Взаимосвязь методов обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь методов обучения



В учебном процессе любой метод обучения редко выступает в чистом виде, хотя очень часто один метод можно выделить как главный, а остальные как вспомогательные.

Различные методы обучения проникают друг в друга и используются часто в сочетаниях друг с другом. Например, объяснение учителя может включать элементы беседы и сопровождаться организованным обследованием учащимися изучаемых объектов.

Аналогичным образом оперирование раздаточным материалом, выполнение учащимися практической работы требует от учителя школы для слепых словесной регуляции и специфических пояснений.

Взаимное проникновение методов, их одновременное применение отражает неизбежную диалектическую связь методов, что в современной литературе по педагогике отмечается многими авторами (М. И. Моро, А. М. Пышкало, Ю. К. Бабанский и др.).

Таким образом, налицо взаимосвязь методов обучения в реальном педагогическом процессе.

Проиллюстрируем это. На одном из уроков подготовительного периода для наглядного получения и закрепления детьми представлений о пространственном расположении предметов была организована практическая работа учащихся с дидактическим материалом. Ниже приведена выдержка из протокола урока.

Учитель: Ребята, посмотрите, что лежит у вас на фланелеграфах? (Кубики.) Сколько их? (Восемь детей пересчитывают кубики, один ребенок держит один кубик в руке, двое держат руки соответственно на одном и двух кубиках.) Посчитайте кубики! (Считать предметы дети уже умеют.)

Дети: Три кубика.

Учитель: Все кубики одинаковые? (Нет.) Руслан ответит.

Руслан: Один кубик большой, другой меньше и совсем маленький.

Учитель: Чем еще они отличаются? Кто знает — поднимите руку. (Один красный, один желтый и один синий.) Молодцы! Знаете цвета. Люда и Юра у нас цвета не видят, и мы будем рассказывать им о них. Про эти кубики можно еще сказать так: они отличаются по размеру и по цвету. Покажите самый большой кубик. (Все показывают.) Какого он цвета (Красный.) Покажите кубик поменьше. (Все показывают.) Его можно еще назвать средним по сравнению с большим и маленьким. Цвет! (Желтый.) Покажите самый маленький. (Все показывают.) Цвет! (Синий.)

Теперь я буду говорить, что надо делать с кубиками, а вы внимательно выполняйте.

Положите кубики на фланелеграфе так: слева самый большой; справа самый маленький, а между ними средний. (Проверяет выполнение.)

49

Еще как можно расположить кубики? Не шумите. Поднимите руку. Саша, дай ребятам задание.

Саша: Справа большой, слева средний, а между ними маленький.

Учитель: Интересное задание дал нам Саша. Ребята, как можно рассказать, что Саша сделал с кубиками? (Учащиеся затрудняются ответить.) Он их поменял местами. (Да! Поменял! У всех кубиков места другие.) Места у кубиков поменялись, а количество изменилось? (Все равно 3.)

Расположение кубиков не меняйте. Теперь каждый должен подумать, как еще можно рассказать об этом расположении кубиков. (Дети поднимают руки.) Юра ответит.

Юра: Маленький кубик между большим и средним.

Учитель: Ребята, согласны с Юрой? (Да!) Еще как можно рассказать? Вова!

Вова: Слева стоит средний кубик, а рядом маленький, а с маленьким рядом большой.

Учитель: Молодец, Вова. В объяснении он использовал слово «рядом». Сегодня мы с вами все должны научиться понимать это слово. Вова очень хорошо объяснил (учитель повторяет ответ Вовы, а дети обследуют расположение кубиков), но можно и по другому ответить, используя слово «рядом». Кто догадался? Аня!

Аня: Рядом с маленьким кубиком слева лежит средний, а справа рядом большой.

Учитель: Очень хорошо. Скажите, кто сидит рядом с Юрой? (Люда.) Рядом с Людой? (Юра.) Какой класс находится рядом с нашим? (Первый. Мы там были. Нам вчера Вера Петровна сказку там читала.) Теперь слово «рядом» не забывайте. Учитесь его правильно применять. Хотите, еще поиграем с кубиками. (Хотим.)

Придумайте задание со словом «под». Надя, твое задание.

Надя: Маленький кубик надо положить под большим.

Учитель: Все выполнили верно. На прошлом уроке все научились понимать это слово. Теперь выполним сложное задание. Слушайте внимательно. Большой кубик положите в правый верхний угол, средний положите рядом с большим слева, а маленький положите на большой. (Проверяет задание.) Молодцы.' Теперь разложите кубики как вам хочется. Подумайте, как словами можно объяснить расположение кубиков. (Дети поднимают руки.)

Руслан: Большой кубик я положил в левый угол.

Учитель: Ребята, поправьте Руслана!

Дети: Левых углов два: левый верхний и левый нижний. Надо точно говорить, где лежит кубик.

Руслан: Большой кубик я положил в левый верхний угол, под ним положил маленький, а средний — в середине фланелеграфа.

Затем учитель попросил Аню и Наташу словесно описать свои варианты.

Учитель: Теперь можете из кубиков что-нибудь построить.

50

Люда: (Поставила кубики друг на друга.) Я башню построила!

Руслан: (Сделал то же самое.) У меня теремок красивый!

Юра: У меня улица маленькая. Три домика. Еще кубики нужны, тогда улица будет длинная.

В данном случае при повторении пройденного и при знакомстве с новым термином учитель применил сочетание практического метода с контролирующей беседой. Практическая работа, главным образом, имела целью организовать репродуктивную деятельность учащихся, но в нее были включены и элементы их самостоятельной работы. Причем предметные действия постоянно корригировались посредством слова учителя. В подготовительный период такой работе надо уделять особое внимание. Как отмечалось выше, усвоение программного материала в ходе практических действий является необходимой предпосылкой становления предметной деятельности слепых младших школьников, без которой незрячему ребенку невозможно обеспечить достаточно широкой сенсорной базы для усвоения начального курса математики.

В качестве другого примера приведем протокол одного из уроков, характерных при изучении темы «Нумерация чисел первого десятка».

Тема. Нумерация чисел первого десятка.

Цель. Закрепить образование, состав, чтение и написание чисел 1, 2, 3.

Учить детей составлять выражения с использованием слов «больше» и «меньше».

Познакомить со знаком «>».

Упражнять учащихся в использовании в речи пространственных отношений.

Коррекционные задачи. Учить детей работать по инструкции. Проверить представления детей о внешнем строении птиц, рассмотренных накануне на предметном уроке.

51

Продолжить работу по выработке навыков поведения и ориентировке в классе.

Оборудование. Коробки с дидактическим материалом, карточки с цифрами 1, 2, 3; учебники по математике (рис. 3).

I. Повторение пройденного. Опрос учащихся.

Учитель: У всех на партах лежат коробочки со счетным материалом. Откройте их. (Смотрит, как дети выполнили инструкцию.) Саша, подскажи Люде, как надо положить открытую коробочку.

Саша: Крышка должна быть справа, а ячейки слева.

Учитель: Теперь у всех коробочка лежит правильно. Достаньте из ячейки карточки с цифрами и положите их у нижней кромки крышки. Вова, как положил карточки?

Вова: Слева положил цифру 1, а справа цифру 2. Учитель: (Раздает карточки с цифрой 3.) Какую цифру я вам дала еще?

Дети: Цифру 3, мы ее вчера учили.

Учитель: Куда надо положить эту карточку?

Дети: За цифрой 2.

Учитель: Как еще можно сказать? Поднимите руку.

Руслан: Справа от цифры 2.

1.      Игра «Молчанка».

Методы: предметно-практическая деятельность с раздаточным материалом, дидактическая игра, контролирующая беседа.

Учитель:

Покажите цифрой, сколько ног у воробья. (2)

А у сороки? (2)

Сколько клювов у сороки? (1)

Сколько в нашем классе шкафов? (Трое детей вместо цифры 3 показали 1 или 2.) Подойдут ко мне Люда, Юра и Аня. Покажите все шкафы и сосчитайте их. (Дети идут от шкафа к шкафу, обследуют их.) У окна, слева от доски стоит шкаф для игрушек и счетного материала, у двери, справа от доски,— книжный шкаф, а это шкаф для одежды. Дети, как называется шкаф для одежды? (Шифоньер.) Садитесь по местам. Еще поиграй в «Молчанку».

Дежурный поставил на стол две тарелки, а потом еще одну. Сколько тарелок поставил дежурный? (3) Молодцы, дети! Все решили задачу верно. Надя, расскажи, как ты решала задачу.

Надя: К 2 прибавила 1 получилось 3.

Учитель: Уберите цифры в ячейку.

2.      Достаньте три кубика. Разложите кубики по Аниному заданию.

Аня: Два кубика слева наверху, один кубик справа наверху. (Все дети раскладывают кубики на дне крышки коробки над цифрами.)

3.      Достаньте три бочонка. Руслан, дай задание. (Руслан дает задание, дети выполняют.)

52

4.      Достаньте три грибочка. Кто еще даст задание? Саша хочет? Пожалуйста.

Саша: Можно разложить вместе три грибочка, тоже будет число 3.

Учитель: Не разложить, а положить вместе, собрать три грибочка, и это будет число 3.

Люда: Можно два грибка слева, а справа один. Как будто на полянке грибы растут.

Учитель: Такое задание мы выполняли. Оля, как можно еще?

Оля: Один слева, один справа, а один посредине.

Учитель: Правильно.

5.      Кто может рассказать, как можно получить число 3? Как можно составить число 3? Из каких чисел можно составить число 3?Руслан, ответь, но руки вынь из кармана. (Руслан дает верный ответ.) Еще раз повторим. Юра, пожалуйста. Если затрудняешься,то на предметах покажи. (Юра, отвечает верно.)

Уберите все предметы. Коробочки закройте, положите слева. (Прошло 18 минут урока.)

II.      Физкультурная минутка.

Учитель: Все встали, вышли из-за стола. Встали смирно. Что это значит?

Дети: Встали прямо. Спинку выпрямили.

Каждый день по утрам делаем зарядку,

Очень нравится нам весело шагать,

Приседать и вставать, прыгать и скакать.

(Дети выполняют упражнения.)

Закончили. Тихо сели за парты.

III.     Работа с иллюстрацией учебника.

Учитель: Откройте книгу там, где закладка. Рассмотрите рисунок, который надо было посмотреть дома (рис. 4). Рассмотрим фигуры, изображенные справа наверху. Узнали фигуры?

Вова, работай с нужным рисунком.

Дети: Это треугольники.

Учитель: Сколько их? (Три.)

Они все одинаковые? (Нет, не одинаковые.)

А почему все фигуры мы назвали треугольниками?

Дети: Потому что у них у всех по три угла.

Учитель: Сколько сторон у треугольника?

Дети: Три стороны.

Учитель: Внизу подсказка.

Дети: Три счетные палочки, а из них треугольники сделали.

Учитель: Три палочки и три точки. Три точки — это три вершины. Из счетных палочек составлен треугольник.

Методы: работа с учебником, контролирующая беседа.

IV.    Работа над новым материалом.

Учитель: У нас сейчас очень серьезное задание. Начинаем работать. Найдите рисунок (рис. 5). Что изображено слева?

53

Дети: Один квадратик.

Учитель: Цифра под ним?

Дети: Цифра 1. Потом два квадратика.

Учитель: Это в середине. Посмотрите цифру!

Дети: Цифра 2.

Учитель: Вспомнили, как она пишется? Сдвигаем руки правее.

Дети: Три квадратика и под ними цифра 3.

Учитель: Какое количество квадратиков здесь самое большое?

Дети: Три.

Учитель: Самое большое число?

Дети: Тоже три.

Учитель Самое маленькое количество квадратиков?

Дети: Один.

Учитель: Самое маленькое число?

Дети: Тоже один.

Учитель: Составьте выражение со словом «больше». Поднимите руку. Юра.'

Юра: Три больше двух.

Учитель: Составьте еще выражение со словом «больше».

Оля: Три больше одного.

Аня: Два больше одного.

Учитель: Теперь со словом «меньше».

Вова: Один меньше трех.

Света: Три меньше четырех.

Руслан: Два меньше трех.

Саша: Один меньше двух.

Методы: самостоятельная работа по инструкции с использованием наглядных средств (иллюстрации учебника).

Учитель: Теперь рассмотрите рисунок ниже (рис. 6).

Дети: Сначала три квадратика, потом два, а потом один.

Учитель: Теперь будем читать, что написано под рисунком. Рисунок вам подскажет. Наташа читает вслух.

Наташа: Три больше двух.

Учитель: Как пишется знак больше? Посмотрите внимательно!

Дети: Первая, третья и пятая точки.

Учитель: Теперь все хором читаем.

Дети: Три больше двух.

Учитель: Какая буква пишется также?

Дети: Буква «О».

Учитель: Теперь все сдвигаем руки вправо. Читаем выражение.

Дети: Два больше одного.

Учитель: Опять рисунок из квадратиков помог. Закрыли учебник. Убрали его в парту. Принесите коробочки и сложите в шкаф. (Все дети сами относят в шкаф свою коробочку.) Пустые паровозы должны пропускать груженые. Груженые паровозы идут по правой стороне вдоль доски. Поставь коробочку и отправляйся на свой путь. (Дети гудят, пыхтят, подражая паровозам, они очень довольны.)

Методы: объяснение с элементами беседы, наблюдение с использованием иллюстрации учебника.

(На II, III и IV части урока ушло 17 минут.)

V. Работа в тетради.

Учитель: Успокоились! Достали приборы и листочки. Нашли строчку, где писали вчера. Одну строчку пропустите, чтобы было видно, что сегодня новая работа. (Дети еще не умеют датировать работу.) Мы умеем писать три цифры. Какие?

Дети: 1,2,3.

Учитель: Какими точками пишется цифровой знак? (3, 4, 5 и 6.) После цифрового знака какие точки надо наколоть, чтобы получилась цифра 1? (Первую.)

Цифра 2? (Первую и вторую.)

Цифра 3? (Первую и четвертую.)

56

Пишем по одной строчке цифры 1, 2 и 3. Между соседними цифрами пропускаем по одной клетке. Вспомните, как надо сидеть за партой при письме?

(Дети пишут самостоятельно. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)

Методы: контролирующая беседа, затем самостоятельная работа.

VI. Подведение итогов.

Учитель: Заканчивайте работу. Ребята, чем мы занимались на уроке? Чему научились? (Дети молчат.) Чему же мы научились? С каким знаком сегодня познакомились? Наташа скажет.

Наташа: У нас был урок математики, и мы разбивали на группы три предмета, и еще мы сравнивали числа.

Учитель: Кто добавит? Аня хочет? Пожалуйста.

Аня: Мы еще составляли выражения со словом «больше» и «меньше».

Учитель: Узнали, как пишется знак больше.

Вова: Вспомнили, как писать цифры 1, 2 и 3.

Учитель: Уберите тетради. Идите на перемену.

Метод: обобщающая беседа.

Приведенные примеры показывают, что в реальном учебном процессе находят применение всевозможные комбинации описанных выше методов обучения. Именно использованием разнообразных методов и приемов обучения в различных сочетаниях друг с другом обеспечивается эффективность современного урока математики в начальных классах.

В качестве примера разберем урок из учебника 2 класса. На рассматриваемом уроке учитель должен познакомить детей с названиями компонентов и результата действия умножения. Помимо этого нового материала на уроке должно осуществляться закрепление приобретенных ранее умений решать уравнения, выполнять преобразования с мерами, решать текстовые задачи. Весь этот материал представлен в учебнике рядом упражнений. После № 161 дается наглядная запись названий чисел при умножении:

первый множитель           второй множитель

_ 8____________.____________ 4_____ =32 произведение

произведение

Характер нового материала предопределяет выбор метода его изучения. Совершенно ясно, что сообщение новой терминологии может быть дано только словесно, в форме пояснения учителя наглядной записи (образца, который дан в книге).

Далее идут упражнения на закрепление: «Первый множитель 2, второй 4. Найдите произведение. Что показывает первый множитель, второй множитель?» и т. п. (№ 162—№ 163). Они могут быть выполнены под руководством учителя методом комментированного решения.

57

Это необходимо, чтобы выяснить, всеми ли учениками правильно понято и выполнено задание.

Две простые задачи (№ 164—№ 165) могут быть предложены для самостоятельного выполнения. Решение задачи под № 166 можно связать с работой с раздаточным материалом.

Вполне самостоятельно или в форме комментируемых упражнений могут быть выполнены задания вычислительного характера (№ 168).

В ходе фронтальной беседы целесообразно проверить результаты выполнения самостоятельных работ.

Последнее упражнение: «Начерти такой четырехугольник и проведи в нем один отрезок так, чтобы образовались: а) пятиугольник и треугольник; б) квадрат и другой четырехугольник». В зависимости от уровня подготовки класса учитель или дает это для самостоятельной работы, или делает к нему дополнительные подробные указания, разъяснения (задание выполняется на пленке прибора для рельефного черчения и рисования «Школьник»).

Таким образом, уже сам подбор материала рассмотренного урока определил разнообразие не только содержания, но и методов обучения: сообщение знаний учителем, применение знаний учащихся в аналогичных условиях в ходе комментированного решения, самостоятельной работы; эвристическая беседа, связанная с разбором и наглядным решением задачи, самостоятельная работа поискового характера, сочетающаяся с практической работой при выполнении задания геометрического содержания.

Конечно, вследствие большой насыщенности материала урока, предусмотренного авторами учебника, часть заданий по своему усмотрению учитель может либо опустить, либо перенести на следующий урок, либо задать на дом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 1301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.086 с.)