Сердце разума. Практическое использование методов НЛП 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сердце разума. Практическое использование методов НЛП



Стив Андреас, К. Андреас

Сердце разума. Практическое использование методов НЛП

 

Как преодолеть страх перед аудиторией

 

Джоан занималась организацией кампаний для местных конгрессменов. По роду своей деятельности ей часто приходилось устраивать публичные презентации в присутствии различного количества людей. И несмотря на то, что это ей всегда удавалось, она испытывала при этом значительный дискомфорт. Стоило ей только встать для произнесения речи, как все в ней напрягалось, горло сжималось, а голос становился высоким и пронзительным. По ее словам, у нее не было контакта с людьми, к которым она обращалась с речью. Однако она получала удовольствие от обращения с небольшими группами людей после презентации. В это время она чувствовала, что была связана с ними, как с личностями, и не ощущала сложности в общении. Джоан нравилась именно эта сторона ее работы.

 

Как размышления Джоан порождали страх перед аудиторией

 

Когда я поинтересовался у Джоан, имеет ли она представление о том, каким образом она создает у себя состояние напряженности и дискомфорта, Джоан ответила, что нет. Поскольку необходимая мне информация была «подсознательной», я попросил Джоан мысленно вернуться в проблемную ситуацию с тем, чтобы узнать, что она сможет при этом обнаружить.

— Представьте одну из тех ситуаций, когда это с вами происходит, и войдите в нее до момента, пока вы полностью не погрузитесь в ту атмосферу… (Три точки (…) будут использоваться в книге для обозначения паузы.)

Когда она кивнула, я продолжал:

— Теперь представьте, что Вы встаете и направляетесь к тому месту, где вам предстоит выступать. По мере того как Вы это делаете, отметьте, что из того, что Вы ощущаете, вызывает напряжение…

Джоан выполнила то, что я ее просил, и я увидел, как поднимаются ее плечи, как напрягается грудная клетка. А когда она заговорила, ее голос действительно стал более высоким и пронзительным. Таким образом я понял, что в тот момент она вновь переживает проблемную ситуацию. Когда Джоан делилась со мной своими ощущениями, она детально описала чувство напряженности и дискомфорта, но она по-прежнему не имела представления о том, что их порождало. Я должен был еще немного помочь ей.

— Закройте глаза и вновь представьте, что вы стоите перед аудиторией. Обратите внимание: может быть, вы что-то себе мысленно говорите, может быть, у вас возникают какие-либо внутренние образы… Постарайтесь присмотреться к аудитории, замечаете ли вы что-нибудь необычное в глазах людей?

Поскольку до этого я уже имел дело с людьми, боящимися аудитории, я знал, что подобный страх возникает из-за того, что человек представляет, как на него смотрят, как о нем судят, какими кажутся глаза и лица людей.

Через некоторое время Джоан слегка вздрогнула и сказала: «О! Какие же у них картонные глаза! И все эти пустые глаза, глаза, лишенные всякого выражения, пристально смотрят на меня!»

Если вы представите себя на месте Джоан и увидите перед собой зал, полный пустых глаз, вам легко будет понять, почему она испытывала такое напряжение и не ощущала контакта с аудиторией! Теперь, когда я знал, каким образом Джоан создает проблему, следующим моим шагом было превратить данную проблему в что-либо более полезное.

 

Создание комфорта

 

— Находясь перед аудиторией, постарайтесь увидеть за пустыми глазами истинные глаза людей. Начните с одного человека и, когда вы увидите его настоящие глаза, перейдите к следующему. Продолжайте входить в контакт с глазами людей, находящихся в зале, делайте это с необходимой для вас скоростью, а затем скажите мне, как это влияет на ваши ощущения…

В результате выполнения моих указаний, грудная клетка и плечи Джоан расслабились, а на губах появилась легкая улыбка. Через полминуты голос ее стал таким же низким, каким он был при нормальном общении.

— Сейчас мне гораздо легче. Я могу видеть людей, и я чувствую себя более расслабленной. Но я по-прежнему не ощущаю контакта с ними.

Когда я спросил у Джоан, в чем причина этого сохраняющегося чувства разобщенности, она задумчиво ответила:

— Мне кажется, это вызвано тем, что я нахожусь над ними. Даже тогда, когда я стою не на сцене, у меня такое чувство, что я стою где-то высоко, а они сидят внизу, то есть я по-прежнему выше, чем они. Я не люблю смотреть на людей свысока. Так мы не можем встретиться с глазу на глаз.

Поскольку в будущем ей предстояло находиться действительно над людьми, к которым она обращалась, моей задачей было дать ей почувствовать, что, несмотря на физическую разницу в высоте, она общается с людьми с глазу на глаз. И первым шагом к этой цели было убедить ее, что это возможно.

— Джоан, испытывали ли вы когда-нибудь чувство, что выступающий даже с высокой трибуны обращается непосредственно к вам?

Джоан подумала и ответила: «Да, такое случалось».

— Хорошо. Таким образом, вы знаете, что это возможно. Теперь я хочу, чтобы вы закрыли глаза и вновь вернулись на ту презентацию. Обратите внимание, каким образом выступающему удается установить такой личностный контакт, будучи чисто физически на другом уровне.

Через некоторое время Джоан открыла глаза, улыбнулась и сказала:

— Он смотрел на аудиторию и улыбался, и некоторые люди улыбались в ответ… А я, когда бы ни выступала, я всегда испугана, и мое лицо настолько напряжено, что я не в состоянии улыбаться.

— Хорошо. Теперь, когда вы чувствуете себя более уютно, находясь перед аудиторией, вам не составит труда улыбнуться, не так ли? Давайте попробуем! Закройте глаза и представьте, что вы встаете, чтобы начать презентацию. Прежде чем начать, постарайтесь улыбнуться людям и обратите внимание на то, кто улыбнется в ответ. Некоторые люди улыбнутся, а некоторые — нет, но в любом случае это послужит началом ваших личностных взаимоотношений с группой.

Через некоторое время Джоан широко улыбнулась и сказала: «Это действительно помогает. Некоторые из них улыбнулись мне, и у меня такое чувство, что я связана с ними. Как же это оказалось просто!»

Важно было не заставить Джоан улыбнуться, а найти что-то, что дало бы ей почувствовать ту связь с аудиторией, к которой она стремилась.

Занятие с Джоан заняло около пятнадцати минут. Спустя несколько недель Джоан сообщила мне, что во время последних презентацией она чувствовала себя раскрепощенной, она испытывала чувство комфорта и ощущала контакт с аудиторией.

 

Самосознание: понять себя

 

Многие из нас ищут в других людях заверения в том, что мы сами редко испытываем или не испытываем никогда. Если мы не считаем себя способными, сексуальными, привлекательными и т. д., мы часто пытаемся найти таких людей, которые сказали бы нам об этом. Очень важно развивать у себя внутреннее чувство обладания этими качествами, и тогда не придется отчаянно искать тому внешних подкреплений. Я решил проверить, имеет ли это какое-то значение для Энн.

Я спросил Энн, считает ли она себя привлекательной. Энн была несколько озадачена и сконфужена. «Привлекательными нас делает любовь окружающих, она не является чем-то данным», — сказала она.

Очевидно, привлекательность не входила в самооценку Энн, следовательно, я был на верном пути. Если бы Энн считала привлекательность одной из своих собственных характеристик, то приятное чувство любви, в котором она нуждалась, вероятно, сопутствовало бы ей постоянно.

Тогда я спросил Энн: «А что бы произошло, если бы вы вдруг сочли себя привлекательной?» Женщина ответила: «Это было бы по меньшей мере странно».

Ответ Энн послужил еще одним доказательством того, что ей было бы полезно считать себя привлекательной.

 

Альтернатива заброшенности

 

В литературе, посвященной взаимозависимости уже писалось об излишней привязанности, свойственной многим людям. Результатом этого является страх быть покинутым. Если мы поймем, что зависим от других в чем-то очень важном, как это было с Гейл, мы с ужасом отнесемся к возможности потерять их. Такие люди нуждаются в позитивной замене, способной усилить их чувство собственной личности, что мы и предложили Гейл.

Один из наших коллег, Роберт МакДональд, отметил в одной из своих работ, посвященной взаимозависимости, что многие люди, жалующиеся на эту проблему, мысленно представляют, что физически связаны с родителями, супругом или с каким-либо другим важным человеком. Один мужчина сказал, что у него было такое чувство, что его отец прикреплен к его груди. Женщина представляла свою мать маленькой и скрученной, прилипшей к ней, как какая-то улитка. Есть люди, которые представляют, что связаны с другими людьми невидимыми нитями.

На первый взгляд это может показаться довольно странным, но во всем этом есть определенный смысл. Чувство зависимости, как и любое другое чувство, должно иметь внутреннюю ментальную структуру. Если человек зависит от другого человека, ему необходимо ощущать тесную связь. Короткая нить или близость тел — это типичный способ ощущения взаимозависимости.

Если такие люди представляют, что отсоединяются от другого человека, их обычно охватывает страх быть покинутым. Чтобы помочь этим людям найти именно то, к чему они стремятся, Роберт и я разработали следующий процесс, оказавшийся очень эффективным.

 

Сексуальная реакция

 

Беверли очень страдала от того, что сама она называла «сексофобией» и отвращением к мужчине. Она боролась с неприязнью к сексу с того самого момента, когда она перенесла тяжелое моральное потрясение в результате своей ранней связи. В то время когда она внезапно забеременела, Беверли жила с мужчиной, который, узнав о случившемся, немедленно ретировался, предоставив ее самой себе. Хотя Беверли была против абортов и думала, что никогда этого не допустит, она была вынуждена пойти на этот шаг.

Поскольку корни жалобы Беверли уходили в прошлую психологическую травму, я пошел тем же путем, как и в случае с Сэлли. В качестве переживания источника Беверли выбрала переживание, вызванное смертью подруги, происшедшей из-за ошибки Беверли. Когда она сказала мне об этом, я был несколько озадачен, поскольку большинство людей выбирают «позитивные» переживания. Поразмыслив, я решил, что она оказалась умнее, чем я: она выбрала как раз такое переживание, которое бы подготовило ее к восприятию аборта.

Когда спустя два месяца я беседовал с ней по телефону, она сообщила мне, кто ощущает совершенно новое для нее желание построить отношения с мужчиной, но на данный момент не нашла еще подходящей кандидатуры. Еще через два месяца она позвонила мне и оставила послание: «Пришло серьезное испытание, и я его блестяще выдержала». Она нашла свою любовь и наслаждалась интимностью и сексом, при этом от прежнего страха и отвращения не осталось и следа.

 

Метод

 

Данный метод, названный «разрушением решения», был не так давно разработан Ричардом Бэндлером, одним из авторов НЛП. Метод опирается на утверждение, которого многие из нас придерживаются: наше прошлое влияет на наше настоящее и будущее. Если прошлый травмирующий опыт может позднее порождать проблемы, то можно предположить, что положительный жизненный опыт может впоследствии служить чем-то вроде имеющихся у вас в запасе возможностей.

Каждый из нас делает «выводы» или принимает «решения», основываясь на своем жизненном опыте. Эти выводы могут сильно повлиять на то, как мы прореагируем на дальнейшие переживания. Многие из наших убеждений были сформированы под воздействием одного чрезвычайно важного переживания, другие убеждения возникли в результате серии менее сильных переживаний.

Например, один случай, произошедший с Сэл, позволил ему сделать вывод, что он не сможет учиться. Когда ему было три года, он стащил с полки головоломку и попытался ее разрешить. Головоломка предназначалась для шестилетнего ребенка, но Сэл не знал этого. Он даже не мог полностью осознать, что шестилетнему ребенку доступно нечто, что недоступно трехлетнему. Ему было ясно лишь одно: он пытался решить головоломку, но у него ничего не вышло.

Родители Сэла, находившиеся в комнате, наблюдали за растущим разочарованием и расстройством ребенка. Они были в замешательстве, почему их ребенок рыдает над головоломкой, и не знали, что делать. Наконец отец, вышедший из состояния фрустрации, сказал: «Оставь головоломку в покое. Ты все равно ничему не научишься». В следующий раз, когда Сэл вновь принялся за головоломку, и у него вновь ничего не вышло, он вспомнил предыдущий случай, свою неудачу и слова отца. «Он прав. Я не могу научиться», — подумал мальчик. Он отложил головоломку в сторону, не приложив на этот раз больших усилий, и отправился на поиски более «легкого» занятия.

Позднее подросший Сэл пытался разобрать старые часы с помощью отвертки. Ему нравилось разбирать вещи. Иногда такое занятие требует от человека достаточно воображения. Необходимо представить, что откручивать и в каком порядке. Вскоре одна деталь вызвала у Сэла затруднение, он не знал, как к ней подступиться. Вспомнив о своей прошлой неудаче, он не стал долго раздумывать. Он отставил часы в сторону, решив, что это еще одно доказательство его неспособности что-либо сделать.

В дальнейшем было еще много случаев, укрепивших Сэла в мысли, что он ни к чему не способен. Основываясь на прошлом опыте, Сэл уже был готов думать точно так же о последующих событиях. Тем самым он укреплял свои ранние убеждения о собственной ограниченности.

В отличие от Сэла, первые переживания Глена окрасили его будущее в более яркие краски. Когда Глену исполнилось четыре, его родители переехали из пустыни в штат Огайо, где было много деревьев. Глен еще не привык к деревьям, и ему страшно хотелось взобраться на одно из них. Выбрав себе подходящее дерево, Глен принялся перебираться с одной ветки на другую, взволнованный этим новым для него занятием. Когда он был уже довольно высоко, Глен осмотрелся, остался доволен увиденным и решил, что пора спускаться. Тут он впервые посмотрел вниз и застыл в ужасе. Он вцепился в ветку и стал звать на помощь маму, которая находилась неподалеку. Подбежавшая на зов сына мать, сама была напугана увиденным. Однако она взяла себя в руки и спокойно сказала: «Глен, это хорошо, что ты крепко держишься за ветку. Ты сумел забраться на дерево, значит ты сможешь и спуститься с него. Опусти ногу и постарайся поискать ветку, способную выдержать свой вес». Услышав голос мамы, Глен немного успокоился. Он почувствовал больше уверенности в себе, когда понял, что он сам сумел преодолеть эту высоту. Мальчик принялся медленно и осторожно спускаться вниз. Хотя в будущем Глен стал осмотрительным, взбираясь на деревья, но в этот раз, спустившись на землю, он приобрел чувство уверенности — уверенности в том, что он может полагаться на себя самого.

Этот случай запомнился Глену. В школе, сталкиваясь с трудными задачами, Глен вспоминая как он карабкался на дерево, осознавал, что это для него постижимо, и продолжал настойчиво искать решение. При этом он непременно добивался успеха, в то время как все его друзья отступали. Каждый новый успех служил для него дальнейшим подтверждением того, что он способен научиться и преуспеть в делах.

Обычно причиной наших негативных выводов, как в случае с Сэлом, является наше непонимание в определенный момент того, что окружающие нас люди в некоторой степени ограничены. Разумеется, у отца Сэла даже в мыслях не было внушить сыну, что он неудачник. Он просто был очень расстроен и не знал, как поступить. В подобных ситуациях дети часто думают о себе дурно, вместо того, чтобы понять, что все дело лишь в ограниченности других людей. Если мы поймем, как действуют на нас сильные переживания, мы получим ключ к тому, каким образом можно добиться значительных изменений в травмирующих переживаниях, идущих из нашего прошлого.

Непосредственно изменить травмирующее переживание будет, возможно, очень сложно, так как реакция человека на эту психологическую травму достаточно сильна. Это можно сравнить со строительством дома во время землетрясения. Однако у нас есть возможность создать позитивные, исцеляющие переживания, имеющие место до того, как произошла психологическая травма. Если вы построите хороший дом, он наверняка выдержит дальнейшие землетрясения. Придав новому воспоминанию характеристики сильного позитивного переживания, вы можете быть уверены в том, что в дальнейшем оно сможет положительно влиять на все события. Хотя человек и осознает, что он сам создал это воспоминание, но, тем не менее, оно, благодаря своим свойствам, имеет неосознанную силу реального воспоминания.

 

Восстановление слуха

 

В одном ухе у Дика был слуховой аппарат, а в другое ухо ему хирургическим путем вставили искусственный камертон. Но, несмотря на это, Дик часто не был способен улавливать голоса и звуки, доступные слуху здорового человека. Проблемы со слухом начались у Дика после случая, произошедшего несколько лет назад. Когда самолет пролетал над Персидским заливом на высоте 40 000 футов, иллюминатор внезапно разбился, вызвав при этом моментальную и полную разгерметизацию. Самолет не был снабжен удобными кислородными масками, которые существуют теперь в самолетах, и пилот вынужден был быстро опуститься на высоту 10000 футов, где есть кислород для дыхания. Быстрое падение давления и перепад в 30 000 футов оказались губительными для ушей Дика. При резком падении в евстахиевой трубе оказалась воздушная яма. Позднее Дик перенес операцию на ухе, когда в это ухо была вставлена трубка, предназначенная для регулирования давления воздуха. По словам Дика, позднее доктора сказали ему, что эта операция еще больше травмировала ухо, вызвав отосклероз, или, иначе говоря, раннее старение уха.

Следуя рекомендациям врача, Дик перенес затем операцию на правом ухе. Врачи установили в нем металлический камертон, замещавший затвердевшую наковальню. Эта операция помогла восстановить слух Дика до первоначального уровня. Однако Дик часто страдал от боли и звона в ушах.

С каждым годом способность Дика слышать левым ухом становилась все хуже и хуже. Сначала он заметил, что, слушая в стереонаушниках плеер, он слышит хуже левым ухом. Ему приходилось увеличивать громкость в левом наушнике до 9, в то время как в правом она оставалась на 1. Когда Дик проверил слух, то оказалось, что его левое ухо слышало в диапазоне 60–70 децибел. До случая в самолете Дик много раз проверял слух и каждый раз оказывалось, что оба уха у него слышат в диапазоне 10 децибел. Это было несколько ниже среднего уровня, но тем не менее считалось нормальным. Для сравнения: уровень звука перед усилителем во время выступления рок-группы колеблется в районе 90 — 100 децибел.

В тот день, когда я обучал группу способу разрушения решений, Дик забыл дома слуховой аппарат. В обучении этому методу каждый член группы попеременно становился клиентом, ведущим и наблюдателем. Когда настала очередь Дика быть клиентом, у него даже в мыслях не было восстановить слух. Все о чем он мечтал — это приобрести общее ощущение здоровья, благополучия и равновесия в жизни.

Сначала он выбрал тот момент, когда его здоровье было более крепким. Он вернулся в то время, когда, будучи подростком, он чувствовал себя в прекрасной форме как физически, так и эмоционально. Он выбрал такой момент в жизни, когда он был полон энергии, схватывал все на лету и был одинаково силен и физически, и эмоционально. В это время он также обладал способностью принимать хорошие решения. Когда Дик погрузился в это время, чтобы вновь все ощутить, он дал себе установку не приобретать каких-либо особых изменений, «…с тем, чтобы различные моменты синтезировались непроизвольно, так, как им этого захочется». Дик сообщил нам, что ощущение здоровья видится ему в виде волны. Перед ним встал образ «скульптуры» из песка, которую можно перевернуть и увидеть, как песок создает новые рисунки. Здоровье напомнило ему «плавное движение волны» песка. Когда Дик полностью погрузился в это ощущение, он позволил себе быстро перенестись во времени, перенеся ощущение абсолютного здоровья в настоящее. Опираясь на ощущение здоровья в данный момент, Дик увидел себя идущим в будущее все с тем же ощущением здоровья.

Когда Дик закончил, он был озадачен, услышав шум падающей воды. Оглянувшись, он понял, что звук исходил от фонтана, находящегося недалеко от нас, на который раньше он просто не обращал внимания. Затем он заметил, что слышит звук левым ухом! Большинство из нас с трудом поверило, что Дик так внезапно вновь приобрел слух. Многие люди во время семинара проверяли Дика и, стоя позади него, произносили слова шепотом. Ведь всего полчаса назад он ничего этого не слышал. Позднее медицинские исследователи подтвердили субъективное ощущение Дика: его левое ухо, слышавшее в диапазоне 60–70 децибел, слышит теперь в диапазоне 10 децибел, как это было до случая в самолете.

Год спустя я спросил Дика, что изменилось в его жизни с того момента. Дик сказал, что он больше не нуждается в слуховом аппарате и что, по правде говоря, он вообще потерял его. Он больше не страдает от звона в ушах и не испытывает боли.

— А недавно я присутствовал на конференции и получил истинное наслаждение от того, что сидел на последнем ряду, — сказал Дик, — раньше мне приходилось сидеть со слуховым аппаратом на первом ряду. Я спел одну из ведущих партий в спектакле профессионального театра. Я никогда бы не смог этого сделать раньше, так как я не замечал, пел ли я правильно или фальшивил. К тому же сейчас я пользуюсь своим голосом так, как никогда этого не делал. Я использую различный тембр и ритм, я регулирую абсолютную высоту тона и силу голоса. Это помогает мне добиться лучших результатов при работе с клиентами. Я никогда до этого не думал, что звук имеет такое значение.

Метод «разрушения решения» является одним из наиболее широко используемых методов и приносит потрясающие результаты.

Особенно это относится к людям, которых долгое время унижали. По мере того как человек продвигается во времени, имея сильный положительный источник, все его проблемные переживания сразу же трансформируются. Это избавляет его от длительного и кропотливого изменения каждого из переживаний с помощью традиционной терапии. К тому же в результате человек приобретает более сильное чувство полноценной личности, что очень помогает ему в дальнейших сложных ситуациях.

 

 

Перекодирование настоящего

 

— Итак, вы в основном реорганизовали свое прошлое. Теперь вы можете перенести перекодирование, которое вы сделали со своим прошлым на настоящее. Тогда все неприятности, которые могут иметь место, будут происходить где-то там, с ним, и это позволит вам сохранять одухотворенность, имея дело с тем, что происходит… А когда произойдет что-то приятное, вы, без сомнения, сможете полностью насладиться происходящим.

По мере того как Леруа следил за ходом моих мыслей, положение головы у него изменилось. Он стал смотреть не влево, а прямо, что свидетельствовало о том, что он перешел к ощущению настоящего.

 

Воздействие

 

Данный метод нейтрализует сильные неприятные ощущения, которыми часто сопровождаются воспоминания об оскорблении, и дает возможность предпринять дальнейшие необходимые шаги. Если человек испытывает чрезвычайный страх перед оскорблениями, как это было с Леруа, данный метод поможет полностью избавиться от неприятных ощущений. К тому же метод помогает восстановить связь с прошлыми возможностями, что само по себе является чрезвычайно важным.

Многие люди, использовав данный метод, сообщали нам то же самое, что и Леруа:

— Я чувствую себя более гибким, более сосредоточенным. Я могу думать о прошлом, и это не вызывает у меня волнения.

Иногда люди вспоминают о прошлых инцидентах, которые были настолько травмирующими, что человек просто выбросил их из памяти. Даже будучи в подсознании, данные инциденты служат основой ограничения веры в собственные возможности и силы. Поэтому мы считаем очень важным, что благодаря данному методу они становятся доступными для работы.

 

Действие данного метода

 

Чтобы понять, как действует данный метод, необходимо знать несколько важных свойств образов, создаваемых нашим воображением. Когда мы представляем что-то большое, яркое, красочное, расположенное поблизости от нас, то мы испытываем сильные чувства. Именно так я попросил Леруа перекодировать все его прошлые переживания. Это позволило ему испытывать сильные и цельные чувства в отношении каждого из них.

Однако, когда мы представляем что-то маленькое, удаленное, черно-белое, когда мы видим себя со стороны, как если бы мы смотрели телевизор, мы не переживаем, напротив, мы испытываем более «объективные» ощущения. Именно так я попросил Леруа перекодировать все неприятные и травмирующие переживания.

Быстрое прохождение сквозь все прошлые неприятные переживания также имеет вполне предсказуемое воздействие. Многие люди сообщают, что в результате этого из негативных переживаний стирается большинство цветов. Иногда люди говорят, что их переживания становятся прозрачными, потухшими или вообще выпадают из их личной временной линии. Быстрое прохождение вперед сквозь приятные переживания обычно помогает укрепить позитивные переживания и части, способствует привнесению красок и силы в наши воспоминания.

Несмотря на то, что данный процесс будет выглядеть гораздо проще, если рядом с вами опытный помощник, вы можете с успехом выполнять то же самое самостоятельно. С этой целью мы представляем вам нижеследующую схему. Прежде чем продолжать, убедитесь, что вы приобрели достаточно опыта в освобождении от страха на этапе 1. Если вы столкнетесь с какими-либо внутренними возражениями в отношении данного процесса, дайте вашему подсознанию команду вернуть все на прежнее место и прочтите главу 8, чтобы узнать, как следует поступать в подобных случаях.

 

Кто такие солдаты?

 

С одной стороны, поведение этих затерявшихся солдат может показаться странным и безумным: вести давно закончившуюся войну! Однако они руководствовались позитивным намерением — защитить свою страну. Но каким бы полезным ни было их поведение изначально, как бы хорошо они ни выполняли свой долг, все это стало бессмысленным как только война была закончена.

Временами все мы становимся похожими на этих солдат. Мы продолжаем руководствоваться чувствами и поступками, развитыми в нас на более раннем этапе, когда они играли положительную роль, хотя в данный момент они нам уже не приносят пользы.

Некоторые люди продолжают воевать со своими родителями, в то время как они давно уже умерли. Или мы можем заметить, что на работе ведем себя так, как привыкли вести себя со старшим братом или со школьным задирой. Люди, которым когда-то было нанесено оскорбление, настолько сильно научены не доверять окружающим, что они с большим трудом вновь приобретают способность верить тем, кто их преданно любит.

Все мы иногда делаем то, что сами считаем глупым или ограниченным. Иногда мы бываем злыми, несправедливыми, хотя и знаем, что это глупо. Случается, что мы видим, как наши друзья или родственники совершают глупые или странные поступки, и думаем про себя: «Ах, если бы они понимали, что делают!»

Обычно мы пытаемся избавляться от такого поведения и таких чувств, резко критикуя себя.

— Тебе следовало бы бросить курить!

— Нужно быть более самоуверенным, я не вижу причин для того, чтобы это было иначе!

— Я такой раздражительный, что постоянно страдаю от мигрени!

Очень часто мы не осознаем, какие полезные цели скрываются за нашими поступками и ощущениями. Мы не знаем даже, что эти реакции стоят у нас на пути.

Благодаря НЛП сегодня можно не просто «попытаться» измениться, но сделать это с помощью метода, названного «Шестишаговый рефрейминг». Главное в этом методе заключается в том, что вы начинаете с утверждения: любой мой поступок и любое мое ощущение, какими бы глупыми и какими бы странными они ни были, имеют какую-то позитивную идею или цель.

Сначала людям это кажется забавным, но это утверждение обладает огромной силой и делает возможным внутреннее исцеление. Оно помогает нам проблемы и недостатки сделать нашими союзниками, превратив их в ценные качества. А все это, в свою очередь, создает основу для безболезненного изменения поведения. Это утверждение также помогает нам добиться большей связи со всеми нашими составляющими — со всем нашим существом.

 

Внутренние части

 

Когда мы говорим о «внутренних частях» или «частях» человека, важно понять, что речь идет не о маленьких человечках, бегающих внутри нас, не об особой части нашего тела. «Части» — это удобный способ ведения разговора о переживаниях, которые каждый испытывает, когда он расходится во взглядах или конфликтует сам с собой. Мы находимся на распутье: нам хочется сделать и то, и это. Например, я хочу стать менее вспыльчивым, но я по-прежнему автоматически прихожу в бешенство в определенных ситуациях. Поскольку я, несмотря ни на что, остаюсь раздражительным, это можно объяснить тем, что наименее сознательная часть меня продолжает оставаться злой, в то время как другой части это не нравится. Каждый раз, когда кто-нибудь переживает подобный конфликт, мы можем использовать термин «часть», подразумевая определенный набор поступков и ощущений, представляющих лишь какую-то часть нас, но не все наше существо.

 

Как получить повышение

 

Клер, доктор философии, психолог-консультант, преподавала в медицинском институте одного из городов и одновременно имела частную практику. Она основала при медицинском институте клинику и успешно ею руководила. Клер считала, что работа ее идет удачно. На ее взгляд, она своей работой делала значительный вклад в деятельность института. Однако ей никак не удавалось убедить начальство дать ей какое-нибудь финансовое вознаграждение, в то время как все окружающие его имели.

Присутствуя на одном из наших семинаров, она обратилась к нам с просьбой помочь ей улучшить сложившуюся ситуацию. «Я хочу научиться обращаться к начальству, особенно, если начальник — мужчина, с просьбой о повышении заработной платы». Свою просьбу Клер произнесла с вопросительной интонацией. Она действительно чувствовала себя очень неуверенно в данной ситуации.

«Я и раньше просила о повышении, — объяснила нам Клер, — но всегда чувствовала себя при этом неловко, и у меня ничего не получалось. С приходом каждого нового начальника я вновь возвращалась к этому вопросу, но безрезультатно. С каждым разом я чувствую себя все хуже и хуже».

Собрав достаточное количество информации о ее проблеме, я понял, что Клер чувствовала свое поражение еще задолго до того, как ей предстояло войти в кабинет к начальнику.

— Три года спустя после моего прихода на эту работу, они взяли человека с таким же образованием, что и у меня, и назначил ему оклад на 20000 тысяч долларов больше, чем мне. У него нет такой нагрузки как у меня, но он пользуется большими льготами: его каникулы длиннее, у него большая скидка на проезд и т. д. Когда я в последний раз обратилась к начальству с просьбой прибавить мне жалование, я уже знала чем это кончится. Не успела я еще войти, как все прошлые воспоминания навалились на меня. (Клер сделала несколько движений рукой вправо.)

— То есть каждый раз, когда вы собираетесь войти в кабинет к начальнику, вы мысленно видите, как все это направляется на вас?

— Да, — подтвердила Клер.

С помощью еще нескольких вопросов я обнаружил, что в уме Клер возник целый ряд образов, отражающих то, как все настроено против нее. Чем больше картин она представляла, тем хуже она себя при этом чувствовала. Это позволило предположить, что еще задолго до того, как войти в кабинет и попросить о повышении, Клер была уверена, что обречена на провал, и, когда она обращалась к начальнику с просьбой, она сомневалась и слова ее звучали неубедительно.

Человек, считающий, что он обречен на провал, невербально ведет себя иначе, нежели тот, кто смотрит на все более оптимистично. Если человек входит к начальнику в полной уверенности, что его просьба будет отвергнута, он тем самым облегчает задачу своему начальнику.

То же самое происходит и в других сферах нашей жизни.

Представьте, что два человека приглашают вас пойти с ними в кино. Первый обращается к вам как бы извиняясь, слегка склонив голову, тем самым как бы ожидая, что вы ему откажете, или всем своим видом он показывает, что недостоин вас. Ну как, хочется вам пойти в кино, или, может быть, вы предпочтете заняться чем-нибудь другим? А теперь представьте, что второй человек приглашает вас на тот же фильм, при этом он подает это так, что идея кажется вам заманчивой. Он всем своим видом как бы приглашает вас составить ему компанию. Кто из этих двух людей имеет больше шансов соблазнить вас пойти в кино?

Постепенно я узнал еще кое-что из того, что, по словам Клер, навалилось на нее. Человек, имевший то же образование, что и Клер, но большую зарплату, был в хороших отношениях с начальником. Он приглашал начальника в ресторан и к себе домой, перекидывался с ним шутками. Для Клер все это было неприемлемо.

К тому же Клер сказала, что финансовый управляющий давал начальнику неверную информацию.

— Последний раз, когда я попросила о прибавке, мой босс сказал мне: «Я бы с удовольствием это сделал, тем более вы заслуживаете этого. Но финансовый управляющий сказал мне, что в этом месяце у нас нет даже денег, чтобы оплатить телефонные счета». Тогда я пошла к нашему бухгалтеру, и она сказала мне, что мы имеем в наличии 260 000 долларов!

— Но что помешало вам вернуться к начальнику и сказать: «Я только что случайно узнала, что у нас есть 260 000 долларов. На какую сумму предоставлен нам телефонный счет?»

Клер засмеялась.

— Это случилось до того как я пришла на семинар, я не была еще на это способна.

Клер продолжила свой рассказ о том, как ей удавалось чувствовать себя плохо, когда она обращалась с просьбой о повышении зарплаты.

— Все это очень длинная история. Мои начальники уже давно обращаются со мной как с второстепенным человеком. Когда я еще только начала там работать, я работала на основании часов табеля. К концу года они мне задолжали три месяца переработки. Когда я обратилась к ним с просьбой, они меня прервали и сказали: «Мы не собираемся оплачивать вам это. Мы просто переведем вас с этой работы без финансовой компенсации».

Итак, теперь у меня было достаточное представление о тех примерах, которые возникали в мыслях Клер и я мог приступать к тому, чтобы помочь ей думать о них иначе, а следовательно, стать более уверенной в своих силах.

— Да, действительно, в прошлом году у вас было много подобных случаев. Только подумайте, ведь вы приводите не один пример, а целое множество.

Все это я произнес с большим энтузиазмом, как если бы я говорил о чем-то прекрасном, пытаясь тем самым вызвать в ней любопытство, что в этом прекрасного.

— Вопрос состоит в том, как можно использовать все эти примеры (при этом я показал рукой в ту сторону, где она их себе представляла) для того, чтобы думать, что все эти примеры являются подтверждением вашего невыгодного положения во время переговоров. А почему не подумать иначе: «Смотри-ка, у меня даже не один, а множество примеров, которые могут оказать мне поддержку в моей просьбе». И как результат, вы почувствуете в себе силы и могущество. Хотя я оформил свою мысль в виде вопроса, я совсем не хотел получить на него ответ. Моей задачей было заставить Клер думать о всей прошлой «негативной» истории в новом свете. Как результат, Клер должна была бы думать о своих прошлых неудачах, как о поддержке. Очевидно, в мыслях она меняла значение всех этих событий.

— Это неплохая мысль, — засмеялась она.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.08 с.)