Понятие «региональное государство» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «региональное государство»



"Регионалистское государство "- Это — переходная форма между унитарным и федеративным государством. В нем имеет место симметричная регионализация (децентрализация)

Региональное Государство - государство, в котором обеспечивается конституционное признание и гарантирование региональной (территориальной) автономии.

Р.г. создается при условии осуществления политико-территориальной региональной реформы, в результате которой территория унитарного целостного государства подразделяется на крупные административно-территориальные единицы с предоставлением им самостоятельности в политической и законодательной сферах, а также права на самоорганизацию. Соответственно региональным является государство, в котором гарантирована политическая самостоятельность территориальной автономии. Являясь следствием регионализации, Р.г., в отличие от федеративного государства, образуется на иных принципах. Оно создается путем преобразования унитарного государства, при непосредственном и решающем участии центральной власти этого государства. К признакам Р.г. относятся:

1) право территориальной автономии законодательствовать, т.е. принимать в пределах свой компетенции законы. При этом в условиях Р.г. автономиям не предоставляются учредительные полномочия. Хотя органы власти и принимают акт (устав), сходный с конституцией, тем не менее он утверждается решением общенационального парламента;

2) разграничение полномочий между центральной властью (центром) и автономиями (регионами). При этом применяемый в федеративных государствах принцип резервирования остаточной компетенции за регионами не применяется (остаточная компетенция остается за центром);

3) предоставление разным регионам различной степени автономии, т.е. признание за ними юридического неравноправия;

4) осуществление контроля за деятельностью региональных органов власти органами конституционного уровня - Конституционным судом, правительством и др.;

5) отсутствие представительства регионов в верхней палате парламента, невозможность участия в пересмотре конституции страны, отсутствие полномочий в сфере судоустройства. (В.Ч.)

6.Отсутсвие у регионов учредительной власти,т.е права последнего решения при определении собственного конституционно-правового статуса
7.Отсутсвие укрепленных механизмов участия регионов в принятии решений на общенациональном уровне,относящиеся к изменению, общенациональной конституции и других правовых актов
8.Ассиметрия предметов ведения регионов,особенно в финансовой сфере
9.Наличие перманентного конституционного конфликта с национальной подоплекой между центром и регионами


Ярким примером регионалистского государства является Испания
Конституция 1978 г., принятая после ликвидации унитаристского режима генерала Франко, обеспечила создание семнадцати автономных сообществ (областей), а также двух автономных городов. Конституция прямо запрещает создание федерации автономных сообществ, т.е. о федерализме де-юре в Испании говорить нельзя. Другими словами, невозможны горизонтальные договорные отношения между автономными сообществами (как известно, на основании таких отношений создавались некоторые "исторические" федерации). Но при этом уровень самоуправления в автономных сообществах велик. Кроме того, автономные сообщества представляют собой форму добровольного объединения провинций, т.е. элементы классического федерализма все-таки есть (решения об учреждении автономного сообщества подлежали утверждению национальным парламентом). В автономных сообществах действуют ассамблеи и правительственные советы (премьер избирается членами ассамблеи и назначается королем Испании). Заметим, что в Испании все-таки наблюдаются элементы асимметрии в связи с некоторыми статусными различиями между автономными сообществами. Поэтому Испанию нельзя считать "чистым" примером симметричной децентрализации. На больший объем полномочий здесь претендуют две самых политически активных области с особым этническим составом населения — Каталония и Страна Басков.

 

Еще одним примером служит ЮАР.
Конституция 1996 г. предусматривает законодательную автономию девяти провинций (административная карта была изменена), наличие у них конституций, законодательных собраний и премьер-министров.

Еще одним примером регионалистского государства можно считать Папуа Новую Гвинею. Эта страна получила независимость и обрела свою конституцию в 1975 г. Сложность региональной структуры, как и в случае с ЮАР, определяется полиэтническим составом населения и наличием реликтовых колониальных границ (так, в свое время были две отдельных колонии — Папуа и Новая Гвинея, объединенные только в 1949 г.). Папуа Новая Гвинея делится на 19 провинций с развитым самоуправлением: в них есть свои правительства. Закон 1995 г. установил, что премьеры провинциальных правительствизбираются из числа депутатов национального парламента (это решение принималось с целью сокращения штатов провинциального управления).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 1776; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.004 с.)