Европейская интеграция в 1992-2018 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Европейская интеграция в 1992-2018 гг.



Западноевропейские страны, составлявшие ядро европейского интеграционного объединения, рассматривали постсоциалистические государства в первую очередь как перспективные рынки для сбыта собственной продукции, а также как выгодный объект инвестиций. Но некоторые восточноевропейские страны в силу тяжелого постсоветского наследия, а также ввиду целого комплекса геополитических и исторических причин, полагали, что вступление в ЕС и НАТО станет своего рода гарантией защиты их суверенитета от потенциальной агрессии со стороны России. · Первым шагом на пути к интенсификации темпов европейской интеграции в начале 1990-х гг. и к расширению количественного состава организации стало подписание в феврале 1992 г. Маастрихтского договора, согласно которому ЕЭС, существовавшее с 1957 г., было преобразовано в Европейский союз. К 1992 г. формирование единого рынка ЕС (некогда запланированное еще на 1970 г.) было в общих чертах достигнуто, вследствие чего перед интеграционным объединением была поставлена новая амбициозная задача — создание экономического и валютного союза и введение общей валюты — евро, которая в безналичных расчетах стала использоваться уже с 1999 г., а в наличное обращение поступила с января 2002 г. · Маастрихтский договор ввел так называемые «Маастрихтские критерии», касавшиеся таких показателей, как дефицит бюджета, уровень инфляции, процентные ставки по государственным облигациям и т.д., причем данным критериям должна была в полной мере соответствовать экономическая и финансовая политика не только государств — членов ЕС, но и кандидатов на вступление в организацию. И, конечно же, одним из наиболее значимых успехов европейской интеграции, отраженным в тексте Маастрихтского договора, стало введение гражданства ЕС, которое не заменяло, но дополняло национальное гражданство. · Дальнейшее углубление европейской интеграции нашло свое отражение в Амстердамском (1999 г.) и Ниццком (2001 г.) договорах, существенно реформировавших внутреннюю структуру ЕС и ставших своего рода концептуальной основой для дальнейшего его расширения. В 1992 г. Европейское сообщество объединяло 12 стран: Бельгию, Великобританию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Португалию, Францию. Еще в 1995 г. в состав ЕС были приняты Австрия, Швеция и Финляндия, а вслед за подписанием двух вышеуказанных договоров темпы расширения ЕС еще более ускорились: в 2004 г. членами ЕС стали сразу 10 государств: Латвия, Литва, Эстония, Мальта, Кипр, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия и Словения. В 2007 г. к ним присоединились Румыния и Болгария, в 2013 г. — Хорватия. Но интересы новых членов ЕС зачастую не всегда совпадали с интересами «старой Европы», т.е. государств, составлявших историческое ядро интеграции. Накопившиеся противоречия в развитии Евросоюза долгое время не проявляли себя сколь-нибудь явственным образом, однако ближе к середине 2000-х гг. ситуация стала постепенно меняться. Провал проекта единой Конституции ЕС в 2005 г. стал первым симптомом надвигающейся политической «турбулентности» и знаменовал собой переход структурного кризиса Евросоюза из инкубационного периода в активную фазу. Лиссабонский договор 2007 г. (ратифицирован в 2009 г.), призванный стать своего рода концептуальной заменой европейской Конституции, стал первой попыткой преодоления накопившихся проблем. Однако дальнейшее развитие событий подтвердило тезис о серьезности и структурном характере кризиса Евросоюза: значимой вехой нарастания интеграционных противоречий стал затяжной долговой кризис в Греции, расколовший ЕС на государства-доноры (которыми стали Германия и Франция) и так называемые Р/С5-страны, остро нуждавшиеся в финансовой и экономической помощи (по первым буквам английских названий данных стран — Португалия, Италия, Греция, Испания). Евросоюзу не удалось перейти от этапа экономического и валютного союза к стадии союза политического, характеризующегося проведением общей внешней политики. И хотя формально общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ) стала второй опорой ЕС в 1992 г. и оставалась таковой вплоть до ратификации Лиссабонского договора и упразднения трехопорной правовой структуры ЕС в 2009 г., тем не менее на практике европейские государства по-прежнему продолжали проводить независимую внешнюю политику, причем подчас национальные интересы одной группы стран прямо противоречили интересам других государств Евросоюза. Нарастали социальные проблемы ЕС, связанные с неконтролируемостью миграционных потоков из стран Северной Африки и Ближнего Востока, обострением межэтнических и религиозных конфликтов на территории Европы и с очевидной неэффективностью политики адаптации мигрантов к европейским культурным и цивилизационным реалиям. Результатом все большего обострения кризисных явлений в социально- экономической, культурной и политической сферах жизни ЕС стал отказ от дальнейшего территориального расширения и попытка сконцентрироваться на решении наиболее острых и насущных внутренних проблем интеграционного объединения. К сожалению, в настоящее время перспективы преодоления всех накопившихся противоречий выглядят более чем туманными, особенно учитывая события 2016 г., связанные с Brexit’ом — референдумом в Великобритании, на котором большая часть проголосовавших высказалась за выход страны из состава ЕС. Также создается Европейский центральный банк, которому была передана доля управления экономикой; он должен был контролировать эмиссию, устанавливать базисные процентные ставки и налагать санкции на те страны, которые тратят слишком много или не выплачивают долги по кредитам. Руководящими органами ЕС являются Совет, Комиссия, Ассамблея и Суд. В состав высшего органа ЕС - Совета- входят по одному представителю от каждой страны-участницы, обычно министр экономики, финансов или торговли. Главный исполнительный орган - Комиссия - состоит из 9 членов, назначаемых на 4- летний срок правительствами стран, входящих в сообщество. В рамках сообщества функционирует также ряд кредитных учреждений, в задачи которых входит финансирование отдельных мероприятий, связанных с проведением общей экономической и социальной политики - Европейский инвестиционный банк, Европейский фонд развития. Существуют различные экологические соглашения. ЕС выступает полноправным участником многих встреч. Основы бюджета составляют расходы и доходы по отрасли сельского хозяйства, а также расходы на структурные фонды, различные региональные политики, экологические программы, управленческие расходы и расходы, направленные на помощь развивающимся странам. Большое значение предается и всевозможным научным и образовательным программам. Здесь главное место занимает сотрудничество университетов и обмен студентами. Поддержка перспективных и проблемных отраслей промышленности. Отдельный раздел политики - поддержка малых и средних предприятий, которая сводится к предоставлению налоговых льгот, формам кредита и становлению кредита в коммерческих банках, упрощенному порядку регистрации. Главная причина поддержки этого вида бизнеса заключается в том, что именно здесь создано большинство рабочих мест. Еще часть расходов ЕС приходится на научно-технический потенциал, создание информационных баз, стимулирование космических исследований, проекты совершенствования телекоммуникаций, ядерной энергетики.

Билет 12.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.005 с.)