Сэмюэль хантингтон (но вы можете брать автора из своих конспектов по цивилизационному подходу) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сэмюэль хантингтон (но вы можете брать автора из своих конспектов по цивилизационному подходу)



  • Западная цивилизация
  • Исламская цивилизация
  • Индуистская цивилизация
  • Синская (китайская) цивилизация
  • Японская цивилизация
  • Латиноамериканская цивилизация
  • Православная цивилизация
  • Африканская цивилизация

Тойнби

а) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.);

б) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);

в) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.

Данилевский

· Египетская

· Ассирийско-вавилоно-финикийско-халдейская/древнесемитская

· Китайская

· Индийская

· Иранская

· Еврейская

· Греческая

· Римская

· Новосемитская/аравийская

· Германо-романская/европейская

· Мексиканская (уничтожена)

· Перуанская (уничтожена)

1) Позитивные творцы истории = великие цивилизации -> культурно-исторические типы

2) Негативные творцы истории = «бич Божий» для дряхлых цивилизаций

3) «Этнографический материал»

Формационный подход.

Формационный подход основан на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений), который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства. Например, экономическую основу рабовладельческого общества составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и на рабов, которые рассматривались исключительно как производители материальных и других благ. При феодальной формации материальную основу общества составляла феодальная собственность на землю, которая обусловила экономическую и иную зависимость крепостных крестьян от помещиков.

Каждой формации (кроме первобытно-общинной) соответствует свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно-правовой надстройке. При этом общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития общества представляет собой последовательную смену формаций и соответствующих типов государств.

 

Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. При этом выделялись пять формаций:

· первобытно-общинная (безгосударственная),

· рабовладельческая,

· феодальная,

· капиталистическая,

·  социалистическая.

Каждая из них (кроме первобытно-общинной) имеет определенный тип государства, которое охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему. Таким образом, марксистская теория устанавливает зависимость классовой сущности, типа государства от системы социально-экономических отношений той или иной формации.

Особенность формационной типологии состоит в том, что она выявляет связи государства и права с другими социальными явлениями. По мнению некоторых ученых, возможности формационного подхода до конца наукой не выяснены. Это позволяет предположить, что наука еще сможет использовать возможности данного подхода к изучению человеческого общества. Вместе с тем формационный подход пока не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии – первобытно-общинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли разными путями в государствообразовании

 

Цивилизационный подход.

Суть цивилизационного подхода состоитв том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.д.

Выделяют главным образом этапы цивилизации, например:

а) локальные цивилизации

б) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);

в) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.

В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации.

Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям принято относить древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др.

Государство вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, оно не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций обычно называют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.005 с.)