Палеография памятников письменности XVIII в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Палеография памятников письменности XVIII в.



1. Распространение русской бумаги: первые бумажные мельницы и мануфактуры.

2. Введение гражданского шрифта и его значение для развития письменности. Первые буквари и азбуки.

 

Семинарское занятие 5.

2 часа

Палеография памятников письменности
первой половины XIX в.

1. Применение палеографического анализа при изучении литературных произведений: списки комедии «Горе от ума», рукописи А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и М.Ю. Лермонтова и др.

2. Использование книжных знаков (exlibris) для установления личности владельца.


ДИПЛОМАТИКА

Тематический план курса:

Наименование разделов и тем курса

Количество часов

Всего

В том числе

Лекций Семинаров
1. Введение. Дипломатика как вспомогательная историческая дисциплина. Предмет, объект, цель дипломатики. Методы дипломатического исследования. 6 4 2
2. Практическая дипломатика. Подлинные и подложные грамоты 4 4 -
3. Научная дипломатика 4 4 -
4. Историография русской дипломатики 8 6 2
5. Внешняя форма актового источника 4 4 2
6. Внутренняя форма актового источника 8 6 2
ИТОГО: 34 28 8

Содержание курса

Тема 1. Введение. Дипломатика как вспомогательная историческая дисциплина. Предмет, объект, цель дипломатики. Методы дипломатического исследования.

Внутренняя и внешняя формы документа. Дипломатика занимается изучением происхождения, формы, содержания, функционирования, исторического воспроизведения текста и архивной судьбы документа правового характера. Объектом дипломатики являются акты. Предмет дипломатики видится в применении к актам методов исследования их внешней и внутренней формы, внешнего и внутреннего содержания, а также происхождения. Дипломатика – это актовое источниковедение. Она выполняет на актовом материале все задачи общего источниковедения.

Цель дипломатики состоит в том, чтобы, во-первых, определить происхождение различных групп актов и их роль в эволюции общественных отношений и, во-вторых, добыть из актового источника фактическую основу для исторических построений, т.е. подготовить источник к использованию в исторических целях.

Тема 2. Практическая дипломатика.

Подлинные и подложные грамоты. Практическое развитие каждой исторической дисциплины начинается тогда, когда само исследование имеет целью не установление научной истины, а решение конкретных практических вопросов, удовлетворение определенных экономических или политических требований, пропаганду определенных взглядов, обеспечение функционирования государственного аппарата и т.д. Первые шаги практической дипломатики усматривают в случаях проверки подлинности актов. Наличие подложных грамот безусловно свидетельствует о развитии практической дипломатики, ибо подлог нуждался в правдоподобии и следовательно требовал известного знания формуляра и реалий актов той эпохи, к которой хотели отнести фальшивку.

Студент должен овладеть терминами: копия, образец, копийные книги, регистр, регест, картулярия, рисованная копия, видимусы, формулярники, письмовники.

Тема 3. Научная дипломатика.

Появление научной дипломатики характеризуется совершенствованием методов изучения актов, определенной системой отбора и критики источников, накоплением опыта работы с документами определенных эпох, что само по себе расширяло цели исследования, добавляя к задачам чисто практическим или полемическим еще и задачу создания определенной отрасли научного знания. Научная дипломатика возникла как учение о подлинности актов. Она сосуществовала с практической вплоть до XIX в., часто переплетаясь в одно целое.

Студент должен познакомится с основными этапами развития западноевропейской и русской дипломатики.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.005 с.)