Межгосударственные объединения: понятия и виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Межгосударственные объединения: понятия и виды



Межгосударственные объединения - союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цели экономической, политической, военной и иной интеграции государств.

Правовой основой выступает Конституция страны и международный договор.

 

 КОНФЕДЕРАЦИЯ

Конфедерация – временное межгосударственное образование, которое распадается после достижения тех целей, ради которых оно было учреждено.

 

На современном этапе конфедеративных объединений в "чистом" виде не существует.

Конфедерацией были США в 1781-1787 гг. (а фактически до 1791 г., когда вступили в силу первые десять поправок к Конституции США); Швейцария - в 1815-1848 гг.; Объединенная Арабская Республика, соединявшая Египет и Сирию, - в 1958-1961 гг.; Сенегамбия, объединявшая африканские государства Сенегал и Гамбию, - в 80-е гг.

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названное содружеством госу-

дарств. Примером может являться Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого – государ-

ства, ранее входившие в СССР. Это более аморфная и неопределённая форма, чем конфедерация.

Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфи-

ческие формы – империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, от-

личительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

Конфедерации присущи следующие особенности:

1) сохранение за объединившимися государствами суверенитета практически в полном объеме.

Они продолжают иметь собственные государственные органы, гражданство, конституцию,

законодательство, самостоятельно осуществляют государственную власть на своей территории;

2) она создается на договорной основе, поэтому носит добровольный характер;

3) для достижения целей, послуживших основанием для объединения, формируются необходимые органы управления, которые могут принимать управленческие решения и нормативные акты по ограниченному кругу вопросов;

4) отсутствие единого гражданства и единой территории;

5) суверенитет принадлежит каждому из объединившихся государств;

6) рекомендательный характер актов органов конфедерации; для вступления их в силу требуется

одобрение высшими органами субъектов объединения;

7) нет общей конфедеративной собственности, налогов; финансовые средства образуются по соглашению субъектов;

8) осуществление обороны конфедерации союзной армией, которая состоит из воинских формирований субъектов конфедерации;

9) право сецессии, т.е. свободного выхода из конфедерации в одностороннем порядке без согласия

других членов.

10) нет судебных органов

11)ограничен круг исполнительных органов. Парламент формируется представительными органами государства, входящих в конфедерацию.

12)Гос. Органы конфедерации лишены властных полномочий

Конфедерация - временный союз государств, обычно неустойчивое образование, поэтому со временем перерастает в федерацию или приводит к распаду конфедерации.

 

К межгосударственным объединениям относятся СОДРУЖЕСТВА.

 Например, до 1946 г. Существовало Британское содружество наций, в настоящее время действует Содружество Независимых Государств (СНГ).

 

Содружество государств – это союз суверенных государств, складывающийся на основе экономической, ресурсной, социально- культурной, образовательной, валютной и др. интеграции, создающий условия для взаимовлияния и выравнивания развития входящих в состав союза субъектов (Европейский союз, СНГ).

1. Содружество государств, как правило, формируется на базе достигнутого уровня развития – рыночная динамичная экономика, ценности демократии, в том числе признание и реализация основных прав человека, развитость и адаптируемость правовой системы и др.

2. Содружество государств складывается на международноправовой договорной основе.

3. Государства содружества не утрачивают и не уступают в пользу союза суверенных прав.

4. Члены содружества имеют право выхода из союза.

5. Содружества могут формировать надгосударственные структуры и правовые институты (европарламент, европравительство, евросуд, интерпол, евроконституция и др.), не имеющие прямых властных полномочий по отношению к гражданам государств.

6. В содружестве нет единой территории и границ, единого гражданства, единой системы налогообложения и финансовой системы, но возможно единое таможенное пространство, валюта и др.

7. Решения органов содружества (соглашения) не имеют императивного значения для его членов. Все органы СНГ являются консультативными, выполняют координирующие функции, все решения принимаются с общего согласия и чаще всего носят рекомендательный характер.

Расходы на финансирование органов СНГ и совместные мероприятия распределяются на основе долевого участия и устанавливаются специальными соглашениями.

 

ИМПЕРИЯ

Энциклопедический словарь «Политология» содержит пять определений империи:

«1) Империя – это высшая государственная власть народа в Древнем Риме, проявлявшаяся при выборах, в принятии законов, в объявлении войны и при заключении мира, а также в верховном суде;

2) Империя – высшее полномочие древнеримских магистратов – царей, а при Римской республике – консулов, преторов, диктаторов, пропреторов, городского и преторианского префектов и цензоров, либо пожизненная власть Императора эпохи домината;

3) Империя – территория, на которую распространялась власть императора;

4) Империя – это государство, возглавляемое лицом, принявшим или получившим по династической линии титул императора; 5) Империя – это политическая система, объединяющая под началом жесткой централизованной власти гетерогенные, этно-национальные и административно-территориальные образования на основе отношений метрополия колония, центр – провинции, центр – национальные республики и окраины».

По мнению С.Н. Бабурина, «в геополитическом плане под империей понимают объединение разнородных социально-этнических образований под управлением единого

центра.

 

рассматриваются два типа империй: 1) христианские (Византия, Самодержавная Россия) и 2) колониальные псевдоимперии (Британская, Германская, Австрийская и Французская), главной целью которых было стремление исключительно к территориальным захватам.

 

В учебнике под редакцией В.К. Бабаева империя исследуется как насильственно создаваемое сложное монархическое государство, во главе которого – царь, император, король и т.п. (например Римская, Российская, Британская,Германская и др.).

Вместе с тем данный подход в корне ошибочен, потому что не все империи создаются насильственным путем (например Российская империя многие территории включила в свой состав на добровольной основе).

 

Самое точное определение империи дает И.А. Иванников, рассматривающий ее как «исторически сложившиеся огромное по территории государство, составные части которого не имеют единого государственного-правового статуса и вовлечены верховной властью в решение общих оборонных и внешнеполитических задач, что способствует примирению региональных противоречий

имперской государственности присущи специфические признаки:

Во-первых, империи обладают громадными территориями, не только повышающими военную безопасность страны и дающими простор сельскому хозяйству, но и создающими дополнительные возможности для развития транснациональных транспортных коридоров, а также благоприятствующими суверенному осуществлению мероприятий по охране окружающей среды. Более того, рост мирового населения с увеличивающимся антропогенным воздействием человечества на природу придает особо важное значение территориальному фактору в определении силы и влияния государства, имеющего хорошие

климатические условия, чистую воду, богатые недра и т.д. для обеспечения потребностей своих граждан1. Достаточно привести примеры Ассирийской державы, Римской империи, Византии и т.д., которые вели постоянную борьбу за человеческие (рабов) и природные ресурсы (плодородные земли, полноводные реки и т.д.).

Во-вторых, политико-территориальные единицы, входящие в состав империи (автономии, протектораты, сатрапии, провинции и т.д.), обладают различным правовым статусом, определяющим степень самоуправления населения данных регионов. Так, уже в VIII–VII вв. до н.э. Великая Ассирия была разделена на провинции – органические части государства (города и области Сирии, Малой Азии, ряд халдейских и арамейских княжеств и др.), которые управлялись ассирийскими наместниками, имевшими в своем рас-

поряжении военные гарнизоны. Как правило, главы административных частей государства назначались из числа придворных евнухов, потому что они не могли основать собственных династий. На некоторых территориях сохранялись зависимые царства, платившие дань центральным властям. В таком положении находились города Финикии, Иудеи, Моав, Эдом, Табал, Манна3. Ряд государств состояли в вассальной зависимости: Лидия, Урарту, Мидия, Элам и княжества Северной Аравии. Особое положение занимал

завоеванный Египет: его разделили на 20 небольших частей, возглавляемых местными правителями: царями, номархами и жрецами.

Третий признак имперской государственности заключается в том, что все империи образуются вокруг особого национально-территориального ядра. Ярким примером такой структуры являются колониальные державы, где имеются метрополия, доминионы и подвластные провинции.

В-четвертых, существование империи невозможно без главенствующего народа в государстве.

В-пятых, только империи принадлежит верховная государственная власть на всей ее территории.

В-шестых, народ – создатель имперской государственности – обладает особым имперским правосознанием, которое характеризуется рядом специфических признаков.

· Имперское правосознание носит четко выраженный мессианский характер, т.е. оно всегда направлено на экспансию государственной идеологии в другие страны.

· Имперское правосознание основывается на вере в вечность существования имперского государства.

· имперское правосознание представляет собой совокупность взглядов, представлений, чувств, знаний и переживаний, мотивирующих веру в вечность существования империи, ее мессианское предназначение, силу и могущество политической, экономической, правовой и военной инфраструктуры своего отечества, что является источником протекционистских настроений граждан империи по отношению к другим государствам и народам.

 

УНИЯ

 

«Уния, – по мнению И.А. Иванникова, – это союз двух и более государств под властью единого главы государства, где субъектами международного права являются эти государства, а не уния».

 

Н.М. Коркунов писал: «Уния есть соединение двух государств в силу того, что монархом у них одно и то же лицо, в силу единства личности монарха».

Униями являлись следующие монархии: Польско-Литовская (1386–1669 гг.), Нидерландско-Люксембургская (1815–1890 гг.), а также Австро-Венгерская (1867–1918 гг.) и Датско-Исландская (1918–1944 гг.) и т.д.

Унированные государства остаются вполне независимыми друг от друга, каждое сохраняет свою особую, самостоятельную государственную власть. У них практически нет совместных предметов ведения и полномочий, как у федераций. Все дело ограничивается тем, что власти обоих государств имеют одного и того же главу государства – монарха, который не является правителем унии, а только государем каждой из составляющих ее держав. В своем лице венценосец соединяет несколько суверенных властей, но осуществляет каждую из них через посредство особых органов. Такое единство неизбежно приводит к некоторой общности политической жизни, т.к. один и тот же монарх не может вести с самим собой войны. Поэтому государства, составляющие унию, находятся в мире друг с другом. Они солидарны на международной арене, у них обыкновенно осуществляется союзническое ведение международных отношений и единая организация иностранного представительства, т.е. общие дипломатические агенты, объединенное министерство иностранных дел. К этому может иногда присоединяться совместная военная и финансовая организация.

В теории выделяют личную (персональную) и реальную унии.

«Личной унией называется соединение, основанное на временном единстве монарха, в силу случайного совпадения в его лице прав на престол двух различных государств», – пишет Н.М. Коркунов.

Такое объединение было, например, между Англией и Ганновером, так как соединение английской и ганноверской корон при четырех Георгах и при Вильгельме IV произошло случайно, ибо порядок престолонаследия в Англии и в Ганновере неодинаков.

По ганноверскому законодательству престол не могла занять женщина, поэтому с восшествием на английский трон королевы Виктории гановерская корона перешла к ее дяде и Ганновер отделился от Англии. Такой же личный характер имела уния, сплотившая Голландию и Люксембург, переданный Нассаусскому дому актом Венского конгресса, в качестве вознаграждения за уступку Пруссии княжеств Ассау, Диленбург, Зиген, Гадармар и Диту; который в последующем отделился от Голландии в силу недопустимости по Люксембургскому праву перехода короны к женщине. Личная уния, по своей сущности, представляет собой монархическую конфедерацию

«Уния реальная предполагает постоянное единство монарха и следовательно одинаковый порядок престолонаследия»2. Например, Уния Швеции и Норвегии с 1815 по 1905 год, Австро-Венгрия (с 1867 года).

Примечательно, но Австро-Венгерская монархия имела достаточно развитые органы единого государственного управления: три министерства (министерство двора и иностранных дел, военное министерство и министерство финансов). Законодательное представительство осуществляли совместные делегации депутатов двух парламентов: Австрии и Венгрии. Австро-Венгрия также имела общий австро-венгерский государственный банк и совместное управление Боснией и Герцеговиной.

Кроме того, следует выделить еще один вид унии – земскую, к которой подходит случай, описанный Н.М. Коркуновым5, когда в Германии (XVI в.) существовали два великих герцогства: Мекленбург-Шверин и Мекленбург-Стремец, соединенные одним общим сеймом. Такая оригинальная особенность этих государств явилась не результатом объединения двух ранее вполне самостоятельных держав, а, напротив, результатом разделения в 1552 году прежде единого герцогства между двумя сонаследниками. Земские чины воспротивились полному разделению государства и настояли на сохранении общего сейма.

 

ПРОТЕКТОРАТ

Протекторат — форма межгосударственных отношений, при которой одна страна признает над собой верховный суверенитет другой, прежде всего в международных отношениях, сохраняя автономию во внутренних делах и собственную династию правителей. Государство, осуществляющее протекторат, называется протектором. Протектор осуществляет протекторат в такой стране, в которой только формально сохраняется государственное устройство.

 

Примеры протектората: Крымское ханство, Алжир, Триполитания под протекторатом Османской Империи в XVI-XIX веках; Индия Великих Моголов в 1803—1858 под протекторатом Великобритании; Речь Посполитая в 1775—1791 годах, Картли-Кахетинское царство в 1786—1801 годах под протекторатом России; Протекторат Богемии и Моравии в 1939—1945 под протекторатом Германии.

 

Британскими протекторатами также были Бахрейн, Бечуаналенд (совр. Ботсвана), Аден, Уганда и др.

 

В настоящее время подобием протекторатов являются «ассоциированные государства».

 

Будучи формальным средством защиты слабых, но суверенных государств, протекторат является юридической формой их постепенного закабаления, этапом в процессе установления колониального владычества над непокорным народом. В данной ситуации следует говорить об особом международном территориально-государственном устройстве, так как формально новое государство не образуется. С протекторатом схож сюзеринитет, при котором зависимое (вассальное) государство полностью теряет свой суверенитет, устанавливая свои отношения с сюзереном с помощью внутригосударственных, а не международных соглашений (Болгария и Турция до 1908 г.).

 

Иногда в качестве разновидностей унии рассматривают ФУЗИИ, которые представляют собой слияния государств (ФРГ и ГДР), и инкорпорации, которые выражаются в присоединении государств (присоединение Прибалтийских государств к СССР в 1940 г.).

 

Межгосударственные образования знают и такую форму, как СООБЩЕСТВО государств. В основе сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой к иной государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государств, входящих в сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения (например, Европейские сообщества).

В сообщество могут входить ассоциированные члены – государства, принимающие те или иные правила, действующие в сообществе. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.

В сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-государств), надгосударственные органы.

Сообщество может иметь цель выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него, объединить усилия этих государств для достижения глобальных целей, упростить таможенные, визовые и иные барьеры (вплоть до их отмены) и т.д.

(например, сообщество Белоруссии и России)

Сообщество Государств - интегрированное на основе межгосударственных договоров объединение государств для решения экономических, научно-технических задач или достижения каких-то глобальных целей. Примером такого сообщества является Европейский союз, правовой статус которого определен Договором об образовании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), заключенным в 1957 г., и Римскими договорами, учредившими Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Сообщество по атомной энергии. Резолюцией Европейского парламента от 16 февраля 1978 г. три этих сообщества предложено именовать Европейским сообществом (ЕС). Государствами - членами ЕС являются Бельгия, ФРГ, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Греция, Испания и Португалия. Наднациональными органами ЕС являются: Европейский парламент, избираемый гражданами государств-членов и состоящий из 567 членов; Совет, состоящий из представителей правительств стран ЕС (в качестве таковых выступают министры иностранных дел); Комиссия, состоящая из 17 членов, назначаемых с общего согласия правительств государств - членов ЕС сроком на 4 года; Суд ЕС, состоящий из 13 судей и 6 юридических экспертов (генеральных адвокатов), назначаемых с общего согласия правительств государств - членов ЕС сроком на 6 лет. Суд является верховным единственным судебным органом, правомочным решать все правовые вопросы ЕС, а также высказывать мнение по договорам, которые ЕС намерено заключить с государствами или международными организациями. Ряд признаков существующих отношений между государствами-членами указывает на то, что такие сообщества более тесные объединения, чем просто международно-правовые союзы. Так, в Европейском союзе это введение единого гражданства, прямые выборы депутатов парламента в государствах-членах, перспектива введения единой валюты Союза, обязательность решений органов Союза на территории государств-членов (европейское право), свободное передвижение граждан по территории государств и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 3272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.065 с.)