Логичность речи. Логические законы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логичность речи. Логические законы



1. Закон тождества.

2. Закон противоречия.

3. Закон исключенного третьего.

4. Закон достаточного основания.

Причины нарушения логичности речи:

- алогизм - сопоставление несопоставимых понятий;

- подмена понятия в результате неправильного словоупотребления;

- неоправданное расширение или сужение понятия;

- нечеткое разграничение конкретных и отвлеченных понятий.

 

Литература

1. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб: Знание, ИВЭСЭП, 2011, 496с.

2. Психология и этика делового общения: Учебник для студ. вузов/ Дорошенко В.Ю., Зотова Л.И., Лавриненко В.Н. и др.; Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Культура и спорт: ЮНИТИ,2011.-279с.

3. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учеб. пособие для вузов.-2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс,2012.-733с.

4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. вузов. В 3-х кн. - 3-е изд. - М.: Изд-во "ВЛАДОС", 2013.-687с.


                           ТЕМА 8. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

Основные характеристики делового общения

Е. В. Руденский в книге "Основы психотехнологии общения менеджера" выделяет следующие основные характеристики делового общения: функции, содержание, стороны, манера общения и стиль. Каждая из перечисленных характеристик проявляется прежде всего в речевом общении.

Функции общения

1. Инструментальная функция - характеризует общение как социальный механизм управления, позволяющий получить и передать информацию, необходимую для осуществления какого-то действия, принятого решения, коммуникативного намерения.

2. Интегративная функция - используется как средство объединения деловых партнеров, специалистов и исполнителей для совместного коммуникативного процесса: решения задачи, генерирования идей, выработки совместного договора и пр.

3. Функция самовыражения - позволяет самовыразиться и самоутвердиться, продемонстрировать личностный интеллектуальный и психологический потенциал.

4. Трансляционная функция - служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений и пр.

5. Функция социального контроля - для регламентации поведения и деятельности, а в некоторых случаях (например, когда речь идет о коммерческой тайне) и речевых акций участников делового взаимодействия.

6. Функция социализации - развитие навыков культуры делового общения, делового этикета.

7. Экспрессивная функция - с помощью этой функции деловые партнеры стремятся выразить и понять эмоциональные переживания друг друга, чаще выражающиеся через невербальные средства.

Содержание делового общения

Как уже отмечалось, деловое общение - это предметно-целевая деятельность, а следовательно, содержание каждой коммуникативной формы (например лекции, доклада, дискуссии и т. п.), а также каждой речевой конструкции (вывод, мнение, реплика, критическое замечание и др.) зависит от коммуникативного намерения и ожидаемого результата. Каждая конкретная профессиональная цель требует того содержания коммуникации, которое позволяет ее осуществить и добиться необходимых результатов. Если цель коммуникации - разъяснить что-либо, то содержание информации будет инструктивным (инструктаж), повествующим (консультация) или рассуждающим (комментарий). При необходимости опровержения чьих-то аргументов будут использованы тезисы, доказательства, контраргументы, критические высказывания.

Кроме того, на содержание деловой коммуникации могут влиять и особенности складывающейся ситуации и личностный потенциал партнера.

Стороны общения

Деловая коммуникация полноценна только тогда, когда в ней гармонично соединены взаимосвязанные, но различающиеся стороны:

- внешняя, поведенческая, операционально-техническая;

- внутренняя, затрагивающая ценностные особенности личности. Внешнюю сторону общения можно наблюдать, она выражается в коммуникативных действиях и фиксируется участниками общения с помощью таких показателей, как: речевая активность при взаимодействии, интенсивность действий, ведение своей линии, напористость или уступчивость, технико-коммуникативное мастерство, особенности слушания и адекватность поведения.

Внутренняя сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации делового взаимодействия. Оно выражается с помощью вербальных и невербальных сигналов и достаточно легко "считывается" даже тогда, когда партнер пытается скрыть реакцию, истинные мотивы и цели.

Манера общения и стиль

Манера общения и стиль зависят от индивидуально-типологических особенностей партнеров и их коммуникативных намерений.

В деловой коммуникации различают следующие стили взаимодействия партнеров:

· творчески-продуктивный;

· подавляющий;

· дистанционный;

· прагматически-деловой;

· популистский и заигрывающий, превентивный, а также дружеский.

Выбор стиля зависит от нескольких факторов:

· статуса человека;

· целей, задач и коммуникативных намерений;

· особенностей складывающейся во время общения ситуации; индивидуальных особенностей участников взаимодействия; нравственно-этических и ценностных установок.

Индивидуальный стиль общения проявляется прежде всего в речевом этикете, а также демонстрируется через невербальные сигналы тела: рукопожатие, взгляд и постановка головы; тон голоса; дистанция и занимаемые позиции за столом переговоров; специфика используемых поз, жестов, телодвижений.

Таким образом, эффективное общение требует знания всех его компонентов, владение которыми обеспечивает коммуникативную компетентность делового человека.

Коммуникативная компетентность - это совокупность знаний, умений и навыков, включающих: функции общения и особенности коммуникативного процесса.

Развитие коммуникативной компетентности – необходимое условие эффективной профессиональной деятельности. Все остальные части учебного пособия и посвящены подробному рассмотрению ее составляющих.

Виды общения

Профессиональная самореализация специалистов, их деловое взаимодействие возможны лишь в тех видах общения, которые предполагают прагматические цели и конструктивность решений, а также психологическую готовность каждого из партнеров к адекватному поведению и самореализации. Специалисты в сфере общения различают следующие его виды: познавательное, убеждающее, экспрессивное, суггестивное, ритуальное, открытое – закрытое – полузакрытое общение, «контакт масок», примитивное, формально-ролевое, деловое, духовное, манипулятивное, светское общение.

Для каждого из них характерны свои цели и ожидаемый результат, условия организации, коммуникативные формы и средства.

Тактика общения – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения.

Техника общения – совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.


Схема "Факторы успешного общения"

Стратегия общения · выбор цели, · мобилизация своих способностей, опыта, знаний · поиск недостающий средств · анализ обстоятельств

Осмысленность действий (модель поведения)

 

Тактика общения · вариативность поведения (отработка всех возможных вариантов, принимая во внимание определенные обстоятельства и специфику ситуации) · маневренность поведения (стили, приемы, уловки, подходы и т.д.)

Причины плохой коммуникации

1. стереотипы;

2. «предвзятые представления»;

3. плохие отношения между людьми;

4. отсутствие внимания и интереса собеседника;

5. привычка делать выводы – заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

6. ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.

7. неверный выбор стратегии и тактики общения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.009 с.)