Анатомо-физиологические особенности развития выносливости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анатомо-физиологические особенности развития выносливости



 

Выносливость, как и другие физические качества, имеет неравномерный характер естественного развития. Так, общая выносливость мальчиков имеет высокие темпы прироста с 8-9 до 10, с 11 до 12 и с 14 до 15 лет (рис. 1). В возрасте от 15 до 16 лет темпы развития общей выносливости у юношей резко снижаются. В другие возрастные периоды наблюдаются средние темпы прироста.

Скоростная выносливость мальчиков имеет высокие естественные темпы прироста в возрасте от 13 до 14 и от 15 до 16 лет.

Средние темпы развития скоростной выносливости приходятся на возраст от 11 до 13, от 14 до 15 и от 16 до 17 лет. Возрастной период от 9 до 11 характеризуется низкими темпами естественного развития скоростной выносливости.

 

Рис. 1. Возрастная динамика темпов прироста выносливости у лиц мужского пола (обобщенные литературные данные).

Примечание: 1 - общая выносливость; 2 - силовая выносливость; 3 - скоростная выносливость

 

Динамика естественного развития общей выносливости у женщин имеет иной характер, чем у мужчин. Высокие темпы прироста наблюдаются от 10 до 13 лет. Потом в течение двух лет общая выносливость возрастает медленно. Средние темпы ее прироста приходятся на возраст от 15 до 17 лет.

Наибольшие абсолютные величины показателей разных видов выносливости наблюдаются у людей, которые достигли биологической зрелости. Очевидно, именно поэтому высшие мировые достижения в видах спорта, которые требуют предельного проявления выносливости, приходятся преимущественно на возрастной период от 20-22 до 30-32 лет.

Исходя из учения о критических периодах в развитии физических качеств, акцентированно развивать выносливость наиболее целесообразно в возрастные периоды ее бурного развития.

Особенности возрастного развития обусловливают необходимость разносторонней тренировки в процессе физического воспитания ребенка с постепенным расширением арсенала используемых средств, направленных на развитие различных качеств и навыков.

 

Таблица Периоды наибольшего прироста физических качеств у школьников 10-17 лет

Физическое качество

Возраст, лет

  Девочки Мальчики
Сила 10-14, 15-16 13-16
Быстрота 10-13,15-16 11-14,15-16
Скоростно-силовые качества 10-13, 15-16 11-16
Выносливость 15-16 15-17

 

Младший школьный возраст (7-10 лет)

В младшем школьном возрасте у ребенка воспитывается интерес к расширению диапазона физических способностей посредством овладения основами техники спортивных упражнений, приемов и действий.

Способности юных спортсменов к освоению техники движений настолько велики, что многие новые двигательные навыки приобретаются без специального инструктажа, а сложные элементы техники различных видов спорта зачастую осваиваются быстрее, чем подростками и юношами.

В младшем школьном возрасте почти все физические качества имеют очень высокие темпы прироста.

В возрасте 7-10 лет происходит бурное развитие биодинамики движений ребенка (прежде всего, координационного компонента), активное формирование физического и функционального потенциала организма. Если выносливость по каким-либо причинам ограничена, то на последующих этапах потери в развитии выносливости практически невозможно наверстать.

Организация правильного тренировочного режима в целях обеспечения общей физической подготовки при акцентированном внимании на развитие выносливости должна быть наиболее адекватной возрастным особенностям развития выносливости человека в этот период.

Средний школьный возраст (11-14 лет) совпадает с периодом завершения биологического созревания организма. В это время окончательно складывается моторная индивидуальность, присущая затем уже взрослому человеку. Для подростков характерно ухудшение двигательной координации при интенсивном развитии скоростных и скоростно-силовых качеств. В сфере психики идет сложный процесс становления характера, формирования интересов, склонностей и вкусов.

При действии сверхсильных или монотонных раздражителей у подростков развивается резко выраженное запредельное торможение, что следует учитывать при выполнении детьми этого возраста нагрузок, связанных с проявлением выносливости. В этом случае рационально разнообразить виды этих нагрузок.

Система использования средств физической культуры в школьном возрасте обеспечивает длительное (в течение 10-12 лет) планомерное и регулярное физическое воспитание подрастающего поколения, достижение им достаточно высоких уровней общей физической подготовленности ко всякой общественно полезной деятельности, а также базовой профессионально-прикладной и спортивной подготовленности. Все это может стать фундаментом дальнейшего физического совершенствования во все последующие годы.

Для возрастного развития старших школьников (15-17 лет) характерно достижение самых высоких темпов развития физического потенциала в целом. Отмечаются наиболее интенсивный рост силовых показателей, выносливости и совершенствование двигательной координации. Процесс взросления и возмужания сопровождается изменением структуры личностных установок и мотиваций, что требует особого внимания к формированию новых стимулов физического совершенствования.

Наиболее важными задачами физического воспитания юношей и девушек являются: развитие силовых качеств, повышение уровня выносливости и совершенствование техники выполнения физических упражнений.

тренировка выносливость организм анаэробный



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.006 с.)