Посылка к шанхаю 6–го боевого отряда из состава 3–й эскадры, находившейся на охране в корейском проливе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Посылка к шанхаю 6–го боевого отряда из состава 3–й эскадры, находившейся на охране в корейском проливе



ГЛАВА I

Посылка к Шанхаю 6–го боевого отряда из состава 3–й эскадры, находившейся на охране в Корейском проливе

 

Охрана Корейского пролива

Когда наши дипломатические сношения с Россией обострились, главные силы русской Тихоокеанской эскадры, базируясь на Порт–Артур, все время выходили из гавани для выполнения различных учений, а крейсера 1 ранга «Россия», «Громобой», «Рюрик» и «Богатырь», вспомогательный крейсер «Лена» и 10 миноносцев, находясь во Владивостоке под командованием капитана 1 ранга Николая Карловича Рейценштейна, имели все время пары в котлах и поддерживали с помощью ледоколов свободный выход, чтобы в любую минуту иметь возможность внезапно выйти в море.

Таким образом, вместе с отдаленной Порт–Артурской эскадрой, этот отряд составлял силу, которая окружала наш флот. По–видимому, задача этих крейсеров состояла в том, чтобы пользуясь большой скоростью хода и значительным районом плавания, внезапными появлениями у наших берегов угрожать торговле и отвлекать внимание наших главных сил.

Поэтому, одновременно с формированием Соединенного флота из 1–й и 2–й эскадр, была сформирована для наблюдения над Корейским проливом и действия против Владивостокского отряда 3–я эскадра из 5–го боевого отряда («Ицукусима», «Чин–Иен», «Хасидате», «Мацусима»), 6–го боевого отряда («Идзуми», «Сума», «Акицусу», «Чиода»), 7–го боевого отряда («Фусо», «Хей–Иен», «Каймон», «Иваки», «Чиокай», «Атаго», «Сай–Иен», «Цукуба», «Майя», «Удзи», авизо «Мияко»), 10–го (№№– 40, 41, 42 и 43), 11–го (№№– 72, 73, 74 и 75) и 16–го («Сиротака», №№– 39, 66 и 71) отрядов миноносцев и судов специального назначения «Тоиохаси–Мару» и «Ариаке–Мару». Командовать этой эскадрой был назначен вице–адмирал Катаока Сичигоро, а контр–адмиралы Того Масамичи и Хосоя Сукеудзи назначены младшими флагманами.

Когда Соединенный флот вышел из Сасебо и начал свои операции против Порт–Артура и Чемульпо, начальник 3–й эскадры вице–адмирал Катаока с 5–м и 6–м боевыми отрядами («Чиода» был у Чемульпо) также вышел из порта Куре и 24 января (6 февраля) прибыл в Такесики. Руководствуясь местными условиями, он назначил районы охраны и поставил на них для несения сторожевой службы 5–й и 6–й боевые отряды и 10–й, 11–й, 15–й и 16–й отряды миноносцев: всего свыше 20 судов, а контр–адмиралу Хосоя с 7–м боевым отрядом приказал находиться у южного побережья Кореи и действовать сообразно обстоятельствам. В это время были захвачены русские пароходы — Добровольного флота «Екатеринославль», пароходства Восточно–Китайской железной дороги «Мукден» и китобои «Михаил» и «Николай». Вследствие полученных известий, что подвергшаяся атаке Соединенного флота в Порт–Артуре неприятельская эскадра 28 января (10 февраля), пользуясь темнотой, вышла из гавани и пребывание ее неизвестно, и что 4 крейсера Владивостокской эскадры появились близ мыса Хенаси–Саки (в провинции Муцу), расстреляли наш пароход «Наканоура–Мару» (1.084 тонны) и обстреливали пароход «Зеншо–Мару» (323 тонны) и заключая из этого, что обе эскадры, действуя таким образом на востоке и на западе, по–видимому, предполагают соединиться, вице–адмирал Катаока усилил бдительность охраны, приготовившись к встрече неприятеля. Спустя немного времени выяснилось, что Порт–Артурская эскадра стоит по–прежнему укрывшись в гавани, но так как дальнейшие следы Владивостокских крейсеров были потеряны, адмирал Катаока, в виду предстоящей высадки 12–й дивизии в Чемульпо, продолжал нести сторожевую службу в проливе, занимаясь, вместе с тем, конвоированием военных транспортов в окрестных водах.

1. В записках одного офицера с крейсера "Россия" в общих чертах говорится следующее:

27 января около 9 с половиной часов утра пришла телеграмма командующему отрядом крейсеров. Не прошло и пяти минут, как выходят наверх командир со старшим офицером, приказывают сделать три холостых выстрела и поднять сигнал тревоги — вот как началась война. Затем командующий приказал готовиться отряду крейсеров к походу. К 12 часам дня ледоколы расчистили проход; суда по порядку снялись с якоря и под крики "ура" с берега вышли в море. Около 4 часов дня весь отряд из 4 крейсеров — "Россия" впереди, потом "Громобой", "Рюрик" и "Богатырь" — в кильватерной колонне направился к острову Аскольд, и оттуда изменил курс.

28 января идем Японским морем к неприятельским берегам. Собираемся произвести демонстрацию у Сангарского пролива с целью отвлечь к нему часть японского флота с юга и оттуда пойти на рекогносцировку бухты Гензан. 29 января церемония подъема флага отменена. Около 10 часов утра находимся при входе в Сангарский пролив. Вдруг заметили японский пароход около 1.000 тонн "Наканоура–Мару". Подняли сигнал "остановить судно" и сделали два холостых выстрела, но так как тот не повиновался, то выстрелили боевым; на нем возник пожар. Японцы сели на шлюпки и отвалили, но в виду сильного ветра было приказано "Громобою" спасти этих людей. "Наканоура–Мару" был расстрелян.

Затем снова увидели маленький пароход. Ему тоже были сделаны предупреждающие сигналы и холостой выстрел, но тот не отвечал, почему сделали по нему боевой выстрел, пароход накренился, а мы ушли в надежде, что ему удастся добраться и выброситься на берег, известив там своих о нашем пребывании в японских водах; нам, собственно, только и надо было пошуметь у Сангарского пролива. В виду начинающегося шторма, мы больше не могли оставаться у японских берегов и, повернув, пошли к Корее, однако, из–за плохой погоды изменили намерение и 1 февраля вернулись во Владивосток.

2. Капитан парохода "Наканоура–Мару" рассказывает о катастрофе в общих чертах следующее:

29 января (11 февраля) в 10 часов утра, идя на N, находился в 10 милях от мыса Хенаси–Саки. В 10 часов 30 минут с левого борта на расстоянии около 4 миль были замечены 4 военных судна и когда сблизились, я узнал, что это русские суда, но уже ничего не мог поделать. Неприятель дал холостой выстрел и затем один за другим сигналы: "Идите вслед за нами. Ваше судно арестовано", "Скорее оставить судно", "Оставить судно в течение 15 минут"; в виду этого немедленно хотели спустить шлюпки, но 4 военных судна окружили пароход и начали стрелять по нему боевыми зарядами. С трудом посадив на две шлюпки 4–х пассажиров и 37 человек команды парохода (2 человека из судового состава упали в море и погибли), изо всех сил гребли к "Громобою" и были им спасены. В 1 час дня увидели, что пароход затонул.

ГЛАВА II

ГЛАВА III

Второй поход 2–й эскадры

Так как бомбардировка Владивостока, произведенная нашей второй эскадрой в начале марта, была одобрена в Главной Квартире, то предполагалось снова послать туда часть флота, о чем и шли предварительные сношения с адмиралом Того. В виду поражения, которое потерпел неприятель за время с 13–го по 15–е апреля (с 31–го марта по 2–е апреля) от атак Соединенного флота на Порт–Артур, когда погиб командующий флотом, один броненосец и один миноносец, адмирал Того, угадывая угнетенное состояние духа неприятеля и предполагая, что он не предпримет никаких активных действий в продолжение некоторого времени, решил воспользоваться этим и послать часть флота для действий против Владивостока. Вернувшись 3 (16) апреля в северо–западную Корею, он отдал соответствующее приказание начальнику 2–й эскадры. В тот же вечер, адмирал Камимура с 2–м боевым отрядом («Идзумо», «Адзума», «Кассуга», «Токива», «Ивате»), 4–м боевым отрядом («Нанива», «Такачихо», «Цусима», «Нийтака»), авизо «Чихая», 1–м отрядом истребителей («Сиракумо», «Асагири», «Асасиво», «Акацуки»), вспомогательным судном «Никко–Мару» и транспортом «Киншю–Мару» вышел в море; в Корейском проливе к эскадре присоединились еще «Идзуми», 11–й (№№– 72, 73, 74, 75) и 15–й («Хибари» и «Саги») отряды миноносцев. 9 (22) числа весь отряд прибыл в Гензан за углем и водой. Еще до этого, в начале марта, были слухи, что русские кавалерийские разведчики по временам появляются вблизи Kiong–song.

Kiong–song (Киоо–джо) лежит в широте 39°40 С.Ш и долготе 129°42 В.Д. в лощине, в полумиле на W от деревни на берегу моря Tokushin. В городе Kiong–song сосредоточено управление провинцией Кан–кио–хоку–до; город этот является самым важным пунктом на прибрежной большой дороге с Северной Корее.

31 марта (13 апреля) в Kiong–song прибыли 50 кавалеристов, 3 (16) апреля еще 250, а в Son–jin (Джо–син) появилось 30 кавалеристов, которые жгли наши поселения.

Son–jin лежит в широте 40°40 С.Ш. и долготе 129°14 В.Д. от Гензана на север около 120 миль. Так как вход в бухту открыт к Ost'у, то за исключением западных ветров в него входит волна и стоянка в нем беспокойна.

Затем снова передавали, что 6 (19) апреля 250 человек кавалерии вышли из Kilchu (Кичиджю) по направлению к Хокусей. Когда адмирал Камимура вошел в Гензан, то командир оборонительного отряда майор артиллерии Такаги явился к нему и рассказал обо всех этих слухах. Адмирал Камимура, считая невозможным брать с собой 11–й отряд миноносцев к Владивостоку, решил оставить его и «Киншю–Мару» в Гензане и приказал командиру 11–го отряда миноносцев капитан–лейтенанту Такебе, базируясь на Гензан и оказывая содействие командиру оборонительного отряда, предпринимать, время от времени, набеги на побережье к югу от Song–jin'a, а «Киншю–Мару» действовать таким же образом по способности. 12 (23) апреля остальные суда ушли из Гензана. Однако скоро нашел туман, и эскадра стала продвигаться вперед с большими предосторожностями. Наступило утро 12 (25) апреля, а туман стоял по–прежнему. Вследствие этого адмирал Камимура решил временно вернуться в Гензан, пополнить запасы угля и воды и ожидать прояснения погоды, так как в таких условиях трудно было предпринять поход. 13 (26) числа после полудня приближались ко входу в Гензан, как вдруг на всех парах подошел 1–й отряд истребителей, высланный ранее вперед, с известием, что накануне 3 русских судна произвели нападение на Гензан. Адмирал Камимура, опасаясь, что неприятель поставил в гавани мины, не пошел туда, а велел стать судам на якорь снаружи.

Между тем, в Гензане происходило следующее: в 6 часов утра 12 (25) апреля 11–й отряд миноносцев вышел из Гензана в Риген (рейд Паллада), конвоируя «Киншю–Мару», на котором была посажена 1 рота сухопутных войск. Около 11 часов утра в гавани внезапно появились 2 русских миноносца и направились к стоявшему здесь пароходу «Гоио–Мару» (601 тонна); с каждого из них было послано по шлюпке, с некоторым числом команды, которым было приказано обыскать пароход. Когда выяснилось, что капитана парохода не было на борту, немедленно потребовали, чтобы экипаж покинул судно и затем, затопив пароход миной, вышли из гавани и соединились с «Россией», «Громобоем» и «Рюриком». Около 4 часов дня все удалились на север. Вице–консул Оки и командир охранного отряда Такаги тщетно изыскивали способы, чтобы дать знать о присутствии русских судов отправленной роте и 11–му отряду миноносцев, но в виду прибытия 13 (26) числа 2–го боевого отряда, сообщили о набеге неприятеля адмиралу Камимура. Для поисков 11–го отряда миноносцев и «Киншю–Мару», а также для преследования неприятеля, в 1 час 55 минут дня адмирал приказал 2–му боевому отряду и 1–му отряду истребителей готовиться к выходу в море, но не успели еще они выйти, как вернулся 11–й отряд миноносцев. Начальник отряда капитан–лейтенант Такебе доложил, что миноносцы вышли из Гензана в 6 часов утра 12 (25) апреля для конвоирования парохода «Киншю–Мару» и в 2 часа дня прибыли в Ри–ген (рейд Паллада). Рота, с целью произвести демонстрацию, была высажена на некоторое время на берег, а затем снова взята на пароход. В 6 часов вечера весь отряд вышел из гавани в обратный путь, но в виду плохой погоды, «Киншю–Мару» направился в Гензан самостоятельно, а миноносцы зашли временно в бухту Остолопова (Shako–wan) и только теперь вернулись. Таким образом, начальник 11–го отряда миноносцев ничего не знал о появлении русских судов и о судьбе «Киншю–Мару». Адмирал Камимура немедленно послал его на поиски «Киншю–Мару». В виду того, что неприятельская эскадра, выйдя из Гензана, по–видимому, пошла обратно во Владивосток, и так как догнать ее не представлялось возможным, адмирал, отказавшись от этого намерения, на другое утро 14 (27) числа со всеми судами вышел в море на поиски «Киншю–Мару», а также с целью выполнения назначенных действий против Владивостока. При выходе из порта встретили возвращавшийся 11–й отряд миноносцев, который не встречал неприятеля, но также не нашел и «Киншю–Мару». Адмирал Камимура вновь послал миноносцы на поиски «Киншю–Мару», а кроме того, дал особое распоряжение авизо «Чихая»: идти полным ходом к заливу «Shinchan» и удостовериться, нет ли его там, эскадра же взяла курс на N. По дороге заметили плавающие предметы с судна и деревянные переборки. Их подобрал истребитель из 1–го отряда «Касуми». В 4 часа дня вернулся «Чихая» и сообщил, что обошел побережье от Shinchan'a до рейда Паллада, но «Киншю–Мару» не нашел. В тоже время с истребителя «Акацуки» была замечена японская шлюпка, в которой при осмотре нашли один штык и записки, вроде дневника, наблюдающего офицера с «Киншю–Мару». Вследствие этого, адмирал Камимура, предполагая, что транспорт был встречен и потоплен неприятелем или, бежав, разбился на скалах, приказал авизо «Чихая», дождаться в море до следующего утра, и, обыскивая побережье, от мыса Болтина, спуститься к югу до Гензана, а сам с остальными судами пошел к Владивостоку. По прибытию на место 15 (28) апреля адмирал приказал судам ставить мины, которые и были поставлены: с Ost'a от острова Скрыплева на расстоянии от него в 190; или 188; мили на S — 12 штук, в 188; милях на S от этого острова по направлению к W на протяжении 188; мили — 39 штук, и в 189; милях на S от острова Цыбулька по направлению на Ost на протяжении 189; миль — 24 штуки.

Поставив мины, 2–я эскадра 16 (29) апреля в 2 часа 30 минут дня, отправилась в обратный путь; 17 (30) апреля вошла в залив Шо–ден (порт Лазарев), где встретила «Чихая». Узнав о потоплении «Киншю–Мару» русскими судами, 2–я эскадра вышла оттуда 19 апреля (2 мая) и, по прибытию в Корейский пролив, заменила 3–ю эскадру на охране Корейского пролива.

Гибель "Киншю–Мару"

Командир охранного отряда майор Такаги на совещании с адмиралом Камимура получил разрешение использовать 11–й отряд миноносцев и «Киншю–Мару» и 10 (23) апреля, после обсуждения с начальником 11–го отряда миноносцев Такебе и посредником на «Киншю–Мару» капитан–лейтенантом Мизугичи, решил послать отряд солдат в Ри–ген (рейд Паллада) для разведки неприятеля и демонстрации в этой местности. «Киншю–Мару» с посаженными на нем 9–й ротой (3 офицера, 1 фельдфебель, 120 нижних чинов, 1 переводчик), командированным от Главной Квартиры поручиком Сакураи (с ним 1 нижний чин и 1 переводчик) и от охранного отряда подпоручиком Терада, под охраной 11–го отряда миноносцев, вышел из Гензана 12 (25) апреля в 6 часов утра. Прибыв в Ри–ген в 2 часа дня, отряд миноносцев выбрал место высадки и стал на охрану. Рота немедленно же высадилась на берег, и после разведки местности снова была посажена на шлюпки и в 6 часов вечера вернулась на судно. Отряд собирался было идти в обратный путь, но так как качка все усиливалась, и сверх того барометр упал, то капитан–лейтенант Такебе, опасаясь свежей погоды, посоветовался с капитаном–лейтенантом Мизугичи и, получив его согласие, решил оставить отряд миноносцев на ночь в бухте Остолопова, а «Киншю–Мару» отправить из Ри–ген самостоятельно. Идя некоторое время кружным путем, транспорт в 8 часов вечера лег на курс SWtW, направляясь в Гензан. Кругом стояла легкая мгла, луна светила тусклым светом, дул слабый ветерок, и море было спокойно. Было 10 часов 40 минут вечера. «Киншю–Мару» находился в пункте на SO около 19 миль от Shimpo–wan (порт Шестаков), когда случайно с правого борта по носу были замечены 2 паровых судна без огней. Посредник капитан–лейтенант Мизугичи и капитан парохода Яги немедленно вышли на мостик. В то время, как они разглядывали суда, обе стороны постепенно сближались. Хотя уже было видно, что это не малые суда, но так как они держались к нам носом, то еще нельзя было различить их типа. Когда же они подошли ближе, то неизвестные суда быстро изменили курс влево, и капитан–лейтенант Мизугичи только тогда впервые увидал, что это не два судна, а Владивостокская эскадра, состоящая из крейсеров «Россия», «Громобой», «Богатырь» и двух миноносцев. После одновременно с этим, с русских судов был сделан холостой выстрел и приказание «Киншю–Мару» остановиться. Капитан–лейтенант Мизугичи понимая, что пароход, вооруженный лишь 3–мя 47–мм орудиями Гочкиса, не может сражаться и нанести неприятелю вред, и даже бежать, находясь от него в 200-400 метрах, решил лучше прибегнуть к способу, позволяющему спасти людей и в том числе некомбатантов (на «Киншю–Мару» было, кроме войск и посредника, 72 человека судового состава, морской ревизор и подведомственные ему 17 человек команды, 77 рабочих и 3 купца) и остановил судно. Посоветовавшись затем с ревизором Иида, также высказывавшимся за необходимость спасти людей, вместе с ним, первым делом, уничтожил важные книги и документы и объявил о своем решении сухопутным офицерам и капитану парохода. В это время крейсер «Россия» значительно приблизился к «Киншю–Мару»; рупором с него спросили имя и флаг судна и приказали немедленно удалиться с парохода. На это капитан–лейтенант Мизугичи попросил отсрочки на 1 час и приступил к приготовлению шлюпок для своза людей. Кроме того, он снарядил одну шлюпку с двумя морскими чинами, чтобы они тихонько добрались до берега и дали знать о катастрофе в Гензан или Японию; однако она, недалеко от судна, была захвачена неприятелем и не достигла своего назначения. На пароходе была сильная суматоха и, так как в течение 1 часа нельзя было свезти всех людей, то капитан–лейтенант Мизугичи, дав дальнейшие распоряжения штурману (торгового флота) Акамацу, сам вместе с ревизором Иида, капитаном судна Яги и 2 нижними чинами сел на шлюпку и отправился на крейсер «Россия» просить дальнейшей отсрочки. Поручик Сакураи с несколькими людьми экипажа судна также сел на другую шлюпку и отправился на тот же крейсер. Капитан–лейтенант Мизугичи был встречен на «России» офицерами, и просил дальнейшей отсрочки; те как будто бы выразили на это согласие, но потом вдруг арестовали его и бывших с ним людей и только капитан парохода Яги в сопровождении одного русского офицера и 7-8 человек команды отправились на «Киншю–Мару» для осмотра судна. Еще перед этим, оставшийся вместо капитан–лейтенанта Мизугичи штурман Акамацу, хотя и приготовил оставшиеся 3 шлюпки и 2 фунэ, но так как сразу посадить на них весь состав было нельзя, он заявил об этом командиру роты поручику Сина, который приказал сначала спасаться некомбатантам. Штурман Акамацу, разделив всех людей, за исключением военных, на 3 части, рассадил их на 3 шлюпки и 1 фунэ (при этом 3 купца и 6 человек команды парохода остались на судне, позже им на фунэ удалось бежать и добраться до берега) и сам сел на одну из них; таким образом они добрались до «России»; оттуда им приказано было идти на «Громобой»; придя туда просили послать на «Киншю–Мару» шлюпки, но там, снова всех арестовали. К этому времени на «Киншю–Мару» оставались только военно–сухопутные чины. Командир роты, поручик Сина отдал приказание своим людям разделить участь судна и воины, без смущения выслушав это приказание, все вместе прокричали три раза банзай Его Величеству.

Офицеры, уничтожив секретные книги и карты, собрались в одном помещении, где приступили к прощальному пиршеству; в это время капитан судна Яги показывал неприятельскому офицеру помещения судна. Когда они дошли до каюты поручика Сина, то русский офицер, угрожая ружьями и револьверами, потребовал своза команды на русское судно. Хотя наши офицеры хотели было оказать сопротивление, но поручик Сина их остановил и, обратившись к неприятельскому офицеру, спросил его, что будет сделано с его подчиненными; получив ответ, что они будут взяты на русские суда, подумал, что, пожалуй, лучше будет подчиниться неприятелю для спасения жизней своих людей, того же мнения придерживались и прочие офицеры, и потому по настоянию неприятельского офицера вместе с капитаном судна Яги и прочими сел на шлюпки и отправился на крейсер «Россия». В это время он увидел, что по пароходу стреляют и хотя пытался было протестовать, но ничего не мог поделать. Оставшиеся на «Киншю–Мару» люди спокойно ожидали в каютах решения своей судьбы. Почти одновременно с тем, как неприятельский офицер покинул пароход, с неприятельского военного судна была выпущена мина, которая попала в «Киншю–Мару». Это было в 1 час 30 минут ночи 13 (26) апреля. Вода заполнила жилые помещения парохода. Часть команды при этом окончила жизнь самоубийством, остальные, взяв ружья, вышли на верхнюю палубу и начали стрелять по неприятельским судам, которые также открыли жестокий огонь. Около 2 часов вторая выпущенная мина взорвалась у борта, и «Киншю–Мару» стал тонуть; наши солдаты, не сдаваясь, продолжали отчаянно сопротивляться, и частью были перебиты, а частью покончили с собой, почти все разделив участь судна. Неприятель, когда судно затонуло, прекратил огонь и отошел. Из 45 человек наших солдат, спасавшихся на 2 шлюпках, добралась до берега едва лишь десятая часть. Добравшись до корейского берега, они немедленно телеграфировали о происшедшем вице–консулу Оки и командиру охранного отряда Такаги.

В записках одного русского офицера с "России" говорится:

"…3–го марта приехал к нам вновь назначенный начальник отряда контр–адмирал Иессен и остановился на "России". С тех пор суда нередко выходили в море, но самое большее миль на 60. 10–го апреля всем отрядом вышли из гавани, но, встретив туман, снова стали на якорь. У Скрыплева опять стали на якорь, и портовые катера привезли провизию на 10 дней. Подошли к нам миноносцы в„–в„– 205 и 206, и командиров всех судов пригласили на совещание к адмиралу, после которого "Рюрик", как тихоход, был отправлен назад, а мы — три крейсера и два миноносца — в 6 часов вечера снялись с якоря и пошли 15–ти узловым ходом. План похода состоял в набеге на Гензан, где миноносцы должны были произвести атаку, после чего отправиться обратно, а крейсера должны были идти Японским морем к Сангарскому проливу и бомбардировать Хакодате. С наступлением ночи опять сгустился туман. 11–го апреля туман по–прежнему, но суда, не разделяясь, продолжают идти вперед. 12–го апреля к 8 часам утра мы подошли миль на 30 к Гензану. Около 9 часов утра миноносцы полным ходом направились в Гензан и вернулись часа через два. Они донесли, что в Гензане никого не было, кроме небольшого японского парохода "Гоио–Мару", который они взорвали, и нескольких корейских лодок. Когда миноносцы подошли к пароходу, капитана не было — он был на берегу, прочая команда тоже в это время села на шлюпки и удрала на берег. Пароход потопили миной. Вследствие того, что миноносцы во время своего поиска ходили полным ходом, у них засорились трубки. Пришлось взять их на буксир и, идя 5–ти узловым ходом, направиться к бухте Шестакова. В 4 часа миноносцы исправились и стали у нас грузиться углем. В 5 часов увидели идущий навстречу пароход. Осмотрели его и, перевезя команду на "Богатырь", взорвали (пароход "Хагиноура–Мару"). Начальник отряда отослал миноносцы обратно, а крейсера пошли 18–ти узловым ходом прочь от берега на NO 81, в Сангарский пролив. Около 11 часов вечера прямо по носу открылся идущий нам на пересечку большой пароход без огней. С "Росии" был сделан холостой выстрел, и пароход открыл отличительные огни, перешел нам на правую сторону и застопорил машину, находясь от нас всего в кабельтове в полтора. С мостика спросили имя, национальность судна и узнали, что пароход японский. Послали на него шлюпку. Приезжают несколько японцев, один в военно–морской форме. От него узнали, что пароход — военный транспорт "Киншю–Мару" и на нем 210 человек команды. Предложили ему передать на пароход, чтобы все оттуда поскорее перебирались на наши крейсера. С транспорта подходили шлюпки и одна за другой они стали приставать к "России" и "Громобою", пытавшиеся было ускользнуть, были пойманы, и адмирал приказал опять послать катер на транспорт, взяв на него капитана парохода для осмотра судна. Прошло несколько минут, и с парохода слышен голос лейтенанта Х.: "на транспорте вооруженные солдаты сдаваться не хотят". — "Отваливать". Через несколько мгновений катер вышел из–за кормы транспорта, и с него кричат: "на транспорте 4 — 47–мм пушки". Тотчас наша команда была убрана вниз и на верхней палубе была оставлена лишь артиллерийская прислуга верхней батареи, и та положена. Катер спрятался за крейсер, и в "Киншю–Мару" была выпущена мина, которая попала в угольные ямы. Между тем, японские солдаты высыпали на верхнюю палубу и открыли из ружей по крейсеру страшный огонь. Мы отвечали. Минут через 17 транспорт окончательно погрузился в воду. И то, в момент погружения, оставшиеся несколько человек не переставали стрелять в нас. Погибли героями, надо отдать справедливость.

Адмирал рассудил, что имея на борту пленных, рискованно предпринимать бомбардировку, и потому 13–го апреля около 4 часов дня легли на бухту Преображения и на другой день около 9 часов утра подошли к этой бухте. Оттуда, спускаясь вдоль берега, в 8 часов вечера пришли во Владивосток. Ночью 15–го апреля японские миноносцы были в Уссурийском заливе, подошли к самому Скрыплеву, а один даже залез в Босфор. Утром 16–го апреля японская эскадра появилась в Уссурийском заливе и как будто ставила мины. Затем неприятель пошел к Амурскому заливу, около 2 часов неприятельская эскадра стала держаться у о. Шкота. Для наблюдения за ней вышли 8 наших миноносцев. 17–го утром японцы отошли на юг".

 

ГЛАВА IV

Выход 2–й эскадры

Утром 3 (16) июня суда 2–й эскадры находились: 2–й боевой отряд («Идзумо», «Адзума», «Токива», «Ивате») и крейсер «Нанива» (флаг адмирала Уриу) в заливе Озаки. «Такачихо» и «Нийтака» стояли для ремонта в Такесики. Крейсер «Цусима» нес сторожевую службу, «Чихая» вышел на разведку на N в 5 часов утра, 11–й отряд миноносцев (№№– 72, 73, 74, 75) и миноносцы 15–го отряда миноносцев «Хибари» и «Саги» стояли в Такесики, а «Удзура» и «Хаситака» в заливе Озаки.

В 7 часов 40 минут на «Идзумо» было получено донесение с крейсера «Цусима», что видна Владивостокская эскадра, и адмирал Камимура немедленно приказал готовиться всем судам к выходу в море, стоявшим в Такесики судам идти полным ходом в залив Озаки, «Чихая» приказал вернуться; сверх того он телеграфировал в управление порта в Бакан (Симоносеки) приостановить отправку судов, идущих на W, а в Главную Квартиру о выходе в море со всеми судами. Затем, в 8 часов 15 минут, зная из вторичного донесения с крейсера «Цусима» о нахождении неприятеля близ острова Окиносима, адмирал Камимура приказал бывшим в Такесики судам выйти вперед к мысу Коо–заки, а замеченные идущими на Ost пароходы отсылать полным ходом в Такесики и там ожидать прихода эскадры; 15–му отряду миноносцев приказал действовать по способности, а пароходам в Озаки–ван приказал идти укрыться в Такесики. Затем приказал крейсеру «Нанива» выйти в море вперед, а за ним вслед снялся с якоря 2–й боевой отряд, и чтобы как можно быстрее встретиться с неприятелем, пошел полным ходом к Окиносима, обогнув южный мыс; однако, в это время пасмурность сменилась дождем, и горизонт стал весьма мал. Вторая эскадра, выйдя из гавани, еще не сделала и нескольких миль, как снова нашел туман, и около 11 часов было видно кругом едва на 3.000 метров. В конце концов, 2–й и 4–й боевые отряды потеряли друг друга (крейсер «Нийтака», выйдя из Такесики в 10 часов 30 минут, присоединился к «Нанива»). 2–му боевому отряду спустя немного времени удалось встретить 11–й отряд миноносцев. В 11 часов 35 минут он вошел в Восточный пролив, но, затрудняясь определить свое место, сначала пошел к мысу Коо–заки и в 12 часов 10 минут дня, увидев его в 2 милях на NNW румба к W, лег на курс Ost румба к S. В 12 часов 15 минут, получив известие с крейсера «Цусима», что неприятель в полдень находился в 15 милях на S 5/8 румба к Ost'у у острова Оки, адмирал Камимура телеграфировал на этот крейсер, что 2–й боевой отряд идет на Ost вблизи мыса Коо–заки. Из этой депеши, о местопребывании 2–го боевого отряда узнал и вице–адмирал Уриу (он был произведен в вице–адмиралы 22 мая (4 июня)) и пошел туда с целью соединиться с этим отрядом. В 12 часов 32 минуты было получено известие с крейсера «Цусима», что неприятель, по–видимому, пошел на NW, и поэтому адмирал Камимура в 12 часов 43 минуты изменил курс на NO румба к Ost'у, желая, обогнув остров Окиносима с севера, пойти наперерез курса неприятеля. Затем, в виду новой телеграммы с крейсера «Цусима», что около 1 часа дня неприятель, пройдя западную оконечность острова Окиносима, идет на N, адмирал Камимура, полагая, что крейсер «Цусима» все время держится в связи с неприятелем, рассчитывал, что таким образом 2–й боевой отряд будет осведомлен и, идя противным курсом с неприятелем, непременно встретится с ним. Однако, спустя немного времени было получено известие с крейсера «Цусима», что он из–за тумана потерял неприятеля из вида в 10 милях на S от острова Окиносима. Кроме того, ветер и дождь усилились, а пасмурность еще больше увеличила туман, так что ничего нельзя было видеть даже в 2 шагах. Немного спустя адмирал Камимура, продолжая идти тем же курсом, снова получил телеграмму с крейсера «Цусима», что хотя он снова заметил неприятеля, но опять потерял его из вида. Адмирал Камимура, полагая, что неприятель находится вблизи острова Окиносима, вероятно на расстоянии миль двух от крейсера «Цусима», решил, что будет лучше всего идти по направлению к этому крейсеру и потому в 2 часа 30 минут дня изменил курс на SOtO, направляясь к южной оконечности острова Окиносима. В то же время он телеграфировал о своем месте и намерении на крейсер «Цусима» и приказал тому дать знать о своем местонахождении. В 3 часа 5 минут с него была получена телеграмма, что в 3 часа 30 минут он наблюдал неприятеля в 5 милях на S от острова Окиносима, на расстоянии от крейсера около 4.000 метров, по–видимому, идущим на NW, но в виду сильного дождя потерял его из вида и после того обнаружить не смог; вместе с этим крейсер просил разрешения идти на соединение с эскадрой. Полагая, что неприятель идет, вероятно, на N с западной стороны от острова Окиносима и может внезапно появиться недалеко от нас в каких–нибудь 2.000-3.000 метрах, адмирал Камимура дал приказание остерегаться на всякий случай минного выстрела и продолжал идти далее. В 3 часа 30 минут направо по носу у «Идзумо» на расстоянии около 2 миль открылся остров Окиносима, почему немедленно изменили курс к югу от него. В это время была получена депеша от адмирала Уриу, что в 3 часа 10 минут крейсер «Цусима» вошел в строй отряда. Этот крейсер пытался встретить «Идзумо», но не смог и с трудом нашел 4–й боевой отряд. Адмирал Камимура, проверив все прежние донесения крейсера «Цусима» и его дальнейшие известия после присоединения к крейсеру «Нанива», решил, что неприятель должен быть уже к северу от нас, почему тотчас же от пункта в 3 милях на W от острова Оки изменил курс на NNW. В 3 часа 50 минут были замечены с «Идзумо» на 2 румба позади левого траверза на расстоянии нескольких тысяч метров 3 судна 4–го боевого отряда, но спустя немного времени они опять потерялись в тумане. В 4 часа адмирал Камимура снова запросил крейсер «Цусима» о предполагаемом курсе неприятеля. В это время телеграф перестал ясно работать, и только в 4 часа 45 минут был получен ответ: полагают, что неприятель пошел на N. Пасмурность снова увеличилась, и горизонт уменьшился. Почти отчаиваясь найти неприятеля, адмирал Камимура не мог придумать другого плана, как идти к острову Дажелет в надежде обнаружить там его на другое утро, и потому изменил курс на NNO. Начиная с 5 часов дня ветер усилился еще больше, и так как миноносцам трудно было держаться, то в 6 часов 20 минут вечера адмирал приказал начальнику 11–го отряда миноносцев идти к острову Дажелет самостоятельно на поиски и для атаки неприятеля и вернуться в Такесики кружным путем, а 2–му боевому отряду с 7 часов вечера приказал уменьшить скорость. С наступлением ночи засвежело еще больше, и сила ветра доходила до 5 баллов. Однако, с рассветом направление ветра изменилось, и его сила ослабела, дождь также перестал. Около 4 часов ночи 4–й боевой отряд впервые вошел в строй 2–го боевого отряда, а затем с приходом из Такесики «Такачихо» и «Чихая», адмирал Камимура поставил «Такачихо» в строй 4–го боевого отряда, а «Чихая» справа от «Идзумо». Было уже 7 часов 30 минут утра, а все еще не могли открыть острова Дажелет, почему адмирал прибавил ход и вскоре затем увидели остров. Около 8 часов 45 минут горизонт прояснился, но неприятеля вблизи острова не было видно; поэтому адмирал Камимура, думая, что неприятель пошел через Гензан, намеревался перехватить его на обратном пути и, находясь в 2 милях на SW 40В° от острова Дажелет, взял курс на WNW румба к W на мыс Болтина (Брут).

4 (17) июня в 4 часа 32 минуты утра была замечена земля и в 5 часов 8 минут, находясь в широте 40°39 С.Ш. и долготе 129°51 В.Д.. изменили курс на SWtW к Гензану. В 11 часов 25 минут на SO был замечен как будто бы дым. Адмирал первым делом послал навстречу ему крейсер «Ивате», а в 11 часов 50 минут эскадра также изменила курс влево для сближения. Однако, вскоре удостоверились, что дымов нет и снова вернулись на прежний курс. В 12 часов 35 минут «Чихая» был послан вперед полным ходом в Гензан, а эскадра прибыла туда в 4 часа 41 минуту дня, где держалась некоторое время, не становясь на якорь. В 6 часов 31 минуту вернулся «Чихая». Адмирал Камимура, зная, что неприятель для того, чтобы вернуться во Владивосток, должен пройти мимо Дажелета или Гензана, решил, что лучший способ его нагнать, это обследовать это пространство, и потому дал курс SO румба к Ost'у, а в 5 часов утра 5 (18) июня изменил курс на S румба к Ost'у и с 6 часов приказал 4–му боевому отряду выйти вперед на 10 миль и растянуть строй для разведки, а «Чихая» занять место в 5 милях на левом фланге 4–го боевого отряда. В этот день стояла хорошая погода и ясный горизонт, но неприятеля так и не обнаружили. Адмирал Камимура с 4 часов дня вернул 4–й боевой отряд из строя разведки и поставил его за 2–м боевым отрядом. В 6 часов 55 минут встретился 11–й отряд миноносцев, который принес известие, что 3 (16) июня к югу от острова Окиносима были потоплены Владивостокской эскадрой военные транспорты «Хитачи–Мару», «Садо–Мару» и «Каназава–Мару» («Каназава–Мару» был назван ошибочно вместо «Идзуми–Мару», а «Садо–Мару» не затонул).

5 (18) июня утром Владивостокская эскадра появилась у острова Кодзима, провинции Осима, а в 10 часов утра того же дня прошла близ мыса Хенаси–Саки, провинции Муцу. Адмирал Камимура и его подчиненные едва сдерживали свое негодование, однако теперь ничего не могли поделать. 6 (19) июня в 8 часов 20 минут утра в сопровождении 11–го отряда миноносцев вернувшись в залив Озаки, адмирал телеграфировал в Главную Квартиру все подробности поисков неприятеля.

Еще перед этим 2 (15) июня в 9 часов утра начальник Морского Генерального штаба адмирал Ито, получив известие о появлении близ острова Окиносима 3–х судов Владивостокской эскадры, идущих на юг, немедленно сообщил о том в Главный штаб и другие управления. Так как одно за другим получали донесения о выходе в море 2–й эскадры, гибели военных транспортов и т. п., то в 10 часов 20 минут утра 3 (16) июня адмирал Ито телеграфировал главному командиру порта Куре, вице–адмиралу Сибаяма, выслать отряды миноносцев порта к западному берегу провинции Нагато для спасения экипажа с погибших пароходов. Затем, после полудня того же дня были получены сведения, что три русских судна в 4 милях на N от деревни Уга, уезда Чифу, провинции Оки, захватывают парусное судно, а затем утром 5 (18) июня известие из провинции Осима, что 3 русских военных судна держатся близ острова Кодзима, таким образом, стало известно о пребывании неприятеля на севере, о чем было передано повсюду для принятия мер предосторожности.

ГЛАВА V

ГЛАВА VI

ГЛАВА VII

Бой у Урусана

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.038 с.)