Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкально – дидактические игры

Поиск

«Музыкальный театр»

Подготовительная работа: подбор ударных инструментов (бубен,

    колокольчики, ксилофон, металлофон, треугольник и др.), а также

сюжетов сказок.

Цель. Активизация интереса детей к различным видам

инструментов. Формирование ритмического мышления. Развитие

фантазии и тренировка памяти.

Ход игры. Дети должны рассказать сказку, используя ударные инструменты. 

* Каждый участник игры представляет свой инструмент.

* Педагог предлагает сказочный сюжет, а дети подбирают

инструмент, подходящий по звучанию каждому герою

сказки, а затем и нужный ритмический рисунок.

Например: Карабас-Барабас - бубен,

              Буратино – ксилофон,

              Мальвина – колокольчик,

              Пьеро – треугольник,

Артемон – трещотка на сильную долю такта.

* Текст сказки озвучивается.

* Педагог забирает у детей все инструменты, которые использовались в сказке. Детей просят отвернуться и на слух заново воспринять рассказаннуюпри помощи инструментов историю (события в ней будут изложены в иной последовательности, а значит, дети создают практически новую историю).

«Веселые подружки»

                  

    Цель. Развитие чувства ритма.

Демонстрационный материал: плоские фигурки сказочных персонажей их картона (5 шт.), разрисованные в русском стиле. Можно использовать матрешки.

    Раздаточный материал: деревянные ложки по две на каждого ребенка.

Ход игры. Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».

«Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки

(матрешки). Это: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка,

Маринушка. (Выставляет в одну шеренгу). Они очень любят плясать и

хотят вас научить.

Вот так умеет Дашенька! (Берет матрешку и выстукивает ритмический

рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать в

руки кубики, отхлопать ритм ладошками или притопать ногами. Ритмы

 также могут демонстрироваться детям на фортепиано).

 

«Глашенька учит танцевать»

Цель. Развитие чувства ритма.

Демонстрационный материал: большая кукла, разрисованная в русском

стиле (высота 65 см). Одна рука прикреплена так, что может двигаться

вправо-влево. Внизу у кисти приделан кубик так, чтобы он стучал по

краю сарафана.

Ход игры. «Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она похлопает, так вы и повторяйте (звучит русская народная мелодия «Ах, ты береза»). 

Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, ногами. Можно взят в

руки ложки, кубики, палочки, бубен. Если разделить детей по подгруппам и дать разные предметы, то получится оркестр.

«Лесная прогулка»

Цель. Научиться различать тембры инструментов – барабана, бубна,

металлофона. Развивать музыкально-ритмическое чувство.

Музыкально-дидактический материал:музыкальные инструменты.

Игровые пособия: домики плоскостные, где «живут» медведи, зайцы,

белочки. Настольная ширма. Шапочки «зверей».

Ход игры.

дети  разделены на три подгруппы. Им надевают на голову

шапочки с изображением зверей. Каждая группа «зверей» располагается в своем домике. На столе ширма, за которой лежат музыкальные инструменты.

«Сейчас звери лесные будут гулять в лесу. На звуки барабана выйдут 

погулять медведи, на звуки бубна – запрыгают зайчики, а на звучание

металлофона – белочки. На лесной прогулке звери друг друга не

обижают, друг другу уступают, а как только зазвучит другой инструмент –на месте остаются, никуда не убегают!»

Музыкальный руководитель играет на инструментах в разной

последовательности. «Зверюшки», в соответствии со звучащим

инструментом, выполняют свои характерные движения. По окончании игры все «звери» должны спрятаться в своих домиках.

«К нам гости пришли»

Цель. Развивать чувство ритма.

Игровой материал: игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка). Бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры.

«Сегодня к нам в гости должны придти игрушки». Слышится стук в

дверь. Музыкальный руководитель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети. Я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Оля, сыграй мне на бубне, я попляшу». Ребенок ударяет медленно в бубен, мишка в руках ритмично переступает с ноги на ногу. Остальные дети хлопают в ладоши.

Также обыгрываются и другие игрушки. Заяц прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмичные удары музыкального молоточка или деревянных ложек, птичка летит под звуки колокольчика.

 

«Зайцы»

Цель. Развивать чувство ритма.

Игровой материал: изображение леса, полянки. В центре разрез или кармашек, в котором выставляется картинки («Зайцы спят», «Зайцы пляшут»).

Ход игры.

Музыкальный руководитель предлагает детям пойти погулять на полянку. «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда услышите музыку». На диске звучит колыбельная или танцевальная музыка. Ребенок определяет ее характер и вставляет соответствующую картинку в кармашек.

 

 

«Петушок»

 

Цель. Дать детям понятие, что бывают долгие и короткие звуки.

Игровой материал: большой и маленький петушок.

Ход игры. Спеть песню «Петушок». Во время пения показать жестом восьмые длительности коротким движением руки вправо, а четверти – более длинным движением тоже вправо.Ребенок поет вместе со взрослым и показывает шаг маленького петушка коротким движением руки, а шаг большого петушка –длинным движением.

«Белочка»

Цель. Развивать чувство ритма.

Ход игры. Проговорить с детьми слово «БЕ-лоч-ка». Прохлопать в     ладоши, по коленям ритм. Выложить на фланелеграфе цепочку из

картинок и ритмично проговорить названия игрушки.

 

 

«Тук – тук молотком»

Цель. Развивать внимание, чистоту интонирования, чувство ритма.

Ход игры. Выбрать ребенка на роль «строителя». Надеть ему каску.

Музыкальный руководитель поет песню и стучит кулаком о кулак на сильную долю такта. «Строитель» и дети стараются стучать так же.

Тук- тук, мо - лот - ком

мы по – стро - им но - вый дом.

 

Выбрав нового «строителя», повторить упражнение, отстукивая ритм. Музыкальный руководитель должен обратить внимание детей на то, что они споют песенку тихо, «тоненько» от другого, более высокого звука.

Как усложнение:

1) и дети, и «строитель» отстукивают свою ритмическую

партию по строчкам песни;

2) 1-й «строитель» стучит молотком по дощечке («Тук-тук»), 2-й –

палочкой по треугольнику.

 

«Передай ритм»

Цель. Развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.

Ход игры. Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм следующему ребенку. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.

Ведущим может быть музыкальный руководитель. Дети могут сидеть в паровозике на стульчиках.

 

 

«Кружочки»

Цель: Развитие чувства ритма.

Ход игры. Музыкальный руководитель показывает детям, что большиекружки обозначаются «ТА», а маленькие – «ти-ти». Он выкладывает

кружочками 2-3 ритмических рисунка. Дети проговаривают слоги,

прохлопывают, проигрывают на музыкальных инструментах.

 

Ритмо – речевые упражнения

«Козлик»

Цель. Учить распределять внимание, слышать метроритмическую

пульсацию.

Ход игры. Дети делятся на две подгруппы. На первую часть музыки «Полька» И.Саца одна подгруппа выполняет притоп одной ногой, показывая, как «козел стучит копытом». Другая подгруппа покачивает головой, изображая козла. Перед игрой повторяются слова и образные движения (ритмично выполнять притопы и покачивания головой). Затем перейти к распределению действий подгрупп.

              Козел сердит, козел молчит,

              Он копытами стучит,

              Бородой своей трясет,

              Никак капусту не найдет.

 

«Дождик - кап»

Цель. Развитие умение четко произносить текст с ритмичным движение рук и ног.

Ход игры. Дети выполняют упражнения, сидя на стульях. Проговаривают конец фразы: кар-кар, хлоп-хлоп и т.д.

Птица: кар, кар, кар!

Ветер: хлоп, хлоп, хлоп!    Дети ритмично хлопают в ладоши.

Дождик: кап, кап, кап!     Хлопают ладонями по коленям.

Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! Топают попеременно ногами.

 

Дети: ха, ха, ха!        Вытягивают руки вперед ладонями вверх

 Мама: ах, ах, ах!              Качают головой.

 Дождик: кап, кап, кап! Хлопают ладонями по коленям.

Туча: бах, бах, бах! Топают ногами.

 

«Небо синее»

Цель. Дать детям понятие, что бывают долгие и короткие звуки.

Ход игры. Спеть песню на одном звуке, используя слоговые названия коротких и длинных звуков.

    В не-бепе-се-нкизве-нят,

    Все ре-бя-та вверх гля-дят:

    Мно-го в не-бепти-чьих стай,

    По-то-му что ме-сяц май.

Прохлопать ритмический рисунок песенки, делая столько хлопков, сколько звуков в мелодии. Длинный хлопок приходится на длинный звук.

 

«Капельки»

Цель. Развивать точность выполнения словесной инструкции.

Ход игры. Назначаются дети капельками, остальные – сопровождают ихдействия ритмическими звукоподражаниями «Кап» на сильную долю пьесы М.Раухвергера «Дождик». Перед игрой с детьми разучивается стихотворение.

              Дождь по крыше заплясал,

              Капельками застучал:

              Вот одна, а вот другая,

              Третья, пятая, восьмая.

Звукоподражания можно заменить хлопками, сигналами ударных детских инструментов: бубнами, погремушками и др.

 

 

«Столяры»

Цель. Развивать ритмизированную речь.

Ход игры. Дети стоят в трех колоннах и выполняют имитационные     действия поочередно, проговаривая ритмизировано текст.

              Будем дружно мы играть,

              Столяров изображать:

              И пилить, и строгать,

              Гвозди крепко забивать.

Под ритмичную музыку действиявыполняются одновременно. Затем

меняется порядок играющих в колоннах. Или одна выполняет, а другая

– подбадривает ее хлопками на сильную долю.

 

«Раз, два, три, четыре!»

Цель. Учить распределению внимания, развивать ощущение равномерности темпа и ритма в двигательных реакциях.

Ход игры. Под музыку «Физкультурный марш» М.Раухвергера дети выполняют динамические движения. На нечетные такты двигаются бодрым шагом вперед, считая вслух: «Раз, два, три, четыре!» На четные такты дети стоят на месте и хлопают в ладоши, воспроизводя ритмический рисунок.    

 

«Прыг, прыг, скок!»

Цель. Развивать ритмическую память, метрическое чувство.

Ход игры. Ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу. Дети, взявшись за руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-е и 2-е предложение.

На третье – они останавливаются и хлопают в ладоши на акценты, на

которые «зайчик» прыгает с продвижением вперед. До кого «зайчик»

допрыгнет, тот становится на его место в центр круга. Игра продолжается.

Что ты, заинька, сидишь?

Что ты, заинька, молчишь?

Раз прыжок, два прыжок!

Прыг, прыг, скок!

 

«Трактора»

Цель. Координировать движения и слова, развивать ритмичность.

Ход игры. Дети под текст выполняют движения ритмично.

Тара-тара-та-ра-ра –               двигаются дробным, топающим               

                                                   шагом

    Из колхозного двора

    Выезжают трактора.поворачиваются на дробном шаге в

                                                          круг

    Будем землю пахать,             выделяют ударные слова

    Будем рожь засевать,            сильным притопом

    Будем хлеб молотить,

    Малых детушек кормить.

«Щелк - щелк»

Цель. Развивать чувство ритма в сочетании с музыкой, уметь согласовывать движение руки и речи.

Ход игры. Дети выполняют движения под слова потешки.

    Щелк.                Правой рукой щелчок.

    Щелк.                 Левой рукой щелчок.

    Хлоп.                  Правой рукой по правому колену.

    Хлоп.                 Левой рукой по левому колену.

Щелк.                       Правой рукой щелчок.

               Щелк.                 Левой рукой щелчок.

    Хлоп - хлоп.       Хлопки перед собой.

    Все повторить 2 раза.

    Раз, два, три, четыре, пять. Ладошки соединить,

                                                        пальчики здороваются.

    Щелк.                                    Щелчок двумя руками.

    Хлоп.                                     Хлопок перед собой.

    Щелк.                                     Щелчок двумя руками.

    Все повторить два раза.

    Здравствуйте, здравствуйте, все пальчики здороваются

    Здравствуйте,                        с большим по очереди.

    Р – р – р!                                Круговые движения руками.

    Все повторить два раза.

 

«Не зевай!»

Цель. Развивать ритмический слух, учить точно воспроизводить повторяющийся ритмический рисунок.

Оборудование: бубны по количеству детей.

Ход игры. Дети стоят в кругу с бубнами в руках. На нечетные такты «Новогодней польки» А.Александрова музыкальный руководитель называет детей по именам. Тот, кого назвали, ударяет по бубну три раза на четный такт. Удары в бубен сопровождаются ритмическим проговариванием слов «Не зевай!» остальными детьми.

 

«Зима»

Цель. Развивать чувство ритма, координацию слова и движения.

Ход игры. Зимушка-зима нас радует своими играми и забавами. Дети

выполняют ритмичные движения под следующие слова:

    Ух! Ух! Ух!                   «тарелочки»

    Мчатся сани                  хлопки справа, слева в ритме

 музыки

    Во весь дух.                   2 раза топают

    Ух! Ух! Ух!                    «тарелочки»

    Снег под горкой            хлопки в ритме музыки

    Словно пух.                   2 хлопка над головой.

«Мы ногами топ-топ»

Цель. Понимать ритмическую структуру слова в сочетании с музыкой.

Ход игры. Дети выполняют движения под слова песни на музыку

М.Гоголевой (см. ноты ниже).

    Мы ногами топ-топ,                 топают

    Мы руками хлоп-хлоп,             хлопают

    Мы глазами миг-миг,               подмигивают

    Мы плечами чик-чик.     Поднимают по очереди плечики

    Раз – присели, два – привстали, пружинка

    Раз, два,                                        приставной шаг влево

    Раз, два                                          приставной шаг вправо

    Поиграть нам всем пора!             Делают 4 хлопка над

                                                                  Головой

«Тук - тук»

Цель. Развивать чувство ритма, речь под сопровождение.

Ход игры. Мы с вами отправимся на железнодорожный вокзал. Дети, вы любите кататься на поезде? Присаживайтесь, давайте все вместе покажем, как стучат колеса.

Игра проводится сидя по полу.

Правая рука.Левая рука.

Тук. (Стучат по полу по - очереди 2 раза)     Тук. 

Тук. (Стучат по коленям по - очереди 2 раза) Тук.

 

Справа.                                                                Слева.

Тук-тук-тук. (Стучат по полу двумя руками)  Тук-тук-тук.

 

Правая рука.                                                        Левая рука.

Тук. (Стучат по полу по - очереди)                     Тук.

Глубоко вздохнуть, руки втянуть вперед и на выдохе произнести

У-у-у…

Упражнение повторить сначала.

 

«Мухи и паук»

Цель. Развивать распределение внимания, чувство ритма, координацию слова и движения под музыку.

Ход игры. В соответствии с ритмическим рисунком дети чередуют хлопки в

ладоши, постукивают по коленям, выполняют щелчки пальцами и

притопы (см. ноты ниже).

    На паркете восемь пар –

    Мухи танцевали.

    Но, увидев паука,

    В обморок упали.

 

«Ух, ложки!»

Цель. Развивать слуховое внимание, чувство ритма в игре на ложках с Музыкальным сопровождением.

Ход игры. Дети стоят в кругу. Звучит музыка Ф.Шуберта «Экосез». Они

выполняют движения с ложками: 

такт 1-4 - хлопают в ладоши поочередно (цепочкой), соблюдая ритмический рисунок.

Такт 5 – пятый ребенок в кругу делает два шага вперед.

Такт 6 - хлопает два раза в ладоши.

Такт 7 – два шага назад.

Такт 8 – хлопает один раз в ладоши.

Дальше упражнение выполняют дети, стоящие следующие по кругу.

«Начинаем перепляс»

Цель. Развивать чувство ритма, умение согласовывать пение с движением.

Ход игры. Звучит музыка М.Соснина (см. ноты ниже). Дети выполняют определенные движения.

    Музыканты, веселей!   На проигрыш ритмичные хлопки

    Барабанов не жалей!

    Раз, два, три!

    Три, два, раз!                  Большой пальчик здоровается с

                                                   указательным, средним, безымянным и

                                                   в обратном порядке.

    Начинаем перепляс!       «Пружинка»

    Начинаем перепляс!       Топают в ритм музыки

    Собирайтесь, плясуны,

    Бегемоты и слоны,

    Зебры, ежики, еноты –    «Пружинка»

    Все, кому плясать охота,     

    Все, кому плясать охота! Топают в ритм музыки, в конце 2

коротких хлопка.

 

 

«Паровоз»

Цель. Развивать чувство ритма, умение согласовывать пение с движением.

Ход игры. Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулачки. Ноги слегка согнуть в коленях.

Музыкальный руководитель предлагает отправиться в путешествие. При произношении текста потешки дети выполняют ритмичное движение дробного топающего шага с ускорением темпа к концу игры. Темп произносится очень ритмично, четко.

    Чух, чух, пыхчу,

    Пыхчу, ворчу.

Стоять на месте не хочу!

Колесами стучу, стучу,

Садись скорее,

Прокачу: чух, чух!

 

«Поймай снежинку»

Цель. Развивать двигательно – слуховую координацию, ладовый слух.

Формировать умение ритмически выделять музыкальное

предложение.

Ход игры. Под музыку Г.Пахульского «Мечты» (или любой вальс на выбор) дети легко

двигаются по залу и на окончание музыкальных предложений «ловят снежинку»

ритмичным ударом ладошки.

 

«Холодно - тепло»

Цель. Учить переключать слуховое внимание с ощущением сильной доли

на последовательное чередование сильных и слабых долей в двухдольном

размере.

Ход игры. Дети стоят в свободном построении. На звучание русской народной

песни «Полянка» дети хлопают руками по телу внизу («в холодную воду») со

словом «Ой!» на ударную долю с 1-8 такты.

На другие такты – «в горячую воду» со словом «Ай!» поочередно на сильную и

слабую долю хлопают вверху.

Игровую ситуацию можно изменить: хлопки на притопы («сильные и слабые

брызги»).

 

«Заинька - заяц»

 

Цель. Учить переключению слухового внимания с метрического акцента на

ровные длительности восьмых в двухдольном размере.

Ход игры. Дети стоят в кругу и держат в руках кубики. Пропевая четко текст, выделяют голосом сильные доли каждого такта, одновременно ударяя кубиком о кубик. С окончанием фраз нужно спрятать кубики за спину.

              Зайка, зайка, заинька,

              Под кустом сидит.

              Зайка, зайка, заинька,

              Под кустом дрожит.

              Зайка, зайка, заинька,

              Под дождем промок.

Зайка, зайка, заинька,

Спрятаться не мог.

 

«Овощи»

Цель. Развивать двигательную и слуховую координацию.

Ход игры. Дети стоят по кругу и выполняют движения по тексту:

    Плавно идет капуста        (шагает с носочка).

    Важно шагает помидор            (шагает на всей стопе).

    Осторожно идет редиска (ходят на носочках).

    Легко бежит горошек      (легкий бег).

    Не спеша, вышагивает репка    ходьба на пятках).

    Вприскочку спешит морковка  (делает поскоки).

    Маршируют молодцы-огурцы (марш по кругу).

    Модницы морковки

    Взяли по обновке                      (стоя на месте, делают повороты).

        

«Еду, еду»

(на основе русской народной потешки)

Цель. Развивать умение детей четко проговаривать текст потешки, исполняя ее ритмический рисунок на ударных музыкальных инструментах.

Ход игры.

    Музыкальный руководитель             Еду, еду к бабе, к деду.

    Дети                                            (недоверчиво) К бабе, к деду.

Музыкальный руководитель             (утвердительно)К бабе, к деду.

Музыкальный руководитель             На лошадке, в красной шапке.

Дети                                            В красной шапке.

Музыкальный руководитель             В красной шапке по ровной

                                                   дорожке, на красной ножке.

Дети                                            По ровной дорожке.

Музыкальный руководитель             На одной ножке.

                                                   В старом лапоточке, по кочкам

Дети                                        В старом лапоточке

Музыкальный руководитель             По кочкам

все прямо и прямо, а потом вдруг-

бух!!!

    Все вместе                                  И в яму!!!

 

 

«Медведь»

                                 (стихотворение И.Токмаковой)

Цель. Развивать координацию речи и движения.

Ход игры.

    Как на горке – снег, снег, (дети скрипят маленькими мешочками,

                                                   изображая снег          ).

    И под горкой – снег, снег.

    А под снегом спит медведь. (Дети шумно вздыхают и выдыхают

 воздух              ).

    Тише, тише… Не шуметь… (Поворачиваются друг к другу, держат

указательный палец у закрытого рта – тсс)

«Ежик и барабан»

(Стихотворение Г.Виеру)

   

Цель. Развивать умение детей четко проговаривать текст, исполняя

его ритмический рисунок на барабане.

Ход игры.

    С барабаном ходит ежик, бум-бум-бум!

    Целый день играет ежик, бум-бум-бум!

    С барабаном за плечами, бум-бум-бум!

    Ежик в сад забрел случайно, бум-бум-бум!

    Очень яблоки любил он, бум-бум-бум!

    Барабан в саду забыл он, бум-бум-бум!

    Ночью яблоки срывались, бум-бум-бум!

    И удары раздавались,бум-бум-бум!

    Зайцы здорово струхнули,бум-бум-бум!

    Глаз до зорьки не сомкнули,бум-бум-бум!

    1вариант. Дети стоят в кругу, проговаривают текст и ударяют по большому барабану в центре круга.

    2 вариант. Дети ударяют по маленьким барабанам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.248.140 (0.01 с.)