Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новосибирский юридический институт (филиал)

Поиск

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОВОСИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

 

 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

“ФИЛОСОФИЯ”

Новосибирск

Г.

Учебно-методический комплекс подготовлен доцентом Печуриным И.В.

 

Утвержден на заседании кафедры общественных наук

Протокол №_________ от _____________ 2006 г.

 

Зав. кафедрой общественных наук,

доцент, к.ф.н.                                                                      И.В. Печурин

 

 

Рекомендован к опубликованию методической комиссией НЮИ (ф) ТГУ. Протокол № __ от ____________ 2005 г.

 

Председатель методической

комиссии, доцент, к. и. н.                                                         В.В. Белковец                                                                               

 

Настоящий учебно-методический комплекс разработан на основе государственного образовательного стандарта по специальности “Юриспруденция” и предназначен для студентов НЮИ (ф) ТГУ всех форм обучения.

 

 

I. Организационно - методический раздел

Цель курса

 

Философия как способ теоретической деятельности предполагает изучение мира. Также она включает в себя познание человеком своей собственной сущности. Объективное исследование сочетается в философии с указанием перспективы человеческого развития. Изучая наиболее общие закономерности внешнего, по отношению к человеку, мира, философия одновременно дает им оценку с точки зрения человека, его ценностей. Философское постижение действительности выступает как способ духовного освоения как мира, так и человека как особой, уникальной части мира.

В современной сложной мировоззренческой ситуации особое значение придается устойчивым мировоззренческим ориентирам, разработка которых возможна на основе длительной философской традиции. Философия выступает твердой теоретической основой определения места и поведения человека в мире, его взаимодействия с природой, и, наконец, отношений между человеком и обществом. В связи с этим основная цель курса - дать студентам необходимый минимум знаний на основе программы Государственного образовательного стандарта. Эти знания являются важными не только при разработке мировоззрения, они также играют большую роль в формировании общей культуры специалиста любого профиля. Умение ориентироваться в философской традиции необходимо юристу как мыслящему человеку и как специалисту в области права.

 

2. Задачи курса

Для достижения целей, поставленных перед курсом философии, студент должен усвоить основные философские понятия. Используя категориальный философский аппарат, студент должен научится философскому осмыслению проблем как философии, так и права. Курс призван сформировать навыки самостоятельного мышления и определения мировоззренческой позиции. Ставится задача дать студентам систематические философские знания, научить ориентироваться в философской традиции и на основе изученного материала уметь подниматься до философского осмысления самых различных проблем, в том числе и правовых.

 

ТЕМА 3. Учение о бытии

 

10.Бытие как исходная категория философствования. Бытие и основной вопрос философии. Транскатегориальный характер понятия бытия. Логические аспекты бытия. Специфика определения бытия. Развитие категории бытия в истории философии.

11.Бытие и существование, связь бытия с сущим. Предельность и полнота бытия как характеристики мира. Экзистенциальный смысл бытия. Метафизика бытия. Аксиологические аспекты бытия.

12.Бытие и небытие. Содержание и сущность бытия. Бытийственность мира. Размышление о жизни и смерти в бытии человека. Диалектика бытия.   

 

ТЕМА 5. Сознание

 

1.  Происхождение сознания. Сознание как высшая форма отражения. Природа отражения. Отражение как всеобщее свойство материальных объектов и как способность получения адекватных образов действительности.

2. Развитие форм отражения; отражение в неживой и живой природе. Психика как форма отражения; природа психического образа. Мозг и психика. Идеальное как свойство психического отражения действительности. Возникновение сознания и его общественная природа. Сознание как необходимое условие всех форм жизнедеятельности человека. Целеполагание.

3. Сознание и высшие формы психической деятельности - мышление, память, воля, эмоции. Сознание и знание. Субъективный характер сознания. Сознание и язык, их взаимодействие. Определение сознания и его связь с основным вопросом философии.

4. Сознание и самосознание. Проблема человеческого “Я”. Структура сознания. Понятие бессознательного. Отражение и творчество как свойства сознания. Свобода воли. Ответственность как факт сознания. Активность сознания.

 

ТЕМА 6. Проблемы познания

 

1. Гносеологические проблемы и основной вопрос философии. Познание как деятельность общественно-развитого индивида по овладению миром. Структура познания. Субъект и объект познания как понятия гносеологии. Чувственное познание и его формы. Роль и значение чувственного отражения в процессе познания субъектом объекта.

2. Рациональное познание как качественно новая ступень отражения действительности. Формы мышления. Единство чувственного и рационального в познании.

3.  Проблема истины в философской традиции. Агностицизм, скептицизм.    Концепции истины. Диалектический характер истины. Свойства истины. Материальная и формальная истина. Истина в юридическом мышлении и правоприменительной практике.                  

4. Рационализм и эмпиризм. Дедукция и индукция. Теоретический и эмпирический уровни познания. Наука как вид познавательной деятельности. Единство теоретического и эмпирического знания в практической деятельности человека.

 

 

Вопросы:

 

1. Предпосылки возникновения философии. Философия Востока и Запада..

2. Античная философия. Космоцентрический характер древнегреческой философии. Основные направления, школы в античной философии.

3. Философия средневековья. Религиозный характер философской мысли. Реализм и номинализм.

 

 

(Занятие 2)

Вопросы:

 

1. Философия Нового времени. Проблема метода познания в философии. Эмпиризм, рационализм, сенсуализм.

2. Классическая немецкая философия. Философское учение И. Канта. Философская система Гегеля. Антропологический материализм Фейербаха.

3. Русская философия XIX - XX века.

4. Возникновение и значение марксисткой философии.

 

 

Тема 5. Теория познания

Вопросы:

1. Познание как предмет философского анализа. Диалектика субъекта и объекта в познании.

2. Чувственное и рациональное познание. Формы чувственного познания.

3. Эмпирический и теоретический уровни познания.

4. Учение об истине. Объективная, абсолютная, относительная истина. Критерии истины.

 

 

СЕМЕСТР

 

1. Философия, круг ее проблем, функции философии.

1. Исторические типы мировоззрений: миф, религия, философия.

2. Основной вопрос философии. Монизм и дуализм. Объективный и субъективный идеализм.

3. Учение о бытии. Формы бытия.

4. Античная философия. Классическая немецкая философия. Возникновение и сущность марксистской философии.

СЕМЕСТР

 

1. Материалистические и идеалистические концепции общества:

а) марксистская концепция общества. Общественное бытие и общественное сознание. Способ производства. Базис и надстройка;

б) аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество.

2. Природа как объект философского осмысления. Взаимодействие общества и природы.

3. Природа и сущность человека. Соотношение природного и социального в

человеке. Антропогенез и социогенез.

 

 

4. Контрольные работы по курсу “Философия” для студентов заочного отделения

 

Тема 5. Учение о личности

 

1. Индивид, индивидуальность и личность. Личность и нравственность.

2. Исторические типы взаимоотношений человека и общества. Личность в правовом государстве.

3. Личность: образ жизни и позиция.

 

 

Тема 7. Прогресс

 

1. Общественное развитие как естественноисторический процесс.

2. Понятие прогресса и его критики.

3. Единство и многообразие мировой истории.

 

 

Примерная тематика рефератов и докладов

По курсу “Философия”

1. Миф и его роль в современном мире.

2. Философия и религия в историческом развитии.

3. Философия и искусство.

4. Социальная утопия Платона..

5. Этика Эпикура.

6. Аристотель о человеке как “политическом животном”.

7. Августин Блаженный о познании мира.

8. Пьер Абеляр о вере и знании.

9. Градация законов у Фомы Аквинского.

10. Дж. Бруно о множественности миров.

11. Социология Т. Гоббса.

12. Методология Р. Декарта.

13. Монадология Лейбница.

14. Пантеизм Спинозы.

15. Метод и система Гегеля.

16. Гегель: право как бытие свободы.

17. Априоризм И. Канта.

18. Марксизм и философская традиция.

19. Современная научная картина мира.

20. Логические и лингвистические прояснения языка.

21. Свобода воли и научный детерминизм.

22. Эволюция и революция в развитии мира.

23. Социальное познание и деятельность общественного субъекта.

24. Проблема человеческого существования в экзистенциализме.

25. Современные проблемы антропоцентризма.

26. Проблема смысла жизни в философии и искусстве.

27. Сознание и творчество.

28. Сознание и самосознание.

29. Проблема свободы воли.

30. Разум и рассудок.

31. Роль знаковых систем в процессе отражения мира.

32. Интуитивизм и картезианство.

33. Познание как творчество.

34. Единство и различие художественного и научного познания.

35. Проблема соотношения опыта и практики в научном познании.

36. Постпозитивизм о структуре научных революций.

37. Основные проблемы герменевтики.

38. Идеал человека в различных культурах.

39. Глобальные проблемы цивилизации.

40. Судьбы государства в современном мире.

41. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

42. Этнос и социум в XX - XXI веке.

 

 

Наименование тем и разделов

Всего часов

Самостоятельная работа

Лекции Семинары
1. Предмет философии. Черты философии. 8 2 2 4
2. Античная философия. 4 2   2
3. Философия Средних веков. 4 2   2
4. Философия Нового времени. 4 2   2
5. Немецкая философская классика. 4   2   2
6. Марксизм и философия. 4 2   2
7. Русская философия. 2     2
8. Бытие. Материя. 6 2 2 2
9. Сознание. Происхождение и сущность. 8 2 2 4
10. Познание, его свойства. Истина. 4 2   2
11. Проблемы современной философии. 2     2
12. Объект и предмет социальной философии. 6 2 2 2
13. Эволюция социально-философской мысли. 4 2   2
14.  Социальная философия XIX - XXI в. 4 2   2
15. Методология социальной философии. 4 2   2
16. Сущность социума. 6 2 2 2
17. Субстациональность общества. 4 2   2
18. Субъекты социального развития. 6 2 2 2
19. Структура общества. Сферы жизни общества.  4 2   2
20.  Всемирная история. Типология, ступени развития. 6 2 2 2
21. Цивилизация и глобальные проблемы человечества. 6 2 2 2
  Итого 100 38 16 46

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОВОСИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

 

 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

“ФИЛОСОФИЯ”

Новосибирск

Г.

Учебно-методический комплекс подготовлен доцентом Печуриным И.В.

 

Утвержден на заседании кафедры общественных наук

Протокол №_________ от _____________ 2006 г.

 

Зав. кафедрой общественных наук,

доцент, к.ф.н.                                                                      И.В. Печурин

 

 

Рекомендован к опубликованию методической комиссией НЮИ (ф) ТГУ. Протокол № __ от ____________ 2005 г.

 

Председатель методической

комиссии, доцент, к. и. н.                                                         В.В. Белковец                                                                               

 

Настоящий учебно-методический комплекс разработан на основе государственного образовательного стандарта по специальности “Юриспруденция” и предназначен для студентов НЮИ (ф) ТГУ всех форм обучения.

 

 

I. Организационно - методический раздел

Цель курса

 

Философия как способ теоретической деятельности предполагает изучение мира. Также она включает в себя познание человеком своей собственной сущности. Объективное исследование сочетается в философии с указанием перспективы человеческого развития. Изучая наиболее общие закономерности внешнего, по отношению к человеку, мира, философия одновременно дает им оценку с точки зрения человека, его ценностей. Философское постижение действительности выступает как способ духовного освоения как мира, так и человека как особой, уникальной части мира.

В современной сложной мировоззренческой ситуации особое значение придается устойчивым мировоззренческим ориентирам, разработка которых возможна на основе длительной философской традиции. Философия выступает твердой теоретической основой определения места и поведения человека в мире, его взаимодействия с природой, и, наконец, отношений между человеком и обществом. В связи с этим основная цель курса - дать студентам необходимый минимум знаний на основе программы Государственного образовательного стандарта. Эти знания являются важными не только при разработке мировоззрения, они также играют большую роль в формировании общей культуры специалиста любого профиля. Умение ориентироваться в философской традиции необходимо юристу как мыслящему человеку и как специалисту в области права.

 

2. Задачи курса

Для достижения целей, поставленных перед курсом философии, студент должен усвоить основные философские понятия. Используя категориальный философский аппарат, студент должен научится философскому осмыслению проблем как философии, так и права. Курс призван сформировать навыки самостоятельного мышления и определения мировоззренческой позиции. Ставится задача дать студентам систематические философские знания, научить ориентироваться в философской традиции и на основе изученного материала уметь подниматься до философского осмысления самых различных проблем, в том числе и правовых.

 



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.158.110 (0.01 с.)