Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.



К предмету ТГП относят наиболее специфические закономерности существования, функционирования и развития государственно-правовых явлений, т.е. общее, закономерное, устойчивое, что наблюдается в развитии государства и права. Опираясь на другие отрасли знаний, ТГП формулирует понятия, категории, конструкции, модели отдельных юридических явлений, ставя своей задачей изучение наиболее общих закономерностей функционирования государства и права.

Теория государства и права изучает:

· объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты и признаки государства и права, их взаимосвязь и взаимодействие между собой и с другими явлениями общественной жизни;

· правовые и государственно-властные отношения, государственные и правовые явления, понятия, категории, с помощью которых познается сущность, содержание и формы государства и права;

· функции государства и права;

· сложные правовые категории, такие как, например, правоотношения и реализация права, правопорядок и законность, правовые системы и формы права и т. Д

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций:

· Гносеологическая функция. Гносеология - это теория познания, изучения действительности. Применительно к теории государства и права данная функция означает изучение и объяснение процессов, происходящих в государственно правовой надстройке, определение их сущности и содержания, а также тенденций развития.

· Онтологическая функция. Онтология - учение о бытии. Выполняя данную функцию, общая теория отвечает на вопросы, что такое государство, право, как они возникли, в силу каких причин, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба в будущем и т.д.

· Эвристическая функция. Эвристика - это искусство нахождения истины, новых открытий. Следовательно, теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой действительности, а уясняя тенденции их развития и взаимодействие с другими общественными явлениями, открывает новые закономерности в прогрессе государственно-правовых явлений.

· Методологическая функция заключается в том, что вырабатываемые общей теорией методы познания государственно-правовых явлений используются отраслевыми юридическими науками как средство решения отраслевых теоретических проблем.

· Идеологическая функция присуща всем общественным наукам, поскольку любая общественная наука играет мировоззренческую роль. Теория государства и права, в частности, вырабатывает и формулирует идеи, предложения по совершенствованию действующего законодательства, улучшению деятельности органов государства, укреплению правопорядка и т.д. Такого рода выводы проходят оценку различных социальных групп населения и нередко вызывают диаметрально противоположные взгляды и суждения

· Воспитательная функция проявляется в трех формах. Во-первых, она имеет обучающее значение, так как призвана знакомить студентов юридических вузов с исходными понятиями правовой науки, обучать приемам юридической техники, например правилам составления юридических документов, толкования правовых норм и актов и т.д. Во-вторых, теория государства и права способствует воспитанию уважения к праву, закону, повышению правовой культуры, поскольку дает знания о сущности, назначении государства и права в современном обществе. В-третьих, вооружает государственные органы, должностных лиц, средства массовой информации правильными ориентирами в сфере государственно-правовой жизни

· Практически-организаторская (практически-организационная) функция, содержание которой достаточно объемно и многообразно. Например, теория государства и права разрабатывает рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства, улучшению правотворческой и правоприменительной деятельности государства, способствует своими выводами принятию наиболее совершенных нормативных правовых актов, позволяет своевременно выявлять малоэффективные или устаревшие правовые нормы, правильно уяснить содержание актов, выявить в них пробелы, противоречия, иные несовершенства, определяет эффективность действия норм права и. актов, факторы, воздействующие на реализацию законов.

· Прогностическая функция. Она состоит в том, что на основе выявленных закономерностей в развитии государства и права общая теория выдвигает прогнозы (гипотезы) их дальнейшего развития, осуществляя научное предвидение относительно не только отдельных государственно правовых институтов, актов, но и динамики преступности, дальнейшего развития государственно правовой жизни страны или группы стран и регионов.

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

 

 Существуют следующие основные теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, классовая, органическая, ирригационная, кризисная и др.

Т е о л о г и ч е с к а я - самая древняя теория, возникшая на Древнем Востоке в III тысячелетии до н. э. Суть ее сводится к тому, что государственная власть - от Бога. Богоизбранные "высшие", "благородные" люди властвуют над "низшими", "плохими", от них зависит благополучие и судьба "низших", которые должны беспрекословно подчиняться "высшим".

Патриархальная теория, сформировавшаяся в V в. до н. э. (ее основоположник — древнегреческий мыслитель Аристотель), основывалась на том, что государство - результат разросшейся семьи, следствие проявления природы человека, его стремления не просто к общению, но к его высшей форме -политической организации.

Д о г о в о р н а я т е о р и я происхождения государства получила весьма широкое распространение. Начиная с VI в. до н. э. ее отстаивали Эпикур и Цицерон, а в ХVХVIII вв. развивали Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, А.Н. Радищев, к которым в XIX в. присоединился П.И. Пестель. В нашем XXI в. многие приверженцы этой теории полагают, что государственная власть - результат общественного договора и иной власти не должно быть.

В XIX в. появилась т е о р и я насилия (ее наиболее видные представители - Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский), трактующая государство как результат насилия, вражды, завоевания одних племен, народов другими племенами и народами.

 В том же XIX в. формируется к л а с с о в а я т е о р и я происхождения государства. Наиболее обстоятельно ее разработал Ф. Энгельс. Государство, согласно этой теории, есть результат взаимодействия антагонистичных, непримиримых классов, возникших на определенном этапе развития общества в связи с появлением частной собственности. Класс собственников именно для защиты своих интересов и создает государство. Множество теорий о происхождении государства сопряжено с факторами субъективного и объективного порядка. К субъективным относятся размышления тех авторов, которые либо не утруждают себя исследованием всей совокупности обстоятельств, породивших необходимость создания государства, либо ограничиваются лишь некоторыми из них. В соответствии с объективными факторами процесс становления государства у различных народов складывается по-разному. Воссоздать этот процесс сложно, прямых доказательств нет, а косвенные не всегда можно интерпретировать однозначно. У одних народов государство формировалось до появления частной собственности (на Востоке, в Азии вначале узурпировалось управление, а затем - собственность на землю и прочие средства производства). У других народов, например, у греков, вначале появилась частная собственность, сформировался класс собственников, нуждавшихся в аппарате публичной власти. У древнегерманских племен государство стало результатом завоевания ими Римской империи. Однако у всех народов существовали общие предпосылки становления государства. Люди на определенном этапе развития создали государство в силу объективной необходимости соблюдать всеобщие правила в процессе производства, обмена, распределения, потребления; предотвращать и пресекать проявления произвола (индивидуального или группового); гарантировать права и свободы личности; предпринимать усилия по обеспечению прогрессивного развития общества. Создавая государство, люди "связали" себя "членством" в этой организации и наделили ее соответствующими полномочиями.


6. ВЛАСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

_ПО МОРОЗОВОЙ_

Выделяют несколько видов периодизации, в частности общеисторическую, археологическую, антропологическую. Юридическая наука использует археологическую периодизацию, которая выделяет в развитии первобытного общества два главных этапа: этап присваивающей экономики и этап производящей экономики, между которыми лежал важный рубеж неолитической революции. На этой периодизации основана современная теория происхождения государства – потестарная, или кризисная.

В период присваивающей экономики человек довольствовался тем, что давала ему природа, поэтому занимался главным образом собирательством, охотой, рыболовством, а в качестве орудий труда использовал также природные материалы – камни и палки.

Формой социальной организации первобытного общества была родовая община, т. е. общность (объединение) людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. Родовая община представляла собой личный, а не территориальный союз людей. Семейные общины объединялись в более крупные образования – в родовые объединения, племена, союзы племен.

Особенностью первобытных общин был кочевой образ жизни и строго фиксированная система половозрастного разделения труда, т. е. строгое распределение функций по жизнеобеспечению общины.

На первом этапе первобытного общества управление в общине строилось на началах естественного самоуправления, т. е. той формы, которая соответствовала уровню развития человека. Власть носила общественный характер, поскольку исходила от общины, которая сама формировала органы самоуправления. Община в целом была источником власти, и ее члены непосредственно осуществляли всю полноту последней.

В первобытной общине существовали следующие институты власти:
а) лидер (предводитель, вождь);
б) совет старейшин;
в) общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы жизни

В первобытном обществе существовали выборность и сменяемость лидера и совета старейшин, т. е. лица, входящие в эти институты, могли быть смещены общиной и осуществляли свои функции под контролем общины. Совет старейшин формировался также путем выборов из числа наиболее уважаемых членов общины, по их личным качествам.

Поскольку в первобытном обществе власть основывалась в значительной мере на авторитете какого-либо члена общины, она называется потестарной, от латинского слова «potestus» – власть, мощь. Помимо авторитета, потестарная власть основывалась и на возможности жесткого принуждения. Нарушитель правил поведения, жизни общины, ее обычаев мог быть строго наказан, вплоть до изгнания из общины, что означало верную смерть.

Управление делами общины осуществлял лидер, избираемый общим собранием общины или советом старейшин. Его власть не была наследственной. В любой момент он мог быть смещен. Он также участвовал наряду с другими членами общины в производственной работе и никаких льгот не имел.

Аналогично было положение и членов совета старейшин. Религиозные функции выполнял жрец, шаман, деятельности которого придавалось большое значение, поскольку первобытный человек был частью природы и непосредственно зависел от природных сил.

Таким образом, для власти первобытного общества на первом этапе его существования характерны следующие особенности:

1) верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, мужчины и женщины обладали равными правами голоса;
2) внутри общины не было аппарата, осуществляющего управление на профессиональной основе. Смещенные лидеры становились рядовыми членами общины и не приобретали каких-либо преимуществ;
3) власть основывалась на авторитете, уважении обычаев;
4) род выступал органом защиты всех своих членов, и за убийство члена общины назначалась кровная месть.

       Главные черты власти в первобытном обществе – это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер. Власть при родовом строе носила последовательно демократический характер, что было возможно в условиях отсутствия каких-либо имущественных различий между членами общины, наличия полного фактического равенства, единства потребностей и интересов всех членов. Данный этап в развитии человечества на этом основании нередко называют первобытным коммунизмом.

       В обществе присваивающей экономики существовала нерасчлененность мифологического и традиционно-бытового регулятора, зачаточного права и морали. Отечественный этнограф А.И. Першиц назвал регуляторы этого этапа мононормами. Они регулировали следующие виды общественных отношений: 1) брачно-семейные; 2) половозрастное разделение труда; 3) отношения по распределению пищи и правила ведения охоты; 4) правила разрешения споров между членами общины; 5) правила ведения войн между племенами.

       Мононормы – это единые, общие для всех правила поведения.

       Чаще всего мононормы имели форму запретов (табу), которые воспринимались как предписания, исходящие от сверхъестественных сил, и подкреплялись религиозно-магическими санкциями.

Для нормативной системы этого периода характерна тотемная форма, т. е. объявление какого-либо животного или растения священным. Термином «тотем» обозначалась вера в сверхъестественное родство, существующее между племенем и определенным видом животного, реже растения или предмета.

Среди способов регулирования выделялись в качестве главного запреты, небольшую долю составляли дозволения (разрешения) и позитивные обязывания. Например, запрещалось кровосмешение, нарушение разделения функций в общине; дозволялась охота на определенных участках или на определенные виды животных и т. д. Позитивное обязывание имело целью организовать рациональным образом приготовление пищи, строительство жилищ, изготовление орудий труда и т. д

Мононормы находили выражение в мифах, обычаях, ритуалах, обрядах.

Обычаи были исторически первыми регуляторами отношений между людьми и закрепляли выработанные веками рациональные, полезные для людей варианты поведения, которые передавались из поколения в поколение и отражали в равной мере интересы всех членов общины.

Наряду с самоорганизационными процессами формирования обычаев, традиций присваивающая экономика на некоторых этапах знала и сознательное создание правил поведения. Их создавали потестарные органы управления.

На основе изложенного можно сделать следующие выводы о нормативной системе этапа присваивающей экономики:
1. Эта система была направлена на господство общего над личным, индивидуальным, на сплочение общины, рода, племени, поскольку вне коллектива человек не смог бы в то время выжить.
2. Нормативная система выступала в виде строгих, непререкаемых, безусловно обязательных правил поведения, которые соблюдались в силу привычки, объективной целесообразности и не обеспечивались специальным аппаратом принуждения.
3. Внутренняя структура мононорм характеризовалась нерасторжимым единством биологических, моральных, религиозных, обрядово-ритуальных требований.
4. Преобладающее значение в структуре мононорм имели запреты (табу), и лишь потом появились дозволения и позитивные обязывания.
5. Казуистичность мононорм, отсутствие обобщающих правил, привязанность мононорм к определенным предметам реального мира: они были посвящены брачным отношениям, ритуалам при выходе на охоту, порядку распределения пищи, добычи и др.

В период перехода от присваивающей к производящей экономике мононормы постепенно перерастают в нормы морали и права путем их расщепления, а также появления новых позитивно-обязывающих норм.

Формируется обычное право путем приспособления и видоизменения обычаев родового строя и введения новых правил поведения, не известных первобытному обществу, но обеспеченных государственным принуждением.

Одна из особенностей нормативной системы рассматриваемого периода – появление первых письменных источников – агрокалендарей. Они стали основой общественной жизни членов земледельческой общины, так как регулировали производственную деятельность общины и были строго обязательны для исполнения. Возникает и специальный аппарат контроля за соблюдением агрокалендарей.

В литературе выделяется еще одно важное явление, во многом соприкасающееся с правом, – предсказания (проф. А.Б. Венгеров). По мнению А.Б. Венгерова, предсказания строились по той же схеме, что и нормы права, – «если – то». Существовала тесная связь между сборниками предсказаний и собственно юридическими сборниками. Чем древнее сборники, тем детальнее излагались предсказания и тем более органичнее они выполняли регулятивные функции.

Таким образом, отличие регулятивной системы производящей экономики от нормативной системы периода присваивающей экономики состояло в следующем:

· происходит расщепление мононорм и их постепенное перерастание в нормы морали, права, религиозные нормы

· усложнилась структура регулирования поведения людей; сложились четыре способа данного регулирования: что надо обязательно делать (что должно); что разрешено делать (что можно); что запрещено делать (нельзя делать) и что безразлично для общества, т. е. человек может поступать по своему усмотрению

· появление письменных источников, фиксирующих правила поведения, и жесткая привязка этих правил к земледельческому производству – агрокалендари. Организация специального аппарата контроля за соблюдением агрокалендарей

· общесоциальное содержание нормативного регулирования, т. е. оно было сориентировано на выживание всех и на регулирование жизни всей общины. Лишь со временем эти правила политизируются, т. е. приобретают классовое содержание

· право появилось не вдруг, не на пустом месте, а сначала происходило санкционирование обычаев, которые перерастали в обычное право и становились строго обязательными для всех. Их государство признавало и ставило под свою защиту.

· право возникает объективно на этапе становления раннеклассового общества как нормативный способ регулирования производящей экономики, свободного труда общинников-земледельцев и ремесленников.

_ВОЖДЕСТВО ПО КАШАНИНОЙ_

       Вождество – это тип социально-политической организации, состоящей из группы общинных поселений, иерархически подчиненных центральному, наиболее крупному из них, в котором проживает правитель (вождь).

Вождество возникает в обществе, состоящем из племен, как бы отдельных сегментов. Когда же оно сегментировано, но сегменты не расположены в ряд, общество нуждается в координации. Затем появляется потребность в субординации этих поселений центру. Центральный орган, выполняя эту функцию, находится в привилегированном положении.

Характерные черты вождества:

· Опираясь на зачаточные органы власти, вождь организует экономическую, распределительную, судебную и религиозную деятельность общества. Народ отстраняется от непосредственного управления.

· Иерархия поселений, их централизация, отчетливо выраженная стратификация общества

· Хорошо развитая внутренняя структура власти, расслоение аристократии на управленческую, военную, жреческую.

· Тенденция к сакрализации персоны верховного правителя

· В собраниях имеют право участвовать только взрослые мужчины. Собрания проходили в закрытых помещениях, «мужских домах»

· Стали выделяться большие, т.е. значимые, люди (чифы, т.е. главы, или бигмены, т.е. большие люди). Это были мужчины, имеющие высокий престиж, который создавался множеством их сторонников из числа соплеменников, а также отличавшиеся богатством и щедростью, качествами, которые выдвигались на первый план в условиях производящей экономики.

· Постепенно складывались условия для наследования власти.

Вождества можно классифицировать по нескольким признакам:

· По видам деятельности вождества делятся на теократические, военные и тропико-лесные:

- Теократические вождества носили очевидный храмово-теократический характер. Они относятся к вождествам, возникшим в ходе самостоятельной эволюции.
- Военные вождества возникли на периферии цивилизаций и в большинстве своем принимали ярко выраженный военно-иерархический характер.
- Тропико-лесные вождества ориентированы на хозяйственное освоение территории.

· По строению распространено деление вождеств на простые и сложные.

- Простые вождества представляли собой минимальную иерархическую структуру. Внешне они выглядели в виде группы поселений, иерархически подчиненных резиденции вождя, как правило, находящейся в более крупном поселении. Население таких вождеств было не велико, обычно доходило до нескольких тысяч человек.

- Сложные вождества состояли из нескольких простых вождеств. Численность населения измерялась уже десятками тысяч человек. Их центры - "градоподобные" пункты, имели четкую планировку, плотную застройку, возможно в них присутствовала этническая неоднородность.

       Функции вождей:

· Организационная функция.

· Перераспределенческая функция.

· Контроль за ресурсами

· Контроль над обменом и торговлей

· Военная функция

Таким образом, вождество - это самостоятельный тип власти, существовавший на позднем этапе первобытного общества, этапе его распада.

Понятие государства

Государство - политическая организация общества, действующая на определенной территории в качестве средства, выражающего интересы всех слоев общества, и механизма регулирования, управления и подавления общества. Государство отделено от общества, действует на основе права и принуждения в отношении всех представителей общества и осуществляет согласование интересов отдельных слоев общества.

Признаки, которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:

1.Наличие определенной территории- юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);

 2.Суверенитет - государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;

 3.Многообразие используемых ресурсов - государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;

4. Стремление к представительству интересов всего общества - государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;

 5.Монополия на легитимное насилие - государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;

 6.Право сбора налогов - государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;

 7.Публичный характер власти - государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;

 8.Наличие символики - государство имеет свои признаки государственности - флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.

Функции государства - основные направления деятельности государства:

К внутренним функциям государства относятся:

1.Правовая функция - обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

 2.Политическая функция - обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

 3.Организаторская функция - упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

 4.Экономическая функция - организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

 5.Социальная функция - обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

 6.Экологическая функция - гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

 7.Культурная функция - создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

 8.Образовательная функция - деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

 К внешним функциям государства относятся:

1.Функция обеспечения национальной безопасности - поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.

 2.Функция поддержания мирового порядка - участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

 3.Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Тип государства

Типология государства — это специфическая классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих госу­дарств на группы с целью раскрытия их социальной сущности.

При этом под типом понимаются общие, системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

Рабовладельческое государство выступает как орудие поддер­жания власти рабовладельцев над рабами, которые являются соб­ственностью свободных граждан. Раб не имеет никаких прав и превращен в говорящее орудие труда.

Феодальное государство является диктатурой класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне здесь находятся в полурабской зависимости от помещиков.

Буржуазное государство выступает как диктатура буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вы­нужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное госу­дарство проходит различные стадии развития: капиталистичес­кое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное го­сударство.

Социалистическое государство как государство высшего типа, по мнению представителей формационного подхода, отмирающее государ­ство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Тойнби

а) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.);

б) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);

в) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.

Данилевский

· Египетская

· Ассирийско-вавилоно-финикийско-халдейская/древнесемитская

· Китайская

· Индийская

· Иранская

· Еврейская

· Греческая

· Римская

· Новосемитская/аравийская

· Германо-романская/европейская

· Мексиканская (уничтожена)

· Перуанская (уничтожена)

1) Позитивные творцы истории = великие цивилизации -> культурно-исторические типы

2) Негативные творцы истории = «бич Божий» для дряхлых цивилизаций

3) «Этнографический материал»

Формационный подход.

Формационный подход основан на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений), который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства. Например, экономическую основу рабовладельческого общества составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и на рабов, которые рассматривались исключительно как производители материальных и других благ. При феодальной формации материальную основу общества составляла феодальная собственность на землю, которая обусловила экономическую и иную зависимость крепостных крестьян от помещиков.

Каждой формации (кроме первобытно-общинной) соответствует свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно-правовой надстройке. При этом общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития общества представляет собой последовательную смену формаций и соответствующих типов государств.

 

Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. При этом выделялись пять формаций:

· первобытно-общинная (безгосударственная),

· рабовладельческая,

· феодальная,

· капиталистическая,

·  социалистическая.

Каждая из них (кроме первобытно-общинной) имеет определенный тип государства, которое охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему. Таким образом, марксистская теория устанавливает зависимость классовой сущности, типа государства от системы социально-экономических отношений той или иной формации.

Особенность формационной типологии состоит в том, что она выявляет связи государства и права с другими социальными явлениями. По мнению некоторых ученых, возможности формационного подхода до конца наукой не выяснены. Это позволяет предположить, что наука еще сможет использовать возможности данного подхода к изучению человеческого общества. Вместе с тем формационный подход пока не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии – первобытно-общинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли разными путями в государствообразовании

 

Цивилизационный подход.

Суть цивилизационного подхода состоитв том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.д.

Выделяют главным образом этапы цивилизации, например:

а) локальные цивилизации

б) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);

в) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.

В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации.

Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям принято относить древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др.

Государство вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, оно не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций обычно называют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

Понятие формы государства

Любое государство представляет собой единство сущности, содержания и формы. Категория формы государства раскрывает особенности его внутренней организации, порядок образования и структуру государственных органов, характер взаимоотношений государственных органов и населения, а также методы, способы и приемы, используемые для организующей и управленческой деятельности.

В отечественной и зарубежной научной литературе нет единого общепризнанного представления о том, что такое форма государства. Высказываются самые разные точки зрения. Имеют место самые раз-личные подходы к определению понятия и содержания формы государства. Традиционным, например, для отечественного государствоведения и правоведения 60–70-х годов было представление о форме государства как об институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. В более поздний период, вплоть до настоящего времени, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства состоит из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима. Данное мнение имеет место не только в отечественной, но и в зарубежной литературе

Форма государства — это совокупность способов организации и устройства публичной власти, отражающие особенности развития страны, уровень демократической зрелости общества, культуры и национальной самобытности народа (Проф. Оксомытный)

Форма государства — устройство и организация государственной власти, выраженные в форме правления, форме государственного устройства и политическом (государственном) режиме. (Проф. Власова)

Более коротко форму государства можно определить как способ организации и осуществления государственной власти (проф. В.И. Гойман).

Наиболее полное представление о форме конкретного государства дают три ее составляющие: форма правления, государственное устройство и государственно-правовой (политический) режим.

❖ Форма правления – элемент формы государства, который характеризует порядок организации высших государственных органов.

❖ Форма государственного устройства – элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государст



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.123 с.)