Раздел 2. Культурно-исторические типы философии Классика и современность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Культурно-исторические типы философии Классика и современность



МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. М. В. ЛОМОНОСОВА.

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.

 

ПРОГРАММА И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ

«ФИЛОСОФИЯ».

 

                                                               

 

 

                  ПРОГРАММА КУРСА «ФИЛОСОФИЯ».

                                                                                         

                 Раздел 1. Предмет философии, ее генезис и место в культуре.

Мировоззрение и его роль в жизни человека и общества. Мифология как специфический тип мировоззрения. Возникновение философии — качественный скачок от мифологического к рациональному мировоззрению.

 

Взаимоотношение философии с другими формами духовной культуры (искусство, религия, наука). Методы философии (диалектический, трансцендентальный, феноменологический, аналитический и другие), структура философского знания и основные философские дисциплины.

 

Мировоззрение и методологические функции философии. Критико-рефлексивная функция философии в развитии человеческой культуры.

Раздел 2. Культурно-исторические типы философии Классика и современность

Античная философия: в горизонте космоцентризма. Теоцентризм философии средневековья. Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения: человек как творец самого себя

Наукоцентризм философии Нового времени: человек как субъект познавательной и практической деятельности.

 Марксистская философия, ее типологические особенности и эволюция в XIX и XX веках. Философия жизни и экзистенциализм. Синтетическая направленность русской философии конца XIX — первой половины XX в.

Основные особенности и направления философии XX века. Философская антропология и персонализм. Фрейдизм и его значение в развитии философии человека XX века. Аналитическая традиция в философии XX века. От неопозитивизма к постпозитивизму и критическому рационализму. От экзистенциализма к герменевтике и постмодернизму. Натурализм как философское направление XX века и современная наука.                  

Раздел 3. Основные принципы научно-философского истолкования мира, человека и взаимоотношений между ними

Мир как единство и взаимодействие систем разных уровней организованности. Принцип развития и его роль в развитии научного мировоззрения XX века. Концепция глобального эволюционизма как основа современной научной картины мира.

Человек как центральная проблема философии. Основные интенции метафизической, религиозной и научной антропологии. Поиск смысла жизни в философских концепциях XX века. Место человека в развивающейся Вселенной. Антропный принцип в современной космологии и его мировоззренческое значение. Человек как комплексная проблема современной науки и роль философии в ее научном исследовании.

 

Основные формы отношения человека к миру и их взаимосвязь. Практически-преобразовательные отношения. Познание как вид активного взаимодействия человека и мира. Ценностное отношение человека к миру и его специфика. Классификация ценностей. Истина и ценности. Нравственные максимы, правовые формы и эстетические идеалы и их роль в духовно-практическом преобразовании человеком мира и самого себя.

 

                  

               

 

             Раздел 4. Общество, культура, цивилизация

Общество как продукт и условие совместной деятельности людей. Общество как сложная иерархически организованная и целостная система. Различные типы обществ. Основные подходы к обеспечению механизмов функционирования и развития общества в современной социальной философии.

 

Развитие человечества и глобальные проблемы современности. Кризис традиционных ценностей и поиски нового гуманизма. Концепция «устойчивого развития» и будущее человечества.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

По курсу «ФИЛОСОФИЯ».

Литература

Учебная:

 

Введение в философию: Учебное пособие для вузов / /Авт. колл.: Фролов И.Т. и др.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Республика. 2002.- Введение: что такое философия. Стр. 7-36.

 

Для докладов на семинарских занятиях:

 

Соловьев В. С. Исторические дела философии // Вопросы философии. 1988. № 8.

 

Хейдеггер М. Что это такое – философия? // Вопросы философии. 1993. № 8.

   

Дополнительная:

 

Вольф Р.П. О философии. М.: Аспект пресс. 1996. Часть 1. Стр. 15-54.

 

Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс. 1992.

Учебная:

   Введение в философию.- Часть 1. Гл. 2. Античная философия:                                                                                                                                           космоцентризм. Стр. 42-58.

     

   Реале Дж. и Антисери Дар. Западная философия от истоков до наших дней. С.-Пб., 1994-1997.1. Античность. Гл. 1. Стр. 3-15.

 

Учебная

Введение в философию. Часть 2. «Восточная философия» и ее культурно-исторические типы. Стр. 129 – 148.

Для докладов на семинарских занятиях:

    Вивекананда Св. Четыре йоги. М.: Прогресс. 1993.

Дополнительная:

    Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. М., 1989.

   Фролова Е.А. История средневековой арабо-мусульманской философии. М., 1995.

              Тема 4. От теоцентризма средневековой философии

     к антропоцентризму философии эпохи Возрождения

Вопросы:

 

1. Генезис и проблемы средневековой философии. Патристика и схоластика.

 

2. Вопросы соотношения знания и веры в трактовке философов средневековья.

 

3. Экзегетика — основной способ философствования.

 

4. Новое понимание человека в эпоху Возрождения. Человек как творец самого себя.

        

             Литература

Учебная:

   Введение в философию.- Часть 1. Гл.3. Средневековая философия: теоцентризм. Стр. 58-71. Гл.4. Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм, стр. 71-78.

   

    Реале Дж. и Антисери Дар. Западная философия от истоков до наших дней.

  2. Средневековье. Часть 1. Гл.1 и часть 4. Гл. 8.

Для докладов на семинарских занятиях:

  Августин Аврелий «Исповедь» (любое издание).

  Аквинский Ф. Онтология и теория познания (фрагменты соч.). М., 2001.

    Пико делла Мирандола Джованни «.Речь о достоинстве человека» // Эстетика Ренессанса.М., 1981. Т.1.

 

Дополнительная:

 

 Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М.: Наука, 1980. Раздел 3. Гл.1 «Средневековое понимание природы и человека»,Раздел 4. Гл. 1. «Новое понимание человека в эпоху Возрождения. Человек как творец самого себя».

Тема 5. Наукоцентризм философии Нового времени

Учебная:

   Введение в философию. Часть1. Гл.5.Философия Нового времени: наукоцентризм. 1.Научная революция и философия XVII века. Стр. 78-93.

 

   Реале Дж. и Антисери Дар. Западная философия от истоков до наших дней. 3. Новое время (от Леонардо до Канта). Часть 4.2. гл. 1 и часть 4.3. Гл.4. Декарт — основатель современной философии.

Для докладов на семинарских занятиях:

  

Декарт Р. «Рассуждения о методе» (любое издание, в частности, Декарт Р. Соч. в 2-х         томах. Т.1).

Дополнительная:

   Бессмертие философских идей Декарта. М., 1997.

 

 

             Занятие 2. От Р.Декарта к И.Канту

Вопросы:

1. Б. Спиноза: учение о субстанции и этике.

2. Г.Лейбниц: учение о множественности субстанций.

3. Философия Просвещения. Борьба против метафизики. Просветительская трактовка человека.

4. Английский эмпиризм: от Дж.Локка к Д.Юму.

 

      Литература

    

Учебная:

 

Введение в философию. Часть 1. Гл. 5. Стр. 85-92.

 

    Реале Дж. и Антисери Дар. Западная философия от истоков до наших дней.3. Новое   

                                                    время (от Леонардо до Канта).- Часть 4. Гл. 6. 7. Часть 5. 

                                                    Гл. 9. 11. Часть 7. Гл. 15. 16.

Для докладов на семинарских занятиях:

    

Спиноза Б. Этика, доказанная в геометрическом порядке (любое издание). Гл. 5.

      

Юм Д. Исследования о человеческом разумении. М.: Прогресс. 1995.

 

Дополнительная:

   

Лейбниц Г. Сочинения в 4-х т. М.: Мысль. 1982 – 1989.

       

Вольтер Ф. Философские сочинения. М.: Наука. 1988.

Занятие 3. И. Кант и возникновение трансцендентальной философии

Вопросы:

 

1. Особенности развития европейской философии от Р. Декарта до И. Канта. Борьба рационализма и эмпиризма.

 

2. Философия И. Канта — критический поворот в развитии новоевропейской философии. Исследование априорных форм познавательной деятельности как предпосылка решения вопроса о возможности метафизики как науки.

 

3. Этика долга И. Канта. Категорический императив И. Канта и «золотое правило» этики. Эстетика И. Канта и философия целесообразности.

          

        

            Литература

                     

Учебная:

      

    Введение в философию. Часть1. Гл.5. 3. И. Кант: от субстанции к субъекту, от бытия к деятельности. Стр. 93-98.

 

    Реале Дж. и Антисери Дар. Западная философия от истоков до наших дней. 3. Новое время (от Леонардо до Канта). Часть 9. Кант и обоснование трансцендентальной философии.

Для докладов на семинарских занятиях:

    Кант И. Пролегомены (любое издание).

    Кант И. Основоположения к метафизике нравов// Кант И. Соч. в 6-ти т. М.,1965.Т.4(1). Стр. 219-309.

Дополнительная:

     Ойзерман Т. И. Философия Канта как радикальная ревизия метафизики и ее новое

      обоснование // Вопросы философии. 1992. № 11.

         

     Ойзерман Т. И. К характеристике трансцендентального идеализма И. Канта: метафизика свободы // Вопросы философии. 1996. № 6.

 

          

 

             

             

               Занятие 3. Немецкая классическая философия

Вопросы:

 

1. Послекантовский немецкий идеализм. Наукоучение и диалектика И.Г.Фихте.

 

2. Система трансцендентального идеализма и интеллектуальная интуиция                Ф.В.Й.Шеллинга.

 

3. Диалектический метод и система Г.В.Ф.Гегеля.

 

4. Антропологизм Л.Фейербаха.

    Литература

Учебная:

  

    Введение в философию. Часть1. Гл.5. Стр. 98-107.

 

    Реале Дж. и Антисери Дар. Западная философия от истоков до наших дней.

                                               Т.3. Новое время. Гл.16-20.

        

   

Для докладов на семинарских занятиях:

    Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. Введение и Часть 1. Три отношения мысли к объективности. – М.:Мысль, 1974.

      

    Шеллинг Ф.В.И. Философские исследования о сущности человеческой свободы // Шеллинг Ф.В. Соч. – М., «Мысль», 1998.

      

 

Дополнительная:

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. -  М., 2001.

 

Фейербах Л. Избранные произведения в 2-х томах. М.,1955.

 

               Занятие 5. Огюст Конт и рождение позитивизма

Вопросы:

 

1. Причины возникновения позитивистской философии в первой половине XIX в.

 

2. О. Конт о законе трех стадий развития человеческого духа. Позитивизм как идеология индустриального общества. Идея социологии как науки об обществе.

 

3. Дальнейшая эволюция позитивисткой философии. Второй позитивизм Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса. Вопросы обоснования науки.

  

Литература

 Учебная:

    Введение в философию. — Ч. I, гл. 5-6. Позитивизм.

    Реале Дж. и Антисери Дар. Западная философия от истоков до наших дней.- 4.От романтизма до наших дней. Часть 6 «Позитивизм». Гл. 7 и Часть 7. Гл. 9.

Дополнительная:

   Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов-на-Дону. 1997. Статья «Конт'».

                                                                                  Стр.202 – 203.

    Арон Р. Этапы развития социальной мысли. М.: Прогресс. 1993. Гл. «Огюст Конт». Стр. 86-144.

                Тема 6. Марксистская философия, ее генезис и особенности эволюции в XIX и XX вв.

 

Вопросы:

 

1. У истоков марксистской философии. Проблема отчуждения труда в ранних работах

К. Маркса.

 

2. Интерпретация марксистской философии как диалектического и исторического материализма (Ф. Энгельс, В. И. Ленин и их последователи).

 

3. Основные направления интерпретации марксистской и неомарксистской философии в XX в. (гуманистический марксизм, аналитический марксизм и др.).

 

 

      Литература

Учебная:

  

Введение в философию. —Часть 1. Гл. 5.5.Философия К.Маркса и Ф.Энгельса.

                                             Стр. 107 – 116.

Дополнительная:

Фромм Э. Концепция человека у К. Маркса // Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. Стр. 375-414.

 

Тема 7. Особенности русской философии

                Занятие 1. Проблемы теоретической философии.

Вопросы:

1. Русская философия как проблема: время рождения, типологические особенности и др.

 

2. Русская религиозная философия конца XIX — первой половины XX вв. как самостоятельный культурно-исторический феномен.

 

3. Тема Всеединства в русской философии. Русский космизм.

        

           Литература:

Учебная

  

Введение в философию. — Ч.III.. Гл.1,2,3. Ч.IV. Гл.5.

Дополнительная:

 

Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1990.

 

Русский космизм: антология философской мысли. М., 1993.

 

Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия // Вопросы философии.1992. №2.

               Занятие 2. Оригинальный опыт метафизики истории

 

Вопросы:

 

1. Исторические корни русской религиозной историософии.

 

2. Проблемы метафизики истории в полемике между славянофилами и западниками. Рождение проблемы «Русская идея».

 

3. Историософская тема в мистике всеединства Вл. Соловьева.

 

4. Историософская идея евразийства и современная полемика.

       

            Литература

         

Учебная:

 

Философия. Учебник под редакцией В. Д. Губина и др. М.: Русское слово.1996. Часть 1. Глава 6: «Русская философия: опыт метафизики истории».

Учебная:

 

Введение в философию. Ч. IV. Гл.1.§ 3. 5.

Для докладов на семинарских занятиях:

Ницше Ф. Так говорил Заратустра (любое издание).

 

        Зиммель Г. Созерцание жизни. Четыре метафизические главы. Глава 1. Трансцедентность жизни // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. М.: Юрист. 1996.

Дополнительная:

    Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998.

 

Ортега-и-Гассет X. Что такое философия. М.: Наука. 1991. Главы IX-XI. Стр. 146-191. 

 

Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10.

 

Занятие 2. Психоанализ и его роль в развитии философии XX века

Вопросы:

1.Зигмунд Фрейд — открытие бессознательного.

 

2. К. Г. Юнг — открытие «коллективного бессознательного». Понятие «архетип».

 

3. Вклад психоанализа в решение проблемы человека в философии и науке XX века.

           Литература

Учебная:

 

Введение в философию. - Ч. IV. Гл.1. § 4.

Дополнительная:

 

Юнг К. Г. Дух и жизнь. М., 1996 (Здесь же: Якоби И. Психологическое учение

                К. Г. Юнга). Стр. 385-534.

  

Юнг К. Г. О психологии бессознательного.// Юнг К. Г. Психология бессознательного.- М., 2001. Часть1.

 

 

            Занятие 3. Экзистенциализм.

Вопросы:

 

1. Экзистенциализм и антропологический поворот в философии XX века.

 

2. Понятие экзистенции в ее отношении к трансценденции.

 

3. Экзистенциализм и проблемы человека в философии XX века.

          Литература

 Учебная:

 

Введение в философию. - Ч. IV. Гл. 2. § 2.3.

Дополнительная:

Камю А. Миф о Сизифе.Эссе об абсурде.// Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

               Стр. 23-92.

 

Аббаньяно Николо. Метафизика и экзистенциализм. // Аббаньяно Н. Введение в экзистенциализм. С.- Пб., 1998. Стр. 29-55.

        

        Тема 9. От неопозитивизма к постпозитивизму и критическому рационализму

       Занятие 1. Неопозитивизм

Вопросы:

 

1. Неопозитивизм и формирование аналитической традиции в философии XX века.

 

2. Программа элиминации метафизики путем логического анализа языка.

 

3. Неопозитивизм и развитие методологии науки XX века.

          Литература

 Учебная:

 

Введение в философию. — Ч. IV. Гл.3.4 § 1.2.

Учебная:

 

 Статьи «Постпозитивизм» и «Критический рационализм» // Современная западная философия. Словарь.- М., 1991.

 

Учебная:

 

Философия. Учебник под редакцией В. Д. Губина и др. М.: Русское слово. 1996. Ч. 5.     

                    Гл. 5. Постмодернизм. Стр. 408-421.

Дополнительная:

                               Кузнецов В. Т. Герменевтика: эволюция идей и современное состояние // Вестник МГУ.

Сер                                                   Сер. 7. Философия. 1992. № 2.

         

     Силичев Д. А. Ж. Деррида: деконструкция или философия в стиле постмодерн //

                              Философские науки. 1992. № 3.

          

      Деррида Ж. Позиции. Киев. 1996.

 

   Тема 11. От «философии жизни» к «биофилософии»: современный эволюционный натурализм

Вопросы:

 

1. Понятие «натурализм» в философии, его формы и типы.

 

2. Синергетика и становление концепции глобального эволюционизма.

 

3. Современная биология как основа натуралистического ответа на философские вопросы. Формирование биофилософии.

           Литература

 Учебная:

  

Введение в философию.- Ч. 4. Гл.7. Стр. 329 – 336.

 

Дополнительная:

 

Моисеев Н. Н. Универсальный эволюционизм // Вопросы философии.1991,. № 3.

 

Лоренц К. Кантовская доктрина априори в свете современной биологии // Человек. 1997. № 5.

 

Рьюз М., Уилсон Э. Дарвинизм и этика // Вопросы философии. 1987. № 1.

 

Деннет Д. Постмодернизм и истина. Почему нам важно понимать это правильно // Вопросы философии, 2001, №8.

 

  

Тема 12. Религиозная философия и философия религии XX века

Вопросы:

 

1. Различие понятий «философия религии» и «религиозная философия».

 

2. Проблема существования бога и его доказательства в современной философской теологии.

 

3. Христианство и объединяющие тенденции в мировых религиях современности.

 

4. Религия и наука в век научно-технической революции.

           Литература

Учебная:

 

 Философия. Учебник под редакцией В. Д. Губина и др. М.: Русское слово. 1996.

                  Ч. 4. Гл. 3.

Дополнительная:

  Девятова С. В. Религия и наука: шаг к примирению? М.: Изд. МГУ. 1993.

 

   Тема 13. Человек как центральная проблема философии

Вопросы:

 

1. Человек в метафизических, религиозных и научных картинах мира.

 

2. Поиски сущностных определений человека в философии и науке XX века.

 

3. Человек как комплексная проблема современной науки и роль философии в ее решении.

 

           Литература

 Учебная:

  

Введение в философию.- Раздел 2. Гл. 4. 11.

 

Дополнительная:

Проблема человека в западной философии. М., 1988.

  

Философия XX века. М., 1997. Раздел 1.7. Философская антропология.

  

Человек. Философско-энциклопедический словарь. М.: Наука. 2000.

 

                

            Тема 14. Личность

Вопросы:

  1. Индивид, индивидуальность, личность.
  2. Понятие личности. Нравственные основы личности и признание обществом ее достоинства.
  3. Личность и право. Истоки и генезис прав человека.
  4. Ключевой смысл гуманитарно-правовых деклараций.

 

        Литература

      

Учебная:

 

Введение в философию.- Разд. 2. Гл. 11. Стр. 572 –590.

 

Для докладов на семинарских занятиях:

Роджерс К.К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. М.:Изд.МГУ.1980.

Дополнительная:

    Халл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.

    Хьелл К., Зиглер Д. Теории личности. М., 1997. 

Учебная:

   

Введение в философию.- Разд. 2. Гл. 8. 9.

Литература

Учебная:

        

    Введение в философию.- Разд. 2. Гл. 10. Гл. 12.

Для докладов на семинарских занятиях:

    

    Поппер К. Наука: предположения и опровержения // Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс. 1987.

Дополнительная:

       

    Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М., 2001.

        

    Современная философия и наука: знание, рациональность, ценности в трудах

                                         мыслителей Запада. М., 1996.

    Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс –Традиция. 2003.

 

 

Экзаменационные вопросы.

 

1. Мировоззрение и его роль в жизни общества. Типы мировоззрений. Особенности мифологического мировоззрения.

2. Возникновение философии - качественный скачок от мифологического к рациональном у мировоззрению.

3. Структура и функции философского знания. Проблема методов философствования.

4. Космоцентризм античной философии: генезис и основные этапы развития. Проблемы этики в перспективе античного коссмоцентризма.

5. Основные формы отношения человека к миру и проблема их взаимосвязи.

6. Философия досократиков – основные особенности.

7. Философия античной классики – основные представители и направления.

8. Философия эпохи эллинизма: скептицизм, стоицизм, эпикуэризм.

9. Платон о философии и философах в его работе «Государство».

10. Теоцентризм средневековой философии – общая характеристика. Экзегетика как метод философствования.

11. Августин «Исповедь». Её значение для развития средневековой философии.

12. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения. Человек как творец самого себя.

13. Наукоцентризм философии Нового времени – общая характеристика, основные этапы развития, представители и направления.

14. Работа Р.Декарта «Рассуждения о методе» и её значение для развития новоевропейской философии.

15. Философия Р.Декарта. Соотношение метафизики, физикии других наук в системе знания Декарта.

16. Особенности эмпиристской философии Ф.Бэкона. Теория «идолов». Индукция как метод познания.

17. Б.Спиноза и его метафизика монизма. «Этика» Спинозы.

18. Г.В.Лейбниц и метафизика плюрализма. Монады и концепция «предустановленной гармонии» в системе Лейбница.

19. Утилитаризм как направление в этике – суть концепции, основные представители.

20. Философия эпохи Просвещения. Основные проблемы и представители.

21. Дж.Локк и создание критического эмпиризма. Человек как «табула раса».

22. Скептицизм Д.Юма. Критика понятия причинности. Проблема индукции.

23. И.Кант как родоначальник трансцендентальной философии. Априоризм Канта – в чем он выражается?

24. Этика долга Канта. Понятие категорического императива.

25. Немецкий классический идеализм – основные представители и идеи.

26. О.Конт и рождение позитивизма. Классификация наук. Идея социологии как науки об обществе.

27. Спенсер и рождение эволюционно-биологического натурализма. Этика в натуралистической перспективе в системе Спенсера.

28. Марксистская философия и её развитие в Х1Х и ХХ веках.

29. Философия жизни ХХв.- основные идеи, направления и представители.

30. Экзистенциализм – общая характеристика, представители. Что такое экзистенция в её отношении к трансценденции?

31. Психоанализ ХХв. и его философское значение.

32. Является ли экзистенциализм гуманизмом? (По работе Ж.П.Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм»)

33. Аналитическая традиция в философии ХХв. – общая характеристика.

34. Что такое философия с точки зрения логического позитивизма? Чем наука отличается от философии?

35. Принцип верификации – в чем его суть? А чем от него отличается принцип фальсификации?

36. Постпозитивизм и критический рационализм – общая характеристика, представители, основные направления.

37. В чем заключается эвристическая роль метафизики в науке?

38. Язык как проблема философии ХХв.

39. Что такое культура? Культура и цивилизация. Чем культура отличается от природы в качестве объекта научного исследования?

40. Чем «науки о природе» отличаются от «наук о культуре»?

41. Чем «объяснение» (в естествознании) отличается от «понимания» (в гуманитарных науках)?

42.  Герменевтика – что это такое? Её генезис, историческое развитие и значение для философии ХХв.

43. Постмодернизм как явление культуры и философское направление конца ХХв. – общая характеристика.

44. Неопрагматизм Р.Рорти – в чем его особенности?

45. Деконструкция как метод философствования – в чем его особенности?

46. Философия жизни Ф.Ницше и её историческое значение.

47. Натурализм как направление в философии. Особенности современного эволюционного натурализма.

48. Как выглядит кантовское a priori в свете современной биологии?

49. Эволюционная эпистемология – сущность концепции, представители.

50. Социобиология и эволюционная этика - основные понятия и подходы.

51. Проблема единства мира с точки зрения современной науки. Концепция глобального эволюционизма.

52. Проблема единства мира в истории философской мысли. Монизм, дуализм, плюрализм.

53. Философия Всеединства В.Соловьева и его последователей в ХХв.

54. Специфические особенности русской философии – этапы становления и общая характеристика.

55. Дж. Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека».

56. Концепция «Третьего мира» К.Поппера. Эпистемология без познающего субъекта.

57. Возможно ли избавиться от метафизики путем логического анализа языка?

58. Структура личности по З.Фрейду. Соотношение Я, не-Я и Оно.

59. Биофилософия как ядро современного натурализма – общая характеристика.

  1. Работа М.Хайдеггера «Что такое метафизика?».

 

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. М. В. ЛОМОНОСОВА.

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.

 

ПРОГРАММА И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ

«ФИЛОСОФИЯ».

 

                                                               

 

 

                  ПРОГРАММА КУРСА «ФИЛОСОФИЯ».

                                                                                         

                 Раздел 1. Предмет философии, ее генезис и место в культуре.

Мировоззрение и его роль в жизни человека и общества. Мифология как специфический тип мировоззрения. Возникновение философии — качественный скачок от мифологического к рациональному мировоззрению.

 

Взаимоотношение философии с другими формами духовной культуры (искусство, религия, наука). Методы философии (диалектический, трансцендентальный, феноменологический, аналитический и другие), структура философского знания и основные философские дисциплины.

 

Мировоззрение и методологические функции философии. Критико-рефлексивная функция философии в развитии человеческой культуры.

Раздел 2. Культурно-исторические типы философии Классика и современность

Античная философия: в горизонте космоцентризма. Теоцентризм философии средневековья. Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения: человек как творец самого себя

Наукоцентризм философии Нового времени: человек как субъект познавательной и практической деятельности.

 Марксистская философия, ее типологические особенности и эволюция в XIX и XX веках. Философия жизни и экзистенциализм. Синтетическая направленность русской философии конца XIX — первой половины XX в.

Основные особенности и направления философии XX века. Философская антропология и персонализм. Фрейдизм и его значение в развитии философии человека XX века. Аналитическая традиция в философии XX века. От неопозитивизма к постпозитивизму и критическому рационализму. От экзистенциализма к герменевтике и постмодернизму. Натурализм как философское направление XX века и современная наука.                  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.294 с.)