Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Синергетика: сущность, основные идеи и понятия
Общая теория систем изучает в основном процессы гомео- с т а з а, т. е. процессы поддержания равновесия в технических, биологических и социальных системах посредством механизма обратной связи Она пытается свести сложные, нелинейные процессы эволюции систем к линейным и рассматривает только те случаи, когда нелинейная система может исследоваться так, как если бы это была линейная система с медленно изменяющимися параметрами. Синергетика занимается исследованием «физических основ формирования структур». Термин synergy в переводе с греческого означает сотрудничество, содружество. Синергизм - одновременное функционирование отдельных, но взаимосвязанных частей, обеспечивающих более высокую общую эффективность, чем суммарная эффективность частей, взятых в отдельности. Например, результаты, обеспечиваемые командой, или «системой», из одиннадцати футболистов, больше результатов, достигаемых одиннадцатью отдельными футболистами при отсутствии объединяющих их усилий. Подобная аналогия может быть проведена и в отношении перевозочного процесса грузов. В медицине синергизм - вариант реакции организма на комбинированное воздействие двух или нескольких лекарственных веществ, характеризующейся тем, что это действие превышает действие, оказываемое каждым компонентом в отдельности. Синергетика - новая оптимистическая попытка ученых описать, объяснить, распознать, а возможно даже и предсказать поведение саморазвивающихся динамических систем вообще, а живых систем в частности. Синергетика (основные положения которой были сформулированы Г. Хакеном и Ю. Климонтовичем) - наука о процессах нелинейной самоорганизации в природе и обществе. А. А. Богданов в работе «Всеобщая организационная наука (Тектология)» писал: «Таково, например, элементарное сотрудничество. Уже соединение одинаковых рабочих сил, на какой-нибудь механической работе может вести к возрастанию практических результатов в большей пропорции, чем количество этих рабочих сил». Он утверждал, что полной, идеальной организованности в природе не бывает. К ней всегда примешена в той или иной степени дезорганизация. Организация и дезорганизация связана друг с другом и взаимопроникают.
Получаемый суммарный эффект от сотрудничества носит название синергетического эффекта. Синергетический эффект проявляется тогда, когда интересы одного компонента начинают совпадать и накладываться на интересы другого, в результате происходит усиление их функционирования (рис. 6.7). Синергетика изучает механизмы самоорганизации определенного процесса (открытых и нелинейных) систем, состоящих из многих подсистем самой различной природы. Главную роль в синергетике играют связи, устанавливающиеся между частями, являющиеся организационным моментом. Чтобы добиться синергетического эффекта необходимо, чтобы система воспринимала внешние (управленческие) воздействия и поведение каждого элемента системы могло бы описываться стохастическими уравнениями. Синергетика изучает механизмы самоорганизации, самоструктуризации сложных систем, процессы возникновения относительно устойчивого их функционирования. В линейных системах небольшое воздействие - небольшой результат. В нелинейных колебательных системах малые воздействия могут привести к очень большим последствиям (например, резонанс). Как всякое научное направление синергетика имеет свой понятийный аппарат. Основными понятиями синергетики являются следующие: Аттрактор (лат. - притяжение, влечение) - понятие близкое к термину «цель». Система как бы притягивает к себе все множество возможных путей движения элементов (компонентов, подсистем), определяемых разными начальными условиями. Если система попадает в тонус аттрактора, она неизбежно эволюционирует к относительно устойчивому состоянию (простейшие примеры: состояние покоя шара на дне ямы; капли дождя на дне реки и т. д.). Бифуркация (лат. - разделение, раздвоение, разветвление чего- либо на два потока, на два направления) - это точка, за которой следует изменение системы. Нелинейные системы являются такими системами, которые содержат в себе бифуркации. Флуктуация (лат. - колебании) - случайное отклонение величины, характеризующее систему, от ее среднего значения. Отдельная флуктуация может стать настолько значимой, что существующая организация разрушается. В точке бифуркации невозможно предсказать в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие системы (станет ли состояние системы хаотическое, перейдет ли на более высокий уровень упорядоченности, или вернется к прежней равновесной структуре, «скатится» на тот же самый аттрактор).
Хаос (греч. - беспредельное мировое пространство с изначальным смешением всех стихий) - это такая структурная организация системы, при которой поведение любого элемента системы не зависит от поведения всех остальных ее элементов и каждого в отдельности. Синергетика характеризуется тремя исходными положениями - нелинейностью, самоорганизацией и открытостью системы. Согласно математике нелинейность отражает определенный вид уравнений, содержащих искомые величины в степенях больше единицы, или коэффициенты, зависящие от свойств среды. Это уравнения, которые имеют множество решений, а следовательно и множество альтернативных путей эволюции системы. Нелинейные системы - это колебательные системы (в отличие от линейных систем). Нелинейные системы ведут себя так, что их реакции на внешние воздействия зависят не только от величины этого воздействия, но и существенным нелинейным образом от собственных свойств системы. Это говорит о том, что сложным социоприродным системам нельзя навязывать пути их развития, а необходимо способствовать тенденциям их развития. К самоорганизации способны лишь открытые и нелинейные системы, в которых имеются источники или стоки, обмены веществом или энергией с окружающей средой. Классический подход к организации и управлению экономическими процессами основан на представлении о линейном функционировании сложных систем, согласно которому результат внешнего организационно-управляющего воздействия есть однозначное и линейное предсказуемое следствие приложенных усилий. Организационно-управляющее воздействие - заранее просчитанный вариант. Если на рассматриваемую систему наложены внешние связи, величина которых может сильно изменяться, то при некоторой величине этого организационно-управляющего параметра может возникнуть неустойчивость, и система переходит в новое состояние. В нелинейной системе потенциально существует спектр форм организации (структур), которые в ней могут появиться. Какая структура может возникнуть определяется исключительно внутренними свойствами этой среды, а не параметрами внешнего воздействия. Внешние воздействия становятся эффективными тогда, когда сообразуются с полем путей развития. В точке бифуркации невозможно доказать, в какое из нескольких возможных состояний перейдет система, случайность подталкивает ее на один из возможных путей развития. Случайность играет роль только вблизи бифуркации или в самих ее точках. Заранее невозможно узнать, когда произойдет очередная бифуркация. После того, как путь выбран, вступает в свои права детерминизм. Суть подхода к управлению с точки зрения синергетики состоит в поисках возможности резонансного возбуждения. В сложноорганизованных системах слабое резонансное возбуждение эффективнее, чем в тысячи раз более сильное, но не согласованное со свойствами системы.
С позиции синергетики будущее нельзя предсказать, опираясь только на предшествующий опыт. Так как будущее неоднозначно определяется настоящим (начальными условиями состояния системы, когда имеется несколько путей развития сложного объекта), то выбор лучшего пути является важной проблемой. Если параметры внешнего воздействия соответствуют собственным параметрам самоорганизующейся системы, то «срабатывает» феномен резонанса, который представляет собой средоточие умения изыскивать и находить тончайшие структурные особенности управляемой системы, фиксировать точки приложения усилий к скрытым узловым «связующим линиям» структурного «устройства» системы. Внутреннее свойство системы при изучении резонансных воздействий - это определение сложных внутренних связей и отношений между элементами (каким способом, какими сторонами они взаимодействуют, в каких формах они осуществляются). Другими словами, организация и управление сводится к поиску «резонансных зон», в которых величина результата определяется не силой воздействия, а согласованностью его с внутренними свойствами системы. Традиционная экономика предложила науке некоторые фундаментальные экономические механизмы, такие, как конкуренция, кооперация и рациональное поведение экономических объектов, устойчивость и равновесие. Синергетическая экономика имеет дело с нелинейными явлениями в экономической эволюции, такими, как структурные изменения, бифуркации и хаос. Синергетика рассматривает критические точки, в которых система изменяет характер своего макроскопического поведения. Синергетика рассматривает линейные системы как предельный случай нелинейных систем. Перевозочные системы относятся к устойчивым системам. Несмотря на это основные идеи синергетики не только целесообразно, но и необходимо использовать при организации и повышении эффективности грузовых автомобильных перевозок. ПОДГОТОВКА ПРОЦЕССА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
Для повышения эффективности автомобильных перевозок необходимо осуществлять подготовку процесса перевозки грузов. Процесс подготовки производства предопределяет: что делают, зачем делают, как делают, когда делают, в каких условиях и с какими средствами. Подготовительные процессы являются обязательным структурным элементом любого производства. Отсутствие или недостаточная подготовка процесса перевозки грузов ведет к снижению производительности труда, повышению себестоимости перевозок и т. д.
Соответствующая подготовка процесса перевозки грузов позволяет уточнить потребности в данных перевозках, выявить тенденции развития технологического процесса, установить возможные кооперированные связи, определить потребные ресурсы провозной возможности подвижного состава, рабочей силы, эксплуатационных материалов. Исполнители всех этапов процесса перевозки грузов будут выполнять свои функции более качественно и в минимально потребное время, длительность перевозочного цикла сократится до минимально необходимой величины, сократится объем грузов, находящихся в процессе перевозки. Подготовка процесса перевозки грузов включает в себя экономическую, техническую и организационную подготовку. Экономическая подготовка
Экономическая подготовка связана с прогнозированием объема перевозок и услуг, с выявлением необходимых капитальных вложений и экономической эффективности перевозок. Экономическая подготовка связана с внедрением прогрессивной технологии, механизации погрузочно-разгрузочных работ, совершенствованием планирования, управления и организации перевозочного процесса. На первой стадии экономической подготовки выполняется обследование района перевозок с целью выявления общих закономерностей и характера работы. При плановой экономике основные функции автотранспортных услуг исполняли: а) производители услуг: государственные предприятия и объединения АТОП; государственный ведомственный транспорт; б) потребители услуг: государственные предприятия, объединения, организации различных отраслей народного хозяйства; население; в) посредники (в основном отсутствовали). Часть посреднических функций выполнялась органами государственного управления различных уровней и отраслей народного хозяйства (в том числе территориально- производственными объединениями АТОП). При рыночной экономике: а) производители автотранспортных услуг: акционерные общества, созданные в процессе приватизации; государственный ведомственный транспорт; предприятия с долей иностранного капитала, иностранные предприятия, частные предприятия; владельцы автотранспортных средств (частные извозчики); б) потребители автотранспортных услуг: предприятия различных организационно-правовых форм и сфер деятельности; население; в) посредники: частично органы государственного управления различных уровней; коммерческие структуры (биржи автотранспортных услуг, посреднические коммерческие организации и пр.). В настоящее время посреднические структуры не получили должного развития на рынке автотранспортных услуг, что поставило в тяжелое положение как предприятия, осуществляющие автотранспортное обслуживание, так и предприятия клиентуры. В процессе обследования определяются состав и внутренняя структура транспортного комплекса, устанавливаются масштабы и особенности выполнения перевозок, структура парка и его соответствие перевозимым грузам, формулируется модель изучаемого перевозочного процесса.
Одна из причин того, что использование математических методов и ЭВМ в области экономической подготовки не дает ожидаемого эффекта, состоит в том, что не учитываются случайные возмущения (неравномерность производства и потребления товаров, увеличение простоя подвижного состава под погрузочно-разгрузочными работами, отказы технических средств, изменение дорожных условий и т. п.), в результате чего разработанные планы нарушаются. Лучшие результаты можно получить моделированием производственных ситуаций с помощью транспортной игры. Техническая подготовка
Техническая подготовка состоит в разработке технологических проектов перевозки грузов в установленный срок и соответствующей эффективности (табл. 6.4). При технической подготовке анализируются различные варианты с целью нахождения такого, при котором обеспечиваются минимальные народнохозяйственные затраты, связанные с перевозкой грузов. В целях улучшения организации процесса перевозки грузов разрабатываются проекты выполнения погрузочных работ, выгрузки грузов и паспорт маршрута. Таблица 6.4 Технологический проект перевозки _____________________________________________________________________________ (точное наименование груза) (откуда-куда) 1. Характеристика груза 1.1 Краткое описание физических свойств груза 1.2 Способ упаковки, укладки 1.3 Наиболее распространенные виды тары для перевозки данного груза
1.4 Тип кузова подвижного состава, необходимого для перевозки груза (бортовая платформа, самосвал, фургон и др.)
Составными частями паспорта маршрута являются: определение рационального пути движения подвижного состава, рациональной скорости по отдельным участкам маршрута, «опасных» участков с указанием правил их проезда и средств регулирования движением. Для нахождения рационального маршрута движения подвижного состава составляется схема дорожной сети в районе планируемых перевозок с определением типа и состояния дорожного покрытия и искусственных сооружений. Устанавливается критерий оптимизации. Им может быть минимальное расстояние транспортирования, минимальное время транспортирования, минимальная себестоимость транспортирования и др. Используя один из экономико-математических методов, определяют рациональный маршрут движения подвижного состава. Маршрут разбивается на участки с учетом профиля дороги, типа и состояния дорожного покрытия, интенсивности движения, дорожных знаков и других факторов. На основе динамической характеристики автомобиля определяется скорость движения подвижного состава по отдельным участкам и время движения. Организационная подготовка В состав организационной подготовки перевозочного процесса входит: определение режима работы автотранспортного предприятия, сменности работы, организация перевозочных комплексов, размещение отдельных производств, разработка системы информации, создание норм и нормативов, организация постов погрузочно-разгрузочных работ, разработка системы контроля за работой исполнителей и обеспечение их необходимой информацией. Организационная подготовка перевозочного процесса должна обеспечить такую систему работы АТП, при которой исключаются любые производственные потери и все ресурсы используются с наивысшей эффективностью. Для нормального хода процесса перевозок с заданными технико- экономическими показателями необходимо разработать реально реализуемую систему технического обслуживания подвижного состава автомобильного транспорта и погрузочно-разгрузочных механизмов, которая функционировала бы с надлежащей надежностью и наименьшими затратами. Кроме подготовки производства, необходимо разрабатывать социально-психологические мероприятия. Они включают в себя создание таких условий труда, быта, культурного роста и развитие сознания, при которых обеспечиваются благоприятные условия труда, удовлетворение содержанием труда, специализация и интеграция, развитие коллективных форм труда, высокая дисциплина, повышение общеобразовательного и культурного уровня каждого рабочего коллектива, благоприятные условия быта. Организация перевозочного процесса - это определение и создание точных пропорций во времени между отдельными этапами. Перевозка каждой партии груза должна начинаться и заканчиваться в строго установленное время. Если пропорции времени на выполнение отдельных этапов не установлены или нарушаются в процессе перевозок, то это ведет к ухудшению экономических показателей. При подготовке процесса перевозки грузов необходимо решать вопросы, связанные с охраной (защитой) окружающей среды.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.039 с.) |