Научно-исследовательской работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научно-исследовательской работы



Научная тема – это сложная, требующая решения задача.

Тема должна быть:

1. интересной, увлекательной;

2. практически полезной участникам исследования;

3. оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;

4. такой, чтобы работа могла быть выполнена в запланированное время;

5. выполнимой при имеющейся информационной и материальной базе.

Темы могут быть теоретическими, практическими и смешанными.

Актуальность темы – это обоснование необходимости проведения исследования по ней:

1. обосновывается в научном и в прикладном значениях;

2. путем предварительного ознакомления с литературой и материалами ранее проведенных исследований выясняется, в какой мере вопросы темы изучены и каковы полученные результаты, на какие вопросы ответов вообще нет либо они недостаточны;

3. научная новизна - одно из главных требований к теме исследования, это значит, что оно должно содержать решение новой научной задачи или новые разработки, расширяющие существующие границы знаний в определенной отрасли науки;

4. практическая значимость исследования - не менее важный критерий, в обязательном порядке устанавливается и обосновывается.

Проблема исследования - это явления и процессы, содержащие несоответствия или противоречия, вызывающие беспокойство, например, ситуация непонятна, не поддает­ся убедительному объяснению и т.п.

Объект исследования – это то явление (или процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию.

Предмет исследования – это те наиболее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению.

Цель исследования – это общая его направленность на конечный результат.

Задачи исследования – это то, что требует решения в процессе исследования; вопросы, на которые должен быть получен ответ.

Гипотеза – это требующее проверки и доказательства предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов:

1. Описательная – это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта.

2. Объяснительная – это предположение о причинно-следственных зависимостях.

3. Прогнозная – это предположение о тенденциях и закономерностях развития объекта исследования.

Интерпретация основных понятий   – это истолкование, разъяснение значения основных понятий:

1. Теоретическое истолкование представляет собой логический анализ существенных свойств и отношений интерпретируемых понятий путем раскрытия их связей с другими понятиями.

2. Эмпирическая интерпретация – это определение эмпирических значений основных теоретических понятий, перевод их на язык наблюдаемых фактов. Эмпирически интерпретировать понятие – это значит найти такой показатель (индикатор, референт), который отражал бы определенный важный признак содержания понятия и который можно было бы измерить.

В процедурной части программы обосновывается выбор методов исследования, показывается связь данных методов с целями, задачами и гипотезами исследования. При выборе того или иного метода следует учитывать, что он должен быть:

1. эффективным, т.е. обеспечивающим достижение поставленной цели и необходимую степень точности исследования;

2. экономичным, т.е. позволяющим сэкономить время, силы и средства исследователя;

3. простым, т.е. доступным исследователю соответствующей квалификации;

4. безопасным для здоровья и жизни людей;

5. допустимым с точки зрения морали и норм права;

6. научным, т.е. имеющим прочную научную основу.

Конкретное научное исследование осуществляется по принципиальному плану, который строится в зависимости от количества информации об объекте исследования:

1. Разведывательный план применяется, если об объекте и предмете исследования нет ясных представлений и трудно выдвинуть рабочую гипотезу. Цель составления такого плана – уточнение темы (проблемы) и формулировка гипотезы. Обычно он применяется, когда по теме отсутствует литература или ее очень мало.

2. Описательный план используется тогда, когда можно выделить объект и предмет исследования и сформулировать описательную гипотезу. Цель плана – проверить эту гипотезу, описать факты, характеризующие объект исследования.

3. Экспериментальный план включает проведение социального (правового) эксперимента. Он применяется тогда, когда сформулированы научная проблема и объяснительная гипотеза. Цель плана – определение причинно-следственных связей в исследуемом объекте.

Рабочая программа – это изложение общей концепции исследования в соответствии с его целями и гипотезами:

1. Методологический раздел включает:

1) формулировку проблемы или темы;

2) определение объекта и предмета исследования;

3) определение цели и постановку задач исследования;

4) интерпретацию основных понятий;

5) формулировку рабочих гипотез.

2. Процедурный раздел рабочей программы включает:

1) принципиальный план исследования;

2) изложение основных процедур сбора и анализа эмпирического материала;

3) инструментарий исследования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.008 с.)