Билет 2. Предмет, объект, функции и структура социологии: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 2. Предмет, объект, функции и структура социологии:



Социология - наука о закономерностях становления и развития общества, социальных групп и личности.

Объектом социологии является:

- общество, наука исследует не отдельные его элементы, а все общество как целостную систему.

- жизнедеятельность общества.

- социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.

Предметом социологии следует считать закономерности развития общества и социальных отношений, взаимовлияние общества.

Функции:

1)познавательная –накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни;

2) критическая –проверить и оценить социальные идеи и практические действия;

3) прикладная –направлены на решение практических задач, могут использоваться для оптимизации общества;

4) регулятивная – теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля;

5) прогностическая –составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий;

6) идеологическая –использованы различными общественными силами для формирование своей позиции;

7) гуманитарная – социология может способствовать совершенствованию общественных отношений;

8) теоретическая функция;

9) информационная функция.

Структура:

- Общая социологическая теория - законы развития общества

- Теории среднего уровня - специальные и отраслевые теории (социология инженерного труда и т.д.)

- Эмпирическая, прикладная социология - результаты конкретных социологических исследований, методика и технология соц. исследования.

Билет 3. Предпосылки возникновения социологии как науки:

Социология достаточно молодая наука: ее институционализация произошла в эпоху крупных общественных движений и перемен, связанных с научно-техническим прогрессом. Однако это не означает, что проблема общества, его формирования и развития не осмысливалась философами до этого времени. Первые в истории европейской мысли теории общества возникли в рамках античной философии. Наиболее значительные из них принадлежат двум крупнейшим древнегреческим философам - Платону и Аристотелю.

Социальные взгляды Платона (428/427-348/347 до н.э.) наиболее полно отражены в диалоге «Государство», главная мысль которого заключена в том, что человеческое общество должно воспроизводить некий идеал. Государство - это идеальная общественная система, сознательно построенная и управляемая интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности.

Таким образом, общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напряженности и смуты до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом (разделение труда), но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов (социальное разделение). Стабильным надо считать общество, разделенное на три класса (сословия): высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий в себя воинов, охраняющих государство от смуты и беспорядка; низший, представленный ремесленниками и крестьянами.

Принадлежность к интеллектуальной элите, согласно Платону, была обусловлена только происхождением. Мыслитель считал, что люди от природы не равны, и управлять могут только те, кто от рождения наделен высшими качествами души, - мудрецы и философы. Они должны сохранять нравственную высоту и быть абсолютным образцом поведения для низших слоев общества.

Никколо Макиавелли (1469-1527) первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства.

Его главное произведение «Государь» как бы продолжает основную линию рассуждения платоновского «Государства», но акцент в нем делается не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Макиавелли сформулировал законы поведения правителя, желающего добиться успеха.

Закон первый: Действиями людей правят честолюбие и стремление к власти. Чтобы добиться стабильности общества, надо выяснить, какой социальный слой более честолюбив: стремящиеся сохранить то, что имеют, или желающие приобрести то, чего у них нет. Оба мотива одинаково разрушительны для государства, и в целях поддержания стабильности может быть оправдана любая жестокость.

Закон второй: Умный правитель не должен выполнять все свои обещания, ведь и подданные не торопятся осуществлять свои обязательства. Добиваясь власти, можно расточать обещания, но, придя к ней, не обязательно их исполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных. Заслужить ненависть за добрые дела так же легко, как и за злые, но зло - признак твердости. Отсюда совет: чтобы завоевать власть, надо быть добрым, но чтобы ее удержать, надо быть жестоким.

Закон третий: Творить зло нужно сразу, а добро - постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки; наказания же нужно осуществлять сразу и в полном объеме.

Томас Гоббс (1588-1679) сделал следующий шаг: разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Гоббс поставил вопрос «как возможно общество?» и ответил на него так: во-первых, люди рождаются неспособными к общественной жизни, но приобретают склонность к ней в результате воспитания (социализации); во-вторых, гражданское общество порождено страхом одних перед другими. Естественное состояние общества, согласно Гоббсу, - это «война всех против всех», абсолютное соперничество индивидов в борьбе за существование, что порождает у людей страх друг перед другом. Именно страх заставляет людей создать гражданское общество, т.е. такое общество, которое на договорной основе гарантирует каждому своему члену относительную защищенность от враждебных действий других. Страх не разъединяет, а, напротив, соединяет, побуждает заботиться о всеобщей безопасности. Государство - наилучший способ удовлетворения такой потребности.

 

 

Предпосылки:

Социально-экономические. Часто их связывают с рядом событий, которые бурно развивались в Европе в ХIХ веке. Во-первых, к этому времени сформировался мировой рынок. В общественной жизни, особенно в странах Западной Европы, появились новые, невиданные ранее, явления и процессы, которые отличались не только своей новизной, но и сопровождался острыми проблемами, подобных которым не было во всей предыдущей истории. Отсюда возникла настоятельная необходимость научного объяснения происходящих событий с позиций конкретного и целостного подхода.

все более обострявшиеся социальные противоречия капиталистического общества (движение луддитов, чартистское движение в Англии, восстания лионских ткачей во Франции и силезских ткачей в Германии) стимулировали попытки ряда ученых научно осмыслить происходящие изменения в общественной жизни.

1) Буржуазные реформы, как фактор ускорение соц. процессов

2) Упадок значения традиционных соц. общественных институтов

3) Наука социология – качественно новый этап в истории общества



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.004 с.)