ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»



ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Методические рекомендации

Кизел

2014

Научно-исследовательская работа: Методические рекомендации для преподавателей и студентов.   Составила: Гололобова Елена Викторовна, преподаватель гуманитарных и социально-экономических дисциплин ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»

Методические рекомендации составлены в целях оказания методической помощи преподавателям и студентам при организации научно-исследовательской работы.

Методические рекомендации включают в себя информацию об этапах и методологии научных исследований, характеризуют каждый этап исследовательской работы от сбора и анализа информации до представления результатов исследования.

Методические рекомендации адресованы преподавателям и студентам.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4
1. Этапы научно-исследовательской работы 7
2. Методология научных исследований 8
3. Подготовительный этап научно-исследовательской работы 10
4. Сбор и анализ научной информации 14
5. Написание и оформление научно-исследовательской работы 17
6. Представление результатов научно-исследовательской работы 30
Список литературы 32

ВВЕДЕНИЕ

Наука – этосфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира;

Задачи науки:

1) собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;

2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;

3) систематизация полученных знаний;

4) объяснение сущности явлений и процессов;

5) прогнозирование событий, явлений и процессов;

6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

Научная (научно-исследовательская) деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.

Понятие «научно-исследовательская работа студентов» (НИРС) включает в себя два элемента:

1. обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда;

2. собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством преподавателей.

НИРС является продолжением и углублением учебного процесса, одним из важных и эффективных средств повышения качества подготовки специалистов.

Целями научной работы студентов выступают переход от усвоения готовых знаний к овладению методами получения новых знаний, приобретение навыков самостоятельного анализа различных явлений с использованием научных методик.

Основные задачи научной работы студентов:

а) развитие творческого и аналитического мышления, расширение научного кругозора;

б) привитие устойчивых навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;

в) повышение качества усвоения изучаемых дисциплин;

г) выработка умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в профессиональной деятельности.

Научная работа студентов подразделяется на учебно-исследовательскую, включаемую в учебный процесс и проводимую в учебное время (УИРС), и научно-исследовательскую, выполняемую во внеучебное время (НИРС).

Учебно-исследовательская работа выполняется студентами по учебным планам под руководством преподавателей. Формы этой работы:

а) реферирование научных изданий, подготовка обзоров по новинкам литературы;

б) выступление с научными докладами и сообщениями на семинарах;

в) написание курсовых работ, содержащих элементы научного исследования;

г) проведение научных исследований при выполнении дипломных работ;

д) выполнение научно-исследовательских работ в период учебной практики.

Научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеучебное время, включает:

а) работу в научных кружках и проблемных группах, создаваемых при кабинетах;

б) участие в научно-исследовательских работах по различным темам;

в) выступления с докладами и сообщениями на научно-теоретических и научно-практических конференциях, проводимых в техникуме;

г) участие во внутритехникумовских, межтехникумовских, региональных и республиканских олимпиадах и конкурсах на лучшую научную работу;

д) подготовка публикаций по результатам проведенных исследований;

е) разработка и изготовление схем, таблиц, слайдов, фильмов, наглядных пособий для учебного процесса.

Формами реализации УИРС и НИРС выступают: реферат, доклад, сообщение на конференции или заседании научного кружка, конкурсная работа, публикация, наглядные пособия для учебного процесса, курсовая работа, дипломная работа и др.


Подготовительный этап

Формулировка выводов

После выполненного анализа принимают окончательное решение, которое формулируют как заключение, выводы или предложения. Необходимо кратко, четко, научно выделить то новое и существенное, что является результатом исследования, дать ему исчерпывающую оценку и определить пути дальнейших исследований. Обычно по одной теме не рекомендуется составлять много выводов (не более 5—10). Если же помимо основных выводов, отвечающих поставленной цели исследования, можно сделать еще и другие, то их формулируют отдельно, чтобы не затемнить конкретного ответа на основную задачу темы.

Схема представления выводов может быть следующей:

1. В первых пунктах перечисляются результаты, представленные в данном разделе (главе) работы; этим очерчивается рассматриваемый предмет научного исследования.

2. Затем один или несколько пунктов могут более глубоко раскрывать новое научное знание, давать уточнение, определяющее его уникальность и отличие от известных положений.

3. Наконец, в выводах может подтверждаться достоверность и обоснованность научных положений, полезность их практического использования.

Между пунктами выводов должна просматриваться связь, последовательность, иерархия в степени важности. Своеобразным критерием качества выводов, выполненных к главе или к работе в целом, может быть степень понимания работы специалистом, прочитавшем выводы, без подробного ознакомления с фрагментом работы, по которому сделаны выводы.

 

 


5. Написание и оформление

Рубрикация текста

Рубрикация – это деление текста на составные части с использованием заголовков, нумерации и прочих средств.

Система рубрик включает заголовки частей, разделов, глав и параграфов, которые, как правило, нумеруются. Каждый из названных членов деления текста, в свою очередь, подразделяется на абзацы.

Рубрикация текста обычно связана с нумерацией – числовым (а также буквенным) обозначением последовательности расположения его составных частей.

Наиболее распространена в научных работах пораздельная нумерация.

Например:

Часть первая

Глава I

§ 1 

§ 2

Глава II

§ 1 

§ 2

Часть вторая

Глава I

§ 1

§ 2

Глава II

§ 1

§ 2

В последнее время в научных текстах появилась индексационная нумерация.

Например:

1. Формы государственного правления.

1.1. Монархия.

1.1.1. Абсолютная монархия.

1.1.2. Ограниченная монархия.

1.2. Республика.

1.2.1. Парламентская республика.

1.2.2. Президентская республика.

1.2.3. Смешанная республика.

2. Формы государственного устройства.

    2.1. Унитарное государство.

    2.2. Федеративное государство.


Оформление Титульного листа

Министерство образования и науки Пермского края

ПРИМЕР ОформлениЯ ОГЛАВЛЕНИЯ

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение 1. Программа социологического исследования: 1.1. Методологический раздел: 1.1.1. Обоснование актуальности 1.1.2. Проблемная ситуация 1.1.3. Цель и задачи исследования 1.1.4. Объект и предмет исследования 1.1.5. Интерпретация основных понятий 1.1.6. Гипотеза исследования 1.2. Методический раздел: 1.2.1. Обоснование метода сбора информации 1.2.2. Обоснование типа выборочной совокупности 1.2.3. Инструментарий исследования 1.2.4. Метод обработки эмпирических данных 2. Этапы социологического исследования 3. Результаты социологического исследования Заключение Список использованной литературы Приложения 3 4 4 4 6 6 6 7 10 10 10 10 11 12 13 14 17 19 20

Оформление таблиц

Таблица – это перечень цифровой и (или) текстовой информации, приведенной в систему и разнесенной по графам и строкам, разделенным линейками.

В таблицу входят следующие элементы: 1) порядковый номер; 2) тематический заголовок; 3) заголовочная часть (головка); 4) основная часть, состоящая из боковика и прографки, в которой графы (колонки, столбцы) и строки (горизонтальные ряды) отграничены одна от другой вертикальными и горизонтальными линиями.

Порядковый номер таблицы ставят тогда, когда в работе их две или более. На каждую таблицу делают ссылку в тексте работы.

Тематический заголовок должен кратко отражать содержание таблицы.

Заголовочная часть таблицы содержит заголовки граф. Они пишутся с прописной буквы, в большинстве случаев в именительном падеже единственного числа. Подзаголовки начинают с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение, и со строчной – если они образуют одно предложение с основным заголовком графы. При переносе таблицы на другую страницу можно тематический заголовок и головку таблицы не повторять, а пронумеровать графы и продублировать нумерацию на следующей странице. В этом случае над другой частью таблицы помещают слово «Продолжение», а если таблиц несколько, то указывают ее номер (например: Продолжение табл. 1).

Боковик – это крайняя левая графа таблицы, содержащая информацию, связанную с горизонтальными рядами. Строки боковика должны подчиняться его заголовку. Они начинаются с заглавной буквы, а подчиненные названия – со строчной.

Прографка – это графы, содержащие информацию, связанную как с головкой, так и с боковиком таблицы. В таблице не должно быть пустых граф. При отсутствии сведений в графах ставят тире. Если в следующей строке текст повторяется, то его заменяют словами «То же» или кавычками. Текст строк печатают с прописной буквы. Общую для всех сведений единицу измерения указывают в соответствующей строке боковика или заголовке графы.

 


ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТАБЛИЦЫ

Таблица 2

Цели использования студентами Интернета

  Цели использования Интернета   1 курс     2 курс   3 курс   4 курс
Для работы, % 4,3 4,5 3,6 2,8
Для образования, % 13,04 26,1 21,8 21,4
Для удовольствия, получения развлекательной информации, %   18,8   17,04   18,1   20
Для общения, % 23,1 20,4 30,9 25,7
Для получения новостей, % 7,2 13,6 9,09 12,8
Для поиска информации о товарах и услугах, % 5,7 11,3 9,09 8,5
Для пользования электронной почтой, % 5,7 3,4 7,2 8,5
Для получения необходимой информации, % 7,2 1,1 - -
ВСЕГО, % 100 100 100 100

Оформление иллюстративного материала

Все содержащиеся в научно-исследовательской работе графики, диаграммы, схемы, рисунки и другие иллюстрации должны быть пронумерованы. Нумерация может быть по главам или сквозной (через всю работу). Если в работе содержится одна иллюстрация, то она не нумеруется. В тексте делают ссылки на графики, диаграммы и т.д. В том месте, где читателя нужно отослать к ним, делают ссылку в виде выражения типа «Диаграмма на рис. 2 наглядно показывает…» или «(рис. 3)».

Каждую иллюстрацию сопровождают подрисуночной подписью, которая включает в себя:

1. порядковый номер,

2. заголовок,

3. экспликацию (истолкование, объяснение), которая строится следующим образом: элементы диаграммы, рисунка, графика обозначают цифрами или другими условными знаками, последние выносят за пределы иллюстрации и снабжают объясняющим текстом.

ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА



Оформление библиографического списка

В список литературы включаются только те литературные источники, которые были использованы при написании работы и упомянуты в тексте или сносках. Список составляется по разделам с учетом требований государственного стандарта. При оформлении библиографических ссылок следует руководствоваться ГОСТ 7.1 – 84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».

Примеры библиографического описания:

Издание, не имеющее индивидуального автора

Организованная преступность / Под ред. А.И. Долговой, С.В. Дьякова. – М.: Юрид. лит., 1989. – 352 с.

Учебник

Уголовное право России: Учеб. для вузов: В 2 т. Т.2. Особенная часть / Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. – М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – 808 с.

Статья из журнала

Соловьев И. О типологии налоговых преступников // Рос. юстиция. – 2001. – № 8. – С. 70 – 73.

Статья из газеты

Кожин Ю. Преступность губернского масштаба // Вечерний Челябинск. – 1994. – 24 февр.

Источники, использованные в работе, должны быть сгруппированы. Существуют следующие способы их группировки:

1. алфавитный - все монографии, учебники, статьи, комментарии располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов, если фамилия автора не указана, то при расположении произведения в списке учитывается первая буква его названия, работы одного и того же автора располагаются по алфавиту заглавий, затем указывают его работы, написанные в соавторстве

2. по главам работы (тематический) - сначала указывают литературу, имеющую отношение ко всем главам, а затем – относящуюся к той или иной главе, внутри этих групп источники могут располагаться в алфавитном или ином порядке

3. хронологический – источники располагаются по году публикации (принятия), такой способ применяют, когда необходимо показать историю законодательства, движения науки или изучения темы

4. по видам изданий

Оформление библиографических ссылок

Библиографическая ссылка – это совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе, необходимых и достаточных для его общей характеристики, идентификации и поиска. Такие ссылки рекомендуются:

1. при цитировании;

2. заимствовании положений, выводов, предложений и цифровых данных;

3. анализе опубликованных работ;

4. необходимости отослать читателя к источнику, в котором вопрос освещен более подробно, чем в данной работе.

По месту расположения ссылки:

1. Внутритекстовая используется, когда значительная ее часть вошла в основной текст таким образом, что изъять ее оттуда нельзя, а также в случае, если читателю она необходима по ходу чтения. Такая ссылка включается в текст путем указания в скобках выходных данных и номера страницы.

2. Подстрочные применяются чаще, чем внутритекстовые, поскольку они не загромождают основной текст и дают возможность читателю сразу же установить использованный источник. Для связи текста с подстрочной ссылкой, расположенной в конце страницы, используются знаки сноски в виде цифры, звездочки и др. В студенческих работах, как правило, применяются цифровые знаки. Знак сноски ставится там, где по смыслу необходима сноска, преимущественно после законченного предложения.

3. Затекстовые используются в тех случаях, когда автор сделал большое количество ссылок, которые большинству читателей не нужны по ходу чтения, но могут быть полезны в дальнейшей работе. Связь основного текста и затекстовой ссылки осуществляется цифровым порядковым номером на верхней линии строки или в квадратных скобках в строке. Рекомендуется в перечне источники располагать по алфавиту независимо от порядка их упоминания в тексте, что дает возможность избежать повторов, унифицировать библиографические описания.

При повторных ссылках на источник его полное описание дается только при первой ссылке. Если повторная ссылка располагается на той же странице, что и первая, то она оформляется словами «Там же» и при необходимости проставляют номер страницы.

Например:

1 Спиридонов Л.И. Социология уголовного права. М., 1989. С. 10.

2 См.: Там же.

3 См.: Там же. С. 12.

Если повторная ссылка располагается на другой странице (при условии, что в работе упоминается только одно произведение автора), то она оформляется словосочетанием «Указ. соч.».

Например:

4 Спиридонов Л.И. Указ. соч. С. 16.

Если делаются повторные ссылки на несколько работ автора, то указываются его фамилия, заглавие источника и номер страницы.

Например:

1 См.: Кучеров И.И. Налоговые преступления. М., 1997. С. 61; Его

же. Особенности объекта и предмета преступлений в сфере налогообложения // Уголовное право. 1999. № 2. С. 47.

2 См.: Кучеров И.И. Налоговые преступления. С. 115.

3 См.: Кучеров И.И. Особенности объекта... С. 48.

Требования к печати научно-исследовательской работы

1. Текст рукописи должен быть напечатан через полтора интервала шрифтом Times New Roman 2,7 мм (кегль 14) на одной стороне стандартной писчей бумаги формата А 4 (210 х 297 мм) и выровнен по ширине.

2. Поля страниц рукописи должны быть: верхнее и нижнее – 20 мм, правое – 10 мм, левое – 25 – 30 мм. Более широкое поле слева оставляют для переплета. При таких полях на каждой странице сплошного текста должно быть 30 строк, а в каждой строке – 60±2 знака, причем каждый пробел между словами считается за один знак.

3. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу тремя интервалами. Не рекомендуется их подчеркивать. Заголовок не должен быть последней строкой на странице. Точка в конце заглавий не ставится. Перенос слов в заглавиях недопустим.

4. Все страницы работы, включая приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. Первой страницей является титульный лист, но на нем номер страницы не ставится. В середине верхнего поля или нижнем правом углу следующей страницы ставится цифра «2» и т.д.

5. Все структурные элементы работы, за исключением параграфов (вопросов) внутри глав, печатаются с новой страницы. Заголовки глав, слова «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Список использованной литературы» печатаются прописными буквами, в кавычки не заключаются и размещаются посередине строки.

6. Размер абзацного отступа равен пяти знакам и должен быть одинаковым по всему тексту.

7. Все библиографические ссылки и подстрочные примечания печатают с абзацного отступа на той странице, к которой они относятся, через один интервал кеглем 10. От основного текста они отделяются короткой сплошной чертой.

8. Таблицы, рисунки, графики, схемы должны быть выполнены на листах формата А4 или наклеены на такие листы

 


Оформление тезисов научно-исследовательской работы для публикации

Тезисы научно-исследовательской работы – совокупность отдельных положений работы, логически связанных друг с другом.

Основная цель написания любых тезисов – обобщить имеющийся материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрыть содержание относительно большой по объему работы; глубоко разобраться в вопросе, проанализировать его и создать возможность противопоставления своих мыслей мыслям других, либо дополнение последних.

Главное отличие тезисов от других научных текстов – малый объем (2-3 печатные страницы), в котором необходимо изложить все основные идеи работы. Именно по качеству тезисов читатели будут судить обо всей работе целиком, и принимать решение о необходимости познакомиться с материалом в полном объеме.

При оформлении тезисов необходимо придерживаться следующей структуры:

1. Тема исследования.

2. ФИО студента (полностью), название учебного заведения.

3. ФИО руководителя (полностью), научное звание.

4. Структура тезисов:

§ Цель и задачи исследования.

§ Объект и предмет исследования.

§ Гипотеза.

§ Краткое описание организации исследования.

§ Анализ полученных результатов.

§ Выводы.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дацун В.М. Основы научно-исследовательской работы: Курс лекций. – Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2004. 

2. Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие. — К.: О-во "Знание", КОО, 2001.

3. Никитина Е.Ю. Научно-исследовательская деятельность учащихся // Эвристическое образование: материалы 9-й региональной конференции – Ставрополь, 2006.

4. Огурцов А.Н. Основы научных исследований: Учебно-метод. пособие. – Харьков: НТУ «ХПИ», 2008.

5. Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учебное пособие. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002.

ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.078 с.)