Д. Отношения с другими людьми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Д. Отношения с другими людьми



 

1. Как ведет себя ваша кошка, когда в дом приходят посетители (например, прячется, проявляет

интерес к ним, общается с ними)?__

2. Отличается ли поведение кошки в отношении членов семьи и посторонних? [ ] Да [ ] Нет

Если ответ положительный, то детализируйте его_

3. Быстро ли ваша кошка подходит к вновь пришедшим людям? [ ] Да [ ] Нет

4. Были ли случаи, когда ваша кошка кого-нибудь кусала? [ J Да [ ] Нет

Если ответ положительный, но не в этом состоит главная проблема, то в нескольких словах опишите эти происшествия_

Если ответ положительный и именно это - основной повод обращения к врачу, то, пожалуй-ста, заполните раздел 3.

 

   

  5. Пожалуйста, приведите подробную информацию о постоянных посетителях вашего дома

Имя (если оно известно)
Цель визита День и время Реакция кошки
       
       
       
       

 

  

  6. Как кошка реагирует на других посетителей?

Частые посетители
Случайные посетители Редкие посетители
     

 

  

  7. Пожалуйста, опишите реакцию кошки на других людей и животных

 
Дома Вне дома
Знакомые мужчины    
Знакомые женщины    
Знакомые дети    
Незнакомые мужчины    
Незнакомые женщины    
Незнакомые дети    
Знакомые собаки    
Незнакомые собаки    
Другие животные    
Толпа/людное место    

 

Е. Другие особенности поведения кошки

 

1. Когда ваша кошка мяукает?_

2. Шипит?_

3. Мурлычет?_

4. Становится ли ваша кошка агрессивной, когда ей запрещают делать то, что ей хочется?

И Да [ ] Нет

5. Проявляла ли она нежелательное сексуальное поведение (садку и т.д.)? [ ] Да [ ] Нет

Если ответ положительный, то какое именно и в отношении кого_

6. Ваша кошка терпит (Т), получает удовольствие (У) или оказывает сопротивление (С):

Когда ее трогают, берут на руки [ ] Т [ ] У [ ] С При груминге [ ] Т [ ] У [ ] С

7. Кошка вылизывается или жует на себе кожу больше и чаще, чем вам представляется

нормальным? [ ] Да [ ] Нет

Если ответ положительный, то в каких местах тела?_

8. Как вы корректируете поведение кошки, когда считаете, что она ведет себя неправильно?

2. С чего всё началось?_

3. Как долго проблема существует?_

4. В каком возрасте проблемное поведение начало проявляться?_

5. Можете ли вы связать возникновение проблемы с каким-либо событием или действием?

6. Где проявляется проблемное поведение?_

7. В отношении кого (в чьем присутствии) оно проявляется?

8. Как часто оно проявляется?_

9. Другие детали:_

10. Что вы предпринимаете для корректировки поведения кошки?_

11. Проблемное поведение [ ] улучшается [ ] ухудшается [ ] остается без изменений?

12. Каковы, по вашему мнению, причины проблемного поведения у вашей кошки?_

13. Опишите 3 последних инцидента нежелательного поведения кошки. При необходимости используйте для этого дополнительные страницы.

 

Проблемы нечистоплотности и поведения мечения в доме

На приведенные ниже вопросы ответьте, пожалуйста, в том случае, если проблемой является нечистоплотное поведение кошки в доме.

 

1. Пользуется ли кошка кошачьим туалетом (лотком)? [ ] Да [ ] Нет

Как часто?_

2. Пользуется ли кошка своим лотком: [ ] только для мочеиспускания

[ ] только для дефекации [ ] ни для того, ни для другого

3. Закапывает ли кошка оставленную в лотке мочу? [ ] Да [ ] Нет

4. Закапывает ли кошка оставленные в лотке фекалии?

[ ] Всегда [ ] Обычно [ ] Время от времени

[ ] Редко [ ] Никогда [ ] Не знаю

5. “Копает” или скребет когтями в лотке и рядом с ним? [ ] Да [ ] Нет

6. Оправляется ли кошка в доме, не используя кошачий туалет? [ ] Да [ ] Нет

 

Кошачьи туалеты

 

1. Сколько кошачьих туалетов в доме?_

2. Какого типа этот (эти) туалет(ы) (закрывающиеся, открытые)?_

3. Каковы его (их) форма и размеры?

4. Где он(и) помещен(ы)?_

Наполнитель для кошачьего туалета

1. Какой наполнитель вы используете?_

2. Всегда ли вы используете один и тот же наполнитель? [ ] Да [ ] Нет

3. Входят ли в состав наполнителя гранулы, предназначенные для устранения запаха?

[]Да [] Нет

Чистка кошачьего туалета

1. Как часто производится удаление экскрементов из лотка?_

2. Как часто производится полная смена наполнителя и мытье туалета?_

3. Чем вы моете кошачий туалет?_

4. Не перешли ли вы недавно на новый тип наполнителя или моющего средства для чистки

туалета? [ ] Да [ ] Нет

Детали проблемного поведения кошки

1. Оставляет ли кошка фекалии, мочу или то и другое вне своего туалета?

[ ] Фекалии [ ] Мочу [ ] То и другое

2. Как часто это происходит? [ ] Один раз в неделю [ ] Один раз в месяц

[ ] Один раз в день [ ] Постоянно

3. Когда вы обычно обнаруживаете мочу или фекалии кошки вне ее туалета? (в первой половине

дня, во второй половине дня, перед работой, ночью и т.д.)_

4. Где в доме (вне туалета) оставляет свои экскременты кошка? Пожалуйста, укажите, в каких(ой) комнатах(е) и в каких именно местах кошка оставляет экскременты вне туалета. Укажите также, где находятся эти места (около окон, дверей, растений, мебели и т.д.) и сколько всего мест в каждой комнате, в которых она обычно оставляет экскременты или метки

 

 Комната Места, где кошка оставляет экскременты или метки Число мест пачканья (экскременты/метки)
     
     
     
     

5. На обороте этой страницы нарисуйте план-схему дома с указанием мест, где установлены кошачьи туалеты и где были найдены экскременты (моча или фекалии). Кроме того, отметьте места, куда кошка уходит в случаях конфликта с другими кошками, а также все места, где такие конфликты происходили.

6. Меняли ли вы места установки кошачьего(их) туалета(ов)? [ ] Да [ ] Нет

Если ответ положительный, то как давно это произошло?_

Откуда и куда был перемещен кошачий туалет?_

7. Меняли ли вы тип наполнителя в кошачьем туалете? [ ] Да [ ] Нет

Если ответ положительный, то как давно это произошло_

Какой наполнитель был прежде и какой новый наполнитель вы выбрали?_

8. Не изменилась ли процедура чистки кошачьего туалета? [ ] Дз [ ] Нет

Чаще или реже его теперь чистят? [ ] Реже [ ] Чаще

9. Можете ли вы вспомнить какое-то происшествие, нечто такое, что могло вывести кошку из равновесия и предшествовало возникновению поведенческой проблемы (например, переезд в новый дом, появление нового жильца, рождение ребенка, необычный шум, новый временной режим вашей работы, появление в доме нового животного, изменение рациона)?_

10. Произошли ли в последнее время какие-либо изменения в вашем личном образе жизни?

11. Произошли ли в последнее время какие-либо изменения в ваших жилищных условиях?

12. Приходилось ли вам заставать кошку в момент, когда она совершала мочеиспускание или

дефекацию вне своего туалета? [ ] Да [ ] Нет

Каковы были ваши действия?_

Какой была реакция на них вашей кошки?_

13. Какую позу принимает кошка во время мочеиспускания или дефекации вне своего туалета?

[ ] Стоит [ ] Присаживается

14. Где вы обнаруживали следы мочи? [ ] На полу

[ ] На стенах на высоте 15-20 см от пола

15.    Это был след мочеиспускания или оставленная кошкой метка?

[ ] Мочеиспускание [ ] Метка

16. Живут ли поблизости от вас другие кошки? [ ] Да [ ] Нет

17. Возбуждается ли ваша кошка в присутствии других кошек? [ ] Да [ ] Нет

18. Были ли у вашей кошки раньше другие владельцы? [ ] Да [ ] Нет

Если ответ положительный, то возникали ли в том(тех) доме(ах) те же проблемы, что и у вас? []Да [ ] Нет

19. Если у вас несколько кошек, имеются ли в доме дополнительные туалеты для них?

[ ]Да [] Нисколько? _

Где они установлены?_

20. Каковы взаимоотношения вашей кошки с другими кошками, живущими в доме?

21. Дерется ли она с какой-либо из кошек, живущих в доме? [ ] Да [ ] Нет

22. Выявлялась ли ранее у вашей кошки инфекция мочеполового тракта? [ ] Да [ ] Нет

23. Когда в последний раз у кошки проводили бактериологический анализ мочи?_

24. Какие меры вы принимали для изменения поведения кошки?_

 

Агрессивность

 

На приведенные ниже вопросы ответьте, пожалуйста, в том случае, если проблемой является агрессивное поведение кошки.

1. Опишите последний инцидент проявления агрессии и условия, в которых это произошло (постарайтесь быть максимально точны, как будто бы вы пишете картину):

а) Где была кошка?_

б) Где по отношению к кошке находился каждый из присутствующих?_

в) Что делал каждый из них непосредственно перед инцидентом?

д) Какая у нее при этом была поза? Опишите положение ушей, хвоста, шерсти на спине или, если сочтете нужным, сделайте соответствующий рисунок._

2. Какова была ваша реакция на ее поведение?_

3. Как кошка реагировала на ваши действия?_

4. Была ли она каким-либо образом наказана?_

5. Если она укусила, то какой вид имела рана (прокол кожи зубами или рваная рана)?

6. Как часто данная проблема повторяется?

[ ] несколько раз в день [ ] несколько раз в неделю

[ ] несколько раз в месяц [ ] несколько раз в год

7. Когда кошка проявляет агрессию?

Когда ее оставляют одну? [ ] Всегда [ ] Обычно [ ] Редко [ ] Никогда

В присутствии членов семьи? [ ] Всегда [ ] Обычно [ ] Редко [ ] Никогда

 

И. Другие проблемы

 

Проявляет ли ваша кошка другие формы нежелательного поведения (например, царапается, истошно мяукает, поедает комнатные растения)?_

 

К. Вы и ваша кошка

 

1. Как бы вы охарактеризовали свои отношения с кошкой?

Взрослая владелица кошки_

Взрослый владелец кошки_

Дети__

2. Какие чувства вы испытываете в связи с поведением кошки в настоящий момент?

Взрослая владелица кошки_

Взрослый владелец кошки_

Дети__

3. При каких обстоятельствах вы бы допустили возможность эвтаназии кошки?_

4. Каких изменений вы ожидаете?_

5. Какие еще сведения о кошке и ее поведении вы могли бы добавить?_

Пожалуйста, предоставьте всю дополнительную информацию, имеющую, по вашему мнению, отношение к данному случаю_

Ответы на вопросы даны (кем)_

Подпись_ Дата

E Форма направления на прием к специалисту ^.<7^ по поведенческим проблемам

Настоящая форма утверждена Исследовательской группой по поведенческой терапии животных-компаньонов (the Companion Animal Behaviour Therapy Study Group) после консультации со специалистами Королевского ветеринарного колледжа, Великобритания (the Royal College of Veterinary Surgeons)

Поведенческие проблемы могут возникать как прямое или косвенное следствие имеющихся или перенесенных ранее внутренних болезней. Поэтому в каждом случае необходимо ветеринарное вмешательство для устранения органических причин поведенческого расстройства, а также для постановки диагноза и определения стратегии лечения расстройства. Заполнение данной формы предлагается в целях охраны здоровья вашего пациента и для подтверждения вашего согласия на направление его к специалисту по поведенческим проблемам. Просьба обратить внимание на то, что до тех пор, пока пациент не будет передан другому ветеринарному врачу, вы как постоянный ветеринарный врач клиента несете ответственность за лечение, консультирование и любые выписанные рецепты.

Направляющий / Контактный ветеринарный врач

Название клиники_

Адрес:_

Тел:

Факс:

Почтовый индекс_

Фамилия, имя клиента: _ Кличка пациента

Вид/порода _ Возраст_

Пол (вкл. интактн./ кастрирован.) _

Адрес:_ Тел: _

Почтовый индекс

Краткое описание поведенческой проблемы

Дата первого обращения_/_/_

Рассматривается ли вопрос эвтаназии? _

Настоящим я выражаю свое согласие на направление клиента, сведения о котором приведены выше, по поводу имеющейся поведенческой проблемы в:

название клиники, куда направляется клиент:_

Анамнез:

Дата последнего медицинского осмотра_/_/_ Вес_кг

Просьба указать, имеются ли в настоящем или имелись ли в прошлом отмеченные ниже патологии, и внести необходимые данные:

] Болезни ротоглотки ] Респираторные заболевания ] Заболевания органов чувств ] Болезни кожи и ее производных ] Болезни мочеполовой системы

[ ] Аллергические реакции

[ ] Сердечно-сосудистые заболевания

[ ] Эндокринные заболевания

[ ] Болезни пищеварительного тракта

[ ] Болезни скелетно-мышечного аппарата

[ ] Болезни нервной системы

Пожалуйста, приведите результаты проводившихся анализов и тестирования функционального состояния отдельных органов

Дата и цель применения общего наркоза

Подробные данные об имеющихся внутренних заболеваниях и проводимом лечении

Краткая история болезни / медицинская карта прилагается (ненужное зачеркнуть) Дополнительная информация прилагается [ ] Да [ ] Нет

Подпись:__Дата_/_/_

Я,_, владелец указанного выше животного, даю

свое согласие на передачу клинической информации о моем питомце, необходимую для проведения консультации.

Подпись:__Дата_/_/_

 

Словарь терминов

 

 

Агрессия (Agression)

Общий термин для всех элементов поведения нападения, обороны и угрозы.

Агрессия аффективная (Affective aggression)

Агрессивное поведение, сопровождаемое выраженной сменой настроения. Это означает, что оно связано с индивидуальной оценкой значимости угрозы, создаваемой пусковым раздражителем либо реакцией другой особи, например, в случае конкурентной агрессии. Хищное поведение не является формой аффективной агрессии.

Агрессия доминирования (Dominance aggression)

Агрессия, проявляемая собаками в ответ на социальное провоцирование; агрессия по отношению к владельцам в ситуации конкуренции в ответ на выражающие доминирование позы или действия хозяина. Не выяснено, действительно ли мотивирующим фактором для животных является повышение своего социального статуса или же они просто реагируют на угрозу. Называется также агрессией, связанной с социальным статусом, агрессией, связанной с доминированием, и иерархической агрессией.

Агрессия игровая (Play aggression)

Угроза нанесения вреда, возникающая во время игры.

Агрессия инструментальная (Instrumental aggression)

Агрессия, усвоенная в результате подкрепления (обычно неумышленного) поведения. Пример: собаку, набрасывающуюся на человека, пытаются отвлечь, предлагая ей лакомство.

Агрессия, обусловленная раздражением (Irritable aggression)

Агрессивное поведение, связанное либо с болевыми ощущениями, либо с эмоциональным возбуждением, снижающими порог проявления агрессии. Неспецифический термин, который может включать несколько этологически разных форм агрессии.

Агрессия, связанная со статусом (Status-related aggression)

См. Агрессия доминирования.

Альтруизм взаимный (реципрокный) (Reciprocal altruism)

Поведение животных, не связанных родством, при котором они помогают друг другу с ущербом для себя, поскольку велика вероятность получения ответной помощи или другой выгоды в дальнейшем.

Альтруизм (Altruism)

Поведение, при котором животное приносит пользу другому представителю (или представителям) своего вида, не получая непосредственной и явной выгоды для себя лично.

Альфа-особь (Alpha individual)

В любой группе возможны взаимодействия, в которых одна особь уступает другой. Если особь превосходит остальных членов группы, ее называют альфа-особью.

ARCAD

См. Система оценки возрастных когнитивноаффективных расстройств (ARCAD)

Взаимное ухаживание (аллогруминг) (Allogrooming)

Действия особей по уходу за шерстью друг друга.

Взрыв затухания (Extinction burst)

Интенсификация поведения, более не получающего подкрепления, перед его спадом.

Выработка инструментальных (оперантных) противоположных условных рефлексов (Instrumental aggression)

См. Замещение ответной реакции

Выработка классического (Павловского) условного рефлекса (Classical /Pavlovian/ conditioning)

Любая процедура, с помощью которой нейтральный раздражитель начинает вызывать рефлекторную ответную реакцию в результате ассоциации с безусловным раздражителем, регулярно вызывающим эту реакцию.

Выработка оперантных условных рефлексов (Operant conditioning)

Любая процедура, повышающая вероятность воспроизведения ответной реакции.

Выработка противоположного классического (респондентного) условного рефлекса (Classical /respondent/ counterconditioning)

Использование безусловной ответной реакции, например пищевой (поедание лакомства), в качестве альтернативы проблемному поведению; применяется с целью создания иной эмоциональной реакции на определенный раздражитель (незнакомых людей, животных и т.д.)

Выработка противоположных условных рефлексов (Counter-conditioning)

Обучение животного по-новому реагировать на раздражитель, вызывающий нежелательный ответ (например, на незнакомых людей, резкие звуки или других животных). Новая ответная реакция отличается от ранее приобретенной нежелательной реакции и не совместима с ней.

Выработка Скиннеровского (инструментального) условного (Skinnerian / instrumental/ conditioning)

Обучение методом проб и ошибок.

Габитуация (Habituation)

См. Привыкание.

Гиперактивность (гиперкинезия) (Hyperactivity/Hyperkinesis)

Редкий клинический синдром, характеризующийся сверхактивностью, сниженной способностью к концентрации внимания, импульсивностью, повышением базальных физиологических параметров в состоянии покоя и парадоксальной реакцией на амфетамины, действующих в этом случае как успокоительное.

Головоломки - дозаторы корма (Puzzle feeder)

Тип специальных игрушек со спрятанным в них кормом, которые требуют от животного решить некоторую задачу, чтобы получить корм.

Груминг (Grooming)

Уход за шерстью, чистка поверхности тела.

Дезориентация (Disorientation)

Замедленное узнавание людей, мест и предметов или полная утрата способности к их узнаванию.

Деменция (Dementia)

Общее снижение высших мозговых функций, обусловленное органическими или психологическими факторами. У собак ее часто называют “когнитивной дисфункцией”.

Десенситизация (Desensitization)

Ослабление чувственного восприятия. См. также Систематическая десенситизация

Десенситизация систематическая (Systematic desensitization)

Психотерапевтический метод, направленный на повышение порога ответных реакций животного на данную ситуацию; с этой целью животное

подвергают воздействиям раздражителей -компонентов ситуации - на уровне, не вызывающем нервного возбуждения.

Диада (Dyad)

Две особи, взаимодействующие друг с другом.

Диски тренировочные (Training discs)

Тренировочное вспомогательное средство, состоящее из ряда звенящих дисков и используемое для подачи сигнала при отрицательном наказании.

Дисфункция когнитивная (Cognitive dysfunction)

Возрастное нейродегенеративное расстройство у собак, приводящее к ухудшению высших функций головного мозга, в том числе памяти и обучаемости. Считается, что это расстройство сходно с деменцией типа болезни Альцгеймера у людей как по симптоматологии, так и по патофизиологии.

Доминирование (Dominance)

Взаимоотношения, определяющие право на ресурсы и устанавливающиеся в результате многократных агонистических взаимодействий.

Замещение ответной реакции (Response substitution)

Наложение одной поведенческой реакции, вызванной раздражителем, на другую, вызываемую тем же раздражителем. Например, можно научить собаку ложиться на подстилку -вместо того, чтобы лаять, - при звуке дверного звонка.

Затухание (Extinction)

Ослабление усвоенного поведения, когда обычно подкрепляемая реакция не получает подкрепления.

Зона центральная (Core area)

Зона на территории животного, в которой проявляются наиболее стабильные, само-подкрепляющиеся и социальные модели поведения.

Игрушки, содержащие корм (Activity feeders)

Устройства, заставляющие животное приложить усилия, чтобы получить корм. Например, животному приходится толкать предмет, чтобы выдавить из него пищу.

Иерархия подчинения (Subordinance hierarchy)

Система взаимоотношений между особями, характеризующаяся особым вниманием к сигналам подчинения как показателям относительного иерархического ранга.

Колонии кошек (Cat colonies)

Социальные группы кошачьих, формирующиеся при наличии достаточного количества ресурсов

Коммуникация аналоговая (Analogue communication)

Тон голосового общения и язык тела.

Коммуникация цифровая (Digital communication)

Связь с помощью символических и ритуализованных сообщений, включая вербальный язык людей и филогенетические ритуалы животных.

Конфликт внутренний (Conflict)

Результат стремления животного к воспроизведению одновременно двух или нескольких форм поведения, имеющих одинаковый уровень мотивации.

Копрофагия (Coprophagia)

Поедание фекалий.

Критические периоды развития (Critical periods)

Фиксированные короткие этапы развития, на протяжении которых происходит необратимое обучение. Этот термин не приложим к собакам и кошкам.

Лестница агрессивности (Ladder of aggression)

Непрерывная цепочка изменяющихся в зависимости от ситуации оборонительных поз собак; внизу лестницы размещены наименее явные сигналы, которые постепенно переходят -по мере подъема - в открытое проявление агрессии.

Мета-коммуникация (Meta-communication)

Процесс, посредством которого коммуникативный сигнал качественно определяет последующее поведение.

Мечение (Marking)

Оставление мочи (и, реже, фекалий) в качестве обонятельного сообщения; не связано с нормальным физиологическим опорожнением мочевого пузыря или кишечника.

Мечение фекалиями (Middening)

Оставление фекалий на видном месте; предположительно поведение мечения.

Наказание отрицательное (Negative punishment)

Устранение или откладывание приятного события в ответ на данное поведение; уменьшает вероятность воспроизведения поведения в аналогичных обстоятельствах в будущем.

Наказание положительное (Positive punishment)

Использование неприятного или аверсивного раздражителя в ответ на нежелательное поведение; уменьшает вероятность воспроизведения данного поведения в аналогичных обстоятельствах в будущем.

Намордник ремешковый (Basket-type muzzle)

Намордник, охватывающий пасть собаки наподобие клетки и мешающий ей укусить.

Недоуздок или поводок-уздечка (Head collar)

Ограничивающее свободу движений устройство, охватывающее животное вокруг шеи и морды, к которому можно прикреплять поводок.

Неотения (Neoteny)

Сохранение детских черт, как морфологических, так и поведенческих, во взрослом состоянии.

Нечистоплотное поведение в доме (House soiling)

Мочеиспускание или дефекация в помещении в неразрешенных местах либо оставление мочевых меток в доме.

Нечистоплотность (Inappropriate elimination)

Мочеиспускание или дефекация в помещении в не предназначенных для этого местах.

Обрызгивание мочой (Spraying)

Кошка оставляет мочу на вертикальных поверхностях из положения стоя.

Обучение ассоциативное (Associative learning)

Форма обучения, требующая от субъекта формирования ассоциации между двумя признаками или событиями.

Обучение правилам поведения в доме (House-training)

Процесс дрессировки животного с целью научить его совершать естественные отправления в разрешенном или специально отведенном для этого месте.

Обучение скрытое (Latent learning)

Приобретение информации, способной в дальнейшем повлиять на поведение, без явного немедленного изменения поведения.

Омега-особь (Omega individual)

В любой группе возможны взаимодействия, в которых одно животное уступает другому. Если одно животное постоянно уступает всем остальным в группе, его обычно определяют как омега-особь.

Онихэктомия (удаление когтей) (Onychectomy)1

Хирургическая операция, в ходе которой удаляется дистальная часть пальца.

Отбор родовой (семейный) (Kin selection)

Процесс, в ходе которого родственники могут сотрудничать с ущербом для себя, но с конечным выигрышем в виде повышения своего генетического потенциала, т.е. возможности передать потомству часть своих генов, присутствующих и у других родственников.

Ошейник строгий (Prong collar /pinch collar; spike collar/)2

Ошейник, состоящий из звеньев цепи с тупыми металлическими шипами, направленными внутрь. Когда собака натягивает поводок, шипы втыкаются ей в шею. Давление шипов снимается только снятием натяжения поводка.

Ошейник электрошоковый (Electric shock collar)2

Ошейник, подающий электрический ток к коже на шее животного по двум электродам. В зависимости от конструкции ошейник включается дистанционно владельцем или автоматически посредством датчика вибрации или громкого звука.

Парадигма (Paradigm)

Модель или философия, используемая для объяснения феномена.

Парадигма системная (Systemic paradigm)

Модель, рассматривающая систему, а не составляющих ее особей. Основное внимание уделяется правилам, управляющим системой, и средствам, позволяющим ей сохранять равновесие.

Педоморфизм (Paedomorphosis)

Сохранение детских морфологических черт в зрелости.

Период социализации (Socialization period)

Этап развития, на протяжении которого у молодого животного формируются первичные социальные взаимосвязи и проявляется социальное поведение.

Пикацизм (Pica)

Поедание несъедобных веществ и предметов типа камней, пластмассы или шерсти.

Поведение агонистическое (Agonistic behaviour)

Все формы поведения, связанные с борьбой, включая агрессию, убегание и поведение примирения.

Поведение респондентное (Respondent behaviour)

Формы поведения, биологически связанные с некоторыми раздражителями посредством врожденной предрасположенности.

Поводок-уздечка (Head collar)

См. Недоуздок

Погружение (Flooding)

Психотерапевтический метод, в соответствии с которым пациента подвергают нервному возбуждению и воздействию вызывающих страх раздражителей, не оставляя ему возможности спастись бегством. Воздействие продолжается до тех пор, пока животное не перестает реагировать на раздражитель. Цель метода — десенситизация животного по отношению к безвредным раздражителям.

Подготовленность (Preparedness)

Биологическая предрасположенность, способствующая более быстрому формированию ассоциаций определенных типов.

Подкрепление (Reinforcement)

Событие или действие, увеличивающее или снижающее вероятность повторного воспроизведения связанного с ним поведения в сходных обстоятельствах. Часто используется в узком смысле как вознаграждение за данное поведение.

Подкрепление прерывистое (Intermittent reinforcement)

Нерегулярное подкрепление определенного поведения.

Подкрепление аппетентное (Appetitive reinforcement)

Животному что-то показывают или дают, например корм, чтобы упрочить поведенческую ответную реакцию

Подкрепление дифференцированное (Differential reinforcement)

Подкрепление форм поведения, частота или продолжительность которых не отвечает заданным значениям.

Подкрепление, дифференцированный режим (Differential schedule)

Метод подкрепления, при котором время подкрепления требуемой ответной реакции определяется по некоторой качественной характеристике данного поведения.

Подкрепление непрерывное (Continuous reinforcement)

Подкрепление определенного поведенческого акта при каждом его воспроизведении.

Подкрепление отрицательное (Negative reinforcement)

Устранение или откладывание воздействия неприятного или аверсивного раздражителя в ответ на данное поведение; увеличивает вероятность воспроизведения поведения в аналогичных обстоятельствах в будущем.

Подкрепление положительное (Positive reinforcement)

Использование приятного раздражителя (вознаграждения) в ответ на желательное поведение; увеличивает вероятность воспроизведения поведения в аналогичных обстоятельствах в будущем.

Подкрепление, дифференцированный режим (Differential schedule)

Подражание (Observational learning)

Обучение тому, как поступать в данной ситуации, путем наблюдения за поведением другой особи в этой ситуации.

Привыкание (габитуация) (Habituation)

Неассоциативное обучение, предполагающее устранение реакции путем повторного воздействия вызывающего ее раздражителя без формирования связи между двумя событиями.

Раздражитель аверсивный (Aversive stimulus)

Раздражитель, вызывающий реакцию отвращения.

Раздражитель безусловный (Unconditional stimulus)

Раздражитель, вызывающий врожденную ответную реакцию.

Раздражитель условный (Conditional stimulus)

Нейтральный раздражитель, который после формирования ассоциации с безусловным раздражителем, вызывающим врожденную ответную реакцию, начинает вызывать ту же ответную реакцию

Реакция безусловная (Unconditional response)

Врожденная ответная реакция.

Реакция стрессовая (стрессовый ответ) (Stress response)

Физиологические, психологические и поведенческие реакции на угрозу нарушения гомеостаза (постоянства внутренней среды организма).

Реакция условно-рефлекторная (Conditional response)

Ответная реакция на условный раздражитель, возникающая как результат его ассоциации с безусловным раздражителем.

Сверхактивность (Overactivity)

Термин, описывающий состояние, в котором животное ведет себя активнее обычного. Это состояние часто бывает реакцией на недостаточное воздействие раздражителей в другое время. Не путать с гиперактивностью.

Система (System)

Совокупность элементов и взаимодействий между этими элементами

Система оценки возрастных когнитивноаффективных расстройств (ARCAD)

Система, позволяющая оценивать возрастные когнитивные и аффективные расстройства в баллах.

Социализация (Socialization)

Усвоение особью норм и способов взаимодействия (общения) с другими индивидами, необходимое для установления социальных взаимосвязей.

Социальное обучение (Social learning)

См. Подражание

Способность контролировать ресурсы (Resource-holding potential)

Показатель конкурентоспособности, делающий предсказуемым исход взаимодействий между конкурентами (соперниками). Обусловлен как физическими характеристиками (например, величина, вес, возраст), так и исходом предыдущих стычек между знакомыми особями.

Старая (престарелая) собака или кошка (Geriatric /senior/ dog or cat)

Рабочее определение собаки или кошки старше 8 лет; однако скорость старения зависит от породы, размеров, питания и образа жизни.

Страх (Fear)

Эмоция, вызывающая адаптивную ответную реакцию, позволяющую животному избегать ситуаций и видов активности, которые могут оказаться опасными.

Стрессор (стрессовый фактор) (Stressor)

Раздражитель, вызывающий реакцию стресса.

Терапевтическая связь (Therapeutic bond)

Эффективные социальные и профессиональные взаимоотношения, связывающие клиента и ветеринарного врача и облегчающие точное осуществление лечения.

Терапия феромонами (феромоновая терапия) (Pheromone therapy)

Клиническое применение химических веществ, аналогичных вырабатываемым животными естественным путем для внутривидовой коммуникации.

Тревога (Anxiety)

Ожидание опасности или вреда.

Тревога разлуки (Separation anxiety)

Группа связанных с разлукой проблем, характеризующихся высоким уровнем тревоги в ожидании ухода хозяина (или члена семьи) и последующими поведенческими реакциями в его отсутствие, включая голосовую активность, совершение естественных отправлений, деструктивное поведение и гиперсаливацию.

Удавка (Choke chain) 2

Ошейник со звеньями металлической цепи, используемый при дрессировке для контроля поведения собаки. При рывке цепь стягивает ошейник вокруг шеи собаки. Если ошейник применяется правильно, он натягивается и затем, когда натяжение ослабевает, легко скользит, расслабляя охват вокруг шеи (иногда его называют контрольной цепью). Если же ошейник применяется неправильно, то он остается стянутым и ослабляется с трудом.

Упряжь (Harness)

Ограничивающее свободу движений устройство, охватывающее животное по нижней части шеи и вокруг груди.

Фазы повышенной восприимчивости (Sensitive phases)

Этапы развития, во время которых животное особенно восприимчиво к определенному обучению, причем образующаяся у него ассоциация сравнительно устойчива и долговечна.

Фобия (Phobia)

Чрезмерная навязчивая реакция страха, непропорциональная фактической или потенциальной угрозе и не имеющая приспособительного значения.

Фрустрация (Frustration)

Эмоциональное состояние, вызванное невозможностью удовлетворить какую-то потребность, проявить мотивированное поведение.

Эпигенез (Epigenesis)

Процесс формирования фенотипа, включающий взаимодействие между окружающей средой и генотипом особи.

Ярость (Rage)

Термин, используемый для описания экстремальной формы агрессии; ее диагностические критерии не выяснены

1 Британская ассоциация ветеринарии мелких животных и Королевский ветеринарный колледж считают неэтичным рутинное удаление когтей у кошек, производимое ради того, чтоб животное не могло царапаться.

2 Британская ассоциация ветеринарии мелких животных (BSAVA) и редакторы настоящего пособия считают недопустимым — из-за возможности злоупотреблений или неумелого употребления — применение дрессировочного снаряжения, способного вызывать физическую боль или дискомфорт у животного, за исключением особых случаев и только после консультации с ветеринарным врачом. Перед тем как рекомендовать использование подобного дрессировочного снаряжения, ветеринарному врачу тоже следует посоветоваться со специалистом по поведенческим вопросам.

 

Предметный указатель

 

 

Агрессия 231-248

аффективная 231-232 влияние кастрации 236 влияние овариогитерэктомии 236 и гормоны 235-236 и наказание 241-242 и нейромедиаторы 236-238 и потенциал ресурсо-держателя 234 и страх 241 -242 и тревога 241 -242

клиническая классификация 238-241

конкурентная 233

лечение

медикаментозное лечение 244-245 модификация поведения 243-244 первая поведенческая помощь 242 медикаментозное лечение 244-245 мотивация 240 оборонительная 234 определение 231 поведенческие парадигмы 234 предупреждение у щенков и котят 73-76 причины 232-233 прогноз 245 против хозяина 240-241

риск при проведении поведенческой консультации 242-243 сбор анамнеза 83

связанная с доминированием 233-234, 241 хищная 234

(см. также Агрессия у кошек; Агрессия у собак) Агрессия у кошек 178, 275-289 диагноз 278-283 и тревога 241-242 игровая 105-106



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.275 с.)