Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Происхождение славянской письменности. Палеография памятников письменности Древней Руси (XI – начало XII в.)↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (палеография, дипломатика, геральдика и фалеристика, генеалогия, хронология, метрология) Учебно-методический комплекс
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ» ___________________ Клюева В.П. ___________________ Приходько И.Н. «____» _____________ 2009 г.
Рассмотрено на заседании кафедры
«10» декабря 2009 г. Протокол №4
Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению «РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТНОМУ ИЗДАНИЮ» Объем 33 с. Зав. кафедрой _____________ В.И. Семёнова «____» _____________ 200 г.
Рассмотрено на заседании УМК института изобразительных искусств и дизайна «____» ___________ 2009 г. Протокол № ___ Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы «СОГЛАСОВАНО» Председатель УМКИ ___________ Н.В. Шестакова
«СОГЛАСОВАНО» Начальник УМУ ______________ Н.Н. Алямкина «____» ___________ 2009 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Вспомогательные исторические дисциплины» предназначен для студентов, изучающих музееведческие и культурологические дисциплины. Курс дает представление об основных вспомогательных исторических дисциплинах (ВИД): палеографии, дипломатике, геральдике, фалеристике, генеалогии, хронологии и метрологии. Специалист музеевед или культуролог не может полноценно ориентироваться в историческом процессе без понимания и знания основных вспомогательных исторических дисциплин. Изучение только общеисторических дисциплин не позволяет воспринимать историческое развитие общества как единую систему, в немалой степени зависящую от изменений политических, экономических, социальных условий, Выводы исторической науки базируются на анализе исторических источников, т.е. всех остатков прошлого, связанных с деятельностью людей, и отражающих историю человеческого общества. В настоящее время ВИД приобретают самостоятельное значение. Углубление теоретических вопросов и разработка частных методик привело к тому, что они стали использоваться не только для источниковедческой критики, но и позволяли решать вопросы, связанные с различными областями исторической науки. Цель курса «Вспомогательные исторические дисциплины»: формирование у студентов навыков внешней критики источника, и формирование представлений об особенностях источников различных исторических периодов. Предметом курса «Вспомогательные исторические дисциплины» является изучение дисциплин, являющихся составляющими данного курса. Основные задачи курса: познакомить студентов с теоретическими основами вспомогательных исторических дисциплин; дать представление о направлении и методике поиска информации в области вспомогательных исторических дисциплин; сформировать практические навыки использования различными методиками при источниковедческом анализе рабочего материала. Предполагается, что после изучения курса «Вспомогательные исторические дисциплины» студенты смогут самостоятельно делать на основе изученного материала исторические построения. Структура курса «Вспомогательные исторические дисциплины» следующая: · Палеография · Дипломатика · Геральдика и фалеристика · Генеалогия · Хронология · Метрология Форма контроля за знаниями студентов: тестирование, промежуточные контрольные работы и итоговый зачет. Литература ко всему курсу · Леонтьева, Г.А. Палеография, хронология, археография, геральдика: Учеб. пособие для студентов вузов / Леонтьева Г.А. – М.,2000. · Введение в специальные исторические дисциплины. – М.,1990 · Кобрин, В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины / Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А.; Шорин П.А. – М., 2000
Из Государственного образовательного стандарта:
СД.Ф.02. Вспомогательные исторические дисциплины (данная дисциплина может реализоваться единым курсом или отдельными модулями с сохранением наименования указанной в ГОС дисциплины) Комплекс вспомогательных исторических дисциплин; их содержание, предмет и объект изучения, принципы, использование в музейной работе; дисциплины, связанные с историей материальной культуры и дисциплины историко-филологического цикла. Историография вспомогательных исторических дисциплин; литература и справочные издания по вспомогательным историческим дисциплинам. Дипломатика: актовые источники, их классификация и принципиальные особенности. Генеалогия: антропонимика, методика изучения родовых связей. Метрология: русские и зарубежные метрические системы длины, площади, веса, емкости. Хронология: системы летосчисления, способы перевода дат, основные праздники. Геральдика: состав и элементы герба, способы чтения и истолкования гербов. Фалеристика: знаки различия, их типология и интерпретация. Палеография: рукописи, материал и типы письма, установление текста.
ПАЛЕОГРАФИЯ Тематический план курса: Наименование тем курса |
Количество часов | ||||||
Всего |
В том числе | |||||||
Лекций | Семинаров | С.р.с | ||||||
1. Задачи и методы палеографии как вспомогательной исторической дисциплины | 2 | 2 | ||||||
2. Происхождение славянской письменности. Палеография памятников письменности Древней Руси (XI – начало XII вв.) | 6 | 2 | 4 | |||||
3. Палеография памятников письменности периода феодальной раздробленности (начало XII – конец XV вв.) | 6 | 2 | 4 | |||||
4. Палеография памятников письменности времени русского централизованного государства (конец XV – конец XVII вв.) | 6 | 2 | 4 | |||||
5. Палеография памятников письменности XVIII в. | 6 | 2 | 4 | |||||
6. Палеография памятников письменности первой половины XIX в. | 4 | 2 | 2 | |||||
7. Приемы чтения, палеографического описания, транскрипции рукописей. Выявление подделок. | 4 | 2 | 2 | |||||
ИТОГО: | 36 | 14 | 20 |
Содержание курса
Тема 1. Задачи и методы палеографии как вспомогательной исторической дисциплины.
Этапы развития палеографии: от практического использования до научной дисциплины. Связь палеографии и русской историографии, публикация исторических источников. Методы палеографии.
Методика палеографического анализа: наблюдение над совокупностью палеографических признаков и выявление их соответствия друг другу Палеографические признаки: знаки письменности, особенности графики, почерки, материал для письма, орудия письма, украшения, филиграни, формат и переплет рукописей.
Связь палеографии с другими вспомогательными историческими дисциплинами: эпиграфикой, археографией, текстологией и др.
Семинарское занятие 1.
4 часа
Происхождение славянской письменности.
Палеография памятников письменности Древней Руси
(XI – начало XII вв.)
1. Деятельность Кирилла и Мефодия. Создание азбуки кириллицы.
2. Древнейшие памятники письменности на археологических находках.
3. Берестяные грамоты: находки в Новгороде и Пскове.
Семинарское занятие 2.
4 часа
Палеография памятников письменности
периода феодальной раздробленности (начало XII – конец XV вв.)
1. Появление и распространение бумаги. Способы изготовления бумаги.
2. Палимпсесты.
3. Тайнопись.
4. Местные особенности графики, проявляющиеся в орнаменте и миниатюре.
Семинарское занятие 3.
4 часа
Палеография памятников письменности
времени русского централизованного государства
(конец XV – конец XVII вв.)
1. Первопечатник Иван Федоров.
2. Дело 1591 г. о смерти в Угличе царевича Дмитрия Ивановича как образец судебно-следственного делопроизводства.
3. Использование тайнописи и криптограмм.
4. Украшения рукописей
Семинарское занятие 4.
4 часа
Семинарское занятие 5.
2 часа
Палеография памятников письменности
первой половины XIX в.
1. Применение палеографического анализа при изучении литературных произведений: списки комедии «Горе от ума», рукописи А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и М.Ю. Лермонтова и др.
2. Использование книжных знаков (exlibris) для установления личности владельца.
ДИПЛОМАТИКА
Тематический план курса:
Количество часов
Всего
В том числе
Содержание курса
Тема 1. Введение. Дипломатика как вспомогательная историческая дисциплина. Предмет, объект, цель дипломатики. Методы дипломатического исследования.
Внутренняя и внешняя формы документа. Дипломатика занимается изучением происхождения, формы, содержания, функционирования, исторического воспроизведения текста и архивной судьбы документа правового характера. Объектом дипломатики являются акты. Предмет дипломатики видится в применении к актам методов исследования их внешней и внутренней формы, внешнего и внутреннего содержания, а также происхождения. Дипломатика – это актовое источниковедение. Она выполняет на актовом материале все задачи общего источниковедения.
Цель дипломатики состоит в том, чтобы, во-первых, определить происхождение различных групп актов и их роль в эволюции общественных отношений и, во-вторых, добыть из актового источника фактическую основу для исторических построений, т.е. подготовить источник к использованию в исторических целях.
Семинарское занятие 1.
2 часа
Семинарское занятие 2.
2 часа
Вклад русских исследователей в развитие дипломатики
как специальной исторической дисциплины
1. Вопросы актового источниковедения в исследованиях дореволюционных ученых.
2. Развитие советской школы дипломатики.
Семинарское занятие 3.
2 часа
Анализ внешней формы актов.
1. Палеографические особенности актов.
2. Изобразительные элементы акта.
3. Удостоверительные знаки (печати и их способы прикрепления).
Семинарское занятие 4.
2 часа
ГЕРАЛЬДИКА И ФАЛЕРИСТИКА
Тематический план курса:
Количество часов
Всего
В том числе
Содержание курса
Тема 1. Геральдика как вспомогательная историческая дисциплина: предмет, цели, задачи. Геральдические источники
При изучении курса геральдики необходимо понимание дуализма смысла термина «геральдика»: научная дисциплина, изучающая генезис различных знаков и дисциплина, изучающая традиционные формы гербов. Соответственно выделяется два аспекта изучения геральдики: прикладная и формальная геральдика.
Понятие «герб». Герб как особый видом исторического источника. Классификация различных групп гербов. Гербовая экспертиза и гербовая атрибуция.
Связь гербов и геральдики с другими видами исторических источников.
Геральдические источники: их деление на источники изобразительного характера, письменные источники и собственно геральдические источники. Среди геральдических источников отдельно рассматриваются геральдические трактаты и гербовники.
Этапы развития геральдика как науки; переход от прикладной к научной геральдике.
Занятие 1.
2 часа
Практическое занятие по блазонированию гербов
Занятие 2.
2 часа
1. Гербы государств Западной Европы
2. Роль гербов в частной и политической жизни Средневековья
3. Западноевропейская геральдика в XX в.
Занятие 3.
2 часа
1. Функции и роль Герольдмейстерской конторы (с 1722 г. до начала XX в.)
2. Деятельность Гербового музея.
3. Деятельность В.К. Лукомского, Н.А. Типольта, С.Н. Тройницкого в развитии геральдческой науки в России в нач. XX в.
4. Полный герб Российской империи.
5. Гербы Тобольской губернии
Занятие 4.
2 часа
1. Современная символика бывших советских республик.
2. Символы национальных территорий РФ.
3. Герб Тюменской области и гербы городов Тюменской области.
Занятие 5.
2 часа
1. Наградные системы в античности
2. Кавалерские ордены: Ордены Подвязки, Бани, Золотого Руна, Святого Духа, Военный орден Меча и пр.
3. Ордена в государствах Востока: орден Льва и Солнца, орден Двойного Дракона, орден Восходящего Солнца и др.
4. Специализация наград
Занятие 6.
2 часа
1. Наградные знаки в XI-XVII вв.
2. Петр I и создание российской системы орденов.
3. Эволюция наградной системы в XVIII - начале XIX вв.
4. Военный орден Св. Великомученика и Победоносца Георгия, Георгиевские кавалеры.
5. Военные и гражданские ордена в XIX вв.
Занятие 7.
2 часа
1. Награды периода первой мировой войны. Судьбы русских наград в 1917 г.
2. Награды Советского государства. Наградные знаки русской эмиграции
3. Наградная система в годы Великой Отечественной войны
4. Награды современной России
ГЕНЕАЛОГИЯ
Тематический план курса:
Количество часов
Всего
В том числе
Содержание курса
Тема 1. Генеалогия в системе вспомогательных исторических дисциплин
Генеалогия как универсальный феномен, представленный в национальной истории. Двойное понимание термина генеалогия: историческая дисциплина, занимающаяся восстановлением родовых связей, и сама родословная.
Этапы развития генеалогии: устная, частично-письменная, общая письменная традиции. Сближение генеалогии как с историческими, так и с естественными дисциплинами.
Предмет генеалогии – родословная (родословная – перечень поколений одного рода, устанавливающий степени родства и происхождение интересующего нас лица).
Занятие 1.
2 часа
Сообщения о династиях правящих европейских домов.
Занятие 2.
2 часа
1. Термины родства, используемые в генеалогии
2. Генеалогические законы
3. Деятельность специальных научных обществ: ИРО, РГО.
Занятие 3.
2 часа
1. Причины создания “Государева родословца”. Связь между появлением “Государева родословца” и местничеством.
2. “Бархатная книга”, с чем связано появление данного генеалогического источника.
3. “Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи” – его характеристика как генеалогического источника.
4. Родословные справочники XIX в. Их отличие от других видов источников.
Занятие 4.
2 часа
Практическая работа: составление родословных таблиц по литературным источникам.
Занятие 5.
2 часа
1. Характеристика русского дворянства по “Государеву родословцу” и “Бархатной книге”. В чем их достоинства и недостатки как источников.
2. Деление русских дворянских родов на Рюриковичей, Гедиминовичей, роды русского, татарского происхождения, выезжие роды.
3. Новое в структуре российского дворянства в период кон. XVIII -н. XX вв. Дворянские родословные книги.
Сообщение о любом дворянском роде.
Занятие 6.
2 часа
1. Особенности духовных семей.
2. Генеалогическая продолжительность и факторы устойчивости купеческих родов.
3. Выходцы из купечества и духовенства в других сословиях.
Сообщение о купеческих и священнических родах.
Занятие 7.
2 часа
1. Источники по генеалогии городских сословий.
2. Типы крестьянских семей. Особенности семей в Сибири.
ХРОНОЛОГИЯ
Тематический план курса:
Количество часов
Всего
В том числе
Содержание курса
Тема 1. Хронология как вспомогательная историческая дисциплина
Предмет хронологии и ее задачи. Этапы развития хронологии как научной дисциплины. Хронология как наука обо всех формах и методах счисления времени подразделяется на математическую (астрономическую) и историческую. Астрономическая хронология занимается выявлением и изучением астрономических закономерностей движения небесных тел и астрономических явлений, устанавливает точное астрономическое время. Историческая хронология изучает восприятие разными народами времени, развитие и взаимодействие различных календарных систем.
Вопрос о происхождении времясчисления. Связь характера времясчисления с особенностями производства. Необходимость согласования годичного цикла земледельческих работ с явлениями природы. Связь систем времясчисления с развитием знаний в области астрономии.
В основе единиц измерения времени лежат астрономические понятия: сутки, месяц, год.
Студент должен познакомиться с основными астрономическими понятиями, используемыми при хронологических расчетах: эклиптика, смена лунных фаз, годичное и суточное вращение Земли, синодический месяц, средние солнечные сутки, астрономический год.
Занятие 1.
2 часа
1. Понятие года и новогодия. Когда и как встречают новый год в разных странах (в Европе и Азии)
2. Эра как точка отсчета. Календарные эры в странах Востока и Азии. Эры от «Сотворения мира».
3. Неделя. Названия дней недели в разных странах. Сколько дней в неделе?
Занятие 2.
2 часа
1. Лунные календари и лунно-солнечные календари: древнееврейский, древнекитайский, древнеарабский и другие
2. Солнечные календари: древнеегипетский, иранские и индийские календарные системы.
3. Русская календарная система
Занятие 3.
2 часа
Практическое занятие: решение задач
Занятие 4.
2 часа
Темы рефератов и сообщений
1. Календарные системы древних славян.
2. Реформы календаря
3. Споры о начале третьего тысячелетия
4. Изучение хронологии в Древнем мире
5. Астрономические основы календарей
6. Проект всемирного календаря
7. Юлианский календарь
8. Григорианский календарь
9. Календарные обычаи и обряды у восточных и западных славян
10. Календарные обычаи и обряды в странах Центральной Европы
МЕТРОЛОГИЯ
Тематический план курса:
Количество часов
Всего
В том числе
Содержание курса
Тема 1. Развитие метрологии как вспомогательной исторической дисциплины
Современная метрология объединяет две дисциплины (техническую и историческую метрологии), различающиеся по своим задачам и назначению. Техническая метрология – наука о точных измерениях. Ее задача – создание единиц измерения в виде точнейших образцов – эталонов. Историческая метрология (как вспомогательная историческая дисциплина) – изучает историю сложения систем мер, названия единиц измерения, соотношение друг с другом различных мер прошлого. Среди задач исторической метрологии выделяются изучение различных единиц измерения в историческом развитии, а также исследование вопросов истории денежного дела, т.к. вопросы весовых единиц тесно связаны с вопросами изучения монетной стопы.
Обусловленность развития мер состоянием производительных сил. Появление простейших единиц измерения. Развитие практической и научной исторической метрологии. Метрологические источники: метрологические трактаты, «Торговая книга», «Счетные мудрости», «Книга сошного письма».
Занятие 1.
2 часа
Сообщения: Народные меры у славянских народов.
Решение задач
Занятие 2.
2 часа
Сообщения: Различные меры в древнерусских княжествах: новгородская, московская, псковская и другие системы счета.
Решение задач
Занятие 3.
2 часа
Сообщения: Сибирская метрология.
Решение задач
Занятие 4.
2 часа
Сообщения: Введение метрической системы в России.
Решение задач
Темы рефератов и сообщений
1. Метрологические системы Древнего Китая и Японии
2. Меры средневековой Европы
3. Измерения в Древней Греции и Древнем Риме
4. Меры в мусульманских странах
5. Д.И. Менделеев – ученый-метролог.
6. Создание и распространение метрической системы в Европе и России.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
(палеография, дипломатика, геральдика и фалеристика, генеалогия, хронология, метрология)
Учебно-методический комплекс
для студентов, обучающихся по специальностям
и 070503.65 «Музейное дело и охрана памятников» (СД.Ф.2)
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»
___________________ Клюева В.П.
___________________ Приходько И.Н.
«____» _____________ 2009 г.
Рассмотрено на заседании кафедры
истории, искусствоведения и музейного дела
«10» декабря 2009 г. Протокол №4
Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению
«РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТНОМУ ИЗДАНИЮ»
Объем 33 с.
Зав. кафедрой _____________ В.И. Семёнова
«____» _____________ 200 г.
Рассмотрено на заседании УМК института изобразительных искусств и дизайна
«____» ___________ 2009 г. Протокол № ___
Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы
«СОГЛАСОВАНО»
Председатель УМКИ ___________ Н.В. Шестакова
«СОГЛАСОВАНО»
Начальник УМУ ______________ Н.Н. Алямкина
«____» ___________ 2009 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Вспомогательные исторические дисциплины» предназначен для студентов, изучающих музееведческие и культурологические дисциплины. Курс дает представление об основных вспомогательных исторических дисциплинах (ВИД): палеографии, дипломатике, геральдике, фалеристике, генеалогии, хронологии и метрологии. Специалист музеевед или культуролог не может полноценно ориентироваться в историческом процессе без понимания и знания основных вспомогательных исторических дисциплин. Изучение только общеисторических дисциплин не позволяет воспринимать историческое развитие общества как единую систему, в немалой степени зависящую от изменений политических, экономических, социальных условий, Выводы исторической науки базируются на анализе исторических источников, т.е. всех остатков прошлого, связанных с деятельностью людей, и отражающих историю человеческого общества.
В настоящее время ВИД приобретают самостоятельное значение. Углубление теоретических вопросов и разработка частных методик привело к тому, что они стали использоваться не только для источниковедческой критики, но и позволяли решать вопросы, связанные с различными областями исторической науки.
Цель курса «Вспомогательные исторические дисциплины»: формирование у студентов навыков внешней критики источника, и формирование представлений об особенностях источников различных исторических периодов.
Предметом курса «Вспомогательные исторические дисциплины» является изучение дисциплин, являющихся составляющими данного курса.
Основные задачи курса: познакомить студентов с теоретическими основами вспомогательных исторических дисциплин; дать представление о направлении и методике поиска информации в области вспомогательных исторических дисциплин; сформировать практические навыки использования различными методиками при источниковедческом анализе рабочего материала.
Предполагается, что после изучения курса «Вспомогательные исторические дисциплины» студенты смогут самостоятельно делать на основе изученного материала исторические построения.
Структура курса «Вспомогательные исторические дисциплины» следующая:
· Палеография
· Дипломатика
· Геральдика и фалеристика
· Генеалогия
· Хронология
· Метрология
Форма контроля за знаниями студентов: тестирование, промежуточные контрольные работы и итоговый зачет.
Литература ко всему курсу
Вспомогательные исторические дисциплины:
· Леонтьева, Г.А. Палеография, хронология, археография, геральдика: Учеб. пособие для студентов вузов / Леонтьева Г.А. – М.,2000.
· Введение в специальные исторические дисциплины. – М.,1990
· Кобрин, В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины / Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А.; Шорин П.А. – М., 2000
Из Государственного образовательного стандарта:
СД.Ф.02. Вспомогательные исторические дисциплины (данная дисциплина может реализоваться единым курсом или отдельными модулями с сохранением наименования указанной в ГОС дисциплины)
Комплекс вспомогательных исторических дисциплин; их содержание, предмет и объект изучения, принципы, использование в музейной работе; дисциплины, связанные с историей материальной культуры и дисциплины историко-филологического цикла. Историография вспомогательных исторических дисциплин; литература и справочные издания по вспомогательным историческим дисциплинам.
Дипломатика: актовые источники, их классификация и принципиальные особенности.
Генеалогия: антропонимика, методика изучения родовых связей.
Метрология: русские и зарубежные метрические системы длины, площади, веса, емкости.
Хронология: системы летосчисления, способы перевода дат, основные праздники.
Геральдика: состав и элементы герба, способы чтения и истолкования гербов.
Фалеристика: знаки различия, их типология и интерпретация.
Палеография: рукописи, материал и типы письма, установление текста.
ПАЛЕОГРАФИЯ
Тематический план курса:
Наименование тем курса
Количество часов
Всего
В том числе
Содержание курса
Тема 1. Задачи и методы палеографии как вспомогательной исторической дисциплины.
Этапы развития палеографии: от практического использования до научной дисциплины. Связь палеографии и русской историографии, публикация исторических источников. Методы палеографии.
Методика палеографического анализа: наблюдение над совокупностью палеографических признаков и выявление их соответствия друг другу Палеографические признаки: знаки письменности, особенности графики, почерки, материал для письма, орудия письма, украшения, филиграни, формат и переплет рукописей.
Связь палеографии с другими вспомогательными историческими дисциплинами: эпиграфикой, археографией, текстологией и др.
Тема 2. Происхождение славянской письменности. Палеография памятников письменности Древней Руси (XI – начало XII в.)
Древнейшая письменность у восточных славян. Создание славянских азбук: кириллица и глаголица и их взаимоотношения.
Особенности письменности XI-XII вв.: ее сохранение на материальных памятниках, церковный и прикладной характер. Древнейшие сохранившиеся памятники письменности: жалованные грамоты, Остромирово евангелие 105-57 гг., Изборники 1073 г. и 1076 г., Архангельское евангелие 1092 г., Мстиславово евангелие 1115 г., Юрьевское евангелие XII в.
Материал и орудия письма: пергамен и береста, чернила и краски, перо.
Внешний вид памятников письменности: листы, тетради, книги, особенности книжного переплета. Формат рукописей.
Особенности графики данного периода: устав, признаки начертания букв в уставе. Наличие сокращений в тексте рукописей, Наиболее распространенные варианты написания отдельных букв в уставе.
Рукописный орнамент и миниатюра. Виды орнамента: заставки, инициалы, концовки, полевые украшения. Тип орнамента – геометрический или старовизантийский. Заимствования византийских традиций в орнаментальной технике. Основные характеристики орнамента. Появление миниатюры, особенности миниатюр в Остромировом Евангелии, Изборнике Святослава 1073 г. и Эгбертинской (Трирской) псалтири.
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.60.132 (0.011 с.)