Цели и задачи анализа объема производства и реализации продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи анализа объема производства и реализации продукции



 

Благополучность работы компании постоянно находится в зависимости от того, как изучены и установлены уровень и характер спроса, также его структура и тенденции изменения. Итоги предварительных изучений рынка составляют основу стратегии предприятия и его ассортимент.

На первоначальном этапе необходимо определить следующие направления:

- темпы обновления продукции,

- возможности технической модернизации производства,

- потребность в материальных, трудовых и финансовых ресурсах.

При формировании плана по объёму выпускаемого товара предприятию следует учитывать производственную мощь. Кроме того одной из главных проблем считается политика ценообразования и исследование будущих партнеров. Сущность каждой производственной деятельности заключается в создании экономических благ, необходимых для удовлетворения различных нужд общества. [4]

Спрос и предложение – основные рычаги,  приводящие в движение всю экономическую  систему. Они  считаются основным механизмом в определении необходимого объёма выпускаемых товаров, их цен, и вдобавок специфики хранения. Предприятие будет изготовлять товары до тех пор, пока спрос на эту продукцию не будет целиком удовлетворен.

Темпы роста объема производства товаров, а также повышение их качества прямым образом оказывают влияние на величину затрат, прибыль и рентабельность. При проведении анализа выпуска товаров должно включаться оценка выполнения плана и динамики производства и продаж, определение влияния различных факторов на изменение величины этих показателей, выявление внутрихозяйственных резервов увеличения производства и продаж, разработку мероприятий по выявлению резервов и их освоению. Важную роль здесь играет выполнение контрактов на поставку товаров, так как это гарантирует сбыт продукции и своевременную оплату.

Улучшения качества обеспечивает прочные позиции на рынке. Высокий уровень качества товаров способствует повышению спроса, увеличению прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен. В настоящее время предприятия самостоятельно планируют свою деятельность и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. Важным показателем деятельности предприятий является качество продукции, повышение качества обеспечивает устойчивые позиции на рынке. Высокий уровень качества товаров способствует повышению спроса, увеличению прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен. [4]

Чтобы раскрыть сущность анализа объёма изготовления и реализации продукции, нужно перечислить его главные задачи:

– оценить динамику по основным показателям объема структуры и качества продукции.

– дать объективную оценку сбалансированности бизнес-планов, показателей плана.

– выявить степень количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и реализации продукции;

– проанализировать имеются ли у предприятия дополнительные резервы для увеличения выпуска продукции, а также увеличения объёма реализации.

– составить план мероприятий по освоению дополнительных резервов, определить основные пути по улучшению ассортимента и качества товаров. [7]

 

Объекты анализа:

– объем производства и реализации продукции;

– ассортимент продукции;

– качество;

– ритмичность продукции.

В ходе анализа должны быть получены результаты, на основе которых можно сделать выводы о причинах, влияющих на рост производства, а именно:

– недостатки в организации производства и труда;

– нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов;

– брак продукции.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции являются:

унифицированная статистическая форма отчетности № 1-П,

форма № 1-П (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте»,

форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», бизнес-план, оперативные планы-графики и т.д. [3]

1.2 Анализ динамики и выполнения плана производство продукции

 

Одним из общих показателей эффективности производственной деятельности - рост объёма продукции в стоимостном выражении. Расширение производства осуществляется за счет эффективного использования различных ресурсов: материальных, трудовых и денежных. Продукция предприятия является прямым финальным результатом его основной деятельности.

Производство продукции может оцениваться в различных измерителях: - трудовых

- стоимостных

- натуральных

- условно-натуральных.

Объем производства можно охарактеризовать валовой и чистой продукцией, объем выпуска – товарной и готовой продукцией, объем реализации – отгруженной и реализованной товарной продукцией. [1]

При планировании, учете и оценке производства продукции наряду с натуральными показателями (ассортимент и номенклатура) используются и стоимостные показатели (валовая, товарная, реализованная продукция).

Товарная продукция характеризует объем производства по полностью законченным и подлежащим реализации (для продаж) продукции, работ, услуг. В ее состав входят:

– стоимость готовых изделий (готовая продукция – ГП);

– полуфабрикаты собственной выработки, отпущенные на сторону, капитальному строительству и непроизводственным хозяйствам своего предприятия (ПФ);

– стоимость переработки сырья и материалов заказчика (СП.С.М.З.)

– стоимость инструмента, штампов, моделей, приспособлений, отпущенных на сторону или зачисленных в основные фонды предприятия (продукции вспомогательных цехов) (ПВ.Ц);

– стоимость работ промышленного характера, выполненных на сторону (РП.ХАР.)

 

ТП = ГП + ПФс + СП.С.М.З. + ПВ.Ц + РП.ХАР.             (1.1)

 

Общий объем производства в стоимостном выражении характеризуется валовой продукцией (ВП), которая зависит от трудоемкости, материалоемкости и рентабельности изготовленной продукции. Там, где остатки незавершенного производства незначительны по размерам или не имеют больших колебаний в отчетных периодах, у товарной и валовой продукции одинаковый состав, в остальных случаях расчет валовой продукции следует исчислять с учетом остатков незавершенного производства:

ВП = ТП ± ИО.НЗ.П + СС..М.З                                    (1.2)

 

где: ИО.НЗ.П – изменение остатков незавершенного производства;

СС. М.З – стоимость сырья и материалов заказчика.

Общий объем продукции, работ, услуг оценивается фактически в оптовых ценах без НДС, акцизов и отражается в форме № 1-П.

Валовая продукция характеризует объем производства как по полностью законченным и подлежащим реализации, так и по незаконченным изделиям. В процессе анализа проверяется выполнение плана по выпуску (если имеется план) и дается оценка изменения объема продукции по сравнению с предыдущим годом. [7]

Анализ начинается с изучения динамики выпуска продукции, расчета темпов роста и прироста продукции. Для анализа используются данные формы № П-1, которые сводятся в аналитическую таблицу. В качестве сопоставимых цен приняты цены отчетного года.

Объем выпуска продукции, исчисленный в стоимостном выражении, не всегда дает правильное представление об объеме выполненных предприятием работ по выпуску продукции. Это связано с тем, что на показатель объема выпуска продукции в стоимостном выражении оказывают влияние изменение структуры выпускаемой продукции и изменение стоимости сырья. Изменение структуры вызывается рядом причин:

– отсутствием необходимой техники;

– недостатками в организации материального обеспечения;

– изменением себестоимости изделия.

При появлении структурных изменений стоимостные показатели не могут отражать действительных трудовых затрат. Это связано с тем, что стоимость продукции состоит из затрат живого и осуществленного труда, соотношение данных затрат в разных видах продукции различно. Поскольку между ценами и затратами труда нет прямо пропорциональной зависимости, то изменение структуры производства может оказывать существенное влияние на объем производства в стоимостном выражении (завышая или занижая его). Это требует использования и других измерителей объема производства, более точно характеризующих трудоемкость производства продукции на данном предприятии. К ним относится объем производства, исчисленный в нормо-часах или в нормативной зарплате. [3]

Использование показателей, реально отражающих трудоемкость производства продукции, предполагает определение объема продукции, произведенной собственными силами хозяйствующего субъекта, а также производительности труда, фондоемкости, фондоотдачи, материалоемкости, материалоотдачи.

Для того чтобы рассчитать объем производства в нормо-часах, необходимо количество каждого вида продукции (qi) по плану, отчету и за предыдущий год умножить на норму времени изготовление единицы изделия. Полученное общее количество нормо-часов на изготовление отдельных изделий суммируют, что дает общий объем производства в нормо-часах. После чего исчисляют темпы роста объема производства в нормо-часах и выполнение плана. Необходимые данные для расчета получают из бизнес-плана, формы № П-1 (по выпуску продукции), затраты труда в нормо-часах на единицу продукции из бизнес-плана или данных оперативно-технического учета.

Измерение объема производства в нормо-часах имеет недостаток, так как не отражает качество затраченного труда (различий в сложности труда). Измерение объема производства в нормативной зарплате имеет определенные преимущества, так как отражает использование труда различной сложности и квалификации, служит мерой затраченного труда и дает качественную характеристику трудовых затрат.

Расчет объема производства в нормативной зарплате определяется путем умножения количества выпущенной продукции в натуральном выражении по плану и факту на норматив заработной платы на единицу продукции. Суммируя расход нормативной зарплаты, по всем изделиям определяют плановый и фактический объемы производства в нормативной зарплате. Определяем отклонение в целом по изделиям по удельному весу. На основе проведенных расчетов делаем вывод.

Затем проводится оперативный анализ производства и отгрузки продукции, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонения от плана. [4]

Анализ реализации продукции связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятий оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций, что может привести к потере рынка сбыта, а, следовательно, к снижению производства. Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается путем деления разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам и суммы недопоставленной продукции на плановый объем:

 

Кд = (Vпл.п - Vнедоп.)/Vпл.п                                        (1.3)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.6.114 (0.01 с.)