Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Античная философия: в горизонте космоцентризма

Поиск

Вопросы:

 

1. Социально-экономические и духовные предпосылки возникновения античной философии.

 

2. Фундаментальные проблемы, основные школы и этапы развития античной философии.

 

3. Суть космоцентристской ориентации античной философии. Человек как микрокосм.

 

4. Вопросы метафизики, этики и политики в космоцентристской перспективе.

 

5. Космоцентризм как основание античной культуры.

        

          Литература

Учебная:

   Введение в философию.- Часть 1. Гл. 2. Античная философия:                                                                                                                                           космоцентризм. Стр. 42-58.

     

   Реале Дж. и Антисери Дар. Западная философия от истоков до наших дней. С.-Пб., 1994-1997.1. Античность. Гл. 1. Стр. 3-15.

 

Для докладов на семинарских занятиях:

   Лосев А. Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре // Лосев А. Ф. «Дерзание духа».

М.,1989. Стр. 153-170.

     

   Платон «Государство». Конец книги 5 (472) и полностью книги 6 и 7 // Платон. Сочинения в 4-х томах. Т. 3.

Дополнительная:

   Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: Республика. 1995.

   Кессиди Ф. Х. Об одной особенности менталитета древних греков // Вопросы философии. 1996. №2.

 

              Тема 3. «Восточная философия» и ее культурно-исторические типы

Вопросы:

1. Генезис «восточных философий».

2. Индийская философия.

3. Китайская философия.

4. Арабо-мусульманская философия.

 

            Литература

Учебная

Введение в философию. Часть 2. «Восточная философия» и ее культурно-исторические типы. Стр. 129 – 148.

Для докладов на семинарских занятиях:

    Вивекананда Св. Четыре йоги. М.: Прогресс. 1993.

Дополнительная:

    Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. М., 1989.

   Фролова Е.А. История средневековой арабо-мусульманской философии. М., 1995.

              Тема 4. От теоцентризма средневековой философии

     к антропоцентризму философии эпохи Возрождения

Вопросы:

 

1. Генезис и проблемы средневековой философии. Патристика и схоластика.

 

2. Вопросы соотношения знания и веры в трактовке философов средневековья.

 

3. Экзегетика — основной способ философствования.

 

4. Новое понимание человека в эпоху Возрождения. Человек как творец самого себя.

        

             Литература

Учебная:

   Введение в философию.- Часть 1. Гл.3. Средневековая философия: теоцентризм. Стр. 58-71. Гл.4. Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм, стр. 71-78.

   

    Реале Дж. и Антисери Дар. Западная философия от истоков до наших дней.

  2. Средневековье. Часть 1. Гл.1 и часть 4. Гл. 8.

Для докладов на семинарских занятиях:

  Августин Аврелий «Исповедь» (любое издание).

  Аквинский Ф. Онтология и теория познания (фрагменты соч.). М., 2001.

    Пико делла Мирандола Джованни «.Речь о достоинстве человека» // Эстетика Ренессанса.М., 1981. Т.1.

 

Дополнительная:

 

 Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М.: Наука, 1980. Раздел 3. Гл.1 «Средневековое понимание природы и человека»,Раздел 4. Гл. 1. «Новое понимание человека в эпоху Возрождения. Человек как творец самого себя».

Тема 5. Наукоцентризм философии Нового времени

Занятие 1. Декарт как родоначальник новоевропейского рационализма

Вопросы:

 

1. Научная революция XVII в. и ее философские и социально-культурные последствия.

 

2. Декарт как основатель европейской философии Нового времени. Проблема метода мышления. Методическое сомнение. Смысл и значение выражения: «Соgito егgо sum».

 

3. Единство метафизики, физики и всех других наук в системе Р. Декарта.

          

           Литература

             

Учебная:

   Введение в философию. Часть1. Гл.5.Философия Нового времени: наукоцентризм. 1.Научная революция и философия XVII века. Стр. 78-93.

 

   Реале Дж. и Антисери Дар. Западная философия от истоков до наших дней. 3. Новое время (от Леонардо до Канта). Часть 4.2. гл. 1 и часть 4.3. Гл.4. Декарт — основатель современной философии.

Для докладов на семинарских занятиях:

  

Декарт Р. «Рассуждения о методе» (любое издание, в частности, Декарт Р. Соч. в 2-х         томах. Т.1).

Дополнительная:

   Бессмертие философских идей Декарта. М., 1997.

 

 

             Занятие 2. От Р.Декарта к И.Канту

Вопросы:

1. Б. Спиноза: учение о субстанции и этике.

2. Г.Лейбниц: учение о множественности субстанций.

3. Философия Просвещения. Борьба против метафизики. Просветительская трактовка человека.

4. Английский эмпиризм: от Дж.Локка к Д.Юму.

 

      Литература

    

Учебная:

 

Введение в философию. Часть 1. Гл. 5. Стр. 85-92.

 

    Реале Дж. и Антисери Дар. Западная философия от истоков до наших дней.3. Новое   

                                                    время (от Леонардо до Канта).- Часть 4. Гл. 6. 7. Часть 5. 

                                                    Гл. 9. 11. Часть 7. Гл. 15. 16.

Для докладов на семинарских занятиях:

    

Спиноза Б. Этика, доказанная в геометрическом порядке (любое издание). Гл. 5.

      

Юм Д. Исследования о человеческом разумении. М.: Прогресс. 1995.

 

Дополнительная:

   

Лейбниц Г. Сочинения в 4-х т. М.: Мысль. 1982 – 1989.

       

Вольтер Ф. Философские сочинения. М.: Наука. 1988.

Занятие 3. И. Кант и возникновение трансцендентальной философии

Вопросы:

 

1. Особенности развития европейской философии от Р. Декарта до И. Канта. Борьба рационализма и эмпиризма.

 

2. Философия И. Канта — критический поворот в развитии новоевропейской философии. Исследование априорных форм познавательной деятельности как предпосылка решения вопроса о возможности метафизики как науки.

 

3. Этика долга И. Канта. Категорический императив И. Канта и «золотое правило» этики. Эстетика И. Канта и философия целесообразности.

          

        

            Литература

                     

Учебная:

      

    Введение в философию. Часть1. Гл.5. 3. И. Кант: от субстанции к субъекту, от бытия к деятельности. Стр. 93-98.

 

    Реале Дж. и Антисери Дар. Западная философия от истоков до наших дней. 3. Новое время (от Леонардо до Канта). Часть 9. Кант и обоснование трансцендентальной философии.

Для докладов на семинарских занятиях:

    Кант И. Пролегомены (любое издание).

    Кант И. Основоположения к метафизике нравов// Кант И. Соч. в 6-ти т. М.,1965.Т.4(1). Стр. 219-309.

Дополнительная:

     Ойзерман Т. И. Философия Канта как радикальная ревизия метафизики и ее новое

      обоснование // Вопросы философии. 1992. № 11.

         

     Ойзерман Т. И. К характеристике трансцендентального идеализма И. Канта: метафизика свободы // Вопросы философии. 1996. № 6.

 

          

 

             

             

               Занятие 3. Немецкая классическая философия

Вопросы:

 

1. Послекантовский немецкий идеализм. Наукоучение и диалектика И.Г.Фихте.

 

2. Система трансцендентального идеализма и интеллектуальная интуиция                Ф.В.Й.Шеллинга.

 

3. Диалектический метод и система Г.В.Ф.Гегеля.

 

4. Антропологизм Л.Фейербаха.

    Литература

Учебная:

  

    Введение в философию. Часть1. Гл.5. Стр. 98-107.

 

    Реале Дж. и Антисери Дар. Западная философия от истоков до наших дней.

                                               Т.3. Новое время. Гл.16-20.

        

   

Для докладов на семинарских занятиях:

    Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. Введение и Часть 1. Три отношения мысли к объективности. – М.:Мысль, 1974.

      

    Шеллинг Ф.В.И. Философские исследования о сущности человеческой свободы // Шеллинг Ф.В. Соч. – М., «Мысль», 1998.

      

 

Дополнительная:

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. -  М., 2001.

 

Фейербах Л. Избранные произведения в 2-х томах. М.,1955.

 

               Занятие 5. Огюст Конт и рождение позитивизма

Вопросы:

 

1. Причины возникновения позитивистской философии в первой половине XIX в.

 

2. О. Конт о законе трех стадий развития человеческого духа. Позитивизм как идеология индустриального общества. Идея социологии как науки об обществе.

 

3. Дальнейшая эволюция позитивисткой философии. Второй позитивизм Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса. Вопросы обоснования науки.

  

Литература

 Учебная:

    Введение в философию. — Ч. I, гл. 5-6. Позитивизм.

    Реале Дж. и Антисери Дар. Западная философия от истоков до наших дней.- 4.От романтизма до наших дней. Часть 6 «Позитивизм». Гл. 7 и Часть 7. Гл. 9.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.206.84 (0.008 с.)