Цели и задачи внедрения Целевой модели 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи внедрения Целевой модели



Смоленск

2020


УДК 004; 371

ББК 74.202.5

Р 31

Рецензенты:

Лазарева Т.В., начальник Центра проектного управления ГАУ ДПО СОИРО к.п.н.;

Ярославцева Н.И., начальник ресурсно-правового центра ГАУ ДПО СОИРО

 

Разработчики:

Кочергина Г.Д., заведующий кафедрой повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих и педагогических работников системы дополнительного образования детей, к.п.н.;

Зевакова Н.С., доцент кафедры повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих и педагогических работников системы дополнительного образования детей

 

Р 31 Региональная целевая модель реализации дополнительных образовательных программ в сетевой форме / Разработчики Г.Д. Кочергина, Н.С. Зевакова. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2020. – 36 с.

 

В данной модели представлена система реализации дополнительных образовательных программ в сетевой форме на основе интеграции ресурсов дополнительного образования

с организациями и учреждениями разного уровня и ведомственной принадлежности, предприятиями реального сектора экономики.

Модель рассматривает подходы к реализации дополнительных образовательных программ в сетевой форме; требования к кадровому составу; предлагает механизмы управления и инструменты оценивания результативности данных программ на региональном уровне в условиях реализации федерального проекта                                                    «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» на территории Смоленской области.

 

 

© ГАУ ДПО СОИРО, 2020


Основные понятия

Сеть – это взаимодействие двух и более организаций по реализации сетевой образовательной программы [10].

Сетевое взаимодействие – совместная скоординированная деятельность субъектов (людей, организаций, социальных групп и пр.), ориентированая на достижение конкретных согласованных целей. Поэтому наличие объединяющей цели является важной характеристикой сетевого взаимодействия [10].

Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций (Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273 ФЗ, ст. 15).

Договор о реализации программ в сетевой форме – это документ, подписанный организациями-участниками сетевого взаимодействия. Договор предусматривает период обучения, содержание учебных программ, трудоемкость в зачетных единицах учебных планов или их отдельных частей (модулей или дисциплин), условия реализации, в том числе финансирование и другие вопросы, необходимые для сетевого взаимодействия [9].

Организации-участники сетевого взаимодействия:

Базовая образовательная организация – организация заказчик программы.

Ресурсная организация – организация, предоставляющая ресурсы для реализации программы [9].

Ресурсы сетевого взаимодействия включают:

кадровые ресурсы (высококвалифицированные педагоги, владеющие современными педагогическими технологиями; сотрудники профильных учреждений, специалисты реального сектора экономики и т. п.);

информационные ресурсы (базы данных, электронные библиотеки; депозитарии мультимедийных продуктов и т.д.);

материально-технические ресурсы (лабораторная база, специализированные помещения, учебно-производственное оборудование, инструменты и материалы, компьютерные модели, тренажеры, имитаторы, и т.д.);

учебно-методические ресурсы (дополнительные образовательные программы; методические материалы (пособия, рекомендации для педагогов и


обучающихся и т.д.); диагностический инструментарий для оценки уровня освоения учебного материала; компьютерные обучающие и диагностирующие программы и т.п.);

социальные ресурсы – партнерские связи с предприятиями и организациями реального региона; «горизонтальные» и «вертикальные» связи в профессионально-педагогическом сообществе региона; связи с общественными объединениями и некоммерческими организациями, выражающими интересы работодателей, профессиональных сообществ и т.д.). [1]

Общие положения

1.1. Настоящая Региональная целевая модель реализации дополнительных образовательных программ в сетевой форме (далее – Целевая модель) задаѐт основные содержательно-методические принципы

и управленческие механизмы для организации в регионе системы дополнительного образования детей на основе программ в сетевой форме.

1.2. Настоящая Целевая модель регулирует отношения, связанные

с функционированием и развитием образовательных программ в сетевой форме в образовательных организациях дополнительного образования Смоленской области

Настоящая Целевая модель разработана и реализуется в соответствии

с паспортом регионального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденного заместителем Губернатора Смоленской области – начальником Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области А.А. Гусевым 21 марта 2019 года на основании «дорожной карты» по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Администрации Смоленской области

от 03.07.2019 № 1073-р/адм., а также с региональными нормативными правовыми актами, регламентирующими создание и регулирующими деятельность Регионального модельного центра дополнительного образования для детей (далее по тексту положения – Региональный модельный центр).

1.3. Категории участников мероприятий по внедрению и функционированию Целевой модели.

Внедрение Целевой модели требует взаимодействия следующих категорий участников: Региональный модельный центр (далее по тексту – РМЦ), муниципальные опорные центры дополнительного образования детей Смоленской области (далее по тексту – МОЦ), образовательные и иные организации, реализующие программы дополнительного образования детей.


Актуальность Целевой модели

Актуальность разработки Целевой модели обусловлена спецификой и особенностями оказания услуг в сфере дополнительного образования на уровне региона):

– В системе дополнительного образования Смоленской области функционируют 166 организаций дополнительного образования различной ведомственной принадлежности: 30% учреждений – в системе образования, 30% учреждений     – в системе культуры, 21% учреждений – в системе физической культуры и спорта,                 19% составляют негосударственные организации.

Кроме специализированных учреждений дополнительные образовательные услуги предоставляют общеобразовательные организации региона (373 организации), из которых 68% – сельские школы, из них 61% – малокомплектные сельские школы. При этом 50% школ региона удалены от областного центра и имеют усложненную транспортную доступность.

В регионе реализуется свыше 1400 дополнительных общеобразовательных программ по 6 направлениям дополнительного образования и 150 видам деятельности.

В детских объединениях (секциях, клубах, мастерских, школах творческого развития и др.) занимаются около 67 000 обучающихся, что составляет 75% от общего числа учащихся образовательных организаций Смоленской области.

Наиболее распространенными направлениями дополнительного образования в регионе являются физкультурно-спортивное (32%)

и художественное (30%) направления. При этом процент востребованных у обучающихся образовательных программ естественнонаучной направленности составляет 9%, технической направленности – 8%.

Среди факторов, замедляющих процесс развития региональной системы дополнительного образования детей, следует отметить следующие:

· недостаточная сформированность организационно-правовых механизмов управления региональной системой дополнительного образования, способствующих сетевому взаимодействию и обмену опытом организаций разного уровня, ведомственной принадлежности и территориальной удаленности по реализации дополнительных общеобразовательных программ;

· несоответствие инфраструктуры образовательных организаций, оказывающих услуги в сфере дополнительного образования, современным требованиям и уровню развития науки и техники;

· нехватка квалифицированных педагогических кадров, обладающих профессиональными компетенциями, соответствующими вызовам актуального


развития дополнительного образования детей;

· ограниченное использование потенциала внебюджетного сектора и государственно-частного партнерства для расширения объема и спектра услуг дополнительного образования, модернизации материально-технической базы учреждений.

Кроме того, в региональной системе дополнительного образования детей обозначилось противоречие между запросами потребителей на новые форматы и тематику дополнительных образовательных программ, отвечающих вызовам времени, и отсутствием таковых программ, недостаточной готовностью педагогов удовлетворять эти запросы.

В связи с этим становится актуальным организация сетевого взаимодействия с организациями и учреждениями разного уровня и ведомственной принадлежности, предприятиями реального сектора экономики для расширения ресурсных возможностей дополнительного образования.

Новая модель реализации дополнительных образовательных программ должна строиться на основе принципов доступности и управляемом использовании ресурсов (материально-технических, кадровых, методических и др.).

 

Приложение 1

Реестр дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в сетевой форме.

 

Приложение 2

Дорожная карта внедрения Региональной целевой модели организации


и сопровождения реализации образовательных программ в сетевой форме на

2020–2021 г.

 

Список источников

1. Абанкина И.В. Эффективные модели сетевого межведомственного взаимодействия организаций, реализующих программы дополнительного образования. [электронный ресурс]. URL: http://conf.iro.yar.ru/index.php?id=228

2. Бизнес словарь [электронный ресурс]. http://www.businessvoc.ru

3. Википедия: Свободная энциклопедия. [электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki

4. Громыко Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать? // Альманах

«Восток». – 2007. – Вып.1. – [электронный ресурс].

URL: http://www.situation.ru/app/j_artp_1178.htm

5. Зубарева Т.А. Эффективность модели сетевого открытого взаимодействия образовательных учреждений как ресурс инновационного развития // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 5.

6. Золотарева А.В. Совершенствование практики сетевого взаимодействия организаций общего и дополнительного образования

http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru

7. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от                4 сентября 2014 г. № 1726– р.

8. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации Министерство экономического развития Российской Федерации 26 декабря 2008 г. № 20615– ак/д19 http://base.consultant.ru

9. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ /Письмо Министерства образоания и науки РФ от 28 августа 2015 г.

№ АК– 2563/05

10. Попова И.Н. Проектирование моделей сетевого межведомственного взаимодействия в ходе реализации дополнительных образовательных программ: технологический аспект.                   – [электронный ресурс] http://dvorecpionerov.ru

11. Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности / под ред. А.В. Золотаревой. – Ярославль: ЯГПУ, 2011.

12. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное


обучение в ВУЗе: Монография. – Казань: РИЦ «Школа», 2010.

13. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273– ФЗ.

14. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от

12.01.1996 № 7– ФЗ.


Приложение 1

Реестр дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в сетевой форме Смоленская область

№ п/п Наименование УДО

Наименование ДООП

Направление деятельности ДОД Тип программы* Кол-во часов Автор(-ы)- составитель(-и)/ Автор(ы) Возрастная категория детей Кол-во групп ID, ссылка на карточку программы в общедоступном Навигаторе

Велижский МР

1 МБ УДО «Велижская ДШИ»

«Хоровое пение»

Художествен- ная Сетевое взаимодей- ствие 72 Иван ова И.Н.     5 –7 лет 1 группа ID2489 https://xn--67-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/2489-khorovoe-penie

Вяземский МР

2 МБ У ДО ДДТ «Школа

«Развивайка»

«Я познаю мир»

Социально- педагогичес- кая Реализуется в сетевой форме 72 Лап атина И.И.   5 –7 лет 4 группы ID 359 https://xn--67-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/359-shkola-razvivaika-ya-poznayu-mir

Гагаринский МР

3 МБ

УДО ЦДТ

«Спортивные игры» Физкультур- но-спортивная Программа в сетевой форме 72 Жу равлѐв С.В. 12–1 7 лет 2 группы ID 4851 https://xn--67-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/4851-sportivnye-igry
                     

Глинковский МР

4 МБ УДО ДМШ «Веселы е нотки» Художествен- ная Сетевая программа 36 Ма ркина Т.В.        5 –7 лет 1 группа ID 5261 https://xn--67-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/5261- obshcherazvivayushchaya-programma-veselye-notki

ГО Десногорск

5 МБ УДО «ДДТ» «Мир современного танца» Художествен- ная Сетевая программа 144 Ант оненкова М.В. 7–10 лет 2 группы ID 4656 https://xn--67-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/4656-mir-sovremennogo-tantsa

Демидовский МР

6 МБ УДО «ДЮСШ» г. Демидова «Волейбол» Физку льтур- но-спортивная Программа в сетевой форме 342 Каз аков А.А.        8 –18 лет 1 группа ID 504 https://xn--67-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/504-voleibol

Дорогобужский МР

7 МБ УДО Верхнеднепровс кая ДЮСШ «Туристское многоборье» Туристско- краеведческое Программа в сетевой форме 102 Нед ашковская О.А. 7–17 2 группы ID 3059 https://xn--67-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/3 059-turistskoe-mnogobore

Духовщинский МР

8 МБ УДО ДДТ г. Духовщина «Знайка» Социаль но- педагогичес- кая Сетевая программа 144 Ба тукова Л.Н. 5–6 лет 1 группа ID 1552 https://xn--67-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/1552-znaika

Ельнинский МР

9 Ель нинский Центр творчества «Весѐлые нотки» Художествен- ная Реализуется в сетевой форме 72 Ром аненкова Н.М. 5–6 лет 2 группы ID 289 https://xn--67-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/289-veselye-notki

Ершичский МР

10 МБ УДО Ершичский ДДТ «Традиции русского народа» Социально- педагогичес- кая Сетевая программа 144 Кос енкова С.Н. 9–1 3лет 1 группа ID 698 https://xn--67-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/698-traditsii-russkogo-naroda

Кардымовский МР

11 МБ У ДО «ЦДТ» Кардымовского района «Грация движения» Физкультур- но-спортивная Сетевая программа 576 Бор овцова Л.П., Гоголь Т.И. 5–10 лет 2 группы ID 533 https://xn--67-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/533-gratsiya-dvizheniya

Краснинский МР

12 МБ

УДО

«ДЮСШ»

«Настольный теннис» Физкультур- но-спортивная Программа в сетевой форме 9ч/нед Фе дюнина Е.А. 8–18 лет 1 группа ID 1920 https://xn--67-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/1920-nastolnyi-tennis-mankovo
13 МБ

УДО

«ДЮСШ»

«Художествен- ная гимнастика в детском саду «Родничок» Физкультур- но-спортивная Программа в сетевой форме 1ч/нед Х арламенкова Т.В. 4–6 лет 1 группа ID 2078 https://xn--67-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/2078- khudozhestvennaya -gimnastika-v-ds-rodnichok

Монастырщинский МР

14 МБ

УДО

«Монастырщин-

ская ДШИ»

«Мир народной музыки» Художествен- ная Сетевая программа 72ч. (1 г.о.) 66 (2 г.о.) Перегонцева О.И. (Саврасова Т.А). 7–10 лет 1 группа ID5035 https://xn--67-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/5035-dop-mir-narodnoi-muzyki

Новодугинский МР

15 МК У «Новодугин- ская СШ»

«Спортивный туризм» Публичное название в Навигаторе

«Туризм»

Физкультур- но-спортивная Сетевая программа 138 Ма рков И.Ю.      11 –16 лет 1 группа ID1299 https://xn--67-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/1299-turizm
                     

Починковский МР

16 МБ УДО «ДШИ Починковского района» «Каблучок» Худож ествен- ная Сетевая форма 144 Кон дратенкова С.Ю. 7–13 лет 2 группы ID1149 https://xn--67-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/1149-kabluchok

Рославльский МР

17 МБ УДО «ЦДЮТТ» г. Рославль «Юный шахматист» Физкультур- но-спортивная Программа в сетевой форме 288 Кис елев А.С.        6 –18 лет 4 группы ID3839 https://xn--67-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/3 839-yunyi-shakhmatist

Руднянский МР

18 Эк олого- биологический центра «Мир цветов» Естес твенно- научная Программа, реализуемая в сетевой форме 144 Сед нева Е.Е.        11 –16 лет 2 группы ID7 https://xn--67-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/7-mir-tsvetov

Сафоновский МР

19 МБ У ДО «ЦДТ» «Одежда разных профессий: стиль и образ» Социально- педагогичес- кая Программа в сетевой форме 72 МБУ ДО «ЦДТ» (Данилова С.Н.), музей истории Смоленской полиции (Курганова О.И.), СОГКУ «Центр занятости Сафоновского р- на», МБУ ДО «ДЮСШ» 14–17 лет 1 группа ID5439 https://xn--67-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/5439-setevaya-programma-odezhda-raznykh-professii-stil-i-obraz

20 МБ У ДО «ДДТ» г.Сафоново «ArTech: электроник» Техническая Программа в сетевой форме 126 (21 день по 6 часов) Ханнанов Т.А. 12–17 лет 1 группа ID4756 https://xn--67-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/4756-artech-elektronik-forma-setevogo-vzaimodeistviya

ГО Смоленск

21 МБ У ДО ЭБЦ «Смоленский зоопарк» «Я шагаю по Планете» Социально- педагогичес- кая Сетевая программа 144 Ми халева Т.В. 8–9 лет 4 группы ID3661 https://xn--67-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/3661-ya-shagayu-po-planete-modul-4-vzaimovliyanie-cheloveka-i-prirody
22 МБ У ДО «ЦДО № 1» «Служу Отчизне» Социально- педагогичес- кая Сетевая программа 144 Кор ж Д.Б.          15 –17 лет 2 группы ID741 https://xn--67-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/741-sluzhu-otchizne

Смоленский МР

23 МБ УДО «Смоленский районный Дом школьников» «КукуруZа» Художествен- ная Реализуется в сетевой форме 324 Лан овая М.А.     5 –18 лет 3 группы ID589 https://xn--67-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/589-kukuruza

Сычевский МР

24 МК УДО «Сычевская ДШИ» «Народное пение» Художествен- ная Сетевая программа 144 Крыл ова М.Н., Перепелица М.Ю. 7–14 лет 2 группы ID4686 https://xn--67-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/4686- obshcherazvivayushchaya-programma-narodnoe-penie

Темкинский МР

25 МБ УДО Темкинский Дом творчества «Общая физическая подготовка» Физкультур- но-спортивная Сетевая программа 216 Плато нов Ю.Б. (Наталья Виктровна) Семѐнова 9525365380 7–15 лет 1 группы ID602 https://xn--67-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/602-ofp-obshchaya-fizicheskaya-podgotovka

Угранский МР

26 МБ У ДО «Угранский ДДТ» «Сказочная гостиная» Художествен- ная Программа в сетевой форме 576 Алд уненкова Л.А. 9–17 лет 1 группа ID766 https://xn--67-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/766-skazochnaya-gostinaya

Хиславичский МР

27 МБ У ДО «ДДТ» «Веселый английский» Социально- педагогичес- кая Программа в сетевой форме 180 Кли мова Ю. Н.5–7 лет 4 группы ID98 https://xn--67-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/9 8-veselyi-angliiskii

Шумячский МР

28 МБ УДО «Шумячский Дом детского творчества» «Волонтерское движение «Чистые сердца» Социально- педагогичес- кая Сетевая программа 144 Бе ля ева Л.С.   12 –17 лет 2 группы ID113 https://xn--67-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/1 13-chistye-serdtsa

Ярцевский МР

29 МБ УДО ЦДТ «Пари кмахерское искусство» Социально- педагогичес- кая В сетевой форме

144 Никит

ина В.А. 11–1 7 лет   3 группы ID5336 https://xn--67-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/3815- parikmakherskoe-iskusstvo
30 МБ УДО ЦДТ «Гитар а» Художест- В сетевой

108 Сам

уленков 7–17 лет 1 ID5338
      венная форме

 

А.Е.   группа https://xn--67-
         

 

      kmc.xn--
         

 

      80aafey1amqq.xn--
         

 

      d1acj3b/program/5
         

 

      338-gitara

Приложение 2

Смоленск

2020


УДК 004; 371

ББК 74.202.5

Р 31

Рецензенты:

Лазарева Т.В., начальник Центра проектного управления ГАУ ДПО СОИРО к.п.н.;

Ярославцева Н.И., начальник ресурсно-правового центра ГАУ ДПО СОИРО

 

Разработчики:

Кочергина Г.Д., заведующий кафедрой повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих и педагогических работников системы дополнительного образования детей, к.п.н.;

Зевакова Н.С., доцент кафедры повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих и педагогических работников системы дополнительного образования детей

 

Р 31 Региональная целевая модель реализации дополнительных образовательных программ в сетевой форме / Разработчики Г.Д. Кочергина, Н.С. Зевакова. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2020. – 36 с.

 

В данной модели представлена система реализации дополнительных образовательных программ в сетевой форме на основе интеграции ресурсов дополнительного образования

с организациями и учреждениями разного уровня и ведомственной принадлежности, предприятиями реального сектора экономики.

Модель рассматривает подходы к реализации дополнительных образовательных программ в сетевой форме; требования к кадровому составу; предлагает механизмы управления и инструменты оценивания результативности данных программ на региональном уровне в условиях реализации федерального проекта                                                    «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» на территории Смоленской области.

 

 

© ГАУ ДПО СОИРО, 2020


Основные понятия

Сеть – это взаимодействие двух и более организаций по реализации сетевой образовательной программы [10].

Сетевое взаимодействие – совместная скоординированная деятельность субъектов (людей, организаций, социальных групп и пр.), ориентированая на достижение конкретных согласованных целей. Поэтому наличие объединяющей цели является важной характеристикой сетевого взаимодействия [10].

Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций (Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273 ФЗ, ст. 15).

Договор о реализации программ в сетевой форме – это документ, подписанный организациями-участниками сетевого взаимодействия. Договор предусматривает период обучения, содержание учебных программ, трудоемкость в зачетных единицах учебных планов или их отдельных частей (модулей или дисциплин), условия реализации, в том числе финансирование и другие вопросы, необходимые для сетевого взаимодействия [9].

Организации-участники сетевого взаимодействия:

Базовая образовательная организация – организация заказчик программы.

Ресурсная организация – организация, предоставляющая ресурсы для реализации программы [9].

Ресурсы сетевого взаимодействия включают:

кадровые ресурсы (высококвалифицированные педагоги, владеющие современными педагогическими технологиями; сотрудники профильных учреждений, специалисты реального сектора экономики и т. п.);

информационные ресурсы (базы данных, электронные библиотеки; депозитарии мультимедийных продуктов и т.д.);

материально-технические ресурсы (лабораторная база, специализированные помещения, учебно-производственное оборудование, инструменты и материалы, компьютерные модели, тренажеры, имитаторы, и т.д.);

учебно-методические ресурсы (дополнительные образовательные программы; методические материалы (пособия, рекомендации для педагогов и


обучающихся и т.д.); диагностический инструментарий для оценки уровня освоения учебного материала; компьютерные обучающие и диагностирующие программы и т.п.);

социальные ресурсы – партнерские связи с предприятиями и организациями реального региона; «горизонтальные» и «вертикальные» связи в профессионально-педагогическом сообществе региона; связи с общественными объединениями и некоммерческими организациями, выражающими интересы работодателей, профессиональных сообществ и т.д.). [1]

Общие положения

1.1. Настоящая Региональная целевая модель реализации дополнительных образовательных программ в сетевой форме (далее – Целевая модель) задаѐт основные содержательно-методические принципы

и управленческие механизмы для организации в регионе системы дополнительного образования детей на основе программ в сетевой форме.

1.2. Настоящая Целевая модель регулирует отношения, связанные

с функционированием и развитием образовательных программ в сетевой форме в образовательных организациях дополнительного образования Смоленской области

Настоящая Целевая модель разработана и реализуется в соответствии

с паспортом регионального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденного заместителем Губернатора Смоленской области – начальником Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области А.А. Гусевым 21 марта 2019 года на основании «дорожной карты» по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Администрации Смоленской области

от 03.07.2019 № 1073-р/адм., а также с региональными нормативными правовыми актами, регламентирующими создание и регулирующими деятельность Регионального модельного центра дополнительного образования для детей (далее по тексту положения – Региональный модельный центр).

1.3. Категории участников мероприятий по внедрению и функционированию Целевой модели.

Внедрение Целевой модели требует взаимодействия следующих категорий участников: Региональный модельный центр (далее по тексту – РМЦ), муниципальные опорные центры дополнительного образования детей Смоленской области (далее по тексту – МОЦ), образовательные и иные организации, реализующие программы дополнительного образования детей.


Актуальность Целевой модели

Актуальность разработки Целевой модели обусловлена спецификой и особенностями оказания услуг в сфере дополнительного образования на уровне региона):

– В системе дополнительного образования Смоленской области функционируют 166 организаций дополнительного образования различной ведомственной принадлежности: 30% учреждений – в системе образования, 30% учреждений     – в системе культуры, 21% учреждений – в системе физической культуры и спорта,                 19% составляют негосударственные организации.

Кроме специализированных учреждений дополнительные образовательные услуги предоставляют общеобразовательные организации региона (373 организации), из которых 68% – сельские школы, из них 61% – малокомплектные сельские школы. При этом 50% школ региона удалены от областного центра и имеют усложненную транспортную доступность.

В регионе реализуется свыше 1400 дополнительных общеобразовательных программ по 6 направлениям дополнительного образования и 150 видам деятельности.

В детских объединениях (секциях, клубах, мастерских, школах творческого развития и др.) занимаются около 67 000 обучающихся, что составляет 75% от общего числа учащихся образовательных организаций Смоленской области.

Наиболее распространенными направлениями дополнительного образования в регионе являются физкультурно-спортивное (32%)

и художественное (30%) направления. При этом процент востребованных у обучающихся образовательных программ естественнонаучной направленности составляет 9%, технической направленности – 8%.

Среди факторов, замедляющих процесс развития региональной системы дополнительного образования детей, следует отметить следующие:

· недостаточная сформированность организационно-правовых механизмов управления региональной системой дополнительного образования, способствующих сетевому взаимодействию и обмену опытом организаций разного уровня, ведомственной принадлежности и территориальной удаленности по реализации дополнительных общеобразовательных программ;

· несоответствие инфраструктуры образовательных организаций, оказывающих услуги в сфере дополнительного образования, современным требованиям и уровню развития науки и техники;

· нехватка квалифицированных педагогических кадров, обладающих профессиональными компетенциями, соответствующими вызовам актуального


развития дополнительного образования детей;

· ограниченное использование потенциала внебюджетного сектора и государственно-частного партнерства для расширения объема и спектра услуг дополнительного образования, модернизации материально-технической базы учреждений.

Кроме того, в региональной системе дополнительного образования детей обозначилось противоречие между запросами потребителей на новые форматы и тематику дополнительных образовательных программ, отвечающих вызовам времени, и отсутствием таковых программ, недостаточной готовностью педагогов удовлетворять эти запросы.

В связи с этим становится актуальным организация сетевого взаимодействия с организациями и учреждениями разного уровня и ведомственной принадлежности, предприятиями реального сектора экономики для расширения ресурсных возможностей дополнительного образования.

Новая модель реализации дополнительных образовательных программ должна строиться на основе принципов доступности и управляемом использовании ресурсов (материально-технических, кадровых, методических и др.).

 

Цели и задачи внедрения Целевой модели

3.1. Целями внедрения модели являются:

– совершенствование механизмов управления взаимодействием образовательных организаций с образовательными организациями разной ведомственной принадлежности, общественными объединениями, предприятиями реального сектора экономики по реализации дополнительных образовательных программ в сетевой форме;

– повышение уровней открытости и доступности региональной системы дополнительного образования за счет использования ресурсов социальных партнеров;

– повышение качества практик использования сетевых форм реализации дополнительных образовательных программ на территории региона;

− повышение эффективности использования имеющихся у участников сетевого взаимодействия ресурсов, необходимых для реализации дополнительных образовательных программ.

3.2. Для достижения выше обозначенных целей, в ходе реализации целевой модели решаются следующие задачи:

· анализ наиболее типичных и значимых потребностей и запросов детей и их родителей (законных представителей) к содержанию и формам реализации дополнительных образовательных программ;


· определение основных содержательно-тематических направлений

для разработки и реализации программ дополнительного образования в сетевой форме, подбор и реализация основных механизмов и инструментов их обеспечения;

· обеспечение повышения квалификации специалистов сферы дополнительного образования детей, базовой профессиональной переподготовки работников и специалистов других сфер;

· создание в муниципальных образованиях социальных партнѐрских управленческих команд, обеспечивающих реализацию дополнительных образовательных программ в сетевой форме;



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.231.155 (0.126 с.)