Другие способы упростить запоминание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Другие способы упростить запоминание



 

Не остается сомнений в том, что мнемотехника позволяет людям удерживать в памяти информацию, которую в противном случае они не смогли бы запомнить. Эти приемы работают, потому что в их основе лежат твердо установленные принципы, например тот факт, что извлечение информации можно облегчить, разработав план, или что для успешного запоминания можно использовать образы. Возможно, мнемотехника работает еще и потому, что она создает дополнительную мотивацию к обучению и гарантирует, что материал, который необходимо усвоить, будет систематизирован наилучшим образом. Когда у человека есть мотивация к обучению, он будет лучше фокусировать внимание на элементах информации, которые ему необходимо запомнить. Если попросить его визуализировать эти предметы, весь процесс обучения может стать более интересным, что, в свою очередь, поможет достичь лучших результатов в дальнейшем.

Основная сложность, возникающая при использовании большинства мнемонических приемов, заключается в том, что они наиболее эффективны при запоминании простых перечней предметов, к примеру списков покупок. Они могут оказаться полезными в трудную минуту, но в целом они не сильно помогают, когда речь идет о тех воспоминаниях, которые играют важную роль в повседневной жизни. Разумеется, исключением следует считать трюки, которые используются для изучения иностранных языков и для запоминания имен и лиц людей. Такие мнемонические приемы необходимо изучать – отчасти потому, что они, несомненно, позволят нам разобраться в том, как помочь людям, страдающим от проблем с памятью.

В основе большинства исследуемых психологами трюков с памятью лежит то, что можно назвать внутренними мнемоническими приемами. Но оказывается, что в повседневной жизни люди пользуются ими редко. В ходе одного эксперимента в Англии участникам задавали вопросы о том, какими мнемоническими приемами они пользуются и в каком масштабе. Их спрашивали, насколько часто они прибегают к внутренним мнемоническим приемам (таким как метод локусов, ассоциации между лицом и именем и др.) и внешними мнемоническими приемами (списки покупок, дневники, пометки на руке и т. д.). Большинство участников заявили, что применяют внешние приемы, внутренними пользовались немногие. А между тем последние популяризируют эксперты по работе памяти, в том числе Гарри Лорейн, который не раз участвовал в телевизионных ток-шоу и без запинки перечислял имена и адреса людей в студии. По словам Лорейна, у него нет никакого особого таланта, зато есть сильная мотивация и хорошая тренировка. Он утверждает, что его техника работает потому, что она основана на естественной склонности ума к созданию ассоциаций. Лорейн отвергает внешние мнемонические приемы, например привычку делать записи на бумаге. «Листок бумаги легко потерять, – говорит он, – а вот собственный разум потерять нельзя».[109] Лорейн одновременно прав и не прав. Ваш разум не может завалиться за письменный стол или случайно угодить в мусорную корзину, как листок бумаги. Но мозг не всегда безупречно сохраняет информацию. Наша память изменчива, а слова на бумаге – нет. Поэтому лучший способ помочь памяти – использовать как внутренние, так и внешние мнемонические приемы.

Один из самых обсуждаемых видов памяти – это «фотографическая» память. Несмотря на то что люди часто используют этот термин, многие не знают, что на самом деле представляет собой такая память. Условно то, что мы называем фотографической памятью, можно обозначить близким термином «эйдетическое воображение». Люди, обладающие эйдетическим воображением, способны визуализировать увиденную в прошлом ситуацию с почти фотографической ясностью. Такой человек воспринимает образы так, будто они находятся в пространстве, прямо перед ним, а не в его воображении. Его глаза двигаются, будто физически рассматривая визуализированную сцену, и он может одновременно описывать то, что видит, в поразительных деталях.

Роберт Эберкромби Ловетт, бывший министр обороны США, относится к числу таких людей. Он впервые осознал, что обладает этой необычной способностью, когда учился в старших классах, показывая незаурядные способности к изучению иностранных языков и математики. Его память продолжала активно развиваться во время учебы на юридическом факультете Гарвардского университета, где он участвовал в нескольких учебных судебных процессах. По чистой случайности в итоговый экзамен по одному из курсов был включен вопрос об учебном разбирательстве, материалы для которого готовил Ловетт. Молодой человек ответил на экзаменационный вопрос, дословно процитировав текст дела вместе с его номером и прочим. У экзаменаторов возникли серьезные подозрения, что он списал, о чем ему сказал его преподаватель, декан Роско Паунд. «Господин Ловетт, вы ведь понимаете, что я обязан поставить вам либо “отлично”, либо “неудовлетворительно”?» Ловетт ответил: «Может быть, мне процитировать вам текст дела прямо сейчас?» Именно это он и сделал – произнес его еще раз, строчка за строчкой.

Ловетт обладал поистине исключительной памятью, хоть иногда она и заставляла его чувствовать, что у него в голове слишком много хлама. Такие способности встречаются чрезвычайно редко, хотя и привлекают к себе много внимания.

 

Еще раз о гибкости памяти

 

Доподлинно известно, что забывание – как правило, временное, а не постоянное явление. Именно из-за этого многие склонны считать, что ни одно воспоминание не теряется навсегда. Пережитый опыт оставляет в памяти такой же четкий след, как отпечатки пальцев преступника. И тем не менее само по себе утверждение о том, что ничто из пережитого человеком не теряется навсегда, проверить нельзя. Даже Фрейд со временем был вынужден изменить свою позицию, пусть и незначительно, и прийти к мнению, согласно которому ничто из того, что когда-то хранилось в уме, не должно исчезнуть бесследно. Каждый раз, когда в память поступает какая-то новая информация, для того, чтобы она ассимилировалась, прежние ассоциированные с ней воспоминания должны быть воспроизведены заново и изменены в процессе.

Без сомнения, гибкость человеческой памяти объясняется вескими, связанными с эволюцией причинами. Никто не знает, каково максимальное количество информации, которую способен хранить человеческий разум. Однако крайне вероятно, что чем больше всего хранится в памяти, тем больше времени занимает поиск того или иного фрагмента информации и тем выше вероятность, что какой-то факт будет сохранен неправильно или что будет извлечено не то воспоминание. Поэтому, вероятно, есть разумные причины, обусловливающие необходимость полностью избавляться от некоторой информации в целях обновления памяти и переноса наименее полезных воспоминаний в пыльные дальние ящики. Только то, что полезно с биологической точки зрения или имеет какую-то личную ценность, должно оставаться живым и активным.

Есть несколько простых приемов, с помощью которых можно свести к минимуму количество потенциальных искажений в важных воспоминаниях. Повторение пережитого опыта про себя или вслух поможет вам освежить воспоминание о нем. Исследования показывают, что люди, которых предупреждают, будто кто-то может попытаться изменить их воспоминания, успешнее противостоят подобному влиянию, чем те, кто об этом не знает. Механизм, который помогает им сопротивляться, включает две составляющие: они прокручивают пережитый опыт в памяти и более досконально анализируют новую информацию, стараясь заметить несоответствия с тем, что они уже помнят.

Изменчивость человеческой памяти – это одновременно озадачивающее и досадное явление. Оно подразумевает, что наше прошлое, возможно, было вовсе не таким, каким мы его помним. Оно подрывает саму основу правды и уверенности в том, что нам известно. Нам удобнее думать, что где-то в нашем мозге лежат по-настоящему верные воспоминания, как бы глубоко они ни были спрятаны, и что они полностью соответствуют происходившим с нами событиям. К сожалению, правда состоит в том, что мы устроены иначе. Настало время выяснить, как заставить нашу изменчивую память работать на пользу. Возможно, теперь, когда мы начали понимать этот феномен, новые исследования покажут нам, как его контролировать. К примеру, было бы неплохо, если бы человек мог сам решать, хочет ли он обладать достоверными воспоминаниями или предпочтет память, окрашенную в радужные тона. Теоретически, контролируя поступающую информацию, мы могли бы достичь желаемого результата. Для достоверности необходим баланс, для «радужности» – односторонняя информация. Природа наших воспоминаний не должна вызывать у нас страх или тревогу, надо лишь заставить память работать нам на пользу.

 

 

Слова благодарности

 

Я многим обязана Центру перспективных исследований в области поведенческих наук Стэнфордского университета, где летом 1979 года я написала первый вариант этой книги. С благодарностью отмечаю финансовую поддержку, которая была оказана Центру Фондом Эндрю Меллона и Национальным научным фондом. Я также выражаю признательность Национальному научному фонду за выплату части моего жалованья в тот период. Огромной благодарности заслуживает профессор Джеймс Фрайз, который, собственно, и предложил мне написать книгу. На эту идею меня также вдохновили и другие члены центра. Мой муж и близкий друг Джеффри Лофтус неизменно поддерживал меня на протяжении всего процесса работы над книгой. И наконец, я выражаю благодарность сотрудникам издательства Addison-Wesley, в особенности Уоррену Стоуну, Доу Куверу, Энн Дилворт, Брайану Крокетту и Тесс Палмер, за всю ту работу, которую они проделали, чтобы эта книга стала лучше.

 


[1] Книга Элизабет Лофтус «Memory. Surprising New Insights Into How We Remember and Why We Forget» была написана летом 1979 г. и увидела свет в 1980-м. – Прим. ред.

 

[2] Перевод В. П. Голышева.

 

[3] Цит. по: Лурия А.  Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968.

 

[4] «Сумеречная зона» (Twilight Zone) – классический американский телесериал 1960-х гг. Каждая серия повествует о мистических событиях и, как правило, заканчивается жуткой или неожиданной развязкой. – Прим. ред.

 

[5]  Sandulescu J.  An Uncommon Friendship // Quest. 1979. 3. P. 63–67.

 

[6]  Levinson B. W.  States of Awareness During General Anaesthesia // Hypnosis & Psychosomatic Medicine. Ed. J. W. Lassner. Berlin & N. Y.: Springer-Verlag, 1967. P. 23.

 

[7] Ibid. P. 24.

 

[8]  Asimov I.  Is Anyone There? Garden City. N. Y.: Doubleday, 1967.

 

[9]  Peterson L. R.  and Peterson M. J.  Short-term Retention of Individual Verbal Items // Journal of Experimental Psychology. 1959. 58. P. 193–198.

 

[10]  McGaugh J. L.  and Petrinovich L. F.  Neural Consolidation and Electroconvulsive Shock Reexamined // Psychological Review. 1966. 73. P. 382–387.

 

[11]  Milner B. R.  Amnesia Following Operation on Temporal Lobes // Amnesia. Ed. C. W. N. Whitty and O. L. Zangwill. L.: Butterworth, 1966.

 

[12]  Gould P.  and White R.  Mental Maps. N. Y.: Penguin Books, 1974.

 

[13] Перевод А. А. Франковского.

 

[14] Пересказ отрывка приводится на основе перевода В. А. Дынник.

 

[15]  Drucker P. F.  What Freud Forgot // Human Nature. 1979. 2. P. 40–47.

 

[16] Time. June 25, 1979. P. 68.

 

[17]  Allport G. W.  and Postman L. J.  The Basic Psychology of Rumor // Readings in Social Psychology. 3rd ed. Ed. E. E. Maccoby, T. M. Newcomb and E. L. Hartley. N. Y.: Holt, Rinehart &. Winston, 1958.

 

[18]  Freud S.  Psychopathology of Everyday Life. L.: Hogarth Press, 1960.

 

[19] Перевод О. Медема.

 

[20]  Rieff P.  Freud: The Mind of the Moralist. N. Y.: Viking Press, 1959.

 

[21]  Freud S.  Introductory Lectures on Psychoanalysis. Trans. James Trachley. N. Y.: Liveright, 1967. P. 178, 179.

 

[22] Перевод Г. В. Барышниковой.

 

[23]  Loftus E. F.  and Loftus G. R.  On the Permanence of Stored Information in the Human Brain // American Psychologist. 1980. 35. P. 409–420.

 

[24]  Loftus E. F.  Leading Questions and the Eyewitness Report // Cognitive Psychology. 1975. 7. P. 560–572.

 

[25]  Penfield W.  Consciousness, Memory and Man’s Conditioned Reflexes // On the Biology of Learning. Ed. K. Pribram. N. Y.: Harcourt, Brace & World, 1969.

 

[26]  Blakemore C.  The Unsolved Marvel of Memory // New York Times Magazine. Feb. 6, 1977. Repr. Readings in Psychology. 78/79. Guilford, CT: Annual Editions, Dushkin Publishing Group, 1978. P. 87–91.

 

[27]  Penfield.  P. 165.

 

[28] Ibid. P. 152.

 

[29] Ibid. P. 154.

 

[30]  Penfield W.  and Perot P.  The Brain’s Record of Auditory and Visual Experience // Brain. 1963. 86. P. 595–696.

 

[31]  Neisser U.  Cognitive Psychology. N. Y.: Appleton-Century Croft, 1967. P. 169.

 

[32]  Mahl G. F., Rothenberg A., Delgado J. M. R.  and Hamlin H.  Psychological Responses in the Human to Intracerebral Electrical Stimulation // Psychosomatic Medicine. 1964. 26. P. 337–368.

 

[33]  Hilgard E. R.  Divided Consciousness: Multiple Controls in Human Thought and Action. N. Y.: Wiley, 1977. McConnell J. V.  Understanding Human Behavior. 2nd ed. N. Y.: Holt, Rinehart & Winston, 1977.

 

[34]  Raginsky B. B.  Hypnotic Recall of Aircrash Cause // International Journal of Advertising Research. 1971. 11. P. 19–24.

 

[35]  Cheek D. B.  and LeCron L. M.  Clinical Hypnotherapy. N. Y.: Grune & Stratton, 1968.

 

[36] TV Guide. Oct. 4–10, 1975. P. 34.

 

[37]  McConnell.

 

[38]  Orne M. T.  The Mechanisms of Hypnotic Age Regression: An Experimental Study // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1951. 46. P. 213–225.

 

[39] ABA Journal. Feb. 2, 1978.

 

[40]  Freedman L. Z.  «Truth» Drugs // Scientific American. 1960. 202. P. 145–154.

 

[41]  Gerson M. J.  and Victoroff V. M.  Experimental Investigation into the Validity of Confessions Obtained Under Sodium Amytal Narcosis//Clinical Psychopathology. 1948. 9. P. 360–375.

 

[42] Ibid. P. 362.

 

[43]  Freedman.

 

[44]  Hunter I. M. L.  Memory. Baltimore: Penguin Books, 1964.

 

[45]  H. Lorayne  and J. Lucas. The Memory Book. N. Y.: Ballantine, 1974. P. 1.

 

[46] Результаты этого исследования опубликованы в 1924 г. – Прим. ред.

 

[47]  Minami H.  and Dallenbach K. M.  The Effect of Activity on Learning and Retention in the Cockroach // American Journal of Psychology. 1946. 59. Р. 1–58.

 

[48]  Brown R.  and McNeill D.  The «Tip of the Tongue» Phenomenon // Journal of Verbal Learning and Behavior. 1966. 5. P. 325–337.

 

[49]  Yarmey A. D.  I Recognize Your Face but I Can’t Remember Your Name: Further Evidence on the Tip of the Tongue Phenomenon // Memory and Cognition. 1973. 1. P. 287–290.

 

[50] Кронкайт Уолтер – известный американский тележурналист, бессменный ведущий вечернего выпуска новостей CBS с 1962 по 1981 г. – Прим. перев.

 

[51]  Zimbardo P. G.  and Ruch F. L.  Psychology and Life. Glenview, IL: Scott, Foresman & Co., 1975. P. 156, 157.

 

[52]  Dunne J. G.  On the Matter of Chappaquiddick // New West. Dec. 3, 1979.

 

[53]  Nickerson R. S.  and Adams M. J.  Long-term Memory for a Common Object // Cognitive Psychology. 1979. 11. P. 287–307.

 

[54] Девиз, размещенный на гербе США.

 

[55]  Baddeley A. D.  Selective Attention and Performance in Dangerous Environments // British Journal of Psychology. 1972. 63. P. 537–546.

 

[56]  Siegel J. M.  and Loftus E. F.  Impact of Anxiety and Life Stress upon Eyewitness Testimony // Bulletin of the Psychonomic Society. 1978. 12. P. 479, 480.

 

[57]  Perlberg M.  Trauma at Tenerife // Human Behavior. April, 1979. P. 49, 50.

 

[58]  Drabeck T. E.  and Quarantelli E. L.  Scapegoats, Villains, and Disasters // Transaction. March, 1967. P. 12–17.

 

[59]  Talland G., Disorders of Memory and Learning. N. Y.: Penguin Books, 1968. Zangwill O. L.  Amnesia and the Generic Image // Quarterly Journal of Experimental Psychology. 1950. 2. P. 7–12.

 

[60]  Mayeux R.  Sexual Intercourse and Transient Global Amnesia // New England Journal of Medicine. April 12, 1979. P. 864.

 

[61]  Hilgard.

 

[62]  De Ropp R. S.  Drugs and the Mind. N. Y.: Dell Publishing Co., 1976. P. 122.

 

[63] Перевод В. Г. Малахиевой-Мирович и М. В. Шик.

 

[64]  Jones B.  and Jones M.  Alcohol and Memory Impairment in Male and Female Social Drinkers // Alcohol and Human Memory. Ed. I. M. Birnbaum and E. S. Parker. Hillsdale, N. J.: Erlbaum, 1977.

 

[65] Ibid. Первоначально обсуждалось в следующей статье: Jones B. M.  Memory Impairment on the Ascending and Descending Limbs of the Blood Alcohol Curve // Journal of Abnormal Psychology. 1973. 82. P. 24–32.

 

[66]  Parker E. S.  and Noble E. P.  Alcohol Consumption and Cognitive Functioning in Social Drinkers // Journal of Studies on Alcohol. 1977. 38. P. 1224–1232.

 

[67]  De Ropp.  P. 131.

 

[68]  Parsons O. A.  and Prigatano G. P.  Memory Functioning in Alcoholics // Birnbaum and Parker. P. 185–194.

 

[69]  Goodwin D. W.  The Alcoholic Blackout and How to Prevent It // Birnbaum and Parker. P. 177–183.

 

[70]  Miller L. L.  et al. Marijuana: An Analysis of Storage and Retrieval Deficits in Memory with the Technique of Restricted Reminding // Pharmacology Biochemistry & Behavior. 1978. 8. P. 327–332.

 

[71]  Darley C. F., Tinklenberg J. R., Roth W. T., Hollister L. E.  and Atkinson R. G.  The Influence of Marijuana on Storage and Retrieval Processes in Memory // Memory and Cognition. 1973. 1. P. 196–200.

 

[72]  Jones R. T.  Tetrahydrocannabinol and the Marijuana-Induced Social «High», or the Effects of the Mind on Marijuana // Marijuana: Chemistry, Pharmacology, and Patterns of Social Use, Annals of the New York Academy of Sciences. 1971. 191. P. 155–165.

 

[73]  Carr R.  What Marijuana Does (and Doesn’t Do) // Human Behavior. January, 1978. Repr. in Readings in Psychology. 79, 80. Guilford, CT: Dushkin Publishing Group, 1979.

 

[74]  Baltes P.  and Schaie K. W.  (eds.). Lifespan Developmental Psychology: Personality and Socialization. N. Y.: Academic Press, 1973.

 

[75]  Botwinick J.  Aging and Behavior. 2nd ed. N. Y.: Springer Publishing Co., 1978. Craik F. I. M.  Age Differences in Human Memory // Handbook of the Psychology of Aging. Ed. J. E. Birren and K. W. Schaie. N. Y.: Van Nostrand & Co., 1977.

 

[76]  Botwinick.

 

[77]  Inglis J.  and Caird W. K.  Age Differences in Successive Responses to Simultaneous Stimulation // Canadian Journal of Psychology. 1963. 17. P. 98–105.

 

[78]  Craik.

 

[79] Ibid.

 

[80]  Farrimond T.  Retention and Recall: Incidental Learning of Visual and Auditory Material // Journal of Genetic Psychology. 1968. 113. P. 155–165.

 

[81]  Shakow D., Dolkart M. B.  and Goldman R.  The Memory Function in Psychoses of the Aged // Diseases of the Nervous System. 1941. 2. P. 43–48.

 

[82]  Warrington E. K.  and Silberstein M.  A Questionnaire Technique for Investigating Very Long-term Memory // Quarterly Journal of Experimental Psychology. 1970. 22. P. 508–512.

 

[83]  Bahrick H. P., Bahrick P. O.  and Wittlinger R. P.  Those Unforgettable High School Days // Psychology Today. December, 1974. P. 50–56.

 

[84]  Baltes P. B., Reese H. W.  and Nesselroade J. R.  Life-Span Developmental Psychology: Introduction to Research Methods. Monterey, CA: Brooks/Cole, 1977.

 

[85]  Wolff G.  The Guilt of Sons, the Lies of Fathers // Esquire. July 3–19, 1979. P. 23, 24.

 

[86]  Piaget J.  Plays, Dreams and Imitation in Childhood. N. Y.: Norton, 1962.

 

[87]  Lindsay P. H.  and Norman D. A.  Human Information Processing: An Introduction to Psychology. N. Y.: Academic Press, 1972.

 

[88]  Brown R.  and Kulik J.  Flashbulb Memories // Cognition. 1977. 5. P. 73–99.

 

[89]  Linton M.  I Remember It Well // Psychology Today. July, 1979. P. 81–86.

 

[90]  Vaillant G. E.  Adaptation to Life. Boston: Little, Brown, 1977.

 

[91]  Myers D. G.  and Ridl J.  Can We All Be Better than Average? // Psychology Today. 1979. 13. P. 89–98.

 

[92] Скрабл – настольная игра, в которой соперники, используя фишки с буквами, пытаются составить на игровом поле слова по принципу кроссворда. – Прим. перев.

 

[93]  Fischhoff B.  Hindsight-Foresight: The Effect of Outcome Knowledge on Judgment Under Uncertainty // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 1975. 1. P. 288–299.

 

[94]  Ellis A.  Psychosexual and Marital Problems // An Introduction to Clinical Psychology. Ed. L. A. Berg and L. A. Pennington. Ronald Press, 1967. P. 204.

 

[95]  Ross M.  and Sicoly F.  Egocentric Biases in Availability and Attribution // Journal of Personality and Social Psychology. 1979. 37. P. 322–336.

 

[96]  Cannell C. F.  and Kahn R. L.  Interviewing // The Handbook of Social Psychology. 2nd ed. Ed. G. Lindzey and E. Aronson. Vol. 11: Research Methods. Reading, MA: Addison-Wesley, 1968.

 

[97]  Parry H.  and Crossley H.  Validity of Responses to Survey Questions // Public Opinion Quarterly. 1950. 14. P. 61–80.

 

[98]  Preston I.  and Scharbach S. E.  Advertising: More than Meets the Eye? // Journal of Advertising Research. 1971. 11. P. 19–24.

 

[99]  Harris R. J.  and Monaco G. E.  Psychology of Pragmatic Implication: Information Processing Between the Lines // Journal of Experimental Psychology: General. 1978. 107. P. 1–22.

 

[100] 1 амер. галлон ≈ 3,8 л, 29 миль ≈ 50 км, 18 миль ≈ 30 км. – Прим. ред.

 

[101]  Murray T.  and Loftus E. F.  The Constructive Mind of the Consumer. Unpublished manuscript. University of Washington, 1978.

 

[102]  Alexander M. W.  and Judd B.  Journal of Advertising Research, 18. Cited in Psychology Today. June, 1979. P. 36.

 

[103]  Loftus, 1975.

 

[104]  Slack W. V.  et al. A Computer-Based Medical History System // New England Journal of Medicine. 1966. 274. P. 194–198.

 

[105]  Halberstam D. The Powers That Be. N. Y.: Knopf, 1979.

 

[106] Битти Уоррен – американский актер, кинорежиссер и продюсер. – Прим. перев.

 

[107]  Brown E., Deffenbacher K.  and Sturgill W.  Memory for Faces and the Circumstances of Encounter // Journal of Applied Psychology. 1977. 62. P. 311–318.

 

[108] Перевод Н. М. Демуровой.

 

[109]  Witty M.  Memory: An Article You’ll Never Forget // Quest. 80, January, 1980. P. 97, 98.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.182 с.)