Упражнение «Меня радует, меня огорчает». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Меня радует, меня огорчает».



Цель: эмоциональный настрой на работу, раскрепощение участников.

Время: 5 минут

Техника проведения: Родителям предлагается продолжить предложение «Меня радует…», «Меня огорчает…».

2. Мини-лекция «Факторы суицидального поведения»  

Современное общественное развитие насыщено множеством проблем, с которыми сталкивается молодежь. Не обладая достаточным жизненным опытом и умением справляться с возникшими жизненными трудностями значительная часть молодого поколения, желая избавиться от них, выбирает путь добровольного ухода из жизни, что не может не вызывать тревоги у общества в целом и у каждого из нас.

Самоубийства совершаются людьми различных психологических типов. Необходимо подчеркнуть, что какой-либо единой личностной структуры, специфичной для суицидального поведения и достаточно определённо указывающей на вероятность его возникновения, не обнаружено. Не существует так называемого типа «склонных к самоубийству». Всё зависит от силы психотравмирующей ситуации и её оценки как непереносимой.

Рассмотрим, какие ситуации могут считаться психотравмирующими и являться факторами суицидального поведения. К ним относятся:

1. Семейное неблагополучие: отсутствие отца в раннем детстве; «матриархальный» стиль отношений в семье (сильное влияние матери); отсутствие внимания, отверженность в детском и подростковом возрасте; чрезмерная опека, частые скандалы в семье; развод родителей; воспитание в детском доме при наличии родителей; наличие в семье случаев самоубийств, попыток самоубийств или суицидальных угроз со стороны близких родственников.

2. Биографические: побеги из дома; частая смена мест учебы; злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами; неудачи в обучении, изоляция в коллективе; наличие друзей, совершивших самоубийство.

3. Медицинские: соматическая патология (внутренние болезни); психические заболевания

4. Индивидуальные: низкий или заниженный уровень самооценки; неуверенность в себе; высокая потребность в самореализации; высокая значимость тёплых, эмоциональных связей, трудности в волевых усилиях при принятии решений; снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднений; тенденция к самообвинению, преувеличение своей вины; несамостоятельность; высокий уровень тревожности; недостаточная социализация, инфантильность и незрелость личности.

 

3. Методика «Карта риска суицида» (модификация Л.Б. Шнейдер)

Цель: определить степень выраженности факторов риска суицида у подростков.

Время проведения: 15 минут.

Материалы и оборудование: бланки для заполнения теста.

Техника проведения: родителям предлагается заполнить таблицу с утверждениями о поведении ребенка, оценив их по степени выраженности.

 

Фактор риска Не выявлен Слабо выражен Сильно выражен

I. Биографические данные

1. Ранее имела место попытка суицида – 0,5 +2 +3
2. Суицидальные попытки у родственников – 0,5 +1 +2
3. Развод или смерть одного из родителей – 0,5 +1 +2
4. Недостаток тепла в семье – 0,5 +1 +2
5. Полная или частичная безнадзорность – 0,5 +0,5 +1

II. Актуальная конфликтная ситуация

А — вид конфликта:

1. Конфликт с взрослым человеком (педагогом, родителем) – 0,5 +0,5 +1
2. Конфликт со сверстниками, отвержение группой – 0,5 +0,5 +1
3. Продолжительный конфликт с близкими людьми, друзьями – 0,5 +0,5 +1
4. Внутриличностный конфликт, высокая внутренняя напряженность – 0,5 +0,5 +1

Б — поведение в конфликтной ситуации:

5. Высказывания с угрозой суицида – 0,5 +2 +3

В — характер конфликтной ситуации:

6. Подобные конфликты имели место ранее – 0,5 +0,5 +1
7. Конфликт отягощен неприятностями в других сферах жизни (учеба, здоровье, отвергнутая любовь) — 0,5 +0,5 +1
8. Непредсказуемый исход конфликтной ситуации, ожидание его последствий – 0,5 +0,5 +1

Г — эмоциональная окраска конфликтной ситуации:

9. Чувство обиды, жалости к себе – 0,5 +1 +2
10. Чувство усталости, бессилия, апатия – 0.5 +1 +2
11. Чувство непреодолимости конфликтной ситуации, безысходности – 0.5 +0,5 +2

III. Характеристика личности

А — волевая сфера личности:

1. Самостоятельность, отсутствие зависимости в принятии решений – 1 +0,5 +1
2. Решительность – 0,5 +0,5 +1
3. Настойчивость – 0,5 +0,5 +1
4. Сильно выраженное желание достичь своей цели – 1 +0,5 +1

Б — эмоциональная сфера личности:

5. Болезненное самолюбие, ранимость – 0,5 +0,5 +2
6. Доверчивость – 0,5 +0,5 +1
7. Эмоциональная вязкость («застревание» на своих переживаниях, неумение отвлечься) – 0,5 +1 +2
8. Эмоциональная неустойчивость – 0,5 +2 +3
9. Импульсивность – 0,5 +0,5 +2
10. Эмоциональная зависимость, потребность в близких эмоциональных контактах – 0,5 +0,5 +2
11. Низкая способность к созданию защитных механизмов – 0,5 +0,5 +1,5
12. Бескомпромиссность – 0,5 +0,5 +1,5

 

Для определения степени выраженности факторов риска у подростков высчитывается алгебраическая сумма и полученный результат соотносится с приведенной ниже шкалой:

менее 9 баллов — риск суицида незначителен;

9–15,5 баллов — риск суицида присутствует;

более 15,5 балла — риск суицида значителен.

Выявив с помощью «карты риска» предрасположенность к попыткам самоубийства, нужно постоянно держать подростка в поле зрения и чутко реагировать на малейшие отклонения в его настроении и поведении. Если итоговая сумма баллов превышает критическое значение или поведенческие особенности (знаки беды) начинают усиленно проявляться, то рекомендуется обратиться к психологу или врачу-психиатру за квалифицированной помощью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.007 с.)