Скорость выработки ответной реакции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Скорость выработки ответной реакции



 

Как правило, быстрее всего ликвидируются наиболее явные признаки, тогда как устранение менее выраженных требует намного больше времени. Упорное продолжение занятий, после того как видимое возбуждение уже исчезло, позволяет закрепить новую усвоенную реакцию, но при этом может сделать ее менее генерализованной. Улучшить генерализацию реакции можно, если по достижении первоначальной адаптации использовать разнообразные, но похожие друг на друга раздражители.

Агрессия животного на поводке

Метод погружения часто применяется в отношении тех собак, которые, находясь на поводке, агрессивно реагируют на других собак, и при этом установлено, что подобное поведение является в значительной степени проявлением приобретенной реакции страха. Нередко такая агрессия неумышленно подкрепляется владельцем, натягивающим или дергающим поводок при любом возбуждении своего питомца, что поощряет попытки последнего отогнать другую собаку. Погружение в этих случаях проводится следующим образом.

1. Собаку привязывают, как описано выше. Если хозяин не способен воздержаться от рефлекторного подергивания поводка или окрика, следует надежно привязать собаку к столбу.

2. Затем подводят к ней на поводке “подсадную” (“нереактивную”) собаку, сохраняя достаточное расстояние, чтобы вызвать проблемную ответную реакцию. Подсадная собака остается на этом расстоянии до тех пор, пока собака-пациент не перестанет на нее реагировать.

3. Как только пациент расслабился, подсадную собаку подводят ближе (но она по-прежнему вне досягаемости). Это почти неизбежно вызовет повторную реакцию пациента, который на этот раз успокоится быстрее.

4. Тогда владельцу рекомендуют поощрить своего питомца спокойно, не усиливая возбуждение (дифференцированное подкрепление противоположного поведения), например нежным поглаживанием и успокаивающей интонацией.

5. Процесс повторяется, и подсадную собаку уводят только тогда, когда она может свободно пройти мимо пациента.

6. По ходу подобного затухания реакции па

циент часто поглядывает на хозяина, особенно если раньше тот невольно поощрял нежелательное поведение. Владельцу следует избегать зрительного или любого другого контакта, поскольку это усиливает возбуждение и замедляет адаптацию. По мере того, как пациент учится контролировать свое возбуждение, он может также демонстрировать ряд смещенных реакций, например обнюхивать землю, кружиться, задирать лапу, поворачивать голову и зевать. Все это хорошие прогностические признаки прогресса в лечении. Затем процедуру повторяют с использованием разных подсадных собак и в разной обстановке. *

Не следует прибегать к методу погружения, пока не соблюдены необходимые предварительные условия. Если врач знает этот метод недостаточно хорошо, лучше поискать другой путь во избежание неумышленного усугубления проблемы.

 

Звуковые раздражители, применяемые при дрессировке_

 

Формирование условного рефлекса происходит значительно легче, если условный раздражитель является новым для животного. По этой причине желательно ввести новую словесную команду, чтобы сформировать у животного поведенческую реакцию, выработать которую ранее хозяину не удавалось.

Новые раздражители важны также и потому, что они привлекают внимание, увеличивая скорость формирования ассоциации. Этот процесс можно сделать еще более эффективным, если обеспечить адекватность раздражителя и в других отношениях (например, по его интенсивности).

В качестве подобных условных раздражителей широко применяются два средства дрессировки — трещотки и тренировочные диски. Вначале формируется условный рефлекс на эти раздражители.

Ничего “магического” в них нет: того же эффекта можно достичь с помощью устной похвалы и выговора; но упомянутые выше средства обнаруживают некоторые преимущества. Звук каждого уникален и различим, что выделяет их из общего шумового фона. Некоторым владельцам трудно привлечь внимание питомца с помощью своего голоса; к тому же звук голоса для животного может быть неоднозначен, поскольку в прошлом он часто использовался как для похвалы, так и для порицания. Дрессировочные звуковые раздражители лишены такого недостатка, поэтому с ними новые ассоциации формируются быстрее.

 

Трещотки

 

Как только раздается звук трещотки, животному дают лакомство. В результате быстро формируется ассоциация: трещотка предвещает вознаграждение. Считается, что в результате установления прочной ассоциации трещотка сама по себе приобретает некоторые положительные подкрепляющие свойства и, подобно тому, как устная похвала служит вознаграждением, становится заменой лакомству.

Трещотки просты в применении, и многие владельцы находят эту форму подкрепления более удобной, чем устная похвала, которую к тому же часто произносят с задержкой, формируя этим несоответствующие ассоциации или замедляя обучение. Трещотку можно использовать как сигнал того, что животное ведет себя правильно, даже если оно находится на некотором расстоянии от хозяина. Это является большим преимуществом по сравнению с лакомством. Еще одно преимущество состоит в том, что питомец меньше концентрируется на хозяине как на источнике вознаграждения и поэтому способен более свободно проявлять целый ряд моделей поведения. Более подробно об использовании трещоток говорится в работе Джонса (Jones, 1999).

 

Тренировочные диски

 

Диски (фиг.5.7) используются как сигнал изъятия вознаграждения. Лакомство кладут перед собакой; когда собака приближается к нему, диски роняют и одновременно убирают лакомство. Следовательно, диски служат сигналом отрицательного наказания. Когда диски впервые применяют в тихом закрытом помещении типа ветеринарной клиники, собака обычно быстро реагирует, возвращаясь к хозяину при этом звуке. Если такое поведение подкрепить лакомством, то диски превратятся в форму команды “Ко мне!” и приведут к условнорефлекторному избеганию раздражителя.

 

Фиг.5.7.

 

Тренировочные диски

Звук дисков может использоваться для контроля поведения во многих случаях (например, когда животное вырывается из дверей или когда оно перевозбуждается); более подробное описание и примеры приводит Фишер (Fisher, 1990). Применение тренировочных дисков наиболее эффективно, если владелец комбинирует их с положительным аппетентным подкреплением желательного поведения (в данном случае — приближение к хозяину). По истечении периода выработки условного рефлекса можно надежно объединить диски с вызывающими проблему раздражителями, которые раньше отвлекали внимание собаки; в результате эти раздражители превратятся в сигналы возвращения к хозяину.

 

Литература

 

Borchelt FL, Voith VL (1996) Punishment. In: Readings in Companion Animal Behavior, ed. VL Voith and PL Borchelt, pp. 72-80. Veterinary Learning Systems, Trenton, New Jersey Chance P (1994) Learning and Behavior, 3rd edn. Brooks/Cole, Pacific Grove, California Donaldson J (1996) The Culture Clash. James and Kenneth, Berkeley, California Fisher J (1990) Think Dog. Blandford, London Jones D (1999) The Clicker Workbook-А Beginner’s Guide. Howl “n" Moon Press, Eliot, Maine Lieberman DA (1993) Learning, Behavior and Cognition, 2nd edn.

Brooks/Cole, Pacific Grove, California Lindsey SR (2000) Handbook of Applied Dog Behavior and Training. Iowa State University Press, Ames, Iowa Mackintosh NJ (1974) The Psychology of Animal Learning.

Academic Press, London Mackintosh NJ (1983) Conditioning and Associative Learning.

Clarendon Press, Oxford Marder A, Reid PJ (1996) Treating canine behavior problems: behavior modification, obedience and agility training. In: Readings in Companion Animal Behavior, ed. VL Voith and PL Borchelt, pp. 56-61. Veterinary Learning Systems, Trenton, New Jersey

Martin G, Pear J (1992) Behavior Modification: What It Is and How to Do It, 4th edn. Prentice Hall, Englewood Cliffs, New Jersey

Mills DS (1997) Using learning theory in animal behavior therapy practice. Veterinary Clinics of North America: Small Animal Practice 27, 617-635 Premack D (1959) Toward empirical behavioural laws, 1: Positive reinforcement. Psychology Review 66, 219-233 Pryor К (1999) Don’t Shoot the Dog. Bantam Books, New York Reid PJ, Borchelt PL (1996) Learning. In: Readings in Companion Animal Behavior, ed. VL Voith and PL Borchelt, pp. 62-80. Veterinary Learning Systems, Trenton, New Jersey Reid PJ (1996) Excelerated Learning. James and Kenneth, Berkeley, California Rolls ET (1999) The Brain and Emotion. Oxford University Press, Oxford

Spreat S, Spreat SR (1982) Learning principles. Veterinary Clinics of North America: Small Animal Practice 12, 593-606 Walker S (1987) Animal Learning. Routledge & Kegan Paul, London Wolpe J (1958) Psychotherapy by Reciprocal Inhibition. Stanford University Press, Stanford, Connecticut Zeiler MD (1971) Eliminating behaviour with reinforcement. Journal of Experimental Analysis of Behavior 16, 401 -405

 

Глава 6

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.007 с.)