Общие сведения о движениях эскадры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие сведения о движениях эскадры



Адмирал Камимура, разбив 1 (14) августа Владивостокскую эскадру у Урусана, со 2–м боевым отрядом и крейсерами «Нанива» и «Такачихо» пройдя через залив Озаки 2 (15) августа прибыл в Сасебо и приступил к пополнению запасов снарядов, угля и прочего, а также к починке повреждений. Затем, согласно приказанию командующего флотом, приказал адмиралу Уриу с 4–м боевым отрядом, крейсером «Токива» и одним отрядом миноносцев идти к Шанхаю для наблюдения за укрывшимися там после боя 28 июля (10 августа) крейсером «Аскольд» и прочими судами. Однако, в виду известия, что Порт–Артурская эскадра с утра 3 (16) августа выходит из гавани, по приказанию начальника Морского Генерального штаба адмирала Ито: временно приостановить посылку 4–го боевого отряда к Шанхаю, адмирал Камимура, отменив прежнее распоряжение, приказал адмиралу Уриу со своим отрядом (без «Токива») спешно идти на охрану в Корейский пролив; кроме того, согласно приказанию командующего флотом, решил отправить особо к Сангарскому проливу крейсера «Читосе» и «Цусима».

«Цусима» был отправлен в Хакодате, после полудня 2 (15) августа от мыса Коо–заки, а «Читосе» вышел туда же на другой день с рассветом из Озаки. Оба согласно известия о «Новике». Этот крейсер шел Тихим океаном и, по–видимому, рассчитывал пробраться во Владивосток через Сангарский или Лаперузов пролив, и потому были приняты меры, чтобы не пропустить его. (Действия «Читосе» и «Цусима» подробно изложены в главе XVI I тома).

Бывшие до того у Порт–Артура и подлежавшие 3–й эскадре вспомогательные крейсера «Нихон–Мару» и «Гонконг–Мару» с 1 (14) августа были переведены во 2–ю эскадру, и первый из них прибыл к острову Цусима 2 (15), а второй — 7 (20) числа.

3 (16) августа адмирал Камимура, по приказанию из Главной Квартиры, в тот же день вернул крейсер «Нийтака» в Такесики, и 4 (17) сам с «Идзумо», «Адзума», «Токива», «Нанива» и «Такачихо» вернулся в Озаки, но получив к вечеру приказание из Главной Квартиры отправить к Шанхаю против укрывавшихся там русских судов один крейсер 1–го класса, один или два крейсера 2–го или 3–го класса и 2 миноносца, немедленно приказал адмиралу Уриу выйти к Шанхаю с крейсером «Токива», 2 крейсерами 4–го боевого отряда и 2 миноносцами из 15–го отряда. (Адмирал Уриу вышел по назначению с «Токива» (флаг), «Нанива», «Нийтака», «Хибари», «Удзура» о чем подробно изложено в главе XVI I тома). Затем 8 (21) августа адмирал Камимура приказал крейсеру «Такачихо» конвоировать пароход «Инаба–Мару», на котором шел начальник 2–й кавалерийской бригады принц Котохито, от острова Муцурен (Симоносеки) до островов Эллиот, («Такачихо» окончил поручение 12 (25) августа вечером и вернулся в Озаки).

В тот же день от командира крейсера «Читосе» капитана 1 ранга Такаги были получены донесения: 7 (20) числа после полудня его крейсер и крейсер «Цусима» вблизи Корсаковска нанесли поражение «Новику» и пришли в Отару; на крейсере «Цусима», хотя пробита угольная яма и имеется подводная пробоина, но, сделав спешный ремонт, крейсер может совершать плавание; утром 8 (21) августа оба крейсера снова пошли в Корсаковск и обстреливали выбросившегося на мель и взорвавшегося «Новика», на «Читосе» потек холодильник и так сильно, что без серьезного ремонта он не может нести дальнейшую службу, «Цусима» окончил ремонт и способен к боевому плаванию, и оба крейсера снова идут в Хакодате.

Вслед затем, то сопровождали суда специального назначения к восточным берегам Кореи, то занимались особыми работами, адмирал Камимура понемногу укреплял безопасность Корейского пролива. Но так как 13 (26) августа была получена телеграмма от адмирала Того — попеременно, по одному или по два, посылать суда подчиненной ему эскадры для ввода в док, то первыми были посланы в док «Ивате» и 9–й отряд миноносцев, а затем была назначена очередь и прочим судам. Далее 15 (28) августа, получив телеграмму из Главной Квартиры, что некоторые нейтральные суда занимаются теперь провозом контрабанды во Владивосток через Лаперузов и Сангарский проливы и следует отправить для наблюдения к северо–западному побережью Хоккайдо вспомогательные крейсера «Нихон–Мару» и «Гонконг–Мару», адмирал Камимура 20 августа (2 сентября) отправил туда оба этих судна. 22 августа (5 сентября) вернулся из Шанхая сначала «Нанива», а 26 августа (8 сентября) адмирал Уриу с «Токива», «Нийтака», «Хибари» и «Удзура». Вследствие этого адмирал Камимура сделал изменения в расписании охранной службы. 10 (23) сентября от помощника начальника Морского Генерального штаба вице–адмирала Иджуина была получена телеграмма, что Владивостокская эскадра, по–видимому, закончила ремонт, а на другой день снова: есть слух, что 8 (21) сентября ночью «Россия», «Громобой» и 3 миноносца вышли из гавани. Адмирал Камимура приготовился для их встречи, но неприятель так и не появился. 25 сентября (8 октября) получив из Главной Квартиры телеграмму, что 3 (16) октября в 10 часов утра из Модзи на пароходе «Ава–Мару» на театр военных действий отправляется Его Величество германский принц Карл Антон фон Гогенцолерн, и что для конвоирования его от Модзи до Дальнего нужно послать одно из судов эскадры, адмирал Камимура 26 сентября (9 октября) приказал адмиралу Уриу командировать для этой цели одно из судов 4–го боевого отряда.

Адмирал Уриу послал крейсер «Нийтака», который выйдя после полудня 1 (14) октября из Озаки, прибыл в Модзи 2 (15) утром; 3 (16) октября утром «Нийтака» вышел, конвоируя «Ава–Мару», вечером 5 (18) числа прибыл в Талиенван и, окончив свое поручение, вернулся в Такесики 9 (22) октября.

3 (16) октября рано утром 2–й боевой отряд под флагом адмирала Камимура (за исключением «Чихая») вышел из Озаки в море Генкай–нада для приветствования принца Гогенцолерн и, произведя принцу установленный салют и отдав почести, с 1 часа 22 минут до 4 часов 42 минут дня шел с этим пароходом, после чего крейсеровал в окрестных водах и 4 (17) октября в 3 часа 30 минут дня вернулся в Озаки.

21 октября (3 ноября) в 11 часов 30 минут все суда расцветились флагами, в полдень произвели императорский салют и парад с церемонией. Все суда, за исключением сторожевых, устроили шлюпочные гонки и состязание на скорость заряжания орудий. В этот день вернулись из Хакодате «Гонконг–Мару» и «Нихон–Мару».

8 (21) ноября от помощника начальника Морского Генерального штаба вице–адмирала Иджуина было получено следующее известие:

«Командир «Громобоя» перемещен с производством и его заменил бывший командир «Новика». При выходе в море для пробного испытания крейсер «Громобой» коснулся подводного камня близ входа в Посьет и разворотил дно на протяжении 18 шпангоутов, несмотря на большую прибыль воды, самостоятельно вернулся в гавань и 26 октября (8 ноября) был введен в док. «Богатырь» хотя все еще исправляется в доке, но для ввода в док «Громобоя» выведен и поддерживается на плаву с помощью крана. Говорят, что готовность «Богатыря» через 5 месяцев, а «Громобоя» месяца через три.

Вслед за этим 17 (30) ноября было получено приказание от командующего флотом в случае, если верно известие о повреждениях «Громобоя», энергично приступить к ремонту на всех судах эскадры, так как, вероятно, Владивостокская эскадра больше не выйдет в море. 3 (16) декабря снова от командующего флотом была получена телеграмма: передав охрану пролива адмиралу Уриу, адмиралу Камимура на «Идзумо» идти в Сасебо для ремонта крейсера. Вследствие сего адмирал Камимура немедленно дал различные указания адмиралу Уриу, приказал всем командирам судов и начальникам отрядов миноносцев вступить в ведение адмирала Уриу, а сам вышел в море на «Идзумо» в тот же день после полудня и прибыл в Сасебо 4 (17) утром. Затем, по приказанию из Главной Квартиры перешел в Куре и 15 (28) декабря, встретив прибывшего из Порт–Артура командующего Соединенным флотом, вместе с ним отправился в Токио.

Оставшийся еще перед этим командовать судами бывшими в Такесики и получивший приказание ведать охраной Корейского пролива адмирал Уриу 4 (17) декабря издал приказ, определив сторожевую службу судов и, бдительно наблюдая за проливом, посылал постепенно суда в Японию для выполнения ремонта. 6 (19) декабря близ Урусана был захвачен английский пароход «Nigretia», который под конвоем крейсера «Цусима» был отправлен в Сасебо. С 13 (26) декабря адмирал Уриу перенес флаг на «Касаги» и бдительно наблюдал за проливом. 18 (31) декабря в ведении этого адмирала в Корейском проливе были следующие суда: «Касаги» (флаг адмирала Уриу), «Токива», «Цусима», «Чихая», «Кассуга–Мару», 19–й, 11–й, 17–й и 18–й отряды миноносцев.

Крейсерство "Гонконг–Мару" и "Нихон–Мару" в северных водах.

Принадлежащие 3–й эскадре и участвовавшие в блокадных операциях под Порт–Артуром вспомогательные крейсера «Гонконг–Мару» и «Нихон–Мару» 1 (14) августа были временно зачислены во 2–ю эскадру и, прибыв в Корейский пролив, были поставлены на сторожевую службу. Но 15 (28) августа командир «Гонконг–Мару» капитан 1 ранга Иноуе получил приказание от адмирала Камимура идти вместе с «Нихон–Мару» к северо–западному берегу острова Хоккайдо и нести там охранную службу, главным образом наблюдая за проливом Соя (Лаперуза). В виду сего «Гонконг–Мару» 16 (29) августа в 5 часов 42 минуты утра вышел из Озаки и около 9 часов, встретив в море у мыса Карасаки «Нихон–Мару», пошел с ним вместе сначала в Майдзуру, куда и прибыл 17 (30) августа около 10 часов утра. Вскоре затем капитаном 1 ранга Иноуе было получено из Главной Квартиры приказание произвести рекогносцировку в Корсаковске и по возможности выяснить степень повреждений крейсера «Новик». Оба судна вышли вечером 20 августа (2 сентября) и направились в Корсаковск. 24 августа (6 сентября) в 8 часов 36 минут подошли на расстояние около 5 миль от маяка в этом порту; на «Новик» был послан разведочный отряд под командой вахтенного начальника с «Нихон–Мару» капитан–лейтенанта Каванами и 10 человек команды, которые на 2 паровых катерах пошли к «Новику». Сделав несколько выстрелов из ружей и убедившись, что неприятеля на нем нет, взобрались на крейсер и начали закладывать взятые с собой подрывные патроны; как вдруг на берегу появился отряд неприятеля силой свыше 1 роты и открыл по ним сильный огонь, почему им пришлось вернуться на судно. «Новик» выбросился на берег в 4½ кабельтовых на SW от Корсаковского маяка и, по–видимому, был взорван своими. Корпус его накренился на правый борт около 30В° и за исключением полубака весь находился под водой. Бортовые казематы, кожухи дымовых труб и вход в командирскую рубку были разрушены. Прочие части бывшие под водой, хотя было видно, не были сильно разрушены, но поднять крейсер и починить его очевидно было не легко. Удостоверившись, что орудия и прочее, что можно было снять, было выгружено на берег, капитан–лейтенант Каванами отправился обратно на судно. «Гонконг–Мару» и «Нихон–Мару» после полудня ушли из Корсаковска и 25 августа (7 сентября) вечером прибыли в Хакодате. Немедленно по прибытии было послано донесение относительно произведенной разведки в Главную Квартиру и адмиралу Камимура. 26 августа (8 сентября) в 5 часов дня суда вышли из Хакодате в пролив Соя (Лаперуза). 28 августа (10 сентября) в 6 часов вечера вошли в порт Точинай, 29 августа (11 сентября) рано утром вышли в море и затем находились на охране. 13 (26) сентября осмотрели сидевший на камнях близ острова Етороппу английский парусник «Osaka» и арестовали его. 15 (28) сентября «Нихон–Мару» оставался в проливе Кунасири, а «Гонконг–Мару», войдя в Таннемой, подобрал спасшихся на берег с разбитой шхуны «Osaka» командира и 12 человек экипажа. Оба судна, соединившись, прибыли в Хакодате 16 (29) сентября в 3 часа дня и через посредство местного начальника уезда передали потерпевших кораблекрушение английскому консулу. 18 сентября (1 октября) снова вышли в море и, оставаясь в течение 20 дней «Гонконг–Мару» в проливе Кунасири, а «Нихон–Мару» в проливе Етороппу, оба судна несли сторожевую службу и 9 (22) октября вернулись в Хакодате. 15 (28) октября капитан 1 ранга Иноуе получил приказание из Главной Квартиры: окончив приготовления к походу, выйти по способности в Корейский пролив и поступить в ведение начальника 2–й эскадры. Оба судна находились в крейсерстве в северных водах почти 2 месяца и теперь снова возвращались в Корейский пролив. 18 (31) октября после полудня они вышли из Хакодате и 21 октября (3 ноября) в полдень вернулись в Озаки.

Русская эскадра, находившаяся во Владивостоке, будучи разбита в бою у Урусана 1 (14) августа, потеряла "Рюрика", а "Россия" и "Громобой", получив тяжелые повреждения, с трудом вернулись во Владивосток. С тех пор суда этой эскадры занимались только починкой. В конце октября ремонт их был, по–видимому, окончен, и они по временам как будто бы выходили в море, но в начале ноября "Громобой" на 16-17 узловом ходу, по ошибке в курсе, коснулся подводного камня, причем были разбиты несколько шпангоутов и затоплены 2 отделения; крейсер немедленно вернулся в гавань и, говорят, был введен в док вместо выведенного оттуда "Богатыря". Починка "Богатыря" была не закончена, так как, по–видимому, в порту не хватало материалов и рабочих. Таким образом, "Россия" по окончании ремонта один выходил из гавани на стрельбу и т. п. Кроме того, в порту оставались еще несшие сторожевую службу 4 канонерских лодки и несколько больших миноносцев, которые не решались на активные появления у наших берегов. В таком положении кончился 37 год Мейдзи.

Схема плавания 2–го боевого отряда в поисках Владивостокской эскадры с 17 (30) июня по 20 июня (3 июля)

Обозначения:

Д.П. – до полудня,

П.П. – после полудня.

Примечание

. Числа и месяцы в скобках нового стиля.

Схема движения 2–го боевого отряда, крейсера "Цусима" и 15–го отряда миноносцев 2 (15) июня близ моря Генкай–нада

План крейсерств Владивостокской эскадры

Примечания

: Числа и месяцы в скобках нового стиля.

1 — осмотр парохода «Samara» утром 7 (20) июля.

2 — потопление «Такасима–Мару» в 7 часов утра 7 (20) июля.

3 — потопление «Кихо–Мару» днем 7 (20) июля.

4 — захвачен пароход «Арабия» 9 (22) июля в 12 часов 25 минут.

5 — захват парохода «Calhas» 12 (25) июля в 9 часов 45 минут утра.

6 — потопление парохода «Thea» 12 (25) июля в 8 часов 23 минуты.

7 — потопление парохода «Knight Commander» 11 (24) июля в 5 часов утра.

8 — потопление шхуны «Дзисай–Мару» 11 (24) июля в 9 часа 45 дня.

9 — потопление шхуны «Фукушю–Мару» 11 (24) июля в 9 часов.

Схема морского боя у Урусана 1 (14) августа 37 г. Мейдзи

Примечания

: П.П. – после полудня;

Д.П. – до полудня.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.026 с.)