Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По выявлению одаренности детейСодержание книги Поиск на нашем сайте
Методическое пособие Для психологов, педагогов и родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций Автор-составитель: Кулистова Наталья Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Петровский детский сад № 5» Гаврилово-Посадского района Ивановской области Научный руководитель: Гурбатова Елена Романовна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой дошкольного и начального образования ОГАУ ДПО «Институт развития образования Ивановской области» Иваново 2017 г. Содержание От авторов 1. Введение 2. Методические рекомендации по диагностике детской одаренности 3.Методики диагностики одаренности дошкольников 3.1. Методика А. И.Савенкова «Карта одарённости» 3.2.Методика экспертных оценок по определению одарённых детей А.А. Лосева 3.3.Опросник креативности Дж. Рензулли 3.4.Прогрессивные матрицы Равенна 3.5.Тест Гилфорда (модифицированный) 3.6. Анкета для родителей «Готовность вырастить одаренного ребенка» 3.7. Анкета для родителей «Одаренный ребенок» 4. Заключение Глоссарий Литература
Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий. От авторов
Уважаемый читатель! Понятие «детская одаренность» вызывает у многих из нас целый ряд вопросов. Что включает в себя это понятие? Каковы виды одаренности? С какого возраста проявляется одаренность и как её развивать? Как выявить одаренность у ребенка? Какие диагностики можно использовать для выявления одаренности детей дошкольного возраста? Существует так же несколько полярных мнений по поводу детской одаренности: «Все дети являются одаренными» и «Одаренные дети встречаются крайне редко». Как найти истинное высказывание и надо ли это делать? Часть ответов на поставленные вопросы Вы сможете найти в данном пособии. В пособии представлены методические рекомендации по диагностике детской одаренности, известные в международной практике стандартизированные методики диагностики одаренности воспитанников дошкольных образовательных организаций, анкеты для родителей, глоссарий и список литературы. Пособие предназначено психологам, педагогам дошкольных образовательных организаций, родителям воспитанников, студентам педагогических учебных заведений.
Введение Основной задачей ФГОС дошкольного образования является «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Выявление определенных видов одаренности у ребенка в дошкольном возрасте позволяет проектировать образовательную деятельность по индивидуальному маршруту. Диагностика видов одаренности базируется на общепсихологических представлениях об одаренности в целом. Фрэнсис Гальтон определяет одарённость как «уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием». Б.М. Теплов рассматривает ее как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». Джозеф Рензулли предлагает считать одаренными не только того, кто превосходит сверстников, но и того, кто демонстрирует высокий уровень развития. Богоявленская Д.Б. трактует одаренность как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализовано индивидуальное дарование. Лейтес Н.С. признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития детской одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной - то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей - то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. Система работы с одарёнными детьми, включает в себя основные направления, которые тесно связаны и интегрируются между собой: - создание специальной развивающей творческой среды, способствующей выявлению одарённых детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала; - работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества); - работа с родителями (беседы, анкетирование). Психологи выделяют следующие основные виды одаренности: - интеллектуальная одаренность - академическая одаренность - социальная одаренность - художественная одаренность - практическая одаренность - психомоторная (спортивная) одаренность. Для поиска и отбора одарённых дошкольников используется поэтапная стратегия диагностики. На первом этапе отбор осуществляется на основе широкого спектра характеристик одарённости с помощью опросников, организованного наблюдения, различных оценочных процедур, которые должны максимально полно отражать все стороны и проявления одарённости. На втором этапе используются более точные и более специфические диагностические процедуры (в том числе и тесты). Для оценки специальных способностей (музыкальных, математических, художественных и др.) дошкольников используются экспертные карты, содержащие компоненты специальных способностей. Диагностировать каждого ребёнка по всем методикам нецелесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одарённость и т.д.) по результатам заполнения экспертных листов воспитателем, родителями. Диагностика по выявлению одарённых детей включает: 1. Выявление интересов, способностей к той или иной деятельности. 2. Выявление предпосылок общей одарённости. 3. Выявление уровня развития креативности (творческих способностей) ребёнка. Следует учитывать, что способности ребёнка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. Сколько-нибудь надёжное выявление умственно одарённых детей возможно, начиная с конца пятого, начала шестого года жизни. До этого дети, конечно, тоже различаются по уровню умственного развития, однако его проявления настолько неоднозначны и изменчивы, что делать на их основании определённые выводы крайне трудно. Заключение о наличии умственной одарённости может делаться лишь на основании всего комплекса данных, полученных при применении разных методов, и такое заключение может рассматриваться лишь как предположение, а не окончательный вывод. По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одарённости воспитанников определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребёнка по дальнейшему развитию его одарённости, в т.ч., для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.
Методические рекомендации по диагностике детской одаренности Выявление одаренности в дошкольном возрасте представляется как сложная в методическом плане задача, особенно с точки зрения процессуальных характеристик. А именно они наиболее значимы на этапе дошкольного детства как для самого ребенка (он в большей степени увлечен процессом творчества, чем получением определенного продукта), так и для оценки его одаренности. Наиболее разработан анализ детского творчества по результатам творческой деятельности ребенка. Примером такой диагностической методики является тест творческого мышления П. Торренса. Наиболее детально требования к психолого-педагогическому мониторингу, используемого с целью выявления, промежуточной и итоговой диагностики одаренных детей (в дошкольных образовательных учреждениях и Центрах раннего развития ребенка) разработаны М.А. Холодной в материалах «Рабочей концепции одаренности». Список требований, приведенный ниже, в значительной степени перекликается с точкой зрения авторов концепции, но имеет ряд уточнений и дополнений. 1. Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей. Вывод об одаренности дошкольника не может быть сделан на основе оценки одного или нескольких параметров (например, интеллект и креативность). 2. Длительность процесса идентификации одаренности. Необходимо развернутое во времени наблюдение за поведением и деятельностью дошкольника в разных ситуациях. 3. Многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальными особенностями дошкольника. Идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. 4. Диагностика детской одаренности должна быть ориентирована не на результат, а на процесс: от диагностики отбора (по уровню достижений) перейти к диагностике прогноза и развития. Решение данной задачи связано не только с психологическим тестированием, но и с проведением наблюдения и диагностики развития детской одаренности, осуществляемой педагогом по специально разработанные методикам. 5. Анализ поведения дошкольника в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные игровые занятия, вовлечение различные формы предметной деятельности). 6. Экспертная оценка продуктов деятельности дошкольников (рисунков, поделок, аппликаций, стихотворений, проектов и пр.). При этом необходимо привлекать к диагностическому обследованию психолога. 7. Использование игровых методов (диагностические игры), в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, долговременную диагностику. 8. Учет при диагностике детской одаренности потенциальных возможностей ребенка. При выявлении одаренных дошкольников необходимо дифференцировать: актуальный уровень развития одаренности; особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности; потенциальные возможности ребенка к развитию (зону ближайшего развития). 9. Диагностическое обследование необходимо проводить в ситуации реальной жизнедеятельности дошкольников. 10. Использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют дошкольнику проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности. 11. Анализ реальных достижений дошкольников в различных творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т.п. 12. Использование экологически валидных методов диагностики. Экологически валидные методы диагностики имеют дело с оценкой реального поведения дошкольника (процессуальные характеристики) в реальной ситуации, – анализ продуктов деятельности (рисунков, поделок, аппликаций, стихотворений, проектов и пр.), наблюдение за детьми в процессе занятий и свободных игр, беседа с педагогами (воспитателями) и родителями, экспертные оценки педагогов, психологов, родителей. Данная группа методов является значимой в выявлении одаренных дошкольников. Но даже комплексный подход не исключает диагностических ошибок. В психодиагностике одаренности выделяются ошибки двух типов. Первая заключается в том, что в одаренные зачисляется ребенок, который таковым не является, вторая – в том, что одаренность ребенка остается невыявленной. Если ошибки первого типа уменьшаются применением более жестких критериев отбора, то ошибки второго типа, напротив, становятся реже при более гибких, вариативных способах диагностики. Для поиска и отбора одаренных дошкольников рекомендуется использовать поэтапную стратегию диагностики, что позволяет снизить опасность зачисления в одаренные детей тех, которые таковым не является, и не выявление действительно одаренных. На первом этапе отбор осуществляется на основе широкого спектра характеристик одаренности с помощью опросников, организованного наблюдения, различных оценочных процедур, которые должны максимально полно отражать все стороны и проявления одаренности. На втором этапе используются более точные и более специфические диагностические процедуры (в том числе и тесты). Выявление одаренных дошкольников должно быть связано с задачами их воспитания и развития, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки, с созданием благоприятных условий для совершенствования присущих им видов одаренности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.149 (0.008 с.) |