описание окружающей обстановки. Есть, наконец, мораль, которую всегда можно легко узнать. У нас уже заложены основы для восприятия историй и механизмы для их запоминания.

  Истории последовательны. Если я расскажу вам десять случайных фактов о теннисе, вам придется приложить умственные усилия, для того чтобы как‑то организовать эту информацию – сгруппировать факты или воспользоваться иной стратегией. Если же я расскажу историю об особенно захватывающем теннисном матче с десятью значимыми моментами, то уже не нужно будет организовывать информацию, изложенную последовательно. Кроме того, в историях существует внутренняя логика событий (понятно, что в истории о неудачном дне коробка с яйцами упадет на пол не раньше, чем будет совершен поход в магазин).

  У историй есть герои. У нас имеется множество полок для хранения информации о людях, их характерах и свойствах. Если в истории рассказывается о тех, с кем мы знакомы, то у нас уже есть фоновая информация, которая облегчит запоминание, а также определенные ожидания в отношении поведения этих людей. Если же герой ведет себя непредсказуемо или необычно, то история становится еще более запоминающейся.

 О чем из следующей информации вам будет интереснее узнать?

 

 

 

 Условно‑рефлекторная память

 

Вы едете по шоссе, смотрите в зеркало заднего вида и видите, что за вами следует полицейская машина. Вопрос на засыпку – каковы ваши дальнейшие действия?

 Вы притормаживаете, правда? Даже если сразу становится ясно, что полицейским нет до вас дела, вы уже снизили скорость, хотя вовсе и не превышали ее.

 В чем же тут дело? Вряд ли вы подумали: «Хм, за мной, кажется, едет полицейский. Снижу‑ка я скорость. Вот просто медленно отпущу педаль газа… Та‑ак, осторожно…»

 Нет, скорее вы воскликнули про себя «СТОП!» и нажали на тормоз.

 Итак, раздражитель в виде полицейской машины вызвал непроизвольную реакцию.

 Это и есть условный рефлекс.

 Наши условные рефлексы – форма имплицитной памяти. Где‑то в мозге возникает неос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.245.137 (0.198 с.)