Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г. В. Лейбниц (1646–1716) написал труды по дифференциальному и интегральному исчислению.

Поиск

Не менее значимы открытия и в области физики:

И. Ньютон (1643–1727) выдвинул корпускулярно-волновую теорию света, сформулировал основные законы механики и открыл закон всемирного тяготения,

Х. Гюйгенс (1629–1695) раскрыл тайну кольца Сатурна,

  Э. Торричелли (1608–1647) создал научные направления гидравлики и метеорологии.

Если человек неразвитой цивилизации был уверен в стабильности окружающей его природы и общества, в котором он жил (а то и другое воспринималось им как нечто неизменное, существующее изначально согласно божественным законам), то европейская цивилизация Нового времени выдвинула в качестве важнейшей ценности человеческий разум.

Диалектический ум и деловые качества теперь ценились выше всего и не зависели от происхождения. Формулируется концепция «общественного договора», явившаяся большим достижением европейской культуры на пути становления правового государства и гражданского общества.

XVII век стал не только веком науки, но и веком искусств. Так, по числу великих художников этот век продолжает на новом уровне стиль эпохи Возрождения, причем искусство переживает подъем во всех европейских странах.

  Главными стилями искусства становятся барокко и классицизм. В целом искусство реализует процесс дифференциации, что проявляется в его обособлении от религии, усилении субъективного начала и в изменении существующих и возникновении новых жанров.

Однако самое главное, что основные художественные стили XVII века были не просто стилями искусства для искусства – их влияние распространилось на все направления культуры, поскольку каждый из них стал специфической формой мышления, особым менталитетом европейского общества.

XVIII век ознаменован появлением нового идейно-культурного движения, получившего название Просвещения. Его основными чертами стало стремление человеческого разума исследовать явления окружающего мира и найти гармонию индивидуальной и общественной жизни.

Материалистическая идеология Просвещения явилась духовной предпосылкой Великой французской буржуазной революции 1789–1793 гг. и создания государства Северо-Американских Соединенных Штатов.

Хотя идеология Просвещения возникла в XVII веке (её родоначальником считается английский философ Д. Локк), расцвет её приходится на следующее столетие. Наибольшего развития эпоха Просвещения достигла во Франции и представлена такими мыслителями как Вольтер (1694–1778), Ш. Монтескьё (1689–1755), Ж.-Ж. Руссо (1712–1778) и др.

Прослеживая и осмысливая эволюцию человечества, философы-просветители разработали целостную концепцию его прошлого, настоящего и будущего, основывающуюся на так называемом «естественном праве».

Согласно концепции «естественного права», первоначально люди жили в безгосударственном, или естественном состоянии, и лишь с появлением государства перешли в гражданское состояние. С позиций «естественного права» просветители подвергали критике существующий государственный строй, видя в нём два основных препятствия построению нового общества: деспотизм, выступающий в форме абсолютной монархии, и обскурантизм, воплощением которого была религия и церковь. Тем самым деятельность просветителей способствовала дальнейшему ослаблению религиозных основ культуры и усилению её светского характера.

XVIII столетие стало временем последовательного развития науки. В этот период начавшаяся ранее научная революция, и естественно-научное знание приобретает классическую форму. Его основными критериями становятся следующие: объективность знания, возрастает роль экспериментальных исследований исключение субъективизма.

Важнейшим шагом на пути к такому знанию стало издание фундаментальной «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», начатое Д. Дидро и Д’Аламбером, которая систематизировала важнейшие научные достижения человечества и утвердила новую систему культурных ценностей, отразившую наиболее прогрессивные взгляды того времени.

Возросший авторитет науки приводит к появлению первых форм сциентизма, который, ставит науку на место религии.

На основе сциентизма формируется сциентистский утопизм, согласно которому политика основывается на научных законах, а само общество устроено на тех же законах, что и природное окружение (Дидро). Такой подход приводит к тому, что человек становится основным субъектом познания и действия, что ярко проявится в культуре Новейшего времени.

В художественной культуре наблюдается больше преемственности с предыдущим столетием. Основными стилями в искусстве по-прежнему остаются барокко и классицизм. В то же время продолжается дробление искусства на отдельные направления; так, возникают новые стили, в частности, рококо и сентиментализм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.214.16 (0.008 с.)