Финансовый рынок – механизм разрешения противоречий между вкладчиками и заемщиками, или как в споре рождается истина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовый рынок – механизм разрешения противоречий между вкладчиками и заемщиками, или как в споре рождается истина



 

С тем, что кредиты экономике необходимы и что основным поставщиком финансовых ресурсов на рынок являются граждане, мы вроде бы согласились. Правда, встает вопрос: зачем нужен финансовый рынок? Чего проще – завелись лишние деньжата, пришел в компанию, которая обещает самые большие проценты, отдал им сбережения, затем приходи раз в месяц, получай доход, и все дела! Однако все не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Давайте порассуждаем о том, что движет людьми, когда они хотят вложить деньги, и что движет компаниями, когда они ищут свободные денежные ресурсы. Ответив на эти вопросы, мы сможем четче понять назначение финансового рынка, цели и особенности его работы.

Единственный мотив, который движет гражданами, когда они предлагают свои сбережения на финансовый рынок, – это желание получить дополнительный доход. Причем, чем больший доход, тем лучше. Итак, первую особенность сбережений граждан мы уже знаем.

Граждане хотят получать большие проценты

Особенностью поведения граждан на финансовом рынке является также тот факт, что они боятся потерять вложенные деньги, боятся расставаться с ними на сколько‑нибудь продолжительное время. Они хотят вложить их надежно. Для большинства «надежно» – это синоним выражения «смогу забрать в любой момент». Говоря другими словами, они хотят иметь возможность получить свои деньги назад, да еще и с процентами, по первому требованию.

Вот и вычислили вторую особенность сбережений.

Граждане хотят вложить свои деньги до востребования

Третья особенность не зависит от желаний граждан, а является просто количественной характеристикой сбережений. Средний гражданин оперирует мизерными с точки зрения потребностей компаний суммами. Ну 1000, ну 10 000 долларов сбережений, а компаниям нужны десятки и сотни миллионов, и, как говорится, желательно сразу. Вот и третья особенность.

Граждане могут предложить экономике лишь малые суммы

Наверное, есть еще какие‑нибудь особенности в поведении граждан на финансовом рынке. На наш взгляд, для дальнейшего анализа хватит и этих трех.

Посмотрим теперь, чем руководствуются компании при поиске кредитов.

Очевидно, что чем большие проценты выплачиваются по кредитам, тем меньше прибыли компаний. Работать для того, чтобы все (или почти все) заработанное отдать дяде, не согласен никто. Поэтому компании ищут наиболее дешевые кредиты. Вот вам и первая особенность.

Компаниям нужны самые дешевые, в идеале – бесплатные, деньги

Мы уже говорили, что даже для простой, без развития, работы компании нужны кредитные ресурсы. Если деятельность расширяется, деньги нужны как воздух. С полученными в виде кредитов деньгами компании расстаются очень неохотно. Но поскольку возвращать кредиты нужно, компании постоянно готовы привлекать новые деньги, чтобы замещать ими выбывающие. Поэтому компании всегда в поиске и новых, и более дешевых, и более крупных денег. В идеале, если компания развивается, она будет готова всегда платить проценты и никогда не возвращать однажды занятые деньги. Таким образом, получается, что деньги компаниям нужны навсегда.

На 100 долларов завод не построишь. И на 1000. И на 100 000. Денег нужно много. Очень много. А чтобы реализовать все имеющиеся планы – еще больше.

Вот и третья особенность бизнеса как заемщика.

Компаниям нужны крупные суммы.

Мы получили три особенности, определяющие поведение компаний на финансовом рынке.

Давайте для удобства сведем все полученные данные в таблицу (табл. 12).

 

Таблица 12

Особенности поведения основных игроков на финансовом рынке

 

Невооруженным глазом видно, что интересы компаний и граждан при решении этих вопросов прямо противоположны.

 

Как бы порадовался мой институтский преподаватель по истории КПСС, если бы увидел эту таблицу! Он был отставным военным (наверное, хорошим, потому что орденов и медалей была – полная грудь) и не очень хорошим историком. Все многообразие исторических событий он пытался объяснить, подгоняя эти события под различные схемы. Схема под условным названием «антагонистические противоречия» была оной из любимых и наиболее часто используемых. В том, с каким вдохновением он произносил эти слова, было что‑то мистическое.

Поглядите на содержимое таблицы – а ведь и впрямь неразрешимые, то есть «антагонистические» противоречия!

 

Несмотря на то что противоречия эти разрешить, казалось бы, невозможно, бизнес и соответственно кредит существуют, значит, кто‑то и как‑то разрешает эти противоречия, усаживает непримиримых противников за стол переговоров и находит компромисс. Эти функции как раз и выполняет финансовый рынок, то есть люди и институты, на нем работающие.

Их задача при привлечении денег – уговорить граждан все‑таки согласиться не на запредельные, а на разумные проценты, доказать им, что деньги вложены надежно и для того, чтобы это проверить, совсем необязательно выдергивать их каждые 15 минут из бизнеса и затем возвращать обратно. А после того как две первые цели достигнуты, собрать много маленьких ручейков индивидуальных сбережений в полноводные кредитные реки и направить их русла в компании, нуждающиеся во влаге этих рек.

При взаимодействии с компаниями работники финансового рынка должны заставить компании все‑таки платить кредиторам, иначе о кредитах можно и не мечтать. Еще одна задача финансового рынка – обеспечить все возрастающие потребности в финансовых ресурсах замещением старых средств новыми, расширением привлечения необходимого капитала.

 

5.3. Тонкая структура финансового рынка, или «Кто‑кто в теремочке живет?»

 

Противоречия, которые возникают между группами основных действующих лиц в экономической системе, вполне успешно разрешаются на финансовом рынке. О том, как это делается, то есть какие процессы и механизмы участвуют в разрешении этих противоречий, мы поговорим в этой главе. Проводить рассмотрение происходящих на финансовом рынке событий лучше всего с помощью рисунка (рис. 14).

Рисунок 14. Тонкая структура финансового рынка.

 

Структуру рынка можно представить в виде взаимодействующих между собой групп субъектов и объектов финансового рынка. Об объектах рынка (ссудах, займах, акциях и облигациях) мы говорить не будем. С одной стороны, все касающиеся этих объектов вопросы хорошо освещены и в специальной, и в популярной литературе, с другой стороны – частный инвестор, взаимодействуя с конкретными субъектами финансового рынка, практически не сталкивается с объектами, которыми оперируют финансовые институты. Поэтому мы остановимся в своем рассмотрении лишь на субъектах рынка – на финансовых институтах.

Первая группа институтов финансового рынка, активно привлекающая средства граждан, – это коммерческие банки. Банки аккумулируют значительные средства граждан и предлагают их компаниям в виде, как правило, краткосрочных ссуд.

Рассмотрим работу банков более подробно.

Банки играют роль основных операторов на денежном рынке, то есть во всех операциях, совершаемых на рынке, они участвуют как обеспечивающие эти операции структуры. Это и неудивительно – практически все участники рынка, и граждане, и компании имеют открытые в банках счета, на которых хранятся все принадлежащие им средства. Со счетов, открытых в банках, граждане оплачивают свои покупки и потребляемые услуги. На эти же счета они получают заработную плату за предоставленные рынку трудовые ресурсы. На этих же счетах идет накопление и укрупнение сбережений, с этих счетов производятся переводы при покупке других, более доходных, чем банковские вклады, активов. Так же активно свои счета в банках используют компании.

Из всего вышесказанного следует вполне очевидный вывод: деньги в банках не задерживаются, поскольку они постоянно находятся в движении, и именно банки это движение и обеспечивают. А раз деньги не задерживаются, то доля «стабильных» денег, денег достаточно неподвижных, в банках мала: кроме обеспечения прохождения платежей, банки могут предложить компаниям достаточно ограниченные по объему и достаточно краткосрочные ресурсы. Обычная практика кредитования банками компаний следующая. Банки выдадут заемщику ссуду, но не более 50 % от потребностей конкретного проекта вашего бизнеса. Остальные 50 % должны дать другие инвесторы, или вы должны иметь их сами. Наличие сторонних ресурсов – это своеобразная гарантия сохранности средств для банка. Срок, на который банк даст деньги, – обычно не более одного года. В редких случаях кредитование ведется на большие сроки.

 

Банки всегда стоят перед дилеммой – сохранность денег вкладчиков и, как следствие, отсутствие доходов, либо возможность заработать, но связанный с этим риск. Банки всегда решают данный вопрос в пользу сохранности. Очень образно эту мысль выразил Марк Твен. Он сказал, что банк – это такое место, где вам с удовольствием предложат зонтик в солнечную погоду, но отберут его при первых каплях дождя.

 

Поскольку предлагаемые компаниям банками деньги являются небольшими по размеру (с точки зрения компаний) и ограниченными во времени, и вообще говоря, не удовлетворяют компании ни по объему, ни по срокам, процент, под который банки дают им деньги, достаточно мал. Это и понятно, поскольку банковские ссуды самый неудобный для компаний вид ресурсов, это должен быть одновременно и самый дешевый ресурс.

Коль скоро компании платят за банковские суды минимальные деньги, то и банки, привлекая вклады граждан, предлагают им мизерные проценты. Как правило, банковские проценты не покрывают инфляцию. Так что хранить серьезные средства в банках – это неразумная с точки зрения получения доходов в виде процентов политика. Граждане это четко понимают, и в развитых странах в виде остатков средств на их счетах находятся лишь суммы, необходимые для совершения платежей на два‑три месяца вперед, и сбережения, находящиеся в стадии накопления. Общий объем средств граждан в банках не превышает 5 % от общего объема сбережений, находящихся в распоряжении населения. Как следствие, общий объем предлагаемых банком компаниям средств не превышает 10 % от их потребностей. Увеличение объема с 5 до 10 % происходит потому, что, выдавая одним компаниям ссуды, банки задействуют для этого временно свободные и находящиеся на счетах банка средства других компаний.

Следующая группа финансовых институтов, привлекающая деньги населения в экономику, – это страховые компании. Они предлагают населению широчайший выбор видов страхования, или, как говорят, «страховых продуктов». Многие из этих продуктов чрезвычайно важны для граждан и очень хорошо востребованы. Общий объем средств населения, попадающий в страховые компании, таким образом, в разы превышает вклады населения в банки.

 

Реальное количество страховых продуктов, предлагаемых населению, исчисляется сотнями. Так, например, в Германии я видел страховой полис, по которому застрахована гражданская ответственность родителей перед третьими лицами на случай, если дети, шаля, нанесут ущерб здоровью или имуществу этих третьих лиц. Представьте, что ваш пацан играет в футбол и разбивает мячом стекло в соседнем доме. Осколок стекла попадает в глаз проходящего мимо мужчины. После операции глаз удален. Налицо два пострадавших – владелец окна (ущерб 200 евро) и потерявший глаз мужчина (ущерб от 200 000 до 2 000 000 евро). Если бы не страховка, вам бы вовек не расплатиться. Однако все проблемы с выплатами возьмет на себя страховая компания. А поскольку вероятность описанного страхового случая смехотворна, то и взнос при страховании соответствующий, например 2 евроцента за каждую тысячу евро страховых выплат.

 

Основу основ средств страховых компаний, конечно же, составляют средства, полученные от граждан по договорам страхования жизни. Подробнее принципы работы страховых компаний мы рассмотрим в следующей главе, однако сейчас укажем на некоторые особенности. При страховании жизни договор страхования заключается на годы, а то и на десятилетия. Взносы по такому страхованию, как правило, значительные. Таким образом, получается, что страховые компании имеют гораздо более «длинные» деньги, чем банки, и объемы этих денег в разы превосходят те средства, которыми оперируют банки. Кроме этого, страховые компании прекрасно прогнозируют приток средств в виде страховых взносов: в каждом договоре на страхование жизни составной частью является график совершения платежей клиентами. Получается, что у страховых компаний есть не только очень удобные для компаний деньги, но еще и вполне достоверный прогноз того, как сумма этих средств будет увеличиваться. Обладая таким «товаром», можно просить уже гораздо более высокую цену, чем просят банки. На деле же это выглядит не как предоставление компаниям ссуд под более высокие проценты, а как претензия страховщиков на долю прибыли компаний, – как покупка их акций. Покупая акции компаний, страховые организации предоставляют им необходимые средства в гораздо больших объемах, чем банки, и на менее жестких условиях – нет регулярной выплаты процентов и необходимости возвращать деньги в срок. Единственное, что требуется от компании, – чтобы ее акции были востребованы, то есть прибыльно работать и постоянно развиваться.

Организации, которые наилучшим образом разрешают противоречия между гражданами и компаниями, – это, конечно же, специализированные фонды. К ним относятся паевые инвестиционные фонды (ПИФы), негосударственные пенсионные фонды (НПФы), венчурные и ряд других типов фондов. Мы остановимся только на работе ПИФов, поскольку именно этот вид финансовых институтов играет, пожалуй, самую заметную роль в деле привлечения средств граждан в экономику.

Паевой инвестиционный фонд – это специализированное акционерное общество, которое может осуществлять только два вида деятельности: продавать свои акции (паи) всем желающим и на вырученные в результате этой деятельности средства приобретать обращающиеся на рынке ценные бумаги (акции и облигации) компании.

Остановимся на технологии работы ПИФа. Любой гражданин может прийти в офис фонда и приобрести его акций на любую, даже смехотворную сумму. Обычно фонды устанавливают некий минимум для объема сделки. Существуют фонды, которые в качестве такого минимума установили сумму в 100$. На вырученные от продажи своих паев средства фонд приобретает акции компаний. Фонд покупает акции тех компаний, которые демонстрируют устойчивый рост цены, а также акции надежных, хорошо известных своей устойчивой работой организаций. Если акции приобретенных фондом компаний выросли в цене, то пропорционально возросли и цены паев всех акционеров фонда. Фонд в любой момент может выкупить такие паи у их сегодняшних владельцев по новой цене, обеспечив им, таким образом, и возврат основных сумм, и получение дохода.

Давайте посмотрим, как такая технология работы помогает разрешить противоречия, возникающие на финансовом рынке.

Для начала выясним, как фонд «реагирует» на пожелания граждан (табл. 13).

 

Таблица 13

Реакция ПИФов на особенности поведения граждан

 

Посмотрим теперь, как фонд учитывает пожелания компаний (табл. 14).

 

Таблица 14

Реакция ПИФов на особенности поведения компаний

 

Как видно из приведенных таблиц, ПИФы – это финансовые институты наилучшим образом разрешающие противоречия, возникающие на финансовом рынке.

Существуют и другие институты – другие виды фондов, лизинговые компании, ссудно‑сберегательные ассоциации. Работают на рынке также и индивидуальные инвесторы, так называемые «продюсеры». Однако основной объем кредитных ресурсов (более 75 %) предлагают экономике три вида финансовых институтов – банки, страховые компании и специализированные фонды.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.031 с.)