Пути совершенствования методов обучения математике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути совершенствования методов обучения математике



Рассматривать пути совершенствования методов обучения математике в младших классах школ для слепых невозможно в отрыве от других компонентов методической системы, т. е. от целей, содержания, средств и организационных форм обучения.

65

Все эти компоненты тесно взаимосвязаны, а в школах для слепых каждый из них имеет свою специфику.

Проведенная нами систематизация методов обучения, как одного из компонентов методической системы, была направлена прежде всего на приведение методов в соответствие с целями обучения слепых младших школьников. Специфика целей и содержания начального курса математики в школах для слепых создает широкие возможности для целенаправленного формирования интеллектуальных и практических умений учащихся, а также для достижения общих учебно-воспитательных и коррекционных задач.

Действительно, за последнее десятилетие в ходе перестройки начального обучения произошли изменения в направленности каждого из методов в отдельности. Например, раньше объяснение строилось так, что от учащихся требовалось только правильное понимание объяснения учителя. Теперь же предпочтение должно отдаваться такой форме объяснения материала, при которой дети становятся активными участниками учебного процесса, что свидетельствует о серьезном изменении характера деятельности учащихся.

Действующая программа уделяет особое внимание активизации учебной деятельности школьников, воспитанию у детей инициативы, самостоятельности мышления, умения применять знания в разнообразных условиях и даже добывать знания в процессе обучения. Так, большое значение придается таким методам, как различные виды бесед, самостоятельные и практические работы поискового характера. Беседы в начальных классах, по возможности, строятся с элементами эвристики; самостоятельные работы связываются с решением учащимися познавательных задач, которые способствуют приобретению новых знаний (в учебниках для этого имеется соответствующий материал); наблюдения, по возможности, заменяются практическими работами, которые более полезны для развития у учащихся самостоятельности, смекалки, двигательной активности.

Как было показано выше, в процессе изучения в начальных классах такого абстрактного предмета, как математика, опора на практическую деятельность детей создает условия для осознанного овладения учебным материалом Так, использование счетных палочек в качестве простейшего счетного материала помогает учащимся осознать свойства натурального ряда чисел и действий над ними; перегибание листа бумаги, измерения, обследование геометрических фигур и т. п. помогает формировать у учащихся представления о геометрических фигурах и их свойствах.

Таким образом, изменения соотношений между методами обучения слепых младших школьников произошли и должны происходить в сторону усиления роли методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся.

Вместе с тем продолжает сохранять свое значение и репродуктивная деятельность младших школьников, связанная с воспроизведением усвоенных знаний и применением их в аналогичных условиях.

66

Проводя беседы, организуя самостоятельную работу учащихся, приходится обращаться и к однотипным упражнениям (например, при решении примеров в столбик), необходимым для формирования прочных знаний и умений. В таких педагогических ситуациях совершенствование методов обучения должно быть направлено на оптимальный отбор упражнений (и по количеству, и по содержанию) с тем, чтобы добиваться учебных целей без перегрузки учащихся.

Процесс совершенствования методов обучения не закончен. Приемы реализации методов, наиболее соответствующих целям и содержанию образования (особенно наглядных, практических и метода самостоятельных работ), еще несовершенны и неадекватны другим сторонам методической системы. Отсюда совершенствование методов должно быть направлено на их развитие с учетом принципа преемственности между методами, программными требованиями к знаниям и умениям учащихся, использования на уроках математики специальных средств обучения, а также с учетом факторов, влияющих на учебно-воспитательный процесс и коррекционную работу в начальных классах школы для слепых.

Обучение математике в начальных классах предполагает целенаправленное и систематическое влияние на эмоциональную и волевую сферу личности ребенка, на воспитание у незрячих таких черт личности, как активность, инициативность, самостоятельность, элементы самокритичности (самоконтроль), творческих способностей. Изменение соотношений между методами в сторону усиления роли самостоятельных и практических работ, организации различных наблюдений неразрывно связано с решением этих задач.

Действительно, всякая подлинно самостоятельная работа всегда требует определенного, а иногда значительного, волевого усилия для решения детьми поставленных перед ними проблем и преодоления возникающих при этом трудностей. Она всегда также связана с необходимостью планирования своей деятельности и осуществления в ходе работы самоконтроля. При этом по ходу работы ребенок с необходимостью должен осмысливать и переоценивать как намеченный им самим план, так и каждый шаг его выполнения. Это лежит в основе формирования у учащихся способностей к критической и самокритической оценке результатов предметно-практической и умственной деятельности.

Задача воспитания в процессе обучения решается на основе совершенствования всей методической системы начального обучения в целом. И методы обучения играют здесь особенно важную роль. Это объясняется прежде всего тем, что в учебном процессе именно методы обучения определяют взаимодействие учителя и учащихся. От выбора методов во многом зависит, как именно, в каком направлении, в какой мере проявится воспитывающее влияние на каждого ученика как личности самого учителя, так и заложенного в учебниках материала.

67

В частности, изменение соотношения между методами объяснения (рассказа) учителя, беседы и самостоятельной работы детей в сторону увеличения удельного веса последних создает лучшие условия для установления непосредственного контакта между учителем и учащимися. При этом учитель получает больше возможности не только непосредственно направлять умственную и практическую деятельность учащихся, но и оказывать целесообразное воздействие на эмоциональную сферу личности слепого ребенка.

Рассказ, различные виды беседы целесообразно применять при фронтальной форме обучения, т. е. когда под руководством учителя все дети участвуют в общей для всех учебной работе. Если класс достаточно подготовлен, то следует отдать предпочтение не индивидуальной, а групповой форме проведения практической работы.

То же самое можно сказать и о приемах обучения. При общеклассной форме работы шире используются алгоритмы, инструкции, а при индивидуальной форме эффективнее оказывается прием обучения практическим действиям посредством непосредственного их выполнения руками ученика (конечно, это не исключает и различных словесных указаний).

В начальных классах в настоящее время сформировался урок, который резко отличается от типов уроков, имевших место прежде. Сейчас, например, в младших классах уже почти не встретишь в чистом виде урока сообщения новых знаний или урока повторения. Тот вывод из исследований психологов, что сообщение новых знаний — только первый шаг в овладении этими знаниями и что полноценное их усвоение может быть достигнуто только в процессе самостоятельного применения этих знаний учащимися (Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская и др.), обусловил целесообразность и нового построения процесса обучения.

В соответствии с современной методикой новый материал вводится не на одном уроке (т. е. не концентрированно). Это дает возможность систематически упражнять учащихся в применении знаний в разнообразных условиях. Отсюда, каждый урок связывается с решением не одной, а нескольких частных дидактических задач, что приводит к иному, чем ранее, отбору и соотношению методов, применяемых на уроках. Чаще всего современный урок в младших классах характеризуется использованием разнообразных методов в различных сочетаниях друг с другом.

Говоря о специфических формах обучения, надо отметить, что в школах для слепых это выражается в том, что устные формы работ преобладают над письменными, большое внимание уделяется индивидуальной и групповой работе с учащимися, закреплению изучаемого материала и т. д.

Цензовость образования, получаемого слепыми, предполагает овладение ими такими знаниями, умениями и навыками, которые формируются у зрячих детей (например, знание свойств натурального ряда чисел, умение решать предусмотренные программой задачи, навыки устного счета).

68

Вместе с тем у незрячих учащихся необходимо формировать и такие знания и умения, в которых дети, обучающиеся в массовых школах, не испытывают нужды. Так, у слепых детей вырабатывается умение пользоваться осязанием как средством познания разнообразных предметов и их свойств, формируются навыки чтения по Брайлю математической литературы и т. п.— все это предполагает специальную организацию процессов преподавания и учения. Последнее также отражается на выборе методов обучения и нуждается в совершенствовании.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.192.55 (0.012 с.)