Выпускная квалификационная работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выпускная квалификационная работа



Факультет психологии и педагогики

Кафедра психологии

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

«ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ВРЕМЕННОЙ ФОКУС У ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ СУБЪЕКТИВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ»

 

 

  ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ И.о. заведующего кафедрой, ученая степень, ученое звание ________________________ Ф.И.О.                       (подпись) «___» _________ 20___ г.   Выполнил студентка Гурова О. В.                                                группы ППЗ-501 очной/заочной формы обучения направления подготовки (специальности) 37.03.01 «Психология» ____________________________________                         (подпись) «____» ____________ 20___ г.  

 

 

  Нормоконтроль ________________________ Ф.И.О.                       (подпись) «___» _________ 20___ г.       Научный руководитель Фамилия, имя, отчество: Забелина Е.В. Должность преподаватель Ученая степень КПН Ученое звание доцент ____________________________________                        (подпись) «____» ____________ 20___ г.  

 

Челябинск

2020

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования

«Челябинский государственный университет»

(ФГБОУ ВО «ЧелГУ»)

Факультет психологии и педагогики

Кафедра психологии

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

_________________________                                                   _________________20__г.

 

 

ЗАДАНИЕ

 

На выпускную квалификационную работу студента

 

_____________________________________________________________________________

(Ф.И.О. полностью)

Группа _____________

 

1. Тема работы: Жизненные ценности и временной фокус у людей пожилого возраста с различным уровнем субъективного экономического благополучия

утверждена ____________________ от ___________20___ г. № ____)

2. Срок сдачи студентом завершенной работы ____________20 ___ г.

3. Перечень вопросов, подлежащих разработке

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

 

 

Этапы выполнения дипломной работы Срок выполнения Отметка руководителя о выполнении этапа
Выбор темы ВКР, согласно рекомендациям научного руководителя 2.05.2019г  
определение цели, задачи ВКР 2.05.2019г  
Библиографический анализ литературы, согласно выбранной теме: Жизненные ценности и временной фокус у людей пожилого возраста с различным уровнем субъективного экономического благополучия 4.05.2019-1.06.2019г  
составление плана ВКР, 10.05.2019г  
составление содержания ВКР согласно рекомендациям научного руководителя 10.05.2019г  
Подготовка главы № 1, раздела № 1 - Периодизация пожилого возраста и психологические особенности каждого этапа 15.05.2019-1.06.2019г  
Подготовка главы № 1, раздела № 2 Психологическое время как предмет психологического исследования 20.08.2019-18.09.2019  
Подготовка главы № 1, раздела № 3 Подходы к исследованию индивидуальных ценностей 21.09.19-12.10.19г  
Подготовка главы № 1, раздела № 4 Подходы Субъективное экономическое благополучие: определения и содержание понятия 15.10.19-27.10.19г  
Подбор методик адекватных теме ВКР 1.10.2019г  
Проведение методики для определения, типа жизненных ценностей по Ш. Шварцу (по ходу преддипломной практики), составление описания методики 1.11.2019г  
Подготовка главы № 2. эмпирическое исследование особенностей жизненных ценностей и временного фокуса у людей пожилого возраста с различным уровнем субъективного экономического благополучия, описание цели, задачи и организации исследования 3.11.2019г  
Проведение методики на определение уровня субъективного экономического благополучие (по ходу преддипломной практики) 14.11.2019г  
Проведение методики, направленной на восприятие своего времени (по ходу преддипломной практики) 21.11.2019г  
Анализ и подсчет результатов, полученных в ходе исследования по методиккам: 1. Временной фокус (автор Шипп) 2. Субъективно-экономическое благополучие Фенема А. 3. Методика на ценностный уровень Шварца Ш. 21.11.2019-26.11.2019г  
Доработка результатов исследования, составление таблиц исправление ошибок и замечаний руководителя 27.11.2019-28.11.2019г  
Подведение итогов всей работы и формулировка основных выводов на основании полученных результатов, составление разделов «введение» и «заключение» 28.11.2019-30.11.2019г  
Доработка результатов исследования, составление таблиц исправление ошибок и замечаний руководителя 28.11.2019-30.11.2019г  

 

Научный руководитель____________________________________ Ф.И.О.

(подпись)

 

Студент                                 ____________________________________ Ф.И.О.

(подпись)

 

«____» ____________ 20___ г.

Содержание

Введение.....................................................................................................6

Глава 1 Теоретические основы исследования особенностей жизненных ценностей и временного фокуса у людей пожилого возраста с различным уровнем субъективного экономического благополучия.............................................................................

1.1 Периодизация пожилого возраста и психологические особенности каждого этапа.......................................................................................................................

1.2 Психологическое время как предмет психологического исследования 

1.3 Подходы к исследованию индивидуальных ценностей.......................

1.4. Субъективное экономическое благополучие: определения и содержание понятия................................................................................................................................

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей жизненных ценностей и временного фокуса у людей пожилого возраста с различным уровнем субъективного экономического благополучия.............................................................................

2.1 Цели, задачи и организация исследования...........................................

2.2 Методы исследования............................................................................

2.3 Анализ результатов исследования........................................................

Заключение...................................................................................................

Список литературы......................................................................................

 

 


ВВЕДЕНИЕ

В нашей стране в связи с повышением пенсионного возраста и невысокими размерами выплат, людям пожилого возраста необходимо адаптироваться в новых экономических условиях. Поэтому на сегодняшний день актуален вопрос экономического поведения людей пожилого возраста, а также факторов, влияющих на него.

Вопрос особенностей жизненных ценностей, временного фокуса у людей в пожилом возрасте, их влияния на экономическое благополучие изучен недостаточно. Данной областью исследования занимались специалисты в области социальной, организационной и экономической психологии. Так, В.А. Хащенко, изучал проблему субъективного экономического благополучия и ценностные ориентации. [37] Т. В. Дробышева рассматривала экономическую социализацию с позиции ценностного подхода.[13]

Существует понятие временного фокуса иэта концепция важна, потому что она влияет на то, как люди включают восприятие прошлого опыта, текущих ситуаций и будущих ожиданий в свои отношения, познания и поведение. [Shipp, A. J., Edwards, J. R., & Lambert, L. S. (2009). Conceptualization and measurement of temporal focus: The subjective experience of the past, present, and future. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 110(1), 1–22]

В данном исследовании использовалась методика определения направленности на прошлое, настоящее и будущее – «Шкала временного фокуса». Люди сосредотачивают свое внимание на прошлом, настоящем и будущем, это проясняет их реакцию на явную и неявную временную информацию. Изменение реакции, в сою очередь, является фактором влияния на поведение

Экономическая социализация также является неотъемлемой частью исследования в данной области, так как является фактором экономического поведения людей, посредствам чего может повлиять на уровень субъективного экономического благополучия.

Система и динамика ценностных ориентаций личности – в числе критериев экономической социализации, воспроизводство усвоенного экономического знания и опыта может быть реализовано в экономическом поведении, экономических отношений. В российском обществе экономических отношений людей позднего возраста, которые, обусловлены общественной системой ценностей. [10]

Таким образом данные, полученные в ходе исследования «Теоретической модели вторичной экономической социализации» подтвердили, что субъективное экономическое благополучие тесно связано с субъективно оцениваемым уровнем дохода, последний является одним из критериев более широкого понятия, а именно экономической социализации. (Честюнина, Забелина, 2019).

Кроме того система и динамика ценностных ориентаций личности также в числе критериев экономической социализации, воспроизводство усвоенного экономического знания и опыта может быть реализовано в экономическом поведении, экономических отношений. В российском обществе экономических отношений людей позднего возраста, которые, обусловлены общественной системой ценностей. [Вяткин А. П. «Психология экономической социализации личности: субъектно-ролевой подход» монография – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. – 383 с]

 Экономической социализацией людей позднего возраста можно назвать относительно устойчивый социальный процесс установления соответствия между совокупным уровнем их актуальных социально-экономических потребностей и наличным уровнем удовлетворения данных потребностей.

Ресурсом экономической социализации могут послужить жизненные ценности личности. Например, с позиции Н. Ф. Голованова влияние на экономическую социализацию субъекта оказывают семейные ценности и установки, потому что они транслируются со стороны родителей, а родители в свою очередь являются наиболее важными субъектами в жизни человека, все экономические приемы положительно или отрицательно влияющие на экономическое благополучие глубоко запечатлеется и формируют экономические установки. Непосредственное участие в экономической деятельности, например в роли покупателя, работника по найму или даже предпринимателя вводит ребенка в мир экономики. Анализируя теоретический материал, касающийся экономической социализации как предмета психологического исследования, хотелось бы выделить ценности и ценностные ориентации, одновременно выступающие ее ресурсами, факторами и критериями.

Цель научной работы – выявить особенности жизненных ценностей и временного фокуса у людей пожилого возраста с различным уровнем субъективного экономического благополучия.

Объект – жизненные ценности, временной фокус, субъективное экономическое благополучие

Предмет – особенности жизненных ценностей и временного фокуса у людей пожилого возраста с различным уровнем субъективного экономического благополучия.

Гипотеза – жизненные ценности и временной фокус имеют специфику у людей пожилого возраста с различным уровнем субъективного экономического благополучия.

Задачи:

1. Рассмотреть теоретический феномен экономической социализации людей позднего возраста, его факторы и критерии.

2. Выявить и объяснить роль особенностей жизненных ценностей и временного фокуса у людей пожилого возраста с различным уровнем субъективного экономического благополучия

3. Подготовка психологического инструментария, выбор методик определяющих ценностного уровня, временного фокуса, субъективного экономического благополучия

4. Формирование группы испытуемых позднего возраста с учетом периодизации экономической социализации у людей пожилого возраста

5. Применение методик определяющих временной фокус, ценностный уровень и субъективное экономическое благополучие на группе испытуемых пожилого возраста

Для определения жизненных ценностей, временного фокуса и уровня субъективного экономического благополучия у людей пожилого возраста были использованы следующие методы:

1. Временной фокус (автор А. Шипп)

2. Шкала Субъективного экономического благополучия Фенема А. (адаптация О.С. Дейнека, 1999)

3. Опросник жизненных ценностей Шварца Ш.

Целесообразно организовывать и психологическую работу с пенсионерами по повышению уровня их экономической активности, разрабатывать программы профессиональной адаптации для пожилых людей, проводить тренинги, психологические консультации, которые позволят людям значительно продлить активную жизнь, чувствуя свою востребованность и получая возможность профессиональной реализации.

Данное исследование особенностей жизненных ценностей и временного фокуса у людей пожилого возраста с различным уровнем субъективного экономического благополучия направлено на расширение и углубление знаний в области в области экономической психологии, для использования в дальнейшем на практике, и разработки способов психологического просвещения, целью которого является повышение финансовой грамотности старшего поколения в геронтологических центрах реабилитации.

СУБЪЕКТИВНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ

Главным показателем степени цивилизованности государства является такое состояние общества, в котором каждый человек удовлетворяет свои основные духовные и материальные потребности и имеет равные возможности для реализации своего потенциала. Благополучность людей старшего возраста характеризуется активным участием людей преклонного возраста не только в сохранении и развитии личности и ее здоровья, но и в социально-экономических, политических, культурных процессах современного общества.

Субъективное экономическое благополучие является широким понятием, в котором выделяют такие составляющие экономического благополучия, как жизненный стандарт, семейный доход, сбережения, работа, жилье. Следует также разграничивать понятия «объективный экономический статус» и «субъективный экономический статус». Объективный экономический статус выражается доходом и собственностью и может слабо коррелировать с субъективным. При этом субъективная адекватность бюджета объясняет больше различий в удовлетворенности жизнью, чем объективная адекватность – отношение дохода семьи к среднему прожиточному уровню или средней зарплате. Можно выделить некоторые компоненты субъективного экономического благополучия такие как:

- удовлетворенность стандартом жизни, то есть степень, в которой доход воспринимается как обеспечивающий «комфортную» жизнь;

- справедливость денежных распределений в процессе труда;

- ожидания относительно изменения своего дохода.

Субъективное экономическое благополучие зависит от актуального статуса личности в сравнении с желаниями, потребностями и с тем, что человек, по его мнению, заслуживает. Оно влияет не только на экономическое поведение личности, но и на социальную интегрированность личности в обществе. [Экономическая психология: Метод. указания / Сост. Е.А. Угланова; Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2002. 28 с.]

Субъективное экономическое благополучие определяется как результат социального сравнения фактического статуса человека с его притязаниями, потребностями и восприятием собственного положения. [Субъективное экономическое благополучие и его измерение: построение опросника и его валидизация Хащенко В. А., Российский гуманитарный научный фонд, Москва «Экспериментальная психология», 2011, том 4, № 1, с. 106–127]

В. Хащенко предлагает модель эмпирическую модель субъективного экономического благополучия, в которой выделяют группы социально-благополучных и социально-неблагополучных граждан пожилого возраста, проживающих в России. [36]

Первая группа – социально-благополучные пожилые люди. Эта группа неоднородна. Она может включать в себя подгруппы. К первой подгруппе можно отнести пожилые люди, которые живут относительно обеспеченно, кроме пенсии они еще получают помощь от своей семьи. Они живут со своими взрослыми детьми, они сумели сохранить с ними нормальные, теплые отношения, общаются с внуками. Они все еще работают и получают от этого не только прибавку к пенсии, но и моральное удовлетворение. Они относительно здоровы и бодры. [36]

Другая подгруппа – это пожилые люди супруги или одинокие, которые также достаточно обеспечены, живут отдельно от детей, но поддерживают с ними, а также с внуками дружеские отношения. Они все еще работают либо ради собственной материальной поддержки, либо ради морального удовлетворения. Следующая подгруппа – это одинокие супружеские пары или пенсионеры-одиночки, достаточно бодрые, чтобы обслуживать себя самостоятельно. Они обеспечены либо за счет пенсий и льгот, либо за счет того, что кто-то из супругов еще работает. Они деятельны, общаются с друзьями, соседями, ведут определенную светскую жизнь (периодически ходят в театры, консерватории, музеи). [36]

Третья группа включает в себя одинокие супружеские пары или пенсионеры-одиночки, которые относительно здоровы, чтобы обслуживать себя. Они не работают, живут на пенсию, но не нищенствуют. Они общаются с соседями, друзьями, но их ограниченные материальные средства не дают возможности посещать какие-либо интересные мероприятия, свое время они могут проводить за телевизором, книгами, могут посвятить себя религии. [36]

Социально-неблагополучные группы пенсионеров. Их тоже можно разделить на определенные подгруппы. Это пожилые люди (супруги или одинокие), получающие небольшую пенсию, они живут вместе с детьми, которые также нуждаются в материальных средствах и поэтому не могут помогать своим пожилым родителям. Но самое главное, что делает жизнь данной группы неблагополучной – это отсутствие моральных регуляторов, с помощью которых можно было бы наладить взаимоприемлемое совместное существование. Возможно, это происходит в силу недостатка культуры и морального воспитания. Пожилые люди в такой семье – обуза, дополнительный фактор раздражения. Естественно, это не прибавляет здоровья и благополучия ни пожилым людям, ни их взрослым детям. Другая подгруппа – это пожилые люди (супруги или одинокие), которые живут отдельно от взрослых детей, нуждаются материально, но помощи от детей не получают. Более того, их отношения с детьми носят эпизодический характер, они по существу заброшены. При этом здоровье может позволять им обслуживать себя, но перспектива их дальнейшего существования весьма проблематична.

 Следующая подгруппа – одинокие старики, не имеющие детей, не работающие, проживающие в неблагоприятных условиях. Они накопили множество болезней, считают каждую копейку, но все еще борются с тяжелыми обстоятельствами. Их участь наиболее незавидна.

Социальное самочувствие – это интегральная характеристика удовлетворенности или неудовлетворенности человека своим социальным положением Социальное самочувствие проявляется как целостная, относительно устойчивая эмоциональная реакция субъекта на воздействие социальной среды и условий его жизнедеятельности. Оно выступает результатом осознания и переживания человеком значимости различных сторон его жизни, вырастает из непосредственных условий бытия человека, определяющих степень удовлетворения его потребностей, самоутверждения и самореализации. [34]

На улучшение социального самочувствия успешного процесса экономической социализации граждан пожилого возраста на российский социум влияют такие объективные и субъективные факторы их существования, как материальное положение, здоровье, наличие возможности работать за материальное вознаграждение, хорошие отношения с детьми.

Нарастание и закрепление в обществе стереотипов в отношении населения старших возрастов, имеющий негативный характер по отношению к ним может вызвать у них отрицательные эмоции и стать следствием низкой самооценки. Важную роль играет исключение населения старших возрастных групп из активной политической, культурной, гражданской и прочих сфер жизни российского общества. Проблемы пенсионеров нашей страны снижают уровень благополучия и вместе с ним связанный уровень экономического сознания, экономической социализации. Но кроме негативных аспектов общества есть также позитивные моменты, откуда имеется возможность черпать силы, на улучшение социального самочувствия. Различные тренинги, социальные дома отдыха, профилактории, в которых присутствуют разного рода занятия с пожилыми людьми, и создается благоприятная и спокойная атмосфера, в которой у любого человека появится желание отвлечься, переосмыслить текущее положение дел в совей жизни, заняться собой.

Социально-благополучные пожилые люди имеют хорошее здоровье, хорошее настроение, относительное материальное благополучие, наличие семьи и детей, возможность заниматься трудовой деятельностью, которая приносит материальное и моральное удовлетворение, что несомненно благоприятно способствует развитию экономической социализации пожилых людей.

 

Современная европейская цивилизация, проблемами старения. На всемирной ассамблее по проблемам старения была задекларирована необходимость создания условий для полноправного и эффективного участия пожилых людей в экономической, политической и социальной жизни общества в долговременном программном документе, также были обеспечены возможности для развития индивидуальных способностей старшего поколения, и реализации их творческого потенциала, обеспечения благосостояния на протяжении всей жизни. Глобальный процесс старения в развитых странах вызвал необходимость пересмотреть традиционные подходы к системе образования в целом и выделить специфические направления социального образования в отношении старшего поколения в российском обществе. [9]

В нашей стране в условиях кризиса остро стоит вопрос экономической адаптации пожилых граждан к подобным реформам и различным поискам направлений и включения их в активную жизнедеятельность общества.

Высокая численность пожилых людей в составе российского населения означает усиление их роли в процессах жизнедеятельности общества и сопровождается повышением их ожиданий в части обеспечения государством социальных гарантий. Несмотря на это желание пенсионеров трудиться не всегда согласуется с условиями российской действительности, которая не может ответить адекватным предложением рабочих мест для незанятых пенсионеров. Содержание и приоритетность мер государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения находится в прямой связи со стратегией социально-экономического развития страны и определяются на основе научно обоснованной оценки остроты и значимости социальных проблем, исходя из финансовых и других ресурсных возможностей государства.

Теоретически можно выделить некоторые группы социально-благополучных и социально-неблагополучных граждан пожилого возраста, проживающих в России. [31]

В настоящее время в нашей стране сложилось несколько встречно направленных тенденций в изменении положения лиц старших возрастов. Например, тенденция увеличения их количества и доли в общей численности населения страны. Или имеющее место массовое ухудшение социально-экономического положения этой группы населения. Также существует выраженная дискриминация населения старших возрастов в различных сферах деятельности. В это проявляется частности, в сферах труда, доступа к образованию, получению ряда услуг, особенно это касается предложений на коммерческой основе. Нарастание и закрепление в обществе стереотипов в отношении населения старших возрастов, имеющий негативный характер по отношению к ним. Важную роль играет исключение населения старших возрастных групп из активной политической, культурной, гражданской и прочих сфер жизни российского общества. Проблемы пенсионеров нашей страны снижают уровень благополучия и вместе с ним связанный уровень экономического сознания, экономической социализации. Но кроме негативных аспектов общества есть также позитивные моменты, откуда имеется возможность черпать силы, на улучшение социального самочувствия. Различные тренинги, социальные дома отдыха, профилактории, в которых присутствуют разного рода занятия с пожилыми людьми, и создается благоприятная и спокойная атмосфера, в которой у любого человека появится желание отвлечься, переосмыслить текущее положение дел в совей жизни, заняться собой.

Вывод на основании оценки факторов социально-экономического благополучия и неблагополучия:

Социально-благополучные пожилые люди имеют хорошее здоровье, хорошее настроение, относительное материальное благополучие, наличие семьи и детей, возможность заниматься трудовой деятельностью, которая приносит материальное и моральное удовлетворение, что несомненно благоприятно способствует развитию экономической социализации пожилых людей.

Социально-неблагополучные пожилые люди Объективные факторы социального благополучия и неблагополучия: Слабое здоровье, плохое материальное положение, невостребованность со стороны детей и внуков, либо отсутствие близких, грусть, депрессия, апатия, отсутствие взаимопонимания с окружающими людьми, отсутствие оплачиваемой работы все данные факторы негативно сказывается на развитии экономической социализации пожилых людей и проявляется у категории граждан находящихся в социально-неблагополучном положении.


 

Характеристика выборки

 

Исследование проводилось в отделении дневного пребывания (ОДП) Муниципального учреждения Комплексного центра социального обслуживания населения по Калининскому району города Челябинска.  В нем принимало участие 100 человек в возрасте 50 – 80 лет. Данный диапазон выборки затронул четыре этапа, в структуре периодизации позднего возраста Муруговой В. В. и Утеевой Э. Н., от «Молодого» пожилого возраста, до периода завершения трудовой деятельности.

На данном возрастном этапе идет процесс развития поздней экономической социализации. Выборку составили пенсионеры города Челябинска. Исследование проводилось, непосредственно, в дневном отделении Комплексного центра социального обслуживания населения. Принимали участие: 38 мужчин и 62 женщины.

Этапы исследования

 

1 этап – формирование выборки людей пожилого возраста для участия в эмпирическом исследовании;

2 этап – выбор методик адекватных теме исследования;

3 этап – подготовка психологического инструментария;

4 этап – проведение тестирования;

5 этап – анализ результатов;

6 этап – составление заключения на основании выводов по проведенному исследованию

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для исследования были взяты следующие методики:

1. Временной фокус (автор Шипп)

2. Шкала Субъективного экономического благополучия Фенема А. (адаптация О.С. Дейнека, 1999)

3. Опросник жизненных ценностей Шварца Ш.

 

Таблица №1

Понятие

Средний ранг

U

P

Высокий доход Низкий доход
конформность 7500,00 6528,00 2958,0 0,09
традиции 7594,50 6266,50 2780,5 0,03
доброта 7551,50 6476,50 2906,5 0,06
универсализм 7331,50 6696,50 3126,5 0,25
самостоятельность 7496,50 6531,50 2961,5 0,09
стимуляция 6467,00 7561,00 2981,0 0,10
гедонизм 6894,50 6966,50 3408,5 0,90
достижения 7388,00 6307,00 2821,0 0,05
власть 7026,00 6835,00 3349,0 0,76
безопасность 6958,50 7069,50 3472,5 0,97

 

 

U – Критерий Манна-Уитни

P – Двусторонняя асимптотическая значимость или значение различия

 

 Степень различия определяется по формуле:

P ≤ 0,05


 

Как видно в таблице №1 ценность традиции имеет значимое различие у людей с высокой и низкой оценкой субъективного экономического благополучия (U=2780, р=0,03). Стремление у обеспеченных, с их точки зрения, доходом людей соблюдать традиции выше (75,94), чем у пожилых граждан более низко оценивающих свой доход. Это говорит о том, что люди с высоким показателем субъективного экономического благополучия в большинстве случаев, соблюдают баланс и стабильность в образе жизни. В общении с другими людьми, для них важно их окружение, роль в обществе, люди, умеющие чтить традиции, живут в согласии и гармонии со своими родными, что способствует душевному спокойствию, а спокойствие и уравновешенность сопутствует успехам в делах и то же не может не коснуться финансовой сферы. И напротив, люди с низким субъективным экономическим благополучием (62,66). Менее склонны ценить традиции и обычаи своего народа. Что касается окружения родных, то иногда традиции подкрепляют родственные отношения, дают поддержку, если же они не выражены, то и внутреннее состояние может быть менее устойчиво, и в случае неустойчивого образа жизни и внутреннего состояния успех в карьере также будет неустойчив, что может сыграть роль в финансовой сфере, имеющую при данном обстоятельстве тенденцию к снижению дохода.

На уровне тенденции различаются (P=0,06) показатели ценности доброта у людей пожилого возраста с разным уровнем субъективного экономического благополучия (U=2906,5). Более часто ценность доброты проявляется у людей субъективно более благополучных (75,52). По-видимому, малообеспеченные люди более озабоченны своим финансовым состоянием, нежели подобными жизненными ценностями (64,77). Но если взглянуть на данную ценность с другой стороны, то можно предположить, что уровень дохода у всех испытуемых примерно одинаковый, разница лишь в восприятии данного уровня, все-таки оценка каждого достаточно субъективна. Личность, у которой развита потребность в благополучие своих близких, хороших отношениях в семье, более удовлетворена своей жизнью, своим доходом, за счет наполненности внутренним смыслом в виде ценностей, дающих также внутреннее удовлетворение. И напротив – люди, у которых внутри некая опустошенность, видят огромное количество минусов во внешней среде, они постоянно недовольны собой и своим заработком, каким бы он не был, плохая установка всегда ведет к спаду во всех сферах, включая сферу финансов. Люди, выше оценивающие свой уровень дохода, в больше степени стремятся обеспечивать благополучие своим близким, заботится о них.

Ценность Достижения также имеет значимое различие (P=0,05) у людей позднего возраста с разной оценкой уровня субъективного экономического благополучия (U=2821,0). Пожилые люди с высоким уровнем дохода нацелены на личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами (73,88). Пенсионеры, оценивающий свой уровень дохода как более низкий, менее ориентируются на достижение результата (63,07) и менее проявляют социальную компетентность в условиях доминирующих культурных стандартов, что влечет за собой социальное одобрение.

На уровне тенденции (P=0,09) выявлены различия в ориентации на ценность конформности у людей с разной оценкой субъективного экономического благополучия (U=2958,0). Ценность конформности значимо выше проявляется у людей с высоким уровнем субъективного экономического благополучия, это дает основание утверждать, что подобные индивидуумы имеют большую тенденцию сдерживания и предотвращения действий, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям. Что касается людей с низким уровнем субъективного благополучия, то данная ценность имеет тенденцию проявляться в меньшей степени.

Изучая таблицу 1, можно отметить, что у людей с высоким уровнем субъективного экономического благополучия более выражена ценность самостоятельности – стремление к независимости в суждениях и поведении. И это достаточно явно отражено в таблице (самостоятельность людей с высоким доходом – 74,97; самостоятельность с низким доходом – 65,32). Это говорит о том, что у самостоятельных людей больше возможностей успешно зарабатывать, они являются «хозяевами» своей жизни, а несамостоятельные люди, просто плывущие по течению жизни, мало совершают, либо вовсе не совершают движений для достижения большего дохода, соответственно и получают от жизни меньше.

У пожилых людей с низким уровнем субъективного экономического благополучия ценность стимуляции более выражена (75,61), значит им наиболее свойственно стремление к новизне и глубоким переживаниям. У пожилых людей с высоким уровнем дохода стимуляция менее выражена (64,67). Возможно, недостаток новых впечатлений, знаний, возможностей заставляет людей оценивать свой уровень субъективного благополучия как более низкий.

Жизненные ценности и субъективное экономическое благополучие взаимосвязаны. Также ценностные ориентации, отдавая дань традициям, могут сыграть роль в жизни человека, в поддержании им определенного баланса в повседневной жизни, что может, способствовать финансовой стабильности. Подобные люди в большинстве случаев оказываются порядочны, уравновешены, и ведут достаточно размеренную жизнь. Но в каждом правиле найдется исключение и антиподы вышеупомянутым индивидуумам (люди независимые от норм морали и прочих общепринятых ценностей) могут бросаться из крайности в крайность в своих решениях, касающихся работы и расходов, что, как следствие ведет к финансовой нестабильности, скорее всего это одна из причин их неудовлетворительного субъективного экономического благополучия.

Такие типы ценностей по Ш. Шварцу как традиции, доброта, и достижения более выражены у людей пожилого возраста с высоким уровнем субъективного благополучия. Что касается людей с низким уровнем субъективного благополучия, то есть им более свойственна стимуляция, это указывает на потребности в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности.

Что касается временного фокуса, то как видно из таблицы №2, пожилые люди с низкой и высокой субъективной оценкой экономического благополучия не имеют значимых различий, касающихся прошлого и будущего, но у людей с низким уровнем субъективного экономического благополучия имеется тенденция большей направленности на настоящее (U=3128, р=0,31).

 

Таблица №2

Понятие

Средний ранг

U

p

Высокий доход Низкий доход прошлое 70,24 70,05 3434,5 0,87 настоящее 72,47 66,14 3128,0 0,31 будущее 68,55 70,07 3368,5 0,81

 

 

U – Критерий Манна-Уитни

P – Двусторонняя асимптотическая значимость или значение различия


Заключение

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.121 с.)