Как управлять корпоративным племенем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как управлять корпоративным племенем



Даниэль Браун Итске Крамер

Как управлять корпоративным племенем

 

 

http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=53352311&lfrom=25665073

«Как управлять корпоративным племенем: Прикладная антропология для топ‑менеджера»:

ISBN 9785961435160

Аннотация

 

Лидеры компаний по всему миру сотни лет задаются одними и теми же вопросами. Как уменьшить трения во взаимодействии команд, отделов и сотрудников? Почему так много людей ненавидят свою работу? Почему компании увязают в правилах и регламентах? Почему перемены даются так тяжело? И почему сотрудники не желают брать на себя ответственность? На все эти вопросы отвечают Даниэль Браун и Итске Крамер – корпоративные антропологи, которые объездили весь мир, чтобы изучить лучшие культурные практики разных народов и использовать их в контексте построения и развития организаций.

В первой книге «Корпоративное племя» авторы рассказали о корпоративной антропологии как уникальном подходе в работе с корпоративной культурой. Новая книга дает практические советы о том, как изменить культуру компании, и предлагает алгоритмы проведения встреч, развивающих культуру лидерства.

Авторы предлагают взглянуть на организации как на живые племена с вождями, на корпоративную культуру – как на совокупность мифов и преданий, на процедуры – как на обычаи. Книга научит использовать мудрость древних народов, чтобы разрешать дилеммы, противоречия и конфликты, слушать голос меньшинства, не бояться принимать важные решения и заботиться о том, чтобы за ними следовали реальные поступки.

 

Итске Крамер, Даниэль Браун

Предисловие

К русскоязычному изданию

 

Книга, которую вы, уважаемый читатель, держите в руках, – долгожданная, трудовая, знаменательная.

Долгожданная – потому что после выхода в 2018 г. на русском языке «Корпоративного племени»[1] – первой книги по корпоративной антропологии (в 2016 г. она была признана в Нидерландах «Книгой года по менеджменту») мы многое сделали для развития темы корпоративной антропологии в России. И в процессе проб у нас и у наших клиентов возник запрос на понимание практик культурной трансформации.

«Мы» – это голландская часть нашего партнерства: один из авторов книги – Итске Крамер, руководитель компании Human Dimensions, глубокая и искрометная Итске, уже несколько раз побывавшая в России за последние три года. И «мы» – российская часть партнерства: компания «Тренинг‑Бутик». Компания, которая с 2008 года разрабатывает и реализует системные проекты по трансформации корпоративной культуры – как вместе с клиентами, так и в своей компании (смеем надеяться, что мы «сапожники с сапогами»).

Почему корпоративная антропология? Имея большой опыт системного описания и измерения корпоративной культуры[2], мы постоянно сталкивались с тем, что феноменологический уровень исследования корпоративной культуры – наблюдения и описания – не менее (а порой более) важен, чем любая типология или таблица с данными измерений. Одна деталь, например жестко затянутый узел галстука у первого лица и всех сотрудников мужского пола в компании, может сказать о ее культуре больше, чем все количественные данные, вместе взятые. И этим искусством «видеть паттерны» лучше всех в мире владеют именно культурные антропологи, уже двести лет изучающие жизнь племен на всей планете. Их современное продолжение – антропологи корпоративные, привносящие эти компетенции в жизнь организаций (в американских источниках можно встретить вариант «бизнес‑антропология», включающий методы работы с субкультурами как сотрудников, так и потребителей).

И вот, достигнув определенного искусства в наблюдении и интерпретации, мы вместе с нашими клиентами все чаще задавались вопросом: а как? Как перейти от фазы погружения в культуру и ее описания к фазе трансформации? Какие практики – а культура живет и проявляет себя через практики и привычки – помогают компаниям «прочищать трубы» и «жить в переходе» (лиминальной фазе)? Сегодня на российском рынке уже созрел запрос на практики работы с пространствами, ритмами, встречами, расставаниями, символами и историями. Фокус внимания смещается с концепций на ежедневную практику, позволяет интегрировать исследование и трансформацию.

Эта книга отвечает на вопрос о корпоративно‑антропологическом инструментарии трансформации: как изменить культуру компании? Как это сделать через практики совместности (со‑в‑местности)?

Книга эта – трудовая: русский перевод ее вновь опережает английскую версию. Мы благодарны издательству «Альпина» за принятый вызов: перевод с голландского. Задача оказалась нелегкой, результат – перед вами.

В процессе издания книги мы успели бóльшую часть практик, изложенных в ней, проверить на себе (то есть на компании «Тренинг‑Бутик»). И можем ответственно сказать: это работает. В формате костровых практик мы обсуждаем важнейшие для компании проекты. Мы на собственном примере прочувствовали, что каждая из них требует адаптации. Как перейти из обыденного времени в волшебное, где возможен честный глубокий разговор? Как выбрать для обсуждения вождя, если за проект отвечает команда?

Теперь ваша очередь. Что из предложенных практик подойдет для вашей компании? Каков будет сценарий костра для конкретной ситуации? Мы будем рады любой обратной связи о том, как эти практики сработали для вас (пишите нам на aa@tboutique.ru). А мы будем рады поделиться международным и российским опытом организации и проведения разговоров у костра.

Книга эта – знаменательная. Она знаменует собой эпоху разговоров у костра. Таких близких и понятных нашей культуре. Таких востребованных: дефицит искренних и уважительных разговоров в российских компаниях огромен. Совещания в российских компаниях слишком часто превращаются в одностороннее «вещание» выступающего. В этой книге вы найдете девять конкретных техник с опорой на вековой опыт культуры: принятие решений с учетом мнения меньшинства, взаимоотношения с конкурентами и клиентами, практики работы с изменениями, инновациями и конфликтами, принесение извинений за собственные ошибки и прощание с важными людьми.

Мы благодарим наших голландских партнеров за вклад в развитие российского кадрового рынка, издательство – за развитие темы корпоративной антропологии, сотрудников и клиентов «Тренинг‑Бутика» – за внимание к культурному коду своих компаний и готовность быть пионерами в становлении нового для России направления.

И вас, уважаемый читатель, за то, что вы открыли эту книгу и прочитали предисловие до конца.

Наш разговор у костра начинается…

 

Арсентий Аникеев, Владимир Данкин, Марк Кукушкин

компания «Тренинг‑Бутик»

 

 

Предисловие

Лучшие культурные практики

 

Даниэль Браун и Итске Крамер – корпоративные антропологи. Они путешествуют по миру, чтобы выяснить то, что мы, возможно, уже знаем. Они постоянно ищут мудрость, которой могут воспользоваться организации, желающие стать сильными племенами.

Они стремятся превратить организации в ценящие разнообразие и адекватно реагирующие на изменения племена. Работая с различными организациями и предпринимателями в Академии организационной культуры (Даниэль) и компании Human Dimensions (Итске), они поняли, что все сталкиваются с одними и теми же организационными вопросами. Эти постоянно актуальные темы стоят на повестке дня веками. Как прийти к верным окончательным решениям, дающим каждому почувствовать, что его мнение услышано? Как извиниться? Как осуществить успешное слияние? Как улучшить продажи и упрочить отношения с клиентами? Как проводить в жизнь изменения? Как оставаться лидером и постоянно опережать конкурентов? Отвечая на эти вопросы, Даниэль и Итске искали наилучшие практики, позволяющие решить эти общечеловеческие проблемы, при этом уделяя основное внимание вовсе не организациям, а разнообразным культурным традициям народов всего мира.

В своих исследованиях они прошерстили интернет, прочитали массу книг и статей, посетили (иногда по отдельности, иногда вместе) различные уголки мира, наблюдая и изучая способы ведения диалога, обряды и повседневную жизнь. Ради этой книги они побывали в Иране, Великобритании, Индонезии и США, а также взяли и проанализировали массу формальных и неформальных интервью во многих других странах – и постоянно размышляли, как применить эту мудрость к повседневной деятельности бизнес‑организаций. Поиск и сбор этих прекрасных историй был безумно интересным, поучительным, противоречивым и творческим процессом. Порой люди и истории приходили к исследователям сами, а иногда им приходилось изыскивать правильный подход, чтобы встретить нужную историю, или даже вступать в брак. И не всегда эти попытки оказывались успешными.

 

Одни истории приходят к вам сами…

Даниэль отправилась на Суматру, чтобы научиться у батаков, ранее бывших охотниками за головами, как создать сильное, гордое, конкурентоспособное племя.

«Мне казалось, найти человека, который помог бы провести параллели между древней традицией каннибализма и повседневной жизнью организаций, будет нелегко. Однако в первый же день в гостинице за завтраком перед моим столиком возникла госпожа Тобинг – как из ниоткуда! Старая госпожа Тобинг, владелица гостиницы, оказалась внучкой последнего короля батаков.

Она с удовольствием отвечала на вопросы интервью и без устали рассказывала о гордости своего народа, о древних королях батаков и о том, как в детстве однажды попробовала кусочек человеческого мяса: “Ох, всё так преувеличивают”. И о том, как создать прибыльный отель, основываясь на ценностях и нормах батаков, и о том, почему надо повесить над кассой собственный портрет. А еще о том, как перехитрить конкурентов».

 

…а другие не хотят быть рассказанными

Итске отправилась в египетскую Синайскую пустыню. Чтобы узнать, как люди справляются с конфликтами, она хотела услышать истории бедуинов о лидерстве и принятии решений, но найти нужную историю никак не удавались – было понятно, что она не желала быть рассказанной.

«Синайская пустыня – это скалы и песчаные просторы всех оттенков желтого и красного, воздух вибрирует от жары, и лишь иногда раздается вороний крик. Мы разбили лагерь на равнине: два верблюда, два бедуина, проводник‑нидерландец и я. Один из бедуинов был сыном местного шейха. Я слышала, что этот шейх был настолько хорошим посредником, что за советом к нему обращались даже другие племена. Из этого могут получиться замечательные разговоры и идеи для обсуждения у костра, думала я. Но все пошло иначе. Мелкое происшествие позволило мне много узнать о ранимости, силе воли, значительности крошечных факторов, одиночестве, единстве и взаимодействии человека и природы. И как раз эта история хотела быть рассказанной…

Однажды днем я было задремала, но с криком проснулась: дабур, восточный шершень, ужалил меня в мизинец ноги. Мне еще никогда в жизни не было так больно. Все сразу бросились помогать: один прижигал место укуса и заматывал ногу тканью, пропитанной лимонным соком, другой побежал в пустыню искать лечебную траву, чтобы напоить меня ее отваром и промыть палец. Несмотря на все старания, жгучая боль не прекращалась, и говорили мы у костра не о лидерстве и решениях, а о целебных травах и о том, что природа располагает всем, чтобы создать вам проблемы, а также всем, чтобы их решить.

В первый день опухоли не было, но на следующий день нога распухла. Нам пришлось возвращаться. Оставаться дольше было невозможно, вода заканчивалась. Обратный путь означал более часа пешком по скалистой и труднопроходимой горной тропе. Я еле‑еле натянула ботинок на распухшую ногу. Пришлось идти и глубоко дышать. Великолепие природы, усиливающаяся жара, жужжание насекомых… Под звук дребезжания кастрюль, навьюченных на верблюдов, которые, как и мы, осторожно взбирались по петляющей тропинке, я ковыляла дальше: если другого пути нет, нужно преодолевать трудности. Когда мы очутились в соседней долине, нога распухла еще сильнее. Как я мечтала о ледяном компрессе и гамаке! Но ничего подобного, предстояло еще несколько часов ехать на верблюде. С все большим трепетом я смотрела на окружающие нас горы и скалы – и никаких историй о шейхах, лишь мысли о последствиях незначительного действия крошечного насекомого.

По пути бедуины показывали мне деревца и низкорослые травы, рассказывали об их названиях и назначении. Я ничего не запомнила, ведь у меня не было возможности применить эти знания на практике, так что мои уши ничего не услышали. Но я осознала, сколько прекрасных историй, мудрости и идей мы пропускаем мимо ушей в организациях, потому что не готовы их услышать или потому что ищем что‑то другое.

Вернувшись из пустыни, я устроилась в гамаке у тростниковой хижины на пляже. Нога покраснела и распухла. Я чувствовала себя слабой и одинокой и в то же время ощущала глубокое единение с этой страной и людьми. Со всех сторон я получала помощь: кубики льда – компресс на ногу, интернет, чтобы узнать больше об укусах насекомых и аллергии; кто‑то даже поехал за двадцать километров в аптеку за хорошей мазью. Такое незначительное действие способно породить совместный поиск решения и ощущение сплоченности, новые знакомства – это необыкновенно.

Я попрощалась с Синаем. Мне придется вернуться сюда за историями о шейхах, лидерстве и принятии решений, однако я очень ценю то понимание, которое обрела благодаря вмешательству одного дабура, а еще единение, которое ощутила с чужеземцами, и глубокое понимание: рассказ, который ты ищешь, не всегда хочет, чтобы его нашли. Истории не позволяют себя найти, они приходят сами. Если ты готов их услышать…»

 

 

Как читать эту книгу

 

Из части 1 вы сможете узнать, какие рычаги можно задействовать, чтобы создать живое племя. Изученные антропологией закономерности демонстрируют, как лидеры и сотрудники, играя свои роли, формируют сильные и здоровые племена. В части 2 вы прочитаете о темах, важных для каждой организации. Мы излагаем их в виде разговоров у костра, с общением на конкретные темы и захватывающими красочными рассказами. Это практические советы, пошаговые планы и модели разговоров, пронизанных мудростью мира и легко применимых для лидеров и членов племени. Первая часть дает вам справочную информацию для понимания уроков и практических советов из второй части и их стратегического применения. Читайте эту книгу с начала до конца или как вам захочется. Поражайтесь и восхищайтесь. Мы надеемся, что сможем превратить организации и компании в живые сообщества, где люди имеют значение, а различия приветствуются.

Люди – приматы и издревле живут в племенах: группах, где мы чувствуем себя как дома, которые нас защищают и по отношению к которым мы можем проявлять лояльность. Мы нужны друг другу для жизни. Люди не одиночки: мы сотрудничаем, влюбляемся и ссоримся, и так было всегда. Когда люди живут и работают вместе, возникает культура, а она, в свою очередь, формирует образ мышления и поведение людей. Создавать племена, живые организации означает достигать гармоничного сочетания власти и любви, силы и единства. В центре внимания оказывается обретение ясного видения и открытости к различиям, объединения в одно целое людей, которые верят в одно и то же, при этом имея различные подходы к достижению цели. Мы хотим вести насыщенные диалоги и участвовать в жарких дискуссиях. Мы переходим от покоя к активности и от тьмы к свету. Племена возникают благодаря отношениям между людьми. Их взаимосвязь рождается в общении, обсуждении, отговорках, сплетнях, ссорах, переговорах, договоренностях… все это столь же старо, как само человечество. Из коммуникации, диалога и дискуссий рождается единство.

А основная обязанность лидера – это принятие решений, сочинение и рассказ историй.

Доброго вам пути.

 

Итске Крамер,

Даниэль Браун

 

 

Введение

 

Почему так много людей не хотят ходить на работу? Почему компании настолько часто увязают в правилах и регламентах? Как расшевелить закосневшую организацию? Как вести себя со сторонними людьми и клиентами, жаждущими участвовать во всех обсуждениях?

Как уменьшить трения во взаимодействии команд, отделов и работников? Почему руководителей так часто критикуют? И почему все постоянно ворчат по поводу пассивности сотрудников, не желающих брать на себя ответственность и проявлять лидерские качества?

Это лишь часть вопросов, которые нас занимали, ведь именно с ними к нам обращались клиенты. Поэтому мы, авторы, каждая в своей компании, хотели создать как можно более красивое и сильное племя. Но как создать здоровое племя с хорошими взаимоотношениями, четкой целью, ясными вспомогательными процессами, приятной рабочей атмосферой, влиятельное и коммерчески успешное?

Мы убеждены, что люди на протяжении своей истории уже не раз сталкивались со всеми этими проблемами и находили бесчисленное множество решений. Поэтому мы знаем: новых решений выдумывать не нужно. Мы отправились искать то, что люди уже знали, – антропологические закономерности, помогающие людям создавать племена. Мы общались, читали, думали, путешествовали, пробовали и снова пробовали. Мы искали наилучшие практики племен.

В этой части мы описываем суть того, что нашли. Исчерпывающие ли это знания? Наверняка нет.

Возможны ли другие идеи? Наверняка да. Все ли из того, что придумывают люди, хорошо? Черт, нет… и мы видели традиции, политические режимы и безумные обычаи, бросающие в дрожь. Конечно, мы не знаем, как устроено всё. Но мы нашли несколько важных ответов на вопрос, как люди создают племена. Мы надеемся, что эти наши ответы вдохновят вас на то, чтобы рассказывать собственные истории и создавать здоровые организации.

 

Сильные племена

Успешные племена знают, как разрешать дилеммы, противоречия и конфликты. Они создают ситуации, в которых ведутся по‑настоящему важные разговоры, зарождается и развивается диалог в племени. Те моменты, когда все делятся историями, мифами и идеями. Такие племена задействуют мудрость коллектива, слушают голос меньшинства, осмеливаются принимать решения и заботятся о том, чтобы за этим следовали поступки. Они ведут диалог, не пугаются противоречий и мужественных решений. Они пользуются силой огня, разжигая костры. Они задействуют голоса меньшинства, чтобы наладить горизонтальное взаимодействие братьев и сестер, коллег и единомышленников, а также вертикальную коммуникацию – например, между родителями и детьми или руководителями и сотрудниками. Успешное племя вырабатывает четкий процесс принятия решений: каждый знает, кто о чем говорит, и все это подкрепляется ясными рабочими процессами и системами. И каждое племя по‑своему выражает все это в конкретном поведении и договоренностях.

 

 

1

Сущность племени

 

Чувство костра, пещера и охота на буйволов. Каждое утро просыпаться и отправляться добывать еду: собирать орехи, ловить оленей. По вечерам рассказывать истории, ссориться и влюбляться. Засыпать на заходе солнца, вставать на заре. Улаживать споры с соседями. Пытаться защититься от холода. Человек 50 000 лет назад предположительно был так же разумен, как и сейчас, жил в совершенно других обстоятельствах и делал то, что делаем и мы: создавал племена.

Вы когда‑либо смотрели на организацию как на племя? Мы – да. Организация – это живое целое, в ней есть центральные площади и ратуши (конференц‑залы и переговорные), переулки и бары, где и ведутся настоящие разговоры (курилки и кофемашины), вожди (лидеры[3]), старейшины (старожилы организации и авторитетные эксперты), охотники (продавцы и маркетологи), шаманы (ИТ, отдел кадров, менеджеры по инновациям, консультанты) и собиратели (штатные сотрудники, которые решают основные задачи организации). Племена постоянно видоизменяются, проявляются в общих историях и возникают в диалоге. Мы понимаем племя не как сумму индивидуумов, а как совокупность отношений, хороших или не очень. Договоренности о том, как воспринимать друг друга, время, пространство и богов, мы называем культурой. С этой точки зрения можно смотреть на организацию как на живой организм, внутри которого действуют и взаимодействуют люди.

 

Люди объединяются в племена

 

Во всех уголках мира люди объединяются в группы, в племена. С незапамятных времен мы рождаемся в племенах. Мы приходим в этот мир и вливаемся в группу родственников, постепенно усваивая, что такое «правильно» и «неправильно». Благодаря этому весь окружающий нас мир становится управляемым, логичным и осмысленным. Люди по сути своей – приматы, живущие группами. Сильные племена – это не только прочное целое единомышленников, но и открытая система, заинтересованная в разнообразии, которое препятствует «кристаллизации» и гарантирует развитие. Люди образуют сильные племена, взаимодействуя и контактируя друг с другом. Для большинства проблем и задач человек за свою многовековую историю уже нашел разнообразные решения.

Автор прекрасной книги «Sapiens» Юваль Ной Харари (Yuval Noah Harari) фантастически раскладывает по полочкам историю человечества. Где‑то 70 000 лет назад животный вид Homo sapiens начал формировать сложную структуру общества, творить культуру, создавать племена. Харари показывает, как ход истории определили три важные революции: когнитивная, аграрная и научная. Здесь мы кратко перескажем историю, описанную Харари. Рекомендуем вам прочитать его книгу – она даст более подробную информацию и поможет углубить понимание вопроса. В конце этой главы вы поймете, почему для создания современных организаций необходимо совершить путешествие в настолько далекое прошлое.

 

Огонь

 

Люди долгое время были аутсайдерами саванны. Миллионы лет человекообразные охотились на маленьких животных и собирали что могли, а в это время на них самих нападали крупные хищники. Лишь в последние 100 000 лет человек смог пробиться к вершине пищевой цепочки. Решающим шагом стало приручение огня. Он стал надежным источником света и тепла и смертельным оружием против хищников. С его помощью человек смог готовить, так что основой его питания стали растения, которые нельзя употреблять в сыром виде (пшеница, рис, картофель). Огонь дал власть над другими животными, несмотря на то что человек был меньше их и физически слабее.

 

Охотники и собиратели

 

Наши предки, жившие от 70 000 до 30 000 лет назад, имели приблизительно такие же когнитивные способности, как мы сейчас. Еще 10 000 лет назад они вели жизнь кочевников – охотников и собирателей. К сожалению, об этом периоде нам мало что известно. Письменных источников не существует, а большинство инструментов тогда были деревянными и не дошли до наших дней. Мы можем реконструировать образ своих предков, проводя антропологический анализ современных народов‑собирателей, но тут надо быть осторожными и не делать глобальных выводов. Скорее всего, существовали различные типы племен, и у каждого были собственные мифы, привычки и традиции. А возможно, еще и знаменитые музыканты, завоеватели и философы. Мы этого никогда не узнаем.

Судя по той разрозненной информации, которой мы обладаем, можно только предположить, что на раннем этапе племена представляли собой родственные группы. Они сражались с другими группами за средства к существованию, а с некоторыми устанавливали дружеские связи, обмениваясь членами групп и вещами, образовывая альянсы и проводя совместные ритуалы. Однако большую часть времени люди проводили в собственной группе, состоящей из родственников и друзей, скитаясь в поисках пищи. Часто они месяцами не видели чужих. Внутриплеменные взаимоотношения имели огромную важность. Такую же, как знание природы, по которой эти племена скитались. Природу наши предки одушевляли. Если бы мы могли их спросить, они бы рассказали, что каждое место, животное, растение и объект обладает сознанием и что люди напрямую могут общаться с ними с помощью разговора, танца, пения и ритуалов.

Люди являются частью природы, а не возвышаются над ней. Между людьми и другими существами нет границ, как нет надо всем миром и богов, управляющих им. Этот анимистический способ жизни и взгляда на нее и сейчас часто еще встречается в различных уголках мира.

 

Анимизм

На Бали каждый день приносят жертвы духам и деревьям, водопроводам, магазинам и автомобилям. В Суринаме не выходят в лес, не испросив у его духов разрешения при помощи соответствующего ритуала. Аборигены общаются во сне с духами воды, земли и воздуха. На Гаити наливают немножко растительного масла на банкноты, чтобы капитал приумножился. А у нас… некоторые родители надевают своему ребенку браслетик на счастье или дают с собой талисман на экзамен в школу.

 

 

Ритм жизни

Когда группы переросли размер 150 человек, нам понадобилась письменность, помогающая делиться знанием и формировать коллективную память. Но буквы не помогают ощущать связь с другими, а для племенного родства это необходимо. И тут племена нашли фантастическое решение – музыку!

Музыка существовала в нашем мире везде и всегда. Она создает ритм и затрагивает самые глубинные струны в человеке. Она вызывает сильные эмоции и воспоминания; слушая ее, можно ощутить более глубокую связь с самим собой и с другими. Исследование Кэтлин Вермке (Kathleen Wermke) показывает, что люди обладают особым музыкальным инстинктом; плач малышей во всех странах мира имеет примерно одинаковый музыкальный интервал: «мамааа». Музыка – это вибрация. Это энергия, которую чувствуешь во всем теле. Более того, она объединяет нас на гормональном уровне.

Что вы обычно делаете, оказавшись дома одни? Включаете музыку. Музыка дает нам почувствовать, что мы вместе, уменьшает чувство одиночества. Она дает ощущение единства, которое требуется нам для хорошего самочувствия. Сильнее всего это единство ощущается в физическом контакте. Когда мы прикасаемся к другому человеку, у нас синтезируется гормон любви – окситоцин. Однако целый ряд исследований показывает: когда мы поем в хоре, количество окситоцина у нас в организме удваивается. Музыка порождает в нас ощущение братства. Умные племена этим пользуются. Вспомните рекламу, в которой звучат известные мелодии. Бодрящую или, наоборот, расслабляющую музыку на мероприятиях и в залах ожидания. Музыка содержит эмоции и вызывает их. В политике, спорте, на музыкальном фестивале… а значит, и в организациях.

 

 

Тайные слабости племени

 

Если поместить группу людей в замкнутое пространство, там сама по себе не возникнет демократическая система со сменным руководством, прозрачным обменом информацией и постоянным любопытством к другим способам видения и мышления. Мы видим это в компаниях клиентов, собственных организациях и вечерних новостях. Чтобы создать открытые культуры, инклюзивные культуры, необходимо безумно много совместно работать: формулировать различия, учиться чувствовать себя комфортно, если чего‑то не знаешь, отставлять свое эго в сторону, быть готовым проникнуться словами другого и преодолевать страх изменений. Для нас работа в кластерах – это прекрасный идеал, чудесный маяк на горизонте, к которому мы изо всех сил стремимся, но… мы не птицы, мы – обезьяны. А обезьяна всегда стремится стать «царем горы» и захватить территорию[4].

Большинство людей, с которыми мы общались, говорят, что с удовольствием работали бы в открытой инклюзивной рабочей культуре, где любого оценивают по достоинству, востребованы таланты, бесконечные собрания заменены реальными обсуждениями, а решения принимают те, кому предстоит их реализовать. Сходные пожелания и идеалы мы находим в бесчисленных статьях и обзорах основных ценностей. Вся литература, посвященная менеджменту и современной организации, описывает или пропагандирует открытые системы с рациональным принятием решений, отходом от милитаристских вертикальных структур и закрытых систем, где знание – это сила.

Итак, если все хотят одного и того же и имеются необходимые технологии, почему же мы зачастую сталкиваемся совсем с другим – местничеством, навешиванием ярлыков, злоупотреблениями, сложными системами подчинения, избеганием актуальных вопросов, взаимной «ловлей блох», двойственностью политики и сплетнями в коридоре? Вот наш ответ на этот вопрос: наша племенная кровь просачивается даже там, где течи быть не должно. Мы действительно хотим сотрудничать без препятствий в виде эго и других племенных потребностей, но пока еще не очень хорошо это умеем. Но считая, что должны это уметь, мы превращаем свои базовые человеческие и антропологические потребности в табу; мы назвали это скрытыми потребностями племени, племенными грешками. И, возможно, в самой‑самой глубине души очень многие из нас вообще‑то совсем не хотят всех этих современных форм сосуществования и сотрудничества. Во всяком случае каждый день и во всех сферах жизни.

 

Наш племенной мозг

 

В разговоре и на совещаниях мы часто делаем вид, что способны действовать совершенно рационально и независимо от наших многовековых племенных потребностей. Обдуманно и разумно, руководствуясь ясными аргументами. Вот вам новость: всё совсем не так!

Люди работают на крупных предприятиях – в офисах и на фабриках – только последние 200 лет. Интенсивно общаться друг с другом на расстоянии мы можем всего несколько десятилетий. Это всего лишь мгновение в сравнении с тем временем, когда мы могли контактировать лишь через кровь, пот и слезы. Хотя наш мозг увеличился в ходе эволюции, эволюционные психологи считают, что наши реакции по‑прежнему обусловлены многовековыми привычками и предпочтениями человечества. На основании собственного опыта мы утверждаем: если принять эти племенные потребности в мышлении и действиях как факт, то они перестанут сбивать нас с толку. Из племенных грешков, запретного плода они превратятся в потребности, с которыми мы должны считаться, чтобы хорошо функционировать. Поэтому мы рассматриваем вопрос с точки зрения биоантропологии, желая знать не только свои скрытые потребности, но и то, откуда они взялись. Если вы хотите изучить этот вопрос более детально, рекомендуем книгу «Племенное воображение» антрополога Робина Фокса.

В ходе человеческой истории наш мозг, к счастью, увеличивался по мере происходящих изменений. Только не так быстро, как нам бы хотелось; кроме того, с развитием новых функций мозга старые не отмирали. Так, например, реакции на стресс и потребность в калорийной пище укоренены в очень древних частях мозга. И при образовании новой группы, как бы современно ни выглядело наше офисное здание, мы, не успев заметить, будем думать и действовать, руководствуясь нашим мозгом охотника и собирателя.

Как устроен этот мозг в целом? Для простоты мы делим его сложное устройство на три части. Первая – это первобытный мозг, самая старая часть мозга. Она расположена в стволовой части. Тут находится наша интуиция и движущие мотивы. Первобытный мозг, часто называемый рептильным, отвечает за первичные телесные функции и механизм выживания. В нем заключена основа нашей жизненной силы и чувства счастья. Над ним находится лимбическая система, называемая также мозгом млекопитающих или средним мозгом. Здесь находятся наши эмоциональные реакции. Лимбическая система позволяет образовывать эмоциональные связи с другими людьми и с миром вокруг нас, поэтому мы говорим о ней как о племенном мозге. Он управляет нашими импульсами, когда речь идет об образовании групп, лидерстве, признании, желаниях и эмоциях. И наконец, есть кора головного мозга, называемая рациональным мозгом. Здесь осуществляются логические процессы: суждение, анализ, интерпретация, планирование, формируется речь и организация. Наличие коры головного мозга отличает нас от остальных животных.

Когда речь идет о человеческих импульсах и потребностях, прежде рационального активизируется наш племенной мозг. Следовательно, когда отношения становятся напряженными, когда мы можем или не можем объединиться с группой, нами управляют скорее племенные потребности, а не осознанное, рациональное мышление. Это одна из причин, почему открытым системам, современным племенам так трудно организовываться постоянно и на высоком уровне.

 

 

Как только поднимают голову эмоции, мы знаем, что нами управляет племенной мозг. Но когда мы считаем, что это старомодно, по‑детски или непрофессионально, базовые племенные потребности превращаются в грешки. Отрицая свои племенные потребности, мы лишь усиливаем собственный стресс и страх. Тогда активизируется первобытный мозг, ведь мы больше не чувствуем безопасности ни наедине с собой, ни в группе.

Нравится вам это или нет, но мы всего лишь группа очень красиво одетых обезьян, которые должны постараться вместе сделать все, что в наших силах.

 

Власть и любовь в племенах

 

Помимо скрытых потребностей в племенах постоянно и непрерывно действуют глубинные общечеловеческие силы. Каждое племя, каждая организация, каждая команда находит свою уникальную манеру взаимодействия с ними. Эти реакции делают племя уникальным, формируя язык и культуру группы.

Эти антропологические силы невозможно устранить, но можно научиться с ними взаимодействовать. В этом процессе создается, видоизменяется и сохраняется культура. Мы обобщенно называем эти человеческие силы власть и любовь.

Власть. С одной стороны, действует сила власти – потребность в дифференциации, разнообразии, установлении границ, целеустремленности, противоположностях, конкуренции, желании быть лучшим, поиске конфликтов, стремлении к спорам, совершенствовании индивидуума и сохранении собственного «я». Речь идет о завоевателе в нас, агрессивности, охотнике.

Любовь. Ей противопоставляется сила любви – потребность в интеграции, коллективном совершенствовании, ориентированности на отношения, гармонии, единстве, согласованности, совпадениях, диалоге, объединении, сотрудничестве, слиянии и приспособлении. Речь идет о материнском в нас, душе, заботе.

 

Шимпанзе и бонобо

Приматолог Франс де Вааль (Frans de Waal)[5] говорит, что в нас есть как шимпанзе, так и бонобо. Он отрицает идею, что человек обречен проявлять только власть и агрессию, «потому что мы обезьяны». Де Вааль просит не забывать, что шимпанзе – агрессивные, доминантные обезьяны, которые дерутся с другими племенами, но мы также близкие родственники бонобо, которые, встречая другое племя, прежде всего думают о сексе и совместном пикнике. Власть и любовь… в нас есть и то и другое.

 

В сильных племенах оптимально задействуется мощь обеих сил. Люди хотят и должны сотрудничать. Из связующей, заботливой силы любви вырастает ясная общая история: цель, предок, вера, миссия, назначение. И на основании этой общности люди образуют группу, возникает общий язык и развиваются привычки.

Безжалостная и доминирующая сила власти порождает групповые границы, выбор, новое понимание и, наконец, новые связи. Взаимоотношения – это связующий фактор племен. Сильные племена объединяются везде, где можно, сражаются там, где должно, восстанавливаются там, где получается, и расходятся, если иначе нельзя; как удачно выразился профессор Андре Вирдсма (André Wierdsma) в своем выступлении: «Сражаться, не имея возможности восстановиться, – это плохая идея, значит, пришло время расходиться».

 

Даниэль Браун Итске Крамер



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.103 с.)