Психологическое время как предмет психологического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическое время как предмет психологического исследования



Понятие времени достаточно широко, его можно рассматривать с разных аспектов науки. Однако, если рассматривать понятие времени с точки зрения психологической литературы, то оно может существенно сужаться до границ восприятия человека. Например, субъективно воспринимаемая продолжительность времени, и оно часто зависит от текущей деятельности, а именно – интересная и осмысленная деятельность в нашем восприятии занимает короткой промежуток времени, а та, что по мнению субъекта бессмысленна и неинтересна, занимает гораздо более длительное время.

Концепции, касающиеся времени, как предмета психологического исследования, заключаются в следующем:

Современные философские и психологические исследования убедительно показывают, что для большинства систем, как физических, так биологических и социальных, характерно некое внутреннее время, имеющее свой закономерный ход, который определяет эволюцию или развитие этих систем и находится в неоднозначной взаимосвязи со временем физическим, которое мы привыкли измерять секундами, минутами и часами. Например, этот внутренний ритм может то ускоряться, то замедляться по сравнению с ровным и неизменным течением хронологического времени. Данные современных наук позволяют говорить, по крайней мере, о двух типах времени, присущих человеку – биологическом и психологическом, или субъективном, которые находятся в тесной взаимосвязи. Что касается биологического времени человека, то оно в гораздо меньшей степени определяет отношение современных людей ко времени, нежели субъективное восприятие времени личностью, но именно на его основе возникает, последнее. В этом смысле психологическое время вторично по отношению к биологическому, закономерностям которого подчинен человек как природный организм. События внешней среды носят повторяющийся, периодический характер. Приспосабливаясь к такой организации окружающей среды, многие организмы выработали у себя определенные ритмы, запрограммированные генетически и детерминируемыми как изменениями внешней среды, так и контролируемыми «биологическими часами». [4. Греченко Т.Н. Психофизиология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 358 с.]. Человек как биологическое существо в той или иной степени подчинен генетически обусловленным физиологическим ритмам. Например, ритм дня и ночи тоже влияет на функциональное состояние его организма в течение суток, однако не столь кардинально. Если в условиях изоляции от внешнего мира активность животных обычно строится четко в соответствии с 24-х часовым днем, их суточные ритмы не нарушаются, то день человека может быть либо длиннее, либо короче. Восприятие времени человеком зависит так же и от его физического состояния. Определенные изменения, происходящие в организме, меняют субъективную длительность времени. Например, в состоянии возбуждения, нервного напряжения человек часто переоценивает время, то же самое происходит под влиянием некоторых возбуждающих веществ, вызывающих ускоренное протекание психических процессов, в состоянии повышенной мотивации к деятельности или при повышении температуры. И, наоборот, состояние покоя, замедление физиологических процессов, воздействие успокаивающих веществ, понижение температуры тела часто приводят к недооценке протекающего времени. Оно идет быстрее, чем кажется человеку в этот момент.

Вопрос о том, какие именно физиологические механизмы ответственны за внутренние часы организма, еще пока не решен. В регуляции околосуточных ритмов задействован гипоталамус, особенно его передняя область [4. Греченко Т.Н. Психофизиология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 358 с.], а также кора больших полушарий, которая, возможно, отвечает за восприятие прошлого и будущего, хронологический порядок воспоминаний, а также за правильное восприятие течения времени вообще.

Тем не менее, считается, что главную роль в формировании взаимоотношений человека со временем играет его субъективное, личностное понимание времени и его организации как сложной взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Именно субъективное время личности, формирующееся под влиянием истории, культуры и социума, а также индивидуального и неповторимого жизненного опыта и определяет восприятие и понимание человеком времени, его отношение к прошлому, осознание себя в настоящем моменте и в истории поколений, а также его видение будущего, одним словом, его жизненный путь в целом. Несмотря на актуальность вопроса познания внутреннего времени личности, от которого зависит и её активность во времени физическом, в этой области психологии остается много нерешенных вопросов. Остановимся на некоторых областях психологии, изучающих субъективное время. 1. В рамках общей психологии разрабатывается проблема восприятия времени. В этом восприятии С.Л. Рубинштейн выделяет две составляющие: вопервых – его чувственную основу, непосредственное ощущение длительности, которое связывается им, в основном, с висцеральной чувствительностью. Это «чувство времени» обусловлено ритмическими процессами, происходящими в организме: деление на временные промежутки задается ритмом сердечной деятельности, дыхания и т.д. Тесную связь восприятия времени с органическими ощущениями доказывают следующие факты: во-первых, больные с анестезией внутренних органов в значительной степени утрачивают способность к непосредственной оценке времени, а, во-вторых, по данным некоторых исследований, оценка деятельности коротких временных интервалов зависти от внутренней температуры тела. Переживание времени человеком зависит также от конкретной деятельности и внешних, разворачивающихся во времени явлений и процессов. Другая составляющая – развивающееся на этой чувственной органической основе собственно восприятие времени. «Подобно тому, как в отношении пространства мы различаем элементарную протяженность и собственно пространство, – пишет С.Л. Рубинштейн, – в отношении времени нужно таким образом различать два понятия – длительность и собственно время, но с тем, чтобы, различая, связать их в едином целом» [Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с. 10. Технологии программирования судьбы (теория и практика НЛП): Хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвей, М.: АСТ, 2001. – 761 с. 11. Филатов Ф.Р. Общая психология. Серия «Высший балл». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 448 с.)9, с. 250]. Собственно восприятие времени заключается в отражении временной длительности и последовательности. При восприятии времени наблюдается тенденция преувеличивать короткие и преуменьшать длинные интервалы []. Также С.Л.Рубинштейном был выведен закон заполненного временного отрезка: чем более заполненным является временной отрезок, тем более длительным он представляется. Именно поэтому, считает Сергей Леонидович, психологическое время воспоминания прошлого закономерно отклоняется от объективного времени. В переживании настоящего момента имеет место обратное положение: чем более оно насыщено разнообразными событиями, тем быстрее оно протекает, и наоборот. В отношении будущих событий субъективное восприятие времени также имеет свои закономерности: время ожидания желательного события в непосредственном переживании томительно удлиняется, нежелательного – кажется короче. Здесь важную роль играет другой закон – закон эмоционально детерминированной оценки времени. Он проявляется и в том, что время, заполненное приятными событиями, пролетает для нас незаметно, а заполненное негативными переживаниями – удлиняется [9].

С.Л. Рубинштейн указывает на связь между восприятием времени и восприятием пространства. И время, и пространство вообще тесно связаны. Например, существует зависимость между скоростью объекта и величиной проделанного им пути в единицу времени, а при скорости космического корабля, близкой к световой, реальное время внутри него замедляется. Отличие же временного восприятия от пространственного, по мнению ученого, заключается в том, что время непрерывно и необратимо. Именно это является основой для восприятия временной последовательности. Установление необратимой последовательности событий предполагает раскрытие причинной зависимости между ними. Именно на основании причинных зависимостей опосредованно решается вопрос об объективной последовательности событий. Временная локализация переживаемого определяется неким «чувством» того, что это событие близко или отдалено, а также предполагает умение оперировать соотношениями временных величин, и именно это обеспечивает точность такого определения. Время подобно вектору – оно направленно, и однозначное его определение предполагает наличие системы единиц измерения и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. Естественной такой точкой является «сейчас» – настоящее, которое разделяет прошлое и будущее, но она непостоянна из-за текучести времени. «Полное разрешение трудностей, связанных с текучей диалектикой временных определений, – пишет С.Л. Рубинштейн, – требует принятия одной общей системы координат с постоянной точкой, от которой и ведется отсчет посредством постоянных общих единиц счисления.[Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с.]

 В психологии личности строятся различные теории и модели личности. К примеру, К. Левин считал, что психологически одновременными могут быть все события, как прошлого, так и будущего, вне зависимости от их хронологической последовательности, если они включены в поле сознания в данный момент [3]. В.Г. Ананьев писал о «субъективной картине жизненного пути», подразумевая под этим индивидуальное представление человека о логике своей жизни в соответствии с его целями, ценностями, мотивами и т.д. Головаха Е.И. и Кроник А.А., пытаясь раскрыть специфику взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего в сознании личности, создали причинно-целевую концепцию времени, где единицей психологического времени выступает межсобытийная связь типа «причина-следствие» или «цель-средство». При этом реализованная связь между двумя событиями хронологического прошлого выступает единицей психологического прошлого, а потенциальная связь между событиями хронологического будущего – единицей психологического будущего. Единицей психологического настоящего, таким образом, будет являться актуальная связь между событиями хронологического прошлого и будущего. На основании этой концепции ими были разработаны различные таблицы и схемы субъективного построения событий жизни, а также особый диагностический метод исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности [3]. 3. Исследования в области нейролингвистического программирования привели к открытию индивидуальной линии времени как феномена психики человека. Тед Джеймс показал, что каждая личность имеет свой собственный внутренний способ кодирования времени, который позволяет ей ориентироваться в событиях собственного прошлого, настоящего и будущего. Это, в целом, бессознательный процесс. Благодаря такому кодированию, мы способны отличать «вчера» от «завтра», иными словами, бессознательно каждый владеет способами определения того, что что-то является его личным прошлым, настоящим и будущим. Ссылаясь на С.В. Ковалева, можно сказать, что линия времени – это то, как это время представлено в пространстве психики человека [Ковалёв С.В. Введение в современное НЛП. Психотехнологии личностной эффективности: Учебное пособие. – М.: Московский психологосоциальный институт: Флинта, 2002. – 512 с.]. И именно эти субъективные способы кодирования времени, по словам Ст. и Кон. Андреас, оказывают «огромное воздействие на то, кем мы являемся, и на то, как мы реагируем, то есть на то, что часто называется нашей «личностью»» [1, с. 231] и именно они дают нам ключ к «раскрытию многих секретов нашей индивидуальности» [1, с. 232]. В этом кодировании мозг обычно использует все субмодальности, но наиболее характерным для временного кодирования событий является пространственное месторасположение [Ковалёв С.В. Введение в современное НЛП. Психотехнологии личностной эффективности: Учебное пособие. – М.: Московский психологосоциальный институт: Флинта, 2002. – 512 с.]. Например, если попросить человека представить одновременно два события, одно из которых будет являться событием прошлого, а другое – из будущего, то эти картинки, скорее всего, будут располагаться в разных местах. Кстати, очень показательны здесь жесты, которыми человек сопровождает рассказ о чем-то из прошлого или из будущего. Помещая их в разных местах, мозг тем самым определяет, к какому периоду времени они относятся. Некоторые люди хранят события своего прошлого слева, а будущего – справа, для других прошлое находится позади них, а будущее – впереди и т. д. События более далекого прошлого, или будущего обычно представляются на большем удалении, чем более близкие по времени события, отчего и получаются линии времени. При этом есть два базовых способа внутрипсихологической организации времени, связанных с положением самого человека относительно собственной линии времени: 1) включенное время, нахождение непосредственно на ней, «во времени», линия времени проходит как бы через самого человека, что говорит о его тенденции находиться в настоящем моменте, «здесь и теперь», при этом, поскольку он находится внутри своей линии, его воспоминания, а иногда и будущие представления оказываются ассоциированными, то есть становятся похожими на целый ряд «сейчас». Такие люди ценят настоящий момент, но им сложно организовывать свою деятельность в соответствии с расписанием и укладываться в срок. Они чаще оставляют действия незавершенными. Такая позиция более активна, так как человек больше «включен» в настоящий реальный момент. Считается, что именно она свойственна детям;  сквозное время, диссоциированная позиция, нахождение как бы рядом, или парение над собственной линией времени, воспринимая ее целиком. Представления личности о времени в этом случае линейны и последовательны, причем, в силу расположения линии времени как бы «неподалеку», эти люди оказываются в состоянии воспринимать «цепочки» и последовательности событий в продвижении из прошлого в настоящее. В результате они легко придерживаются расписаний, графиков, точны, приходят в назначенное время, требуют такой же точности от других. Прошлое они часто сохраняют в виде диссоциированных событий. Таким образом, эта позиция более абстрактна и пассивна, но позволяет делать обобщения и разрабатывать стратегии действий. Линия времени может эффективно использоваться при проведении различных психологических техник, в том числе, в терапевтической работе. Т. Джеймсом даже было основано самостоятельное направление – Time Line Therapy, или терапия линии времени, позволяющее работать с субъективной организацией времени в психике человека, прорабатывать травмирующие события и связанные с ними, принятые тогда ограничивающие решения его прошлого, изменять восприятие им своего будущего, менять в целом его жизнь. Предметом проведенного нами исследования выступила взаимосвязь особенностей субъективной линии времени личности, ее психологического возраста и реализованности жизни. [Прокопьева Е.В., Бережнёва И.В. «Исследования субъективного времени в современной психологии» Северо-Кавказский психологический вестник - № 7/1 2009 г.]

Существует понятие временного фокуса: Временной фокус – это внимание, которое люди уделяют размышлениям о прошлом, настоящем и будущем, и эта концепция важна, потому что она влияет на то, как люди включают восприятие прошлого опыта, текущих ситуаций и будущих ожиданий в свои отношения, познания и поведение. [Shipp, A. J., Edwards, J. R., & Lambert, L. S. (2009). Conceptualization and measurement of temporal focus: The subjective experience of the past, present, and future. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 110(1), 1–22]

В данном исследовании использовалась методика определения направленности на прошлое, настоящее и будущее – «Шкала временного фокуса». Люди сосредотачивают свое внимание на прошлом, настоящем и будущем, это проясняет их реакцию на явную и неявную временную информацию. Изменение реакции, в сою очередь, является фактором влияния на поведение

В пожилом возрасте восприятие времени меняется. Для пожилого человека время течет очень быстро. Также для пожилого человека свойственно оглядываться в прошлое и надолго оставаться в нем, а именно в своих мыслях, воспоминаниях.

В пожилом возрасте прослеживаются специфические особенности восприятия времени, затрагивающие различные уровни психического отражения, начиная от элементарных ощущений и кончая организацией целостной деятельности во времени.

Пожилой возраст предстает как граничный отрезок, в котором возможно движения не только в будущее, но и в прошлое. Это позволяет анализировать, оценивать, а также повторно переживать события своего прошлого, как бы еще раз прожить определенный отрезок своей жизни. Однако старость - это возраст свершившегося, реализованного, исчезновения времени будущего, без которого многие жизненные проекты теряют смысл. Зачастую потеря жизненных сил порождает у стареющего или старого человека тяжело переживаемое чувство зависимости от других, более молодых и сильных людей. Хроническая нехватка физиологических возможностей для реализации своих планов становится мощным фактором негативизации образов старости [2, 18(статья про женщин)].

Известно, как часты у людей пожилого возраста сожаления о нереализованных возможностях, совершенных неправильных шагах в решающие моменты, непоправимых жизненных ошибках. Пока же современные российские пенсионеры вынуждены приспосабливаться не только к изменениям социальной, политической, экономической, культурной ситуации, но и реагировать на изменения в самих себе – физиологических, ценностных, мотивационных и т.п. При этом прошлое включается в процесс актуального самовосприятия, т. е. люди позднего возраста, оценивая себя, ориентируются в континууме «я был – я есть».

Они постоянно думают о прошлом, анализируют, мысленно возвращаются к давно минувшим дням, все самое лучшее в прошлом и на будущее в их понимании никаких перспектив, в данном случае есть необходимость в принятии себя, своего тела, физического состояния, адаптироваться и выбрать ряд действий, полезных на данный момент.

Самопринятие с возрастом возрастает: происходит сближение того, чем человек хотел стать и чем он стал; появляется умение строить разные отношения с разными людьми. Человек преклонного возраста более умело выстраивает устойчивый круг общения и получает возможности для обретения помощи и поддержки. Это ведет к удовлетворению своей жизнью. Наличие свободного времени и опыта способны направить личностные изменения пожилого человека, на то, чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, накопленные в организме в другие возрастные периоды. Однако для сохранения и развития личности в период старости этого не достаточно. Благополучное старение подразумевает сохранение активности и возможность приостановить «сокращение» социальных связей. Для пожилых людей важно иметь свободу выбора роли, выбирать тот образ жизни, который более приемлем для их личности и более соответствует прежнему образу жизни, ибо не существует единого способа прожить старость [].

Представления о времени у пожилых людей, вовлеченных в социально значимую деятельность, будут отличаться большей сохранностью, и как следствие, субъективные временные шкалы будут в большей степени соответствовать физическим, чем у людей, социально и двигательно неактивных.

- Впервые осуществлено комплексное исследование восприятие времени людьми от 55 до 80 лет посредством ряда психофизиологических, психофизических и психологических методов.

Показано, что инволюция «активного» и «пассивного» отражения времени имеет различную возрастную динамику.

Показана исключительная роль фактора двигательной и социальной активности в сохранности временных представлений у лиц пожилого и старческого возраста.

Поскольку функция восприятия времени обнаруживает зависимость от возраста, разработанные и адаптированные методики в перспективе могут быть включены в батарею тестов и функциональных проб для определения биологического возраста. Анализ тонких возрастных изменений временных шкал и стратегий позволяет по-новому подойти к проблеме периодизации старения, вычленить периоды относительной стабильности сенсорно-перцептивных процессов и их прогрессирующей инволюции.

В позднем возрасте наблюдается огрубление временного восприятия, выражающееся в изменении дифференциальной чувствительности по длительности, деформации субъективных временных эталонов, сужении диапазона субъективных оценок.

(эрих берн):

Когда мы приступаем к решению проблемы структурирования времени, мы в каком-то смысле занимаемся программированием. Имеются три основных вида программ: материальные, социальные и индивидуальные. Наиболее простой, привычный, распространенный и удобный способ структурирования времени – заняться каким-нибудь реальным делом, попросту говоря – работой. В данном случае нам, правда, придется употреблять термин "деятельность", поскольку в общей теории социальной психологии любое социальное взаимодействие принято считать формой деятельности.

временная перспектива:

По мнению Ф. Зимбардо у любого человека существует индивидуальная временная перспектива, формирование которой происходит под влиянием множеств факторов, таких как: культурные ценности, присущие той или иной стране, региону, где проживает непосредственно человек; тип образования – базовое, специальное, высшее, гуманитарное, техническое; социально-экономический статус человека и его положение в обществе. [Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени // Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб.: Речь. 2010. 352 с.]

«Временная установка – это позитивная и негативная настроенность

субъекта по отношению к своему прошлому, настоящему и будущему». [Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. - М.: Смысл, 2004.-608 С.].

«Временная ориентация – доминирующая направленность поведения

на объекты и события прошлого, настоящего или будущего». [Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. - М.: Смысл, 2004.-608 С.].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.017 с.)